Павия
Путеводитель имеет реферативный характер. Источники указаны
Мой аудиогид: https://izi.travel/ru/browse/6ab2c237-5732-4538-aba4-edbf26608c83?passcode=byameg
Маршрут по центру города можно выстраивать любым образом, важно помнить, что многие церкви закрываются на сиесту. Утром открыты до 12.30, вечером с 15.30\16.00 до 18.00 или позже.
На знакомство с городом у нас была половина дня. Что мы успели? Довольно много, несмотря на проливной дождь и неточную информацию в интернете.
Полезная информация: http://www.biancoloto.com/pavia.html Достопримечательности. Обзор: http://selfguide.ru/italy/lombardia/pavia/ Замок Висконти
Путеводитель по Павии: «М.Zaldini.Cuida pratica di Pavia e Certosa
Маршрут был такой: знаменитый Старый крытый мост - церковь Св.Михаила - церковь Св.Теодориха - Дуомо (Кафедральный собор) – церковь Кармелиток - церковь Св.Петр «на Золотом Небе» - замок Висконти (хороший художественный музей внутри). По пути – знаменитые башни, университет, площади и улицы.
Краткая история города: Первое военное поселение римлян на месте нынешней Павии - каструм Тицинум (по имени реки Тичино, на берегу которой оно расположилось ) возникло во время покорения римлянами в 3-2 веках до новой эры Галлии. Эти земли, едва подпав под власть римлян, были оперативно привязаны ими к метрополии сетью дорог. Одна из них прошла как раз через Тицинум. Со второй половины II века до н. э. город начал быстрыми темпами развиваться. Правда, в римских источниках он упоминается нечасто. Но с появлением в христианской общины Тицинум стал развиваться. Первый епископ города - святой Сир (он поныне считается покровителем города ). В 450 - е годы Тицинум разорили гунны Атиллы . А в 476 году именно в Тициниуме закончилась история Западной Римской Империи. Чуть позже тут устроил свою резиденцию король готов Теодорих. В VI веке город пережил готско - византийские войны, кратковременное византийское господство и в году 572 был завоеван лангобардами. Именно лангобардский король Альбоин сделал Тицинум, уже называемый в источниках того времени Папией, столицей возникшего на итальянских землях королевства. Лангобарды смогли подчинить себе большую часть территории Италии. Папия в те годы стала важнейшим городом региона вместо полузаброшенного папского Рима.
Аудиофайлы можно скачать на телефон и слушать во время прогулок. Но удобнее воспользоваться моим аудиогидом, в составе которого эти файлы находятся. (Ссылка была выше).
Старый мост (Ponte Veccio)
Из памятников римской эпохи долгое время сохранялся Понте Веккьо — мост через Тичино. Нынешний Крытый мост, символ Павии, построен в послевоенные годы рядом с разрушенным в войну средневековым мостом (сооружённым в 1352-1354 годах). А тот мост в свою очередь был возведён на фундаментах римского моста. Бомбардировка союзных войск в сентябре 1944 года во время Второй мировой войны повредила древний мост XIV века и привела к разрушению арки. В конце войны велись ожесточенные дебаты о том, следует восстанавливать старый мост или сносить его. Из-за страха обрушений, которые могут вызвать переполнение Тичино или из-за пренебрежения неуважения к старине в феврале 1948 года министерство общественных работ взорвало древний мост Как гласит табличка рядом с мостом, вновь построенный мост - это вольная реконструкция, а не копия старого. Как бы то ни было, получилось великолепное транспортное сооружение, и по сей день обеспечивающее автомобильное движение через реку. Руины опор старого моста видны в реке чуть западнее.
Сан-Микеле (Basilica di San Michele Maggiore)
В отличие от большей части соборов эта базилика не закрывается в дневные часы, посетить ее можно бесплатно в будние дни и субботу с 8.30 до 17.00 (в воскресенье с 11.30) Источники: https://sibeaster.livejournal.com/151355.html https://sibeaster.livejournal.com/151642.html https://sibeaster.livejournal.com/151930.html сайт базилики: http://www.sanmichelepavia.it/html/ita_capitelli.html https://it.wikipedia.org/wiki/Basilica_di_San_Michele_Maggiore А.Ипполитов «Особенно Ломбардия» М.Zaldini. «Cuida pratica di Pavia e Certosa»
Basilica di San Michele Maggiore — большая базилика св. архангела Михаила (Сан-Микеле) расположена на одноименной площади в 500 м от Кафедрального собора. «Первая церковь в честь Михаила Архангела была построена в VII веке в далеком VII веке еще при лангобардах. Построили ее монахи из известного монастыря Боббио, ученики святого Колумбана (Колумбы), прославленного ирландского миссионера. Первая церковь сгорела в 1004 году. Нынешнюю церковь начали строить в конце XI века и завершили к 1155 году - в этом году именно здесь был коронован Железной короной Фридрих Барбаросса. В 1489 году церковь реконструировали, но достаточно удачно: по-прежнему фасад и интерьер - детище романской эпохи, а не Ренессанса». От XI века сохранились крипта, трансепт и хоры. https://sibeaster.livejournal.com/151355.html
Церковь Сан-Микеле, построенная в ломбардском стиле, послужила прообразом для других, более поздних, церквей: базилики Св. Петра на «Золотом небе» и базилики Св. Феодора. Почитание титульного святого базилики архангела Михаила особенно распространилось среди лангобардов после битвы с византийцами за город Сипонто (663 г.). По преданию, накануне битвы архангел появился на горе с огненным мечом, что и обеспечило победу лангобардов.
Храм представляет собой трехнефную базилику с приподнятым пресвитерием, под которым находится крипта. Снаружи церковь кажется сочленением двух храмов, поставленных друг ко другу под 90 градусов; это связано с тем, что трансепт сравним по размерам с главным нефом (38 и 55 метров в длину соответственно), обладает собственными фасадом и даже фальшивой апсидой» https://sibeaster.livejournal.com/151355.html
На западном (основном) фасаде в центре "хозяин" храма – Архангел Михаил с земным шаром в одной руке и цветком лотоса в другой. Он попирает дракона Апокалипсиса. Над левым порталом, более узким, находится святой Эннодий, дипломат при Константинопольском дворе, биограф Теодориха и Епифания (его называют Отцом Отечества), выше справа находится епископ Равенны, С. Элевкадио, который благословляет грека и пастыря слева (его мощи здесь оказались после того, как их забрали из Равенны). Оба святых были покровителями Павии.
В люнетах всех шести порталов ангелы, стоящие в туниках и паллии, внушительные, с симметрично расправленными и такими же большими крыльями, как они, держат земной шар и цветок лотоса и несут службу «сбора молитв с уст верующих, входящих в церковь и приносящих их на небеса и предлагающих их величию Божьему». С греческого буквально «ангелоса» - посол. Рассматривая фасады, видим разбросанные повсюду барельефы разнообразных людей, вещей. Их трудно объединить в единую концепцию: сцены охоты, такие как олень, сцены ремесел (кузнечное дело, рыбалка), домашняя жизнь людей, сражающихся с самыми странными монстрами (фигуры драконов, гиппогрифов, лошадей, русалок, орлов, сфинксов, львов, павлинов или журавлей, ухмыляющихся и подсыхающих рогатых дьяволов и другие монстры). https://sibeaster.livejournal.com/151355.html
Порталы
На фасаде есть множество круглых отверстий, из которых были удалена майолика ( в виде круглых тарелок) восточного происхождения, которая сейчас хранится в музеях. Майолика была украшением здания, примеры такого рода декора можно видеть в Рима, Пизе, а также на церкви С.Теодориха Павии, о которой чуть позже. Возможно, два автора работали над фасадом: один над группой скульптур, которые напоминают традицию Малой Азии и представляют сцены охоты, рыбалки и фантастических животных (крылатых грифонов, драконов, русалок), другой - над фигурами людей. Священные фигуры очень редки, хотя это религиозное сооружение.
Наблюдательный sibeaster приглашает вглядеться в причудливые изображения: вот человек, оплетенный змеями, русалка, две птички, пьющих из одного источника, орел, сросшиеся головами хищные звери и птицы, крылатый конь (Пегас?).
«На центральном портале: слева – ангел, а рядом какие-то странные злобные фигуры с кошачьими фигурами и мордами. Демоны? А что олицетворяют сплетшиеся змеи? А два дракона, стоящие на двух грифонах? Фантазия романских мастеров не знала удержу, это понятно. Все свои страхи, все свои суеверия они воплотили в камне. Возможно, что таким вот образом боролись со сглазами, в которые верили также ревностно, как и в Мадонну и святых». https://sibeaster.livejournal.com/151355.html
Южный портал с Христом между Святым Петром и Павлом считается самым красивым; на стене трансепта изображены также Ангел и Богородица с женской фигурой у ног, которая, повернув голову, кажется, отвлеклась от своей работы, увидел посланника – архангела Гавриила.
Сан-Микеле. Интерьер и крипта
Внутри стены базилики расписаны фресками, среди которых: «Доктора церкви и символы евангелистов» кисти Бернардино Ланцани (16 век), «Богоматерь со святыми Себастьяном и Рохом» работы Монкальво, «Увенчание Девы Марии» нефе (1491, Агостино и Джованни да Ваприо) в центральном нефе.
В одной из капелл базилики хранится распятие из листового серебра, выполненное в византийской манере и датируемое XII веком. В капелле святой Луции можно видеть образ, написанный Монкальво (1601). Ещё одна реликвия – фрагмент латинской надписи, по преданию – остаток от надписи, которая была на кресте Христа. На полу в нескольких местах сохранились остатки древних мозаик. Четыре оригинальных черных камня, возможно, использовались для основания престола короля при его коронации.
Основания колонн - круглые и квадратные – чередуются, как мажор и минор, их капители со скульптурами восточного происхождения. Можно интерпретировать некоторые: 3-й столп справа - жертва Каина и Авеля; Адам и Ева и дерево Добра и Зла. 4-й столп справа - Божественная справедливость (коронованная женщина привлекает мужчину и отвергает платье), т.е. Правосудие Божие - правой рукой привечает Справедливость, а левой отстраняет Несправедливость. Левая колонна - Самсон сражается со львом.
4-й столп слева – «Смерть праведного мужа». Это одна из известнейших капителей главного нефа. «Дьявол (слева) пытается похитить душу праведного мужа (сам муж изображен на одре), а архангел Михаил одной рукой поражает дьявола копьем, а другой держит душу (в виде младенца), которую понесет в Рай. В англо- и италоязычных источниках сказано, что архангел здесь представлен, как Психопомп (проводник душ). Этот эпитет часто встречается по отношению к Гермесу. Вспомним, что на фасаде архангелу Михаилу для победы над драконом нужны были лишь лотос и глобус. Здесь же - копье, а обычного атрибута - меча во всей базилике так и не нашлось». https://sibeaster.livejournal.com/151355.html
Пресвитерий украшен резьбой и фрагментами фресок.
Спустившись в крипту, можно поразглядывать причудливые капители колонн.
Буклет о церкви на русском языке:
Сан-Теодоро. (Chiesa San Teodoro)
Открыта все дни с 8.00 до 19.00. Мессы пн-пт 13.17-17.00, перед праздниками 17.00, праздники 11.00 – 18.00 https://sibeaster.livejournal.com/150801.html https://sibeaster.livejournal.com/151045.html М.Zaldini.Cuida pratica di Pavia e Certosa
Складывая эти два потока информации, получаем более менее исчерпывающее описание.
Позволю себе снова процетировать уважаемого sibeaster Итак:
Фасад
«Церковь Сан-Теодоро затерялась в запутанных улочках старой части Павии, примыкающих к Тичино. К ней не ведет ни одна прямая улица. Церковь - прекрасный образец романской архитектуры, комбинирования кирпичной и каменной кладки.
Изначально на этом месте была маленькая церковь Сант-Аньезе (т.е. Св.Агнессы), но в XII веке сюда перенесли мощи святого Феодора, епископа Павии, с 770-785 гг. почитаемого как покровителя города. Культ святого потребовал более вместительного храма, и в XII веке была построена нынешняя трехнефная базилика с тремя апсидами и криптой. Сан-Теодоро была перестроена в XVI и XVII вв., но в результате двух реставраций конца XIX и нач. XX вв. к ней вернулся изначальный романский облик. (Кстати, Согласно правилу цистерцианцев, колокольня, построенная в конце 1500-х годов, ранее отсутствовала).
Главный (западный) портал не слишком интересен, а вот второстепенный северный уже намекает: не проходите мимо! На нем можно разглядеть неких демонических существ –кошек. Их изображения полустреты, но по-прежнему видны злобные рожи. Да и стоящие рядом с ними животные (кто это - собаки, волки, шакалы?) тоже из мира демонов».
Дополнение: Башня и фасад декорированы майоликовыми тарелками, часть из которых привезены паломниками из Святой Земли. Похожий декор в изобилии встречается на римских колокольнях.http://stilarhitekturi.livejournal.com/371874.html
Сан-Теодоро. Интерьер Фреска «Вид Павии в 1300 году»
Интерьер церкви разделен на три нефа. Первое, что сразу привлекает внимание, – в северо-западном углу две фрески Бернардино Ландзани (Lanzani), изображающие святого Феодора на фоне патронируемого им города. Фрески выполнены в 1522 году и дают нам возможность увидеть Павию того времени.
Из путеводителя М.Zaldini. «Cuida pratica di Pavia e Certosa» : «Конечно, только гениальный мастер мог придумать такую сложную многоуровневую композицию, довольно точно передающую устройство города. Это считается первым планом Павии. Было два изображения: одно под другим. Оба сделаны одной рукой в один год, 1522 или 1523, с разницею в несколько месяцев. Но незаконченное изображение более живое и лучше подчеркивает детали представленных окрестностей. Причины двойной работы, вероятно, таковы: автор понял, что у него не хватает места для полной композиции, он забил фреску и сделал ее снова. Верхнее изображение, которое находилось на первоначальном, было отсоединено в 1956 году и вновь собрано отдельно, чтобы можно было увидеть основное изображение, которое так долго было скрыто и о существовании которого не подозревали. Это Павия во время войны между французами (есть желтые и синие флаги с французскими лилиями) и Спаньоли, капитаном которого был Федерико II Гонзага.
Снова даем слово [sibeaster https://sibeaster.livejournal.com/150801.html](sibeaster https://sibeaster.livejournal.com/150801.html): «Многие строения узнаваемы. В глаза бросается замок Висконти, слева от него видна колоколенка церкви Сан-Пьетро-ин-Чель-д'Оро. От замка ближе к зрителю пять башен - они и сейчас стоят на площади да Винчи. Видна и сама церковь Сан-Теодоро: движемся взором от вершины подсвечника вверх и чуть левее. Здесь виден Понте Коперто - Крытый мост и идущая к нему через весь город Страда Нуова. Слева можно увидать характерный купол Сан-Теодоро, а правее Страда Нуова по пути к башням можно опознать и Сан-Микеле-Маджоре».
Путеводитель добавляет: Латинское слово, восхваляющее город: «Sub love, sub triplici, sunt moenia tuta parente. Hic uperum sedes hic lovis. Hostis abi " означает: "Под защитой Бога, то есть под защитой трех Отцов (С. Сиро, С. Агостино и С. Теодоро, в 1393 г. Т.е. это дом Святых его. Ты, враг, уходи ». Стены окружают город. Вверху Цитадель - | Замок Висконти нетронут. Страда Нуова делит Павию на две части: слева - С. Теодоро, Пьяцца Пиккола, Регизол, Пьяцца Иранде, С. Мария-дель-Кармине и Башня Боэция, а справа - С. Томмазо. Можно увидеть Св.Михаила и большинство Башен. Крытый мост на Тичино, где пришвартованы баржи, имеет восемь арок разной ширины и две двери, одна к городу и одна к Борго: на последнем изображен герб Франческо II Сфорца. Выходим лошадь: это намек на святого Мартина (?), учитывая, что поблизости находится город С. Мартино Сиккомарио. Несколько прачек находятся на берегу, где маячит защитник Борго Тичино С. Антонио. Присутствие этого святого наводит на мысль: фреска имеет отношение к семье Страда, у которой здесь была часовня, посвященная святому Антонию. На полукруге вправо С. Рокко, фреска XV- го века».
Цикл фресок о жизни св. Феодора (патрон церкви)
В левом нефе 12 фресок (1514 год), повествующих о жизни святого Феодора; их автор - Лукино Корти (Luchino Corti). «Истории» святого Феодора даны в соответствии с историей Сисинио (XI век), где сказано, что по возвращении из Рима епископ останавливает французов Карла Великого и умирает. Это описание противоречит тексту эпитафии на его могиле в Сан-Джованни в Борго, согласно которой он, изгнанный, имеет возможность вернуться в Павию благодаря Карлу Великому. Выше дата MDXIIII (1514). Повествование очень живописно: замечателен ландшафт, река Тичино, костюмы солдат, артиллерии. Но перспектива не отображается, и существуют диспропорции и путаница в планах» («М.Zaldini.Cuida pratica di Pavia e Certosa») Слово [sibeaster https://sibeaster.livejournal.com/150801.html](sibeaster https://sibeaster.livejournal.com/150801.html): «Начинается история с тонкого сна, в котором лангобардскому королю Дезидерию был указан святой Феодор в качестве будущего епископа Павии. Дезидерий сну не воспротивился, выбор клириков утвердил, и Феодор выезжает в Рим. Чудеса начинаются сразу же - исцеление увечного (человек на костылях). Дальше там фреска с епископской церемонией. Затем Феодор возвращается в Павию, переходит по суху разлившуюся реку Тичино, а затем исцеляет паралитика - маленького сына своей спутницы, с которой они вместе шли по водам.
Далее святой Феодор крестит молодого иудея и заодно "пришивает" тому оторванную или отрезанную руку.
Последующие эпизоды связаны с войной франков и лангобардов, причем Феодор однозначно поддерживает последних. Здесь франки бегут от епископа; хотя, возможно, все дело в маленьком чёртике)))
Далее франки стреляют в святого, но тот молитвой отклоняет стрелу, и та попадает в племянника Карла Великого.
Воевать против святого - себе дороже; племянник погиб. Безутешный Карл Великий молит Феодора о чуде, и оно, разумеется, происходит: молодой человек воскресает. Внизу погибший лежит, пронзенный стрелой, у ног Феодора, и Карл умоляет епископа; наверху Карл с уже ожившим племянником благодарят святого.
Но личные счет отходят на второй план; война продолжается. И тогда лангобардский патриот Феодор организовывает наводнение: франки в ужасе бегут от разлившихся вод Тичино». Источник: https://sibeaster.livejournal.com/150801.html
Добавлю этот чудесный экскурс тем, что удалось «вычитать» с помощью гугл-переводчика в местном путеводителе (очень подробно рассказывающем о городе). (М.Zaldini. «Cuida pratica di Pavia e Certosa») Фреска под «Историей Феодора»» представляет священнослужителя, который получает пожертвования лодочников: они вместе с рыбаками поддерживали церковь экономически (например, 20 мая были принесены восемнадцать фунтовых факелов). Изобразительная техника более элементарна, чем у «Истории Феодора».
На противоположной стене находятся фрески, рассказывающие о мученичестве святой Агнессы, чья реликвия (песок, пропитанный кровью девственной мученицы) находится в медном и серебряном футляре.
На стене малой апсиды триптих с Вознесением и со Святыми на закрывающихся дверях приписывается Бернардино Ланцани, 1513.
Сан-Теодоро. Фрески на столпах
Прежде чем приступить к описанию фресок, необходимо помнить, что их размещали, чтобы покрыть кирпичи стен. Эти фрески, найденные в 1907 году, были сделаны после XII-го века, т.к. именно в это время мучеников стали представлять с собственным орудием пыток.
Давайте начнем с фрески на первом правом столбе, старейшем: Мадонна (Одигитрия, что означает «путь и путники, т.е. «путеводительница») византийского типа, с широко открытыми глазами, потерянным взглядом, жесткой драпировкой и толстыми складками: ребенок в тоге, то есть в мужественной одежде, со взрослым лицом (потому что, согласно византийской иконографии, он всегда представляет Отца), который благословляет грека (большой палец и безымянный палец соединены); епископ изображен также в византийском духе, благословляет грека, с пастырем. Слова «МАТЕРИ D (EI)» написаны на плаще епископа, но, несомненно, относятся к Мадонне. Этот епископ, возможно, святой Кирилл: в голове у него не митра, а белый фригий, украшенный короной у основания, как если бы это была низкая папская тиара, которую ему по праву предоставили.
На втором столпе Св. Павел (XIII век) изображен с его орудием пыток (мечом). У Павла высокий лоб (знак интеллекта), он держит текст своих посланий.
На первой колонне слева, возможно, Св. Петр, без ключей, но с текстом послания. Вероятно, фрески св. Петр и Павел принадлежат одному автору, так как манера изображения контуров и складок одинакова.
Ниже Св. Катерина из Алессандрии с почти карикатурными колесами склоняется к руке, благословляющей ее.
На втором столбе находится Мадонна (XIII век) типа «Никопея», то есть тот, кто дает победу и кто поддерживает Бимбо, старого, благословляющего грека, перед ней на той же оси; рядом с ним – Иоан Евангелист. Ниже, Св. Франциск и святой францисканец (некоторые говорят, что Св.Клара), почти как два гнома, они были добавлены позже. Позади той же колонны Святой Ответчик, христианский солдат, который умер при Диоклетиане, изображен с мечом и знаменем (XV век)/
Фрески на стенах пресвитерия
Справа изображение Святого Петра, распятого с головой вниз (но полосы набедренной повязки обращены вверх, против закона тяготения, эта деталь также присутствует у Джотто) - это византийское изображение. Изуродованная фигура в простых рубашках и туфлях наводит на мысль о дьяконе Стефане. Добрый Пастырь явно перерисован, особенно в верхней части: драпировка похожа на одежды апостолов Петра и Павла.
Слева Иоанн Креститель, добавленный, возможно, в конце двенадцатого века, с Т-образной палкой и книгой, босые ноги с отметками, оставленными полосками сандалий, выглядит как изображение древнего дворянина, римского сенатора: контурные линии толстые и сильные черты в драпировке, но зеленоватый цвет поблек, а подготовительная красная охра осталась. Святая Мария Магдалина ((XIII век), для греков она « isapostola», т.е. равная апостолам, потому что была первой, кто увидел Иисуса воскресшим во гробе: именно здесь, в склепе, возможно, потому что это похоже на гроб Христа. С. Елена (XIII век) с таким же высоким крестом и декоративными элементами платья. Безголовая фигура с богатой хламидой, похожей на фигуру восточного императора, держит белый крест: может быть, это Константин, так как император и его мать почти всегда представлены вместе. Здесь две фигуры соотносятся стилизованными листочками на подолах его халата и на ее кресте. Оба находятся в склепе, возможно потому, что склеп похож на гробницу Иерусалима, а для византийских греков Константин и Елена – исапостлы и теосептои, то есть самые почтенные, как Бог. Между двумя фигурами Мадонна с Иисусом – палимпсест (то есть фреска на более ранней фреске, что часто случается по разным причинам: смерть клиента, его выдворение или его перевод из города).
Здесь находится статуя Святого Феодора с макетом города Павии, мраморная, с позолоченными отметками, высотой 1,75 м. ( доXV века). В городе есть стены с гвельфскими (тупыми, а не типа «ласточкин хвост», как в Московском кремле - это гибеллины) зубцами, на левой башне два герба (Павии и неразборчивый), купол С. Теодоро и гражданская башня с колоколом.
Пресвитерий высок (и, возможно, слишком велик для такой церкви) с двумя боковыми проходами - единственный пример такой композиции в Павии. Изображения овец появились в 1904 году, во время реставрации, которая, к сожалению, вызвала разрушение самых старых фресок. Выше деревянное Распятие, вероятно, относится к XV веку.
В надписях на высоком алтаре XVI векa, есть сцены из жизни святого Феодора. Здесь, с 1704 года находятся и мощи кости святого. Алтарная часть.
Сан-Теодоро. Крипта
Спускаемся в склеп (вторая половина XIII века), укрепленный, чтобы выдержать вес алтаря. Он простирается по всему ложному трансепту и подобен таковому у С. Зено в Вероне и соборов Пармы и Модены. Возможно, это было сделано для переноса С. Теодоро в эту церковь из С. Джованни в Борго. Есть известняковые и кирпичные колонны и грубо вырезанные капители листьев аканта, пальм и животных. На левой стене установлен погребальный памятник проректора Корти.
В церкви находится также много картин, приписываемых Карло Саччи (Carlo Sacchi).
Памятник Regisole
Это, пожалуй, самая загадочная из загадок, которые несет с собой тысячелетняя история Павии. Кого представляет Regisole? Император? Марк Аврелий? Септимий Северус? Одоакр? Teoдорo? Но для начала следует отметить, что нынешний Regisole - это не древняя оригинальная статуя, а современная копия. Безусловно, нынешний Regisole представляет собой произведение высокой уровня: игра мышц лошади, между рысью и галопом, идеальная анатомия лошади и всадника, складки шерсти…
На этом месте, где она стоит сейчас, статуя всадника появилась в 1937 году, это работа скульптора Франческо Мессины, ему же принадлежит скульптура Минервы на одноименной площади Павии. Новый Regisole несколько отличается от оригинального памятника, как о нем рассказывают историки Павии: у рыцаря нет бороды; движение лошади передается явно более живым образом (древний памятник был статичнее); отсутствует оригинальная и живописная опора для левой передней ноги лошади - маленькая собака.
Драматичная история Regisole
Старый Регизол восхищал самого Леонардо да Винчи, который во время одного из своих визитов в своих записках отметил, как хорошо передано скульптором движение лошади. У Петрарки тоже было то же впечатление, что и у Леонардо: в своем письме к Боккаччо он пишет, что «Регизол - замечательная вещь , изображено движение лошади, готовой штурмовать вершину холма». Статуя была (как и нынешняя) бронзовая, но имела позолоту, которая периодически очищалась и реставрировалась.
Определенная датировка древнего Регизола невозможна, но, вероятно, это была эпоха поздней Римской империи. В отношении характера, который он представляет, можно выдвинуть некоторые гипотезы: наиболее убедительно предположение о связи между «Regisole» и греческим словом «helios» («солнце»), так именовали римские императоры Марк Аврелий (Аврелия) и Аврелиан. Вполне вероятно, что статуя представляла Аврелиана, который был тесно связан с историей Павии, он одержал победу над Алеманнами, поэтому, наверное, был симпатичен местному населению. А может быть, «Radisol» - это «луч солнца», поскольку статуя была в позолоченной бронзе и отражала лучи солнца. Другая гипотеза объясняет название памятника как искажение латинской фразы «regis solium» (или «место короля»). По этой версии, статуя в IX в. находилась в нише Королевского дворца, построенного в Павии по указанию Теодориха, и перенесена на площадь перед собором только в 1024 году, после разрушения дворца.
Судьба статуи драматична: В 1315 году отряды Маттео Висконти при захвате Падуи сбили статую с постамента, она была отправлена в Милан и продана. Позже статую вернули на место. В 1527 году вновь снята со своего места солдатами, но через какое-то время бронзовый всадник снова вернулся на площадь. И вот уже во время Французской революции статуя, как символ монархии, была сброшена, разбита на куски, которые были расплавлены или проданы, чтобы финансировать обустройство усаженной деревьями площади Пьяцца Кастелло. Поистине бесславный конец древнего памятника, который стал свидетелем стольких событий в Павии.
Лишь в 1935 году по предложению профессора Ренато Сориги желание создать новую скульптурную фигуру было реализовано благодаря участию Франческо Мессине, тогдашнему директору Академии Брера.
8 декабря 1937 года, к двухтысячной годовщине основания империи Августа, был торжественно открыт новый Regisole - бронзовая скульптура высотой около шести метров, поддерживаемая травертиновым постаментом, в присутствии министра Боттая и высоких иерархий Павии. Подробнее см.здесь
О других монументах Павии см.здесь
Кафедральный собор Павии (Дуомо)
Ecclesia maior или Tempio della Cattedra
Среди итальянских храмов по высоте центрального купола (97 метров), он уступает только собору св. Петра и Санта-Мария-дель-Фьоре. По другим источникам, это шестой по размерам купол в Италии (впрочем, в списке уникальных куполов Италии его почему-то нет см.http://www.vokrugsveta.ru/article/228234/. Грандиозное внутренне пространство собора подчеркнуто латинскими арками с высокими колоннами. Судьбы собора непроста.
Ecclesia maior или Tempio della Cattedra возвышается на месте, где в период римской Павии существовал, скорее всего, храм, посвященный Кибеле. В V в. на этом месте построили романские церкви: С. Стефано (летняя, пятинефная) и S. Maria del Popolo (зимняя, трехнефная). Эти две церкви решили снести для строительства нового большого собора, подобного С. Софии в Стамбуле. Остатки фресок и декора этих романских храмов можно увидеть в музее, что расположился в Замке Висконти ( см. рассказ об этом ниже).
Возведение собора началось в 1488-м году по проекту архитектора Кристофоро Рокки, которого вскоре сменили Джованни Антонио Амадео и Джан Джакомо Дольчебуоно. Оригинальный проект с центральным нефом и двумя боковыми приделами, обрамленными полукруглыми нишами, и огромным куполом был выполнен под влиянием идей Браманте, а на создание некоторых деталей авторов вдохновил собор Святого Петра в Риме. Также известно, что свою лепту в создание проекта собора, внес великий Леонардо да Винчи. Проект, который предполагалось воплотить, сохранился в виде деревянной модели, выставленной в зале художественной галереи Замка Висконти.
Первый камень был заложен 29 июня 1488 года при участии Асканио Сфорца. Последние строительные работы были сделаны в 1933 году. Но собор так и не был закончен: на фасаде отсутствует мраморное покрытие. В 1989 году рухнула примыкавшая к собору колокольня, затем и сам собор был закрыт из-за опасений в нестабильности конструкции. В 2012 году собор вновь открыт для богослужений. Внутри собор представляет собой огромное пустынное пространство.
Деревянная кафедра, поддерживаемая апостолами, принадлежит Сиро Занелли, 1670 год.
Алтарь в стиле барокко XVIII века с лепниной и росписью посвящен епископу святому Алессандро Саули, тело которого находится в саркофаге под алтарем.
Вплоть до падения в 1989 году рядом с собором находилась одна из самых впечатляющих средневековых башен Павии.
По счастью, в Павии сохранились другие башни, кроме рухнувшей колокольни. Они сосредоточены у площади да Винчи. Cм.: https://sibeaster.livejournal.com/152307.html
Пьяцца Делла Виттория - площадь Победы (Piazza della Vittoria)
Создана Галеаццо II Висконти в 1374/76 гг. для семьи Павеси. Она была и остается сердцем Павии. Здесь происходило любое действие, от торговли до судебных разбирательств. Сначала тут стояли дома гвельфов, разрушенные в 1276 году, затем дома гибеллинов, которые тоже были разрушены. Из древних строений сохранилось здание городской ратуши (Палаццо Бролетто) которое было заложено на месте старинных римских построек, по мнению историков, еще в VIII веке и использовалось как резиденция епископа.
Университет Павии
Один из старейших в Италии. Официальный статус Павийский университет получил по хартии императора Карла IV в 1361 году, этот год считается основанием университета. Большую роль в становлении университета сыграли миланские герцоги Висконти, в особенности Джан Галеаццо Висконти, поскольку Павийский университет был единственным в их государстве. Неоклассический двухэтажный фасад имеет двести метров в длину, а вход в университет находится в башне с часами, по бокам - два медальона (Лотарио и Галеаццо II).
Внутри двойные дорические колонны из гранита украшают различные дворы. Прогулявшись по дворам университета, можно увидеть памятник павшим во время Великой войны, медицинский портик (где находится анатомический театр, созданный Скарпой в XVIII в.), юридический портик.
Здесь находятся самые старые надгробия (XV в.) посвященные преподавателям университетов (надгробия перенесены сюда их храмов).
Есть мемориальная доска с посвящением Марии Пеллегрине Аморетти из Лигурии, первой женщине, окончившей университет в Павии. Также можно поискать «двор статуй», где представлены заслуженные деятели университета, оставившие след в мировой науке ( например, Гольджи, врач, лауреата Нобелевской премии за его исследования нервной системы в 1906 г.; Порте, который «изобрлт» медицинские записи о больных). В юго-восточном углу есть памятник 1882 года Христофору Колумбу, который, вероятно, учился в Павии.
Церковь Санта-Мария-Канепанова (Chiesa di Santa Matia di Canepanova)
Церковь Санта-Мария-ди-Канепанова — лучший в Павии памятник ренессансного зодчества. Круглый в плане храм строился в 1500-07 гг. по проекту Джованни Антонио Амадео, скорее всего, под впечатлением от миланских работ Браманте.
Церковь Санта Мария дель Кармине (Chiesa Santa Maria del Carmine)
Церковь Санта Мария-дель-Кармине — великолепный памятник ломбардской кирпичной готики времён первых Висконти. Простые формы здания выдают остаточное влияние романского стиля. По размерам церковь уступает только кафедральному собору Павии. Это храм XIV-го века с великолепным фасадом из кирпича и большим центральным окном-розой. Очень красив на закате, когда солнце подсвечивает его стены в ярко-рыжий цвет.
Фасад по горизонтали разделен на пять частей. Статуи Бога-Отца , Ангела и Марии (эти две недавно сняты) оригинальные, в то время как барельефы на люнетах трех порталов (Благовещение, Святого Петра, Святого Павла) были перестроены в 1834/1854 гг. , путти происходят из небольшого монастыря церкви С. Ланфранко.
В интерьере мы видим слева «Распятие», исходящее из разрушенной церкви С. Рокко, братство которой сопровождало осужденных до самой казни; «Благовещение» XVII века; «Богоматерь между С. Антонио и С. Джулио» (XV в.) - в центре гора Кармель (гора Палестина) и Мадонна, которая разговаривает с одним из отшельников.
На пилястрах до сих пор сохранились фрески, к которым были прикреплены алтари. На первом слева – Пиета ( 1513 год) с жесткими и выраженными формами, подчеркивающими страдания Христа.
На восьмом - Мадонна с миндалевидными глазами, устремленными ввысь, и Иисус с телом маленького взрослого между С. Луцием, с ножом и сыром (он является покровителем доярок) и Санта-Лючия. Внизу изображены заказчики (донаторы).
С. Онофрио, чье имя подписано под ногами и на ореоле, - восточный отшельник IV-го века нашей эры.
На седьмом - тела Иисуса, в странном ракурсе, возможно, это экс-вото 1515 года. ( Экс-вото - это визуальные обращения, которые люди заказывали у художников, чтобы поблагодарить заступника за благополучное разрешение проблемы или помощь).
Интересны также готические курсивные граффити: например, на втором столбе в сторону малого нефа «профиль человека» с совершенным греческим носом, на третьем "S HINOFRIUS", имя святого. На стенах трансепта фрески XV-го века: Благовещение, с точным представлением деталей и яркостью цвета; Мадонна, Бимбо и Епископ со все еще готическими формами: трон, на котором сидит Богородица, уже с точностью теневой проработки, но слишком жесткий и слишком глубокий. Около Благовещения и находится картина Бернардино Ланцани, 1515 год, недавно отреставрированная. Холст, возможно, заказанный шерстяными торговцами (присутствует их покровитель), представляет Человечество, принявшее Божье Слово: Мария, Иисус, святая Анна, святой Иоанн-евангелист и святой Джоакино с орлом (который больше похож на ворону), под ногами которой находится Апокалипсис. Постамент с бронзовым медальоном и изображением конного памятника (Regisole?). Композиция, строго симметричная, немного шаткая с точки зрения перспективы, но пейзаж очаровывает, атмосфера ясна, цвета ярки.
Фрески и алтари храма:
Сан-Пьетро-ин-Чель-д'Оро, то есть Святого Петра в «Золотом небе»; (San Pietro in Ciel d'Oro)
Романский, с характерным фасадом из кирпича и песчаника, переплетенными арками, слепой лоджией, открытым крестом, он все еще имеет майоликовые декоративные восточные вставки. Фасад отражает свет заходящего солнца, т.к. церковь (западный фасад и апсида) ориентирована на восток, как почти все романские церкви Павии. Два опоры различны по толщине, потому что у большей опоры (внутри) есть винтовая лестница. На мемориальной доске, которая закреплена на этой «толстой» опоре, выгравирован стих из дантевского «Рая».
На портале скульптуры восточного происхождения, напоминающие скульптуры Св. Микеле, в треугольнике три фигуры: ангел со скипетром в правой руке и глобусом слева (ангел происходит от «ангелос», что означает «посол», или посол молитвы верующих к Богу); слева слуга справа, похоже, монах.
Причудливая резьба украшает нишу портала.
У храма любопытная история. Об этом https://sibeaster.livejournal.com/152789.html
«Первоначальная церковь относилась к бенедиктинскому монастырю; она была построена при лангобардах в VIII веке, и именно сюда Лиутпранд перенес из Кальяри мощи блаженного Августина. Около 1000 года бенедиктинцы покинули обитель, и она пришла в запустение. В XII веке церковь была вновь отстроена в романском стиле, в 1132 году ее освятил папа Иннокентий II, скитавшийся по Европе, пока в Риме на кафедре сидел его соперник Анаклет II (тот самый Анаклет, что даровал сицилийскую корону Рожеру II). При церкви тогда же обосновались две конгрегации: монахи-августинцы (здание справа от храма, если смотреть на фасад) и регулярные латеранские каноники (жили по уставу св. Августина, поэтому их часто неправильно тоже называют августинцами; здание слева). Слишком часто, увы, пастыри Церкви показывают свои примером, как нельзя жить христианам; история сосуществования августинцев и регулярных каноников в Сан-Пьетро-ин-Чель-д'Оро может послужить тому примером. Изначально в XII веке хранителями церкви папа Гонорий III назначил регулярных каноников (он сам был из них), но в следующем столетии они спутались с гибеллинами, и авиньонский папа Иоанн XXII (по понятным причинам благоволивший гвельфам) потребовал, чтобы монахи-августинцы, гвельфы по умолчанию, были допущены к управлению храмом (5 июня 1331 года). На практике мирное братское сосуществование двух конгрегаций свелось к конфликтам и даже мордобою. В результате храм был разделен по длинной оси: каноникам досталась северная, а монахам - южная половины базилики, а на главном алтаре они служили попеременно. /…/ Около 1700 года каноники и монахи были вынуждены покинуть свои насиженные гнездышки; в условиях непрекращающихся войн в Северной Италии (сначала т.н. война за Пфальцское наследство, затем - за Испанское) комплекс Сан-Пьетро-ин-Чель-д'Оро был секуляризован и обращен в казармы и госпиталь. Мощи были перенесены в кафедральный собор, а монументальная арка разобрана и складирована где-то за ненадобностью. Только в 1828 году арка была собрана и помещена в соборе, а мощи помещены внутри нее. В 1884 году епархия выкупила полуразрушенную церковь Сан-Пьетро-ин-Чель-д'Оро и бывший монастырь. В 1902 году реставрация была завершена, церковь вновь освящена, и сюда были перенесены мощи и арка (только на этот раз ее поместили не в ризнице, а в пресвитерии). Тем, кто любит, чтобы все точки над i были поставлены, сообщу, что комплекс принадлежит теперь только монахам-августинцам, каноников здесь больше нет.
/…/ Т.о., нынешняя Сан-Пьетро-ин-Чель-д'Оро - это новодел конца XIX века, имитирующий романо-ломбардскую традицию». В интерьере церкви есть оригинальные фрески, XV-XVI века ( в левом проходе): «Воскресение» Б. Бононе, «Успение», некоторые Святые… Реставрируя в конце 19 века купол, оставили оставив простые и истертые капители, чтобы избежать подделок. В апсиде ложная мозаика 1900-х годов - Ловерини из Бергамо, а Борис Христос Пантократор на троне, на радуге».
Арка Блаженного Августина
То, ради чего, собственно, нужно попасть в этот храм – это чудо ломбардской готики, мраморная Арка бл.Августина. Стоит она возвышении (в пресвитерии), выше алтаря.
«Современный алтарь храма находится в самом нефе (не в пресвитерии! клир здесь спустился в мир), а пресвитерий полностью отдан туристам и паломникам, желающим увидеть Арку. Арка - сложное многофигурное и многобарельефное сооружение, и разобраться в ней непросто, но для пытливых исследователей есть подсказка: на сидениях пресвитерия ищите ламинированную бумажку А4, исписанную убористым текстом с двух сторон». Здесь и далее следуем за рассказом уважаемого https://sibeaster.livejournal.com/152874.html.
Этот же рассказ озвучен мною, чтобы легче было следить за происходящем в мраморе. Ритм рассказа не совпадает с ритмом рассматривания, поэтому или ставим паузу, или прослушиваем несколько раз.
Итак, «Начинаем с западной стороны. Минуем верхний слой и начнем со следующего. Там три сцены из жизни блаженного Августина (слева направо): Августин слушает проповедь святого Амвросия; Tolle lege - "возьми, читай"; Крещение Августина Амвросием.
В среднем ярусе умершего Августина окружают шесть диаконов, еще по две фигуры в головах и ногах святого увидите позже: там конкретные исторические лица. Сверху на Августина смотрит Христос в окружении серафимов.
В нижнем ярусе (слева направо): Апостолы Петр и Иоанн Богослов; слева - аллегория Веры (с крестом и потиром), справа - Надежды (смотрим ввысь). Слева уже знакомая нам аллегория Надежды, затем апостолы Иаков Зеведеев и Андрей, справа - аллегория Милосердия (кормит грудью младенца). Слева - аллегория Милосердия, затем апостолы Фома и Варфоломей, справа - аллегория Религии (стоит на скале - камне веры).
Переходим на южную сторону. Наверху две сцены из эпопеи по перенесению мощей Августина из Кальяри (Сардиния) в Павию.
Ниже спиной к нам стоят блаженный Иероним и Григорий Великий (в русской традиции - Двоеслов), папа Римский. Именно их почему-то скульпторы разместили в головах умирающего Августина. Кстати, виден и окруженный серафимами Христос, взирающий на святого. Ниже мы видим апостола Павла в окружении двух евангелистов - Марка и Луки. Слева от них аллегория Кротости (держит в руках ягненка), справа - Бедности (в рубище).
С восточной стороны: В верхнем ряду изображены две сцены: погребение св. Моники в Остии и Августин, дарующий устав инокам. В нижнем ряду две пары неподписанных апостолов с аллегориями Разума, Справедливости, Умеренности и Силы.
Северная сторона: В верхнем ряду мы видим Августина, еще неуверовавшего, преподающего риторику в Риме или Милане. В середине у ног умирающего Августина стоят святые Поссидий (личный друг святого, автор его первой биографии) и Амвросий (он Августина крестил, но присутствовать в момент кончины не мог, т.к. умер за тридцать лет до нее). В нижнем ряду - святые Стефан Первомученик (с камушками вокруг головы), Павел Отшельник (подписан) и Лаврентий (с неизменной решеткой, на которой он был зажарен заживо).
Вдоль ограды пресвитерия, буквой П, стоят в ряд лампады от разных ветвей августинцев и от различных стран».
Замок Висконти
http://www.museicivici.pavia.it/
Аудиофайлы записаны по книге А.Ипполитова «Особенно Ломбардия». Все самое интересное про замок – тут.
Путеводитель по Павии: М.Zaldini.«Cuida pratica di Pavia e Certosa»
Мощный красавец-замок построенный Галеаццо II Висконти всего за 5 лет ( 1360-65 гг.), конечно, не служили для защиты или нападения. Это был дворец, резиденция для удовольствий и развлечений, а не замок, хотя он имеет некоторые характеристики, такие как угловые башни (высота м. 43), рвы и разводные мосты. Здесь останавливались когда-то Брамате и Леонардо да Винчи
Многочисленные красивые окна на трех оставшихся фасадах подтверждают, что герцог приезжал сюда на приемы, турниры, поездки и охоту, учитывая, что за зданием был парк 8 км, тянувшийся до самой Чертозы. Парк, окруженный высокими стенами, иногда, до семи метров, с девятью входами и разводными мостами, парк для охоты на кабана, оленя, лани и т. д. и только для семьи лорда.
Архитектор неизвестен. Предлагаются два имени: Бернардо да Венеция, который будет работать над знаменитой Чертозой, и Бартолино да Новара, который уже спроектировал замок Феррара и сделает это позже в Мантуе. Здание построено из красного кирпича ( кирпичи изготавливались прямо в парке и в Борго Тичино – работали две печи, чтобы приготовить строительный материал для замка), колонны из мрамора; 56 окон, у которых подоконник переплетен арками, как на фасадах церквей. Большое полуподвальное пространство, недавно восстановленное как место для временных выставок, предназначалось для винного погреба и конюшен. Цокольный и первый этажи имели по 40 помещений каждый. Все стены были полностью расписаны фресками, но художники неизвестны. Есть версия, что при Филиппо М. Висконти прекрасные голубые небеса с золотыми животными писал Пизанелло, а в правление Галеаццо Сфорца фрески восстанавливал и дописывал Бонифацио Бембо. Но сейчас от этого великолепия ничего не осталось. Так же как от мебели, знаменитых астрономических часов , зеркальной залы, хорошо укомплектованной библиотеке, возможно, начатой Петраркой, гостем герцога. Кое-какие артефакты, детали , фрагменты декора замка выставлены в музее замка.
Вокруг внутреннего двора (где виден колодец) каменные арки портика и арки лоджии имеют округлую форму, напоминая, что романское искусство в Павии не было вытеснено готикой до конца.
К сожалению, около 400 лет, с 1535 года, когда умер Франческо II Сфорца, и до 1920 года, когда последний итальянский солдат покинул замок, здание было только военной резиденцией, сначала под испанцами, затем под австрийцами и, наконец, под итальянцами, но все они уничтожили все, что было, изменили структуру самого здания, убрав крыши и небольшие колонны (окна с остеклением стали прямоугольными) и закрыв несколько арок крыльца, чтобы получить другие комнаты. В 1930-50 гг. замок был отреставрирован, и теперь тут находится Городской музей (Musei Civici). Франческо Сфорца
План музея Аудиогид по залам Разделы музея: археологический, романская секция, пинакотека.
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Museo Archeologico)
Археологический музей включает пять залов, плюс лапидарий под портиком замка и материалы, найденные в районе Павии. Внимание сосредоточено на некоторых находках (в первой и третьей комнатах), которые позволяют нам реконструировать некоторые аспекты повседневной жизни римского Тицинума. В первой комнате на карте изображена территория римского Тицинума, (предшественника нынешней Павии), подчеркивающая стратегическое положение города. В витринах выставлены погребальные предметы, датируемые вторым веком до нашей эры, найденные в древних захоронениях.
Мы можем проследить постепенное ассимилирование местной кельтской культуры с культурой римлян. В центре комнаты находятся две кирпичные гробницы, происходящие из некрополя I в до н .э. Внутри гробниц были урны с прахом покойного и предметы, показанные в двух самых больших витринах справа: принадлежности для ухода за телом, кувшин и стеклянная бутылка; стаканы, банки и чашки римского производства. Наулум, или монета, которую платили Харону, чтобы переправить покойного в загробную жизнь, или тинтиннабулум, колокол, который держал злых духов, все предметы имели символическое значение.
В третьей комнате выставлены стеклянные, керамические и металлические артефакты. Объекты сгруппированы по темам: кухня, стол, поминки, туалет. Тарелки, стаканы и глиняная посуда, предназначенные для стола, были смоделированы с более тонкой керамической смесью и более богатыми украшениями, потому что они представлялись гостям. Керамическая посуда, которая использовалась на кухне, была сделана из более грубого материала. В качестве доказательства важности, которую римляне приписывают уходу за телом, мы видим бальзамы, то есть емкости для мази или духов из цветного выдувного стекла, различных форм: в форме шара, в форме коломбины, а также стеклянные палочки, которые , возможно, использовались, чтобы брать и посыпать духи.
http://www.museicivici.pavia.it/audioguide/pdf/museo_archeologico.pdf
Зал деревянного макета собора (Modello del Duomo)
На первом этаже юго-восточной башни в зале сохранились фрески XV века. Здесь находится деревянная модель собора Павии, одного из величайших сохранившихся образцов эпохи Возрождения. Шедевр столярного дела, он был вырезан из дерева кипариса, дуба и грецкого ореха Джаном Пьетро Фугацца, начиная с 1497 года, по проекту собора Павии, спроектированному Джованни Антонио Амадео и Джаном Джакомо Дольбубуоно. Экспертный отчет по этому проекту был запрошен у Леонардо да Винчи и Франческо ди Джорджио Мартини в 1490 году. Это одна из самых больших и интересных моделей в истории архитектуры, длиной 5,05 м, максимальной шириной от трансепта 3,64 м и максимальной высоты до фонаря 3,64 м. Подобные артефакты, сделанные в масштабе по отношению к возводимому зданию, служили эталонной моделью во время строительства, но также и представляли проект клиенту. Полученная в 1526 году модель - это краткое изложение нескольких проектных работ, в том числе оригинального, связанного с именами Браманте и Кристофоро Рокки. Колокольня представляет собой переработанную в стиле ренессанс, но никогда не реализованную средневековую Торре-Сивику, разрушенную в 1989 году, чьи останки можно увидеть рядом с нынешним собором. Ренессансный проект включал две колокольни, расположенные симметрично по бокам фасада.
В той же комнате находится модель неоклассической реформы Дуомо, задуманная Маркизом Луиджи Маласпиной из Саннаццаро и спроектированная архитектором Карло Амати между 1810 и 1816 годами. Модель представляет собой только фасад церкви, напоминающий формы греческого храма. Это решение было затем принято, хотя и не воплощено при завершении Собора, поскольку латинское перекрестное здание, как видно из модели, заняло бы слишком много места на церковном дворе.
http://www.museicivici.pavia.it/audioguide/pdf/sala_duomo.pdf
ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ МАЛАСПИНА (Pinacoteca Malaspina)
http://www.museicivici.pavia.it/audioguide/pdf/pinacoteca_malaspina.pdf
Романская секция (Sezione Romanica)
Мы находимся в древней часовне замка, о чем свидетельствуют фрагменты фресок с религиозной тематикой. Секция в основном посвящена остаткам двух церквей, которые находились на месте нынешнего Кафедрального собора. Первая комната открывается дизайном двух соборов Опичино де Канистрис, примерно с 1330 года. Вы можете видеть две базилики рядом: Санто-Стефано, самый большой, обращенный к северу и используемый как летний собор, и Санта-Мария-дель-Пополо, меньшего размера и обращенный к югу, используемый зимой.
Римские кирпичи с характерной полой ручкой, обработанной гравированными мотивами, документируют практику повторного использования, особенно распространенную в средние века. Капители листьев с глубокими отверстиями являются примером обработки поверхности, где использование сверла сочетается с использованием долота. Часть каменной кладки с горизонтальными полосами глазурованного кирпича в оттенках зеленого и синего является примером восточной техники и свидетельствует об отношениях Павии с Ближним Востоком.
Портал Санта-Мария-дель-Пополо, арочный, с резными мотивами, такими как виноградная лоза, растительные и геометрические переплетения, последовательности животных и морских монстров, является представителем романского искусства Павии.
В следующей комнате вы можете полюбоваться исламской керамикой с надписями на куфических символах, которые использовались в области Падана для украшения фасада церквей. Далее раздел, посвященный базилике Санто-Стефано: три портала, чередующиеся известняк и более рыхлый песчаник, представляют иконографические мотивы, характерные для романской скульптуры, включая ангела - в люнете - который держит глобус и цветок лотоса. Угловой зал ( мы находимся в одной из башен замка) посвящен базилике Сан-Джованни в Борго, снесенной в 1818 году.
В последнем зале мозаики в основном из Санта-Мария-дель-Пополо. Они использовались в романских церквях, имитируя роскошные ковры, которые украшали византийские церкви, чтобы покрыть место в храме, отведенное для духовенства. Тессера маленькие, в основном белые, черные и коричневого цвета. Интересным является Колесо месяцев с сохранившимися шестью месяцами – показаны эпизоды сельскохозяйственной деятельностьи. Аналогичная последовательность месяцев есть в романской базилике Павии С. Микеле.
http://www.museicivici.pavia.it/audioguide/pdf/sezione_romanica.pdf
На стенах имеются большие фрагменты росписи. Самые старые - это изображение пышных листьев плюс искусственные мраморные вставки в форме звезды (над окном), следующий период - гербы с французскими лилиями и белым крестом на красном поле (западная стена) плюс украшение в виде ромбов. Последний период - это белые и красные полосы.
В комнате находятся скульптуры, надписи и гербы XIV-XVIII вв. , маленькие колонны и большой портал из дома Навариани на улице Филиппо Косса, они напоминают о дворянских семьях, богатых заказчиках, стремившихся в эпоху Возрождения украсить свои дома. Особое значение имеет мемориальная доска в готических золотых символах с одой, продиктованной Франческо Петраркой для его племянника Франческо да Броссано, который умер в 1368 году в Павии. Они отражают великолепный период ломбардского искусства, создававшегося в кругу Амадео, который непосредственно связан с ренессансным образом Чертозы, Дуомо и церкви Сан-Сальваторе в Павии, из которых тут также представлены фрагменты.
Фрески из романской церкви С. Агата аль Монте.
Ренессансная фреска из школы в Павии около 1502 года.