14 июля
День 11-й
Villach

Сколько раз за месяц путешествия мы встречали праздники в городах Австрии, Италии? Не счесть. Застали все стадии: накрывание столов на площади города праздничное костюмированное шествие с оркестром, составленные в уголок площади деревянные скамьи и огромные винные бочки, развевающиеся на ветру геральдические знамена закончившихся накануне турниров. И всегда эти декорации сообщали что-то о культуре и истории поселений, т.к. праздники тут (по крайней мере, летние) имеют национальный или традиционный (религиозный) колорит, но не идеологический.

Филлах и в прошлом году встретил нас разноцветными флажками по поводу какого-то велосипедного фестиваля, на этот раз город был празднично украшен в честь международного слета укротителей огня – пожарных. Их красные машины повсюду, на площади у собора ярмарка и какие-то интересности, в парке около «Музея макета» соревнования с преодолением препятствий.

Сайт города https://villach.at/

Первые поселения на месте Филлаха относятся к IV тыс. до н. э. Во времена римcкого господства здесь находилось небольшое поселение Сантикум. В 1240 г. Филлах получил городское право. Разрушительные землетрясения 1348 и 1690 гг. сильно сказались на процветании города. В середине XVI века Филлах стал центром распространения протестантства в Каринтии. В 1759 г. фактическая власть в городе перешла к Габсбургам, эрцгерцогам Австрии. Город сильно пострадал во время бомбардировок Второй мировой войны. Сохранился лишь небольшой участок старой застройки. Здесь находится приходская церковь св. Якоба с ренессансными капеллами. Экспозиция Муниципального музея, размещенного в здании XVI века, охватывает историю этого района, его археологию и искусство.

Самый южный из оздоровительных курортов Австрии расположен в 4 км от Филлаха и называется Вармбад-Филлах. Богатые минеральными солями воды с температурой 29 градусов и имеющие в своем составе кальций, магний и гидрокарбонаты, бьют ключом из 6 термальных источников и наполняют все термальные бассейны курорта.

https://www.votpusk.ru/country/kurort.asp?CN=AT&CT=AT58#ixzz51jhjHB5y

Планировали посмотреть в Филлахе городской музей, залезть на башню собора и заглянуть в «Музей макета». Все это вместе стоит 10 евро на нас всех по комбинированному семейному билету. Покупается в музее.

Краеведческий музей с постоянно сменяющимися тематическими выставками. В пошлом году был «Мир римлян» - очень познавательно и любопытно. В этом году выставка к 500-летию Реформации. (N46.613282 E13.845158) Museum der Stadt Villach

http://www.villach.at/museum/

Фрески, иконы, картины XV в.

Портреты, выполненные Лукасом Кранахом. Мартин Лютер

Ну, а это мы - средневековые.

Кроме того, в музее есть постоянная экспозиция живописи местных художников разных эпох. На их картинах часто можно увидеть, каким был старинный Филлах до всех войн и разрушений. Т.к. сейчас город совершенно не производит впечатления старинного. Буквально пару улочек можно найти, которые сообщат вам о средневековой природе поселения.

Собор Св.Якоба (N46.61304° E13.84580°).

Башня собора и вид с нее.

«Музей-макет» (N46.610039 E13.847443). Трехмерная карта Каринтии в масштабе

1:10000. Находится в Schiller Park. Макет был построен в 1913 году, до сих пор считается самой большой ландшафтной скульптурой в Европе. В этом году осмотр макета сопровождался фильмом о Реформации (как продолжение выставки) и рассказом о макете. На немецком и английском языках.

Прошлогодний мой рассказ о Филлахе см. http://velocrunch.ru/travels/austria-2016 (день 7-й)

На главной улице есть ценный книжный магазин с большим количеством карт (велоатласы, топографические карты Доломитов, Триглафа, Альп и все, что угодно). Посещение этого магазина сыграло решающую роль в перепланировке следующего этапа маршрута. А было решено переехать через перевал в Словению, сделать радиальный заход в горы, потом вернуться на веломаршрут Alpe Adria Radweg. Крючок небольшой, но, как оказалось, весьма и весьма впечатляющий.

Много ценной спортивной информации по региону Kärnten:

Маршруты Kärnten (лето и зима), на русском языке:

https://ru.bergfex.com/sommer/kaernten/touren/radfahren/

Вело Radfahren in Kärnten:

https://www.kaernten.at/rad/

Маршруты и треки:

https://touren.kaernten.at/de/touren/#cat=Rad&zc=13,13.9171,46.57096

https://www.amazon.de/Bikeline-Radkarte-K%C3%A4rnten-Ost-GPS-tauglich/dp/3850000184

Веломаршруты Австрии (огромный выбор) на русском: https://www.fahr-radwege.com/landkaernten.htm

Drau – Glan – Klagenfurt – Spittal – St. Veit – Villach – Völkermarkt – Wolfsberg:

https://www.esterbauer.com/db_detail_druck.php?buecher_code=RK-KTN

Неподалеку от Виллаха интересная высоченная обзорная башня Aussichtsturm Pyramidenkogel (46.609118, 14.144956) http://www.pyramidenkogel.info/

После активного изучения Филлаха и принятия важного решения о маршруте обедаем в «Nordsee» (демократичный сетевой рыбный ресторан быстрой еды) тоже на главной улице, затем, сделав небольшой крюк до Лидла, выезжаем на маршрут вдоль реки.

Встаем на ночь неподалеку от Филлаха и от завтрашнего подъема в сторону Словении. (N46.56911° E13.80405°). Лесная полоска между рекой Gail и автомобильной трассой. Напротив – железнодорожная сортировочная станция. Всю ночь слушали гудки тепловозов, громкие звуки стыковки вагонов, сигналы диспетчера. Но выспались хорошо.

Кстати, вдоль речки мест для стоянок много, и по случаю пятницы местная молодежь стекается сюда с палатками. Так что и тут это вполне–таки принято.

Дневник Ульяны: « Сегодня нам дали отдохнуть. Мы проснулись аж в 8 часов. Быстрые сборы и выезд. Простились с параллельной группой, решив что встретимся где-то так или иначе. Поехали в Филлах, там зашли в музей на выставку «500 лет реформации. Мартин Лютер», потом поднялись на башню церкви св. Иакова, там было 239 ступенек! Потом мимо фестиваля пожарных поехали смотреть макет гор, по которым ехали и по которым еще поедем. Решили не мучиться сегодня с подъемом в гору, а найти место и встать пораньше на ночь. Но пойти его найти! И все место для нас нашлось!»

Проехали за день 30 км.


15 июля
День 12-й
Villach – радиально Pöckauer – по дороге 109 - Tschau – на перевал Wurzenpass (Korensko Sedlo) - граница Австрии и Словении.

Выезд в 9.00. Доезжаем до трассы наArnoldstsdt, вдоль нее идет велодорожка (теоретически – наш маршрут). Делаю небольшой радиал до деревушки Lind (церквушка старинная) Heiliger Stefan (N46.54950° E13.74469)

и далее до городка Pöckauer. Тут церковь Heiliger Rupert 9 (N46.54950° E13.74469°) фресками мастера Thomosа.

Выходим на дорогу № 109, которая ведет через перевал в Словению. До перевала всего 7 км. Но очень резко вверх. На 5 км. набор 500 метров.

Указатели для автомобилистов с рекомендуемыми сочетаниями скоростей на подъеме. 18 процентов – это очень резко вверх. До 12 процентов еще могу ехать, больше – даже не пытаюсь. Идем пешком. 5.5 км. берем около 3 часов.

На маршруте есть достопримечательность – бункер (N46.53514° E13.74776°). Bunkermuseum Wurzenpass/Kärnten. Да… еще в прошлом году знала о нем, и вот он тут как тут – по пути.

Музей бункер Филлах ср-вс, 10-18 Часов. http://www.bunkermuseum.at/img/pdf/rus.pdf, http://www.bunkermuseum.at/

Этот военный объект на горном переходе Вурценпасс (Коринтия) был построен в эпоху «Холодной войны» в 1963 году и использовался до 2002 года. Территория долгое время была закрытой. В течение десятилетий тут проходили различные военные мероприятия оборонительного характера. В 1968 г. («Пражская весна») и в 1991 г. (Гражданская война в бывшей Югославии) австрийские военный силы находились в бункере Вурцен. Сейчас это обширная территория с траншеями, огневыми точками и др. военными объектами открыта для осмотра.

Билеты какие-то не очень дешевые, поэтому отправляем на изучение музея Антона и Улю. Им понравилось.

Но особенно впечатлило то, что по всем этим военным штукам бродят мирные овцы.

После бункера набираем высоту до перевала Korensko Sedlo (еще 100 метров).

Тут же пограничный пропускной пункт между Австрией и Словенией Wurzenpaß(46.518761, 13.751801). Почему-то досматривают только выезжающих из Словении, а выезжающих из Австрии – нет. Вот такое напоминание о бывших пограничных строгостях.

Оставляем велосипеды в кустах около маркированной красно-белыми полосками горной тропы «603»

Отправляемся в радиалку до Tromeja. Это точка соединения трех стран: Австрии, Италии, Словении. Сюда планировала подняться на канатке из Arnoldstsdt, если бы мы ехали по маршруту.

Подъемник: июнь-сентябрь: 9-12 часов и 13-16 часов, июль и август: с 9 до 17 часов без перерыва. При плохой погоде закрывается! Цены: подъем - взрослые € 10,00. спуск: взрослые € 9,00, подъем\спуск 14 евро. Детям скидки. Есть семейные билеты – скидки. см. http://www.arnoldstein.gv.ot/

*По нашим наблюдениям, канатка работает летом до 18.00

Сама по себе тропа хороша. Сначала немного резко вверх, а потом хорошие дороги (тут и на велосипедах кое-где предполагается можно ехать), а уж виды какие!

Вот тут только пешком.

Идем вдоль границы Австрия-Словения. Границей служит проволочное заграждение. Мы с Антоном в разных странах.

Стремимся на обзорную точку схода трех государств.

«Треугольник» - единственная точка, где Австрия, Италия и Словения одновременно граничат друг с другом . (N46.52301° E13.71416°)

С одной стороны видна просторная долина Австрии, с другой - мощные горы Триглафа (Словения). Наверху сильный ветер и довольно прохладно.

На плато пасутся лошади.

Подъем занял 1.15 мин. Вернуться нужно до темноты.

Завтра мы будем где-то в тех горах. Не верится.

Вернулись к велосипедам аж в 20.00. Воду набрали наверху у дороги в роднике. Ночуем почти на границе (N46.52195° E13.74934°)

Из дневника Ульяны: « Вечером мы встали на богом забытой старой лесной дорожке, по которой, судя по отсутствию следов, никто уже не ездит. И все же утром (хорошо, что успели снять хотя бы палатку) какой-то дяденька на автомобиле поехал по этой дороге, причем непонятно куда и зачем. Через некоторое время он вернулся, и слава богу ничего не задел из наших везде лежащих вещей. И вот начались настоящие приключения. Мы увидели на знаке 18 процентов подъем и поняли, что мало не покажется. Через два с половиной часа мы поднялись на перевал, постоянно нюхая запах жженых тормозов машин. Перед перевалом зашли в музей «Бункер» и мы с Антоном с удовольствием полазали по окопам и другим защитным сооружениям. Потом, спрятав велики, пошли по тропе «603». Поднялись на 1000м. и такие красивые виды увидели! Насладившись видами на Триглаф, уставшие, но очень довольные, вернулись к велосипедам и поставили лагерь».

Проехали за день 6 км., (набор высоты 600 м.) прошли пешком 25 км (набор высоты 300 м.).

16 июля
День 13-й
Перевал Wurzenpass – Словения – Podcoren – Kranjsca Cora – рефуджио Mihov dom (Триглафский нац.парк)

Утром пересекаем границу со Словенией. Для нас - никаких проверок (документы проверяют у тех, кто едет из Словении в Австрию).

Спуск с перевала 5.7. км. до городка со смешным названием Podkoren. Уклон тут меньше, с этой стороны брать перевал было бы легче. В Словении очень оживленное велосипедное движение.

Kranjska Gora – маленький поселок с активной спортивной жизнью Два больших спортивных магазина. Большой выбор: газовые баллоны разных видов, одежда, карты, любое снаряжение, прокат велосипедов. Тут начало многих маршрутов в национальном парке Триглаф. Зимой горно-лыжные курорты.

Неподалеку от поселка озеро с оборудованными местами отдыха. Много народу именно здесь.

Дальше дорога идет вверх (набор 250 метров) на перевал Вршич (46.433368, 13.743114). Каждый виток серпантина пронумерован. Кажется, их 50 с чем-то.

Ехать по альтернативной дороге (указана как веломаршрут) с гружеными велосипедами не получилось . Гравийка и рельеф…+ пешеходы. Вернулись на асфальт и поехали по нему. Велосипедисты ездят именно тут. В планах - найти место стоянки, дислоцироваться так, чтобы на следующий день прогуляться в горы. Все места стоянок и отдыха – только дневные. Есть колодцы с водой и указатели, запрещающие кемпинг.

Находим по карте ближайшую горный приют «Михов дом» 1065 м.н.у.м. и (о, чудо!) в нем есть свободная комната. 10 евро за человека в сутки. (Planinski dom - Mihov dom Mateja Macorig s.p.( 46.443537, 13.771768)

Информация о приютах, горных хижинах, бронирование. https://www.pzs.si/koce.php?pid=20

Базируемся тут и после обеда ближе к вечеру уходим на первую горную прогулку по маркированной тропе №7 к видовой площадке (N46.44177° E13.77821°).

Неподалеку от нашей хижины «Русской часовня». Оказывается, эта горная дорога на перевал Вршич (46.432944, 13.743101) называется «Русская дорога», т.к. строили ее пленные русские во время Первой мировой войны.

Во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. район г. Краньска Гора был важным перекрестком военных путей. После того, как в мае 1915 года Италия объявила войну Австрии, обеспечение боевых действий на фронте вдоль реки соча приобрело стратегическое значение. К строительству дороги от Краньской-Горы до Тренты через перевал Вршич в районе горы Мойстровка в 1915-16 гг. австрийское командование привлекло более 10 000 русских военнопленных. В марте 1916 г. снежная лавина, сошедшая с Мойстровки, унесла жизни более сотни русских солдат и нескольких австрийских конвоиров. В память об этом событии русские военнопленные построили в 1917 г. Русскую часовню (46.443264, 13.767536).

https://www.kranjska-gora.si/sl/znamenitosti/kulturne/cerkve-in-kapelice/ruska-kapelica

Из дневника Ульяны: «Сегодня мы пересекли границу со Словенией на велосипеде! Потом 6 км. спускались по такой же дороге, по которой поднимались вчера. Кстати, утром было очень холодно! После спуска минут 40 чинили мой велосипед, а потом приехали в город (деревеньку, точнее) Краньска Гора. Закупили еду и дальше поехали. Снова подъем и не слабо: 14 процентов. С трудом мы все же забрались и стали искать место для палатки. Но не тут-то было: нигде нельзя ставить палатку – заповедник. Пришлось лезть еще выше на два витка серпантина. К большому нашему счастью, горный приют «Михов дом» оказался свободен, мы встали тут на две ночи, передохнули и пошли гулять к Русской часовне, а потом поднялись к красивой видовой площадке. Завтра трудный день!»

Проехали за день: 21 км.

Могу сказать, что попасть в Словению можно, минуя перевал. Ехать себе прямехонько через Arnoldstsdt, повернуть на Словению и приехать в объезд горного массива. По времени будет то же самое, но без трудностей. Подняться на точку трех стран можно на канатке из Arnoldstsdt (три границы гора http://www.3laendereck.at/ (N46.50759° E13.36369°)

17 июля
День 14-й
Триглафский нац.парк. Восхождение на гору Kriz

Изучив карту маршрутов Триглафского нац парка, выбрали подходящий – несложный, восхождение на гору Kriz. Нарисована одна оборудованная тропа, выход как раз из нашего приюта.

Планировали подняться на гору, обозреть окрестности и спуститься назад к приюту. Увидев на карте изображение подъемника, задали вопрос хозяину, работает ли, сказал, что да. Я приняла к сведению. Думала, если что – спустимся на ту сторону долины и чрез Тренто вернемся на транспорте в хижину. Вышли из дома рано, в 7.30, чтобы вернуться назад до темноты.

Поначалу идти не сложно, обычная горная тропа в лесу.

Выходим из зоны леса.

Поднимаемся все выше. Кроме нас - никого. Маркир на месте, тропа набитая. Оглядываемся назад – виды сумасшедшие. Ульяна первый раз в настоящих горах. Идет, молодец.

Лес остается внизу, движемся по каменной тропе.

Уже высоко.

Ищу глазами какой-нибудь внятный подъем или щель - но вокруг все ближе подступающие стены «цирка» - полукруг гор.

А красная точка маркира нарисована прямо на каменном нагромождении у основания 400-метровой стены. Нам туда?

Оказывается, да. Как-то забрались на первую узкую полочку. Оборудование тропы – это всего лишь железные штыри и иногда железные перила – тросы. Сокрушаюсь, что не взяли обвязки… при этом не понимаю, как бы они нас тут спасли. В описании маршрута при купленной мною карте не было никаких (!) указаний на техническую сложность данной тропы.

Уля хнычет, что боится спускаться тут потом назад вниз. Я тоже боюсь, лезу и боюсь, поэтому обещаю, что тут не будем спускаться. Мы берем эту стену! Boska vatica! Это невероятно, и нам теперь очень весело! Давно я не бывала в таких историях!

Позже попалась такая скульптурка. Вот так мы лезли.

Ну что ж, теперь придется идти дальше до следующего горного приюта и спускаться в другую долину. Виды умопомрачительные.

Движемся по маркированной тропе на вершину горы Križ (46.410896, 13.811217)

и далее к приюту Pogačnikov dom na Kriških podih. Вот он малюсенькой точкой виден на фото. И три горных «мертвых» озера.

Долина противоположная нашей. Тоненькая ниточка тропы. Идти по ней до приюта часа полтора.

Еле различимые точки на фоне горы – мы. Спускаться тоже нелегко. Тросы, круто.

Ты понимаешь: все, что перед глазами, видишь именно ты, но не верится в реальность этих пейзажей, точнее в то, что ты в этом пейзаже тоже есть.

На фоне Триглафа. И это не монтажная фотка, а самая настоящая!

И вот около 17.00 добрались до горного приюта. Народ здесь уже остается на ночь, или спускается в Тренту ночевать. Пешком, ибо канатка только для грузов. Спуск спокойным шагом 4 часа. Темнеет в 20.30. Мы понимаем, что никакой транспорт нам уже будет так поздно не поймать и готовимся к ночному переходу по Русской дороге…Меня волнует только то, что о нас ничего не знают хозяева нашего приюта. Я туплю, ведь на самом деле нужно было просто позвонить им из этого приюта, где мы обедаем. Все хижины связаны между собой. Но мне не приходит в голову спросить номер телефона нашего приюта, а я сама его не взяла.

Поэтому только обедаем, набираемся сил перед длинным спуском.

Спускаемся почти бегом, чтобы засветло попробовать половить транспорт в нашу сторону. С нами соревнуются наперегонки горные козлики и немецкая пара бывалых туристов.

Ну, вот мы спустились. И, оказывается, откуда?

Трента. Рядом есть кемпинг. Тут начинаются сплавные маршруты.

Начинаем движение по дороге, каким-то чудом одна-единственная легковушка, едущая в этот неурочный час по дороге, останавливается. Девушка и парень готовы нас подвезти до нашего дома, т.к. едут в Кранску Гору. Я радуюсь, что в вернемся в адекватное время. На перевале машина останавливается, молодые ребята решают остаться ночевать здесь в приюте, 5 км. вниз нам нужно пробежаться пешком. Выдвигаемся резво, почти бегом. Повороты дороги мелькают один за другим, светим себе телефоном, а если едет машина, опускаем вниз свои «фары». В хижину приходим в полночь. Хозяева еще не спят и круглыми от всяких чувств глазами смотрят на нас. Но не ругают. Мы валимся спать.

Это был такой крутанский день!!! Такие дни запоминаются на всю жизнь!

Из дневника Ульяны: «Денек выдался тяжелый, даже слишком. Три часа мы шли вверх по каменистой тропе и вдруг вышли к тропе, которая уходила вверх по самой скале! Мы решили, что тропа должны быть нормальная, раз маркированная, и пошли, кто ж знал, что тут будет почти свободной лазание! И вот мы без страховки лезем вверх. 2000 с чем-то метров, мы лезем и лезем , и конца все нет. И вот - мы наверху! Потом выяснилось, что фуникулер, на который мама рассчитывал, не работает, поэтому вниз еще 4 часа пешком. Когда преодолели и это, выяснилось. Что 11 км через перевал идти пешком, потому что машин мало, а которые проезжают, не останавливаются. И вот наша спасительница – девушка сказал, что может нас подвезти. Но места 3 , а нас 4. И все же мы влезли на заднее сидение и долго накручивали вверх по серпантину так, что меня укачало. Как раз в этот момент мы приехали на перевал. Девушка и ее парень решили остаться тут, а мы поблагодарив их, побежали вниз 5 км. в полной темноте. Ноги болят невыносимо, а дома все нет. Но вот наконец мы увидели знакомое место. Наши хозяева очень волновались и даже предложили нам чайили какао, но мы от всего отказались и рухнули спать».

За день прошли 37 км. + 5 км. на машине проехали.

Вверх 1300 м., вниз 1800 м, на машине 5 км вверх 1000м., с перевала вниз 600 м. пешком.