Путеводитель имеет реферативный характер. Источники указаны

В восьми километрах к северу от Павии (45.257634, 9.147854) находится монастырь, известный как Павийская Чертоза (Certosa di Pavia), заложенный герцогом Джан Галеаццо Висконти в 1396 году. Чертоза считается одним из самых роскошных монастырских комплексов в Северной Италии.

Добраться сюда несложно на электричке или машине из Павии. От шоссе (мы ехали по велодорожке с этой же стороны) Чертоза становится видна издалека: за большим зеленым полем проглядывают башенки монастыря.

От жд станции сооружения Чартозы выглядят сказочнее.

Независимо от того, каким способом вы прибыли сюда, стоит обойти монастырский комплекс, чтобы найти все интересные точки обзора.

Фасад собора не оставит никого равнодушным. Разглядывать его можно бесконечно. Лучше с комментариями знатока, но их отсутствие не умаляет достоинств разглядываемого. Глубокий рассказ о Павийской Чертозе, который весьма вдохновляет путешественника, можно найти в книге А.Ипполитова «Особенно Ломбардия» (глава «Ломбардский Оксфорд»). Материалы этой главы я использовала при создании аудиогида по Павии. Аудиофайлы прилагаю, + Мой аудиогид можно скачать его по ссылке с кодовым словом: https://izi.travel/ru/browse/6ab2c237-5732-4538-aba4-edbf26608c83?passcode=byameg

Посещение территории монастыря ( а это, собственно, длинный двор перед собором, ограниченный по бокам крыльями корпусов) свободное. Специально заказывать нужно посещение во в дворики и алтарную часть собора. Фотографировать запрещено(!!??). Даже на улице, впрочем, этот запрет несложно нарушить. Режим работы, краткое описание и масса фотографий см.тут

***Примечание по поводу посещения: Как пишут туристы: «Посещение Чертозы возможно только с экскурсией на итальянском, которую проводят монахи. (? А я видела обычного гида-женщину). Нужно подождать, пока монах пропустит вас внутрь через железные ворота в передней части церкви. Продолжительность экскурсии – 30-40 минут. Посещение Чертозы и экскурсии бесплатные, но пожертвования приветствуются». Я же видела, как монах пропускал в алтарную часть храма группу, получив на руки от сопровождающего гида несколько оранжевых евровых бумажек. Мне он строго погрозил рукой. Пойти на экскурсию никто нигде не предложил, единственный монах, проходивший мимо меня, опять же погрозил пальцем, сказал, что фотографировать нельзя (снаружи тоже).

Похожие проблемы при посещении монастыря – недружелюбие и даже враждебность монахов - отмечают и другие туристы: «Только зайдя во двор перед Чертозой и начав снимать красивейший ренессансный фасад 15 века, мы услышали громкий крик «Нооооооооу фоооооото !!!”. Это кричали, находясь у церкви метрах в 60 (!!!) от нас те самые служители. Сначала мы даже не могли понять, что это относится именно к нам. Признаться, мы пропустили соответствующую табличку о запрете при входе и фотографировали с чистой совестью и совершенно не скрываясь. Съёмку, естественно, мы сразу прекратили, но «товарищ в штатском» рванул нам навстречу, чтобы ещё раз десять повторить то же самое, стращая при этом карабинерами, которые должны были то ли засветить наши снимки, то ли депортировать нас отсюда – моего запаса англо-итальянской лексики не хватило, чтобы прочувствовать всю глубину наших прегрешений и возможных последствий. Мы люди довольно законопослушные, в самой церкви «партизанить» не стали, да и не вышло бы: за нами был постоянный и неусыпный контроль (благо утром посетителей было очень мало). Но дворик (Малый клуатр) Чертозы оказался настолько красивым, что мы не выдержали и, улучив мгновение, буквально «из-под полы» сделали несколько фото (справедливости ради надо сказать, что «конвенцию» нарушали не мы одни). Большой клуатр оказался закрытым. А жаль – судя по описаниям и фото из инета его галереи оформлены очень красиво. Впрочем, возможно, это объект для «частнопредпринимательской деятельности» здешних монахов» https://www.otzyv.ru/read.php?id=119671

Оказывается, экскурсии по самому монастырю проводит некий монах вне какого-либо расписания, а по собственному распорядку. Он открывает решетку, отделяющую главный общедоступный зал храма от присбетерия и гробниц герцогов, и приглашает всех желающих на осмотр монастыря. Рассказывает много и исключительно на итальянском языке. Что-то в общих чертах понять можно. Неплохой рассказ здесь: https://chtogdekak.ru/monastyr-chertoza-di-paviyaj-italia/

Вот рассказ еще одного путешественника, которому посчастливилось-таки узреть Большой клуатр и попасть на экскурсию.

Интересный факт. Цитирую: «Продолжительные молитвы, во время которых монахам обычно немолодого возраста приходится долгое время оставаться на ногах, породили следующую хитрость: к тыльной стороне откидывающегося сидения был прикреплен небольшой треугольный выступ, на который можно положить «пятую точку». Поскольку за каждым монахом закреплено определенное место, и выступы эти сделаны индивидуально, внешне отличить присевшего отдохнуть монаха от более выносливого собрата невозможно». Фото из этого рассказа:

Еще немного про нравы и быт монахов: «…кельи монахов (если только можно назвать такие великолепные помещения кельями) —…облицевали мрамором лучшие мастера Ренессанса. Каждый монах занимал небольшую квартиру, состоявшую из спальни и кабинета, а внизу находился дровяной сарай, мастерская и очаровательный садик. У каждой «кельи» в стене была декоративная арка, оборудованная поворотным кругом. На круг этот в определенное время послушники ставили вегетарианскую пищу»(Г.Мортон. От Рима до Милана. Прогулки по Северной Италии»).

И еще одна цитата из Мортона:

«В проеме ворот я увидел вычурное здание, к которому вела длинная широкая аллея. Думаю, это самый пышный и богатый монастырь, который когда-либо был построен. Висконти и Сфорца истратили на него огромные средства, надеясь, очевидно, получить дивиденды на небесах. И в самом деле, если существует какое-то мерило для тех, кто возводит церкви и монастыри, ведь Висконти и Сфорца могли бы потратить эти деньги на себя, эти семейства должны бы получить несколько слов благодарности от небесной канцелярии» (Г.Мортон.).

Монастырская церковь имеет в плане форму латинского креста. Схема монастыря.

3 мая 1497 года, практически через сто лет после закладки первого камня, церковь была освящена, хотя и была не достроена. Т.о., строительство завершилось уже при правлении Сфорца, поэтому в интерьере можно увидеть смешение стилей: черты готики и ренессанса. В конце XV века в работе над комплексом принимал участие известный ломбардский архитектор эпохи раннего Возрождения Джованни Антонио Амадео (1477—1522), уроженец Павии.

Из книги об архитектуре Лрмбардии: «Расточительность декора доходит здесь до предела (см. рис. 13). Покрыв все поверхности стен, пилястр, наличники окон и даже цоколь бесчисленными декоративными элементами из разноцветного мрамора, резьбой и скульптурами, Амадео сумел придать фасаду своеобразную цельность. Влияние Амадео сказалось, по-видимому, и в декоративной терракотовой обработке большого и малого монастырских дворов Чертозы, скульптурные украшения которых Вентури приписывает тому же Амадео, а другие исследователи — Ринальдо де Стаурису». http://classic.totalarch.com/renessans/italy/14

Отзывы известных путешественников о Чертозе неоднозначны. Так, А.Бенуа в своих « Воспоминаниях» говорит о негативном впечатлении от фасада. Бенуа неприятно поразил « слишком нарядный , светский характер святой обители , в которую щедрые дарители нанесли такое количество прикрас и украшений, что о самом назначении монастырской церкви забываешь./…/ Дивишься, поражаешься в Павийской Чертозе, но глаза буквально разбегаются, и нет возможности сосредоточить на чем-либо внимание, уловить основную мысль создателя этого сложного целого. Все слишком богато, роскошно, слишком много драгоценных материалов. Лишь уголки малых двориков с открывающемся из-под аркад видом на боковые фасады церкви, лишь прекрасные напрестольные картины и иллюзионистические фески Бергонье, а также исключительно изящный умывальник для монахов остаются из всего виденного в памяти» Стендаль назвал собор Чертозы «мраморной бобоньеркой». Не будем спорить с великими мира сего. Разглядывать портал интересно. Он выполнен полностью в мраморе разных цветов (белый - Кандоглия и Масса Каррара, красный - Верона и Виченца, желтый - Франция, черный - Варенна, розовый - Бавено). Фасад поздний и вступает в некий спор с готическим собором, к которому приставлен, словно декорация. А.Ипполитов задается в своем эссе о Чертозе риторическим вопросом: понравился ли этот фасад Леонардор да Винчи, который жил в то время?

Действительно, в архитектурном отношении Чертоза эклектично сочетает новейшие флорентийские веяния с пристрастием к северной готике. Многие конструктивные решения заимствованы зодчими у Миланского собора. Сюжеты скульптурного повествования обычные: у основания ангелы и знаменосцы, короли ( в медальонах) , императоры, прославленные персонажи, которых изображали на монетах.

Выше расположены барельефы с эпизодами из Нового и Ветхого Завета, из жизни Иисуса и Святых. Над созданием фасада работал 31 скульптор, их имена указаны. В их числе Стефано да Сесто, Антонио делла Порта, известный как Таманьино, Анджело Марини.

В интерьере сохранились фрески XV—XVI веков, наиболее известные из них — работы ломбардского художника Амброджо Бергоньоне (1453—1523). Среди достопримечательностей Чертозы также можно отметить витражи XV века («Архангел Михаил, повергающий дьавола» и др.) и мраморные гробницы Лодовико Сфорца и Джан-Галеаццо Висконти.

Много любопытного можно увидеть в музее, который расположен в правом крыле монастыря, у входа в Малый клуатр.

Стенды на итальянском \английском языке дают информацию о собранных тут артефактах.

Комната шедевров

В этом зале выставлены наиболее важные изобразительные шедевры музея, созданные крупными мастерами, работавшими на строительной площадке Чертоза-ди-Павия на рубеже XV и XVI веков. Некоторые картины до сих пор опираются на деревянные основания, спроектированные Лукой Бельтрами для первой постройки Музея, который был открыт в 1911 году. Большая панель с изображением Мадонны с Младенцем на троне с Иоанном Крестителем, Иеронимом и ангелами-музыкантами происходит из третьей часовни слева от церкви, посвященной Иоанну Крестителю, написана Висентином Бартоломео Монтаньей около 1490 года по поручению картезианских монахов.

Рядом с алтарем находятся две картины, изображающие две пары молящихся ангелов художника Амброджо да Фоссано, известного как иль Бергоньоне. Они вставлены в старинные рамы.

Художник, работавший в Чертоза ди Павия между 1488 и 1494 годами, оставил там множество других работ, в том числе панно с изображением святого Петра и святого Павла, выставленные в этой комнате, часть полиптиха, первоначально расположенного на алтаре южного трансепта.

Другой алтарь сделанн Бергоньоне в 1490 году для часовни Чертоза и посвящен Сан Бенедетто.

В галерее живописи, в последнем зале направо отличные фрески.

А вот портреты Джованни Галеаццо Висконти Его жена Катерина, по завещанию которой был начало строительство Чертозы.

Галерея фотографий из музея

В музее можно разглядеть надгробие Лодовико Моро и Беатриче д’Эсте, которое было перенесено сюда в 1564 г. из миланской Санта-Мария-делле-Грацие . Выполнено миланским скульптором Солари , по прозвищу Иль Гоббо (горбун). По описанию А.Ипполитова: «Хороша девочка Беатриче (она умерла в 22 года). В каменном пышном платье со старательно расправленными складками, в туфлях на высокой платформе по венецианской моде. Лодовико, умерший в 56 лет, через 10 лет после жены, выглядит не намного старше».

В музее представлены гипсовые слепки с оригинальных мраморных скульптур фасада, которые были сделаны во время реставрационных работ, проведенных между концом девятнадцатого века и первой половиной двадцатого века. На таблицах, сопровождающих экспозицию, показано, где эти скульптуры находятся.

Чертоза. путь от станции
Чертоза. Церковь. Начало
Четроза. Дворики церкви
Чертоза. История и надгробие Лодовико

Павийская Чертоза