Италия 2019 - На велосипеде вдоль речки По
Майские праздники 27 апреля - 11 мая 2019
(Пьемонт, Ломбардия, Эмилия-Романья)
На велосипеде по Италии в мае кататься хорошо. Весна тут напоминает наше северное лето, цветут маки и ромашки, повсюду пробуждается сельскохозяйственная жизнь, народу мало. Езда на велосипеде вдоль речки По и ее притоков, вдоль рисовых (!) полей перемежается посещением удивительных итальянских городов: Бергамо, Турин, Павия, Пьяченца, Кремона и Мантуя.
Идея похода: открыть новый легкий (практически нет рельефа) маршрут по Северной Италии с посещением не очень известных, но интересных маленьких городов.
Маршрут: имеет информационную поддержку в виде изданного атласа: 1-я часть маршрута начинается в горном районе Pian del Re, проходит через Турин и доходит до Кремоны. 2-я часть: Кремона - Адриатическое море. Мы прошли маршрут от Турина до Кремоны и повернули на региональные веломаршруты Кремона – Мантуя, Мантуя – озеро Гарда. Веломаршрут проложен по обеим берегам реки, мы ехали то по правому, то по левому берегу, в зависимости от объектов, которые хотели увидеть, длины дневного трека, особенностей покрытия, логистики и точки ночлега. Переходили с одного берега на другой несколько раз.
Логистика подъездов: СПб- Лаппиенрата (трансфер) + перелет Лаппиенранта - Бергамо(прямой самолет) с велосипедами. Подъезд к старту: региональный поезд Бергамо – Турин. Подъезд от финиша маршрута на озере Гарда:региональный поезд Пескера-дель-Гарда - Бергамо.
Перелеты авиакомпанией Ryanair(На борт один самолет берет 20 велосипедов. Билет на велосипед можно купить сразу, можно чуть позже – цена на перевозку велосипеда фиксированная – 60 евро (32 кг) в одну сторону, а цены на основной билет переменчивы: 60-80 евро (в одну сторону) в ноябре – декабре, резко возрастают с января по апрель).
Сезонность: весна или осень, но не лето – очень жарко уже в конце июня. Ночевки: кемпинги или апартаменты. Дикие ночевки возможны при тщательном исследовании пути (некоторые точки буду указывать в отчете), заранее определить эти места очень сложно, т.к. территория сельскохозяйственная, все пространства заняты рисовыми полями, зeленых массивов немного, населенка. Хоть и едешь вдоль реки, подходы к воде чаще всего затруднены.
Достопримечательности: ночевки задуманы были так, чтобы осматривать города спокойно, не карауля велосипеды и не рискуя их потерять. Т.е. велосипеды хранились в кемпингах или апартаментах, а мы исследовали города пешком. Для углубленного знакомства с городами мною были созданы авторские аудиогиды с обозначенными на активной карте точками осмотра. Это давало возможность всем участникам автономно, в собственном режиме знакомиться с достопримечательностями великолепных итальянских городов. Аудиогиды по городам https://cms.izi.travel приложены к данному отчету в соответствующем месте рассказа.
Бюджет: с авиабилетами, подъездами к началу и концу маршрута, питанием и проживанием с человека: 120 евро билет + 25 тыс.руб.все остальное. Музеи не входят в эту сумму, но их было не так уж много.
Нитка маршрута
День |
Маршрут |
Км |
1. |
Бергамо аэропорт – Бергамо |
5 км |
2. |
Турин жд вокзал – город – кемпинг Турин |
13 км |
3 |
Кемпинг Турин – Фонтанетто По (Fontabetto Po) (ночевка дикая) |
80 км |
4 |
Fontabetto Po -Sale |
83 км |
5 |
Сале (Sale) – Павия кемпинг |
72 км |
6 |
Павия (кемпинг) – Павийская Чертоза – Павия(кемпинг) Полудневка – город |
24 км |
7 |
Павия(кемпинг) - Пьяченца (хостел) |
77 км |
8 |
Пьяченца - город (полудневка) Пьяченца – Кремона (кемпинг) |
44 км |
9 |
Кремона -дневка |
- |
10 |
Кремона (кемпинг) – Кассальмаджоре (апартаменты) |
61 км |
11 |
Кассальмаджоре (апартаменты) – Мантуя (апартаменты) |
58 км |
12 |
Мантуя - дневка |
- |
13 |
Мантуя – озеро Гарда (Пескара дель Гарда) +радиалка в Симьоне |
86 км |
14 |
Озеро Гарда (кемпинг) – жд вокзал (переезд на поезде в Бергамо) Бергамо жд вокзал - аэропорт |
10 км |
582 км |
Наша группа
Описание маршрута
1-й день
27 апреля суббота
Переезд СПБ – Лаппиенранта на грузовом такси 8 человек + велосипеды, упакованные к перелету. Аэропорт маленький, домашний. С нашим нестандартным грузом обходятся очень внимательно и бережно. Все велосипеды загружены в одну тележку. Из застекленной веранды зала ожидания можно наблюдать за их перемещением. (!) Интересный нюанс перевозки туристического снаряжения: оказывается, спички и зажигалку одновременно в одном багаже нельзя перевозить. Только что-то одно, причем в ручной клади.
2-й день
28 апреля воскресенье
Бергамо
Самолет прибывает в Бергамо в полночь. Это очень некомфортно для обычных путешественников, но вполне приемлемо для велосипедистов. У нас до утра достаточно времени, чтобы собрать все 9 велосипедов. Часть группы укладывается спать на пенках в спальниках прямо на свежем воздухе, благо тут уже тепло даже ночью. Огораживаем скамейками и тележками себе место, развлекаем своими сборами и цыганским табором окружающих. С большим интересом расспрашивают, кто мы и откуда (на русском, итальянском и английском). При этом за вещами нужно-таки посматривать, т.к. интерес некоторых личностей к нам, кажется, непраздный.
Рано утром выезжаем по велодорожке, что начинается прямо от аэропорта, в город Бергамо. День решено посвятить этому красавцу.
Ночуем в апартаментах Holiday Family Bergamo. Бронировала на Booking. Квартира (весьма просторная) расположена очень близко от вокзала – это удобно. Есть гараж для велосипедов \ авто. Хозяин любезно разрешил загрузить велосипеды в гараж уже в 10.00, хотя заселение в 14.00.
Подробнейший рассказ о Бергамо я уже сделала. См.:https://velocrunch.ru/articles/italy-bergamo Бергамо-тур аудио (не мой): https://izi.travel/ru/8285-znakomstvo-s-bergamo/ru#tour_details_first
Закон итальянских городов всегда один: их невозможно исчерпать. Выходим из новой точки (относительно прошлых приездов) в сторону верхнего города (параллельно главной улице, что тянется от вокзала, меняя по ходу дела трижды свое имя) и видим еще не виденный в прошлые приезды Бергамо. Придерживаемся via Alessandro, которая приводит к одноименным воротам в верхний город. Новое на этот раз – небольшой ботанический сад и улицы-лестницы, сбегающие к окраинам нижнего Бергамо из Верхнего города.
Посетили также художественный музей Бергамо. Accademia Carrara (9:30 - 18:30, выходной день - вторник). Музей небольшой (28 залов – в основном живопись) и легко поддается осмотру, не утомляет. План музея:
Джакомо Каррара, имя которого носит музей, был бергамским богачом и меценатом XVIII века. Его коллекция из 407 картин стала основой художественного собрания музея. Тут можно увидеть мадонн с младенцем Андреа Мантенья, Беллини (пять картин), три картины Боттичелли, Карло Кривелли «Мадонна с младенцем» 15 века. Гордость коллекции - «Благославляющий Христос» Ботичелли и «Святое семейство» Лоренцо Лотто (Лотто 10 лет жил в Бергамо, его произведений в музее несколько – отдельный зал). Одна из самых известных картин музея – отреставрированный недавно шедевр Монтенья, которому посвящена временная выставка. Аудиогида на русском нет, только на английском, а книжка-путеводитель - на итальянском.
Чудесная Андромеда Петро Бернини 1610 – 1615
3-й день
29 апреля (понедельник)
Турин
Переезд с велосипедами в региональных итальянских поездах разрешен, но при покупке билета на сайте или в автомате нужно искать значок велосипеда. Такая опция оказалась только у раннего поезда – аж в 5.00 утра, пришлось выбирать его. Тем более, что до Турина ехать с пересадкой в Милане в общей сложности 3 часа. Билеты купили накануне вечером в автомате, т.к. сугубо итальяноговорящие кассиры в Бергамо очень не любят переходить на английский, да и плохо знают его.
С 5.00 до 8.10 переезд Бергамо - Милан - Турин (15.50 евро + 3.50 велосипед). Перемещение нашей группы прошло успешно, вопреки моим волнениям: поезд оказался не проходящим, а отправлялся непосредственно из Бергамо, почти пустой, и мы спокойно загрузили велосипеды.
Внимание: нужно помнить, что на станции перед посадкой в поезд требуется прокомпостировать (желтые или зеленые компостеры) купленные билеты, иначе они не действительны, и желательно загружаться в вагоны, где есть места для велосипедов, хотя снаружи определить это невозможно (обычно в первом или последнем вагоне). Еще практическая информация: рядом с жд вокзалом Турина есть «ДЕКАТЛОН», где можно купить газовые баллоны перед началом маршрута и прочее нужное.
Железная дорога от Милана до Турина идет мимо знаменитых рисовых полей Пьемонта. Они залиты водой и отражают в себе небо и далекие Альпы.
Оказывается, земли Ломбардии когда-то были судоходными. Из книги Г.Мортона «От Рима до Милана»: "Если бы тот, кто знал Ломбардию несколько столетий назад, мог увидеть ее сегодня, ничто не удивило бы его больше, чем отсутствие лодок и парусов. Сложная система водных путей соединяла друг с другом маленькие и большие города Паданской долины, превращая их во внутренние порты. Шекспир знал о том, что на корабле можно доплыть из Милана до Адриатики, а из Вероны на барке и речной лодке - до Милана. На протяжении Средних веков грузы из Венеции доставлялись на набережные Милана, Вероны, Мантуи и Феррары. Баржи выгружали камень для строительства Миланского собора в самом центре города. Было даже время, когда Милан считался городом, обладавшим сильным морским флотом: ведь у него были военные корабли, бросавшие вызов галерам Венеции. Движение по рекам и каналам придавало особый оттенок жизни в Ломбардии. В трактирах полно было моряков, унаследовавших знания предков, столетиями плававших по опасной реке. Многие писатели прошлых веков описывают бесшумное скольжение барж и лодок через Ломбардию. Регулярность и безопасность, с которой доставлялись грузы, производили сильное впечатление на население эпохи Ренессанса. И в самом деле: океаны переплывать не надо, пиратов нет, через горные перевалы переходить не требуется, а стало быть, и бандитов опасаться не следует. Города Паданской долины первыми получали с Востока специи, дорогое рукоделие, рукописи.
В настоящее время не осталось и следа от этих коммуникаций. Система начала разваливаться вместе с политическими неприятностями XVI века: герцогства распадались или переходили в другие руки, каналы зарастали, после чего их засыпали землей. Появление железных дорог нанесло системе окончательный удар. Иногда в городе встречаешь на уличной вывеске слово «canale» вместо «via» - единственное свидетельство того, что когда-то улица эта являлась частью внутренней водной транспортной системы."
"Мне сказали, что женщины пропалывали одно из рисовых полей Ломбардии, которые на мили тянутся вокруг Милана и во многих других частях долины По. В тот вечер я с большим аппетитом съел рис по-милански, приправленный шафраном, а потом задумался, как это иностранное растение попало в Италию. Естественно предположить, что Марко Поло привез его сюда из Китая, возможно, как и лапшу, ставшую впоследствии итальянской пастой. Другой на моем месте решил бы, что и спрашивать здесь не о чем, но я все же спросил и не без удивления узнал, что история о рисе в Средиземноморье пока не написана. Марко Поло, очевидно, никакого отношения ко всему этому не имел, а появился этот злак в Италии, что всего вероятнее, благодаря арабам. В средневековой Италии рис готовили не повара, а врачи и фармацевты, причем в очень маленьком количестве. Много лет утекло, прежде чем его начали выращивать для пропитания. Случилось это, когда Галеаццо Мария Сфорца, пятый герцог Милана, представил его своим соплеменникам. В 1475 году, за год до своей смерти, он послал двенадцать мешков риса Эрколе I, чтобы тот выращивал его в Ферраре." https://www.otzyv.ru/read.php?id=119671
Перемещаться на велосипедах по центру Турина не очень комфортно, т.к. велодорожки проложены причудливо (похоже, как в Питере), местные на своих велосипедах ездят по странным правилам – пересекая проезжую часть , как им заблагорассудится. Возможно, мы просто выбрали не ту улицу для проезда. Хотя я долго прицеливалась.
Есть две городские велодорожки, идущие перпендикулярно речке По. Хорошая велодорожка тянется вдоль берега реки в обе стороны от центра города. По ней и поедем позже.
От жд вокзала едем к античным воротам Турина, там небольшой сквер, а в нем есть кран с водой.
Об античном Турине можно сказать следующее: в III веке до нашей эры Турин был небольшим поселением племени "таурини". В 28 г. до н.э. при императоре Августе римляне построили Augusta Taurinorum: с типичной планировкой параллельных и перпендикулярных дорог.
Важное событие, сделавшее Турин знаменитым: в 1563 году герцог Эмануэль Филиберто перенес свою столицу из Шамбери в Турин, привезя с собой также Плащаницу - ткань, в которую, по легенде, был обернут Христос после смерти. Это та самая «Туринская плащаница» (теперь понятно, откуда название), которая постоянно хранится в кафедральном соборе. Он расположен рядом с античными воротами и сквером. Главная достопримечательность храма - та самая Плащаница – скрыта от глаз посетителей. Внутри собор малоинтересен.
Велосипеды припарковываем на главной площади недалеко от Египетского музея и разделяемся по интересам: часть группы идет исследовать Египет, часть уезжает в музей автомобилей. Такая сложная логистика объясняется понедельником: музеи в первый день недели работают только до 14.00 (хорошо, что хоть так, обычно понедельник – общий музейный выходной).
Оба музея понравились. Египетский приятно удивил своей богатейшей коллекцией, но неприятно огорошил обслуживанием: гардероб платный и ключик от камеры хранения выдают там же (за дополнительную плату). Взять один шкафчик на двоих не разрешают… Это насилие, мне кажется.
Египетский музей – дайджест
Музей автомобилей – дайджест
Подробнее о музеях Турина и самом городе см.:Турин путеводитель
Отличный сайт, с картами, веб-камерами, маршрутами экскурсий, массой полезной информацией Пьемонте и Турине: http://www.proturin.altervista.org/articoli/magia.html
Собираемся вновь на площади в 14.00. Запланированный визит в Музей кино не осуществили, т.к. после Египетского уже трудно что-то воспринимать. Оставили на будущее. Музей кино, по описаниям, безусловно, интересный. Ограничились общим фото у знаменитого символа Турина – башни Мо́ле Антонеллиа́на.
Обедаем пиццей - благо, есть у нас умельцы приобрети пиццу даже в разгар сиесты. Выезжаем на веложорожку вдоль реки По. Довольно скоро начинается парк Parco del Valentino с большим фонтаном.
Рядом сразу обращают на себя внимание «средневековые стены» замка. Это Borgo Medievale - 45.049020, 7.684704 репродукция средневекового города, созданная в XIX веке. Это некий набор зданий, воспроизводящий крепости и замки средневековой северной Италии (Пьемонт и Валлe Д'Аоста). Особенно хороший вид на замок открывается с противоположного берега – там есть велодорожка, наутро проехали и сфотографировали.
Маленькая улочка «под старину», но стильное и приятное место, особенно для фотографирования. Опять же лавочки с разными забавными штуками, в том числе палочками Гарри Поттера почему-то. А в книжном магазине нашлась книжка о Турине по-русски, что тут редкость (на русском что-либо). В помещениях «городка» находятся сувенирные магазинчики и ремесленные мастерские. Вход на территорию свободный. Посещение может занять от 15 мин до получаса, есть возможность заказа экскурсии в крепость ROCCA. Часы работы: с понедельника по воскресенье: с 9:00 до 19:00 зимой; 9: 00-20: 00 летом.
На ночлег останавливаемся в отличном кемпинге https://grinto.it/ (45.009035, 7.672031). Очень удобный, приятный, но поле для палаток совсем небольшое. (По быту: два туалета и две душевые). Легкий доступ к центру города на автобусе. Большой супермаркет поблизости.
Проехали за день 13 км.
4-й день
30 апреля, вторник
Турин (Basilica di Superga) - Кивассо - Вероленго - Фонтанетто По (Fontanetto Po) (дикая ночевка)
Неподалеку от кемпинга - небольшой симпатичный городок Монкальери (Moncalieri) Представляет интерес внушительный замок Иоланды Савойской, в котором умерли короли Виктор Эммануил I и Виктор Амадей III. В числе других дворцов Савойского дома он находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия. Со смотровой площадки близ центральной площади миниатюрного исторического центра на холме хороший вид на Турин и Альпы.
Сегодня начало активного маршрута. Решили проехать по правому берегу (возвращаемся из кемпинга обратно в исторический центр Турина, посещаем две смотровых площадки и едем дальше). Если а левом берегу велодорожка очень внятная , широкая и популярная, то на правом берегу она скроена из кусочков: то это приятная грунтовка вдоль речки, то обычный тротуар, где со знаками и разметкой плохо и не всегда понятно, где начинается и заканчивается велодорожка и куда она вообще девается. Пропустили поворот на нижнюю велодорожку вот тут - 45.036945, 7.679256, ехали по верхней – это менее интересно.
Небольшая прогулка на смотровую площадку около церкви Chiesa di Santa Maria del Monte dei Cappuccini (45.059589, 7.697320). Отличные открыточные виды на Турин.
Хороший ориентир для остановки – круглое здание Пантеона. Естественно, это римская цитата.
Еще одна значимое в Турине место Basilica di Superga (45.081574, 7.766287)
Сюда быстрее всего подниматься на фуникулере (45.080521, 7.731944). Сама поездка в старинном деревянном вагончике - удовольствие. Виды тоже достойные. Стоимость поездки 6 евро в обе стороны. Можно забраться на гору с велосипедом и кататься наверху. Можно совершить пешую прогулку - есть маркированные маршруты. Фуникулер ходит раз в час, поднимается минут 20.
Базилика же представляет, скорее, исторический интерес – это усыпальница Савойского правящего дома. Для фанатов футбола это тоже значимое место. Т.к. за базиликой есть мемориал Monumento al Grande Torino (45.081138, 7.769064) в честь погибшей на этом месте 4 мая 1949 года футбольной команде Турина. Самолет, который вез футболистов, врезался в холм Суперга, погиб 31 человек. Памятник был открыт 15 октября 2005 года.
Несколько затянули осмотр достопримечательностей, а километраж предстоял немаленький. По-хорошему, оказалось, что на Турин нужно два дня. А не один. Выходим на маршрут.
Только в 15.00 закончили осмотр Турина и двинулись далее по маршруту. Начались грунтовки, полевые, а местами совсем сельские дороги. Речка По открывала свои негородские ракурсы.
Нашли почти сказочную природную декорацию «В гостях у лешего и русалки».
Дороги грунтовые, иногда асфальт, часто едем полями.
В городок Кивассо Chivasso приехали в 18.00. Велодорожка приводит прямо на площадь перед собором Duomo S. Maria Assunta 1415 г. Портал его виден издалека и притягивает взгляд.
Около собора небольшая средневековая улочка.
Местный ангел.
Duomo S. Maria Assunta (1415 г.) Chivasso
Но самое впечатляющее – фасад собора с позднеготическими фризами и терракотовыми фигурами, самые старые из них XV века.
Среди изображений мы узнаем двенадцать Пророков (символизирующих Ветхий Завет) и двенадцать Апостолов (символизирующих проповедь Евангелия): эти двадцать четыре полноразмерных изображения, вставленные между элегантными навесами и кронштейнами, обрамляют портал, на котором Мадонна с Младенцем в византийском стиле. Кроме того, на острие портала Хрисос-Искупитель и сцена Благовещения (Дева Мария и Архангела Гавриил); Над Христом - величественное окно с розами, в свою очередь увенчанное фигурой ангела, несущего солнце, с монограммой Имени Иисуса. Некоторые панели были заменены в 1750 году, в нижней части видны панели разных оттенков – след вмешательства в XIX веке.
Интерьер церкви стилистически неоднороден.
Справа от входа находится «Оплакивание Христа» XV в.
Башня – Campanile с 1457 г. сохранила оригинальный вид, за исключением верхней части; на самом деле она завершалась высоким восьмиугольным шпилем, покрытым жестяными пластинам. Колокольня и солнечные часы восстановлены в 1987 году. http://archeocarta.org/chivasso-to-duomo-collegiata-s-maria-assunta/
Далее до ночлега ехали по левому берегу реки По в сторону Вероленго (Verolengo). Трек ведет вдоль канала Кавур (kanal Cavour).
Маршрут иногда составлен слишком причудливо и уводит на лесные дорожки, хотя есть рядом хорошие второстепенные асфальтовые дороги. Пришлось немножко импровизировать ввиду стремительно наступающего вечера. Вероленго проехали, не останавливаясь. Тут есть интересная церковь 45.189141, 7.980177
В 21.30 примерно достигли места ночлега, найденное мною на гуглкартах заранее. Столы, поляна, река. Вода в реке показалась чистой. Использовали для приготовления пищи (но если что - в ближнем городке Fontabetto Po есть на площади кран). Хорошее местечко на берегу реки, населенки рядом нет, только река и рисовые поля (45.174615, 8.185289).
Проехали 80 км.
5-й день
1 мая (среда)
Фонтанетто По (Fontanetto Po) - Казале-Монферато(Casale Monferrato) - Сале (Sale)
При свете дня стоянка оказалась еще более чудесной, чем мы думали.
Выехали в 9.30, чтобы успеть до начала сиесты попасть в Казале-Монферато. Ближайший населенный пункт по пути Fontanetto Po. Тут около муниципалитета кран с питьевой водой, а на выезде из деревни стоит старый трамвай. Вот уж как он тут оказался? Загадка.
Маршрут ведет по грунтам и гравийкам вдоль рисовых полей. Необычные ракурсы, хотя, казалось бы, поля и поля.
Водой залито все кругом – такова техника выращивания риса. Такое количество воды очень нетипично для жаркой Италии.
Маршрут идет по дорожкам, проложенным между полями. По гравию ехать очень трудно, велосипеды возмущаются, их хозяева ворчат. В какой-то момент стали прокалываться шины. Две остановки на ремонт - и мы опаздываем в Кастелло Монферато на 15 мин. Вот она судьба велосипедиста. Не все в твоих руках, что-то - в колесах.
Варьируем маршрут, где есть возможность, проезжаем по асфальту, чтобы хоть немного покататься с ветерком, потом возвращаемся на маршрут, ведь именно его мы приехали тестировать. По лесным дорогам ехать приходится вдумчиво. Группа начинает петь песни, компенсируя музыкой низкий темп движения. Демонстрирую все три виды покрытия.
Деревья, посаженные рядами, выстроились вдоль дороги. Как ни странно, такой рукотворный лес не вызывает отторжения. Он удивительно красив своей необычной красотой.
Левый берег реки По, по которому едем, - низкий, а на правом берегу есть всхолмления, откуда на реку глядят древние замки. Вариант веломаршрута, более рельефный и панорамный, проходит по правому берегу мимо этих замков.
Река По славится своими разливами, наверное, поэтому тут рис и выращивают. Попадаются домики «на курьих ножках»: если уж ставить дом у реки, то на сваях, иначе река унесет.
Участок между Palazzolo Vercellese и Morano sul Po - охраняемая прибрежная территория, но есть возможность привала (а может быть, и ночлега, если к вечеру) – это место для отдыха примерно в этой точке 45.168800, 8.31013 От нашего трека уходит дорожка по указателю. Через 15 км. прибываем в Казале Монферрато. Базируемся около замка, рядом большая автопарковка. Внутри замка (кажется, он внутри не функционирует) - двор, в нем небольшой ресторан и бесплатный туалет. На площади есть кран с питьевой водой около кафе рядом с церковью, купол которой на фото справа.
Казале-Монферрато
Замок
Замок носит имя Полеолог. Башни его приземисты и давно потеряли верхнюю свою часть. Но сохранившаяся башня с зубцами в виде «ласточкина хвоста» что-то знакомое напоминает -, а именно, московский Кремль.
Такие зубцы достались Московии в наследство от итальянцев, именно они возводили московский Кремль. «Впервые зубцы «ласточкин хвост» появились в Италии в XII веке, когда на территории страны разгорелось противостояние между гвельфами - сторонниками Папы Римского, признававшими верховенство духовной власти над светской - и гибеллинами, которые были привержены императорской власти. Конфликт между группировками был достаточно ожесточённым, и для визуального различения крепостей они строили их с разными зубцами: на замках гвельфов были прямоугольные, гибеллины же предпочитали "ласточкин хвост". Есть мнение, что раздвоенная форма зубцов символизировала двуглавого орла - герб Священной Римской империи. Существует исторический анекдот, будто бы зодчие, приехав в Москву, рассудили, что местный князь уж точно не за Папу - потому на стенах Кремля и появились зубцы в духе гибеллинов» См. здесь. Думаю, что итальянские мастера просто следовали своей профессиональной привычке.
15 минут назад началась сиеста, но, как ни странно, пункт информации открыт (надо же - нехарактерно для Италии). Открыт каким –то чудом оказался и кафедральный собор – очень любопытный и древний.
Кафедральный собор Сант-Эвазио
Кафедральный собор Сант-Эвазио посвящен святому Эвазио, покровителю города Казале-Монферрато. Это самый старый памятник в городе Пьемонт, а также считается одним из самых важных романско-ломбардских соборов во всем регионе. Построен над храмом, посвященным в римские времена Юпитеру, а после в христианскую эпоху - мученику Лоренцо. На центральном нефе установлено деревянное распятие в романском стиле XI-го века, покрытое драгоценными серебряными пластинам.
Романский темный интерьер с голубым небесным сводом на потолке и полосатыми колоннами, а предшествует ему светлая просторная галерея перед входом, иными словами – нартекс. Таблички с подписями к важным объектам сделаны еще на пишущей машинке и висят в рамочках – ручная работа, можно сказать.
Башня La Torre Сivica
Одна из доминант городской перспективы 60-метровая La Torre Сivica - Гражданская башня, что рядом с церковью Санто-Стефано. Башня, квадратная в плане, построена из кирпича в XI веке для оборонительных целей. На вершине башни находится флаг с гербом семьи Гонзага, а на стене герб Казале Монферрато.
Одна из самых интересных церквей города Церковь св. Доменика, попасть внутрь опоздали, изучили портал и внутренний дворик.
Церковь св. Доменика
Построена монахами-доминиканцами (1472 -1506 гг.) изначально полностью в готическом стиле Портал оформлен в стиле ренессанс. Его украшает круглое окно украшенное рельефами со знаками Зодиака.
Внутри интересны фреска пятнадцатого века «Мадонна с младенцем между святыми Домиником и Иоанном Крестителем», алтарь «Монкальво», картина «Битва при Лепанто» Гульельмо Крозио, картины XVII века.
Carlo Alberto Regi На главной площади всадник, с характерным жестом руки. Все они немного «марк аврелии», как ни крути.
Еще стоит посетить синагогу – весьма симпатичный интерьер. Все достопримечательности города с описаниями см. на интерактивной карте города: https://www.geoplan.it/mappa/6470
После Казале-Монферрато движемся по правому берегу национальным парком по грунтово-гравийным дорогам, по дамбе, выстроенной вдоль реки По (ну и предложение – четыре «по»!). Пейзаж довольно однообразен. Оживляют его только красные маки, словно бы бегущие за нами вдоль всего пути.
Подойти к речке практически нигде нельзя, только вот тут 45.108383, 8.594683 нашли подход к воде, ребята даже искупались, было довольно жарко, но вода, конечно, холодная. Территория нацарка имеет несколько мест для привала-отдыха: отмечены на карте, возможно, под вечер тут можно тихонечко переночевать с палаткой. Информация о всех возможностях парка на интерактивной карте http://parcodelpoalessandriavercelli.it/territorio/ Кроме того, на подъезде к Валенце имеется отель-кемпинг Terme di Monte Valenza информация о палатках тут: http://www.termemontevalenza.it/villaggio.html
Выезжаем с территории нацпарка с его бесконечными дамбами около Валенцы (Valenza).
Участок Bozzole- Valenza можно проехать различно: либо продолжать движение по гравийным дамбам ближе к реке, либо – по асфальту, но с набором высоты, через деревню Monte. Мы выбрали асфальт с рельефом. Для разнообразия. Влезли на 150 метров по небольшому серпантину.
В Валенце все закрыто по поводу первого мая. Впрочем, до пешеходно-торговой улочки мы немного не доехали из-за прокола колеса. Сидели где-то на окраине городка и чинились. На центральной улочке было какое-то оживление, возможно, надо было туда заглянуть, но до ночлега оставалось 15 км, а нас там ждало «альберго», т.е. гостиница с ужином, и мы поехали побыстрее туда. Максимально старалась придерживаться логики маршрута, но в одном месте он предложил нам тропу для горных велосипедов, пришлось объехать, вернувшись немного назад по нормальному асфальту. Почему устроителям маршрута это не пришло в голову?
Наконец, добираемся до городка Sale, где будем ночевать в гостинице Cannone d'Oro (44.980837, 8.808373)
Нас уже ждут, приготовили гараж для велосипедов. Внизу гостиницы ресторан, в нем сидят местные, т.е. цены не туристические. Нам предлагают ужин за 10 евро\чел (одно блюдо+дешевенькое вино). Завтрак включен в стоимость проживания. Номера самые простые: кровать, санузел. Чайничка, увы, нет. Обслуживающий персонал говорит по-итальянски.
Примечание: Если после Казеле-Монферрато ехать по левому берегу, то можно посетить Сартирана-Ломеллина(Sartirana Lomellina) 45.115994, 8.662512. Тут имеется симпатичный замок XIV века (принадлежал Висконти, потом Сфорца), который построил небезызвестный Фиораванти (1464-1466), тот самый , что занимался потом при Иване III строительством московского Кремля.По левому берегу вообще на данном этапе, кажется, больше точек осмотра .
Проехали 83 км.
6-й день
2 мая (четверг)
Сале (Sale) – Павия (Pavia)
Выехали из Sale по хорошему асфальту, докатили до нашей велосипедной дамбы, по которой идет маршрут. На этом участке он сделан отлично. Ехали быстро и весело, покрытие хорошее – асфальт преимущественно.
Планировала перейти на левый берег в районе Guazzora, и далее прокатиться по берегам речки Агонья, притока По. Но катуха была такая отличная , что долетели до следующего моста через По, который оказался еще и историческим - Ponte Della Gerola (45.060575, 8.905281).
Ponte Della Gerola
Мост построен в 1914-1916 гг. по проекту инженера Липранди. Это единственный мост через По, который покрыт тротуарной плиткой из порфировых кубов (также известной как sanpietrini). Это арочный железный мост ценится как технически оригинальная работа. Он был сильно поврежден во время войны, но отреставрирован в 2000 г. Вокруг моста кипят страсти, т.к. он не приспособлен для современного транспорта в той мере, в какой его используют.
По обеим берегам маршрут проложен довольно хорошо. В этот день небольшие грунты нас не смущали, т.к. чередовались с асфальтом.
В Molino dei Torti (смешное название – переделали в «тортик с малиной») симпатичный храм S. Maria delle Grazie, правда,XIX века . Варя умудрилась сделать там очень атмосферные фотографии.
Пока набирали воду (кран чуть в стороне от церкви вот тут: 45.023467, 8.891450 на нашу русскую речь отреагировал работник почты, вышедший покурить. Разговорились по-русски: итальянец учился когда-то еще в Ленинграде. Очень растрогался, когда я подарила ему брелок с крейсером «Аврора».
До Павии докатили легко. Город стоит на притоке По речке Тычино.
Старинный павийский мост через реку Тычино выложен аж булыжником!
Две ночи будем стоять в кемпинге на речке Тычино. Велодорожка от старинного моста длиною 3 км ведет прямо в кемпинг красивым парком вдоль реки. Собственно, вдоль Тычино существует большущий национальный парк с возможностью заняться разными видами активного отдыха. Сайт парка: https://ente.parcoticino.it/visita-il-parco/ Кратко о парке см:здесь
В кемпинге небольшое поле для палаток, отличные душевые (найти их непросто: нужно обойти бассейн, спуститься вниз - там приземистое здание). Бассейн постоянно поддерживают в чистоте, хотя пользоваться не предлагали. Вероятно, май – еще не сезон для купания. Хорошо, что в кемпинге есть довольно просторное крытое пространство при рецепшене со скамейками и столами, где можно спрятаться от дождя и поесть.
Совсем рядом с кемпингом есть неплохой , судя по всему, **[[хостел «Pavia Ostello»]]
(45.196075, 9.124101). Современный дизайн, рассчитан на молодых и активных путешественников. Быстро выходят на связь по эл.почте. За ночь 20 евро. Держала его в запасе на случай затяжной непогоды.
Проехали за день: 72 км.
7-й день
3 мая пятница
Павия. (Pavia)
Этот день, несмотря на пасмурную погоду и , прямо скажем, проливной дождь, посвятили знакомству с Павией. До жемчужины этого города – Павийской Чертозы - добрались на велосипедах ( 25-30 минут езды в одну сторону маршрут удобный для велосипеда), потом вернулись на них в кемпинг, и далее на автобусе до центра (на нем же назад), чтобы спокойно все посмотреть. Информация по транспорту в Павии: http://pavia.autoguidovie.it/
Подробно о Чертозе см. Чертоза путеводитель
Тут несколько слов по организации визита.
В Чертозе, оказывается, нельзя фотографировать. Не только внутри, но и снаружи.Даже фасад! В храме можно дойти свободно до решетки, которая перегораживает храмовое пространство. За нее – только за евро с групповодом.Все путеводители с придыханием рассказывают о том, что нужно увидеть в Чертозе, не сообщая почему-то о препятствиях в виде решетки. Есть версия, что монах приглашает посетителей на экскурсию по ему одному ведомому расписанию. Так что, вдруг повезет. Во дворики ( а они очень любопытно устроены) тоже не пускают. Открыт музей (вход свободный, как и во двор Чертозы), где представлены либо копии рельефов портала, которые не разглядеть снизу, либо оригиналы мраморов, которые отвалились или еще по какой-то причине требовали охраны и музейного пребывания. Музей любопытный. Пренебрегать не стоит.
В Чертозу выехали в 8.15 вернулись в 11.30, а в 12.30 отправились в город на автобусе. От кемпинга в центр города ходят автобусы №3 и 4, билеты покупать в «Тавассо» (напротив остановки). Теоретически автобусы ходят через 10 мин., а практически ждали минут 20.
В Павии нас почти весь день сопровождал проливной дождь. Начать знакомство решили с замка Висконти, но, противореча «всем информациям» Интернета, замок начинал свою работу с 14.30. Пришлось топать в город. Дождь набирал силу. Нырнули в галереи университета. Дворов несколько, они сообщаются между собой, никаких турникетов и пропускной системы – свободное студенчество, как когда-то и в нашем Универе было…
Купили зонтик за 5 евро - по студенческой цене. Второй зонт Антон прихватил из урны… (надеюсь, не из специального ведра для мокрых зонтов у посетителей магазина). Далее маршрут выстроили по «якорным» храмам и точкам: Св. Михаил – Св. Теодорих- Дуомо – Церковь кармелиток – Св. Петр «на Золотом небе» – Замок Висконти (художественный музей) – башни на площади да Винчи – Пьяцца Витториа - и остановка автобуса на пл. Минервы.
Понравился большой купол кафедрального собора, фреска с видом Павии, крипта с причудливыми капителями в церкви Cв. Михаила и капители самого храма. Самая известная капитель с рельефом о спасении св.мужа - первая колонна слева (если смотреть на алтарь). Ну, и арка блаженного Августина в церкви Св.Петра «на Золотом небе» - вне конкуренции.
Замок Висконти снаружи смотрится весьма-весьма, а внутри двор и галереи кажутся заброшенными и позабытыми, впрочем, в этом запустении есть что-то… убедительное.
Хорош музей внутри замка – археологическая и живописная коллекции. Больше впечатлил археологический отдел, где представлены скульптурные артефакты из храмов Павии и самого замка Висконти: порталы, детали, фрески. В пинакотеке не особенно что впечатлило, но модель собора Павии хороша – чудо как.
Подробно о Павии см. Павия путеводитель
Аудиогид (мой): https://izi.travel/ru/browse/6ab2c237-5732-4538-aba4-edbf26608c83?passcode=byameg
Проехали за день: 24 км.
8-й день
4 мая (суббота)
Павия (Pavia) - Пьяченца (Piacenza)
Выезжаем из Павии по красивой велодорожке вдоль Тычино. Снова мост, но в другом ракурсе. С утра пасмурно.
От Павии маршрут проходит в значительной степени по паломническому пути Францисканцев. Сразу вспоминаю Ассизи, наш маршрут «От берега до берега» через итальянский «сапог» Тогда дорога францисканцев казалась просто раем по сравнению с другими тропами маршрута.
Путь францисканцев картинка-схема Карта
Надо сказать, паломничество – до сих популярный способ существования в Европе. Идут с рюкзаками в основном по одному. И в этот раз встретили женщин-паломниц.
Названия деревень, улиц часто связаны с каким-то святым. Совсем иные топонимические законы, нежели те, к которым привыкли мы. Остановка в San Leonardo. Церковь на пути паломников. Стенд про храмы в округе.
Вскоре по пути большой, но несколько заброшенный замок Belgioioso. Сохранился подъемный мост у ворот. Стены опять же с «ласточкиным хвостом», т.е. это была территория гиббелинов (не путать с гоблинами). Подробнее о них см. здесь
Далее катим мимо Torre de' Negri до Spessa и чуть далее, к речке По, где под мостом есть место для отдыха, ловли рыбы и купания (45.106269, 9.348400)/
После обеда переезжаем по мосту на правый берег реки. Так удобнее достичь Пьяченцы. На пути еще два замка.
Почти сразу после моста на берегу Arena Po (45.097217, 9.364767). Небольшой замок ее превращен в выставочное пространство. Вход бесплатный/
Маршрут снова чередует разные виды покрытия: то асфальт, то полевая грунтовка, то лужа под мостом, но едется хорошо.
Находим место для купания (45.081433, 9.545400)
Ну и последний на этот день замок, тоже весьма потрепанный временем – Calendasco(45.087462, 9.598056). Сейчас также тут проходят выставки и разные мероприятия.
Calendasco
Календаско находится на По, но является частью маршрута на Виа Францискана или Виа Ромеа, так как архиепископ Кентерберийский Сигерико перешел через По здесь в 990 году н.э. во время своей поездки в Рим. Здесь находился древнеримский порт. Виа Францискана указана на картах от 1140, 1187, 1056 гг., где мы находим вышеупомянутую «stinta romea», проходящую через «eodem loco Kalendasco». В порту Календаско лодки должны были заплатить налог (габель) за швартовку, это был единственный транзит в направлении Венеции или Павии.
Заселяемся в хостел Ostello Papa Giovanni XXIII (45.054229, 9.684794). Бронировала напрямую, в описании есть кухня, но в реальности ее не оказалось, нам пришлось помучиться в поисках ужина, чай кипятили ночью во дворе на горелке. Но зато удобно – ночевка в центре города.
Проехали за день: 77 км/
9-й день
5 мая (воскресенье)
Пьяченца (Piacenza) - Кремона(Cremona)
Утром удалось оставить велосипеды (во дворе), а вещи (в коридоре) хостела до 12.00, пока город смотрели. Уехали в результате в 13.00 под грозные намеки уборщицы. Утро посвятили осмотру Пьяченцы под жутким холодным проливным дождем. Это было очень трудное испытание. Обежали (бежали, потому что иначе было бы холодно) все объекты, но насладиться, например, фасадом собора не получилось из-за потоков воды сверху и снизу. Параллельно с нами мокли под дождем спортсмены-любители, которые участвовали в каком-то забеге. Поскольку по форме одежды мы почти не отличались, Саша-Варя-Валя умудрились оказаться на финише и получили красивую медаль участника забега.
Мы с Ульяной тем временем штудировали аудиопутеводитель и умудрились-таки посмотреть все, что планировали. При солнце Пьяченца заиграла бы всеми своими красками.
Город, конечно, красив, компактный центр, много разного: два всадника на площади лошадей - Piazza Cavalli, и веронские львы и романские капители портала кафедрального собора, и римские черно-белые мозаики в крипте базилики Сан-Савино, и фрески Порденоне в церкви Санта-Мария-ди-Кампанья, и готическая церковь францисканцев (странно, что в Северной Италии так много следов готики, раньше мне казалось, что ее в Италии вообще нет), и церковь Сан-Систо, для алтаря которой была написана когда-то знаменитая Сикстинская мадонна Рафаэля.
Подробнее см. Пьяченца путеводитель
Маршрут прогулки: Ostello Papa Giovanni XXIII (хостел) - Крысиная лестница - Церковь Сант-Эуфемия (Sant'Eufemia) - Сан-Систо (Chiesa di San Sisto: «Сикстинская мадонна») - Палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese)-Пьяцца Кавалле (Piazza Cavalli)- Церковь Сан-Франческо (Chiesa di Saint Francesco) - Кафедральный Собор Пьяченцы (Chiesa Santa Maria Assunta e Santa Giustina, Duomo di Piacenza)- Сан-Антонино (Basilica of St. Antoninus) - Базилика Сан-Савино (San Savino) - Санта-Мария-ди-Кампанья (Basilica di Santa Maria di Campagna) - Площадь Крестоносцев (Piazzale delle Crociate)- Православная церквоь (Parrocchia Del Santo Sepolcro) - Ostello Papa Giovanni XXIII(хостел)
Аудиогид (мой) https://izi.travel/ru/browse/4b75be41-fd6b-4402-b65d-4976a9dfef22?passcode=byameg
В 12.00 прибыли в хостел за вещами, а в 13.00 отправились по маршруту в Кремону. Между городами всего 42 км, по пути сделали лишь несколько остановок. Маршрут снова ведет по дамбе вдоль реки.
Кое-где хорошие спуски и, вероятно, места для отдыха. Возможное место отдыха\ночевки(?) у реки:(45.090117, 9.795517\45.083834, 9.804296).
На полпути к Кремоне выходим на местный оформленный маршрут (частично он входит в состав большого по реке По). Есть щиты с картой местности и точками отдыха. Вот одна из них – на самом ветру\солнцепеке\дожде. Нужное подчеркнуть.
Наиболее значимый объект по пути – замок Castello Pallavicino в городке Monticelli d'Ongina - (45.091292, 9.930894) и рядом церковь Сан-Лоренцо. Обе достопримечательности, оказалось, весьма любопытны.
Castello Pallavicino
Замок является одним из самых впечатляющих оборонительных сооружений в районе Пьяченца. Его построил в начале XV-го века Роландо иль Магнифико из семьи Паллавичино, который мечтал о мощном военном гарнизоне. Во второй половине 1500-х годов, с исчезновением семьи Паллавичино, вотчина перешла к благородной семье маркиза Казали, которая владела замком до окончательного заката феодальной системы. Маркиз Казали жил в Рокка-ди-Монтичелли до 1957 года, когда историческое здание было приобретено приходской церковью Сан-Лоренцо. Памятник является одним из крупнейших в настоящее время в нижней долине реки По, который полностью построен из обожженного кирпича. План следует классической схеме замков равнины: четырехугольное растение с четырьмя круглыми башнями по углам. В вестибюле восточной части крепости (главный вход) видны следы древних фресок, в том числе Мадонна с младенцем XV века. Внутренний двор прямоугольный, окружен элегантной аркадой с круглыми арками, из которых в настоящее время остается только одна сторона (остальные аркады были закрыты) В подвалах, которые когда-то использовались в качестве конюшен и продовольственных складов, сейчас находятся:
- Этнографический Музей По
- По Аквариум
- Археологический Музей На первом этаже, в некоторых комнатах, доступных из портика внутреннего двора, находится Гражданский музей. Узкие и крутые винтовые лестницы ведут к патрульным проходам, которые идут вдоль зубчатых стен. На стенах все еще можно прочитать граффити с именами, датами и призывами средневековых людей. Согласно традиции, в замке существовал также «режущий вал», куда кидали приговоренных к смерти. Говорят и о подземной галерее, которая соединяла замок с приходской церковью Сан-Лоренцо в качестве убежища. Благородные апартаменты, расположенные на первом этаже, куда можно попасть по крутой каменной лестнице, украшают фрески 18 века с аллегориями времен года. В главном зале большая фреска на потолке символизирует триумф семьи Казали. Сегодня эти салоны используются для художественных выставок, конвенций, фотовыставок, учебных встреч и различных культурных мероприятий.
Можно посетить также маленькая часовня Корте (Каппеллина дель Бембо)
- это частной часовней епископа Карло Паллавичино. Подлинная жемчужина искусства, она содержит драгоценную серию фресок 15-го века, написанную художниками Бонифацио и Бенедетто Бембо. Живописный цикл включает в себя фигуры ангелов, пророков и персонажей того времени, некоторые эпизоды из жизни Сан-Бассиано-да-Лоди, Тайной вечери, святого Георгия, убивающего дракона, Девы Марии со святыми Бернардино из Сиены и Бернардо из Кьяравалле, Голгофа с распятием, Благовещение, Снятие с креста, четыре евангелиста и портрет Мсгр. Карло Паллавичино.
Для посещения открыты:
- придворная часовня с фресками Бонифачо и Бенедетто Бембо (XV век)
- Благородные комнаты с фресками на потолках и стенами с лепниной и украшениями (XVIII век)
La Rocca открыта для публики каждое воскресенье в следующие часы: зима: 14.30-17.00\ лето: 15.00-18.30. Закрыта: в январе, июле, августе и декабре. Экскурсии для групп (минимум 15 человек) круглый год, по предварительному заказу, каждый день по тел. +39.338.1801426. Для информации и бронирования: г-н Альбино Касарола тел. 0523-827048 электронная почта: albincas@tin.it В стоимость билета входит посещение Этнографического музея По, Аквариума и часовни Бембо.
Basilica ollegiate di San Lorenzo Martire
Соборная церковь, построенная Msgr. Карло Паллавичино между 1470 и 1480 годами расположена на территории древнего замка, из которого были использованы некоторые строительные материалы. Здание было восстановлено в середине 1600-х годов, а нынешний фасад был добавлен только в 1877. Среди многих выделяются живописные произведения выдающихся мастеров XV и XVI веков:
- картины и фрески в пресвитерии и хоре, сделанные между 1682 и 1694 гг. Роберто Де Лонге, фламандским художником
- картина Мадонны с Младенцем Альтобелло Мелоне, в часовне Пресвятой Богородицы Розария
- картины Джованни Баттисты Тротти, известного как Малоссо или С. Джироламо, С. Люсия, СС. Сесилия и Екатерина, транзит св. Иосифа
- картины Андреа Майнарди, известного как Кьявегино, или Крочефиссо и Санти, Деколлазионе дель Баттиста, С. Маргарита, С. Бриджида
- фрески парусов и люнетов, а также некоторые картины Джованни Баттисты Натали и сына. Подробнее см. здесь
К вечеру дождь закончился и совсем прояснилось. До Кремоны решили ехать по левому берегу, где трек гораздо короче.
Не протестировали веломаршрут по правому берегу, который явно пользуется популярностью, как мы видели из кемпинга. Народ курсирует туда-сюда весьма активно. На соседнем стадионе школьники сдают зачет по физкультуре на велосипедах. Вот это тема!
Встали в кемпинге Кремоны (45.125278, 10.007848).Он несколько механизирован, но потом выяснилось, что ничего криминального – нормальное место. Из новшеств: имеются шкафчики с ключиками для хранения ценных вещей.
Проехали за день: 44 км.
10-й день
6 мая (понедельник)
Кремона (Cremona)
Велосипеды отдыхали от нас, а мы от них. Кемпинг в пешеходной доступности от центра Кремоны. Что очень удобно. Поделили город и свои силы пополам: до сиесты и после нее. Днем пообедали в кемпинге. Успели многое посмотреть и полюбить Кремону.
Дневка прошла прекрасно. Кремона - город палаццо. Во все дворы этих палаццо можно заглянуть. Они все разные и прекрасные, сочные, неожиданные, расписные. Кремона – город Страдивари, поэтому музыка ото всюду, и скрипки, скрипки… Собор удивительный, сверху донизу расписанный качественными фресками. Дух захватывает. Рассматривать интересно. Самая главная фреска - "Голгофа" Парденоне.
А перуджиновская Мадонна (о, этот возглас с придыханием! Где же? Гоголь «Невский проспект»!) с чистыми красным-зеленым и голубым, взятыми потом Рафаэлем себе – неподражаема.
Кремона преподнесла подарок – башня, несмотря на понедельник, была открыта. И не зря, наверное,– был день рождения участницы похода Александры.
Важная практическая информация: в Кремоне есть магазин с товарами для кемпинга (45.139921, 10.027137) «ACSCREMONA Clothing Camping Sport». Очень полезная вещь, когда кончился газ или что-то еще нужно. Воспользовались, т.к. газ у нас-таки закончился.
Фотографии Кремоны см. также альбом ВК
Подробно о городе см. Кремона путеводитель 1 часть и Кремона путеводитель 2 часть
Маршрут 1-ой прогулки (утро): кемпинг - Chiesa parrocchiale di San Pietro al Po - Chiesa di Sant'Agostino - Chiesa di Santa Rita - Палаццо С… Читта Нова – Chiesa di Sant'Agata - Палаццо Раймонди - Church of St. Luke - Palazzo Stanga - Chiesa di San Vincenzo - (расписной дворик) Club Alpino Italiano - Городской музей «Ала Понцоне» Museo Civico Ala Ponzone (пн закрыт) - Palazzo Barbò - Casa nuziale di Stradivari - Teatro Comunale Ponchielli
Маршрут 2-ой прогулки (вторая половина дня): кемпинг - Площадь Дуомо - башня Тараццо – баптистерий – Собор - Мадалена - Тринта Музей Археологический ( пн зк) - Сан Мишель - Сан Аббоджио - Palazzo Fodri – кемпинг.
Прошли пешком: около 15 км.
Аудиогид (мой)https://izi.travel/ru/browse/72df753c-10f8-47d4-adf6-9998f13ecd65?passcode=byameg
11-й день
7 мая (понедельник)
Кремона (Cremona)– Кассальмаджоре (Casalmaggiore)
Покидаем Кремону, которая долго напоминает о себе, попадая в кадр. Пасмурное небо лишь подчеркивает яркость вчерашнего дня. Велодорожка - отличная.
Прекрасный трек – 55 км асфальтовой велодорожки, которая бежит полями, тут и там маки да ромашки. Погода как у нас в начале июля… Продлили себе лето, начав его на пару месяцев пораньше. Пролетели дневной километраж за полдня. Единственная трудность на пути – негде на привал остановиться: едешь по дамбе, с двух сторон поля – ни деревца, ни столбика. Привалы делали по мере появления каких-то строений типа шлюзов.
По пути указатель на океанариум. В стороне от трека , ближе к реке (45.032983, 10.239883). Представлены рыбы, обитающие именно в речке По.
По левую руку - вдоль реки начинается нацпарк, по которому тоже можно ехать на велосипеде, но это приключение отдельное.
Прикатили в Кассальмаджоре в 15.00 – весьма нехарактерное для нас время прибытия в точку назначения. Потусили в парке у реки, погоняли тополиный пух-жара-июль и поехали заселяться в гостиницу.
Отель очень уютный. Правда, стоит прямо на автотрассе, поэтому шумно, но мы люди привычные и некапризные… Апартаменты – класс, с кухней (оба номера), есть бассейн, но мы его не сразу нашли, а потом уже поздно было им пользоваться. Утром еще и завтрак очень плотный (включен в проживание). Так всегда: то пусто, как в Пьяченце (ни кухни, ни завтрака), то густо – и то, и другое. Бронировала его тоже напрямую, нашла на местном сайте для велотуристов: https://www.albergabici.it/it/
Вечером прошлись по городу. Сохранились городские ворота. Чтобы попасть к ним, нужно спуститься с дамбы.
Симпатичная центральная площадь имени Гарибальди со зданием муниципалитета. Башню его видно издалека.
Сразу привлекает взгляд купол собора св.Стефана. Внутри есть несколько любопытных живописных произведений.
Рядом с собором – круглое здание с аркадами, Это церковь Санта Кьяра (сейчас входит в комплекс задний общественного назначения и закрыта для туристов).
Рядом здание с треугольным фронтоном – палаццо Мина. На нем памятная доска с именем Гарибальди. Тут полководец в 1862 году произносил свой любимый девиз: «Рим или смерть», когда гостил в городе и просил собрать добровольцев для своего похода.
Тут же рядом очень что-то напоминающая современная скульптура. Ну, конечно, похоже на работы Миллеса (сад скульптур в Стокгольме). Но кто автор этой работы, не знаю.
Обращает на себя внимание церковь св.Франциска, что на главной улице города. Здание XIX века, построенное на месте более древней церкви, о чем свидетельствует старая часть капеллы и фреска XIV-го века из древнего Санто-Стефано на левом столбе алтарной части (Тройное изображение: Св.Анна - Мария - Иисус). Есть в храме также работы Malosso, Monti, Cignaroli, Chiozzi.
Одна из самых древних христианских церквей региона S. Maria Assunta (сейчас S. Maria dell'Argine ) находится на месте первоначального расположения поселения. Жители вынуждены были покинуть это место из-за постоянных наводнений (понятно, почему вдоль всей реки дамбы).Сейчас мы видим романскую колокольню и фасад XVII-го века, оригинальные картины интерьера теперь хранятся в современной приходской церкви.
В Казальмаджоре большое значение приобретало ремесленное и промышленное производство бижутерии, оно представлено в Museo del Bijou (будние дни: с 10:00 до 12:00 и с 15:00 до 18:00). Можно было бы сходить в день прибытия – успевали, но не собрались как-то. Есть еще художественный музей Диоти (художник, который имел непосредственное отношение к созданию музея в Бергамо).
Кстати, в таком маленьком городке на удивление много машин и людей, что редко встречается в итальянских городах - обычно они словно вымершие.
План города
О городе подробно здесь
(В 5 км от центра Казальмаджоре в деревушке Фоссакапраре (44.950705, 10.447758) есть небольшая церквушка Сан-Лоренцо, построенная в XI-м веке и реконструированный в конце XIX-го века. Пресвитерий содержит драгоценные фрески, в том числе «Благовещение» XI века и несколько фрагментарных картин, выполненных между XII и XV веками. Стоит иметь в виду, если продолжать маршрут вдоль речки По).
Проехали за день: 61 км.
12-й день
8 мая (вторник)
Кассальмаджоре (Casalmaggiore) – Сабьонетта (Sabbioneta) – Мантуя (Mantova)
Мантуя окружена сетью веломаршрутов, один из них сегодня наш. Мы прощаемся с нашей речкой По, поворачивая к северу. Хорошая велодорожка на выезде из Кассальмаджоре в сторону Мантуи приводит к церкви Santuario Madonna della Fontana (44.992325, 10.434783). Открыта: 8.30 - 17.00
Необычность церкви в том, что в ее крипте находится источник святой воды. До 1000 года у источника была построена небольшая часовня, посвященная Мадонне, которая использовалась путниками для утоления жажды, поэтому этот фонтан назывался «Поццо ди Санта Мария». Прохожие пили и молились Богоматери, чтобы защитить их на пути. Настоящее святилище появилось в 1463 году. Мадонна постоянно сопровождала жизнь местного населения, особенно в связи с эпидемиями; наводнениями реки По, и наоборот, голодом из-за засухи; набегами французов, испанцев, австрийцев, которые по очереди доминировали над этими землями. Источник актуален по сей день, народ приходит за святой водой с бутылочками.
Довольно старые фрески посвящены в основном Богоматери, но есть изображение св. Екатерины (?) ( с колесом) и несколько неожиданно довольно тут странное изображение Жанны Д`Aрк.
После церкви веломаршрут идет прямо по дороге второстепенного значения с указателями коричневого цвета до Саббионеты (Sabbioneta). Путеводитель сообщает, что это древняя римская военная дорога, построенная проконсулом Вителлио.
Саббьонетa (Sabbioneta)
Малюсенький городок весьма интересен, был построен по указу принца Веспасиано Гонзаго как идеальный город. В нем воплотились теории Ренессанса. Вместе с Мантуей с внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Городок хоть и идеальный, а весьма потрепанный временем. Снаружи он может не произвести впечатления, нужно обязательно посетить рекомендованные объекты, тогда Саббионета останется в вашей памяти надолго.
Осмотр города займет не менее двух часов. Лучше всего начать его с пункта информации (44.997401, 10.489609) – это по ходу маршрута, на въезде в город сразу направо. Открыто 9.30 – 13.00\\ 14.30 – 18.00. Все объекты осмотра также работают в этом режиме. Мы уложились до 13.00. Оставили свои велосипеды в галерее.
Удачно купили «Мантова кард» за 20 евро на человека: Она действует 72 часа и распространяется на Саббионету и Мантую, довольно много объектов можно посетить. В Саббионете это театр, синагога, церковь усыпальница Гонзаго(Chiesa dell'Incoronata) и палаццо Дукале. В последнем сохранились только потолки, но зато какие! Главная тема дворца и всей жизни ее владельцев в девизе, что в каждом зале представлен словом «Libertà» - СВОБОДА. Описание дворца по залам см. в путеводителе по городу.
Впечатлил очень ренессансный Театр all'Antica с перспективными декорациями (восстановлены в ХХ в.), как оказалось, первый в Европе постоянный отдельно стоящий театр в Европе, архитектурный шедевр Винченцо Скамоцци.
Chiesa dell'Incoronata (Церковь Пресвятой Богородицы) 1586 и 1588 – мавзолей Веспасиана Гонзаго – идеолога строительства города. Снаружи напоминает баптистерий, внутри умопомрачительный ренессансный купол.
В среду тут рыночной день, вся площадь в палатках и товарах. Правда в 12.00 уже все сворачивается и уезжает. Кстати, рыночный день у каждого города свой. Иногда это полезно знать, чтобы воспользоваться. Например, в Мантуе рынок около палаццо Дукале в четверг с 6.00 до 12.00.
Подробнее о городе см Саббионета путеводитель
Информация: https://www.museisabbioneta.it/it/ http://www.ogliopo.it/it/comuni-1/casalmaggiore-6/
После Саббьонеты трек идет хорошими велодорожками преимущественно по асфальту, по дамбе над полями и вдоль реки Ольо - это нацпарк.
На пути два моста с лодками. Оба старые и громыхающие. Первый находится на речке, которая не отражена на картах (!) - (45.032635, 10.545667). Местечко связано с Гонзаго, как и все тут - Torrazzo gonzaghesco di Commessaggio.
При солнце место выглядит совсем иначе (фото из интернета):
Около первого бАрочного моста небольшой парк со столиками, питьевой водой в кране, навесами и тарзанкой, а также с местной выдрой, любезно вылезающей из реки на зов любопытных. Все эти радости вынудили остановиться тут на обед и даже сварить суп, что днем на маршруте редко случается. Обед готовили под ежеминутные почти раскаты грома, казалось, гроза начинается, а это всего лишь машина проезжала по мосту на лодках.
Маршрут, по которому едем, позиционируется как региональный обустроенный веломаршрут. Совпадает с европейским ЕВРОВЕЛО-8. Есть стенды и даже туалет рядом с местом нашего привала у моста, но закрыт.
Наиболее известен другой мост на лодках, который отреставрировали, красиво раскрасили и все фотографируют (45.040883, 10.650600). Мост сооружен аж в 1926 году, несколько раз был поврежден рекой.
После Саббионеты начался дождь, который не прекращался до вечера. Намокли и замерзли конкретно. Ехали долго-мокро, ломались-чинились под проливным дождем. Но нам же все нипочем. Поем и танцуем.
Наконец-то добрались до Мантуи. Фокус попадания в город – через таинственный проход и парк палаццо Те. Фантастично: такое бывает? Из обычного современного района в один момент оказываешься в старинном итальянском городе. Точка перемещения во времени тут: 45.146867, 10.786483
Ночлег в квартире – флигель во дворе, дворик прямо-таки одесский… Уютно и интересно. Очень удобное расположение - центр в 5 минутах. Бронировала на Airbnb. - «Hholiday flat in Mantova downtown». Квартира сдается по комнатам (все с ключами) – как хостел, нам повезло, что можно всей компанией разместиться – 9 человек. Большие комнаты и кухня, где мы все помещались у стола. Один санузел на всех, но и это ничего. Парковка (10 € / 24 часа) - постельное белье и полотенца не включены (10 € / чел) - бесплатная парковка для мотоциклов и велосипедов. Очень любезные хозяева – молодая пара с детьми, живут в этом же флигеле.
Веломаршруты Ломбардии:
Маршрут 2 [Маршрут 3](PO03 - Verso la confluenza tra Oglio e Po https://www.lecicloviedelpo.movimentolento.it/it/resource/track/po03-verso-la-confluenza-tra-oglio-e-po) [Маршрут 3](MN01 - Tra Mantova ed il Po https://www.lecicloviedelpo.movimentolento.it/it/resource/track/mn01-tra-mantova-ed-il-po)
Проехали за день: 58 км.
13-й день
9 мая среда
Мантуя (Mantova)
Маршрут: палаццо Те - музей Св. Себастьяна (фрески Мантенья) - церковь Св. Себастьяна - дом Мантенья - «Камера дель Спози» - Дуомо - театр Бибиена - базилика Св. Андрея - Св. Лоренцо - Св. Франциск - Палццо Дукале
Постарались отработать «Mаntovacard» (купили ее в Саббионете – действует на два города) и увидеть максимально много всего. Физически это возможно даже уложить в один день, но фактически не очень, т.к. голова устает. Пришлось Палаццо Дукале оставить на утро следующего дня. В результате день в Мантуе получился такой: утром к 8.30 сходили забронировать «Камеру дель Спози»: «Mаntovacard» дает скидку 50 % , но при этом через сайт невозможно забронировать посещение только за полную цену (14 евро). На сайте можно забронировать только посещение за 14 евро, по «Mаntovacard» все же 5.50. Не знаю, как в сезон, когда народу значительно больше, но мы забронировали утром на удобное нам время этого же дня.
Палаццо Те (отличное место, и аудиогид мой очень помог). музей Св. Себастьяна с циклом фресок Мантенья + посещение церкви Св. Себастьяна (входит в стоимость билета, в церковь запускают с гидом в определенное время). В крипте мемориал в честь павших в войнах, наверху макетный зал архитектора Альберти. Прошли мимо дома Мантенья – был закрыт, дома художника Романо Джулио (неплохие рельефы – с забавными маскаронами), обратил на себя вниманием дом юстиции со страшными каменными рожами. Потом через ряды закрывающегося рынка (работает тут по четвергам с 6.00 до 14.30, можно купить все, что душе угодно) вышли ко входу в «Камеру дель Спози» – она находится в одной из башен замка Св. Георгия, но фактически это часть Палаццо Дукале с отдельным входом. Время нахождения в «Камере дель Спози» 10 минут, но вне сезона за этим строго не следят.
После «Камеры…»можно посмотреть на еще несколько дворцовых комнат с интересными названиями именами и произведениями. далее прогулка по центру с осмотром церквей. Несколько на отшибе - Св. Франциск с фресками эпохи Шекспира (венецианские виды), По пути Палаццо Арке очень привлекало к себе, но посещение только с гидом и около часа, и по бронированному времени. Не пошли.) На следующий день утром отправились смотреть Палаццо Дукале. Оказалось, что у нас уже израсходовано его посещение («Камера дель Спози» – его часть), но за небольшую доплату нас пустили-таки.
Аудиогид (мой) https://izi.travel/ru/browse/ec0f2058-17ed-42eb-9f8e-cba20a9b5c9a?passcode=byameg
Путеводители (мои) см. Мантуя путеводитель, Мантуя Палаццо ТЕ путеводитель, Мантуя Палаццо Дукале путеводитель
14-й день
10 мая (четверг)
Мантуя - озеро Гарда (Пескара дель Гарда) +радиалка в Sirmione
Несколько нарушив первоначальный план, задержались в Мантуе до 12.00. Это не сильно помешало добраться до озера Гарда, но вечер был скомкан. Забегая вперед, скажу, что импровизация на маршруте иногда чревата. Минус 2 часа утром, плюс петля 5 км (ошиблась в треке) – и город Симьоне уплыл от нас во тьму ночи. А жаль.
Из Мантуи ведет несколько веломаршрутов. Наш Ciclovia Mantova Peschiera частично совпадает с ЕРОВЕЛО 7.
Выезд из Манути очень фотогеничен.
Я несколько отвлеклась в какой –то момент на соседний трек, что был в навигаторе, дали петлю, а так маршрут Мантуя – Гарда очень выверен, носит сугубо прогулочный характер поездки выходного дня, довольно много народу ездит. Я поехала по дамбе SP10 , а основная вeлодорожка (Ciclabile Lungolago Superiore) идет мимо жд станции Манутя по мосту Ponte dei Mulini. Ориентир выезда из города - тут (45.165010, 10.788020). Эта отличная велодорожка проложена местами специальным образом - над водой - параллельно жд путям. Как жаль, что мы проехали не здесь! Остается надеяться, что Мантуя находится на перекрестке велотрасс и мне еще сюда придется неизбежно зарулить.
Отправляясь из Мантуи на Гарду, стоит помнить, что будешь все время немного ехать вверх. Это не сильно чувствуешь ногами, но понимаешь головой, когда на пути, который проложен сначала вдоль канала Mincio, а потом вдоль одноименной реки, несколько раз попадаются шлюзы.
Шлюзы несколько скрашивают однообразие пути. Впрочем, покрытие отличное, периодически попадаются места для отдыха и информационные стенды. Маршрут хорошо маркирован.
По этом маршруте выходного дня есть любопытное место - Borghetto sul Mincio (Боргетто суль Минчо – т.е. маленький замок на реке Минчо (45.353143, 10.726911). Это пригород Valeggio sul Mincio. Башня замка виднеется издалека.
Во всех итальянских путеводителях Боргетто называется "деревней мельниц", хотя колесо мы обнаружили только одну.
Кстати, в 1954 году в городе проводились съёмки фильма «Чувство» (Senso) Лукино Висконти. Деревенька стоит на воде, красиво смотрится с разных точек, но лучше всего с моста Ponte Visconteo. Трек отражает круг почета, который мы заложили вокруг Боргетто,гуляя пешком. (Велосипеды лучше оставить на автопарковке).
Чтобы посмотреть на деревню и окрестности сверху, можно подняться по лестнице (45.352838, 10.727453) в Castello scaligero. Времени это займет не более 20 минут туда и назад.
Чуть дальше (по пути к Гарде) находится довольно большой ботанический сад-парк. Вход тут: (45.359166, 10.734723) Сайт парка http://www.sigurta.it/.
По парку можно перемещаться на велосипедах (только не ясно, можно ли на своих, или только на прокатных), т.к. территория очень большая. Вход весьма платный – 14 евро. Изначально не планировали смотреть природу за такие деньги, но если иметь в виду посещение, то это часа на 2-3.
Следующая остановка ожидала нас уже в кемпинге. На южной оконечности озера Гарда относительно недалеко от станции жд Peschiera Del Garda, есть как минимум два кемпинга, где можно стоять с палатками. Это наш знакомый кемпинг 1 - удобный заезд через калитку с озера (45.455676, 10.700121).
И еще один кемпинг 2 ближе к Sirmione (45.443142, 10.683484) По привычке поехали в знакомый. Относительно недалеко от кемпинга большой магазин (45.445483, 10.707200).
Вечером предприняли несколько безумную вылазку до Sirmione (26 км туда-назад в сумерках). Закат увидеть успели краешком. Но городок симпатичный и днем, и ночью.
Проехали за день: 86 км.
15-й день
11 мая (пятница)
Пескара дель Гарда - Бергамо (поезд)
Подъезд на поезде прошел успешно. Несмотря на то, что всунулись не в веловагон. Сумели поставить велосипеды в тамбурах так, чтобы никому не мешать (загружаемся по два-три человека в одну дверь, распределяемся по всему поезду). Сборка велосипедов и перелет-перезд домой прошли успешно.
Поход по реке По, кажется, удался. Он не был скучным, не был совсем легким, но и трудным его не назовешь. Города прекрасны, компания отличная. До встречи, Италия!