Виченца
Город Андрея Палладио
День 5, 7.02.2017

Маршрут: Santuario di Monte Berico (Церковь Берико (на холме))+ смотровая площадка рядом с ней (днем, пока хороший свет для фото) - лестница и ворота Палладио – квартал Барке - дом мореплавателя Антонио Пигафетта - Basilica Palladiana (базилика Палладио) – Teatro Olimpico (Театр Олимпико) - Santuario di Santa Corona (церковь Санта Корона) – Palazzo Chiericati (Городской музей истории (живопись)) – улица Палладио (дворцы Палладио) - Chiesa di San Lorenzo (Церковь сан Лоренцо)

Перемещаясь из города в город на поезде, мы, словно листали большую каменную книгу, на каждой новой странице которой нас ожидали совершенно разные истории-города. Венеция – город каналов и отражений. Падуя – город арок и св.Антония. А Виченца – город Палладио. Прежде чем познакомиться с шедеврами этого архитектора, словно бы нарочно построенными им в таком количестве в одном городе для удобства потомков при изучении основ архитектуры, выйдя на привокзальную площадь, мы вдохнули совсем иной воздух – холмов и садов, зелени и неба. Солнце приветствовало нас в Виченце, как в первый день оно привечало нас в Венеции. Пахло весной и чем-то очень радостным. Настроение было прекрасным, несмотря на одну неувязочку: на вокзале Виченцы НЕТ камеры хранения. А мы уж размечтались оставить в ней рюкзаки, чтобы погулять налегке. Ведь ночевка ждала нас уже в Вероне. На Виченцу было отведено полдня. Ну, рюкзаки – так рюкзаки, дело житейское. Первый же объект нашего внимания – на холме, так что восхождение метров на 200 обеспечено. Можно, конечно, было подъезжать на транспорте, иногда пользовались, но редко. Виченца вся была пешеходная.

Великолепная экскурсия по городу написана П.Вайлем в его книги «Гений места». Можно почитать вот тут: http://arzamas.academy/materials/405

Начало подъема на холм совсем недалеко от вокзала (45.540127, 11.547197), очень необычная галерея-пандус (летом по тени, зимой без дождя) можно спокойно подниматься к храму.

Режим работы храма я не уточнила, но можно было бы догадаться, конечно, что есть перерыв, надо было быстренько глянуть внутрь до закрытия, но, боясь упустить хороший свет, первым делом потянулись на смотровую площадку, с которой открывается прекрасный, широкий вид на Виченцу. Люблю начинать знакомство с городом, увидев его с высоты птичьего полета (кстати, это закон первой встречи с любым городом предлагает для краеведческих занятий Н.Анциферов в книге «Душа Петербурга»). Виды сфотографировали, а вот в храм попасть уже не удалось

Santuario di Monte Berico
Церковь Монте Берико (45.534785, 11.545701)

http://www.monteberico.it/

Музей при церкви: http://www.monteberico.it/index.php/santuario

(Режим работы:6.00 – 12.30 и 14.30 – 19ю00 пн – сб, 6.00 – 19.00 вс.)

«Церковь Санта Мария ди Монте Берико носит титул малой базилики. Согласно легенде, Дева Мария дважды являлась на этом месте одному крестьянину. В те годы (15 в.) территория Венето страдала от ужасной эпидемии чумы. Дева Мария пообещала, что если жители Виченцы построят на холме церковь, она избавит их от страданий. Жители выполнили указание и возвели храм всего за 3 месяца, в 1428 г., в готическом стиле. Позднее, в 1703 году, было построено новое здание в стиле классики и барокко по проекту Карло Борелло, а первая церквушка была превращена в святилище. В 1826 г. была построена колокольня по проекту Антонио Пьовен»

(Информация взята из рассказа https://www.otzyv.ru/read.php?id=183694)

Пройдя через церковный двор, можно попасть в древнюю трапезную монахов и увидеть «Вечерю святого Григория Великого» Паоло Веронезе (1572). Напротив Веронезе витрина с русским гобеленом восемнадцатого века, на нем надписи на славянском кириллица, из императорской часовни Московского Кремля. (см.: Википедия)…

Далее, миновав галерею, идти дальше пол улице, что тянется вдоль холма. Повернув направо, можно попасть к одной из вилл, построенной по проекту Палладио (но это лучше летом). Примерно из этой точки (45.538640, 11.551854) открываются вот такие виды:

Налево уходит лестница вниз, к воротам Палладио и в исторический центр (45.541233, 11.552907)

Входим в старый город через старинные ворота 11 века.(45.543742, 11.547940)

Виченца – это не только Палладио, но и старинные палаццо и здания:

И снова Венеция напоминает о себе (45.545844, 11.547109). Это живописный квартал Барке — по берегам тихой речки Ретроне.

А вот и дом (1481 г.) мореплавателя Антонио Пигафетта, участвовавшего в экспедиции Магеллана к Молуккским островам и на протяжении всего путешествия ведшего дневники. Здание сохранило первоначальный вид до наших дней: готический фасад покрыт декоративными узорами.

Над входом в дом написан девиз Пигафетты "Нет розы без шипов" и высечена его эмблема. В здании хранились дневники Пигафетты, а с 1990 года там идет ремонт. Недалеко от вокзала есть и памятник мореплавателю. (Информация взята из рассказа https://www.otzyv.ru/read.php?id=183694)

Basilica Palladiana
Базилика Палладио (45.546990, 11.546707)

«Без Палладио Виченцы не существует. Виченца — его музей. Главная анфилада, корсо Андреа Палладио, — парад дворцов. Главный зал, Пьяцца деи Синьори, — с огромной ажурной Базиликой: шедевром, который приезжают изучать и зарисовывать. Сам Палладио нестеснительно писал о ней: «Это здание могло бы быть сравнено с самыми значительными и самыми прекрасными зданиями, построенными от древности до сего дня» (П.Вайль «Гений места»)

Базилика Палладио - первое произведение Андрея Палладио. Причем это вовсе не храм, а зал заседаний городского совета или так называемый "Палаццо делла Раджионе". Как известно, первоначально (в римские времена) слово «базилика» означало здание для общественных собраний и решения гражданских дел.

Палладио, который был очень увлечен идеями римской архитектуры и считал ее формы наиболее целесообразными, реконструировал имеющееся на этом месте общественное здание (постройки 15 века) в соответствии с формой древней базилики. Фактически он соорудил многоколонную торжественную «оболочку» для старого здания. Это очень видно изнутри – фасад торжественный и впечатляющий, а галереи за этим фасадом совершенно иного стиля.

Да и само здание просто как бы «врублено» в старинную застройку, и не вполне соотносимо по размерам с окружающими зданиями. Совсем иное впечатление производит парадный фасад - со стороны площади Синьории.

Базилика считается самым известной постройкой Палладио, но воспринимается как гениальный эксперимент – ведь начал работу над постройкой Палладио, когда был еще совсем молодым. Правда, работы продолжались в течение всей его жизни и закончены были аж через 30 лет после смерти архитектора. Базилика Палладио внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 г.

На Piazza dei Signori Венецианская цитата – две колонны в конце площади: на одной лев св.Марка, на другой – Христос.

«Пьяцца деи Синьори – главная площадь исторического центра города. Площадь имеет прямоугольную форму, на одной стороне площади находится Базилика Палладиана и башня Биссара, на противоположной стороне - Лоджия Капитана и Палаццо дель Монте ди Пьета. Большинство зданий окружающих Пьяцца деи Синьори проектировал гениальный Андреа Палладио. Изначально это была торговая площадь, на ней находился рынок и римский форум. В середине XV века на площади установили колонну со львом - символом Республики (по образцу и подобию Сан-Марко в Венеции). В середине XVII века на площади установили вторую колонну - со статуей Христа. Самым заметным сооружением на площади является башня Биссара. Высота башни - 82 метра, это одно из самых высоких сооружений в городе. Первые упоминания о башне относятся к XII веку. Позднее башню надстроили, разместили на ней колокола и часы, в башне разместили мощи святых. Во время Второй мировой войны, дружественные американские войска башню разбомбили. Полностью восстановили башню только в начале нашего века. Уникальные часы на башне являются шедевром механики и астрономии. Кроме времени и времени суток они показывают лунные фазы. Площадь Синьории является популярным местом у местных жителей и у туристов. Здесь всегда есть люди, регулярно проводятся всевозможные массовые мероприятия, концерты, фестивали, собрания. По вторникам и четвергам на площади работает рынок.

Об Андреа Палладио http://flourishing.ru/late-renaissance/andrea-palladio

Кратко об Андреа Палладио: см. https://www.otzyv.ru/read.php?id=183694

«Сын мельника из Падуи, родившийся в 1508 г., в юности ставший подмастерьем в скульптурной мастерской в Виченце, Андреа по совету гуманиста Дж.Дж. Трисино, разглядевшего в нем необычайный талант, совершил поездку в Верону, Венецию и Рим, откуда вернулся уже архитектором Палладио (кстати, псевдоним в честь греческой богини Афины Паллады, Андреа ди Пьетро взял также по совету Трисино) с собственным стилем, получившим позже название "палладианство"

Андреа Палладио много работал в Венеции (Виченца в то время входила в состав Венецианской республики), где возвел ряд церквей, дворцов и общественных построек, благодаря чему даже получил в 1570 г. титул "Прото делла Серенисиссима" (виднейшего гражданина Венеции). Однако, главным для себя городом сам архитектор считал ставшую для него родной Виченцу, в которой он и скончался в 1580 г., начав и не завершив свой последний гениальный проект - театр "Олимпико". Ещё приведу строки из книги П.Муратова "Образы Италии": "Палладио ни разу не повторил себя, и в то же время все, что им создано, могло быть создано именно им, и только им одним. В этом истинная классичность его искусства, искавшего и нашедшего единство в многообразии».

*В офисе туристической информации Виченцы, который зимой находится рядом с театром Олимпико по адресу Piazza Matteotti 12 (9.00 – 17.30), а летом на площади Синьории, можно получить карту города с нанесенными на нее объектами Палладио.

Тут же можно купить музейную карту, которая включает в себя посещение основных музеев города. В тот день была какая-то акция, и мы заплатили за эту музейную однодневную карточку Виченцы 10 евро на человека. ( В нее входило посещение: Театр Олимпико, церковь Санта Корона, музей Палладио, музей Рисорджементо, палаццо Черикати)

Музеи Виченцы: http://www.museicivicivicenza.it/it/

Teatro Olimpico

http://www.teatrolimpicovicenza.it/en/

(Открыто с 9.00 до 16.30)

Обязательно нужно зайти внутрь. Открывающийся внезапно театральный зал и декорации сцены производят сильное впечатление. Хочется просто сесть на ступени деревянного поскрипывающего амфитеатра и наблюдать ушедшее время.

Последнее творение Палладио в Виченце начато в год его смерти. Театр Олимпико — первое монументальное театральное здание в Италии. Архитектор использовал здесь тип римского театра, однако придал залу не круглую, а эллипсовидную форму. Обнесенный колоннадой овал зрительного зала, равно как и фасад сцены богато украшены круглой скульптурой. На сцене размещаются стационарные декорации, изображающие пять расходящихся, застроенных домами и дворцами улиц.

Подробно о театре см. http://mirandalina.livejournal.com/313921.html

Santuario di Santa Corona
Церковь Санта Корона (45.549308, 11.547863)

(открыта: вт – вс 9.00 – 17.00)

«Начало строительства - 1261 г. Эта церковь, основанная доминиканцами, была построена как храм для хранения реликвии – шипа из Святого Венца, подаренного в 1259 году французским королем Людовиком IX епископу Виченцы Бартоломео да Бреганце (Bartolomeo da Breganze). Реликвию выносят на публику только в Страстную Пятницу.

Церковь украшена шедеврами Палладио – по его проекту выполнена капелла Вальмарана (пройти к ней можно через боковую дверь крипты), Паоло Веронезе – церковь украшает его картина «Поклонение волхвов», Джованни Беллини – его кисти принадлежит картина «Крещение Христа» и другие. Грандиозный алтарь украшен полихромной инкрустацией из драгоценных пород мрамора, ляпис-лазури, кораллов, сердолика и перламутра.

Именно здесь в 1580 году был похоронен Андреа Палладио (в 1800 году его останки были перенесены на кладбище, где покоятся прославленные вичентийцы)» http://www.visitalps.ru/countries/italy/cities/Vicenza/sights/27362

Информации по храму много, не буду пересказывать.

Церковь Корона https://it.wikipedia.org/wiki/Chiesa_di_Santa_Corona

http://www.geoplan.it/cartine-mappa/mappe-provincia-Vicenza - карта интерактив

http://chiesadisantacorona.vicenza.it

http://chiesadisantacorona.vicenza.it/infoopera.php?idopera=29&vai=1

Обозначу шедевры, которые привлекли наше внимание.

1. Altare di Santa Maria della Misericorlia, 1519 г. (Лоренцо Венециано, Марчелло Фоголино)

2.Altare Catzadori 1500 – 1525 гг. (Джованни Беллини)

http://chiesadisantacorona.vicenza.it/infoopera.php?idopera=6&vai=1

3. Капелла

http://chiesadisantacorona.vicenza.it/infoopera.php?idopera=29&vai=1

4. Интарсии на резных стульях монашеских хоров

5. Cappella San Giuseppe (1793-1795) (Капелла сан Джузеппе). П. Веронезе «Поклонение волхвов»

6. Capella dell Rosario

7. Необычный, с тонкой мозаичной инкрустацией алтарь.

Городской Музей
Palazzo Chiericati (45.549086, 11.549314)

http://www.museicivicivicenza.it/it/mcp/palazzo_chiericati.php

Еще один образец чистого палладианского стиля – здание городского музея. Внутри - коллекция картин венецианской школы. Музей практически напротив входа в Театр Олимпико. Все рядом. Небольшой сквер перед музеем со скамейками (где нам удалось перекусить своими запасами) и тут же банкомат на площади. Что-то не в чести тут банковские карты, многие предпочитают наличку, даже в музеях.

Риторе Венетто

Пьетро Ломбардо

Ханс Мемлинг

Андреа Мантанья

Марчелло Поголино. «Стигматы св.Франциска»

Довольно забавно расписаны интерьеры музея-дворца. Художник явно стремился показать свое мастерство, изображая людей и животных в самых хм… этаких смелых ракурсах. И это на плафоне потолка.

На каждом углу можно натолкнуться на творение великого сына Виченцы Андрея Палладио. Конечно же, тут есть и его улица, на ней особенно много палаццо. Около каждого есть табличка с информацией и штрих кодом для скачивания информации на телефон.

Есть и музей мастера, где можно увидеть макеты его сооружений. При наличии времени можно было бы зайти (тем более входило в единый билет), но ограничились заглядыванием во дворик.

Нетронутый почти нами сюжет – это Виченца римская. Информация и интерактивная карта см. сюда: http://www.vicenzaromana.it/mappa/

Ну и напоследок

Chiesa di San Lorenzo
Церковь сан Лоренцо (45.548679, 11.542441)

http://www.sanlorenzo.vi.it/

«XIII в. В архитектуре церкви Сан Лоренцо гармонично соединились готический и романский стили. Фасад украшает великолепный стрельчатый портал, по бокам от которого расположились под балдахинами четыре саркофага прославленных вичентийцев. Над входом находится барельеф «Мадонна с младенцем, Св. Франциском и Св. Лоренцо» работы венецианского мастера Андриоло де Санти (XIV в.). Внутреннее помещение, как и подобает церкви ордена францисканцев, довольно аскетично. Из украшающих церковь произведений искусства можно отметить барельеф с изображением Мадонны с младенцем (XVв.), алтарь Pojana (XVв.) – в котором объединены элементы разного происхождения, две картины Франческо Питтони (Francesco Pittoni) середины XVII века, всевозможные монументы и саркофаги. К церкви прилегает живописный внутренний дворик II половины XV в.» см. см. сайт «Храмы Виченцы» http://www.visitalps.ru/countries/italy/cities/Vicenza/sights/27362

Успели все, что планировали, но и осталось еще на один визит. Вот такая интересная оказалась Виченца. Скромный небольшой город, наполненный палаццо.

Переезжаем в Верону.