Велосипедный формат поездки не позволяет находиться в городах, через которые проходит маршрут более одного, максимум двух дней. И казалось, что на Турин двух дней хватит. Но это не так. Не могу не согласиться с авторами материала https://www.zarubejom.ru/journal/article/93.html , что «с Турином нельзя знакомиться на бегу и большое заблуждение полагать, что на его осмотр достаточно пары дней. Город будто специально создан для неспешных прогулок: 18 километров знаменитых арочных галерей позволяют игнорировать любую непогоду. Их построили все те же правители Савойской династии, любившие пройтись по городу без риска промочить ноги. Сейчас эти аркады спасают от дождя и снега горожан, свято чтущих традицию «пасседжаты» — вечерней прогулки, а также туристов и любителей шопинга, для которых центр Турина — настоящий рай. С площади Кастелло начинаются четыре основные торговые артерии города: via Rome (центральная улица с очень дорогими бутиками и дизайнерскими витринами), via Garibaldi (пешеходная улица с более демократичными магазинами), via Pietro Micca и знаменитая via Po – та самая, по нечетной стороне которой прогуливался король, поэтому здесь даже перекрестки защищены непрерывными аркадами». Да вот это было удивительно. Галерея по одной стороне улицы идет, не прерываясь!

С надеждой вернуться в Турин пишу этот сам-себе-путеводитель. Из перечисленного лично увидеть удалось только Палатинские ворота, Египетский музей, музей автомобилей, стилизованную средневековую деревню и смотровые площадки, пару площадей, храмов и основные улицы. Все остальное – виртуально. Турин не из тех итальянских городов, куда едут в первую очередь, оказавшись в Италии. И тем не менее, это один из крупнейших итальянских городов: он на четвертом месте по количеству жителей после Рима, Милана и Неаполя. Турин - административный центр провинции Пьемонт. Именно Турину выпала честь стать первой столицей объединенного Королевства Италии в 1861 году (легко запомнить дату). Здесь обосновалась правящая тогда династия Савойских. Об этом напоминает памятник Эммануэлю Филиберто в центре Турина на площади Сан-Карло. Благодаря этому герцогу из рода Савойских столица княжества Пьемонт в 1653 году была перенесена из французского городка Шамбери в нынешний Турин.

Позволю себе еще пространную цитату из https://www.zarubejom.ru/journal/article/93.html: «Турин был столицей Италии всего три года (с 1861-го по 1864-й), но такое впечатление, будто он втайне считает себя ею и по сей день. Обидевшись на предательство короля, изменившего ему с Флоренцией (а потом и с Римом), и погрузившись на пару десятков лет в экономическую и интеллектуальную депрессию, в начале XIX века Турин словно обрел второе дыхание, став главным индустриальным и научным городом Италии. С тех пор город успел приобрести звания итальянской столицы гастрономии, шоколада и аперитива, художественного кино, гей-столицы, международной столицы книги, мировой столицы дизайна и, похоже, останавливаться на этом не собирается.

«Итальянский Париж» Широкие улицы, зеленые бульвары, галереи аркад, балконы и мансарды делают Турин совсем непохожим на другие итальянские города. Здесь нет средневековых закоулков-лабиринтов, здесь не принято развешивать белье прямо над головами прохожих и традиционный итальянский фастфуд придется еще хорошенько поискать — вместо пиццерий по городу величественно сверкают зеркалами и золотом похожие на музеи кафе-бары.

«Маленький Париж» — собственно, именно этого и добивались герцоги Савойи, в XVI веке перебравшиеся в Турин и перестроившие его заново. Им нужен был город-дворец, что-то вроде Версаля, отсюда — просторные площади, проспекты и охотничьи замки вокруг. Это сразу заметил влюбившийся с первого взгляда в Турин Ницше: «Город похож на королевскую резиденцию XVIII века, обладающую всего лишь одним повелевающим вкусом: двора и noblesse». Турин давно привык к тому, что его называют самым французским городом Италии и великодушно соглашается сдавать свои улицы напрокат для съемок «парижских» сцен киношникам, которых, впрочем, привлекает не только схожесть архитектур двух городов, но и особый туринский дневной свет. В городе даже есть своя «Эйфелева башня» — так иногда называют главный небоскреб города — Моле Антонеллиана». Столичный лоск эпохи модерна весьма ощущается в Турине. Французский стиль арт- нуво стал очень популярен здесь после Всемирной Выставки Декоративных Искусств, проходившей в Турине в 1902 году. Турин стали называть «итальянской столицей либерти». «Либерти» - это итальянское название модерна, или арт-нуво. Здания в этом стиле сконцентрированы в районе между началом via Corso Francia и параллельной ей via Pifferti.

Турин имеет древнее происхождение. Населены эти места были уже в III в до н э. кельтским племенем таурини ("быков"). Позже сюда пришли римляне. Город стали называть Тауринорум, он был важным римским форпостом. Об этих временах напоминают

Porta Palatina (Башни Палатин или Палатинские ворота)

Они датируются I в до н.э. и довольно хорошо сохранились. Около них статуи Юлия Цезаря и Августа. http://www.newseventsturin.net/dostoprimechatelnosti/porta-palatina/

Рядом с воротами археологическая зона (Area archrologica). Подробнее об античном периоде развития города можно узнать в находящемся здесь Музее Античности. Удобно начинать знакомство с городом отсюда. От его античного истока. А рядом – Cattedrale di San Giovanni Battista (кафедральный собор освященный в честь святого покровителя города Иоанна Крестителя), в котором хранится важная христианская святыня – Туринская плащаница http://www.pravoslavie.ru/105279.html. Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, однако считает её важным напоминанием о Страстях Христовых . По распоряжению Папы Римского оригинальная плащаница выставляется на обозрение один раз в 25 лет (и показывается в течение 40 дней). Последнее явление ее проходило в 2010 году. В остальное время туристы могут рассматривать искусно выполненную копию уникальной святыни. Более подробно познакомиться с историей Плащаницы можно в Музее Святой Плащаницы, который находится в двух минутах ходьбы от собора (via San Domenico, 28). Здесь посетители знакомятся с разными периодами существования плащаницы, результатами и свидетельствами всех проводившихся исследований, фотографиями и видеоматериалами. Источник: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/turin/turinskaya-plashhanitsa.html Купол собора, восстановленный совсем недавно после пожара 1997 года в прежнем виде, спроектирован на базе чисел, кратных числу три, в основе композиции треугольник, шестиугольник, круг и звезда. Купол символизирует космос, движущийся к Божественному свету. Под куполом находится алтарь, в котором до 1997 года хранилась Плащаница. Теперь она находится в специальном футляре.

К собору примыкает Епархиальный музей, где можно увидеть предметы религиозного культа. На фото в отдалении кампанила собора и сам собор. В музейный билет входит и посещение колокольни, с вершины которой отличный вид Турина на фоне Альп.

Монументальное сердце города - площадь Кастелло (Piazza Castello). Вокруг сосредоточены памятники барокко, которыми Турин славится. Основные достопримечательности, относящиеся к архитектуре барокко в Турине, — это ансамбль площади Сан-Карло, соборная капелла Святой плащаницы, дворец Кариньяно, дворец Мадама и церковь Св. Лаврентия (Сан-Лоренцо).

Королевские музеи (Мusei Reali) https://www.museireali.beniculturali.it/palazzo-reale/ хранят собранные Савойской династией произведения искусства от римского периода до современности. В один музейный комплекс соединены Библиотека, Оружейный зал, Синдонская Капелла, Савойская Галерея, Археологический музей, Королевский Сад и помещения дворца Кьяблезе. Маршрут составляет 3 км.

По богатству коллекции это один из самых важных музеев Европы. Шикарные, пышные барочные интерьеры. В Библиотеке, кстати, хранятся автографы Леонардо да Винчи: Автопортрет и «Кодекс о полете птиц». В Савойской Галерее можно увидеть произведения Беато Анджелико, Поллайоло, Боттичелли, Бронзино, Беллини, Веронезе, Тинторетто, Мантенья, Гвидо Рени и др. Тут же находится одно из лучших собраний живописи фламандской школы ( Ван Дейк, Рубенс, Рембрандт,Брейгель, Мемлинг, Ван Эйк). Королевский дворец Турина считается одной из самых роскошных европейских резиденций.

Неподалеку Палаццо Мадама (Palazzo Madama) https://www.palazzomadamatorino.it/it - четырехэтажный музей, где хранятся коллекции древностей, картин, декоративного и прикладного искусства. Здание дворца включает в себя бывшие въездные ворота в римский каструм, т.е. Порто Декумана, которые в средние века были стали частью замка. Позже средневековый замок стал резиденцией младшей ветви Савойского дома, вдовствующих регентш (отсюда название). Помимо роскоши интерьеров в палаццо можно изучить собрание музея Античного искусства. Разделы музея: нумизматика, мозаика, скульптура.

Тут же на площади виден купол церкови св. Лаврентия (Сан-Лоренцо) (Real Chiesa di San Lorenzo) - шедевр Гварино Гварини. Купол есть, а фасада - нет. Церковь Сан-Лоренцо в Турине открыта для посещения с понедельника по пятницу с 7:30 до 12:00 и с 16:00 до 19:00, в субботу — с с 7:30 до 12:00 и с 15:00 до 19:15, в воскресенье — с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 19:15. Фотографировать внутри церкви разрешается. В субботу и воскресенье в церкви проводятся экскурсии с гидом. Цитирую по https://www.mishanita.ru/2013/05/23/19389/: «Отличительные черты этого уникального произведения пьемонтского барокко — сложный изящный купол, гармония света и цвета и экстравагантная архитектура, избегающая прямых углов и ровных линий. Без магии и таинственных зашифрованных знаков, впрочем, тоже не обходится. Турин ведь мистический город. Здание полно символических смыслов. Первая и наиболее очевидная необычность церкви Сан-Лоренцо в том, что она не имеет фасада: за исключением купола, ничто не указывает на присутствие религиозного здания. По своим пропорциям этот обширный купол сопоставим с объемом основной части церкви, а неординарное конструктивное решение стало радикально новым этапом в развитии туринской архитектуры. Человек больших познаний, мистик и экспериментатор, астроном и неутомимый исследователь, Гварино Гварини понимал архитектуру как стремление к божественному. Строительная техника в его представлении была не просто техникой, но способом изумлять, потрясать, рождать взволнованное религиозное переживание. Он щедро насыщает свою архитектуру христианской символикой и создает не просто прочные конструкции (во время войны в соседний дом попала бомба, однако, несмотря на сильные вибрации, церковь не пострадала), но целые философские трактаты в камне.

Архитектуру Гварини называют «созданной из света», и действительно зодчий виртуозно использует эффекты светотени, в чем ему помогают многочисленные окна. Льющийся из них свет приобретает значение Божественного света, символа Абсолюта. Вся геометрическая структура церкви Сан-Лоренцо следует символическому вертикальному движению через несколько уровней к свету (в человеческой жизни этот путь соответствует различным этапам духовного роста). В нижней части храм достаточно темен и лишен окон. Этот уровень олицетворяет земную, смертную жизнь человечества. Первый свет обнаруживается на уровне четырех палладианских (серлианских) окон-лоджий, которые могут метафорически трактоваться как символы четырех элементов Природы: воды, воздуха, земли и огня. Если теперь наш взгляд продолжит движение по вертикали, то мы увидим, что купол становится всё более светоносным, стремясь к Абсолюту.

Гварини также активно использует и другие четырехчастные элементы. Например, между палладианскими окнами присутствуют паруса с фресками, изображающими четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна, с соответствующими атрибутами». Подробнее см. в отличной статье: https://www.mishanita.ru/2013/05/23/19389/

Гварино Гварини автор еще одного шедевра туринского барокко - фасада дворца Кариньяно, который выходит на одноименную площадь. В этом дворце родился король Италии Виктор Эмануэле II, заседал первый парламент Италии, сейчас находится Музей Рисорджименто (освобождения и объединения Италии) Museo Nazionale del Risorgimento Italiano . Помним, что именно Турин был первой столицей объединившейся страны.

Второй фасад дворца Кариньяно выходит на Piazza Carlo Alberto. На ней конный памятник Карло Альберто - королю Сардинского королевства и отцу Виктора Эмануэле II. Тут же находится здание Национальной библиотеки.

В доме 6 на Via Alberto один год (1888 \ 1889 ) жил Фридрих Ницше. Памятная доска на доме гласит: «В этом доме Федерико Ницше испытал всю полноту духа. Избыток жизненных сил позволил возвыситься ему до гения, что в свою очередь позволило создать книгу всей его жизни «Ecce Homo»».

На самом деле в Турине закончилась жизнь философа и началось существование. Спусковым крючком для этого стал так называемый «туринский инцидент». На улице Турина Ницше увидел, как извозчик избивает лошадь. Так или иначе, но это событие привело Ницше к апоплексическому удару и ввергло в помраченное состояние души и рассудка. http://nitshe.ru/nicshe-zhizn-biography-life-11.html

Теме Ницше в Турине посвящено аж два художественных фильма: «Тури́нская ло́шадь» (венг. A torinói ló) — чёрно-белый художественный фильм, снятый в 2011 году венгерскими режиссёрами Белой Тарром и Агнеш Храницки и «Дни пребывания Ницше в Турине», режиссер Жулио Брессане (2001 г.) Фильм повествует о последних месяцах сознательной жизни Ф. Ницше, проходивших в Турине.

Цитата из фильма: «О, Турин! Спасибо, мой дорогой друг, что посоветовал мне от чистого сердца. Этот город создан для меня….это было очевидно с тех самых пор, как я впервые увидел его. …Какой дивный город. Он строг. В нем нет ничего огромного и современного, чего бы я боялся. Напротив, это обитель XVII-го века, где все подчинено вкусу, двору и чести. Каждый камень хранит отпечаток аристократического спокойствия. Весь город желтый и охровый. Город удобен как для ног, так и для глаз. Какое спокойствие! Какие мостовые! Что говорить о поездах и трамваях, сеть которых просто удивительна. Кажется, что здесь жизнь более тихая, чем в других городах Италии, которые я знаю. …Что за сады! Какой строгий вид у площадей! Архитектура дворцов скромна. Улицы чистые и строгие. Все здесь лучше, чем я ожидал. Тут самые лучшие кафетерии, которые я когда-либо знал. В таком разнородном воздухе кажется, что здания просторны и стоят на своих местах. Поэтому они не давят на нас. Ночью, на мосту через реку Паудер открывается совершенно великолепный вид…» http://cinematext.ru/movie/dni-prebyvanija-nicshe-v-turine-dias-de-nietzsche-em-turim-2001/

Неподалеку на Via San Domenico размещается Музей искусств Востока Museo di Arte Orientale. По отзывам, с очень достойной коллекцией. Рядом на Via Giuseppe Garibaldi, 25 барочная Cappella dei Mercanti. Привлекает внимание богатая роспись плафона и оформление капеллы, отличная акустика. Тут проходят концерты. Особенный интерес представляют деревянные статуи двух Пап и орган 18 века. В ризнице сохранился «вечный календарь» 1831 г. – одна из самых старых счетных машин, сконструированная пьемонтским астрономом Дж.Амадео Плана.

Вторая группа достопримечательностей расположена неподалеку от площади Piazza S. Carlo. Сооружена во второй половине XVII в. и считается салоном Турина. Четырехугольной формы, с зеркально расположенными по сторонам барочными дворцами с аркадами. На южной стороне площади церкви –близнецы Санта Кристина и Сан Карло. В центре скульптура Эмануэле Филиберто, прозванная в народе «Бронзовый конь». Это их наш «Медный всадник».

В аркадах площади расположены знаменитые кафе, например, кафе «Турин» с оригинальной обстановкой 1836 года. Напротив этого кафе под аркадами находится изображение «Необузданный бык» - символ города. Счастье пребудет тому, кто наступит на половые органы этого быка. Как-то так.

От двух церквей-близнецов берет свое начало Via Roma. Длина ее всего 750 метров. Аркады улицы приводят на Piazza Castello. Обращают на себя внимание две скульптуры с фонтанами. Аллегорическое изображение рек По и Дору.

Рядом с этой площадью еще гроздь достопримечательностей:

Худождественная галерея Академия Альбертина (Pinacoteca dell’Accademia Albertina),
Технический музей (Museum of Radio and Television RAI) Моле-Антонеллиана (Mole Antonelliana) Музей Кино(Museo Nazionale del Cinema)

Mole Antonelliana (Моле-Антонеллиана)

Это символ Турина, подобно тому, как символом Парижа является Эйфелева башня. Экспериментальное здание высотой в 167,5 метров, задумано как главная синагога страны в 1863 году, когда Турин служил столицей всей Италии. Архитектор Алессандро Антонелли не уложился в обещанный бюджет. Еврейская община отказалась продолжать финансирование проекта и передала его городским властям, которые и завершили строительство в 1889 году, уже после смерти Антонелли. В 1908 году в здание въехал Музей Рисорджименто, который стал, таким образом, самым высотным музеем в мире. В 1938 году музей был переведён в палаццо Кариньяно, а его место в 2000 году занял новообразованный Национальный музей кинематографии. По сей день Моле Антонеллиана остаётся самым высоким кирпичным зданием Европы (по материалам Википедии).

«У Моле странная репутация, с ней постоянно что-то случалось: в 1904 году с ее вершины рухнул пораженный молнией трехтонный «крылатый гений», а в 1953 году бурей отломило 47-метровый кусок шпиля (в обоих случаях, к счастью, обошлось без жертв). А еще ходили слухи, будто она-то и свела с ума Ницше, считавшего ее самым гениальным из всех когда-либо построенных зданий. Поэтому туринцы относятся к своему символу неоднозначно: кто-то неласково называет ее «железобетонным мешком», а кто-то считает, что дерзкая архитектура «Громадины Антонеллианы» вносит пикантный диссонанс в излишне правильную геометрию туринских улиц». https://www.zarubejom.ru/journal/article/93.html

В Mole Antonelliana расположен знаменитый, созданный при участии Питера Гринуэя крупнейший в Европе

Музей кино.

Он работает и в понедельник (!!) 9.00 – 20.00, в субботу с 10.00 до 23.00, а во вторник - выходной (информация на весну 2019 г). Полный билет в музей стоит 6.50, льготный – 2 евро. Подъем на обзорном лифте обойдется в 4.50 евро (льготный – 3.20). Единый билет «музей + обзорный лифт» стоит 8 евро, льготный – 4.50. Подробнее: http://italia-ru.com/page/dostoprimechatelnosti-turina

Про обзорный лифт стоит сказать особо. Лифт поднимает на самую хорошую смотровую площадку города, на высоту 85 метров. Людям с плохим вестибулярным аппаратом или акрофобией советуют воздержаться от этого аттракциона — лифт висит на тросах, и кажется, что стеклянная кабина летит в совершеннейшей пустоте (башня изнутри полая).

Реклама-описание музея Кино. Собственное впечатление не прилагаю, т.к. попасть в музей не успели.

«Национальный Музей Кино в Турине – предмет гордости города. И не только потому, что музей – один из интереснейших музеев кино в мире, получивший за свою экспозицию премию. Необычная форма подачи экспозиции делает ваше посещение музея настоящим путешествием в волшебный мир кинематографических иллюзий. Кино – предмет любви итальянцев, и для подобного музея они не поскупились на идеи и их воплощение. Прежде всего, необычно помещение музея: в башне Моле Антонеллиана. Но сначала при посещении башни поднимитесь на лифте на крышу для панорамного осмотра города – вы «пролетите» через Музей Кино, и этот полет поразит вас, подарив незабываемое первое впечатление! Огромный внутренний зал, словно кинопленка, охватывает по периметру винтовая лестница, вдоль которой вывешены кадры фильмов (обычно это сменная экспозиция, представляющая какую-то тематику или картину). А вокруг – залы, посвященные как возникновению и развитию искусства кинематографии, так и отдельным значимым фильмам. Отведите как можно больше времени на посещение Музея кино в Турине - вам не захочется оттуда уходить! Рассмотрите все экспонаты из секции «Археология Кино»: покрутите сами ручку «волшебного фонаря», чтобы представить себя зрителем первых кинофильмов, рассмотрите первые кинокамеры. А затем перенеситесь через столетие – вас ждут 600 предметов («action figures»), использованных при съемке «Звездных войн».

К счастью для разработчиков и к сожалению музейщиков, сейчас весь антураж фантастических фильмов создается с помощью компьютера, поэтому некий шарм кинематографа постепенно теряется. Почувствуйте сами эту «магию кино» — в центральном зале: несомненно, внимание привлечет огромная фигура Молоха, созданная почти 100 лет назад художниками декорация к фильму «Cabiria».

А затем пройдите по комнатам вокруг центрального зала – каждая полна визуальных или звуковых эффектов! Вы можете очутиться в необычной лаборатории или внутри холодильника, полежать на кровати Дездемоны или войти в пещеру Дракулы. Если вы устали от впечатлений – в центре зала для вас множество удобных кресел, на которых полулежа можно смотреть кинофильмы с экранов вокруг, звук нужного канала регулируется с помощью встроенных наушников».

Египетский музей

Но самый главный объект нашего изучения - [Египетский музей](https://museoegizio.it/ Museo delle Antichita Egizie di Torino) – пример классической археологической коллекции. Часы работы Музея Египта в Турине: вторник – воскресенье 8.30 – 19.30 (последний вход – за час до закрытия), в понедельник с 9 до 14.00. Стоимость билетов: билет 15 евро, дети до 14 лет 1 евро. Аудиогида на русском, увы, нет. Только английский.

История создания Museo Egizio в Турине см.: здесь

Первый предмет был приобретен еще в 1628 году королевской семьей. Официальная дата основания музея – 1824 год (по распоряжению короля Карла Феличе), в его основе коллекции Vittorio Amedeo, Bernardino Drovetti и экспонаты, приобретенные ранее специально по поручению короля Карла Эммануила III.

Говорят, всё, что вывезено ценного из Египта, но не попало в Британский Музей, представлено здесь, в Турине. Почему именно здесь? Считается, что Турин – город сакральный. Кажется, это первый в мире музей, посвященный исключительно древнеегипетской цивилизации. Не зря египтолог Жан-Франсуа Шампольон сказал: «Дорога в Фивы и Мемфис лежит через Турин». Музей и впрямь отличный. Богатейшая коллекция. Провели там часа четыре. Наиболее значимые экспонаты Египетского музея в Турине — статуя короля Рамзеса II (1279-1213 до н.э.), гробницы Ха и Мерит, а также небольшой Храм Ellesija, подаренный правительством Египта Италии в 1966 году за их помощь в сохранении нубийских памятников от наводнения – разлива вод озера Нассер.

Впечатляет зал с монументальными статуями, изображающими наиболее важных фараонов и богов — Птаха, Амона, Хатор и Сехмет. Их подсвеченные в затемненном зале фигуры смотрятся удивительно. Какое количество Сохмет!

На сегодняшний день в экспозицию Museo Egizio входят более 30 тысяч вещей, среди которых: предметы обихода, украшения, папирусы, статуи сфинксов и фараонов, мумии. Сфинксы и фараоны:

А на втором этаже Museo Egizio находится многочисленная коллекция мумий, фрагменты свитков, входящих в Книгу Мертвых, и инструменты для мумификации. Мумий невероятное количество. Не только людей, но и кошек, собак, коров, крокодилов, птиц.

Есть тут целая лаборатория по изучению мумий и работе с ними. А рядом с ней коридор, заставленный мумиями. Немного жутковато, т.к. напоминает морг.

В коллекции музея огромное количество уше́бти (егип. šwbtj или wšbtj «ответчики»). Это статуэтки, которые в Древнем Египте помещались в могилу, чтобы выполнять необходимые обязанности по отношению к умершему. Изготавливались из дерева, камня, терракоты или фаянса. В некоторых могилах число ушебти соответствовало числу дней в году.

Наиболее ценными и интересными экспонатами для посетителей Египетского музея в Турине являются принадлежности знаменитой царицы Нефертити. Это множество различных вещей, которыми она пользовалась в обычной жизни. Древние египтяне верили, что все это может понадобиться царице в загробном мире.

Большое значение для археологов, историков и египтологов имеют различные папирусы. Самым известным считается «Царский папирус»,где перечислены все мифические и исторические персонажи, когда-либо правившие Египтом. Свиток включает в себя 27 эротических рисунков и иллюстраций сатирического характера. Еще одной достопримечательность Египетского музея в Турине - это древнейшая в мире географическая карта, представляющая собой папирус размером 280х41 см. т.н. Туринская папирусная карта

Изображает 15-километровый отрезок Вади-Хаммамат с указанием деревень, холмов, золотых копей и каменоломни, а также расстояний между ними. Выполнена около 1160 года до н. э. для участников организованной Рамзесом IV экспедиции в тамошние каменоломни. Еще один важный артефакт - Скрижаль Исиды

Иинтересной частью экспозиции является коллекция предметов, извлеченных из захоронений египетских чиновников: посуда, золотые украшения, всевозможные инструменты, еда. А также египетские дощечки с иероглифами.

Улицы, площади, храмы Турина

Улица Гарибальди (Via Garibaldi) - существует более 2000 лет. В Римскую эпоху тут быд Декманус – главная дорога, которая соединяла Порта Сегузина (сейчас пересечение в Via Consolita) и Порта Декумана ( сейчас внутри Палаццо Мадама).

Район Контрада Кринолингов (Contrada dei Cuardinfanti)- Одна из самых старых частей города. Ограничена улицами Via Mercanti - Via Barbaroux- Via Tommaso. Название появилась из-за того, что на Via Barbaroux когда-то продавались деревянные каркасы для дамских кринолинов. Месту присуща атмосфера антикварных и ремесленных лавок.

Церковь Св. Доминика (Chiesa di San Domenico) XIII в. Единственный пример готического стиля в Турине. Сохранились фрески XIV в., алтарная картина Гверчино, кафедра XVIII в. Базилика делла Консолита (Basilica della Consolata) Символ культа Марии, посвящен Мадонне Утешительнице, покровительнице города с XII в. Самая любимая туринцами церковь. Создание двух ярких представителей архитектуры барокко - Гуарино Гуарини и Филиппо Юварра. Рядом с храмом колонна св.Андрея – след бывшей тут когда-то церкви бенедектинцев.

Площадь Городского дворца (Palazzo di Сitta) находится на месте древнеримского Турина, в средние века тут был овощной рынок (Травяная площадь). Сейчас здесь муниципалитет. Квартал «Римский четырехугольник» (Quadrilatryno romanо). Одно из самых древних мест города. Сейчас это квартал наиболее бурной ночной жизни.

Рынок Порта Палаццо (Mercato di Porta Palazzo) на площади Республики. Круглый год ежедневно, кроме воскресенья, работает самый большой в Европе открытый рынок.

Балун (Il Balon) Исторический «блошиный рынок» проходит каждую субботу в квартале Borgo Dora рядом с рынком Porta Palazzo. Антиквариат, декоративные изделия, секонд-хенд. За пределами исторического центра Турина также есть интересности.

Велодорожка вдоль берега По приведет в парк Parco del Valentino с фонтаном «12 месяцев» (Fontana dei 12 Mesi). Фонтан в стиле либерти (модерн). Аллегория 12 месяцев, 4 времен года, рек, омывающих Турин ( По, Доры, Рипарии, Стуры, Сангона).

Вдоль реки расположился Borgo Medievale (45.048940, 7.684574 http://, искусственно созданный в 1884 году для Итальянской выставки фрагмент средневекового города. Т.о., этому «новоделу» уже 130 лет. Строительство деревни и крепости вдохновлено многочисленными замками в Пьемонте и Валле д'Аоста . Вход на территорию свободный во все дни с 9:00 до 19:00 зимой, с 9:00 до 20: 00 летом. В отдельных помещениях есть экспозиции костюма, ремесленных мастерских ХV века и просто сувенирные киоски.

А если купить билет, то можно пройти в крепость Рокка (Rocca). Двор ее - точная копия замка Фенис. Гранатовый фонтан скопирован с замка Иссонь и церкви села из церкви Авильяна, линия обороны - это линия замка Веррес . Столовая оформлена в стиле замка Страмбино , прихожая и большая комната с фресками похожи на замок Манта. Другие модели зданий, используемые в Borgo: • Серралунга дворец недалеко от Альбы • Дом Ашиери и гостиница Белого Креста недалеко от Буссолено • дом на Виа Борго Веккио, известный как "дель Гран Бастардо" Кариньяно • Вилла возле Кьери • церковь Сан-Джованни Баттиста и портик Виа Витторио Эмануэле недалеко от Чирие • дом короля Ардуино возле Куорнье • замок Ивреа • дом Брессани в Мондови • замок Монтальто Дора • Дверь Ричетто ди Оглианико • фонтан Улькс • замок Озенья • замок Павоне Канавезе • здание Сената возле Пинероло • Приходская церковь СС. Вито и Модесто и церковь Братства Пиоссаско • замок Мальгра возле Ривароло Канавезе (для наружных настенных росписей) • наставление Сант-Антонио-ди-Ранверсо • церковь Сан-Джорджо возле Вальперга • замок Чаллант • Торре д'Альба

Крепость Рокка + сад. Открыты со вторника по воскресенье с 10 до 19 часов. Посещение только с экскурсией, организованной Società Cooperativa Theatrum Sabaudiae Torino (5 евро с человека , бесплатно для Abbonati Musei и Torino Card). Для информации и бронирования: [Theatrum Sabaudiae prenotazioni@arteintorino.com](Theatrum Sabaudiae prenotazioni@arteintorino.com) с 9.30 до 17.00. Вход в группы с собственным гидом: школы 1 евро на одного учащегося; взрослые группы € 3 с человека. Требуется предварительное бронирование. См. также здесь

Также Турин - это центр автомобилестроения Италии. В городе располагаются штаб-квартиры компаний FIAT, Lancia, Iveco.

Музей Автомобилей (Museo dell’Automobile)

Сайт: http://www.museoauto.it/website/, носит имя его основателя Carlo Biscaretti. Музей был открыт в 1961 году, но в последние несколько назад значительно перестроен и улучшен: он сейчас занимает просторное современное здание на набережной реки По. На трех этажах Музея размещена интереснейшая экспозиция, отражающая как процессы совершенствования автомобилестроения, так и влияние автомобиля на уклад нашей жизни в целом – представлены не только машины, но и вещи, характерные для каждой эпохи, демонстрируются кадры кинохроники.

Парк машин музея очень достойный, от прообраза автомобиля, созданного по чертежам великого Леонардо до современных гоночных машин, участвующих в Формуле-1 (визуальные и звуковые эффекты зала с гоночными машинами потрясающи – мнение автора музейного сайта). Некоторые экспозиции сделаны с юмором – например, комната с мебелью, выполненная полностью из деталей авто.

До музея Автомобилей можно доехать на экскурсионном туристическом автобусе Турина (синяя линия) – около него остановка маршрута. Или станция метро Lingotto, далее идти в сторону набережной (влево от вас по движению линии метро) и немного назад (идти не более 10 минут). Часы работы Музея Автомобилей в Турине: понедельник 10.00 – 14.00, вторник 14.00 – 19.00, среда, четверг, воскресенье 10.00 – 19.00, пятница и суббота 10.00 – 21.00 Последний вход – за час до закрытия. Стоимость билета: взрослые 8 евро, дети 6-14 лет 6 евро.

Есть еще одно автомобильное местечко, в которое не попали, т.к. экспозиция открыта только воскресенье с 10.00 до 19.0. Это «Centro Storico Fiat». Недалеко от кемпинга и парка. Вроде бы, бесплатно. Народ хвалит.

Centro Storico Fiat - это музей и архив компаний, базирующийся в Турине, прямо здесь. FIAT была крупнейшей итальянской промышленной компанией и была одной из старейших компаний в европейской автомобильной промышленности. Центр документирует деятельность группы Fiat от ее истоков (1899) до наших дней. Сейчас в Историческом центре хранится коллекция автомобилей, памятные вещи и рекламные плакаты художников, освещающие всю историю компании. От первой машины, 3½ л.с., до «Мефистофеля», который в 1924 году побил мировой рекорд скорости. И затем есть первый трактор, Fiat 702 1919 года; грузовик 18BL, который приводил в действие итальянские войска в Первой мировой войне, Littorina, крупный игрок на железнодорожном транспорте с 1930-х годов и истребитель G91, а затем принятый НАТО. Можно увидеть двигатели для кораблей, велосипедов, холодильников и «фирменных» стиральных машин Fiat.

На противоположном берегу реки тоже есть что посмотреть. Во-первых, несколько смотровых площадок с видом на город. Одна – совсем рядом, попасть на нее легче легкого. Вот тут(45.059736, 7.697609) – это Холм Капуцинов (Monte dei Cappuccini). На холме церковь Св.Марии на Холме (Santa Maria del Monte). Рядом с церковью есть музей гор(45.059608, 7.697170) **Museo Nazionale della Montagna, где рассказывается о горах и горных экспедициях, в том числе Р.Месснера.

Ориентир – другая церковь в виде уменьшенной копии римского Пантеона – Храм Богоматери (Chiesa della Gran Madre Di Dio). От нее улочка ведет к подъему на смотровую площадку. Перед храмом памятник Витторио Эмануэле I, лестницу украшают аллегорические фигуры Вера и Религия. Последняя держит в руке чашу Грааля, намекая на ее нахождение в Турине. А взгляд статуи указывает направление, в котором следует её искать. По слухам, священный Грааль могли спрятать в холмах возле Турина, куда он был привезен в конце XVI века вместе с Плащаницей. В крипте – братская могила павших в Первой мировой войне.

Одна из значимых достопримечательностей, которую мы проигнорировали, Вилла делла Реджина (Villa della Regina). Вилла Королевы, спроектирована в 1620 году. Разрушена во время Второй мировой войны. Восстановлена в 2006. В 1997 году вошла в мировое наследие ЮНЕСКО. По репликам Гугл: «40 минут пешком от церкви gran Madre do dio.. Билеты на вход недорогие, 2 евро по тарифу ridotto. Фотографировать можно». Фото из интернета.

Ну и еще одна высокая точка над Турином – Суперга (Basilica di Superga). Барочная усыпальница членов королевского Савойского дома. За церковью памятник погибшей футбольной команде Monumento al Grande Torino.

Попасть туда можно прежде всего на фуникулере. Нижняя станция Fermata SASSI - STAZIONE SASSI (PIAZZA MODENA), верхняя станция - Fermata SUPERGA - STAZIONE SUPERGA (BASILICA DI SUPERGA). Путь наверх занимает 25 минут. 10 минут вагончик отдыхает, потом едет вниз. Так что на прогулку нужно оставить два часа, а не час, как мы. За час вы успеваете только подняться наверх и сразу вернуться вниз. Есть также перерыв в движении вагонов. Расписание:

Мистический Турин

(см.: https://www.zarubejom.ru/journal/article/93.html «Тот факт, что злополучный приступ, лишивший Ницше рассудка, случился с ним именно на улицах Турина, никого не удивлял: у города слава самого мистического места в Италии. Поклонники оккультизма утверждают, что Турин поделен между силами добра и зла: он одновременно является вершиной треугольника магии «белой» (два других угла находятся в Лионе и Праге) и «черной» (вместе с Лондоном и Сан-Франциско). «Белое сердце» Турина бьется в месте хранения Плащаницы, на Пьяцца Кастелло, а «черное» — на площади Статуто: в древнеримские времена здесь был некрополь, а в более поздние — место для публичных казней. Некоторые суеверные туринцы стараются обходить эту площадь стороной: поговаривают, что под видом крылатого ангела, украшающего фонтан на площади, скрывается Люцифер, а где-то рядом, притворившись простым канализационным люком, находятся, ни много ни мало, Врата Ада.

Алхимиков и эзотериков, экзорцистов, инквизиторов, масонов, философов и предсказателей в Турине хватало во все времена. Здесь останавливались Понтий Пилат, Казанова, Калиостро и Парацельс. В начале XII века в городе поселились монахи-доминиканцы, ставшие родоначальниками Святого Суда Инквизиции. Вольные каменщики основали в Турине ложу и построили здесь Храм добродетели (правда, никто не знает, где он находится и как выглядит). В 1556 году здесь поселился Нострадамус и оставил после себя надпись на камне: «Здесь можно найти и ад, и рай, и чистилище».

Даже самые отчаянные скептики и атеисты не могут не признать, что у города неповторимая энергетика, особенно когда туман (а он здесь постоянный гость в холодное время года) сползает с Альп на улицы Турина и кружит головы прохожим. Из-за близкого соседства гор сумерки наступают рано, и по городу начинают играть в догонялки странные тени. Если не стараться успеть осмотреть город за полдня, а неспешно ходить по туринским улицам, вдыхая запахи кофе, шоколада и пьянящих травяных настоек, то вскоре можно наткнуться взглядом на следящую за вами пару настороженных глаз: почти каждый дом охраняют разнообразные чудища. Каменные и бронзовые собаки, львы, козлы со змеями вместо языка, драконы и бесы — город полон таинственных скульптур, масонских символов и оккультных знаков. Но несмотря на страхи, которые нагоняют на туристов персонажи бестиария и местные гиды, предлагающие вечерние и ночные экскурсии по туринским оккультным местам («Магический Турин», «Колдовской Турин» и для особых ценителей — «По следам туринской инквизиции»), ночью ходить по городу совсем не страшно: ни один другой итальянский город не освещен таким количеством фонарей, разноцветных гирлянд и ярких витрин. «Единство вкуса вплоть до колорита. Классическое место для ног и для глаз», — писал Ницше о городе, который он считал самым красивым в Европе и из которого он, похоже, по-настоящему так и не выбрался».

О мистическом Турине подробнее читайте здесь: http://www.proturin.altervista.org/articoli/magia.html

Турин. Полезные ссылки:

Карта Турина: https://www.mishanita.ru/data/images/Italy_2013/map_torino.jpg Сайт о Пьемонте и Турине: http://www.proturin.altervista.org/articoli/magia.html Маршруты по Турину: http://proturin.altervista.org/visitare.html Виртуальные экскурсии по Турину и его музеям: http://proturin.altervista.org/virtual.html Музеи Турина с сайтами: http://proturin.altervista.org/muzei.html Достопримечательности Турина: http://proturin.altervista.org/dostoprimechatelnosti.html

Подробное описание малоизвестных мест города: дворцы, городские уголки, подробности, истории. Живой Турин: https://www.otzyv.ru/read.php?id=202435 https://www.otzyv.ru/read.php?id=202460

Отличный образ города: https://www.zarubejom.ru/journal/article/93.html

Турин. Обзор достопримечательностей: http://italia-ru.com/page/dostoprimechatelnosti-turina

Фуникулер http://www.progetto.vento.polimi.it/tracciato.html

Достопримечательности: https://www.mishanita.ru/category/trips/italy_2013/

История города: http://www.biancoloto.com/torino.html http://italia-ru.com/page/torino

https://italy4.me/piemonte/torino/dostoprimechatelnosti-turina.html

аудиогиды (английский, итальянский): https://izi.travel/ru/italiya/putevoditeli-po-pemont-turin