Велопоход «У подножия Доломитов» 2017, Часть-1
3 июля 2017
Подъезд на машине: Posticciola – Верона.
Останавливаемся на ночлег в прекрасном городском кемпинге Вероны — Camping Castel San Pietro (N45.44983° E11.00381°) http://www.campingcastelsanpietro.com/
Цена: 4 человека и палатка 48 евро за сутки.
Кемпинг находится выше арены и археологического музея у замка. Демократично, просто, довольно удобно, хоть и очень компактно. Душевые бесплатно, кухни нет, но все готовят еду на своих горелках. Верона – место старта многих горных и велосипедных маршрутов, поэтому молодежь с палатками и рюкзаками тут нормальное явление.
Лучший городской кемпинг, который я видела.
Но самое главное в кемпинге – вид с террасы на город: вся Верона перед тобой. Расположение кемпинга – лучше не придумаешь: 10 минут по исторической лесенке вниз, и ты в самом центре, у моста Ponte Pietro. Виртуозно и потрясающе. Из кемпинга выходим по верхней улице, минуем замок Castello San Pietro (на фотографии его башни видны за верхушками деревьев).
По такой улице-лестнице спускаемся с холма. Под нами – Театро Романико. (О нем – см. мой прошлогодний рассказ http://velocrunch.ru/travels/nord-italy-2017-part-6)
Вечером прогулка по Вероне, которую я уже представляю довольно неплохо и могу показывать, не особо глядя в навигатор.
Возвращение в город, который когда-то уже был исследован, оказывается совсем не скучно, наоборот. Твое прошлое прикосновение к этому месту дает полную свободу нового открытия. Ты понимаешь, что не обязательно бежать туда-то и туда, чтобы чего-то не пропустить, а можно идти, куда идется. Хотя, конечно, те места, которые не посмотрели полгода назад, я настойчиво хотела увидеть и осуществила это.
Подробно о Вероне рассказано мною тут: http://velocrunch.ru/travels/nord-italy-2017-part-6
(Teatro Romano и Археологический музей, Ponte Pietra (Каменный мост), Basilica di San Zeno Maggiore (Сан — Дзено Маджоре ), Museo di Castelvecchio (Городской Музей Кастельвеккио), Piazza delle Erbe (Пьяца делла Эрбе и Башня Ламберти) , Рiazza dei Signori, Sant’Anastasia (Св.Анастасия (Сан Пьетро Мартире), Арка Гуэльма Кастельбарко, Chiesa di San Fermo Maggiore (Церковь Сан Фермо Маджоре), Museo degli Affreschi ‘G.B. Cavalcaselle‘ alla tomba di Giulietta (Музей фресок) и Арена)
Очень хороший источник также см.
4 собора Вероны: http://vlasshole.livejournal.com/80661.html
Достопримечательности Вероны: https://vlasshole.livejournal.com/80910.html
Вечером просто гуляли по центру, напитываясь атмосферой города.
Переходим реку Адидже, протекающую через центр Вероны, по мосту Ponte Pietra (т.е. Каменный мост, а не мост Петра, т.к. по-итальянски «pietro» — камень) и оказываемся в характерном средневековом квартале старого города. Угловой потрепанный временем двухэтажный дом на vicolo Fontanelle Duomo, 23 привлекает внимание росписями верхней части стен, т.н. сграффито.
Подходим к Дуомо, уточняем расписание работы: открыт с 7.00, так что утром раненько до завтрака могу добежать и все посмотреть.
Рядом с собором здание с мемориальной доской, сообщающей о том, что в этом доме часто гостил у своего друга Ф.Петрарка.
Выходим на знаменитую рыночную площадь Piazza della Erbe (буквально «Травяная площадь»), про нее тоже подробно рассказывала ранее.
Особенно хороша в лучах вечернего солнца башня – Torre dei Lamberti – самое высокое историческое здание Вероны (84 м.)
Первоначально (в 1172 г.) высота ее была на уровне окончания «полосатой» части (чередование туфа и кирпича). В 1295 г. на башне был установлен колокол, сообщающий о чрезвычайных событиях и опасности. В 1403 году при реконструкции башни после пожара от удара молнии была надстроена красивая восьмиугольная звонница. На вершину башни ведет лестница в 368 ступеней, но есть и лифт. Сверху открываются очень достойные виды на город и далекие горы. Подробно о башне см. https://vlasshole.livejournal.com/80910.html
Мы не поднимались в силу недостатка времени.
С противоположной стороны площади возвышается еще одна башня — Torre della Gardello, которая упоминается уже в 1206 году. Рядом с ней видна колонна со львом св. Марка – характерный признак области Венето.
Всегда привлекает взгляд и неизбежно попадает в объективы фотокамер фасад casa Mazzanti, сплошь расписанный фресками.
При Скалигерах (Скалигеры или делла Скала (итал. della Scala) — знатный гибеллинский род в Вероне, который правил с 1260 по 1387 годы) это были хозяйственный и торговые помещения. Значительно позже оно оказалось в собственности семьи Маццанти. Художнику Альберто Кавалли было поручено расписать фасад, выходящий на площадь фресками «для украшения дворца и прославления себя и своего рода», как гласит различимая на фасаде надпись. Многие из фресок были сняты со степени и сейчас хранятся в музее фресок Вероны (о музее подробно см. http://velocrunch.ru/travels/nord-italy-2017-part-6)
С Piazza della Erbe через арку с висящим под ней костью кита (висит до тех пор, пока не пройдет под ней истинный праведник. Ха-ха) сразу попадаем на piazza dei Signori. Самое примечательное – Palazzo dell Podesta с зубцами в виде «ласточкиного крыла». Такие зубцы характерны для построек партии гибеллинов, активно борющейся в средние века с партией гвельфов. На площади стоит памятник Данте, который неоднократно бывал в Вероне в эпоху правления Скалигеров, поскольку разделял политические взгляды гибеллинов, а многих противников–гвельфов поместил прямехонько в Ад, благо имел такую возможность (см. «Божественную комедию»).
О Скалигерах вспоминаем еще раз, оказываясь около Арок Скалигеров. Собственно, это гробницы властителей города. Саркофаги на высоких постаментах с конными статуями погребенных находятся за оградой церковного двора. Относятся к выдающимся произведением готики.
Романтичный летний вечер располагал даже к тому, чтобы поискать все-таки дом Ромео и Джульетты. Что мы и сделали, не получив, правда, никакого особого впечатления. Весьма факультативное для Вероны место, что ни говори.
Вечерняя арена летом была совсем иной, нежели в прошлый зимний наш приезд. Внутрь не попали из-за подготовки к театральному фестивалю. Зато видели ночную репетицию спектакля с высоты нашей лестницы в кемпинг, когда возвращались «домой».
Из дневника Ульяны: «Мои мечты переночевать в замке сбылись – кемпинг Вероны находится именно тут, в старинном замке. Красивый вид на Верону и настольный футбол – что еще нужно? После обеда прогулка — Верона романтичный город! Ночью нам мешали спать двое певцов. Антон им что-то сказал по-русски, и они ушли».
4 июля 2017
День 1-й
Verona – Bussolengo — Montalto Di Sopra
Утро в Италии начинается рано. В 5.00 уже светло как днем, в 6.00 можно выходить на прогулку, ибо еще не очень жарко. В 7.00 открываются храмы. Сбегала на часик-другой прогуляться по просыпающейся Вероне, заодно разведала проезд на дневную прогулку. Велодорожек в городе достаточно.
Совсем рядом с Каменным мостом церковь San Stefano\ Сан Стефано (N45.44894° E10.99979°) Подробнее см.: http://www.veronavisita.it/?p=8950
Вернулась в кемпинг, нужно было собраться и выехать до 12.00. Вещи поместили в машину, которую Антон отогнал на парковку недалеко от церкви San Zeno Maggiore. Втроем (я, Уля и Саша) сели на велосипеды и поехали в ту же сторону, но через Дуомо (N45.44717° E10.99674°). По пути к собору на набережной увидели какие-то очень знакомые скульптуры. Тоже укротители.
Duomo (кафедральный собор) Complesso della Cattedrale – это целый комплекс зданий.
Рядом с Дуомо возвышается видная отовсюду Кампанилла. Строилась долго – нижняя ее часть романская, верхняя была построена лишь в XX в, но и то не до конца. Стены собора характерно «полосатые» кирпично-туфовые.
Посетили Кафедральный собор, баптистерий и соседнюю с ним церковь св. Елены (есть отличный, очень содержательный аудиогид на русском). Комбинированный билет в соборный комплекс взрослый 2.5 евро, детям до 18 лет вход бесплатный.
Теперь обо всем по порядку. Когда смотришь на собор, сразу привлекает внимание два красивейших романских двухъярусных львиных портика мастера Николо (1139 г.) с разных сторон собора.
Скульптурные подробности портиков:
На откосах портала за колоннами изображены апостолы.
По сторонам колонок с апостолами находятся фигуры палладинов. Некоторые исследователи считают, что это Роланд и Оливьер (т.к. есть надпись «Дуриндарда» — а это меч Роланда). Оливье(р) (друг Роланда) — персонаж «Песни о Роланде» и, ближайший друг Роланда, паладин, один из двенадцати пэров Карла Великого, погибший вместе с Роландом в битве в Ронсевальском ущелье.
Интерьер собора величественный и торжественный. Много произведений искусства, необычно оформленные капеллы, сохранились кое-где фрески.
Виртуальный 3D тур по собору с подробной информацией об интерьере см. http://chieseverona.it
См. также: http://vlasshole.livejournal.com/80661.html
Рядом с Дуомо находится Баптистерий Chiesa San Giovanni in Fonte. Небольшое здание – впечатляющий интерьер с древними колоннами и крестильной купелью восьмиуголь-ной формы.
Как известно, баптистерии были восьмиугольной формы, а потом такая форма традиционно перешла к крестильной купели. Восьмиугольник имеет древнюю символику переходной формы от квадратного (символ земного начала) к круглому (символ небесного начала). Ритуал, совершаемый в баптистерии, — это тоже переход в новое состояние человека после принятия крещения.
Купель конца XII в. вырезана из единого куска красного веронского мрамора мастером Бриолото. Узнаваемые евангельские сюжеты.
На стенах вокруг купели — фрески конца XV — начала XVI вв., приписываемые Фальконетто, Паоло Фаринати и Джовани Франческо Карото.
Монастырский дворик
А это колокол, снятый с колокольни Дуомо. Надо сказать, что в Вероне существовала всегда своя собственная традиция колокольного звона. Она и до сих пор сохраняется. Колокола в звоннице настроены по гамме и звонят устьем вверх, а переворачиваются колокола специальным устройством. Подробно и с картинками об этом см. http://admin.rostmuseum.ru/Upload/b216a272-d2a3-4b7b-8349-1db467ce1e7f.pdf
Ну, и наконец церковь св. Елены. Стоит на месте самого древнего веронского храма. В античные времена здесь находился храм Минервы, в римскую эпоху тут находился довольно важный район города с термами и общественными зданиями. В средние века тут стоял храм Santa Elena , в эпоху Каролингов присоединенный к собору. Археологические раскопки обнаружили фундамент и мозаичный пол алтаря и пресвитерия самого первого храма Вероны IV в.
О популярности храма свидетельствует то, что Данте, гостивший в 1320 г. у Канграде I, устроил именно в этом храме чтение своего реферата «Вопрос о земле и воде». Добавлю еще, что посвящение Св.Елене – дань народной традиции, а освящен храм был в честь Св.Георгия и Зенона. Про св. Елену неплохо написано здесь: http://www.veronavisita.it/?p=11993
Примерно 40 минут мы провели в соборном комплексе, пора было двигаться все же к San Zeno, где Антон уже устал нас ждать. По пути завернули все же на мост, ведущий к замку Castelvecchio. Сам замок и музей изучен досконально зимой (см. мой отчет), а на мосту в тот раз не побывали, только видели его сверху. «Ласточкины хвосты» напоминают московский Кремль и не случайно – ведь строили его сто лет спустя после веронского замка те же самые итальянские мастера. Верона была некоторое время единственным городом, в котором держались у власти гибеллины – противники гвельфов, которые поддерживали Папу Римского. Эти политические разногласия нашли отражение в архитектуре оборонительных сооружений: зубцы стен крепостей гвельфов имеют прямоугольную форму, а замки гибеллинов – форму ласточкина хвоста.
Переезжаем к церкви главного веронского святого San Zeno. О храме подробно писала в прошлом отчете. В церкви очень хороший аудиогид. Входной билет взрослый 2.5. евро, дети до 18 лет бесплатно. Несмотря на то, что весьма внимательно исследовали храм зимой (но, правда, времени было поменьше – торопились успеть до закрытия), я снова с большим вниманием слушала аудиоэкскурсию, все остальные участники тоже получили большое удовольствие. Храм открыт для осмотра с 9.30 до 12.30. затем с 14.30 до 17.00.
На этом закончили изучение Вероны. Обед в пиццерии (20 евро на всех), и движемся к намеченной парковке (N45.43639° E10.97816°).
Около бывших крепостных валов огромная парковка, всегда заставленная машинами. Место людное и активно использующееся. Надпись около паркинга гласит что-то запрещающее. Мы долго пытались понять, что тут нельзя делать. Этим же расследованием занимались польские автотуристы. В результате гугл-переводчик нам выдал следующее: «Вне парковки не парковаться». Поставили машину максимально близко багажником к забору, чтобы не было повода в него лезть, сложили что-то в верхний багажник, что-то оставили в салоне. Ничего ценного, кроме чистых вещей в чемодане (небольшом и довольно старом). Выехали на маршрут. Причудливая петля на треке показывает, что маленько поплутали. У меня имелся трек, по которому надо ехать, но мой навигатор-гармин сломался, а навигацию с телефонного экрана я только начала вынужденно осваивать, поэтому , конечно же, поехала по треку не в ту сторону. Но зато мы нашли Лидл, и кое-что в нем прикупили из еды. Лидл (N45.44229° E10.96974°).
Наконец в 16.00 мы благополучно вышли на начало маршрута. Идет вдоль канала (своего рода виадук, по которому с гор поступает чистая вода в Верону). Ехать хорошо, легко и весело. Дорожка пользуется популярностью местных спортсменов. Они доезжают до подъема в горку и разворачиваются.
Все пересечения с транспортными магистралями выстроены безопасно. На этих развязках тренируем подъем в горку.
Подъехали по пути к Chiesa di San Salvar Bussolengo (45.470226, 10.835304), т.к. этот храм рекомендует путеводитель по маршруту. Все закрыто, видно, что здание весьма старое, но и только.
Эта церковь упоминается уже в 1145 г., дата постройки неизвестна, но скорее всего, в VIII—IX веке. Внутри была украшена фресками (XV век). Претерпела последующие перестройки и изменения. Сейчас внутри сохраняются фрагменты фресок 16 в.
Более интересной, наверное, является церковь Pieve di S. Michele (45.481954, 10.843704) на противоположном берегу реки, но решили не делать дополнительный крюк, и так уже все подустали от впечатлений.
Pieve di S. Michele расположена на поляне, окруженный стеной. Впервые упоминается в 1154 г. На южной стороне храма есть граффити – некая фраза, по мнению некоторых, магическая формула. Структура стены хорошо видна на фасаде: камешки расположены «в елочку», это свидетельствует об архаичности постройки, такой тип кладки характерен для ранних примеров романской архитектуры в этой области Италии.
Ночевать встали на полянке, в середине нашего первого подъема. Неподалеку был кран с водой (примерно тут N45.55381° E10.82059°), что определило выбор места окончательно (N45.55638° E10.82589°) в районе Montalto Di Sopra
*Есть еще один кемпинг неподалеку от Вероны (N45.44746° E10.91190°) http://www.cortefiniletto.it/
Из дневника Ульяны: «Ехали по велодорожке вдоль канала. Красота!!! Проехали всего 30 км, т.к. решили остаться на ночевку на склоне горы. После ужина нужно было идти далеко к крану с водой мыть посуду. Мы очень устали! И встретили кучу разных насекомых… А еще показалось, что в конце нашей поляны мелькнул какой-то зверь…»
Проехали за день: 44 км.
5 июля 2017
День 2-й
Montalto Di Sopra-Rivoli Veronese — Brentino (Santuario Basilica Madonna della Corona) — Mori — L’albero delle mele
Выезд в 9.00. С утреца заканчиваем небольшой подъем на 216 м., и вот первый вид: долина реки Адидже, вдалеке виден форт Forte di Rivoli (1850 г.), (45.574305, 10.818649), это часть военного музея. В музей не заезжали.
Forte di Rivoli http://www.museowalterrama.it/associazione-forte/forte/
Стоимость посещения 5 евро, до 12 лет — бесплатно
Веломаршрут промаркирован, трек (записанный мною заранее) ведет очень хорошо по виноградникам, безлюдным и безмашинным дорожкам. Много мест для отдыха.
Ближайший населенный пункт Rivoli Veronese. Тут есть музей Наполеона и памятник ему где-то на горе (N45.58102° E10.82113°) — не видели.
Museo Napoleonico. http://www.tourism.verona.it/it/cosa-fare/arte-e-cultura/musei-e-monumenti/museo-napoleonico-a-rivoli-veronese. Частный музей, открыт в 1973 г. в честь битвы Наполеона при Риволи (14 января 1797 г.). Тут есть раздел реконструкции битвы. Экспозиция рассказывает о влиянии Наполеона на историю Италии. Создан музей потомками доблестного капитана Франческо, который доставил Наполеона в изгнание на остров Эльба.
Адрес: Piazza Napoleone I — 37010 Риволи-Веронезе (VR). Часы работы: с марта по октябрь: ежедневно:9.30-12.00 / 15.30-18.00 понедельник и среда: закрыто (за исключением бронирования). С ноября по февраль: закрыто (за исключением бронирования). Цены: Взрослые € 2.50, Несовершеннолетних и групп минимум 10 человек € 1.50
Формирование территории долины началось после ледникового периода. Река проделала большую работу, прорезая в течение тысячелетий скалистые ущелья в горах. Слева по ходу от нас – склоны горы Монте-Бальдо и Монте-Пастель.
На высоких точках расположены укрепления и замки, они были построены для военного контроля местности, но прекрасно вписаны в ландшафт, создавая своим присутствием некий синтез военного и мирного начал. Утеряв давно свои фортификационные задачи, они являются уже произведениями строительного и инженерного искусства, создают прекрасные визуальные доминанты в ландшафте долины.
Сочетание огромных плантаций виноградников и высящихся по сторонам и впереди гор – очень живописное.
По пути останавливаемся в неплохом месте (N45.62303° E10.85691°). Полянка для отдыха с информация по веломаршруту. Особенно интересны координаты всех подобных полянок для отдыха на маршруте (потенциальные ночевки). Едем по одному из участков европейского веломаршрута «Евровело 7». Есть указатель на водопадик, но оказался пересохшим. Тут вполне реальное место ночевки при необходимости.
Дорога, по которой движемся, называется Area di Sosta. Информация о местах остановок и кемпингах — http://www.areasostaitalia.it/
Центральное событие дня – это подъем к церкви Santuario Basilica Madonna della Corona \ Мадонна Корона. На машинах обычно к этому месту подъезжают сверху от поселка Spiazzi. В принципе, туда можно заехать и на велосипеде, если иметь в виду далее движение по верхним горным дорогам. У нас не было такой «крутой» задачи, поэтому ехали по низу.
От Brentino (N45.64373° E10.87236°) по красивой и несложной горной тропе за полтора-два часа можно подняться к храму. Ставим велосипеды около фонтана (N45.64392° E10.87247°) перед началом паломнической дороги, скрепляем замками и уходим наверх.
Дорожка очень хорошая. Сначала просто потихоньку серпантином набирает высоту, потом превращается в каменные лестницы, вырубленные в скале. Идти несложно, все время в тени деревьев, виды открываются масштабные и захватывающие. Полтора часа медитации.
Народу на тропе немного – только такие, неугомонные, как мы. Основная масса приходит к храму сверху от парковки. Но идти нужно, конечно, тут.
Храм красиво расположен на высоте 780 метров – прислонился к скале и как бы стал частью ее.
Внутри есть намоленные места, но мы, конечно же, воспринимали все, скорее, с эстетической точки зрения, хотя религиозное настроение создается.
Здание построено в XIX в., поэтому с архитектурной точки зрения — ничего особенного. В интерьере есть элементы модерна (витражи).
Храм открыт постоянно (что не характерно для Италии), наверху есть хорошие туалеты и вода, в также кафе с вкусным мороженым и кофе. Можно подкрепиться.
Santuario Basilica Madonna della Corona. (N45.64967° E10.85639°)
http://www.madonnadellacorona.it Один из самых известных и наиболее посещаемых паломниками памятников Италии. Этот храм возвышается на 700 метров над Адидже и высечен в скале в Osthangs Монте Бальдо.
Спуск вниз занял примерно 1.20 мин. Обедали около фонтана (есть возможность приготовить что-то на горелке), в 15.00 продолжили движение по маршруту.
Неподалеку от Sabbionara находится средневековый замок Castel Banco D’Avio (N45.74583° E10.95141°). Довольно любопытное место, достойное посещения при наличии времени.
Впервые замок упоминается в документе 1053 как Castellum Ava . В XII веке он принадлежал семье Кастельбарко, которая уступила его Венецианской Республике в 1411 году. В это время расширили замок и добавили часовню, посвященную святому Георгию. В 1509 году замок был завоеван войсками Максимилиана I, который, оставив свои знаки отличия на фасаде, отдал его графам Арко. В XVII веке графы Кастельбарко выкупили его обратно. В замке три линии стен с пятью башнями. Среди них так называемая Torre della Picadora была местом, где проводились казни (через повешение). Комнаты замка украшены серией фресок, выполненных в двух разных манерах. Первая — «Камера любви» («Камера ди Аморе»), датируемая 1330 годом и написана неизвестным мастером, который уже работал в доминиканской церкви Больцано (увидим – см. ниже). На фреске изображены сцены любви, которые видны через отверстия большой расписной парчи или занавески. Амур, сидящий на лошади, гонится за любовником и стреляет в него стрелами. Затем показаны его любовные утехи с молодой женщиной. Второй цикл был выполнен два или три десятилетия спустя, c.1350, и содержит менее сложные картины битв.
Ненадолго останавливаемся в городке Pilcante. (N45.77197° E11.00069°) https://it.wikipedia.org/wiki/Pilcante#Origini_del_nome Он совсем маленький, но сразу привлекает своим колоритом. Барочная церковь и высокая средневековая башня. История города довольна бурная и уходит корнями в далекое прошлое.
Поворачиваем с маршрута в городок Mori (тут приходится покататься маленько вверх-вниз), не успеваем попасть в магазин, но зато до начала дождя достигаем кемпинга. Цена за 4-х людей и палатку 42 евро. Кемпинг (45.854085, 10.937551) L‘albero delle mele. Называется «Яблочная гостиница», т.к. совмещен с фруктовым хозяйством. В качестве сувениров предлагаются всякие яблочные вкусности в красивых баночках. http://alberodellemele.eu/camping/ или http://alberodellemele.eu/
Народу опять же на поляне немного (есть и домики). В основном немецкие туристы-велосипедисты с детьми и без них. Кроме нас, была семья с машиной, семья на велосипедах и группа друзей-велосипедистов. Бытовые условия хорошие, на улице есть небольшой бассейн (мелкий для детей). Хоть Ульяна и мечтала окунуться после жаркого дня, но пока ставили палатку, ливанул дождь, и все намокли без дополнительных усилий. Правда, непогода быстро закончилась.
Вид с велодорожки на очередной верхний замок, наблюдающий за происходящим в долине.
Информация по окрестностям: http://anamori.org/trinceenagiagrom/
Из дневника Ульяны: «Сегодня мы поднимались к церкви в скале «Санта Корона» аж на 800 метров вверх! Мы шли полтора часа и очень устали. Церковь была красивой и прохладной. Перекусив вкусным развесным мороженым, отправились обратно. Вниз идти было легче и веселее. Играли в разные словесные игры. Потом мы долго почему-то ехали в кемпинг около города Мори. Навигатор все время что-то путал. День был нелегкий!»
Проехали за день: 63.5 км.
6 июля 2017
День 3-й
L’albero delle mele – Mori — Campana dei Caduti — Rovereto — Castel Beseno – Mattarello — Trento — Lavis — (около) San Michele All’adige
Выезд в 10.30. Этот участок веломаршрута Mori – Garda (соединяет долину Адидже с озером Градо, а там рукой подать до горных троп) популярен и хорошо оборудован. Едем назад к Mori, где уж точно открыт магазин, далее возвращаемся на наш маршрут вдоль реки Аджио. Первый объект сегодня – колокол мира Campana dei Caduti (N45.87411° E11.04095°). http://www.fondazioneoperacampana.it/
Поворот на него с велодорожки тут (N45.87465° E11.01606°). Велосипеды оставляем на площади городка около церкви San Antonia (N45.87533° E11.03343°). Тут есть фонтан и скамейки, у стены дома напортив фонтана паркуем велосипеды, и опять уповаем на Всевышнего, что наши вещички никому не понадобятся. Ныряем в арку ворот, и дальше улица поднимается резко вверх за дома, превращается в каменную, стремящуюся вверх дорожку, и вдруг выводит на обширную парковку перед замком Данте (он не предназначен для посещения, т.к. тут военный объект). От парковки есть указатель на колокол – идти по лесной дорожке минут 10 на холм. Тропинка выводит к солидному зданию, где расположен выставочный зал и кассы с билетами. Несколько помпезно и бесполезно все это выглядит. Гораздо сильнее было впечатление от этого антивоенного объекта, если бы только колокол стоял на горе и не был бы окружен таким количеством антуража.
Дорожка с флагами разных стран ведет к колоколу.
Скульптурная композиция «Пьета ХХ века»
Campana dei Caduti находится на холме Miravalle. «Колокол Павших» был задуман священником Роверето don Antonio Rossaro, чтобы почтить память павших во всех войнах и чтобы способствовать установлению братства между народами всего мира. Колокол был отлит из бронзы пушек разных стран, участвовавших в Первой мировой войне.
Открыт 24 мая 1925 года, а 4 октября того же года помещен на бастион Malipiero замка Роверето. http://www.fondazioneoperacampana.it/la-campana/note-storiche.html
Режим работы: нояб.-февр. 9-16.30, март, окт. 9-18 часов, апрель-сентябрь. 9 — 19 часов, с середины июня-середины сентября до 20-22 часов. Campana dei Caduti — самый большой действующий колокол в мире. Каждый вечер раздается 100 колокольных ударов, которые должны напоминать о павших во всех войнах. Вот так выглядит это действо.
В музее представлена фотовыставка об истории колокола. Сюда можно добираться с жд станции Percha на фуникулере Ried. Стоимость посещения 4 евро, льгот нет.
Вернулись к велосипедам. Очень удобно у фонтана обедать. Днем площадь пустынна, почти никого нет, только мы.
Следующий город на пути Rovereto. Этот средневековый по своему происхождению город во время войны серьезно пострадал, поэтому миновали его, не останавливаясь. Хотя при наличии дополнительного времени можно посмотреть замок, где сейчас расположен Museo Storico Italiano della Guerra (военный музей) http://www.museodellaguerra.it/
А также исторический и научный (я бы сказала даже — широкого профиля) музей Fondazione Museo Civico di Rovereto. Тут можно увидеть античные вазы, посетить естественнонаучную экспозицию. Луиджи Бенвенути, который стал первым учредителем музея, писал, что его целью было собрать предметы природы и искусства , чтобы продвигать знания, особенно среди молодежи, и оказывать услуги городу. Он также обратился с призывом начать пожертвования граждан, указав семь приоритетных интересов: ботаника, зоология, минералогия, физика, археология, гуманитарные науки, механическое искусство. В связи с этим новый музей получил название Городского музея свободных искусств и механических искусств Роверето. Несмотря на декларацию о намерениях, музей сразу принял два направления: естественные науки и археология. О современной жизни музея и всех его предложениях (весьма разнообразных) см. https://it.wikipedia.org/wiki/Museo_civico_di_Rovereto и на сайте музея http://www.fondazionemcr.it
В районе городочка Calliano есть один из многочисленных замков Castel Beseno. Красиво расположен на горе, привлекает взгляд. Решили туда поехать еще и потому, что путеводитель (ошибочно) приписал этому замку ценные фрески «12 месяцев», которые на самом деле находятся в замке города Тренто. Мы абсолютно не пожалели, что заехали именно сюда. Но в замок Тренто уже не попали. А очень стоило бы.
Ставим тут велосипеды на месте для отдыха с фонтаном и столами, в тени деревьев, прямо у дороги. (N45.92937° E11.10293°) и идем налегке в замок Castel Beseno (N45.93087° E11.10941°). См. https://www.buonconsiglio.it/index.php/it/Castel-Beseno
Замок построен в XVI в. и считается одним из самых мощных в регионе Трентино. В замке довольно неплохая экспозиция разных рыцарских предметов, которые распределены по помещениям замка, прихотливо связанным между собой лестницами, входами и выходами во двор и на стены. Судя по тому, что зубцы имеют форму ласточкиного крыла, замок принадлежал гобеллинам.
Короче говоря, совсем не скучно. Даже можно немножко заблудиться при желании – народу немного. В одном из подвалов замковой башни встречает вошедшего большущий дракон. Не настоящий, конечно, но убедительный. Стоимость посещения на 4-х человек (типа, семейный билет) 14 евро.
С крепостных стен открываются широченные панорамные виды на долину. В общем, замок очень настоящий, фотогеничный и романтичный.
И немного даже волшебный, т.к. упавший со второго этажа галереи на каменный пол двора мой телефон не разбился почему-то (чем очень меня порадовал).
Количество замков на квадратный километр долины реки Адидже очень большое, поэтому неизбежно приходится выбирать, какой их них посетить, а какие нет.
*Запасная точка ночевки в лесу по дороге к Тренто (45.988992,11.124933)
Проезжаем город Mattarello, где есть Авиамузей http://www.museocaproni.it/index.php/it/ (46.021057, 11.126969). Вт-ВС 10-13 и 14-18 часов.
Следующий город по маршруту Trento (Тренто).
До 1918 года область Трентино – Альто-Адидже принадлежала Австрийской империи, и сейчас в ее провинции Больцано вторым официальным языком является немецкий. Историческое и культурное наследие Тренто сформировалось под влиянием многих культур: римской, ломбардской, французской, австрийской, итальянской. Это отразилось в разнообразии и смешении стилей, присутствующих здесь: от романского до готического, от Возрождения до барокко, от неоклассицизма до рационализма двадцатого века, кроме того, город может похвалиться археологическими раскопками доримского периода. Первое городское поселение возникло на месте современного Тренто примерно в I веке до н.э. Основанный вдоль излучины реки в месте соединения долин реки Адидже и долины Вальсугана, город оказался на стратегически выгодной точке пересечения дорог, ведущих от Бреннеро к Доломитовым Альпам, а от озера Гарда — к Вероне и Венеции. Особое расположение Тренто между латинским и германским миром благоприятствовало развитию города, который в последующие столетия был центром герцогства готов, а затем и лангобардов (569), в 774 франки присоединили Тренто к Италийскому (Ломбардскому) королевству, а в 952 император Оттон I Великий включил город в состав Священной Римской империи.
Название Тренто происходит от латинского Tridentum, что предполагает его близкое соседство с тремя горами (Бондоне, Кализио и Марцола) или же, по другой версии, — с тремя холмами (Санта Агата, Сан Рокко и Веррука), которые окружают город, придавая ему форму трезубца. Согласно другому предположению, название города связано с древним культом бога Нептуна, которого принято представлять с трезубцем в руке. Легенда рассказывает, что однажды властелин морей Нептун поднялся по реке, чтобы установить свое владычество и на альпийских территориях. Фонтан на главной площади города – фонтан Нептуна (1767-1768 гг. и представляет собой типичный пример символов и аллегорий, характерных для периода просветительства).
Тот исторический центр, который мы видим сегодня, построен непосредственно на остатках римского эпохи, но средневековый Тренто уже значительно отличался от своего древнеримского предшественника.
Но все эти исторические сведения были осмыслены позже, а в этот июльский вечер мы буквально влетели на площадь перед Дуомо. На часах 18.55. Я успела-таки на 5 минут заглянуть в пустой уже и готовящийся к закрытию собор. Фотографировать было то ли некогда, то ли нельзя. Не помню. А интерьер мне показался интересным и необычным. И очень «веронский» портал – розовые львы, тоненькие колонки с фигурками…
Собор святого Вигилия (Cattedrale di San Vigilio) на рiazza del Duomo — главный памятник романо-готического стиля региона, посвящен покровителю города. Строительство собора было начато в 1130 году на месте, где прежде находилась базилика святого, мощи которого сейчас хранятся в подземной крипте. Дуомо знаменит также тем, что в его стенах состоялись три наиболее важных собрания церковного собора Тренто, созданного в 1545 году для противостояния распространению протестантизма. Внутри трехнефный собор расписан фресками XIV века, здесь можно увидеть многочисленные надгробные памятники XVI столетия, знаменитое деревянное распятие XVI века, каменную статую Мадонны «утонувших» (Madonna degli Annegati), а ряд мраморных балконов над алтарем напоминает собор святого Петра в Риме. Красивый алтарь, много фресок, необычны лестницы, ведущие на колокольню – они очень необычно расположены вдоль внутренних стен собора.
Тренто — симпатичный итальянский город. Соборная площадь – одна из самых красивых в Италии, с расписанными стенами ренессансных домов и фонтаном – местом встреч и посиделок. http://www.comune.trento.it/Aree-tematiche/Turismo/Visitare/Altri-siti-di-interesse-storico-artistico/Piazza-Duomo
На Соборной площади находится также монументальное Палаццо Преторио – это первоначальная резиденция князей-епископов Тренто. По-средневековому мощный образ палаццо-крепости.
Ну, а собственно, главной целью-то был замок Buonconsiglio. Но так получилось, что поехали искать ночлег, и уже вернуться назад утром не было возможности – далеко укатили. Была даже мысль срочно найти гостиницу в самом городе, чтобы утро провести в нем, но Антон воспротивился…Короче, Тренто остался на потом. Тренто находится на пересечении многих туристических путей. Отсюда и в Доломиты рукой подать, поэтому очень надеюсь здесь побывать еще раз и все посмотреть
Про замок, в который не попали(46.071991, 11.126567).
Замок Буонконсильо (Castello del Buonconsiglio) — символ Тренто, старинная резиденция князей-епископов с 1255 года и до конца XVIII века. Тут особенно интересны фрески годового цикла 1400, известные как один из самых значительных готических картин и фресок Европы https://www.buonconsiglio.it/
В Трентино замки распространены, но этот сохранился лучше всех. Расположен близко к центру. Работает ежедневно с 9.30 до 17.00, даже в праздники, кроме понедельника. Входные билеты 10 евро, отдельный билет в башню с фресками — 2 евро. При покупке билетов нужно смотреть расписание экскурсий в башню, т.к. туда можно попасть только с гидом, а сходить туда стоит обязательно. Фрески в очень хорошей сохранности. Замок большой (на посещение понадобится 2-3 часа). Визит к фресками длится 30 мин, дают аудогид. Русского языка нет.
Тренто, можно сказать, мы не увидели, о чем я сожалела еще всю ночь и последующий день, но задержаться на сутки не было возможности, т.к. были связаны маршрутом и договоренностями с параллельной группой. А вот пешеходный турист – успела. Очень много хороших фотографий и комментариев к «нашим» местам см. в этом отчете.
Тренто город: http://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=184027#p3575769
Замок Буонконсильо: http://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=184027#p3579160
http://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=184027#p3579290
Из неосуществленного — рядом с жд станцией парк, в котором есть памятник Данте. (46.071589, 11.120430); Музей Истории The Piedicastello Galleries (46.071618, 11.113538); Le Gallerie di Piedicastello http://fondazione.museostorico.it/index.php/Il-Museo/Le-Gallerie Museo D’Arte Moderna e Contemporanea di Trento e Rovereto (45.894047, 11.045532) http://www.mart.trento.it/
Вечерний Тренто оставил в душе ощущение лета и радости. На душе было, правда, немножко неудовлетворительно, от того что не посмотрели толком город и от того, что было не очень понятно, где же ночевать нам.
Набираем воду в бутылки и выезжаем из города в сторону предполагаемого кемпинга. В спустившихся сумерках проезжаем мимо города Lavis (Лавис), краем глаза, забираясь на очередную горку, отмечаю интересный колорит города, но проезжаем не останавливаясь. Темно и поздно. За подробностями отправляю в этот блог (сначала рассказ про краеведческий музей, около которого будем наутро, потом рассказ о Лависе): http://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=184027#p3583657
На выезде из Тренто вдоль велодорожки еще в черте городских районов было несколько мест, которые просто звали нас остаться на ночевку, например, (N46.09789° E11.09287°), но только мы решились на это, как приметили двух парней с рюкзаками не очень безопасного вида, которые тоже ждали темноты, вероятно, для ночевки. Что-то я засомневалась, и мы проехали далее.
Добравшись до места расположения имеющегося у меня кемпинга (Albergo Camping Moser, Via Nazionale, 64, Nave San Felice, I-38015 Lavis TN, Италия (46.167970, 11.114489), нашли его совсем закрытым. Вероятно, все же было уже поздно, т.к. по отзывам этого же периода, кемпинг тут есть и действует. То есть, можно его иметь в виду. Хоть и простенький, но тем нет менее. Площадка для стоянки находится за зданием с надписью «Отель-кемпинг». Делать нечего, пришлось ехать дальше по маршруту, и правильно сделали, т.к. велодорожка оборудована местами для отдыха, и вот первое же такое место стало нашим пристанищем. Воды тут не было, но запас в бутылках у нас имелся. Место классное (N46.18860° E11.11810°) напротив San Michele All’adige.
Проехали за день 74 км.