29 июня 2017
Орвиетто
Civitella del Lago – Orvieto – Bolsena

Утром спуск от кемпинга к Чивителла, далее вдоль озера по хорошей дороге, до Орвието нетрудный участок. Орвието манит к себе издалека, подъезд к нему не менее хорош, чем сам город.

Орвието возникает перед взглядом потрясенного путешественника, как одинокий остров в безграничном пространстве живописной долины реки Палья. Все здания на скале распределены в центральной ее зоне, т.к. строить вдоль гребня было опасно и поэтому запрещено. Город представляет из себя сеть небольших площадей, причудливо пересекающихся узких улиц и извилистых переулков.

Схема Орвието

Скала, на которой стоит Орвието, имеет вулканическое происхождение. Туфовое плато возвышается от 15 до 60 м. над долиной реки Палья. Первоначально это этрусское поселение. В 264 г. римляне взяли штурмом селение, захватили богатую добычу и переселили людей на берега озера Больцена. В средневековье восстановившийся город разорили варвары, но он снова восстановился и назван был Урбс Ветус - «старый город», откуда и берет начало современный топоним. Но мирной жизни не случилось, т.к. тут жили две враждовавшие семьи Мональдески и Филиппески- гвельфы и гиббелины. В 1354 г. город попал под власть папства, и, несмотря на сопротивление жителей, так и принадлежал церкви до середины XIX в. вплоть до объединения Италии. Прославился же Орвието не этрусскими гробницами, и не ренессансными постройками, а великолепным кафедральным собором романо-готического стиля.

Собор сразу выделяется своим особым положением в композиции города и сразу приковывает к себе взгляд паломника.

Нижняя станция фуникулера находится напротив жд вокзала, верхняя - между входом в крепость Альбоноиз и Колодцем сан Патриццио. Колодец находится рядом с воротами Порта Постиерла (или Порта Рокка) и руинами Бельведера.

Рассказ об этом городе для меня труден. Как и о любом посещаемом городе Европы. Чтобы показать город по-своему, нужно найти свой маршрут, и тогда растиражированные сотнями фотокамер декорации город выстроит специально для тебя.

В Орвието нет такого своего маршрута, ибо есть единственный. Главное тут - это Собор и все, что около него. Собор отфотографирован и описан во многих ракурсах и со всех точек зрения. Доступны как официальные интернет-ресурсы, так и утвердившиеся на просторах культурного Интернета авторитетные ЖЖ. Повторяться не буду, ибо не искусствовед, не религиозный деятель, не историк. Одно могу сказать точно: Орвието – этот такой итальянский город, который стоит увидеть всякому. И хорошо, что это случилось с нами.

На верхнюю террасу Орвието можно подняться на фуникулере с велосипедом. Что мы и сделали.

Станция фуникулера сразу напротив жд вокзала (время работы: будние дни. 7.15-20.30 каждые 10 мин.; праздничные дни 8-20.30 каждые 15мин; 1,30 € на человека; 2.60 € с велосипеда) (N42.72351° E12.12601°)

Рядом с верхней станцией фуникулера – крепость и колодец. В крепость зашли, а знаменитый колодец прозевали…( 42.722580, 12.120461). http://www.inorvieto.it/it/scegli/orvieto_sotterranea/pozzo_di_san_patrizio.html

Проехав по старинным улицам до огромной и просторной площади перед собором, решили припарковаться около бюро информации, что рядом с собором в доме напротив. Тут можно оплатить экскурсию в подземные гроты Оривето.

С экскурсией по Orvieto underground вы можете увидеть подземные коридоры, лестницы, проходы, неожиданные комнаты. Нам рассказывают удивительную историю этого "подземного города”. Время посещения: ежедневно с 11-12.15 и 16-17.15, от площади Дуомо, 23, рядом с Apt. Информацию.: тей. 0763-34.48.91, бронирование: tei 0763-34.06.88. http://www.orvietounderground.it/index.php/ru/

Но мы уже подобную экскурсию посещали. Поэтому предпочли иное – маршрут по храмам Орвието, который случайно нашли в буклете одной из церквей. Т.о., устроили себе настоящий квест, т.к. храмы все одновременно закрываются на сиесту, и нужно было успеть попасть всюду за один час. План «церковного» маршрута:

Палаццо дель Пополло (42.719385, 12.110857)

С площади от собора видны две городские башни с часами. Дальняя башня дель Моро (или дель Сараччина), т.к. на ней была установлена голова сарацина, об которую когда-то рыцари ломали свои копья во время турниров (была такая традиция). На башне колокол, отбивающий время суток, на нем выгравированы гербы 25 ремесленных цехов, которые принимали участие в создании колокола. Вторая башня Маурицио так названа по имени создавшего ее мастера (башня стоит на площади Собора). На ней бронзовая статуя звонаря. В руках его молоток, ударами которого он отбивает каждый час. По бокам еще два маленьких колокола тоже с молоточками, они отбивают каждую треть часа.

Увидели многое, особенно впечатлила церковь св.Джовенале (Иуменалия) с многочисленными уникальными фресками. Служитель, обратив внимание на то, что мы испытываем неподдельный интерес к росписям, подозвал к себе, вынул откуда-то из сундука книжку про храм и предложил нам ее купить. Что мы и сделали.

Церковь Сан-Джовенале (42.719489, 12.103220)

См. https://sibeaster.livejournal.com/245180.html

См. https://sibeaster.livejournal.com/245487.html

Церковь Сант-Андреа. (42.718228, 12.108765)

Подробнее см. https://sibeaster.livejournal.com/245774.html

Святые Георгий Победоносец и Антоний Великий (XV век)

Церковь Сан-Агостино (42.719773, 12.104237). Тут сейчас музей скульптуры. Внутрь не попали.

https://sibeaster.livejournal.com/245505.html

Церковь Сан-Доменико(42.720955, 12.113432)

Тут, кстати, находится кафедра, с которой проповедовал Фома Аквинский.

См. https://sibeaster.livejournal.com/244533.html

См. https://sibeaster.livejournal.com/244843.html

Церковь Сан-Лоренцо (42.715427, 12.109588)

Церковь св. Франциска

Кафедральный собор

Собор не закрывают на сиесту, поэтому после маленьких храмов Орвието отправились надолго в собор. Осмотрели все, что предлагалось по комбинированному билету за 5 евро, даже музей Дуомо. Времени на это уникальное произведение архитектуры не нужно жалеть. Да и не отпускает фасад собора – держит взгляд. Не случайно вдоль стен домов, которые стоят напротив храма, есть длинная скамья. На ней можно долго-долго сидеть и разглядывать все детали этого архитектурного чуда.

Кафедральный собор, один из шедевров итальянской готической архитектуры, был построен, чтобы отпраздновать евхаристическое чудо в Больсене.

Строительство кафедрального собора продолжалось более 300 лет. Первым строил его Арнольдо ди Камбио – это было романское строение, следующий архитектор Дж.Угуччони добавил готические элементы. В XVв. Строительство продолжил сиенский мастер Лоренцо Маитани. Именно он задумал фасад как огромный триптих и завершил его тремя шпилями.

Окно-роза создано в 1354-1380 гг. Андреа ди Чионе (по прозвищу Орканья).

Мозаики фасада были сделаны в 1381 г. местным мастером Пуччо. Часть их была снята и отправлена в Рим Папе Пию V.В XVIII – XIX вв. подверглись неудачной реставрации, точнее, переделке.

Рождество Девы Марии (1785)

Успение Девы Марии (1366, реставрация 1960)

Коронование Марии

Двенадцать апостолов.

Барельефы фасада покрывают полностью нижние части огромных пилястров фасада. На них представлена судьба человека, начало и конец его жизни, а также таинство Искупления.

Первый левый пилястр дает ветхозаветные сюжеты: Бог Саваоф вдыхает жизнь в человека и вынимает у него ребро. Сотворение Евы. Земной Рай. Первородный грех. Изгнание из Рая. Адам и Ева в трудах земных. Жертвоприношение и убийство Авеля.

Второй пилястр - это ветхозаветные эпизоды. В центре «генеалогическое древо» Христа.

Третий пилястр - новозаветные сюжеты. Благовещение. Встреча Елизаветы и Марии. Рождество Христово. Поклонение волхвов. Обрезание. Бегство в Египет. Избиение младенцев, и т.д.

Четвертый пилястр - Страшный суд. Христос Судия. Избранные и осужденные, Воскрешение мертвых. Ад.

В интерьере использована стилистка чередования цветов. «Зеброй» - разноцветным камнем - выложены самые старые элементы здания: могучие круглые столбы. Низ боковых стен также декорирован «зеброй» на один метр от пола. Остальная поверхность предназначалась для фресок, но «реставраторы» XIX в., сбив фрески 15 в., краской имитировали каменную зебру до самой кровли.

Водосвятная чаша

По боковой стене когда-то было пять капелл с фресками, которые уничтожили в ходе той же реставрации. Обнажившиеся фрески сейчас без алтарей и выглядят странно. Причем это не лучшие образы фресковой живописи той эпохи. Алтарные картины, написанные на холсте, помещены в музей Дуомо. Поэтому интерьер собора не соответствует сейчас тому, который был изначально.

Схема собора

Алтарь

Капелла Сан Бриццо.

Подробно см.: http://sibeaster.livejournal.com/248059.html

Очень сильное впечатление производят фрески Нового придела (придел Св. Бриццо) 1404 – 1444 гг. Автором фресок является Беато Анджелико и Беноццо Гоццоли, а позже Лука Синьорелли. Именно он и закончил цикл фресок. Художник испытывал влияние своего учителя Пьеро делла Франческа.

Изображение на стенах капеллы по теме Апокалипсис и напоминают «Божественную комедию».

Данте, конечно же, тут. А также Вергилий, Овидий и Эмпедокл.

Капелла Корпорала (1350- 1356 гг.)

Подробно см. https://sibeaster.livejournal.com/247676.html

Внутри алтарь работы Орканьо. Фрески капеллы (Обращение сарацинов и другие).

Дева Мария «прибегающих»

Museum Dell'Opera del Duomo Orvieto

Посетить музей, безусловно, нужно, т.к. там собраны ценные произведения искусства, находящиеся ранее в разных храмах Орвието и окрестностей. Все можно хорошо разглядеть. Да и народу - никого. Коллекция размещена в двух зданиях.

Резные украшения хоров собора

Мои любимые космодески (мозаичная кладка особого стиля).

Благовещение (XVв.) из церкви Санто –Спирито Тамбурино (в окрестностях Орвието).

Pietro di Nicola Baroni.Мадонна с младенцем ( XVв.)

Andreas Giovanni. Внесение Христа во храм

Шествие волхвов

Иоан Креститель

Два апостола (XIIIв.)

Simon Martini. Мадонна с младенцем (1332 г.)

Piero Pucciio. Св. Амброджио

Luca Siniorelli. Автопортрет с камердинером (1593 г.)

Ну, и чудесная ученая обезьянка. Средневековая шутка.

Рядом с соборной площадью сразу обращает на себя внимание улица с деревянными скульптурами. Это мастерская Микеланджели – одна из лучших столярных мастерских, существующая с 1798 г. Именем мастера Микеланджели названа одна из улиц Орвието. Из еловой древесины тут делают мебель, сувениры, театральные декорации, кукол.

После такого культурного насыщения позволили себе пиццу тут же неподалеку. Потом направились на выезд из города по очень крутым, спускающимся с холма улицам. Затормозив около одного из питьевых фонтанов, обнаружили себя около музея-грота Well of the Cave (42.718471, 12.105375). Решили его посетить http://www.pozzodellacava.it/

Как явствует из названия места, находится оно на via Cava, одной из самых характерных улочек Орвието. Это частный музей (как мы поняли) - этрусский комплекс: дом, под которым туфовое подземелье с богатым археологическим прошлым и колодец. Когда-то здесь была керамическая мастерская, сейчас изделия, выставляемые на продажу в музее, сделаны в стилистике старинных артефактов. Каждый этап археологического путешествия прокомментирован короткими надписями на итальянском и английском. Очень милый хозяин экспозиции – все радушно и с мягким юмором. Есть сувенирный магазинчик и кафе на террасе во дворе.

На выезде из города подъехали ко входу в этрусские некрополи в туфовой скале Орвието (Necropoli Etrusca di Crocifisso del Tufo 42.720745, 12.105287), но поняли, что уже не имеем лишнего часа времени на осмотр.

Выезжаем на маршрут в сторону озера Boisena. Орвието долго машет нам вслед со скалы. Расставаться не хочется. Думаю, я сюда еще вернусь.

По пути вынужденная остановка по извлечению из велорюкзака склапендры.

После спуска из Орвието снова набираем вверх 350 м. на 10 км. Но дороги неплохие. Перед Boisena хороший спуск, красивая дорога, попадаются велосипедисты. Приближаемся к курортному месту.

Осмотр города оставляем на утро. Ночуем в кемпинге Boisena (N42.63047° E11.99502°) Blu International Camping http://www.blucamping.it/?lang=en

Ну вот уж чего-чего, а кемпингов на озере навалом. Стоимость ночевки на двоих в палатке 20 евро.

Проехали за день: 59 км.