Мантуя. Путеводитель
Путеводитель носит реферативный характер. Источники указаны.
Практическая информация: если планировать на Мантую и Сабьонетту хотя бы пару дней, то однозначно имеет смысл приобрести «Мantovacard», музейную карту http://www.mantovacard.it/ Ее можно купить он-лайн или в музеях и инфоцентрах. Мы купили в Сабьонетте, т.к. она была первой на пути. За один день в самой Мантуе можно увидеть много, но лучше на город хотя бы два дня, иначе от увиденного «в один заход» эмоционально устаешь. А город стоит того, чтобы в нем побыть, погулять, подышать им и насладиться. Тонкость по использованию «Мantovacard» при посещении «Камера дель Спози» такая: «Мantovacard» дает скидку 50 % , но через сайте невозможно забронировать время посещение при наличии льготы. Льготный билет можно покупать только в кассе. Все визиты привязаны к определенному времени. В сезон, думаю, могут быть трудности – т.е. не попасть сразу, как пришел. На сайте можно забронировать заранее, но за 14 евро, а по мантова кард 5.50.
Источники: http://www.romeo-juliet-club.ru/mantova.html http://italia-ru.com/page/mantuya https://sibeaster.livejournal.com/159056.html А.Ипполитов «Осбенно Ломбардия» Оцифрованный путеводитель по Мантуе: https://www.otzyv.ru/info/18054/
Из истории Мантуи
«Мантуя (итал. Mantova)- город, воспетый многими известными поэтами и писателями. Виргилий и Шарль Бодлер, Данте и Чарльз Диккенс восхищались его романтической атмосферой, древними памятниками, спокойными водами реки Минчо и окружающих озер, искренностью и доброжелательностью местных жителей. Согласно древней легенде, дочь прорицателя Тиресия, Манто, бежала из греческих Фив после смерти своего отца, остановилась на этой земле и основала город. Историки же утверждают, что Мантуя имеет этрусское происхождение. Древняя Мантуя была небольшим укрепленным центром, который, вероятно, находился на северо-востоке современного города. Правление этруссков закончилось в 388 году после вторжения галлов; затем в 220 г. их изгнали римляне, которые разделили город на центурии. В период господства Римской империи Мантуя жила исключительно сельским хозяйством. В IV – V вв. эта территория была захвачена германцами, а затем франками.
В средние века город некоторое время был частью владений фамилии Каносса. Архитектурной вехой того периода является очаровательная романская церковь XI века на площади Эрбе - Ротонда Сан-Лоренцо, построенная при последней представительнице рода Каносса, графине Матильде. После её смерти в 1115 году город обрёл самостоятельность , которую удерживал в течение полутора веков. В это время были проведены мелиоративные работы на болотистых землях вокруг Минчо, а чтобы обеспечить город водой, вокруг него были созданы четыре искусственных озера, питаемые от реки Минчо, которые превратили Мантую в город-остров. http://www.romeo-juliet-club.ru/mantova.html (сейчас озер только три, четвертое осушили). Тогда же возведены Дворец Правосудия, городские стены и другие важные сооружения города.
Во второй половине XIII столетия Мантуя ,охваченная противоборством Гвельфов и Гибеллинов, перешла во власть Пинамонте Бонакольси, этот род правил городом в 1273-1328 гг. - как раз во времена событий, описанных Шекспиров в трагедии «Ромео и Джульетта». Бонакольси построили многие из тех зданий, которые до сих пор сообщают Мантуе особый средневековый дух. Кстати, о Ромео и Джульетте. Чарльз Диккенс, путешествуя в 1844 году по Италии, записал: " Вчера я с недоумением узнал, что Ромео был выслан всего за 25 миль от родного города. Именно таково расстояние между Мантуей и Вероной". Действительно, убежище изгнанного Ромео находилось не более чем в сорока километрах от веронских стен (Если помните, после убийства брата Джульеты Тибальда Ромео в одежде чужеземного купца тайком покинул Верону и в окружении своих верных слуг направился именно в соседнюю Мантую). http://www.romeo-juliet-club.ru/mantova.html Правда, дом Ромео в Мантуе, в отличие от Вероны, не показывают.
В 1323 году со смертью Ринальдо (по прозвищу Пассерино), убитого во время мятежа, подстрекаемого семейством Гонзага, правление Бонакольси пришло в упадок. (Это поворотное событие в истории города можно увидеть на картине, которая находится в палаццо Дукале, куда нам предстоит попасть). Начиная с 1328 года почти на четыре столетия в городе укрепился могущественный род герцогов Гонзага.
Гонзага призвал в город художников,скульпторов, архитекторов (Донателло, Леон Баттиста Альберти, Лучано Лорана, Лука Фанчелли, Андреа Мантенья, Рубенс и многих других), и Мантуя стала одним из величайших и красивейших центров искусства в Италии. В этот период были построены базилики святого апостола Андрея Первозванного и Святого Себастьяна, расширен дворец Бролетто и палаццо Дукале (дворец дожей), укреплены крепостные стены, построены пять городских ворот. Мантуя не переставала пополняться новыми произведениями искусства и позже, появился роскошный Палаццо Те.
Мантуя цвела до 1630 года, пока город не поразила чума, а власть перешла в руки австрийцев (1707). Австрийцы захватили город в ходе войны за Мантуанское наследство, где за спинами соперничавших наследников стояли Франция и Империя, в 1630 году город был взят и разграблен австрийскими войсками; это событие вошло в историю как sacco di Mantova; все, что можно было отодрать, снять, спилить и иными способами забрать, было увезено австрийскими грабителями.
"Но беды начались несколькими годами раньше: правивший в 1626 - 1627 годах незадачливый герцог Винченцо II продал значительную часть собранных его предками произведений искусства Карлу I Английскому (его казнили в 1649 году); после его казни гонзаговская коллекция была частично уничтожена, а частично распродана. Эти два события стали причиной того, что в Мантуе уже не найти сколь либо ценных движимых произведений искусства, но остались недвижимые – «Брачная комната» в замке Сан-Джорджо («Camera degli Sposi» /«Камера дельи Спози»), расписанная Мантеньей, и палаццо Те - загородная резиденция Гонзага, построенная, отделанная и расписанная Джулио Романо - учеником Рафаэля". https://sibeaster.livejournal.com/158548.html
В XVII в. из-за постоянных паводков окраины Мантуи постепенно превращались в болота. Для восстановления города одно из озер было осушено, таким образом, Мантуя осталась окружена водой только с трех сторон. Сейчас эти три озера: Lago Superiore (Верхнее), Lago di Mezzo (Среднее - между мостами) и Lago Inferiore (Нижнее). В Верхнем озере были рассажены цветы лотоса, характерные для Востока; здесь они нашли подходящую среду обитания и быстро заполнили озеро. А Среднее и Нижнее озеро заросли водными каштанами, в тени которых до сих пор отдыхают многие туристы и местные жители, наблюдая за спокойствием водной глади.
7 июля 2008 года Мантуя была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, как исключительный пример архитектуры эпохи Возрождения.
Прогулка по Мантуе
Маршрут выстраивали с учетом сиесты и расположения объектов по пути. Получилось так: Палаццо Те - музей Св. Себастьяна - дом Мантенья - «Камера дель Спози» - Дуомо - Театр - базилика Св. Андрея - Св. Лоренцо - Св. Франциск - Палццо Дукале - замок св.Георгия. Описание объектов даю немного в другой последовательности.
Начали прогулку с палаццо Те (отличное место, и аудиогид мой очень помог Аудиогид сделан на основе Путеводителя https://www.otzyv.ru/info/18054/. Пользоваться удобно. Понятно, на что обращать внимание в залах, не нужно вчитываться в объяснительные таблички (они исправно стоят в каждом зале) на иностранных языках.
[Палаццо ТЕ – см. Мантуя Палаццо ТЕ](/articles/italy-mantua-palazzo-te)**
Музей Св.Себастьяна (Museo della Città di Palazzo San Sebastiano)
(45.150481, 10.786870)
Заходить в него не собирались, но попался на пути – зашли. Посещение факультативно при экономии времени. Впрочем, многие произведения, которые теперь находятся в Палаццо Дукале, были созданы именно для этой, более ранней резиденции герцогов ( по «Мantovacard» бесплатно, плюс посещение церкви Св.Себастьяна, куда запускают с экскурсоводом и в определенное время). В музее есть несколько интересных артефактов, но самое главное - цикл фресок Мантенья (копия).
Музей занимает здание Двореца Сан-Себастьяно – это дворец Гонзаго, построенный в XVI в., любимая резиденция Франческо II Гонзага. Главный зал Палаццо был оформлен Монтенья фресками на тему Триумфов Цезаря (оригиналы теперь в Хэмптон-Корт под Лондоном, здесь – копии). Здание было разжаловано из дворцов и до середины XVIII века служило складом и казармой, больницей, общественной баней, школой. Восстановлено и отдано музею лишь в 2005 году. Гонзаги любили «отмечаться» на стенах своих дворцов эмблемами, символами, надписями. Мы это видели в палаццо ТЕ, один из таких знаков сохранился и тут.
А вот скульптура из красного веронского мрамора покровителя Мантуи (Св. Ансельма?). Первоначально скульптура была размещена на террасе дворца Раджоне. Сделан в 1200- 1225 гг.
Гонзаго были ревностными ценителями и собирателями произведений древнего искусства. В музее есть несколько античных произведений из их собрания. Сфинкс с женской головой.
Спящий купидон и Диана.
Вид Рима (1538 г.)
Цикл фресок Мантенья «Триумф Цезаря» (парафраз фриза Парфенона Фидия). Третье по значимости крупное произведение Возрождения (!) О произведении: «Парадоксальным образом это самое главное произведение Мантеньи осталось – практически до сих пор – неизвестным или малоизвестным. Мантенья – очень ровный художник; он писал только шедевры. Так что и прочих картин довольно для его величия, но эта – главная. Микеланджело и Леонардо да Винчи нарисовали концепции бытия, их произведения следует анализировать как философские сочинения. Третьим в этом списке следует числить Андреа Мантенью, знатока античности и толкователя Платона» (Максим Кантор). Интересная трактовка цикла фресок см.: https://story.ru/istorii-znamenitostej/istoriya-zhivopisi/andrea-mantenya/
Даю краткое изложение: «Андреа Мантенья последние годы своей жизни писал «Триумфы Цезаря». Наряду с капеллой Микеланджело и «Вечерей» Леонардо этот полиптих - главное произведение итальянского Возрождения. «Триумфы» - это девять огромных холстов, каждый около трех метров длиной. На каждом из холстов изображен фрагмент шествия: перед нами проходят рабы, воины, пленники, кони, слоны. Изображен неостановимый поток людей, поток людей движется справа налево – они несут штандарты, драгоценности, оружие, утварь. Это символ силы и славы государства и цивилизации. Античный триумф - это традиционная процессия из рабов и воинов, несущих трофеи и дань; триумф – это апогей государственного торжества после победы над врагом. Все вместе девять холстов образуют гигантский фриз – наподобие фризов Фидия в Парфеноне. Название «Триумфы Цезаря» не поддается дальнейшей расшифровке – неясно, какой из конкретных триумфов изображен. Скорее всего, это парафраз барельефа с южной стены Парфенона, отсылка к процессии, изображенной великим Фидием: ведут жертвенных животных, шагают пленники, впереди играют музыканты. Желание в живописи создать скульптуру, подчеркнуто тем, что Мантенья эскизы выполнял в монохромной технике гризайли, как бы изображая не людей, но шагающие статуи. Это такой триумф триумфов: они не живые люди – а памятники победе. Триумф цивилизации в целом.
Это единственная картина Ренессанса, которая написана не на заказ – художник писал вопреки воле семейства Гонзаго, при дворе которых жил. Писал он по своему желанию, а значит, он хотел сказать нечто важное.
Следуя идее Платона о пещере и мире (Платон, как это известно, описал наше сознание метафорой пещеры – причем мы стоим спиной к входу и видим лишь тени, падающие на стену пещеры), Мантенья развернул зрителя лицом к тому, что отбрасывает тень, оказалось, что процессия, отбрасывающая тень – есть цивилизация. Мантенья заставил зрителя увидеть жестокость цивилизации, ее мощь и дряность одновременно – то есть, сделал то, о чем у Платона и речи нет – исследовал предмет, отбрасывающий тень. В цикле отражены также идеи современника Мантенья Франческо Колонны, священника и проповедника, игравшего в то время роль, схожую с ролью Савонаролы, если иметь в виду степень воздействия на умы. Его книгу «Сны Полифила» Мантенья словно бы цитирует в своих фресках (художник был верным читателем Колонны): скалы, разрушенные временем до облика чудовищ».
В музее Мантуи представлена полная серия из девяти фресок (копии XVII века оригиналов Мантенья). Оригиналы находятся в Лондоне.
Церковь Сан Себастяно (Chiesa di San Sebastiano)
Вход возможен только с экскурсией, начиная с Палаццо Сан-Себастьяно. Экскурсия длится 40 минут на итальянском - не стоит тратить время. На фасаде интерес представляют старинные барельефы (оригиналы хранятся в музее) с путти, держащими солнце, их можно разглядеть и с улицы и, собственно, еще лучше в музее.
А внутрь ходить не обязательно. Сейчас помещение используется как выставочное пространство для архитектурных моделей архитектора Альберти и как мемориал павших во Второй мировой войне (крипта). См. также: https://sibeaster.livejournal.com/159559.html
Собственно, рядом находится интересный объект - дом художника Монтенья с любопытным внутренним двором. Но все закрыто. (Режим работы: Дом Мантенья: ср.-вс. 10.00-12.30 / 15.00-18.00). Интересен двор.
На соседней улице via Carlo Poma (45.153989, 10.787637) дом создателя Палаццо Те - Джулио Романо, где он жил в течение всего мантуанского периода творчества. Ранее существовавшее строение было переделано художником и оформлено в характерном для него стиле. http://www.romeo-juliet-club.ru/mantova.html Забавные маскароны.
Напротив дома архитектора обращает на себя внимание Дом юстиции со страшными каменными рожами. Правосудие, однако.
Интересный декор на одном из домов.
Башня Campanile di San Domenico (45.156094, 10.792518)
Башня - хороший ориентир и свидетельство существования на этом месте церкви и монастыря Сан-Доменико, которые были разрушены в начале прошлого века.
Рядом с башней Лоджия Джулио Романо на реке Рио (Loggia di Giulio Romano) (45.156285, 10.792847 ). Речка Рио - это выкопанный в 1190 году канал, соединяющий два озера - Верхнее и Нижнее. Современное здание Рыбного рынка находится на берегу Рио с 1546 г., рядом с новыми мясными лавками. Все, что осталось от лавок, стоявших на берегу канала, представляет собой проход с портиком, аттик украшен рельефами в стиле Джулио Романо. Сейчас идет реконструкция Рыбного рынка.
Рио, к сожалению, не имеет набережной, так что пройти вдоль нее невозможно. Если прогуляться и увидеть речку с другого моста, то откроется венецианский вид. Вот тут: (45.159315, 10.787631) , или вот тут (45.155555, 10.794714)
Двигаясь прямехонько по Via Orefici, попадаем в сердце Мантуи на Пьяцца Эрбе (Piazza delle Erbe – буквально «травяная», площади с такими именами есть во многих городах Италии). На многолюдной (особенно в четверг – рыночный день) площади нашим взорам предстают Палаццо-делла-Раджоне (1250 г.), сейчас в лесах – на ремонте; Часовая башня и Ротонда Сан-Лоренцо (Rotonda di San Lorenzo).
Ротонда Сан-Лоренцо (Rotonda di San Lorenzo)
https://associazionemonumentidomenicani.com/la-rotonda/ будние дни 10:00–13:00\14:00–18:00, сб. вс. 10.00 – 18.00.
Цитирую уважаемого https://sibeaster.livejournal.com/158936.html:«Это самая старая церковь в Мантуе (1082), построена на круглом основании по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме.Это типично ломбардский романский стиль. Таких круглых церквей в Ломбардии остались считанные единицы (среди них - "зимний" кафедральный собор Брешии). Ротонда Сан-Лоренцо сохранилась неперестроенной благодаря, а точнее, по вине герцога Гульельмо Гонзага. В 1579 году герцог повелел закрыть для богослужений обветшавшую церковь; ее в дальнейшем использовали в качестве склада. Потом здание лишилось крыши и, обстроенное многочисленными сооружениями, превратилось во внутренний двор. В начале XX века все эти здания были выкуплены муниципалитетом и предназначались к сносу. И только в процессе сноса выяснилось, какое сокровище скрывалось внутри. К 1911 году реставрация была завершена, а в 1926 году ротонду вновь передали Церкви, а точнее доминиканцам. Здание является общественным достоянием Италии, и во внебогослужебное время (кроме сиесты, разумеется) внутрь можно попасть совершенно бесплатно. На стенах сохранились остатки фресок XI века. Путеводитель считает, что они подражают византийским, и даже утверждает, что в апсиде можно рассмотреть святого Лаврентия, жарящегося на решетке. Надо быть подлинным энтузиастом фресок, чтобы что-то там рассмотреть. Интерьер состоит из круглой центральной части и окружающего ее кольцевого коридора в два уровня».
Часовая башня (Torre dell’Orologio)
«Возведена в ХV веке. На циферблате башенных часов видны римские цифры и другие символы, такие как знаки зодиака, планетарные часы, дни лунного цикла и положение звезд. На Часовую башню можно подняться и оттуда обозреть окрестности. Это, увы, единственная смотровая площадка в городе, так что стоит воспользоваться. Из окна лестницы, ведущей к часам, можно увидеть Ротонду».
Пьяцца-делле-Эрбе в Мантуе граничит с аркадами в стиле поздней готики и ренессансными палаццо, в том числе купеческим домом, построенном в 1455 году для купца Бонифорте Конкореццо. Подробнее: http://italia-ru.com/page/mantuya
Дом Бонифорте да Конкореццо.
(на углу площадей Piazza delle Erbe и Piazza Andrea Mantegna) 45.158380, 10.794204 Дом на Пьяцца Эрбе был построен в 1455 году для богатого торговца Бонифорте да Конкореццо. Дом сразу виден, он выделяется на площади своим декором - красивой резьбой с изображением роскошных товаров, которыми торговал Бонифорте. Готика и ренессанс причудливо переплелись здесь. Дворцы герцогов и знати неоднократно перестраивались, а вот дом Бонифорте сохранился в своем первоначальном виде: с колоннами из веронского мрамора (розового), причудливыми капителями и терракотовыми украшениями окон.
Сант Андреа (Basilica di Sant'Andrea)
45.158969, 10.794407
Цитирую см. https://sibeaster.livejournal.com/158936.html «Базилика Сант'Андреа на пьяцца Мантенья — одна из самых известных церквей эпохи Возрождения в городе, не только из-за славы ее создателя, Леон Батиста Альберти, но и из-за новшеств в ее конструкции. Интересно, что фасад включает в себя триумфальную арку.
В оригинале ее ансамбль относится к традициям IX в., когда было построено первое здание для хранения святой реликвии, привезенной в Мантую солдатом Лонгином, ранившим на Голгофе Христа и сразу обратившимся в христианскую веру. Тогда он захватил с собой немного земли, промокшей от крови Спасителя. В базилике можно увидеть произведения известного итальянского художника Корреджо. Базилика весьма велика, гораздо больше кафедрального собора. Первая церковь была построена на этом месте после 804 года, затем, после 1049 года, ее сменила вторая, принадлежавшая бенедиктинскому монастырю. В 1472 году началось строительство нынешнего храма по проекту прославленного ренессансного архитектора Леона Баттиста Альберти. Получился, как водится, долгострой: капелла с реликвией была завершена в 1482 году, фасад - в 1488 году, в 1494-1530 годах работы были прерваны, а все закончилось лишь в 1732 году, когда Франческо Ювара увенчал храм куполом, схожим с куполом Борромео в римской церкви Сант-Андреа-делле-Фрате. Базилика обещала стать идеальным храмом эпохи Возрождения, но проект, конечно, исказили в веках. Тем не менее, характерные черты ренессансного идеала (чем ближе к античности, тем лучше) упрямо бросаются в глаза».
Интерьер базилики Сант-Андреа
Первая капелла справа отведена под крещение, ее стены украшены тремя тондо: представлены «Святое Семейство» и «Снятие с Креста» Антонио Аллегри, прозванного Корреджо (1489–1534), а также «Вознесение» помощников Мантеньи. На стенах второй капеллы представлена серия фресок с изображениями Рая, Чистилища и Ада, работа Бенедетто Паньи (1525–1570), в третьей капелле — алтарный образ «Мадонна и Святые» (конец XV в.) художников ломбардской школы. В четвертой капелле алтарь украшен в XVI в. изображениями Девы Марии. В алтарном образе шестой капеллы изображено «Рождество Христово»; фрески в ней написал Ринальдо Мантовано.
По сторонам от алтаря стоят два саркофага с мощами Лонгина и Св. Георгия (епископа Константинопольского).
"По одной из четырех лестниц можно спуститься в Крипту, построенную в конце XVI в. Антонио Мария Виани. В средокрестии Крипты возвышается маленький храм (1818), на алтаре которого установлен ларь с реликвией (Бесценнейшая Кровь Христа), украшенный барельефом из бронзы. Дело в том, что в Мантуе в крипте базилики Св. Андрея хранятся два сосуда с подлинной кровью Христа, которую сотник Лонгин при помощи ангелов собрал при распятии. Их показывают народу каждую пятницу. Вкратце дело было так. Сосуды с Кровью были погребены вместе с телом Лонгина, ставшего мучеником в 37 году. В 804 году в присутствии папы Льва III и Карла Великого мощи Лонгина и ампулы с Кровью были найдены по указанию апостола Андрея, явившегося папе во сне. Один сосуд был увезен в Париж, а два - переданы в Мантую, в которую в тот год был назначен первый епископ. В 923 году Мантую разорили венгры, но святыню удалось надежно спрятать - ее закопали в огороде. В 1048 году блаженной Беатрисе Каносской, марркграфине Тосканской было во сне указано, где скрыта реликвия, каковая и была обретена вторично. Ради хранения двух ампул с Кровью Христовой и воздвигнута базилика Сант-Андреа. Эту фантастическую историю можно увидеть в соборе, изображенную кистью Джулио Романо». Ссылка на нее эту историю: http://www.santandreainmantova.it/index.php/la-basilica/i-sacri-vasi Источник: https://sibeaster.livejournal.com/158936.html
По сторонам от пресвитерия расположены хоры и орган; апсидальная конха украшена фреской Мученичество Св. Андрея. В конце левой ветви трансепта есть боковой выход из церкви на пьяцца Леон Батиста Альберти, созданной после сноса античного бенедиктинского монастыря. Этот выход из вестибюля, похожий на выход в главном фасаде Базилики, так и не был завершен. В левом трансепте церкви, справа находится капелла с различны ми надгробными и памятниками, обратить внимание которых выделяется Мавзолей Андреази-Гонзага, авторство которого многие ученые приписывают Джулио Романо. Напротив правой стены стоит Мавзолей Строцци (1529), поддерживаемый женскими фигурами, его, возможно, также выполнил авторство Джулио Романо.
По левой стороне общего зала Базилики, в первой капелле над алтарем расположен надалтарный образ с Распятием, выполненный в 1556 г. Фермо Гизони. Стены третьей капеллы украшены фресками Лоренцо Коста Младшего. Авторство большой иконы над деревянным алтарем и двух расписанных панелей принадлежит Джован Батиста Виани. В пятой капелле находится холст с изображением Пресвятой Девы Марин на троне, выполненный Лоренцо Коста Старшим в 1525 г. Небольшая капелла, шестая и последняя, посвящена Андреа Мантеньи, тут художник похоронен. Слева, рядом со входной дверью находится бронзовый бюст Мантеньи. Полагают, что его авторство принадлежит самому Мантенье.
Картины на стенах написаны в мастерской Мантеньи. Фрески в малых куполах, приписываемые начинающему художнику Корреджо, выполнены, скорей всего, по картонам Мантеньи.
На стене в глубине церкви — картина на доске Святое Семейство Мантеньи. Эта капелла по художественному оформлению представляет наибольший интерес во всем интерьере.
Рядом с базиликой Святого апостола Андрея Первозванного находится готическая часовня, оставшаяся от руин готической церкви, существовавшей ранее. Вернемся на Via Broletto и пройдем по ней ко второй важной площади города Piazza Sordello. Мимо арки св. Петра (Voltone St. Peter)
...и башни Toppe делла Габбиа (Torre della Gabbia. XIV в.). Башня более пятидесяти метров высотой, в течение столетий переделывалось несколько раз. Примерно на середине не ее высоты в 1576 г. в нее была встроена большая железная клетка для показа публике преступников. Сейчас башня на реставрации. Фото из интернета:
Piazza Sordello и Мантуанский собор (Cattedrale di San Pietro)
Собор открыт: 9.00 – 18.00
На правой стороне площади Сорделло расположен кафедральный собор Мантуи (собор Святого Петра). Основное здание собора было построено ещё в начале XII века. От прежней конструкции уцелела только колокольная башня и правая сторона собора, который был перестроен по проекту Джулио Романо в середине XVI века. Как водится, перед нами сложный калейдоскоп из разных стилей и эпох. Новый барочный фасад, выполненный Николо Баскьера во второй половине XVIII века, не слишком гармонирует с общим средневековым стилем площади. http://www.romeo-juliet-club.ru/mantova.html
Цитирую:https://sibeaster.livejournal.com/159056.html:«Но строгий фасад обманчив, и в этом легко убедиться, пройдя по площади дальше. Южный фасад - детище XV века, эпохи Франческо I Гонзага. В это время к первоначальному романскому собору были пристроены два ряда готических капелл. А кампанила собора аж XII столетие.
Интерьер собора - памятник еще одной эпохи – Ренессанса, он был полностью переделан в 1545 г (после разрушительного пожара) архитектором Бертани по проекту Джулио Романо, любимого ученика Рафаэля. Утверждают, что Романо "перенес" в Мантую структуру римского собора святого Петра, только не нынешнего, а снесенного константиновского. Так что, проходя по мантуанскому Сан-Пьетро, можно попробовать представить себе изначальную римскую базилику в честь Святого Петра.
Но Джулио Романо не ограничился просто копированием, его интерьер - это классическое Возрождение. Ну а потолок главного нефа кессонированный; такого в позднеантичной базилике, понятно, быть не могло».
Средний неф имеет сделанные под старину бочарный свод; боковые нефы покрыты плоскими потолками, напоминающими раннехристианские базилики Рима. Вдоль боковых стен собора расположены капеллы с бесценными художественными произведениями. Самый важный памятник христианской древности среди сохранившихся во всей Мантуе - большой мраморный саркофаг, созданный в V или VI веке.
А под главным алтарем Дуомо покоятся мощи святого Ансельма епископа Лукки, покровителя епархии Мантуи.
Описание: впервой капелле справа — холст Чудо Сант'Эджидио (школа Гверчино, XVII в.); капеллу закрывает изящная решетка XVIII в. Во второй капелле — мраморный алтарь XIV в. и алтарный образ XVII в. с Распятием. В четвертой капелле справа названной Баттистеро, сохранились следы фресок XIV в. В правой ветви трансепта — серия фресок, написанных в конце XVI в. — начале XVII в. На своде — фреска Слава Рая Андреазино; в хорах — два холста XVI в.
В глубине левой ветви трансепта находится Капелла Святых Таин, построенная во второй половине XVII в. по рисунку Альфонсо Москатели. В это помещение восьмиугольного плана, крытое куполом и украшенное Феличе Кампи и Леандро Маркони в 1784 г., были встроены колонны, пилястры, арки из камня, скульптуры. На стенах — картины, две из которых упоминает Вазари как образцовые произведения веронских художников XVI в.: Санта Маргарита (Доменико Брузазорси) и Сан Мартино (Паоло Фаринати).
В левом нефе начинается коридор, ведущий к капелле делл'Инкороната (или Воти). Эта капелла, спроектированная Лукой Фанчелли, была построена в 1480 г. по заказу маркиза Лудовико II Гонзага.
Свод соседней Сакрестии (ризница), бывшей частью капеллы большего размера, украшен медальонами школы Мантенья с картинами на тему Чудеса Пресвятой Девы Марии. На ее стенах — фрески школы Джулио Романо и холст с Магдалиной работы живописцев Баттиста дель Моро (упоминаемого Вазари) и Фермо Гизони. В третьей капелле малого нефа левой стороны церкви — алтарный образ Санта Лючия (Гизони), а во второй капелле — Санта Специоза (Джироламо Маццола Бедоли). Источник
Почти сразу за Собором любопытная достопримечательность -
«Дом Риголетто» (Casa di Rigoletto)
45.161241, 10.798163
"Приходит ли вам на ум герцог Мантуанский из оперы Верди "Риголетто" с его вечными куплетами: "Сердце красавицы склонно к измене..." ? В Мантуе есть легендарные дома персонажей этой истории: "Дом Риголетто", где жила несчастная Джильда, и "Дом Спарафучиле", наёмного убийцы.
Риголетто, герой одноименной оперы Верди, по сюжету действительно является шутом герцога Мантуанского. Однако реального исторического прототипа у него не было. В отличие от Трибуле, шута Людовика XII и Франциска I. Трибуле – лицо историческое. Известны годы его жизни (1479-1536), сохранился и портрет, сделанный Франсуа Клуэ. С портрета на нас смотрит умный и сильный человек, улыбка, если она и есть, затаилась где в уголках губ, скрытых бородой. И не скажешь, что это шут, - скорее казначей или прево. О Трибуле писал и Франсуа Рабле, и Мишель Зевако, но на сцене он появился благодаря другому писателю. Трибуле стал героем пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Пьеса получила популярность, стала основой для либретто оперы, Верди написал к этому либретто музыку. Первоначально оперу хотели поставить в знаменитом венецианском театре Ля Фениче, но австрийская цензура не позволила сделать героем оперы реально существовавшего французского короля. Тем более относящегося к правящей династии, хотя и к другой ее ветви. Зато почему-то согласилась, чтобы местом действия стала Мантуя, а французский король поменялся на мантуанского герцога (возможно, потому, что герцогство к тому времени уже перестало существовать). В итоге наш родной французский Трибуле превратился в мантуанского Риголетто. Относительно недавно местные власти отреставрировали домик, и решили – ну а почему бы не «прописать» тут Риголетто? Сегодня в «Доме Риголетто» находится туристический офис, перед которым стоит памятник печальному шуту".Источник:https://100dorog.ru/club/stories/3799014/
Театр Бибиена Scientific (Bibiena Theater)
Via Accademia, (47 45.157935, 10.798115)
На улице Via Accademia находится театр Бибиена - жемчужина XVIII века, образец театральной архитектуры в стиле барокко, построенный по проекту Антонио Бибиена для Марии Терезии Австрийской. На открытии театра присутствовал Вольфганг Амадей Моцарт в 14-летнем возрасте. Подробнее: http://italia-ru.com/page/mantuya Вход в театр платный, по «Mantova Musei Card» - бесплатно.
Рядом с театром -
Академия Вирджилиана (Accademia Nazionale Virgiliana)
(Академия Вергилия)
Мантуя времён римской империи известна как родина поэта Вергилия (70-10 гг. до н.э.), который появился на свет в местечке неподалёку – Андезе, поэтому и в Мантуе сложился определенный культ Вергилия. В "Божественной комедии" Вергилий, ведущий Данте через ад и чистилище, рассказывает такую легенду основания Мантуи:
"... была Манто; из края в край кочуя, она пришла в родные мне места; и вот об этом рассказать хочу я.
Начав бежать из озера, вода зовётся Минчо, чтобы у Говерно в потоке По исчезнуть навсегда.
Встречая падь, на полпути примерно, она стоит, разлившись в топкий пруд, а летом чахнет, но и губит верно.
Безжалостная дева, идя тут, среди болота сушу присмотрела, нагой и невозделанный приют.
И здесь она, чуждаясь всех, осела со слугами, гаданьям предана, и здесь рассталась с оболочкой тела.
Рассеянные кругом племена потом сюда стянулись, ибо знали, что эта суша заводью сильна.
Над мёртвой костью город основали и, по избравшей древле этот дол, без волхвований Мантуей назвали. перевод М. Лозинского
Здание принадлежало боковой ветви Гонзага - Гуасталла, потом здесь находились несколько академий, которые наконец были трансформированы императрицей Марией Терезией в единую Академию Вергилия. Нынешний фасад это уже неоклассика, сооружен в 1772 - 1775 годах по проекту Пьермарини. Памятник Вергилию был открыт в сквере у набережной Минчо, заменив собой прежний памятник.
Церковь Сан-Франческо (Chiesa di San Francesco)
Piazza S. Francesco d'Assisi (45.159797, 10.787712) На площади Сан-Франческо стоит церковь того же названия, уже существовавшая в начале XIV столетия. Быть может, за её готическим фасадом, в окружении древних фресок молился некогда изгнанник Ромео о встрече со своей дорогой Джульеттой:
"Мне снилось, что меня моя супруга нашла умершим. Что за странный сон, где мертвецу дана возможность мыслить! И вот она горячим поцелуем такую жизнь в уста мои вдохнула, что ожил я и сделался царём. О, как живит любовь на самом деле, когда так оживляет мысль о ней!"
Шекспир "Ромео и Джульетта", 5 акт, сцена в Мантуе http://www.romeo-juliet-club.ru/mantova.html
Старинные фрески:
Буклет о храме с планом и описанием капелл:
Не удалось, увы, попасть внутрь церкви Сант-Маурицио, с работами художника Караччи. Храм был закрыт наглухо весь день.
Начатая по рисунку Антонио Мария Вани в 1609 г., освященная в 1616 г., церковь приобрела фасад только в 1731 г. Однонефное строение покрыто эллипсоидным куполом. В капеллах хранится ряд интересных картин. В первой капелле справа — снятая фреска «Мадонна на троне и Святые» (втор, пол. XVI в.) и картина на тот же сюжет, приписываемая ученику Лудовико Карраччи. Во второй Капелле — «Благовещение» (Карраччи, 1616). Карраччи, возможно, автор и «Мученичества Св. Маргариты» и «Усекновения главы Святой» (произведение, законченное Лучо Массари), хранящихся в третьей капелле. В пресвитерии — серия холстов фламандского художника Якоба Дениза, относящихся ко второй половине XVII в. с изображением сцен жития Св. Маврикия. Во второй капелле слева приметны два холста Лоренцо Гарбиери, ученика Карраччи.
Наиболее крупный объект для осмотра – Палаццо Дукале и часть замка с Св. Георгия («Камера дельи Спози».
Об этом см. Мантуя Палаццо Дукале Путеводитель