Информация взята из путеводителя по городу на итальянском языке: «Sabbioneta» (авторы: G.Sartori, M.Luzzara, A.S. Madidini)

Включенная вместе с Мантуей с 2008 году в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, Саббионета была построена всего за тридцать пять лет по воле принца Веспасиано Гонзага. Саббионета – должны была продемонстрировать опыт применения теорий Ренессанса в области городского планирования и дизайна, стать идеальным городом.

Первое впечатление от Саббионеты не вполне соответствует ожиданиям. Чувствуется некое запустение, словно город остался где-то на обочине жизни. Но первое впечатление, пожалуй, обманчиво. Не внешними эффектами, не роскошными городскими видами (этого нет) удивляет Саббионета. Чем-то иным.

Первое место, где должен оказаться путешественник, - этоGalleria degli Antichi (Галерея Древних). Это длинное здание было построенное в 1584 -1586 гг. для хранения коллекций герцога Веспасиана I Гонзага, основателя города. Коллекция, которая включала древние мраморы и даже охотничьи трофеи, оставалась в здании до 1773 года, когда она была передана Академии Мантуи. Сегодня произведения выставлены в галерее Палаццо Дукале и в Палаццо Сан-Себастьяно (Мантуя).

Нас это приметное здание на въезде в город со стороны Casalmaggiore интересует с практической точки зрения. Тут расположен пункт информации (44.997424, 10.489605), где мы покупаем билет на посещение достопримечательностей города. Имеет смысл приобрести «Мantovacard» http://www.mantovacard.it/, это музейная карта, которая дает право бесплатного (и безочередного) посещения всех музеев Саббионеты и льготного \ или бесплатного посещения музеев Мантуи. Есть предложения на разное количество дней. Мы брали на два дня (точнее, 72 часа) за 20 евро. Окупилось однозначно. Режим работы информационного пункта непростой: с 9.30 – 13.00\ 14.30 – 18.00, закрыто в понедельник. Все достопримечательности также работают в этом режиме.

Осмотр всех интересностей до сиесты невозможен, поэтому если хочется посетить не только театр, церковь, палаццо Дукале, но и музеи, и палаццо Джардино, то имеет смысл задержаться в Саббионете на целый день.

Полезные ссылки: https://www.museisabbioneta.it/it/ www.visitsabbioneta.it

Teatro all'Antica

Театр Саббионеты, архитектурное совершенство итальянского маньеризма, был построен по проекту Винченцо Скамоцци в 1588 -1590 гг. Копия проекта, который Скамоцци передал в мае 1588 года советнику герцога Людовико Мессиротти, хранится в отделе рисунков и гравюр Уффици. Трудно поверить, но это первый европейский постоянный, находящийся в собственном здании, театр. На здании имеется надпись: «Те же руины учат, как велик был Рим».

Герцог Веспасиано Гонзага (принадлежал к боковой ветви аристократического рода Гонзага) любил театр и до появления специально оборудованного помещения устраивал театральные представления в своем Палаццо Дукале (оно по соседству, туда мы тоже пойдем). Снаружи здание, где находится театр, ничем не примечательно. Но когда оказываешься внутри, трудно удержаться от восторженного вздоха.

Можно присесть на скамейки амфитеатра и рассмотреть все в подробностях. Первое, что притягивает взор - сцена с перспективной декорацией. Это реставрация 1996 года, т.к. оригинальная сцена театра была полностью разрушена во второй половине восемнадцатого века. Нынешняя сцена была сделана из железобетона в начале 1950-х годов, заменив оригинальную деревянную. Объемная декорация представляет собой городскую улицу в перспективе, с богатыми дворцами и домами. Идея такой сценографии, возможно, была подсказана архитектору Скамоцци сюжетом, что находилась (и до сих пор находится) в Палаццо Джардино, на северной стене комнаты Филимона и Баучи. (Палаццо был построен в 1584 г.)

Обратим свое внимание на зрительный зал. Двенадцать элегантных коринфских колонн поддерживают антаблемент, на котором находятся статуи олимпийских божеств. Их размеры искажены так, чтобы при взгляде снизу они статуи казались гармоничными.

Античные боги изображены со своими атрибутами, их легко узнать. Начиная справа: Юпитер с орлом и молнией, Юнона в диадеме с павлином, Вулкан с булавой, Марс с мечом и шлемом, обнаженная Венера, Меркурий в шляпе (петасо), кадуцеем, кошельком и в крылатых сандалиях, Аполлон с лирой и плащом, обнаженная Диана с полумесяцем на голове, Вакх с гроздью винограда, Нептун с трезубцем, Минерва со шлемом, эгидой и копьем и, наконец, Геркулес со шкурой льва и дубинкой (ему единственному смертному предоставлено быть наравне с богами).

В нишах размещены бюсты: справа Траян и Оттавиан Август, слева - Сибела и Александр Македонский.

В арках, нарисованных на стенах, два вида Рима: на северной стене - площадь Пьяцца-дель-Кампидольо, над которой возвышается надпись, перефразирующая ту, которая размещена на внешнем фасаде («Те же руины учат, как велик был Рим»), а на южной стене угадывается Замок Сант-Анджело, к сожалению, испорченный дверным проемом.

Первоначально роспись потолка имитировала голубое небо с облаками. Этот плафон визуально соединялся с живописью стен. В театре было сделано три отдельных входа с разных сторон. С западной стороны входили дворяне и придворные дам, попадая в небольшое фойе по деревянной лестнице, которая по-прежнему обеспечивает доступ к лоджии. Вход с нынешней улицы Виа Веспасиано Гонзага предназначался для герцога и членов герцогской семьи, они сразу попадали в театральный зал. И третий вход, что вел на нижнюю сцену, был предназначен для актеров и музыкантов.

Стены лоджии, которая опоясывает зрительный зал, покрыты занятными росписями. Тут дамы и рыцари, маски комедии дель арте (в том числе дзанни – слуги), певцы и музыканты, наблюдающие за сценой и ожидающие прибытия герцога.

По стилю изображения напоминает картины Паоло Веронезе (по аналогии с фресками Виллы Барбаро в Мазере). По всей вероятности, Скамоцци нанял некоторых венецианских художников, возможно, веронца Микеланджело Алипранди, документально подтвержденного в Саббионете еще в 1587 году, и, возможно, Камилло Баллино, ученика Тициана, который в 1584 в одном из писем году сообщал о своей работе в театре. Театр был открыт за год до смерти герцога комедиями, поставленными местной труппой "dei Confidenti", режиссером которой был знаменитый феррарский актер Сильвио Гамби.

Палаццо Дукале(Palazzo Ducale)

Дворец дожей был резиденцией герцога Саббионета: здание до сих пор свидетельствует о его благородном предназначении. На двух этажах с поднятым портиком размещены комнаты с фресками и работами, созданными разными художниками того времени. (например, в Sala degli Antenati можно полюбоваться 21-м портретом рода Гонзаго художника Альберто Кавалли). Дворец, как весь город и всё средневековое герцогство Саббионета, миниатюрный, но помпезный, как и полагается быть резиденции феодального властителя. Внутри он следует тем же стилям, что и Palazzo Giardino (ренессанс, гротеск, подражание античности).

Дворец сильно пострадал от пожара в 1559, был восстановлен в новом виде в 1561 – 1578 гг. В семнадцатом веке дворец был резиденцией нескольких губернаторов города, назначенных семьей Карата. Дворец еще сохранял богатую мебель, однако австрийское правительство в 1772 году конфисковало художественные ценности и лишило комнаты дворца картинной галереи и древних скульптур. После объединения Италии во дворце разместился муниципалитет. Реставрация 1960-х гг. серьезно повредила зданию, лишив его некоторых каменных стен и деревянных потолков, гобеленов девятнадцатого века, неоклассических выставок на дверях и окнах. Внутреннее пространство дворца было искажено. Кое-что удалось восстановить во время реставрации 1970-76 гг. и 1989 г. В девяностые годы Школа реставрации в Кракове занималась потолком и фризом Зала Императоров. В ноябре 2009 года четыре конных статуи кавалькады были восстановлены, выставлены в Зале Орлов. В период с 2010 по 2011 год была завершена реставрация четырех деревянных потолков в залах Леони, дель Анджело, Оттагони и Грапполи .

Palazzo Ducale, план верхнего и нижнего этажей. Номера залов указаны при подробном описании.

(3) Sala della Gran Guardia

Из большого вестибюля, оштукатуренного известью и лишенного мраморных плит пола во время реставрации 1968 года, вы попадаете в большую комнату справа, которая называется «della Gran Guardia», деревянный потолок разделен на гладкие лакуны со слабыми следами полихромии, изображающими оливковые ветви, скрещенные с пальмовыми ветвями. Потолок был сооружен построен в 1563-1565 гг. во время второго брака Веспасиано Гонзаги. В центре - герб его второй жены Анны Арагоны.

(5) Camerino dei Dardi (Камерино деи Дарди)

Это небольшой проход, покрытый сводчатым потолком, с фресками и лепниной. На стене вставлено лепное изображение - крылатая позолоченная молния Юпитера. Веспасиано использовал этот знак «крылатых молний» во время военных экспедиций, которые он проводил в Пьемонте от имени короля Испании.

[6] Saletta delle Stagioni (Салетта делле Стаджони - времен года)

На стороне Camerino dei Dardi и рядом с большим колонным атриумом находится небольшая четырехугольная комната со сводчатым потолком, украшенным фресками. По углам свода четыре аллегорические фигуры, олицетворяющие времена года, держат центральную панель, с картинами. В медальонах, помещенных между кариатидами-временами года, изображены четыре сцены, намекающие на типичные занятия каждого сезона: женщина в саду - весна, работа на полях - лето, молодой человек, пьющий из кружки, - осень, две фигуры, греющиеся у камина - зима. Автором мог быть неизвестный эпигон Джулио Романо в первой половине шестидесятых годов шестнадцатого века.

Sala di Diana (Комната Дианы)

Зал опирается на двенадцать люнетов и имеет в центре неразборчивое изображение (около 1564 года Бернардино Кампи нарисовал тут фигуры Дианы и Эндимиона). Остальные фоны были украшены гротесками мастером, близким к стилю Джулио Романо, о чем свидетельствуют люнеты в центре каждой стены, которые повторяют джулианские модели. Доминирующей темой, изображенной в квадратах на темном фоне, видимом между парусами люнетов, является охота с особым акцентом на миф о Диане и Актеоне. Тем не менее, образные гротескные изображения, которые занимают основную поверхность стен, предлагают интересный репертуар фигур, который призван прославлять достоинства Веспасиано Гонзага.

Двенадцать люнетов означают круговорот сезонов и последовательность месяцев. Четыре божества, нарисованные в центральных люнетах каждой стены, указывают на четыре элемента и времена года: Юнона / воздух / весна, Юпитер / огонь / лето, Нептун / вода / зима и Плутон / земля / осень.

Гротески

Описание гротесков без картинки перед глазами кажется сумбурным и немного бредовым. Но таков жанр гротеска: изображения не вполне связаны сюжетно, фигуры причудливы и размещены не столько в логическом, сколько в художественном, ассоциативном порядке. Разглядывать пространство, заполненное гротесками, имея какое-то к этому руководство – одно удовольствие.

Цикл начинается на восточной стене, с люнета, в котором изображена Юнона со скипетром и павлином. В двух соседних люнетах можно узнать слева - Меркурия с петасом, кадуцеем и денежным мешком (он был богом воров, но также и тем, кто сопровождал души мертвых в подземном мире), справа - Марса со шлемом, доспехами, щитом и копьем. Минерва стоит слева от Юноны, вооруженная шлемом, щитом, эгидой и копьем, в то время как справа женская фигура раскрывает ее грудь, возможно, со ссылкой на Латону, соперницу королевы богов и матери Дианы и Аполлона. Два божественных близнеца нарисованы выше, слева над Минервой. Аполлон в плаще держит лиру, в то время как Диана с копьем держит борзую на поводке, глядя на то, что происходит в поле справа от нее. А там собака, которую держит фермер, с любопытством смотрит в сторону мужчины и женщины, чьи ноги погружены в ручей, и которые намереваются вытянуть сеть на берег. В парусе над Юноной два сфинкса окружают колонну, увенчанную гербом Гонзага. Колонна и герб маркиза являются геральдическими ссылками на две семьи происхождения Веспасиано Гонзага. На двух панелях выше Минервы и Латоны изображены Актеон и его спутники. Тут же сцена, как Диана окропляет водой Актеона, который начинает приобретать черты оленя. Эта сцена напоминает росписи Пармиджанино в крепости Синвитале в Фонтанеллато. В северной стене доминирует люнет, который изображает Юпитера, глядящего на путти, или Ганимеда с зажженным факелом. В нижнем люнете Венера, наполовину стертая, находится на уровне ниши со статуей Марса, в то время как справа видна несколько стертая фигура Бахуса, с боков окруженного листьями винограда. В промежутках есть две женские фигуры: на левой колонке Флора - голова увенчана цветочным венком, в руках фартук, полный цветов, а справа - Пруденса со змеей и зеркалом в правой руке. Королевская пара - Юпитер и Юнона - изображена в верхнем поле. Юнона (с неизменным павлином) держит скипетр и надевает диадему на голову. Она сидит под павильоном, который держат два мужчины с туникой и туфлями, а две львицы стоят лицом друг к другу.

Справа от центрального люнета Юпитер, царственно сидящий на троне, держит молнию. По бокам два седовласых священника держат длинные картуши, а голых мужчины держат корону, символ королевской семьи отца богов. Справа вверху крестьянин доит козу, напоминая о Амальтее, которая кормила маленького Юпитера на острове Крит, а сатир внизу держит пылающую кадильницу. В парусе над Юпитером Геркулес держит земной шар на своих плечах и окружен двумя сфинксами, а кадуцей окружен лавровой короной. В двух небольших квадратах над Флорой и Пруденсой изображены: слева -охота на кабана, а справа - Венера и Адонис, которые пытаются помешать охоте. На западной стене доминирует люнет с Нептуном на колеснице, запряженной морскими коньками. Фигура левой панели полностью исчезла, в то время как справа мы видим обнаженного молодого человека, возможно, это Гений Урбис Рома (гений места) с рогом изобилия, из которого выходит пламя. В пазухах изображены две основные добродетели: слева - Правосудие с мечом и равновесием, а справа - Крепость, в которой находится колонна. Два орла покоятся на двух гербах (справа - щит маркиза Гонзага, слева - черно-золотая полоса Бонакольси, семьи, которая предшествовала им во владениях Мантуи). Над головами орлов беседка обрамляет сцену полета Дедала и Икара. Справа от группы изображена женская фигура в желтой одежде, поющая, может быть, муза Полигимния с лошадью и оливковым деревом. Это отсылка к истории соперничества между Минервой и Нептуном для господства над Аттикой (тогда морской бог послал грекам белого коня, а богиня мудрости дала оливковое дерево). В парусе над люнетом с Нептуном два сфинкса окружают обелиск, а над ним в корону вставлена «крылатая молния». Наконец, в южной стене доминирует Плутон, который стоит в центральной части люнета на колеснице, когда входит в подземный мир, обозначенный темной пещерой. Далее над тритонами и обнаженными мужскими фигурами - женская фигура с армиллярной сферой, возможно, Муза Урания, намеревается что-то написать на надгробии. В парусе над люнетом с Нептуном два сфинкса окружают обелиск, а над ним в корону вставляется «крылатая молния». Наконец, в южной стене доминирует Плутон, который стоит в центральной части люнета на колеснице, когда входит в подземный мир, символизируемый темной пещерой. Прозерпина слева с вазой. Рядом с Плутоном Сатурн пожирает одного из сыновей, в то время как свободная рука уже держит другого. Над Прозерпиной стоит Вакх с гроздью винограда в руке, рядом с ним два путти держат горшки, из которых прорастают виноградные растения. Справа от бога вина Фемида с трубой и лавром пролетает над рыбаком и его лодкой. Церера держит рог изобилия. Рядом сатиры, которые несут на голове корзины с цветами и фруктами, в то время как слева крылатый гений вручает астролябию сидящей фигуре, возможно, Богине Земли (Теллус), коронованной путти. Два маленьких квадрата на стороне Плутона изображают Актеона, превращенного в оленя и убитого товарищами-охотниками.

Возможно, для маскировки некоторых трещин в восьмидесятых годах шестнадцатого века были нарисованы четыре пары путти, играющих с животным (олень, козел, заяц и лиса). Гротески близки к стилю Фомарино и были сделаны той же рукой, что в Galleria degli Antenati.

[8] Sala del Dardi (Зал Дарди)

Лестница ведет к двум комнатам, покрытым деревянными позолоченными потолками, которые по традиции называют золотыми залами. Первая камера, называемая «Дей Дарди», скромного размера, имеет деревянный потолок, в центре которого герцогский герб Веспасиана, на фоне Золотого руна с вассальной шапкой Империи. В двух других кессонах поменьше находятся золотые дротики Юпитера, крылатые молнии, на синем фоне. Все это в золотой раме, а львиные головы держат богатые гирлянды цветов и фруктов. Фриз, удерживающий потолок, состоит из листьев и масок, чередующихся с метопами, в которые вставлены чашки, вазы и букрании. Потолок полностью позолочен. Главное слово на синем фоне вставки – это то, что ценил больше всего просвещенный герцог - Liberta (Свобода).

(9)Sala dei Duca d`Alba o Sala d Oro (Зал Дука Альба или Золотой зал)

Комната посвящена Фернандо Альваресу Толедо. Это третий герцог Альбы, друг Веспасиана и генерал очень преданный королю Филиппу II. В нише над камином находился бронзовый бюст герцога Альбы, созданный Дука Леони, о нем рассказывает Вазари. Потолок состоит из лакун, в центре которых расположены розетки из листьев аканта, из которых спускаются цветы. На камине богатый фриз со щитами и доспехами, положен на две мраморные опоры, сверху надпись: «VESP. Д. G. ДUX.SABLON» ("Vespasianus Dei Gratia Dux Sablonetae Primus").

[12] Salone delle Aquile. (Салоне делле Аквиле)

Этот зал наиболее известен, т.к. в нем вас встречает целая кавалькада всадников из рода Гонзаго. Точнее, то, что осталось от деревянных конных статуй, созданных по указу герцога Веспасиана в 1587-89 гг. и помещенных в Сала-деи-Кавалли, когда-то находившуюся на первом этаже, в задней части здания. Десять статуй были изготовлены венецианской мастерской всего за два года. Зал, в котором они были выставлены, использовался для танцев и шоу, пока не построили театр. Всадники сильно пострадали в пожаре 1815 года, поэтому из десяти осталось только четверо. Статуи были восстановлены в 2009 году, а в процессе реставрации были обнаружены следы позолоты шестнадцатого века, украшавшие доспехи.

Центральная статуя изображает 57-летнего Веспасиано Гонзаго в парадных доспехах, с воротником ордена Золотого Руна. Первый рыцарь у стены - отец Луиджи Гонзага. Рядом с ним Джан Франческо Гонзага, прадед Веспасиана и третий - сын маркиза Людовико II.

Бюсты: Луиджи Гонзага (прародитель первородной линии Мантуи, который в 1328 году захватил власть над городом, удалив соперника Ринальдо Бонакольси, известного как «Пассерино»), Гвидо Гонзага, Франческо I Гонзага, Людовико II Гонзага и, наконец, Людовико Гонзага ди Саббионета (дед Веспасиана). Статуи и бюсты прославляют военные достоинства семьи Гонзага и показывают герцога Саббионеты как доблестного человека, который защищает интересы Габсбургов.

По всему периметру комнаты проходит фриз, украшенный крупными орлами с расправленными крыльями, которые поддерживают тяжелые и богатые гирлянды из цветов, фруктов, рыбы и сыров. Хищные птицы держат на груди ряды гербов, которые теперь почти неразборчивы, так как в эпоху Наполеона они были истерты и покрыты большими буквами, образуя слова «VIVA LA REPUBLICA». Орлы символизируют имперскую власть, преданным вассалом которой был Веспасиан, благодаря чему он получил свою политическую автономию.

[14]Sala degli Imperatori(Зал Императоров)

Выйдя через первую дверь справа и поднявшись по лестнице, вы попадаете в большую комнату, верхняя часть стен которой украшена масштабным фризом и внушительным резным, расписанным и позолоченным потолком. В центре потолка окружность в позолоченной раме, внутрь которой вставлены два полихромных крылатых Гения, поддерживающих гербы Арагона-Колонны-Гонзаги. В четырех углублениях, расположенных крестом вокруг центрального, вписаны восьмиугольники, на которых закреплены «крылатые молнии» на фоне розоватых облаков. Изображения императоров выполнены одним из эпигонов художника Кампи.

[15] Galleria degli Antenati (Галерея предков)

Из Зала Императоров вы проходите в прямоугольный зал с бочкообразным потолком и богатым фризом из 20-ти барельефов с изображениями членов семьи Гонзага. Это своего рода древний атриум с портретами предков. Латинская надпись над окном прославляет герцога: «VESP. GONZ. COL. GENTILIBUS SUIS».

Тут представлены Луиджи Корради Гонзага и Ричильда Рамберти, Гвидо Гонзага и Вирида Беккариа, Людовико I Гонзага и Альда д'Эсте, Франческо I Гонзага и Маргарита Малатеста, Джан Франческо Гонзаго(первый правитель Мантуи), Паоло Малатеста, Людовико II Гонзага и Барбара Гогенцоллем из Бранденбурга, Джан Франческо Гонзагаи Антония дель Бальзо, Людовико Гонзага ди Саббионета и Франческа Феши, Луиджи Гонзага, известный как Родомонте и Изабелла Колонна, Веспасиано Гонсага Колонна и Анна Арагон закрывает линию персонажей, расположенную справа от окна. Барельефы были сделаны около 1567 года. Спорная традиция приписывает ее исполнение Альберто Кавалли. Фрески и лепнина были выполнены последователем Джулио Романо.

Штукатурная складка делит хранилище на прямоугольники, овалы и ромбы, в которых находятся фигуры, гротески или барельефы.

В центральном овале Аполлон изображен на колеснице Солнца, причем взят смелый ракурс, воспроизводящий аналогичный на знаменитом плафоне Джулио Романо из комнаты Солнца и Луны в Палаццо Те (Мантуя).

По бокам от колесницы: Меркурий - бог мудрости и красноречия, и Марс - бог войны. Эти фигуры тут не случайны. Красноречие и мудрость, связанные с военным мастерством, являются инструментами, которые правитель должен уметь использовать, чтобы гарантировать политический и социальный порядок в своем государстве.

На потолке находятся аллегории времен года, связанные с Аполлоном, гарантом космического порядка.

Четыре маленькие камеи с профилями императоров (Нерон, Траян, Адриано и Антонино Пио) объединяют большие овалы свода, у основания которого находятся лепные барельефы с эпизодами римской истории. Можно разглядеть, как Марк Курций в доспехах падает в пропасть на римском форуме и как Муцио Скевола кладет свою правую руку на жаровню.

Эти сюжеты напоминают о том, как надо относиться к родине, что для служения ей нужны и сила духа, и благоразумие, и добродетель. Эпические изображения чередуются с шестью пейзажными панно, по три с каждой стороны, возможно, сделанные фламандским художником Джованни да Вилла (утонул в реке и похоронен в церкви Санта-Мария-Ассунта в 1562 году).

Гротески

Еще одна серия гротесков, которые расположены на потолке в восьми секторах, описанная путеводителем весьма подробно, т.к. изображения дают богатый материал для комментария. Главная идея гротесков: существа, которые кусают друг друга и борются друг с другом, иллюстрируют хаос, происходящий в мире без правил, которые принц должен обязательно установить своей властью. Птицы и мелкие животные, нарисованные на краю пространства, относятся к циклу времен года, в то время как гербы и знаки «крылатой молни» прославляют молодого маркиза Веспасиана, чья власть обусловлена кровными узами (тема фриза), близостью к королевскому дому в силу брака с принцессой Анной Арагон.

Первый сектор (слева для тех, кто смотрит на французские окна): между фигурой Марса и люнетом находится разрушенный храм с двумя обнаженными молодыми людьми, которые держатся за руки, а свободной рукой держат стебель болотного тростника. В основании две гибридные фигуры, между которыми есть гарпия с расправленными крыльями. Во втором секторе слева мы видим фазана на охристом фоне, который смотрит на льва и львицу, лицом к ней и взбирается к маске, которая разделяет их. Вместо этого у основания находится парящий бык, завернутый в растительный круг, а слева орел с молнией между когтями сжимается в маленькую зеленую коробку. В третьем секторе, расположенном слева между овалами Марса и Аполлона, крылатый дракон обхватывает слона витками его хвоста, в то время как он - голову слона. По бокам борзая и олень уходят в страхе. Под слоном маска окружена армиллярной сферой и земным шаром, в то время как сатир забавляется, чтобы поймать в ловушку львицу и тигра, опираясь на тонкий спираль, вытягивает рот к паре груш. В четвертом секторе, расположенном справа между Марсом и Аполлоном Пегасо поднимается с веткой между двумя сфинксами, над которыми висят колонна Гонзага и гербы Арагона, удерживаемые лентами. Крылатая лошадь опирается задними лапами на зеленый фон, на котором написано: «Я сражаюсь с Алато». Пятый сектор слева, среди овалов с Аполлоном и Меркурием, нарисован павильон, под которым фонтан испускает здесь струи, а два сатира держат таз и пьют из струй. По бокам две ромбовидные пастилки держат герб Колонны. Внизу лошадь нервничает под взглядом двух львиц. В шестом секторе справа, между Аполлоном и Меркурием, два путти вытягивают руки к воробью, стоящему на тонком венчике цветка. Внизу лев и медведь изо всех сил пытаются оторваться друг от друга, а кудрявые побеги виноградной лозы нависают над крадущимся единорогом и верблюдом. В седьмом секторе слева, между Meркурием и люнетом, который ведет в следующий зал, попугай в голубом поле в форме сердца кладет лапу на чашу цветка, чей стебель происходит от гарпии, которая с расправленными крыльями содержит антаблемент, которому помогает сатир. Наконец, в восьмом и последнем секторе справа, между Меркурием и Люнетом, воробей, вставленный в зеленое поле, опирается на венчик цветка, который исходит из киноварного картуша с надписью в золотых капителях «VESPASIANO GONZAGA» .

[16] Sala degli Elefanti (Зал слонов)

Из Галереи Предков вы попадаете в Зал слонов. В верхней части стен расположен частично сохранившийся фриз, на котором попеременно изображены слоны и фигуры монохромных кариатид. На коротких сторонах зала мы можем распознать аллегорию Правосудия с мечом и двумя путти, которые держат флаги с гербом семьи Арагон, и Конкордии, приглашающей двух мужчин к примирению.

На фризе под слонами находится надпись «VI SUPERUM», часть стиха, взятого из «Энеиды» Вергилия, в котором говорится о силе богов, способных порабощать животных большого размера. Имеется в виду способность принца управлять разумно, опираясь на Закон. В этом зале видны следы перегородок, сделанные во второй половине XIX века для офисов муниципалитета, располагавшегося какое-то время в здании. Пространство было восстановлено во время реставраций 1968 года. Тогда был переделан потолок.

(17) Sala dei Leoni (Зал львов)

Минуя комнату без оформления, оказываемся в помещении, где сохранился уникальный потолок из орехового дерева. В центре - герб Веспасиано Гонзага, поддерживаемый двумя геральдическими львами.

[18] Galleria delle Città (Галерея городов)

В большой комнате, освещенной четырьмя окнами, на стенах видны фрагменты древнего убранства, найденного во время реставраций 1968 года. Фрески стилизованы под гобелены, с видами Генуи и Константинополя, взятые из «Универсальной Космографии» Себастьяна Мюнстера, опубликованной в Базеле в 1550 году.

[19] Sala dell’Angelo (Зал Ангела)

Спустившись на несколько ступеней, вы проходите в небольшую комнату, известную как Sala dell'Angelo, с потолком из ливанского кедра, в центре его ангел, держащий с эмблему Веспасиано, в окружении воротника Золотого руна. Надпись – «Liberta» (Свобода).

(20)Sala degli Ottagoni (Зал Октагон)

Зал интересен своим кессонным потолком из ливанского кедра (1585- 1591 гг.). Форма деталей потолка (восьмиугольники) и дали имя залу. В центре восьмиугольных розеток из листьев аканта выступают круглые резные элементы в форме открытых сосновых шишек. Великолепная резьбе выполнена в герцогских мастерских местными ремесленниками.

Chiesa dell'Incoronata (Церковь Пресвятой Богородицы)

Лето (с апреля по октябрь): с 9:30 до 13:00 | 14.30-18.00 часов Суббота и праздничные дни с 9:30 до 13:00, с 14:30 до 19:00. Понедельник закрыто. Билет для посещения: € 2,50 (по музейной карте бесплатно)

Церковь Пресвятой Богородицы, построена между 1586 и 1588 гг. как пантеон для династии герцогов Саббионеты. Похожа, скорее, на крепостную башню .

Храм стоит на месте двух ранее существовавших культовых зданий: первое было посвящено святому Бьяджо, второе - святому Николаю, чей день поминовения совпадал с днем рождения герцога, 6 декабря. Церковь Пресвятой Богородицы выделяется среди невысоких зданий Саббионеты своими внушительными размерами. Восьмиугольный план здания не случаен, он напоминает структуру христианского баптистерия. Восьмиугольник – знак восьмого дня, дня воскресения, в который происходило Крещение, то есть Таинство перерождения, символическая смерть и воскресение.

На входной двери висит полог, поэтому с улицы не видно, что внутри. Откинув портьеру, оказываешься в уносящемся вверх пространстве. Интерьер XVIII в. очень богатый, словно бы купается в волнах света. При том что этот свет во многом «нарисован».

Купол расписан с применением техники «обманки», создание иллюзии открытого пространства.

В нише главного алтаря находится статуя Пресвятой Богородицы Коронованной с семью пронзающими ее сердце мечами. Мечи эти символизируют семь скорбей, пережитых Девой Марией : 1 - представление Христа в храме и пророчество Симеона; 2 – бегство в Египет; 3 - потеря и нахождение Иисуса в храме; 4 - встреча Матери и Сына на мучительном пути; 5 - распятие Господа в присутствии Марии и Иоанна; 6 – снятие с Креста; 7 - погребение Иисуса. На стенах храма висят семь картин, символика та же.

В арке, находящейся слева от главного алтаря, стоит роскошный мраморный мавзолей герцога Веспасиана, построенный через год после его смерти в 1592 году скульптором Джованом Баттиста делла Порта. В центре памятника бронзовая статуя герцога Леоне Леони, созданная в 1579 году и размещенная первоначально на герцогской площади, где она находилась до 1656 года. Герцог изображен в позе римского императора, его рука вытянута вперед в указующем, повелительном жесте. Ассоциация с римским императором не случайна, ведь герцог создал новый идеальный город, Саббионета своей декларируемой идеальностью как бы Рим. По бокам две мраморные статуи, аллегорически изображают Силу духа и Справедливость.

Кроме герцога Веспасиано Гонзаго, здесь похоронены одна из его жен, его 15-летний сын, его дедушка и одна из дочерей близнецов, которые умерли во время рождения.

Синагога (Sinagoga)

Во многих итальянских городах существовали районы замкнутого проживания евреев – гетто. Удивительно то, что и в своем идеальном городе герцог Гонзаго предоставил место для жизни евреям. В Синагоне Саббионеты, в которую помимо искренне заинтересованных вопросом заглядывают еще владельцы Мantovacard», есть несколько стендов, рассказывающих о еврействе в Италии в целом. Представлены некоторые предметы культа.

Чтобы передохнуть от рассматривания интерьеров, можно совершить прогулку вдоль крепостных стен городка, пройдя через старинные ворота Porta Vittoria. Это одни из двух ворот в Саббионеты, сооруженные в середине 16-го века как часть средневековой обороны. Довольно просты по внешнему виду, но размеры впечатляют.

То, что увидеть не удалось, но стоит посетить при наличии времени:

Chiesa di Santa Maria Assunta (на центральной площади). Говорят, там необычный купол.

Chiesa di San Rocco. Сейчас Pinacoteca - художественная галерея музейного комплекса Саббионета с богатой коллекцией картин и произведений искусства разных эпох.

Palazzo del Giardino и примыкающий к нему регулярный парк. Снаружи здание ничем не примечательно. Кроме разве что деревянного фриза под крышей.

А внутри очень интересный дворец, судя по описанию в путеводителе. Несколько фотографий из интернета: