18 июля

День 15-й

Mihov dom - Kranjsca Cora - Tarvisio – Ugovizza - Malborghetto - St . Gotthard - San Leopoldo

В 11.00 выезжаем их приюта «Михов дом». Он находится на 4-м витке «Русской дороги». Быстрый спуск в К.Гору, закупки в магазине (в Словении большой выбор круп, есть и греча). Выходим на нулевой километр веломаршрута Aipe Adria Radweg. Т.е. начало его в Словении. Ехать легко, маркировка и оборудование маршрута отличные. Народу тоже много тут ездит. Чуть набираем высоту, а потом 100 м. спуск к итальянской границе.

Велодорожка маршрута близ Травизио.

Хороший указатель: «Австрия – там», а «Словения – тут».

Обедаем, не доезжая Тарвизио, своими силами. Пока готовится обед, быстренько радиально подъезжаю до San Nicolò di Coccau (N46.50759° E13.36369°), с фресками внутри, но все закрыто.

Легенда гласит, что Coccau и его церковь обязаны своим именем Nicolo Coccau, богатому путешественнику, который чудесным образом спасся от разбойников, и этом на месте была построена часовня, которая позже стала церковью села. Построенная как укрепленная церковь (XI век), расширившаяся в XV веке, церковь Сан-Николо сохраняет богатый и интересный цикл фресок, в том числе замечательное «Поклонение волхвов».

Под колокольней на протяжении веков был склеп, содержащий скелеты 300 человек; возможно, это были бедные крестьяне, которые в 1478 году погибли , защищая деревню от турок . http://www.discoveralpigiulie.eu/it/cultura/religione/san-nicolo-di-coccau/

Выходим на прошлогодний наш маршрут, но мы не полностью его повторяем. Едем по территории большой области Северной Италии - Фриулии-Джулии. Она менее популярна у туристов, чем другие регионы страны. Но тут много интересного. Книга на русском языке и масса мелких путеводителей по районам (есть в пунктах информации) помогли мне составить более полное впечатление о регионе. О книге и гидах по Фриулии-Джулии («Сокровища Фриули Венеция Джулия») см. www.fachineditore.com

До Тарвизио и далее велодорожка проложена по линии старой узкоколейки. ЖД станции напоминают о том, что относительно недавно тут ходили поезда. «Чух-чух-чух», - станция Тарвизио.

Велодорожка, по которой мы едем, отмечена даже на Гуглкартах. Она обходит центр Тарвизио, заезжать в город не планировали (ночевали тут в прошлом году). Только заходим в Chiesa dei SS. Pietro e Paolo Apostoli di Tarvisio XV-XVI вв.( 46.505096, 13.578830). Когда я рассказывала о городе Berg, шла речь об укрепленных церквях, которые выполняли роль крепости. Храм Петра и Павла в Травизио – очень наглядный пример такой укрепленной церкви.

Здание является одним из самых интересных примеров укрепленной церкви, окруженной стеной. Оно представляет собой часть древней крепости, построенной, когда Тарвизио защищался от турецкой угрозы. До сих пор можно видеть две оборонительные башни пятнадцатого века: одна сзади храма – как раз смотрит на велодорожку, другая стоит прямо на площади и служила баптистерием, сейчас выставочный зал.

Церковь была основана в 1399 г. нынешний облик восходит к 1445 г. Здание неоднократно модернизировалось. Стиль каринтийский. На фасаде три готические арки и окно, а также фреска с изображением св.Христофора. В интерьере есть фрески, но не очень хорошей сохранности. Кроме того, внутри темно, поэтому качественные снимки не получились. Во второй капелле представлена «История жизни Мадонны», сцена «Благовещение и Рождество Иисуса» относится к школе Томаса фон Филлаха. На триумфальной арке апсиды изображена жертва Авраама со словами: «Авраам верил, что Господь справедлив». На алтаре есть деревянная скульптура, изображающая Коронацию Девы XV в. Есть также 25 изображений XVIII в. с фигурами музыкантов святых и ангелов. Интересная деревянная резьба XVI в.

http://www.viaggioinfriuliveneziagiulia.it/wcms/index.php?id=6377,0,0,1,0,0

http://www.discoveralpigiulie.eu/it/cultura/religione/la-torre-rotonda-della-chiesa-fortificata-di-tarvisio/

http://www.discoveralpigiulie.eu/it/cultura/religione/chiesa-dei-ss-pietro-e-paolo-apostoli-di-tarvisio/

Вот (N46.50866° E13.53450°) и начинается знаменитый итальянский кусок Aipe Adria Radweg: деревянные ворота с электронным счетным механизмом. Отмечают всех проехавших тут велосипедистов. Надо сказать, что в этот день счетчик почему-то не работал. В прошлом году видели его в действии

О том, как строили эти дороги в горах см. http://www.discoveralpigiulie.eu/it/sport-e-tempo-libero/percorso-ciclabile/ Природные объекты, рефуджио, треки см. здесь: http://www.discoveralpigiulie.eu/it/natura/sentieri-rifugi/

Маршурт предлагает заехать в Valbruna – это поселок в горах, откуда хорошие виды. Но после вчерашнего восхождения мы еще имели в своей памяти достаточно видов, поэтому, как и в прошлом году, проигнорировали Valbrunu. Информация см. www.comune.malborghetto-valbruna.it С прошлого года в этом месте маршрута появились новые детали – например, построили еще один тоннель, и даже не пришлось искать вариант объезда.

По пути Ugovizza с Chiesa Dei Santi Filippo E Giacomo (N46.51244° E13.47248°). Церковь, перестроенная в 30-х годах 20-го века, включает в себя части древнего храма XVв. и фрески.

После этого заехали на Malborghetto (N46.50339° E13.44132. Тут любопытная Chesa S. Maria Visitazione XIII и палаццо XVIIв., в котором размещается городской музей. (Был закрыт).

Неподалеку (46.507363, 13.453569) есть также разрушенное укрепление Fort Hensel, когда-то он выглядел так:

На велодорожке напротив Malborghetto хорошее место для отдыха: беседки, качели, кран с водой, ресторан и туалетом (46.504764, 13.441304). После этой поляны небольшой тоннель для велосипедистов.

Продолжаем движение вдоль речки, проверяя все точки интереса.

Далее по пути St . Gotthard - церковь XIII века (N46.50277° E13.37369)

Сан-Готтардо стоит на просторной зеленой поляне и хорошо видна с велодорожки. Освященная в 1450 году, она обязана своей нынешней формой восстановлению, проведенному в 1660 году по поручению богатого Венециано Мальборгхетто (как раз в его дворце теперь музей). Церковь, посвященная Сан-Готтардо, обращает на себя внимание оригинальной восьмиугольной формой нефа. В интерьере барочные деревянные алтари. Самый старый - конца 1500-х годов, в котором находится деревянная статуя святого Сан-Готтардо. http://www.discoveralpigiulie.eu/it/cultura/religione/chiesa-di-san-gottardo/

Место для ночлега нашли прямо около велодорожки, благо она идет вдоль речки с одной стороны и леса - с другой. Кстати, примерно в этих местах я и планировала дикий ночлег, изучая окрестности по гуглкартам. Вот тут (N46.50759° E13.36369°) мы наши отличное место для ночлега. Вечером поток велосипедистов прекращается, больше тут никого и нет. Лес, подход к воде хороший.

Из дневника Ульяны: «В 10 утра нам сказали, что пора освобождать дом, пришлось подсуетиться. Поехали вниз (как хорошо ехать на велосипеде!!!). Въехав на территорию Италии, решили пообедать. Антон чинил велосипед, Саша готовила суп, я отдыхала, мама поехала глянуть очередную интересную церковь, но она оказалась закрытой. После этого прибыли в город Тервизио, но не как велосипеды, а как поезда! Потому что раньше на месте велодорожки была железная дорога, даже вокзал сохранился! Мы зашли в церковь Петра и Павла и поехали далее».

Проехали за день: 57 км.

*По близости есть еще старинные церкви и Chiesa Di Santa Gertrude 12 в. (N46.50824° E13.34805°) и Chiesa di S. Gertrude a S. Leopoldo (46.5083845826, 13.3478164148)

*Запасная точка для ночевки: N46.50759° E13.36369°


19 июля

День 16-й

Pontebba – Moggio Udinese – Venzone – Borgano - Gemona

80 км. по старой железной дороге. Уникальный итальянский веломаршрут.

Про Pontebba см. www.comunedipontebba.com

Активный велосипедный перевалочный пункт. Тут все останавливаются перекусить в середине или начале красивого переезда по веломаршруту. Фонтан - место отдыха и поедания мороженого. Утром в кафе полно народу, явно местные.

Дошли до церкви Pieve Di Santa Maria Maggiore.

Тут хранится ценный алтарь XVI в. мастера филлахской школы (1517 г.)(N46.50659° E13.30290°). Этот алтарь – Библия для неграмотных. Изображены эпизоды из жизни Девы Марии. http://www.discoveralpigiulie.eu/it/cultura/religione/chiesa-di-santa-maria-maggiore/

Далее в течение всего дня самая «сочная» часть Aipe Adria Radweg. Только велодорожка, только велосипед, горы и широкая долина с несущимися где-то далеко автомобилями, а ты едешь – выше них.

Многочисленный тоннели поглощают тебя на минуту, чтобы после их темноты с новой силой вспыхнула зелено-синий итальянский пейзаж. Ехать легко, не замечаешь времени, километража. Только движущиеся картины перед глазами. Огромная лента сияющего солнцем мира.

Небольшое препятствие на маршруте (не все тоннели поддались велосипедизации – обнос тоннеля)

Велосипедная дорожка Ciclovia Alpe Adria выиграла Итальянскую премию Green Road 2016 на выставке Cosmo Bike Show в Вероне. Эту премию можно назвать Оскаром велотуризма.

Важная информация по маршруту:

https://www.alpe-adria-radweg.com/

https://www.alpe-adria-radweg.com/tourguide/ - маршрут, карта, трек, достопримечательности, этапы.

Услуги проката велосипедов на маршруте: туристический партнер Oberkofler предлагает автобус Alpe Adria для возврата транспорта. Он отправляется с мая по октябрь по четвергам, пятницам и воскресеньям в 8.00 в Градо (если более 4 человек бронируют, то возможен сервис из Триеста). Направления - Филлах, Шпитталь, Зальцбург и Мюнхен. Все подробности можно найти здесь.

Touristik Partner Oberkofler e.U., Wiesenweg 473, 5721 Piesendorf, Austria
Tel +43 (0) 6549 20421, office@touristik-oberkofler.com

www.fahrrad-transport.com, www.radreisen-oesterreich.com

Как и в прошлом году, остановились у водопада, но вдруг выяснилось, что к нему можно спуститься по тропе. Тропа крутоватая, но преодолимая ( N46.42479° E13.31938°).

Тут есть столик – место для отдыха, оно всегда свободно, так как находится на солнцепеке. Примета места – заброшенное станционное здание. В этом году было разукрашено огромным котиком. Когда возвращались по окончании похода домой на машине, ехали по этой же трассе. Узнали кота. Но какая же разница: ехать на велосипеде и на машине! Пролетаешь эту красоту, не видя подробностей, не впитывая в себя ощущения ландшафта. Вроде бы та же дорога – нет, не та.

Вскоре старый железнодорожный мост (N46.44887° E13.31846°), который стучит под колесами велосипеда так, словно и вправду едет маленький поезд.

А вот и еще один водопад, известный как «Водопад Солнца» («Casata del Sole»), воды которого падают в небольшое озеро. Наташкина группа тут еще и купалась. А мы только фотографировались. Неподалеку от поселка Chiusaforte ( «Кьюза» - т.е. закрытый в ущелье, между горами Канин и Монтазио).

Незаметно уже приближаемся к концу этой волшебной велотрассы. Фото у информационного щита – остался один этап.

Moggio Udinese . Вдали виднеются башни аббатства Сан-Галло (N46.40434° E13.18834°) - 1119 в., с той эпохи сохранились только колокольня и баптистерий. В церкви самый большой орган, огромная кованая люстра и большой деревянное распятие XV в. (Не проверила информацию о фресках в баптистерии. Был закрыт). http://www.turismofvg.it/code/75715/Abbazia-di-San-Gallo Я бы сказала, что заезжать сюда нет необходимости.

Есть тут также тюремная башня и колонна с надписью "suplicio ди malfattori" [наказание злодеев) 1653 г.

Рядом разрушенный храм Санто Спирито.

В этом месте (как раз около Моджи Удинезе) веломаршрут не достроен, нужно внимательно смотреть на указатели. (N46.39815° E13.18050°)

Группа ждет меня, спасаясь от напугавшего всех, но так и не начавшегося дождя.

*По опыту группы Наташки Эмануэль, проехавшей по этим местам несколькими днями ранее, вот именно отсюда (N46.39815° E13.18050°), идя по дорожке, можно добрести до чудесного водопадика и озерца. Лично не были.

Следующая остановка через 14.8. км. в Venzone.

Venzone \\ Венцоне

Тихий, уютный, спокойный и несуетливый городок с сиреневыми вкраплениями лавандовых магазинов. Венцоне настойчиво создает себе имидж лавандового города. Таким и запоминается.

Крепостные стены, внутри которых так и живет себе-поживает городок. Можно его обойти вдоль стен минут за 20.

Старый город был разрушен землетрясением 1976 года и восстановлен в точности таким, каким был в Средние века. Венцоне является одним из самых необычных примеров архитектурно-художественной реконструкции.

Сегодня это единственный пример в Фриули-Венеция-Джулия города-крепости четырнадцатого века. Город окружен двойным кольцом крепостных стен. Т.к. находится н пересечении торговых и стратегических путей, то всегда был предметом распрей между патриархами и графами Гориции, пока в 1420 г. не перешел под управление Венеции.


Porta San Genesio (1309).

Очень душевная главная площадь Piazza del Municipio, по которой то там, то сям проезжают экипированные велосипедисты. Венцоне до сих пор на пересечении путей, но уже велосипедных.

На площади есть все, что нужно: фонтан, изящное палаццо Polazzo Rodiussi с большой лоджией, дающей тень.

И, конечно, пиццерия.

Церковь Джованни Баттиста ( XIV в.), сегодня стоит только фасад

Узкие улочки города приводят на площадь с Кафедральным собором. В соборе (восстановленном после землетрясения) можно увидеть фрески и Пьету из песчаника (XV в.) Собор святого апостола Андрея Первозванного - прекрасныq образец романско-готической архитектуры. Входной портал украшен барельефом с изображением распятия (середина XIV века). Внутри интересные XIV-XVIII века фрески, в том числе «Освящение собора» и др.

Оригинал каменной резьбы в люнете портала:

Интерьер собора собран был по кусочкам после землетрясения. Это видно и по его стенам. Вкрапления фресок цветовыми пятнами на белой стене напоминают о своем прежнем здесь существовании. Фрагменты фресок 1251 г.

При входе в собор есть стенды, где представлена вся история долгой реставрации.

Если внимательно смотреть на наружные стены собора, то с восточной и южной стороны можно заметить на уровне человеческого роста выцарапанные на камне знаки, явно древнего происхождения. Что это такое, я не знаю. Но сфотографировала все, что нашла.

Рядом с собором часовня св. Михаила, в которой хранятся мумии, сделавшие Венцоне всемирно известным местом. Первые мумии были найдены еще в 1647 году, когда при перемещении саркофага в соборе Вензоне была обнаружена "Mummia дель Гоббо" (Горбатая Мумия). Она называется так не потому, что тело имела физические дефекты, но из-за своей формы, вызванной неправильным погребением. Даже Наполеон хотел приехать и увидеть эти мумии, которых нашли в XIX веке. Некоторые из них были взяты из Вензоне в лаборатории университета Падуи, в Музее Вены и в церкви дома инвалидов в Париже. Крипта с мумиями часы работы:
с апреля по сентябрь: каждый день с 9.00 утра до 7.00 вечера.
с октября по март: каждый день с 9.00 утра до 5.00 вечера.

Поскольку мы не очень жаждали смотреть мумии, а чтобы спуститься в крипту капеллы, где они хранятся, нужно пойти в какой-то бар и взять жетон-пропуск, то уж совсем любопытство, разгоревшееся было, утихло. Дошла только до турникета с фотографией всего « мумиического» собрания.

*В городе есть музей землетрясения (Piazza Municipio, 1), где рассказывается о том, как люди пережили это бедствие и восстанавливали город, есть симулятор землетрясения.

http://www.turismofvg.it

www.provincia.udine.it

www.comunedivenzone.it

От Венцоне маршрут ведет на противоположную сторону реки, грунтовыми дорожками по лесу через Borgano.

Borgano известен своим «Домом бабочек» Haus der Schmetterlinge (Coso delle Farfolle) ( bordanofarfalle.it ). (46.313748, 13.107343).

Снова возвращаемся к реке, и вот уже за мостом видна расположившаяся вольно у подножия горы Gemona. Тут уже известныйкемпинг ( N46.29154° E13.13027°) Camping Ai Pioppi (стоимость ночлега за 4-х 30 евро).

Несколько причудливый трек объясняется тем, что ехали через магазин. Кстати, работает до 20.00. Магазин (N46.26427° E13.11021°)

* После Венцоны, если планировать ночлег в кемпинге Gerona, можно попробовать не уходить на маршрут, а ехать по этому же берегу местным веломаршрутом, точка поворота здесь: N46.33432° E13.13622° ; данный вариант проезда не проверен.

Из дневника Ульяны: « Сегодня мы ехали по красивой дороге, по которой раньше ездили поезда. 30 км. мы наслаждались видами! Остановились отдохнуть и тут пошел дождь. Мы не растерялись и соорудили себе убежище. Потом заехали в Венцону. Красивый и милый до невозможности город. Вечером ночевали в кемпинге Джемоны».

Проехали за день 79 км.