Мантуя Палаццо ТЕ (Palazzo Te). Путеводитель
Палаццо Те находится по адресу Viale Te, 13 – 46100 Mantova. Сайт www.palazzote.it (по пятницам музей работает до 21.00). Подробно о Палаццо, много фотографий см. https://cicerone2007.livejournal.com/56671.html Оцифрованный путеводитель по Мантуе:https://www.otzyv.ru/info/18054/
Основной текст путеводителя создан по: https://sibeaster.livejournal.com/159999.html
Аудиогид (мой) на основании изложенного. Слушать и смотреть удобнее, чем читать и смотреть.
Название Палаццо Te или просто Те ( 1525-1535 гг.) имеет неясную этимологию. Возможно, оно относится к топониму, который со указывал на обширное открытое пространство за южной стороной крепостной стены города, в одной из периферийных частей — Teieto, то есть "место шалаша" или Ti, или Те. ( Есть версии, названия - «Чайный дворец»). Резиденция Те была возведена на месте конюшен, принадлежавших роду Гонзага, части стен которых вошли в структуру дворца.
Возведение грандиозной загородной виллы было затеяно сыном прославленной Изабеллы д'Эсте Федерико II Гонзага в 1525 и 1534 во время его страстной влюблённости в некую придворную даму - Изабеллу Боскетто, причём эти отношения вызывали гневное неодобрение со стороны матери Федерико. Тема любви развивается в росписях главного дворцового зала, названного Залом Психеи, где представлены сцены брачного пиршества Психеи и Амура. Другие Залы дворца в соответствии с темами их декора имеют следующие названия: зал Солнца, зал Метаморфоз, зал Зодиака, зал Гигантов, зал лошадей и зал орлов и т.д.
Палаццо Те - самый известный шедевр архитектора Джулио Романо, он был любим учеником и помощником Рафаэля. Палаццо Те в плане - это типичная загородная вилла, преимущественно одноэтажное здание в виде прямоугольника с большими внутренними дворами. Смотреть его очень удобно, следуя по анфиладе помещений.
Вход в Палаццо на западной стороне здания через огромный портал, выложенный из необработанного камня. Сначала попадаем во двор (атриум), откуда открывается прекрасная перспектива через арки дворца на колоннаду в конце сада - экседру. Это типичная композиция римских вилл, по модели которых Джулио Романо и хотел построить этот комплекс в Мантуе.
План Палаццо Те
Почетный двор
Большой квадратный Почетный двор. На четыре его стороны выходят симметричные фасады. На всех фасадах имеются одинаковые комбинации декоративных элементов: ниши, окна, пилястры и рустик. Самое большое новшество, введенное Джулио Романо, эго архитектурный прием — иллюзия некоторой неустойчивости всех декоративных элементов. Не кажется ли вам, что дорический антаблемент словно бы должен вот-вот разломиться, сползти вниз?
Слева вход в сад - через входную арку видна экседра, стоящая в глубине сада.
Апартаменты Изабеллы Боскетти
Если пройти через Атриум внутрь дворца, то по правую сторону открывается ряд комнат, в которых, согласно преданию, проживала Изабелла Боскетти, возлюбленная герцога.
Зал Овидия или Метаморфоз
Сюжеты написанных сцен иллюстрируют «Метаморфозы» римского поэта Овидия. Особый интерес представляет фреска, написанная в 1527 г., в глубине которой изображен дворец. Полагают, что это Палаццо Те (бесценная информация о дате его создания и о состоянии работ над ним).
Сюжеты метаморфоз: Орфей сходит в подземный мир; муки Марсия (?) Мартина (южная стена); Суд Париса; Поцелуй и Ариадна; Танец сатиров и менад (западная стена); Состязание между Аполлоном и Паном; Посещение "Вакха"; Менады и сатир (восточная стена).
Комната Гербов
Комната получила название по декору фриза, на котором представлены эмблемы рода Гонзага, поддерживаемые путти. Эти украшения выполнены, скорей всего, по картонам Джулио Романо. На камине — барельеф с изображением саламандры, одной из эмблем герцогского рода, много раз повторяющейся в главных залах дворца. «На камине надпись: «Федерико II, пятый маркиз Мантуи». Одна из надписей на фризе гласит: «То, чего ему не хватает, мучает меня», и относится к пылкой страсти Федерико к его любимой Изабелле.
Комната Солнца и Луны
Свод комнаты разделен на ромбы; на центральной фреске изображен «Закат солнца». За колесницей, управляемой Аполлоном (Солнце) спешит экипаж, которым правит Диана (Луна). Аполлон изображен весьма фривольно. Картоны для росписей подготовил Джулио Романо. Реставрация лепных украшений на стенах была произведена в неоклассический период.
Лоджия Муз
Лоджия Муз получила название по изображениям на своде, выполненным в лепке, и картинам на стенах, которые создали ученики Джулио Романо. В люнетах изображены «Источник Гипокрены» и «Нимфа Кастальского ключа». На своде использованы египетские мотивы, вероятно выполненные до 1530 г. Украшения в этой части Палаццо, как и в крыле, предназначенном для отдыха, похожи на украшения Апартаментов Боскетти.
Официальные залы
Зал лошадей
Salone dei Cavalli изначально служил приемной. Для создания торжественности использован коринфский ордер , ниши украшены ложными статуями. На стенах большие панели, на которых представлены шесть лошадей . «Федерико II, да и все Гонзага, были большими лошадниками, но вот так взять и расписать стены целого зала портретами лошадей - это смело! Ведь перед нами не просто изображения красивых лошадок, это - настоящие портреты, писанные с натуры. Далеко не все Гонзага вели себя правильно с людьми, но увековечить своих любимцев - это очень трогательно». Трудно не согласиться с автором: https://sibeaster.livejournal.com/159999.html
Здесь же представлены роскошные монументальные фигуры языческих божеств и персонажей подвигов Геракла. Кессоны потолка состоят из расписанных и украшенных картин, внутри которых розоны чередуются с символами жилища богов — например, горы Олимп, что является явным намеком на высоту, на которую поднялся род Гонзага.
Зал Амура и Психеи
Помещение было предназначено для банкетов. На фресках изображен миф о Психее так, как он рассказан в романе "Золотой осел" Апулея,. Рассказ начинается на своде, в правом восьмиугольнике которого изображен сюжет «Мужчины преклоняются перед Психеей за ее красоту, как перед Богиней»; затем мы видим «Венеру, рассерженную на Купидона», «Визит сестер» и другие эпизоды. В люнетах представлены испытания, которым подвергалась Психея за ее дерзость; на стенах без окон — ее «Замужество», прославляемое Купидоном с Олимпа; на этой картине выделяются слева слон, а справа верблюд, которого ведет африканец.
Фрески, украшающие другие две стены, относятся к «Историям богов и героев», никакой связи с Амуром и Психеей не имеющих. Следует отметить ассоциативность представленных изображений. Например, Психея идентифицируется с Боскетти; Венера — с Изабеллой д'Эсте, матерью герцога; Купидон — с самим герцогом. Известно, что фрески были скомплектованы в 1528 г. Цикл составляет огромная пышная композиция, иконографически выстроенная Джулио Романо, при этом ее исполнителями были Ринальдо Мантовано, Бенедетто Паньи, Фатторе и помогавшие им в написании фона с пейзажами Лука да Фаэнца и Фермо да Караваджо.
Все архитектурные элементы и украшения в этом зале подобраны для прославления Федерико Гонзага, как об этом свидетельствует надпись на фризе.
Зал Ветров или Зодиака
Потолок разделен на картины в форме ромбов, в которые помещены фрески или лепные фигуры Богов, Месяцев и Ветров. Очарование этого зала подчеркивает мраморная облицовка камина и дверей, как в Зале Орлов (Sala delle Aquile).
В шестнадцати медальонах —« Гороскопы», картины Джулио Романо и помощников, на которых изображен эффект воздействия небесных светил на жизнь человека по рассказам Фирмико Матерно, латинского писателя эпохи позднего классицизма.
Личные апартаменты (Зал делле Аквиле или Фаэтона)
Этот зал отождествляют со спальней Федерико II. Название зал получил по сцене в центральной восьмиугольной картине Падение Фаэтона; по углам картины изображены амазонки, кентавры, титаны и наяды, а в углах зала и нишах в форме раковин установлены фигуры орлов. С большим знанием дела выполнены композиции из гипса в люнетах и на фризах; фреска в центре выполнена самим Джулио Романо.
Лоджия Гранде (Большая) или Лоджия Давида расположена рядом с Герцогскими апартаментами, украшена военными сюжетами.
В этой лоджии, соединяющей Почетный двор с садом, в 1530 г. принимали императора Карла V по случаю изменения титула Федерико Гонзага I с маркиза на герцога. Живопись, украшающая это помещение, представляет «Истории Давида», древнего еврейского царя, его героические подвиги и его любовь к Вирсавии. Этот цикл прославляет в аллегорическом ключе добродетели воина, то есть самого Франческо Гонзага, и проводит аналогию между убийством мужа своей возлюбленной, совершенным герцогом, и преступлением Давида против мужа Вирсавии. Основная мысль в иконографии дворца Те: никто не может сопротивляться любви. По малым стенам Лоджии видно, как Джулио Романо проектирует архитектурные элементы для отдельно взятых частей, разделенных между собой, зодчий обычно выдерживает принцип : “отверстия’’ создаваемые в двух боковых крыльях, не должны быть на одной оси.
Зал дельи Стукки
В левой стороне Лоджии Давида расположен вход в Зал дельи Стукки, где бочарный свод с кессонами и люнеты украшен фигурами из гипса на мифологические сюжеты. Представляет интерес фриз, идущий по верху всех стен зала. В структуре этого фриза с явным разделением на два регистра, завершенные барельефами, некоторые историки искусства видят отсылку к Колонне Траяна в Риме.
Лоджия Давида, служит для прохода в Почетный двор и в сад, который справа закрыт длинным корпусом Fruttiere, сегодня отведенным под экспозиции. В глубине сада, напротив Лоджии, расположена огромная экседра, сегодня разделяющая дворцовый комплекс, а прежде отделявшая дворец от обширного парка.
Апартаменты Грота
По левую сторону от экседры находятся Апартаменты Грота, построенные в 1528–1530 гг. Войти в них можно через восьмиугольный вестибюль, украшенный гротесками. Первый зал — квадратный Зал Аттилия Регула, на стенах и своде которого изображены аллегории Военных и гражданских добродетелей, приписываемые семейству Гонзага. Далее лоджия, полностью украшенная мифологическими сценами и гротесками, за которой идет небольшой секретный сад в форме квадрата, который в оригинале был украшен фресками с видами перспектив для визуального расширения его пространства, сегодня утерянными, однако, на трех его сторонах сохранился ряд ниш. В глубине его открывается Грот, изначально облицованный мозаиками и раковинами, а также украшенный скульптурой и фонтанами. Сейчас мало что сохранилось.
Зал Цезарей или Императора
Зал получил название по фреске «Великодушие Цезаря». Сюжет таков: после битвы при Фарсале, в которой Цезарь разбил Помпея, в руки победителей попал ящичек с письмами римских граждан к Помпею. Как оказалось, многие римляне, надрывавшие глотки криками "Слава Цезарю", тайком переписывались с Помпеем и желали тому победы. Советники предложили Цезарю прочесть письма и принять нужные меры к изобличенным мастерам эпистолярного жанра. Цезарь же отказался читать письма и приказал их сжечь.
Зал Гигантов
Это помещение, одно из самых известных в Палаццо Те. Дворец расписан, в основном, Ринальдо Мантовано в 1532–1534 гг. Картина Падение и гибель Гигантов, пораженных яростью Зевса, спускается со свода на стены, создавая таким образом необычную атмосферу в зале, мы видим непрерывную связь между живописью архитектурой. Фрески рассказывают о восстании титанов против Зевса-Юпитера и о том , как олимпийский владыка их уничтожил. Ведь титаны вознамерились построить гору высотой с Олимп, чтобы добраться до Зевса, но последний сразил строящуюся гору молнией, а великаны погибли: кто собственно от грозы, кто - под обломками, а кто - от отчаяния. Автор фресок приложил максимум усилий, чтобы зритель чувствовал себя не зрителем, а участником событий: все прямые углы в зале (между стенами, между стеной и потолком) сглажены, так что зашедший в зал оказывается в самом сердце эпической драмы.
Тайной сад (Giardino segreto)
Крыло Наполеона
За Залом Гигантов следует ряд помещений, вновь украшенных лепкой и гротесками в начале XIX в.
Городской музей
На верхнем этаже Палаццо Те располагается Городской музей, в котором выставлены экспонаты из трех интересных коллекций. Египетская коллекция собрана в 1840 г. местным египтологом Джузеппе Ачерби (следует особо отметить голову Псамметиха II, голову Птолемея и голову Арсиноя); Секция Гонзага, в которой, главным образом, демонстрируются монеты; Галерея современного искусства с произведениями Федерико Зандоменеги (1841–1917) и Армандо Спадини (1883–1925).