Путеводитель носит реферативный характер. Источники указаны.

Кремона. История

Город находится на левом берегу реки По в самом сердце Паданской равнины. Кремона известна как город скрипичных мастеров, в котором жили и работали Амати, Гварнери и великий Страдивари.

Первые упоминания о Кремоне относятся к V-му веку до н.э., когда в долине реки По поселилось кельтское племя кеноманов. В 218-м году до н.э. римляне основали здесь военную колонию, а чуть позже были основаны современные Кремона и Плачентия (Пьяченца). Вскоре Кремона стала одним из самых больших городов северной Италии, поскольку располагалась на пути между Генуей и Аквилеей. Процветание города длилось до 69-го года н.э., когда он был разрушен во время второй Битвы при Бедриакуме войсками императора Веспасиана. После чего сам же Веспасиан помогал отстраивать Кремону заново, но городу не удалось вернуть себе былое величие. Долгое время о Кремоне не было никаких упоминаний. В VI-м веке Кремона стала военным аванпостом Восточной Римской империи во время Готских войн. Когда во второй половине VI-го века лангобарды захватили большую часть Италии, Кремона оставалась византийским оплотом в составе Равеннского экзархата. В XI-м веке Кремона стала независимой коммуной и стала распространять свое влияние на окрестные поселения. Кремона приютила у себя две соперничающие партии: гвельфы, обосновались в старом городе, а гибеллины - в новом городе (Читтанова) и построили второй Палаццо Комунале, который сегодня известен как Палаццо Читтанова.

XIV-й век – век расцвета Кремоны. Население города достигло 80 тысяч человек (больше, чем в начале XXI-го века!), были построены многие дошедшие до наших дней здания: башня Торраццо, романская церковь Сан-Франческо, трансепт Кафедрального собора и Лоджия дей Милити. Тогда же проложили новую сеть каналов, за счет чего стало активно развиваться сельское хозяйство. Позднее Кремона вошла в состав Миланского герцогства и оставалась его частью вплоть до объединения Италии. Особенного внимания заслуживают многочисленные церкви Кремоны и в первую очередь – Кафедральный собор и прилегающий к нему баптистерий, одни из самых значительных образцов романо-готического искусства в северной Италии. https://www.votpusk.ru/country/kurort.asp?CN=IT&CT=IT46#ixzz5ko1vrycn

Маршрут прогулки:

Пункты аудиогида 1-17

1-я половина дня: кемпинг - Chiesa parrocchiale di San Pietro al Po - Chiesa di Sant'Agostino - Chiesa di Santa Rita - Палаццо С… Читта Нова – Chiesa di Sant'Agata - Палаццо Раймонди - Church of St. Luke - Palazzo Stanga - Chiesa di San Vincenzo - (расписной дворик) Club Alpino Italiano - Городской музей «Ала Понцоне» Museo Civico Ala Ponzone (пн. закрыт) - Palazzo Barbò - Casa nuziale di Stradivari - Teatro Comunale Ponchielli

Кремона совсем невелика. Весной и летом (и осенью) ночевать в кемпинге вполне комфортно и недорого, а от него рукой подать до центра. Везде ходили пешком, никакой транспорт не нужен. При планировании маршрута учитывали время работы храмов и их закрытие на сиесту (в 12.00 или 12.30). Половину важных мест посмотрели до сиесты, вторую половину – после.

(3) Церковь Сан-Пьетро у По (Chiesa di San Pietro)

Via Cesari, 1 (45.131391, 10.019440)

Церковь Сан-Пьетро-аль-По - одна из старейших в Кремоне, хотя ее фасад выполнен в стиле ренессанс, а богатые интерьеры кажутся прелюдией к барокко. Тем не менее, история здания восходит к XI веку, когда супруги Ардинго и Эдина, набожные, богатые и бездетные, оставили свои средства бенедиктинским монахам, которые воздвигли церковь и монастырь.

Церковь Сан-Пьетро была построена в 1064 году на древнем берегу реки По. Нынче храм стоит примерно в полутора километрах от реки, и мы можем судить о том, как изменила свое русло река По за несколько веков. Монахи-бенедиктинцы из прилегающего монастыря освоили и оздоровили это место. Во время реставрации 2009 года были обнаружены фрагменты романского портала, который Артуро Карло Квинтавалле, один из величайших экспертов средневекового искусства, приписал мастеру Вилигельмо. Скульптуры должны были быть сделаны между 1107 и 1115. (Возможное участие мастера Вилигельмо в строительстве Сан-Пьетро связывает эту церковь Кремоны не только с Кафедральным собором, но и с собором Модены, с двором Сан-Бенедетто-ди-Полироне , и с Аргентой недалеко от Феррары). Позже (XV в.) романская церковь подверглась перестройке, а в 1573 году архитектор Франческо Даттаро придал ей нынешний облик.

Интерьер интересен росписями в духе иллюзионизма кисти Антонио Кампи (1579 г.) в двух боковых рукавах трансепта.

По бокам потолочного свода - росписи с историями о св. Петре художника из Кремоны Джованни Баттиста Тротти. Отделка нефа обогащена необычным орнаментом в позолоченной белой штукатурке, выполненной местными ремесленными мастерскими.

Статуя св. Петра очень похожа на ту, что находится в соборе Св.Петра, только эта копия цветная.

В боковых нефах интересны алтарные изображения: «Рождество» - шедевр Бернардино Гатти (вторая левая капелла). Это изображение было главным алтарем до 1797 года, когда его сняли французские солдаты и увезли во Францию. Картина вернулась назад в 1814 году. Мягкость в изображении лиц напоминает стиль Корреджо. Помимо традиционных главных героев «Рождества» тут изображен аббат Коломбино Рипари, при чьем участии восстанавливали церковь.

«Богоматерь с младенцем» - СС. Косма, Дамиано и Джироламо и донатор (четвертый левый алтарь). Написана в 1524 году - это чрезвычайно элегантный пример утонченного эксцентричного стиля художника Бембо. Алтарь принесен из разрушенной церкви Сан-Анджело.

Четвертый правый алтарь - «Рождество» Джованни Баттиста Тротти (1583 г.), пример изображения ночной сцены с искусственным светом, вскоре такие ночные сцены начнет писать Караваджо. Рядом с церковью находится монастырь (1509 г.), в бывшей трапезной которого сохранилась грандиозная фреска «Умножения хлебов» Бернардино Гатти (1552 г.)

(4) Сант-Агостино (Chiesa di Sant'Agostino)

Пьяцца С. Агостино, 8 (45.135069, 10.019131)

Находится совсем рядом с Кафедральным собором.

Церковь Sant Agostino в плане имеет очень сложную структуру, потому что фактически состоит из двух храмов: изначальной Сант-Агостино (1553 г.) и поглощенной ею Сан-Джакомо-ин-Бреда (1339- 1345 гг.). Интерьер был перестроен примерно в середине XIV-го века.

Самое ценное в церкви - живописное сокровище Кремоны - работа Перуджино «Мадонна на троне со Святыми Джакомо и Агостино» (четвертая капелла справа), которая была написана в 1494 году по заказу семьи Ронкаделли.

Это одно из первых произведений эпохи Возрождения в Кремоне. Как пишет путеводитель, картина оказала значительное влияние на развитие местной живописи в начале 50-х годов, смягчив ломбардскую твердость умбрийской сентиментальностью.

Пьетро Перуджино

один из лучших художников эпохи Возрождения, и именно ему мир обязан появлением гения Рафаэля Санти. Перуджино был его учителем, мастером живописи, у которого юный Рафаэль перенял многое. «Мадонна со Святыми» великолепна… Уникальный колорит, спокойная композиция, гармония пропорций и светлые одухотворенные лики. Невероятно красивое, типично перуджиновское сочетание ягодного малинового с травянисто-изумрудным зеленым. Подобное сочетание цветов встречается и у Рафаэля.

Церковь Sant Agostino всегда была центром религиозной и культурной жизни благодаря соседству с монастырем Ордена августинцев (сегодня он больше не существует), и, кроме «Мадонны» непревзойденного Перуджино, тут можно увидеть и другие важные произведениями искусства. Вот, например, декор потолка алтарной части.

Заслуживает внимания также главный алтарный образ, написанный в 1594 году Андреа Майнарди из Кремоны. Тут очень редкое изображение, иконография которого связана с культурой Августинского ордена: Искупитель сжимается ангелами под винопрессом, а его кровь собирается в ампулах врачами церкви. Увы, разглядеть и тем более сфотографировать этот алтарный образ не удалось, т.к. в церкви очень плохое освещение. См. еще: См.: https://sibeaster.livejournal.com/155804.html

В правом нефе находятся четыре часовни: в первой часовне - алтарь с изображением Малоссо (1559 г.) внутри деревянного алтаря конца шестнадцатого века и резной фронтальный алтарь бертесской школы с изображением «Непорочного и Вечного благословения в Глории»; на стенах - «Представление Марии в храме» справа, «Посещение» слева Дж. Геррини (около 177 г.); во второй - «Страсти Христовы» («Жадность», «Венец с шипами», «Распятие»). Вторая справа - «Часовня Страстей Христовых» (или «Капелла Распятия»), один из шедевров барокко Кремоны. Автор Джованни Баттиста Барбарини из Комо (1666 г.).

Третья капелла справа - фрески Бонифацио Бембо. Часовня была полностью отреставрирована в 1736 году.

Источник вдохновения этих фресок нужно искать в Ковчеге св. Августина, который находится в Павии (базилика св. Петра д'Оро – Св.Петр на «Золотом небе»). Святой Августин изображен напротив Святого Иоанна в саду, сидит и пишет.

Он одет как епископ. Августин часто ассоциируется с другими святыми и, прежде всего, с тремя другими отцами церкви - Джероламо, Амброджо и Сан-Грегорио Маньо. Августин был одним из епископов, который защищал Церковь больше всего во всех своих трудах всей своей душой и сердцем, поэтому часто держит в руке церковь, иногда книгу или сердце.

Четвертая часовня: «Мадонна» Пьетро Ваннуччи (или Перуджино), о которой говорилось выше, и «Благовещение», приписываемое А. Кампи (около 1571 г.)

В конце нефа находится часовня СС. Сакраменто, который свидетельствует о первоначальной готической структуре церкви, была восстановлена в 1912 году, чтобы выявить фрески XV века Чеммо.

Левый неф: в пятой капелле «Рождество» Гатти (1578 г.)

Подробное описание интерьера и всех капелл см.: здесь

Подробный план церкви:

(5) Церковь Св.Риты (Chiesa di Santa Rita)

(45.136618, 10.017722)

Церковь, посвященная святым Маргарите и Пелагии, существует в Кремоне с древних времен. В 1547 году Джулио Кампи построил это здание.

Фрески как на своде, так и на боковых стенах изображают параллельно сцены земного пути Христа и истории из Ветхого Завета. Это характерный прием соотнесения сюжетов (наиболее сильно проявляется в Сикстинской капелле).

В маленьких нишах, которые открываются на боковых стенах, есть двенадцать черных терракотовых статуй, представляющих двенадцать апостолов, сделанные Антонио Кампи, братом Джулио и его сотрудником при строительстве церкви. Церковь особенно дорога жителям Кремоны из-за их преданности святой Рите из Кашии.

(6)Палаццо Теччи Palazzo Trecchi

VILLA SARTORI (45.137550, 10.017175) https://www.palazzotrecchi.it/

Дворец XIV-го века внутри большой изысканный двор с колоннадами терракотового цвета. Дворец перестраивали в XIX веке, так что перед нами имитация Ренессанса, но опять-таки весьма качественная. (https://sibeaster.livejournal.com/156056.html) Впрочем, табличка около дворца сообщает, что здание полностью сохраняет древние стены в той части, которая обращена к Via Sigismondo Trecchi. В интерьерах (в которые мы ходили) имеется фресковая живопись XIV –XV вв.: человеческие изображения, животные, растительные мотивы с гербы. Эти фрески являются редким документом о вкусе дворянских дворцов Ломбардии, которые с 1334 года находились под влиянием двора Висконти. Дворец был также главной резиденцией графа Уголино Кавалькабо - главы гвельфов и города с 1403 года. Сейчас в здании находился клуб и фонд борьбы за здоровье животных (Fondazione Salute Animale).

Via Sigismondo Trecchi приводит прямехонько к альтернативному центру города -

(7)Читтанова

(буквально» новый город»)

Цитирую https://sibeaster.livejournal.com/156056.html: «В Кремоне почему-то целых два "центра". Первый центр - традиционная пьяцца Дуомо с собором, кампанилой, баптистерием, ратушей и бролетто. Второй же центр находится примерно посередине корсо Гарибальди, и тут находится "малый джентельменский набор" уважающего себя итальянского города - chiesa madre и ратуша. Район вокруг этого второго центра называется Читтанова, то есть Новый город».

(8)Палаццо Читтанова (Рalazzo Cittanova)

(45.138097, 10.017046)

Здание, традиционное для административного центра итальянского города и сразу узнаваемое по готическим аркам.

Верхний этаж из кирпича, наверху зубчатые бойницы (по форме не напоминают «ласточкин хвост», значит, тут господствовали когда-то гвельфы), четыре окна освещают одну большую комнату – зал собраний.

(9)Церковь Св.Агаты (Chiesa di Sant'Agata)

Корсо Гарибальди, 121 (45.138298, 10.017790)

Цитирую: https://sibeaster.livejournal.com/156056.html «Главный храм Нового города освящена в честь святой Агаты. Церковь была построена в 1077 году, перестроена в XII веке в романском стиле, в 1496 реконструирована, в XIX веке храм получил неоклассический фасад. От романского храма осталась кампанила - вторая по высоте в Кремоне (после Торраццо), ну а доминирует в строении неоклассика: не зная предыстории, можно подумать, что перед нами новострой века XIX века.

Внутри церкви находится достаточно удивительная святыня. По кремонской версии жития святой Агаты, в перерыве между двумя пытками ангел принес Агате в камеру ...деревянное изголовье, чтобы она могла вздремнуть и набраться сил. Вот это-то изголовье, превращенное в двухстороннюю икону со множеством вставочек, и показывают в Сант-Агате».

В интерьере ничего не сохранилось от убранства XVI-го века, так как оно было украшено фресками в 1872 году с аллегориями добродетелей в своде центрального нефа. Можно увидеть два фрагмента ранних фресок: скорбную Мадонну в правом трансепте и Христа в колонне в левом трансепте.

На правой стене часовни С. Агаты висит «Пьета» работа Бернардино Гатти из Кремоны. На боковых стенах пресвитерии (алтарная часть), которая была расширена в 1900 году, Джулио Кампи в 1537 году написал четыре фрески с эпизодами из жизни святой Агаты.

В боковой часовне левого прохода, за трансептом, находится драгоценное панно, представляющее Святое Семейство с Марией Магдалиной, написанное Боккаччо Боккаччино в 1518 году, пример благородного и идеализированного стиля кремонского художника.

(10)Палаццо Раймонди (Palazzo Raimondi)

Corso Garibaldi, 178

Здесь находятся факультет музыковедения и музыкальной палеографии (филиал Университета Павии) и Международная школа скрипичного мастерства. Здание легко узнаваемо, т.к. своим фасадом из белого и розового мрамора сильно отличается от классических городских зданий, в основном построенных из терракоты. Это нетипичный пример здания эпохи Возрождения Кремоны.

Улочки Кремоны в жаркий майский день.

(11)Площадь и церковь Сан-Лука (Piazz \ Chiesa di San Luca)

(45.141032, 10.016540)

На небольшой площади Сан-Лука, которая до сих пор вымощена старыми булыжниками, открывается вид на церковь с простым фасадом XV-го. Была построена по случаю избавления от опасности чумы, которая угрожала Кремоне в начале шестнадцатого века. Круглой формы часовня пристроена к храму, чтобы защитить от непогоды чудесно проявившийся на фасаде Сан-Луки образ Христа. См.: http://turismo.comune.cremona.it/it/pois/chiesa-di-s-luca

(12) Церковь Сан-Винченцо (San Vincenzo)

45.139307, 10.020231

Нынешняя церковь С. Винченцо - результат перестройки, проведенной архитектором Л. Бинаго в 1594 -1600 гг., вобрала в себя две предыдущие: церковь С. Винченцо ( 1120 г.), и церковь С. Джакомо (1301 год). Фасад был закончен в 1629 году в классическом духе с барочными декоративными элементами. Из древнего средневекового сооружения с тыльной стороны здания все еще видны три апсиды, украшенные удлиненными поясами с арками. Интерьер оформлен в XVII – XVIII вв., («Благовещение» Гервасио Гатти на первом правом алтаре, «Св. Иоахим и ангел» Франческо Боккаччино на алтаре в конце правого прохода, и в пресвитерии Сан Винченцо среди ангелов, приписывается к школе Боррони). Внутрь не попали, уже началась сиеста. А может быть, и вообще храм не всегда открыт. Очень забытый всеми вид у него.

(13) Палаццо Станга Трекко (Palazzo Stanga Trecco)

Via Palestro, 38. (45.139490, 10.019804)

Дворец стоит перед церковью Сан-Винченцо и сегодня является резиденцией сельскохозяйственного института, который получил его в качестве подарка от маркиза Фердинандо Станга в 1929 году. Построенный в эпоху Возрождения, позднее несколько раз реконструированный, вплоть до девятнадцатого века, дворец принадлежал к благородной семье Станга. В красивом внутреннем дворике можно увидеть важные декоративные работы в терракотовом стиле, типично кремонском. Про интерьер написано, что потолки в нем золоченые с фресками XIX века. В палаццо есть комната Наполеона, по легенде, Бонапарт ночевал в этом здании.

(14) Расписной дворик

Club Alpino Italiano, Sezione di Cremona (45.138680, 10.020038)

Продолжая движение по Via Palestra (этимологически от греческого «палестра» - место для гимнастики), совершенно случайно повернули в очередную арку (привлекла стена черно-белыми ромбиками ) и оказались в чудесном дворике. Стены, потолок, арки - все раскрашено. Конечно, это не древность, но так живописно. Какая-то атмосфера тут особая. Дом жилой… и очень живой. Позже я узнала, что тут находится кремонский альпклуб (это учреждение, знак которого сопровождает нас в наших альпийских походах, в горных приютах клуба нам бывает так хорошо ночевать!) https://www.caicremona.it/

Если с Via Palestro повернуть на Via Dati Ugolani, то окажешься почти сразу у еще одного дворца, ныне музея. Кстати, на углу этих улиц - небольшое пространство со столами, на которых нарисованы поля для игр – шахматная доска и еще что-то. Место сбора молодежи – «Area Govani».

(15) Городской музей «Ала Понцоне» (Museo Civico Ala Ponzone)

(45.137924, 10.020894)**

Первое ядро Museo Civico "Ala Ponzone" было создано благодаря пожертвованию маркиза Giuseppe Sigismondo Ala Ponzone (1842). Потом добавились произведения из разрушенных или закрытых церквей и завещаний частных лиц. С 1928 в здесь, в Palazzo Affaitati, здании XVI века находится Пинакотека с работами художников (в основном из Кремоны) с XV-го по XX-й век, кроме того есть работы Караваджо и Арчимбольдо. Побывать в музее не удалось, т.к. был понедельник – всеобщий музейный выходной в Италии. Но описание прилагаю. Музей достоин внимания.

Галерея Кремоны XVI-го века представляет полную антологию живописи от предренессанса до двадцатого века. Начинается экспозиция с художников Галеаццо Кампи, далее работы художников эпохи Ренессанса: Камилло Боккаччино, Джан Франческо Бембо и деи Кампи (предвестники натуралистической чувствительности Караваджо). В специальном зале Сала-ди-Сан-Доменико находится серия работ из одноименной разрушенной церкви, показывая миланский вклад в местную культуру семнадцатого века (Cerano, Nuvolone, Procaccini). Следующие залы посвящены кремонскому натюрморту (экспонируется, в частности, знаменитая картина Джузеппе Арчимбольди "L'ortolano"), работы Понцоне, Дженовезино. Далее залы неоклассицизма (Диотти) и романтизма (Пиччио).

В последних двух залах представлены произведения прикладного искусства (восточный фарфор, ломбардская и европейская керамика и майолика, слоновая кость, эмали). На втором этаже находится раздел, посвященный иконографии Кремоны, с работами, связанными с историей города и его живописным представлением. Следующие комнаты предлагают обзор ломбардской и кремонской живописи второй половины девятнадцатого века (Горра, Колумбия-Борде) и двадцатого века (Виттори, Рицци). На третьем этаже находится Кабинет рисунков и гравюр.

Отдел скульптуры насчитывают более двух тысяч экспонатов, которые выставлены в залах музея лишь частично. Раздел, посвященный Средневековью и пятнадцатому веку, со скульптурами, фрагментами фресок, потолочными табличками и широким выбором произведений, связанных с работами Бембо, расположен в первой комнате.

В музее также находится коллекция Carlo Alberto Carutti, одна из самых важных исторических коллекций редких струнных музыкальных инструментов. Помимо интересных образцов скрипок, альтов и т.д. существует около пятидесяти щипковых струнных инструментов, включая гитары, английские гитары, мандолины и лютни, построенные основными европейскими ремесленниками, действовавшими в XVII, XVIII и XIX вв. См.:http://musei.comune.cremona.it/PostCE-display-ceid-3.phtml и http://www.musei.comune.cremona.it/index.php?module=PostCE&func=display&ceid=3#tips

В этом же здании есть еще один музей, тоже связанный с именем Понцоне.

Музей естественной истории

Первоначальное ядро состоит из наследия Ала Понцоне, особенно интересного и ценного, поскольку Джузеппе Сигизмондо Ала Понзоне (1761-1842), еще до того, как стать коллекционером, был натуралистом. К этому первому ядру были добавлены в более поздние времена другие небольшие коллекции, пожертвованные в основном местными натуралистами. Экспозиция начинается с исторического раздела и продолжается систематическим проходом по отдельным разделам: минералогия, палеонтология и зоология.

(16) Палаццо Барбо (Palazzo Barbò)

Via Dati Ugolani,7 (45.138059, 10.021986)

На противоположной стороне улице, чуть впереди арка дворца Палаццо Барбо. Удивительное местечко. Это частная собственность, но во дворик можно заглянуть беспрепятственно. Самое любопытное - расписанные архитектурными сюжетами стены двора. Их автор художника Джованни Мотта – мастер визуальных иллюзий.

Кремона – это город палаццо. В любую арку можно заглянуть и ахнуть. То ракурс необычный, то галерея, то терракотовые барельефы, то необычной формы решетка ворот.

Одна из самых старых улиц старого города - Корсо Гарибальди (Corso Garibaldi).

(17) дом великого мастера Страдивари (Casa nuziale di Stradivari) (45.137401, 10.019239).

Это здание с мемориальной доской, скрипками на балконе - сердце музыкальной Кремоны. В этом доме Страдивари жил и изготавливал свои уникальные скрипки с 1667 года после женитьбы на Франческе Феррабоски.

Собственно инструменты работы Страдивари и других мастеров – Амати, Гварнери – можно увидеть в Музее скрипок. Но по репликам искушенных путешественников я понимаю, что множество скрипок в витринах могут впечатлить специалистов, и посещать этот музей, имея всего один день в Кремоне, – неразумно. Но стоит его иметь в виду при наличии времени. Скрипка – фирменный знак Кремоны.

Музыкальная Кремона

Кремону называют скрипичной и музыкальной столицей Италии. И если фамилии Амати и Гварнери слышали далеко не все, то Антонио Страдивари фигура, бесспорно, всемирно известная. Скрипки в Кремоне всегда умели делать лучше, чем где-либо, изготовлением их здесь занимаются по сию пору. В городе на главной площади в палаццо Коммунале есть музей скрипок, но отправляться туда дилетанту незачем. До сих пор многие ломают голову, в чем же заключался секрет изготовления скрипок: то ли в особом лаке, то ли в выборе древесины, то ли еще в чем…но на этот вопрос Страдивари ответил: «Аnima» (т.е.душа).

Слово «кремона» на слуху у любителей музыки еще и потому, что так называется тип классической гитары. Как интересно рассказывает в своей книге «Образы Италии. Особенно Ломбардия» Аркадий Ипполитов, «В СССР периода «застоя» «кремоной» назывались только приличные серийные гитары заграничного производства, преимущественно чешские, из города Любы. Об этих гитарах мечтали все барды 60-70 хх.

Центр Кремоны изобилует магазинами музыкальных инструментов, которые имеют специальное красивое название ЛИУТЕРИЯ – производное от ЛЮТНИ. Ведь именно этот инструмент первоначально поставлялся кремонцами на мировой рынок со времени Средневековья, а скрипка – изобретение относительно новое, считается, что скрипку придумал кремонец Андреа Аманти в XVI веке. Вспомним известную картину Караваджо «Лютнист» из Эрмитажа. В нем есть что-то кремонское, недаром Караваджо родом из Ломбардии».