Информация взята с сайтов интернета и из путеводителя по дворцу на итальянском языке.

Замок Святого Георгия (Castello San Giorgio)

находится на стыке набережных, идущих вдоль озер, т.е. почти на берегу (45.160868, 10.799794). Массивная крепость была воздвигнута в 1390–1406 гг. инженером Бартолинода Наварра. Комплекс замка, окруженный оборонительным рвом с перекинутыми через него подъемными мостами, довольно быстро превратился в постоянную резиденцию маркизов и служил ею, пока Гульельмо Гонзага не перевез двор в "Корте Веккья" (теперь в составе Палаццо Дукале). Сейчас замок является частью Королевского дворца (палаццо Дукале).

[[[001 001-1]]

Палаццо Дукале (Palazzo Ducale)

Комплекс строений, обычно называемый Палаццо Дукале (Герцогским дворцом) – это город в городе , он состоит из зданий, возведенных и соединенных в огромный ансамбль в разное время (XIII–XVII вв.). На обширнейшей территории комплекса существуют пятнадцать внутренних открытых пространств и более пятидесяти строений, многие из которых не доступны для публики.

Корте Веккья

Первое ядро огромного строения, установленного на вершине Civitas vetus (то есть самая древняя часть Мантуи) было собственностью семейства Бонакольси – первый правителей города. Оно состояло из нескольких зданий, включая Палаццо дель Капитано и Магна Домус, обращенные на пьяцца Сорделло. В 1328 г. с приходом к власти рода Гонзага комплекс древних зданий Бонакольси начали реконструировать. Гонзага, владельцы сопредельных домов, закрыв старинные переулки, разделявшие разные строения, образовали в этом месте единый квартал. В 1370 г. жилой комплекс Гонзага был окружен автономной стеной. Так конкретно реализовывалась структурная концепция Палаццо Гонзага — города в городе. Двор, называемый "Корте Веккья" оставался долгое время в неизменном состоянии. В конце XIV в. Бартолино да Наварра построил замок — Кастелло ди Сан Джорджо. В XV в. произошло последнее расширение Палаццо, когда к нему прибавили Domus Nova — крылья, закрывшие Почетный двор, и ряд внутренних пространств.

Вход во дворец находится на площади Сорделло ( Sordello). Схема расположения помещений дворца. При описании буду указывать номера залов в соответствии с этой схемой.

Режим работы:8.15 – 19.15, выходной понедельник.

(1) Sala Morone (комната Мороне)

Большая лестница («Лестница герцогинь», Scalone delle Duchesse), построенная в XVII веке и отремонтированная в 1779 году Паоло Поццо (Paolo Pozzo), ведёт к первой комнате Палаццо Капитано - комнате Мороне, названной так в честь картины веронского художника Доменико Мороне «Падение Бонакольси» (1494). Картина была написана по заказу маркиза Франческо II Гонзага. Она рассказывает о сражении, в результате которого в Мантуе династия Бонакольски была побеждена династией Гонзаго и сменилась власть. На переднем плане показано столкновение между противоборствующими группировками: слева мы видим вход в город веронских войск под предводительством Кангранде делла Скала в поддержку Гонзаго; справа - Ринальдо Бонакольси, известный как Пассерино, который тщетно пытался спасти дворец. На заднем плане - празднование победы перед собором, который имеет еще позднеготический фасад пятнадцатого века. Фото из интернета.

(2)Prima e Seconda Sala di Guastalla (Первый и Второй залы Гуасталлы)

Палаццо дель Капитано - одно из наиболее старый строений, был резиденцией не самого Луиджи Гонзаго, но его трех сыновей Гвидо, Фельтрино и Филиппино, которые фактически управляли герцогством. Между концом XVII и XVIII веками владелицей помещений стала жена последнего герцога Фердинандо Кари Анна Изабелла из Гуасталлы (отсюда и название этой части дворца). Здесь мы видим остатки фрески капеллы с «Распятием» мастера Момбарокко, художника из Эмилии-Романья, работавшим в Урбино примерно в середине четырнадцатого века. Выбор представленной темы и принятые иконографические решения, безусловно, относятся к евхаристическим темам, особенно чувствующимся в Мантуе, где до сих пор сохранился реликвия Драгоценной Крови Христа см. http://www.santandreainmantova.it/index.php/la-basilica/i-sacri-vasi

В этих залах представлены фрески XIV – XV вв., снятые из разных церквей Мантуи, и несколько мраморных рельефов. Например, «Францисканский святой» фрагмент погребального памятника из церкви Сан-Франческо и «Мадонна с венцом» (конец XIV в.). Ее фигура повернулась к невидимой фигуре справа. Вероятно, это был Христос, который держит венец над головой Марии.

Фрагменты фрескок «Святой епископ и «Святой Антоний» (1392 г.) из разрушенной церкви Сант-Антонио-Абате (построена в 1400-1430 гг., снесена в 1870 г.).

Влияние Джотто видим во фреске «Св.Катерина между Св.Франческо и Св.Домеником» (1315-1325) (находилась в церкви Сан-Сальваторе), а также в изображении «Евангелиста» (1330 г.) и двух святых из доминиканской церкви Сан-Лука, преобразованной в XV веке в Сан-Доменико.

А также во фреске «Мадонна с младенцем» и «Григорий Назианзус» (1330 г.) из базилики Сант-Андреа и в «Мадонне с младенцем между двумя святыми» (1340-1350), снятой с колокольни церкви Сан-Доменико.

«Мадонна с Младенцем и Иоанном Евангелистом» (1330-1340 гг.) находилась в древней церкви Сан-Паоло. Манера письма характерная для региона Эмилия-Романья.

«Мадонна кормящая» («Madonna del Latte» 1410-1420 гг.) принадлежала семье гуманиста Фьера. Тонкая работа, выполненная художником, обладающим значительными навыками, незадолго до прибытия в Мантую Пизанелло (1422 г.).

(3) Sala del Pisanello (зал Пизанелло)

Незаконченные фрески Пизанелло о рыцарях Круглого стола На сохранившихся фрагментах фресок представлены изображения нескольких рыцарей с лошадьми, расположившихся на отдых; группа дворян с холеными лошадьми, в центре которой фигура в тюрбане, украшенном арабесками и золотом.

Работа над фресками, заказанными в конце 1440-х гг. правителем Мантуи маркизом Лодовико Гонзаго, была начата Пизанелло, одним из наиболее прославленных художников того времени. Рисунки по первому слою штукатурки были обнаружены на трех стенах зала (их размеры составляют 17,4 на 9,6 м). Однако лишь на одной из стен работа продвинулась до частичного заполнения контуров пигментом. На основании надписей на французском языке ученые сделали вывод, что речь идет об эпизодах из романа о Ланселоте. Избранный заказчиком сюжет относится к истории посещения рыцарем Богортом (Борсом) замка короля Брангориса, участие Богорта в турнире и пире, его любовной интриги с дочерью короля и зачатие Элена Белого. http://seanconneryfan.ru/str2/statia74-3.html В этом цикле Пизанелло иллюстрирует рассказы бретонцев не буквальным образом, а излагает их на свой лад, то есть пишет фрески по мотивам тех событий, которые происходили при дворе Гонзага. Вот, например, изображение собаки, небольшого оленя, или воротники с подвесками, изображающими лебедя - детали эмблемы, присвоенной маркизу в 1436 г. королем Генрихом IV Английским.

Из фресок, вообще созданных Пизанелло, сохранились лишь две. Одна в Вероне в церкви Санта Анастасия. Вторая — вот эта, в Палаццо Дукале. Авторство Пизанелло было определено лишь в середине 1960-х годов. Самое же значительное произведение художника, созданное в 1420-х годах и дошедшее до нашего времени — живописная часть надгробия Никколо Бренцони в церкви Сан-Фермо Маджоре в Вероне.См. https://das-gift.livejournal.com/15613.html

В Зале синопий хранятся подготовительные наброски к фрескам, выполненным Пизанелло. Их открыли для публики в 1969 г. (в начале XVIII в. они были закрыты более поздней живописью).

В 1778 году Джузеппе Пьермарини построил Галерею Нуова («Новая галерея», итал. Galleria Nuova) — коридор, соединявший Палаццо дель Капитано с апартаментами герцога. В галерее находятся несколько алтарей начала XVI — конца XVIII века Франческо Боргани (Francesco Borgani), Карло Бонони (Carlo Bononi), Спраньолетто (Spagnoletto) и др.

«Мадонна с младенцем и четырьмя святыми» ( арх. Михаил, Иоан Евангелист, Св.Франциск, Св.Георгий). Авторство Ипполито Коста(?) (1530 г.)

«Мадонна с младенцем между Св.Катериной и Магдалиной» (1522-24 гг.) Нижняя часть картины с довольно жестко изображенными фигурами Мадонны и святых контрастирует с живой мягкой ангельской сценой в верхней части, это характерный прием в Перуджино и живописи Центральной Италии. Полотно приписывают художнику Бартоломео Фанчелли, бывшему ученику Вануччи.

Франчелли был придворным художником Гонзага на протяжении второй половины пятнадцатого века. Художник посещал мастерскую Перуджино. Знакомство с работами Перуджино прослеживается в типах лиц на полотне «Мадонна с младенцем на троне между братом Андреаси, св. Иоаном Батиста и др.». Привлекает внимание монохромное «Благовещенье» в нижней части картины.

На картине изображена редкая копия «Мадонны делле Грацие» (Благодарения) , почитаемой в святилище Пресвятой Богородицы под названием Грации Куртатона, недалеко от Мантуи.

«Св.Франциск молится Мадонне» (1618 г.) Вероятно, изображение связано с эпидемией оспы, распространявшейся в Мантуе между 1611 и 1612 годами, и молитвами о спасении города. Картина очень важна с документальной точки зрения: дан великолепный вид на Мантую и озера, с мостом Сан-Джорджо, когда он имел крытую галерею, герцогскими придворными зданиями, некоторые из которых больше не существуют.

(7) Sala degli Arcieri (Зал Арчери)

Галерея заканчивается большим залом Сала дельи Арчери («Зал лучников», Sala degli Arcieri). Зал известен огромным портретом семьи Гонзага («Семейство Гонзага поклоняется Троице»), написанным Рубенсом ( в 1605 г). По заказу Винченцо I Гонзага, герцога Мантуанского, Рубенс написал три картины для алтарной части церкви иезуитов в Мантуе. В алтаре мантуанской церкви Рубенс поместил холст «Семейство Гонзага поклоняется Троице», а по бокам от него размещались «Крещение» и «Преображение». В 1773 году орден иезуитов был распущен, церковь потеряла постоянных хозяев и владельцев.

Во время французского нашествия в Италию церковь использовалась как склад, центральный холст композиции «Семейство Гонзага поклоняется Троице» был сильно поврежден и разрезан наполеоновским генералом на «картинки».
Большая картина Питера Пауля Рубенса, сделанная в 1605 году, - это то, что осталось от грандиозного алтаря, первоначально установленного в иезуитской церкви Святой в Мантуе.

Три фигуры Троицы - Отец, Сын и Святой Дух - на ковре, поддерживаемом ангелами, в позе благочестивой молитвы семья Гонзага на коленях. На переднем плане слева герцог Винченцо, покровитель Рубенса и заказчик; напротив, его жена, герцогиня Элеонора Медичи. Позади пары находятся родители Винченцо Гонзага, уже мертвые во время исполнения картины: отец, герцог Гульельмо, который умер в 1587 году, и его мать, Элеонора Габсбургская, которая умерла в 1594 году. Первоначально алтарь был большим значительно больше: за герцогами стояли три мужских потомка Винченцо и Элеоноры; за герцогинями - две дочери. В 1801 году полковник армии Наполеона расчленил полотно: сначала его разрезали пополам по горизонтали, а затем по вертикали. Многие фрагменты пропали без вести, какие-то оказались на антикварном рынке. Портреты трех маленьких князей и единственной герцогини Маргариты сохранились и сегодня находятся в разных коллекциях в Вене, Лондоне, Парме и Мантуе. Восстановление холста проводилось путем реинтеграции фрагментов центральной панели с найденными. Два из них, один изображающий руку герцогини Элеоноры, ласкающей собачку, а другой - голову алебарда, до сих пор сохранились в Палаццо Дукале; фрагмент с портретом маленького наследника Франческо IV Гонзага, принадлежащего коллекции Романо Фредди, теперь соединен с другими элементами. См. также: https://nearyou.ru/rubens/405gonz.html

Из зала Sala degli Arcieri можно попасть в галерею зеркал Галерея дельи Спекки («Галерея зеркал», итал. Galleria degli Specchi) — лоджия герцога Винченцо I, построенная в 1773—79 годы в неоклассическом стиле. Свод галереи покрыт фресками учеников Гвидо Рени.

(8) Sala di Giuditta (Зал Юдифи)

Называется так, потому что среди пилястр эпохи Возрождения, также происходящих из Палаццо Сан-Себастьяно, сохранились четыре картины с сюжетами о Юдифи неаполитанского художника Пьетро Манго, работающего в Венеции, Бергамо, Брешии и Мантуе около середины семнадцатого века.https://it.wikipedia.org/wiki/Libro_di_Giuditta На потолке знак Гонзаго.

А в параллельной анфиладе комнат находится

(9) Sala del Labirinto (Зал Лабиринта)

Комната получила свое название от великолепного убранства потолка начала XVI в, который воспроизводит лабиринт, находившийся в Palazzo di San Sebastiano . Внутри написан девиз: «Возможно, что да, может быть, нет», - слова из популярной любовной фротоллы,это популярный в Италии лирический жанр, в частности песенки известного в ту пору композитора и певца Марккетто Кара

Верхняя часть стен занята четырьмя большими полотнами, изображающими четыре века мира: золотой, серебряный, бронзовый век (Санте Перанда) и железный век (Пальма и Джоване), расписанные к 1610 году для дворца Пико в Мирандоле, откуда они перенесены сюда в 1716 году.

(11)Sala di Amore e Psiche (Зал Амура и Психеи)

На роскошном сине-золотом потолке эпохи Возрождения, также перенесенное сюда из Папского зала дворца Сан-Себастьяно, находится неоклассическое полотно в форме тондо работы Агостино Комерио, представляющее Амура и Психею (1813 г.) Этот же мифологический сюжет из «Метаморфоз» Апулея, представлен в цикле холстов на стенах , которые были привезены сюда и происходящих из дворца Пико в Мирандоле. Восемь были написаны Якопо Пальма-иль-Джоване и Санте Перанда в 1606-1610 годах.

(29) Сorridoio dei Мori

(30) Loggetta Santa Barbara

На плафоне сложный живописный орнамент (1580 г.) с изображениями сатиров и путти, танцующих и играющих на разных инструментах. Отсюда попадаем к апартаментам Гульельмо Гонзага (Appartamento Verde).

(33) Sala dello Zodiaco (Зал Зодиака)

Расписанный в 1579–1580 годах Лоренцо Коста Младшим с помощью Андреасино потолок комнаты представляет собой драгоценное свидетельство оригинальной орнаментальной планировки апартаментов Гульельмо Гонзага. Между созвездиями Зодиака изображена колесница богини Дианы, запряженная собаками. Возле нее находится созвездие Астреи - намек на гороскоп герцога. (Кстати, Астрея в греческой мифологии богиня справедливости, обычно изображается с весами и венцом из звезд).

Современный неоклассический вид стен, украшенных пилястрами с золотыми канделябрами, восходит к наполеоновскому периоду (1813 г.). Над дверями размещены четыре лепные панели, имитирующие бронзу, с аллегориями: Наполеон получает от Марса меч Юпитера, Италия предлагает законы Наполеону, Наполеон принимает дары земли, Минерва представляет искусство и науку Наполеону.

(34) Sala dei Fiumi (Салон Рек)

В 1575 г. по воле Гульельмо Гонзага был построен красивый Салон Рек, оформленный позже (1780 г.) в стиле позднего барокко. На левой стене живописно выделяются аллегорические изображения Рек, пересекавших территорию древнего Герцогства Гонзага.

Ложные проемы беседки и оранжереи расположены симметрично по отношению к огромным окнам, выходящим на Висячий сад.

Джорджо Ансельми (1723–1797), нарисовавший аллегории Рек, украсил свод картиной Фаэтон, стремящийся к солнцу.

Sala dell`Aquila (Зал Орла) (35), Sala del Leone (36), Sala delle Imperatrice (37)

Залы, полностью оформленные в 1779–80 гг. по проекту Паоло Поццо, украшенные живописью и пластикой. На стенах, девять гобеленов фламандской школы, выполненных по картонам Рафаэля и вытканных в Брюсселе в 1530 г., перевезены в Мантую чуть позднее середины XVI столетия. Гобелены предназначались для часовни. Сюжеты взяты из Деяний Апостолов, выполнены по мотивам знаменитых Станцев Рафаэля для Сикстинской капеллы в Ватикане. Сюжеты - Жития Св. Петра и Св. Павла. В первом помещении — Исцеление калеки, Жертвоприношение Листрия и Смерть Анания, во втором — Обращение Св. Павла, Проповедь Святого в Афинах и Примат Петра (одно из самых известных изображений этой серии).

Затем следует проход Пассето с бочарным сводом, расписанный фресками Лоренцо Коста Младшим.

На гобеленах следующего помещения, выполненных по картонам Рафаэля, изображены Чудотворная рыбная ловля, Ослепление волхва Элима (за противостояние проповеди Св. Павла) и Мученичество Св. Стефана (пострадавшего за защиту Иисуса).

Помимо библейских сюжетов гобелены представляют и подвиги Геракла.

И аллегорические или гротесковые фигуры.

В 1866 году, после присоединения Мантуи к Королевству Италии, гобеленовый цикл был перенесен в Австрию, чтобы обставить квартиру императора Франца Иосифа в Шобрунне. Облачения вернулись в Мантую после Первой мировой войны, в 1919 году. Последняя из комнат апартаментов Гонзаго называется «Delle Imperatrice», потому что около 1580 года у герцога Гульельмо Гонзага была размещена серия из двенадцати полотен, изображающих римских императриц (ныне утеряна). О гобеленах подробно описание и фото см. https://www.proza.ru/2016/08/31/1017 и http://newsland.com/community/6782/content/gobeleny-po-risunkam-rafaelia/5421714

Маршрут приводит в апартаменты Изабеллы Эсте. Изабелла д’Эсте (итал. Isabella d'Este; 18 мая 1474 — 13 февраля 1539) — супруга маркграфа Мантуи, ценительница искусства и покровительница знаменитых художников, одна из известнейших женщин итальянского Ренессанса, прозванная «примадонной Возрождения» (la Primadonna del Rinascimento). Нужно спуститься на нижний этаж в Корте Веккьо. Информация см. https://it.wikipedia.org/wiki/Studiolo_di_Isabella_d%27Este Комнаты расположены вокруг прямоугольного Тайного сада.

Неизвестный венецианский художник Портрет Изабеллы д'Эсте, копия с Тициано Вечеллио, около 1610-1630 гг.

Grota (Грот)

Входная дверь в Грот. Мраморные фрагменты на дверях. Минерва

Вдоль стен шкафы гардеробной были закрыты дверями, инкрустированными братьями Антонио и Паоло Мола в 1506 году для Гротта ди Кастелло. Драгоценные породы дерева: бриар, олива, клен, груша, вишня и тонущий дуб используются в изобразительном смысле в шести панелях с городскими перспективными видами и с музыкальными инструментами эпохи Возрождения: читара, альт, гобой, окарина, бомбарда, магнитофон, спинет, арфа, лютня.

Художник создает иллюзию открытого пространства (подобно тому, как это выполнено и в «Камере дель Спози»).

Завораживают гротески на потолке. Какое буйство фантазии и техника исполнения!

Appartamento Grande di Castello Sala del Capitani (зал капитанов)

Четыре обширных полотна прославляли подвиги и дела первых капитанов, начиная с Луиджи Гонзага. Большое полотно изображает Присягу капитана Гонзаго. В центре композиции, ниже, изображен карлик Фрамбальдо, а справа мы видим, вооруженного палкой гиганта Гульельмона: оба они жили при дворе Луиджи, это известно из древних хроник.

(22) Sala di Troia (Зал Трои).

Создана по проекту построена Джулио Романо в 1536 году, когда после женитьбы сына Изабеллы д'Эсте на Маргарита Палеолог в 1531 г. Династия Гонзаго соединилась с династией Палеологов Монферрато, потомков византийских императоров. Отсылка к греко-римским образам должны были доказать правомощность политической программы Федерико II Гонзаго по усилению собственной власти.

На стенах и потолке изображено Похищение Елены, Сон Гекубы, Вулкан, кующий оружия для Патрокла, Троянский конь, Боги на Олимпе, Лаокоон и сыновья, Борьба вокруг тела Патрокла. Короче говоря, отлично можно потренировать свои познания в греческой мифологии – все наглядно.

Менады и сатир.

Погребальные греческие памятники, голова римского воина.

Римский саркофаг II в.н.э. Жертвоприношение быка.

Барельеф на темы греческой мифологии: «Взятие Трои».

Геркулес (буквально «fatiche di ercole» - усталость?), кажется, что показаны все подвиги Геркулеса: сначала он молод, потом становится все старше и старше, а в конце, мы помним, он устал совершать подвиги и задумался.

Амазонки.

Медея

(21) Cabinett fri Cesari (Зал Цезарей)

Отдельный вход и билет для посещения уникального помещения дворца - «Брачной комнаты» или «Камеры дельи Спози» - полностью расписанной Андреа Мантенья. Схема расположения относительно дворца (левая крайняя башня).

В северо-восточной башне замка Св. Георгрия ( или, как тут говорят, Сан-Джорджо) находится знаменитый зал фресок «Камера-дельи-Спози» ( буквально - «супружеская комната») кисти Андреа Мантеньи, которую он писал около девяти лет (1465-1474). Запечатлены сцены из жизни маркиза Лодовико Гонзаго и его супруги Барбары Бранденбургской. (Правила посещения: по предварительной записи он-лайн (особенно в сезон!), но можно купить билет в кассе на определенное время текущего дня. Скидку по «Мантова-кард» (5.5 евро вместо 14) можно получить, только купив билет в кассе. Находиться в комнате можно 10 минут. Потом служители попросят уйти (нас не просили, смотрели, сколько хотели). Поток людей большой, но все можно спокойно разглядеть. Открыто: 8.15 – 19.15, кроме понедельника) Про росписи подробно здесь:https://cicerone2007.livejournal.com/36252.html

В 1460 г. Мантенья переселяется в Мантую по приглашению маркиза Лудовико III Гонзага. Маркиз был одним из самых просвещённых тиранов Кватроченто и стремился сделать Мантую центром научной и художественной культуры Италии[2]. При его дворе Мантенья мог жить и работать, пользуясь уважением и славой.

Мантенья (как свидетельствует авторское граффити на откосе окна северной стены) начал свою работу 16 июня 1465 года. Но фактически роспись создавалась позже, после его поездки во Флоренцию и Пизу (1466-67), и полностью была закончена в 1474 году. Возможно, за время работы, которая прерывалась неоднократно, первоначальная программа могла несколько раз меняться из-за пожеланий заказчика. Комната размером 8 на 8 м находится на втором (парадном) этаже угловой северо-восточной башни замка Св. Георгия, включённого в комплекс построек Палаццо Дукале. Замок в момент росписи комнаты имел целую анфиладу парадных покоев, в которую и была включена эта камера. Из окон открывался вид на Среднее озеро, дамбу и Мост св. Георгия. Возможно, именно этот вид Мантенья запечатлел в своей картине «Успение Марии» (ок. 1464, Прадо), которая находилась в капелле того же замка, также расписанной его фресками (не сохранились).

Во времена Мантеньи она называлась просто «Камера пикта» (Camera picta, «расписанная комната»). Традиционное наименование комнаты впервые появляется только в XVII веке, в сочинении Карло Ридольфи (англ.) о венецианских живописцах. Обычно полагают, что он руководствовался посвятительной надписью над главной дверью, где упоминаются супруги Гонзага — Лудовико и Барбара; но скорее всего, помещение служило супружеской спальней до того, как Мантенья расписал её. Потом в ней устраивали торжественные приёмы, возможно, она поменяла своё назначение из-за желания хозяев демонстрировать уникальные фрески.

В росписи комнаты Мантенье удалось создать превосходный образец зрительной иллюзии. По словам Б. Р. Виппера, ...она представляет собой одно оптическое целое: в освещении фресок приняты во внимание реальные источники света, линия горизонта находится в полном соответствии с положением наблюдающего зрителя, реальные своды продолжаются в воображаемом пространстве фресок и поддерживаются воображаемыми, написанными пилястрами. <...> Зритель, вступающий под своды Camera degli sposi, испытывает впечатление, как будто стены маленькой комнаты раздвинулись и что между миром реальным и миром изображенным больше нет никаких преград…»

Художник разделил все стены на 12 равных участков, разграниченных нарисованными «столбами», которые опираются на будто бы мраморный цоколь (90 см), опоясывающий все стены и украшенный тремя рядами медальонов со вставками из цветного мрамора в венецианском вкусе. Эффект сцены усилен тем, что на всех стенах на уровне арок изображены металлические стержни, к которым будто бы подвешены тяжёлые кожаные «занавесы» с тиснёным золочёным орнаментом. В пролётах с фигурами занавесы «раздвинуты», а их концы «подвёрнуты» за столбы. На двух других стенах также изображены исключительно реалистичные занавесы. В стенах находятся разные по размерам и высоте рельефные порталы двух дверей, два окна, асимметрично расположенные на северной и восточной стенах, и обрамление ниши большого камина на северной стене.

Нижеследующее описание комнаты взято из Википедии

Эффект фресок Мантеньи заключается не только в превосходном качестве созданной художником иллюзии. Они также представляют собой блестящее решение жанровой, тематической задачи — задачи группового портрета. В многочисленных фигурах фресок представлена обширная семья маркиза, его приближенные и слуги. Сцены из их жизни трактованы с такой непосредственностью и повествовательной конкретностью, что кажутся изображением каких-то реальных событий. Кроме того, фигуры психологически столь тесно связаны между собой, что составляют как бы некое органическое целое.

Рассматривать фрески лучше всего из «зашторенного» угла комнаты, идя взглядом слева направо, от низко расположенной «Встречи» (90 см над уровнем пола) к высоко поднятому «Двору» (250 см), чтобы потом спуститься взглядом по ступенькам, изображённым справа от камина. Художник тонко рассчитал чередование движущихся и неподвижных фигур, мысленных подъёмов и спусков. Небо за спиной фигур зрительно объединяет всю панораму комнаты.

Северная стена

На северной стене, над камином, написана «Придворная сцена», изображающая заказчика (в неофициальном наряде) и его жену Барбару Бранденбургскую, сидящую в окружении родственников (сыновей с их жёнами и детьми). Группа придворных заполняет остальное пространство изображения — закрытый двор-садик (giardino secreto). К маркизу подходит его секретарь Марсилио Андреаси и, склонившись, что-то ему сообщает. В руках у маркиза развёрнутое письмо. Какую новость приносят Лудовико, неизвестно, выдвигалось много версий, из которых наиболее правдоподобной Гращенков В. Н. считает известие об избрании его второго сына Франческо Гонзага кардиналом (конец 1461 года). Достоверность сцене придают многочисленные детали: у ног Барбары стоит её любимая карлица, а под креслом Лудовико свернулась его собака Рубино. На колени маркизы склонилась её младшая дочь, Паола, держащая в руке яблоко.

Отделка ограды на заднем плане повторяет декор цоколя стен и балюстрады «окна» свода. Низкая точка зрения усиливает монументальность фигур. Две фигуры у самой кромки надкаминного карниза почти вторгаются в реальное пространство комнаты.

Западная стена

На западной стене находится так называемая «Сцена встречи». Лудовико Гонзага написан в официальном наряде, встречающим своего сына кардинала Франческо Гонзага (а также, по устарелой версии, императора Фридриха III и короля Кристиана I Датского). Эта стена — наиболее освещенная, и её композиция трактована как уходящая вдаль пейзажная панорама. В этой фреске видели сцену встречи маркиза с его сыном, новоизбранным кардиналом Франческо (конец 1461), но чаще — их более позднюю встречу (август 1472). В хронике Андреа Скивенолья рассказывается, как кардинал после лечения на водах близ Болоньи вернулся в Мантую со всей своей свитой (куда входил и Мантенья) и был торжественно встречен отцом у города, в местечке Бонданелло. Будучи епископом Мантуи, кардинал должен был присутствовать на закладке новой церкви Сант Андреа по проекту Леона Баттиста Альберти. Маркиз придавал большое значение этому храму, переговоры о нём с папой вел именно кардинал. Существуют и другие версии, насчет того, какое именно событие изображено в этой фреске.

Над дверью написан хоровод путти, которые несут золотую доску с латинской надписью, увековечивающей работу над росписью и прославляющей заказчиков и художников: «Сиятельному Лодовико, второму маркизу Мантуанскому, государю превосходнейшему и в вере непоколебимейшему, и сиятельной Барбаре, его супруге, женщине несравненной славы, их Андреа Мантенья, падуанец, закончил это скромное произведение в их честь в 1474 году».

Южная и восточная стены

Южная и восточная стена, а также пролёт с окном на северной стене показаны полностью «прикрытыми» иллюзорными кожаными занавесами, которые имитировали настоящие шторы из кордовской кожи, когда-то украшавшие эти стены и окна. В люнетах над занавесами (украшенными зелеными гирляндами с плодами и эмблемами Гонзага) видно голубое небо.

Потолочный плафон

Потолочный плафон визуальными средствами сделан так, что создается впечатление, будто «аркады» колонного зала несут нервюрный свод, поднимающийся вверх и завершающийся куполом. Комната кажется высокой, хотя в реальности её высота не превышает 7 метров. Архитектурные «членения» и «рельефы» свода написаны серым тоном, их фон имитирует золотую мозаику. В центре свода изображено круглое окно, сквозь которое видно голубое небо, а льющийся из него «свет» будто бросает блики и тени на фигуры у балюстрады окна и «рельефы» свода. Широкая круглая рама, украшенная гирляндами, небольшое «окно» заметно выделяется в декоре свода. 8 ромбовидных секций свода украшены медальонами в венках с портретами римских императоров, поддерживаемых путти. В 12 распалубках изображены подвиги Геракла и сцены из истории Орфея и Ариона, легендарных музыкантов древности, служителей Аполлона — это ассоциации с гениями хозяина дома, которые могли намекать на его любовь к музыке. Эти «рельефы» all’antica и световой окулюс придают комнате важный оттенок классицизированности по типу древнеримского дома.

Окно окружено сквозной балюстрадой, составленной из тех же декоративных элементов, что цоколь стен внизу. Над ней с точным учетом резких перспективных сокращений «помещена» кадка с карликовым апельсиновым деревом, которая будто грозит обрушиться вниз и своим краем дополнительно опирается на деревянную палку, как бы подставленную в последний момент. Возможно, тут присутствует символика — апельсиновые плоды и цветы с давних пор связаны с браком и плодовитостью. Рядом сидит павлин — символ Геры/Юноны, обозначающий супружеское согласие. По обе стороны балюстрады играют путти, просовывая головы между её колонками: один со стрелой, другой с венком, третий держит яблоко (атрибут Венеры), будто собираясь бросить его вниз. Вместе с ними вниз заглядывают улыбающиеся молодые женщины: какая-то матрона (её ошибочно принимали за портрет маркизы), чернокожая рабыня в пёстрой чалме. С другой стороны кадки с апельсинами — три служанки, одна с распущенными волосами и гребнем (это вестницы наступившего утра). Эффект «раскрытого» потолка усиливает то, что их лица показаны как бы находящимися в тени: этот смелый приём заставляет зрителя думать, что источник света находится над их головами.

Свой « автопортрет» Мантенья запечатлел в гротескном узоре, обрамляющем фрески.

Камера дель Спози
Камера дель Спози - кратко