Пьяченца (Piacenza)
Путеводитель имеет реферативный характер. Источники указаны.
Источники: http://italia-ru.com/page/pyachentsa https://alexjourba.livejournal.com/154294.html А.Ипполитов «Особенно Ломбардия» Карта отсюда: http://www.comune.piacenza.it/benvenuti/guide/cartine
Основной материал см.:
https://sibeaster.livejournal.com/191187.html https://sibeaster.livejournal.com/192273.html https://sibeaster.livejournal.com/320351.html https://sibeaster.livejournal.com/191380.html https://sibeaster.livejournal.com/321165.html https://sibeaster.livejournal.com/191585.html https://sibeaster.livejournal.com/191973.html https://sibeaster.livejournal.com/192034.html https://sibeaster.livejournal.com/320987.html https://sibeaster.livejournal.com/192600.html
Генри В. Мортон «ОТ МИЛАНА ДО РИМА. Прогулки по Северной Италии»
Мой аудиогид с картой достопримечательностей: https://izi.travel/ru/browse/4b75be41-fd6b-4402-b65d-4976a9dfef22?passcode=byameg
Расписание работы некоторых церквей San Sisto, Piacenza 8.30 (?)– 12.30\ 15.00 – 18.00 Сан-Антонио 9.00 – 12.30 Санта-Мария-ди-Кампанья. 7: 00-12: 00/15: 30-19: 00 мессы вс пр. дни: 7:30, 10:00, 11:00
В Пьяченце много церквей. Причем разных стилей, словно бы наглядное пособие по архитектуре: готическая Сан-Антонио, романская Сан-Савино, ренессансная Сан-Систо.
Об истории города и центральной площади подробно [см. https://sibeaster.livejournal.com/191187.html](см. https://sibeaster.livejournal.com/191187.html)
Цитирую: «Пьяченца основана римлянами еще в 218 году до новой эры. Затем через город последовательно прокатились все варварские орды и имперские армии, что терзали Италию в начале Средних веков. С IX века Пьяченца находилась под властью графов, которые в свою очередь были вассалами франкских и германских императоров. В 1095 году здесь на церковном соборе папа Урбан II впервые заговорил о необходимости общехристианского похода для освобождения Иерусалима от неверных, в следующем году тот же понтифик повторил призыв во французском Клермоне, после чего началась эпоха крестовых походов.
В Пьяченце хорошо себя чувствовали сторонники власти Папы (т.е. гвельфы), хотя сторонников императорской власти (гиббелинов) в городе тоже хватало. Как и во всей Италии эти две партии жестко друг другу противостояли. В 1126 году Пьяченца, лишившая светской власти своих епископов, стала свободной коммуной и приняла достойное участие в борьбе ломбардских городов против немецких императоров, и особенно императора Фридриха Барбароссы. Но конец независимости города положили не немцы, а герцоги Висконти, присоединив город к Миланскому герцогству. Пьяченца, выступавшая в союзе с Миланом в войнах с немецкими императорами, теперь Милан возненавидела. Город восставал, подвергался осадам, а самый страшный разгром Пьяченцы учинили Сфорца, которые кого поубивали, кого повыгоняли, а городские стены срыли до основания и запретили их восстановление. После падения Сфорца город достался французам, а потом перешел во владение папы Льва Х. Пьяченцы симпатизировали папам всегда, еще со времени первого Крестового похода, при папском правлении Пьяченца пришла в себя, разбогатела и отстроила стены. Папа Павел III ( в миру Алессандро Фарнезе) создал новое герцогство в подарок своему распутному сыну Пьеру Луиджи Фарнезе . Это был жестокий развратник, жители при нем прятались в страхе по домам, но терпели. Всякому терпению есть предел, и среди местной знати сложился заговор: 10 сентября 1547 года герцога убили в его собственном и выбросили труп из окна. Оттавио, сыну убитого, удалось в конце концов вернуть себе власть над герцогством, но отныне правители предпочитали Пьяченце Парму. Значительно позже в XIX веке в ходе компании по объединению Италии Пьяченца первой из городов Эмилии-Романьи проголосовала на референдуме за вхождение в состав Сардинского (будущего Итальянского) королевства; случилось это 10 мая 1858 года. За свой выбор Пьяченца удостоилась от короля Виктора Эммануила II титула Primogenita dell'Unita' d'Italia - "первенца единой Италии".
Текст аудиогида взят из книги: А.Ипполитов «Особенно Ломбардия»
Логика рассказов соответствует нашему пути по городу, начиная от хостела (45.054287, 9.684809) около Cappella del Crocifisso. Прогулка заняла 4,5 часа. С 8.00 до 12.30
Маршрут получился такой: Ostello Papa Giovanni XXIII (хостел) - Крысиная лестница - Церковь Сант-Эуфемия (Sant'Eufemia) - Сан-Систо (Chiesa di San Sisto: «Сикстинская мадонна») - Палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese)-Пьяцца Кавалле (Piazza Cavalli)- Церковь Сан-Франческо (Chiesa di Saint Francesco) - Кафедральный Собор Пьяченцы (Chiesa Santa Maria Assunta e Santa Giustina, Duomo di Piacenza)- Сан-Антонино (Basilica of St. Antoninus) - Базилика Сан-Савино (San Savino) - Санта-Мария-ди-Кампанья (Basilica di Santa Maria di Campagna) - Площадь Крестоносцев (Piazzale delle Crociate)- Православная церквоь (Parrocchia Del Santo Sepolcro) - Ostello Papa Giovanni XXIII(хостел)
Первым делом отправились к Сан-Систо, по пути т.н.– Крысиная лестница. Это древняя улица, похожая на лестницы Монмартра, только уже, круче и древнее. По преданию, свое название получила из-за того, что во время наводнений, вызванных разливом реки По, на этой лестнице толпились крысы со всего города. Сейчас выглядит вполне безобидно.
Церковь Сант-Эуфемия (Sant'Eufemia)
45.055795, 9.691192
XII века (см. табличку перед портиком). Чудесные романские капители.
Церковь Сант-Эуфемия находится на одноименной улице, которая потом превращается в улицу Сан-Систо. Эта улица приводит к монастырю с церковью Сан-Систо, где первоначально находилась "Сикстинская Мадонна" Рафаэля.
Сан-Систо (Chiesa di San Sisto)
45.057581, 9.693012
Церковь Сан-Систо была основана в 874 году королевой Анджильбергой, женой императора Людовика Благочестивого, последнего из великих воителей в семье Каролингов. Королева ушла в бенедиктинский монастырь и стала его настоятельницей в 882 году. Значительно позже, в 1494 - 1511 годах, по проекту Алессио Трамелло на фундаменте средневекового здания был возведен другой храм, который мы и видим. Обращает на себя внимание очень необычный для храма-монастыря декор:
«В числе подаренных монастырю вдовствующей королевой-монахиней реликвий были мощи римского священномученика папы Сикста II. По имени мученика обитель и стала называться Сан-Систо. Удивительное дело, но знаменитая Сикстинская Мадонна была написана Рафаэлем именно для этой церкви Сикста в Пьяченце! Цитирую: https://sibeaster.livejournal.com/192273.html: «Эта растиражированная на миллионах открыток и пропечатанная во всех учебниках картина, ныне гордость и украшение Дрезденской картинной галереи, некогда украшала храм бенедиктинского монастыря на окраине Пьяченцы. Со своей Сикстинской Мадонной бенедиктинцы расстались, кстати, по чисто меркантильным соображениям: картина была продана монастырем в 1754 году саксонскому курфюрсту (и по совместительству польскому королю) Августу III. Возможно, это и к лучшему: в Дрездене изъятой отсюда Сикстинской Мадонной любуются миллионы поклонников, а вот в Пьяченце ее бы оценили немногие. Сикстинская Мадонна (вернее, ее копия) находится за высоким алтарем в глубине пресвитерия этой церкви. Если нет службы, то можно войти в пресвитерий и увидеть копию знаменитой картины».
Скажу сразу, что попасть внутрь и увидеть искомое оказалось сложно. Почему-то церковь упорно была закрыта в 8.00 утра (из расписания следовало, что должна быть открыта). Пришлось вернуться к ней еще раз уже позже. Но теперь шла служба и проникнуть вглубь храма так и не удалось. А в пресвитерии есть на что посмотреть, судя по рассказу уважаемого https://sibeaster.livejournal.com/192273.html
Палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese)
45.055800, 9.696315
Дворец Фарнезе, резиденция герцогов династии Фарнезе, пресекшейся в 1731 году, начали строить в 1558 году. Проект предусматривал снос цитадели четырнадцатого века, построенной Галеаццо Висконти, башня и ворота этой крепости сохранилась в западной части замка. Работы по возведению резиденции были приостановлены в 1602 году - палаццо так и не был достроен.
Что касается художественных сокровищ, хранящихся в Палаццо: в 1731 году Карл Бурбон стал королем Неаполя и забрал с собой в Неаполь великолепные картины, мебель и гобелены, ранее находившиеся в здании. Позже палаццо был использован в качестве казарм для австрийцев, войск Наполеона, приюта для бездомных семей. Только в 1965 году начались сложные и дорогостоящие работы по восстановлению резиденции. Сегодня в Палаццо Фарнезе находится городской музей с картинной галереей (среди экспонатов «Мадонна с младенцем» Ботичелли), Музей карет, Археологический музей и Mузей Рисорджименто (объединения Италии).Подробнее: http://italia-ru.com/page/pyachentsa http://www.palazzofarnese.piacenza.it
В Пьяченце, как это часто бывает в Италии, две главных площади. На одной расположен Кафедральный собор (Piazza Duomo), на другой – мэрия (Piazza Cavalli). Светский центр Пьяченцы носит необычное название - площадь Лошадей (Piazza Cavalli).
Пьяцца Кавалле (Piazza Cavalli)
Площадь, которая когда-то называлась Пьяцца Гранде, обязана своим названием двум бронзовым конным статуям скульптора Франческо Моти, которые стоят теперь перед готическим Палаццо Коммунале. Обращена поступь коней к Дворцу Губернатора. Два конных памятника изображают герцога Рануччо Фарнезе и его отца Алессандро Фарнезе.
На площади находится Palazzo del Comune или Palazzo Comunale (здание городской мэрии) его называют также Palazzo Gotico. Здание, построенное в XIII веке из мрамора и красного кирпича, с аркадами на нижнем этаже, считается одним из наиболее сохранившимся средневековым зданием во всей Италии типа «broletto». (broletto можно увидеть в нескольких городах Северной Италии, в том числе в Милане, Павии. Broletto (от латинского brolo , внутренний двор или огороженное поле. В ломбардских городах бролетто – это огороженный район, где раньше находились городские собрания и органы правосудия. Позже этот термин использовался для обозначения дворца консулов, подесты и муниципалитета). Здание напоминает по внешнему виду традиционные ратуши северной Италии, с крыльцом для народных собраний, балконом для объявлений и огромным залом заседаний.
Интересный факт: «Через Пьяченцу проходила Via Francigena, или Romea (дорога францисканцев) - паломнический путь из Кантерберийского аббатства (Великобритания) в Рим. В средневековье это была одна из главных европейских артерий. Паломнический путь был открыт Сигериком, архиепископом Картерберийским, который отправился в Рим с визитом к папе римскому Иоанну XV. Для тех, кто отправлялся в паломнический путь, Пьяченца была популярным местом для отдыха». http://selfguide.ru/italy/emilia-romagna/piacenza/
На площадь Пьяцца-дей-Кавалли также выходят Палаццо-дей-Мерканти и Палаццо-дель-Губернаторе, служившее резиденцией губернатора в XVIII веке. И фасад церкви францисканцев. Подробнее: http://italia-ru.com/page/pyachentsa
Церковь Сан-Франческо (Chiesa di Saint Francesco)
45.052279, 9.693972
Слово эксперту https://sibeaster.livejournal.com/320351.html
«Как видим, это уже готика. Действительно церковь Сан-Франческо построена в 1278 - 1373 годах, и ее "готичность" очевидна и снаружи, и внутри.
Фасад. Главные двери замкнуты в элегантный беломраморный портал.
В люнете получает стигматы святой Франциск.
А вот по бокам наблюдается нечто удивительное для XIII-XIV веков: многочисленные путти густо населяют портал. М.б., портал все же помоложе церкви?
Внутри есть деамбулаторий (полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма, образованная продолжением боковых нефов; типичный элемент романской и готической храмовой архитектуры) и венец капелл.
Кроме собственно готических нефов, есть пристроенная барочная (там даже зеркало поставлено, чтобы роспись купола можно было разглядеть) и "встроенная" неоклассическая капелла святого Антония Падуанского.
Есть в дальнем левом углу еще ренессансным и мраморное "Снятие с креста" Луки Рети (1598-1657)».
От себя добавлю, что церковь большая, внутри таинственный полумрак, атмосфера уединения и молитвы. В храме была устроена светящаяся инсталляция на тему креста.
Кафедральный Собор Пьяченцы (Chiesa Santa Maria Assunta e Santa Giustina - Duomo di Piacenza)
45.050444, 9.697518
Строительство Дуомо Пьяченцы началось в 1122 году на фундаменте существующего собора Святой Иустины и было закончено в 1233 году. Фасад собора выполнен из розового мрамора и песчаника, а три его входа увенчаны небольшими галереями. Башня и купол собора были пристроены к Дуомо вXIV в. В склепе собора находится могила блаженного Иоанна Крестителя Скалабрини и крипта с останками Святой Иустины.
Обратите внимание на кампанилу собора: на ее коническом шпиле, датированном 1341 годом, установлен вращающийся ангел из позолоченной меди. Статуя - это символ города, ее также ласково называют "L'Angil dal Dom". А сбоку колокольни до сих пор можно увидеть железную клетку, размещенную в 1495 году по приказу Людовико иль Моро как предупреждение для преступников. Не так давно в соборе был открыт музей "Кронос". Подробнее: http://italia-ru.com/page/pyachentsa
Особенно важно внимательно разглядеть порталы соборов. Это отлично умеет уважаемый sibeaster.
Подходим к храму со стороны западного фасада. На нем три портала – центральный, левый и правый. Обо всем по порядку.
Центральный портал
См. https://sibeaster.livejournal.com/191380.html Цитирую: «Фреска (над центральным входом) на которой Богородице предстоят небесные покровители Пьяченцы - святые Антонин и Иустина. Это XX век. Архитрав кажется очень содержательным, правда, он заново выполнен в XX веке, а посему путеводители лишь скупо сообщают о том, что здесь изображены некоторые евангельские чудеса. Христос здесь легко узнается: он ходит с крестом в руках. Четко видно слева исцеление слепого и чудо в Кане (оба слева), а также исцеление расслабленного (второе справа). Все остальное требует расшифровки.
Слева и справа можно увидеть статуи - аллегории Надежды (с якорем) и Веры (с крестом и потиром), хотя и они, похоже, не средневековые. По периметру арки идет череда знаков зодиака - это XII век.
Знаки зодиака прерываются сложной для расшифровки сценой: здесь и десница Божия, и символы солнца и луны, и ангелы, одни из которых держат четыре ветра, а другие трубят.
Бросим взор на причудливые капители колонн, поддерживающих верхнюю лоджию.
А вот две фигуры, скорчившиеся под дверной притолокой, имеют имена собственные - Лихоимство и Скупость. Известно имя руководителя скульптурной школы, работавшей над всеми этими причудливыми человеками и животными, - Никколо из Феррары.
Львы, на спинах которых, держится все это великолепие, появились на свет в 1533 году».
Левый портал (XII век)
См. https://sibeaster.livejournal.com/321165.html «А вот и левый портал - Райские врата. Темный силуэт со зловещей надписью "Кронос" - это указатель на Соборный музей. …Сверху лоджия с колоннами, стоящими на львах. Ну а все, что ниже, можно разглядывать в деталях. Теламон, держащий левую колонну, сидит на трехголовом льве. Соборный сайт утверждает, что это - аллегория Ада. Правый теламон сидит на табуретке, обвитой листьями. Тот же источник считает, что перед нами аллегория Чистилища.
Самое интересное - это архитрав. Слева в углу мы видим счастливых Адама и Еву, пребывающих голыми в раю; справа - их же, но уже после грехопадения (уже одеты, а на лицах вселенская скорбь).
Ну а между Адамами и Евами разворачивается начало евангельской истории: Благовещение, встреча Марии и Елизаветы, Рождество (да-да, эти странные люди в митрах - женщины, более того, одна из них - Богородица). Опять-таки Рождество (слева Иосиф сидит у постели роженицы Марии, в центре зверушки склонились над яслями с Богомладенцем) и явление ангела пастухам (постарайтесь увидеть ангельскую ладошку). Поклонение волхвов.
Продолжение евангельской истории можно найти на правом портале собора».
Правый портал
См. https://sibeaster.livejournal.com/191585.html
«В отличие от центрального портала правый - сама подлинность, XII век! Слева и справа фигуры двух пророков. Если есть бинокль, попробуйте прочесть слова на свитках. Рабочая версия - это Давид и Иезекиль с их бессмертными цитатами про "врата Господни".
Архитрав, пересказывающий первые главы Евангелий, обрамляют члены первой человеческой семьи. Слева - Каин и Авель, справа - Адам и Ева.
Далее сюжеты: Сретение, бегство в Египет, Крещение. Три искушения Христа.
В углах притолки помещены четыре добродетели, но можно увидеть видите только две - Терпение и Смирение, а кто еще две, попробуйте догадаться сами.
Держат на себе колонны здесь не львы, а человеческие фигуры, причем символические: одна именуется Теологией, другая – Философией».
Северный портал
См. https://sibeaster.livejournal.com/191973.html
«На сайте епархии честно написано, что этот портал подвергся серьезной реставрации в начале XX века. Но львы симпатичные. Храм в тыльной части обстроен посторонними зданиями, так что далеко не везде можно подойти к священным стенам».
Интерьер
См. https://sibeaster.livejournal.com/191973.html
«Росписей в храме очень много, но бОльшая их часть - это XVI век и позже, а в трансепте вообще неоготика XIX-XX веков. Исторические же фрески находятся на двух пилонах при входе, так что пропустить трудно. Первая Богородица - XIV века, вторая – XV-го.
Схема собора:
Перед пресвитерием амвон, который может показаться романским; хотя это - плод последней крупной реставрации рубежа XIX - XX столетий, пьяченцкие ваятели весьма точно передали дух романских барельефов».
Интерьер оформлен в начале XX в. Изображения в духе «модерн».
Сан-Антонино (Basilica of St. Antoninus)
(45.049443, 9.694581)
См.: https://sibeaster.livejournal.com/192034.html
«Сант-Антонино, как считается, был первым кафедральным собором Пьяченцы. Церковь на этом месте была построена первым городским епископом Виктором. ...\В своем нынешнем виде Сант-Антонино - это смешение несовместимого: под романским фасадом скрывается, вопреки стараниям реставраторов, барочный интерьер. В принципе, внутрь можно и не ходить; все интересное можно увидеть с улицы. Со стороны пьяцца Сант-Антонино виден западный фасад (в литургическом смысле, церковь не ориентирована точно по оси восток-запад). Обратите внимание на мощнейший трансепт, который по длине не уступает главному нефу. Самое интересное находится слева: В 1349 году к трансепту пристроили ...нартекс (иначе «притвор» - от греч. narqhx - ларчик, шкатулка - входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма).
В глубине нартекса находятся Райские врата, работа над которыми продолжалась с 1171 года и до XIX века.
Слева и справа у Райских врат тоскуют Ева и Адам - это явный XII век. Праотцы только что согрешили и еще не привыкли к своим новым одеяниям.
Обратите внимание на птичек над их головами.
Фигуры прародителей держат на своих плечах скорчившиеся горбуны.
Еще одни несчастные человечки подпирают своими плечами притолоку.
Такой роскошный портал наводит на мысль о столь же роскошном внутреннем убранстве базилики. Оно роскошное, но все родом из барочной эпохи. Так что, если вдруг вы пришли к дверям закрытой базилики, не расстраивайтесь: вы ничего не пропустили.
В нартексе помещены две памятных доски. Одна напоминает о том, что именно здесь представители городов, входивших в Ломбардскую лигу, предварительно согласовали условия Костанцского мирного договора (1183) с униженным ими Фридрихом Барбароссой. Вторая же доска сообщает, что именно в этой церкви начал свою духовную карьеру в качестве каноника будущий папа - святой Григорий X».
Базилика Сан-Савино (San Savino)
45.050427, 9.701680
См.: http://uchitelj.livejournal.com/848040.html и https://sibeaster.livejournal.com/320987.html
«Фасад церкви не выглядит многообещающим. Впрочем, выполнен он "всего лишь" в 1721 году по проекту Галлуцци, а сам храм гораздо старше. За барочным фасадом базилики скрывается подлинно романский интерьер.
Церковь Сан-Савино - важный памятник романского искусства в Пьяченце. Базилику в честь Двенадцати апостолов на городском кладбище (по римским законам оно находилось за пределами городских стен) заложил Святой Савин, ставший епископом Пьяченцы в 375 году , позже здесь Св.Савина и похоронили; по мере развития культа святого его имя естественным образом перешло на построенный им храм. В 899-93 годах (есть разные данные) античная базилика была разрушена венграми, и на ее месте на рубеже XI - XII веков была построена нынешняя церковь, Храм был передан бенедиктинцам, потом иеронимитам, после закрытия монастыря в 1810 году Сан-Савино стал приходской церковью.
Естественно, базилика с такой долгой историей не могла дойти до нас в первозданном виде. В результате различных пристроек были утрачены оригинальные романские внешние стены; в XVIII веке заменили и фасад. На рубеже XIX-XX веков приоритеты резко поменялись: в моду вновь вернулся старый романский стиль. Тогдашний епископ Пьяченцы сначала реставрировал в неороманском стиле кафедральный собор, а в 1901-1903 годах Сан-Савино. В ходе работ посбивали барочную штукатурку, разрушили боковые капеллы, но бароччый фасад оставили, и вновь открыли доступ в крипту и т.д.; что невозможно было восстановить, то устраивалось заново, но в романском духе. Результаты такого решительного поворота "назад к отцам" мы и можем сегодня увидеть в Сан-Савино».
Крипта:
Впрочем, в храме довольно темно (практически нет окон, голая красная кирпичная кладка, минимум искусственного освещения), зато очень "средневеково".
Крипта Сан-Савино славна черно-белыми напольными мозаиками XII века, которые обязательно нужно увидеть. В верхней части храма тоже есть черно-белые мозаики, стоит их поискать.
Мозаики см.: http://alexjourba.livejournal.com/154515.html и http://www.otzyv.ru/read.php?id=192993 Больше капителей здесь: http://ornament-i-stil.livejournal.com/538471.html Текст: http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/2877/?q=497&plint=2877 Панорама крипты с мозаиками: http://www.marcostucchi.com/Panoramiche/VirtualTour/Krpano/SanSavino_02.html
Санта-Мария-ди-Кампанья (Basilica di Santa Maria di Campagna)
45.056562, 9.680172
Базилика XVI в. Построена на месте часовни Богоматери, перед которой в 1095 году Папа Урбано II объявил об организации Первого крестового похода. Интерьер базилики расписан в стиле позднего ренессанса, две капеллы и купол кисти Джованни Порденоне Кроме фресок Порденоне, стены базилики украшают работы Гуэрчино, Креспи и многих других живописцев XVI -XVIII веков. Подробнее: http://italia-ru.com/page/pyachentsa
Увы, из-за службы не удалось обойти всю базилику. Глубокий, неторопливый рассказ все там же - см.: https://sibeaster.livejournal.com/192600.html
«Давно-давно у стен древней Пьяченцы стояла маленькая часовенка, воздвигнутая по преданию на месте погребения неких безымянных мучеников. В 1030 году эту часовенку перестроили в церковку Санта-Виттория. Именно около ее стен прозвучал первый призыв Крестовому походу. Пьяченца, правда, была лишь черновым вариантом, наброском, а Крестовый поход начался лишь через год, после проповеди Урбана II во французском Клермоне.
В XVI веке на месте Санта-Виттория построили новую церковь чтобы для деревянной статуи Девы Марии Полевой, стоявшей неподалеку, прямо в открытом поле и помогавшей окрестным крестьянам особенно в лечении всякого бесплодия, в том числе и бесплодия скотины (сейчас над главным алтарем - та самая чудотворная статуя)/
Построил храм Алессио Трамелло, который строил только в Пьяченце и за ее пределами не известен. Архитектор находился под вильным влиянием великого Браманте (автор римского собора св.Петра ). Санта-Мария ди Кампанья - пример стиля брамантеско. Но примечательной эту церковь делает не ее архитектура, а росписи купола, стен и капелл.
Автор росписей известный итальянский художник Порденоне.
Он родился неподалеку от городка Порденоне (есть такой в области Фриули недалеко от Венеции) в 1483 году, т.е. он ровесник Рафаэля. Венецианскую традицию Порденоне воспринял очень близко. Вазари писал о живописи Порденоне: «Фигуры в его работах всегда были крупные, он обладал богатейшей выдумкой и разносторонней способностью хорошо изображать любую вещь, особенно быстро писал фрески. Более всего проявил он себя в рельефных круглых фигурах, как бы отделяющихся от стены»… Лучшие фрески Порденонне, правда, находятся не здесь, а в Кремоне. В росписях пьяченской церкви Порденоне спокоен, не столь импульсивен.
Изучать базилику - одно удовольствие. При входе есть красная кнопка подсветки. Стены заполнено фресками. Правда, большинство из них - обычные и посредственные. Кисти Порденоне принадлежат две левые капеллы - Рождества и святой Екатерины, а также бОльшая часть фресок купола.
Эти купольные росписи называют протоборочным (т.е. предбарочным) как предчувствие иллюзионизма XVII века. Не менее восхитительны в интерьере церкви и декоративные фризы, которыми Порденоне в изобилии украсил стены. Тут и голые младенцы-путти, и гирлянды, и музыкальные инструменты, и много чего еще. Купол можно рассмотреть во всех подробностях благодаря монитору, который находится рядом с кнопкой подсветки. Кроме новозаветных событий (они идут самым нижним ярусом), евангелистов ( в парусах) и пророков (на самом верху), там есть танцующие ангелы и даже...сцены из греческой мифологии с олимпийскими богами».
Капеллы Порденоне: Капелла Рождества, Богородицы и Иисуса Капелла святой Екатерины Александрийской Диспут с философами Мистическое обручение св.Екатерины
Часовня Рождества, также известной как «капелла Волхвов». (1532-1536?)
Описание: в центре каждого пилястры купола, в монохромных овальных медальонах изображены языческие божества (Минерва, Вулкан, Сатурн, Эскулап, Диана, Аполлон и Дафна, Персей и Венера), Изображения эти идентифицированы благодаря аналогиям с монетами, древними медалями и рельефами. В барабане представлены святые: Св.Иероним, Св.Агнеса, Св. Михаил, Св.Петр, Св.Чечилия, Св.Франциск, Архангел Рафаил с юным Тобиасом, Св.Кьяра, Св.Вероника, Мученик Петр, Иоанн Креститель, Св.Себастьян, Аполлония.
Фрески на стенах представляют эпизоды детства Христа: Поклонение волхвов, Поклонение пастухов и Бегство в Египет.
В базилике есть еще одна работа Порденоне: "Святой Августин", он при входе слева,
А вот напротив, т.е. справа при входе, можно полюбоваться чудесным Георгием Победоносцем в исполнении Бернардино Гатти.
Площадь Крестоносцев (Piazzale delle Crociate)
Пьяченца – город, с которого, можно сказать, началась история Крестовых походов. Именно тут на площади, которая так и называется – площадь Крестоносцев - папа Урбан 2 обратился к толпе со страстным призывом отправиться невесть куда за Гробом Господним, объявив: «Если отправитесь. То получите справедливое воздаяние в выси небес, если не отправитесь, Божья кара настигнет Встреча с Востоком, которая случилась после Первого Крестового похода, была для Европы важнее, чем открытие Америки – начиналось же все здесь на площади Крестоносцев в Пьяченце. Об этом см. в книге А.Ипполитова «особенно Лрмбардия».
Поразительным образом совсем недалеко от площади Крестоносцев и нашего хостела на улице Cant. S. Nazzaro обнаружилась православная церковь. Parrocchia Del Santo Sepolcro