Итак, в рамках проекта-путешествия «Искусство Древней Руси. Золотое кольцо» в Ярославле побывали дважды – зимой 2020 два дня и летом 2020 – 2 дня. Цифра два – ключевая: мы увидели Ярославль как бы с двух сторон, ибо зимой и летом города производят совершенно разное впечатление.

Ярославль ни с чем не спутаешь. Его коричневатые кирпичные с зелеными куполами и вставками ярких изразцов храмы XVII века создают узнаваемый портрет города. Хотя есть и более ранние белокаменные постройки.

Зимой прибыли в город со стороны Ростова Великого, преодолевая километровые пробки накануне Новогодних праздников. Летом приехали на электричке и того же Ростова, пробок уже не было, в городе было вообще пусто из-за пандемии. Зимой изучили топографию центра, осмотрели все храмы снаружи, так как фресковые росписи можно увидеть только летом.

Летом поехали за росписями, но был риск их не увидеть из-за дождливой погоды - фрески увидели, но не все, опять же из-за пандемии были открыты не все музейные объекты. Зимой катались на коньках на Советской площади, летом смогли увидеть интересные музеи и насладиться волжским пейзажем. Рассказ построю не как описание маршрута, а как описание значимых объектов. Лето и зима будут пересекаться на фото.

Итак, поехали. Начну с жд вокзала, где установлен памятник Савве Мамонтову, основателю Северной магистрали Москва – Воркута.

Зимой :Толчковая слобода – Федоровская церковь – Коровники – Советская площадь (центр города) – (Церковь Ильи Пророка) – церковь Рождества – (церковь Наидина) – Волжская набережная – бульвар (Демидовский столб) – (Спасский монастырь (музей-заповедник) - Которосльская набережная (храмы) – Стрелка – Успенский собор – Никола Мокрый (жили рядом на ул.Чайковского, 2)

Летом маршрут был такой: 1 день: Толчковая слобода (фрески храма Иоанна Предтечи) – Федоровская церковь – Церковь Ильи Пророка на Советской площади (фрески) – исторический центр. 2 день: Спасо-Преображенский монастырь (фрески собора), музеи: Митрополичьи палаты (иконопись) и Ярославский художественный музей (живопись, скульптура, временные выставки).

В период образования Киевского государства на этом месте уже стояло древнее языческое святилище и был расположен поселок потомков угро-финских племен, смешавшихся с пришлым славянским населением. Легенды называют это поселение «Медвежьим углом» - отсюда и происхождение символа Ярославля (есть и на лавочках, и на гербе города).

Из истории Ярославля читать подробнее

Местоположение поселения было очень выгодным: он контролировал устье Которосли, соединявшей с Волгой один из крупнейших городов того времени — Ростов Великий, то есть поселение фактически было форпостом Ростова на Волге. В начале XI в. воины ростовского князя Ярослава Мудрого (ставшего позднее великим князем киевским) взяли штурмом поселок и сожгли главное языческое святилище. По преданию, сам князь тяжелым боевым топором зарубил священного медведя и приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени Ярославлем. Об этих полулегендарных событиях напоминает известный с XVII в. герб города, изображающий медведя с трезубцем, позже замененным секирой. Ярославль, однако, еще долгие годы хранил традиции мятежных языческих времен. Знаменательно, что первое упоминание города содержится в летописном рассказе о крупнейшем восстании смердов 1071 г. Его возглавляли «два волхва от Ярославля». Временем его наивысшего расцвета в домонгольский период было правление ростовского князя Константина Всеволодовича (1207–1218) и его сына Всеволода (1218–1238). Именно в это время город все чаще упоминается на страницах ростовского летописания.

В 1218 г. князь Константин разделил свои владения между двумя сыновьями: «посла сына своего старейшего Василька на стол Ростову, а Всеволода на Ярославль». В это время возникла княжеская резиденция на Стрелке: двухэтажный деревянный княжеский дворец с просторными сенями, а вокруг избы дружины и многочисленной челяди. В 1215 г. Константин «заложил церковь камену на Ярославли на дворе своем во имя святые Богородицы Успения» (не сохранилась) на его месте теперь новопостроенный Успенский собор. И в это же время начинают строить загородный (то есть сразу за стенами города) княжеский Спасский монастырь. Ярославские храмы этой поры строились, очевидно, прославленными мастерами соседнего Ростова. В начале XIII в. Ярославль разросся далеко за пределы существовавшей тогда крепости. О размерах города той поры можно судить по летописному известию об огромном пожаре в 1222 г., когда «град Ярославль мало не весь погоре и церкви изгоре 17, двор же княжь… избы огня». Такое количество церквей само по себе свидетельствует о значительной величине города.

Западные подступы к городу охранял Спасский монастырь, расположенный у главной переправы через Которосль. (Сейчас на этом месте построен Московский (Американский) мост и Московский проспект). С севера город защищал Петровский монастырь, возникший в начале XIII в. в полутора километрах от кремля вверх по Волге. В дальнейшем застройка Ярославля развивалась в пределах треугольника между кремлем, Спасским и Петровским монастырями. Впоследствии этот участок стал основной территорией городского посада.

Как и остальные среднерусские города, Ярославль в 1238 г. был разорен и сожжен. Один из самых трудных кровопролитных боев с татарами произошел, по преданию, 3 июля 1257 г. Ярославцы понесли в нем огромные потери. С тех пор место боя — невысокая гора за Которослью, хорошо видимая со Стрелки, стала называться Туговой горой (горой печали). На Куликовом поле в 1380 г. ярославская дружина стояла на левом фланге войска Дмитрия Донского. В XIV — первой половине XV в. ярославские князья, сохраняя видимость политической независимости, никогда, однако, не претендовали на ведущую роль в междоусобной борьбе среднерусских княжеств. Со времен Ивана Калиты они были постоянными верными союзниками Москвы.

Такое спокойное, без борьбы и крови, включение Ярославля в состав Русского государства сыграло решающую благоприятную роль в его дальнейшем развитии. Характерно, что город еще некоторое время сохранял отдельные привилегии столицы удельного княжества, в частности право чеканки монет. А вот активного каменного строительства в Ярославле не велось, а что и было построено, периодически сгорало в частых пожарах. Основные памятники архитектуры, которыми славится город, относятся к XVII веку, когда разбогатевшее купечество ставило тут и там «именные» храмы и слободы соревновались друг с другом, чем храм красивее.

Текст написан на основании книги: Добровольская Э.Д, Гнедовский Б.В. Ярославль. Тутаев. Художественные памятники XIII – XIX веков..



Конечно, не только храмы можно смотреть в Ярославле. Тут есть арт-объекты, и разные музеи, в том числе свеженький (и, кажется, весьма антинаучный)«Музей альтернативной истории», шоу-макет «Золотое кольцо» в миниатюре, музей (чудесный) «Мой любимый мишка», «Музей кухонной машинерии». Есть Bолжская набережная, по которой можно прогуливаться бесконечно. Есть, собственно, река Волга, по которой тоже можно куда-нибудь поплыть на теплоходе. Именно на Волжской набережной сосредоточены и основные музеи: «Ярославский художественный музей» (хорошая коллекция) с прекрасным парком, «Музей Истории города Ярославля» (обычный краеведческий) и «Музей древнерусского искусства» (отличный!), «Музыка и время», «Музей истории пряника», есть и «Музей зарубежного искусства».

Но начну все же с храмов, потому что именно эти необычные краснокирпичные сооружения XVII века, построенные купцами и жителями слобод, создают неповторимый и узнаваемый образ Ярославля. Все храмы на интерактивной карте

Как минимум три слободы напоминают о себе сохранившимися храмовыми комплексами, это Толчковая слобода, где жили кожевенники (они толкли кору ивы и дуба для раствора, в котором происходило дубление кож), Коровницкая слобода, где народ занимался животноводством, и Ловецкая слобода, где жили рыбаки.

Толчковая и Коровницкая находятся за речкой Которосль. Из центра добираться нужно на транспорте, пешком неинтересно и долго. Зимой мы ездили на машине, а летом по пути из Ростова сошли на станции Которосль, что в 20 минутах хода от храма Иоанна Предтечи в Толчковой слободе.

Церковь Иоанна Предтечи

Архитектурный комплекс в бывшей Толчковой слободе Которосльная наб. 69, (57.61092, 39.8569)

По русской традиции рядом обычно строили два храма – летний и зимний. Зимний более маленький (его же топить нужно), летний – более просторный, и именно он расписывался и украшался наиболее богато. Часто дополняла ансамбль отдельно стоящая колокольня. Так и тут.

Ансамбль Толчковой слободы: -Летняя церковь - Церковь Иоанна Предтечи (1688)

  • Зимняя церковь - Церковь иконы Фёдоровской Богоматери (1687) (находится в километре восточнее).
  • Отдельно стоящая колокольня
  • Святые Врата

В настоящее время храм находится в составе Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в летнее время открыт для посещения, информация на сайте.

Примерно в километра западнее (за проспектом Толубухина) находится (зимняя) церковь бывшей Толчковой слободы (57.60962, 39.86537).

Федоровская церковь

Сейчас Федоровская церковь открыта и летом, и зимой. Фотографировать нельзя (только с благословления – да где ж его взять). Внутри храма сразу обращаешь внимание на резные царские врата , иконостас с виноградной лозой и старинные уникальные иконы.На прилегающей территории тенистый сквер со скамейками. Прекрасно можно отдохнуть, мы даже перекусили своими запасами.

Сказание связывает возведение Фёдоровского храма в Толчковской слободе с чудотворным исцелением посадского человека Иоанна Плешкова. В 1669 году он исцелился после того, как во сне ему явились двое мужей «во одеянии святительском» и повелели совершить паломничество в Кострому к иконе Феодоровской Богоматери — моленному образу царей новой династии Романовых. Святители предписали Плешкову заказать список с чудотворного образа и соорудить в Николо-Пенском приходе каменный храм в его честь.

В Федоровской церкви сохранился резной позолоченный иконостас 1705 г. работы мастеров Василия Комара и Степана Вороны. Несколько икон написал Гурий Никитин - икону-список «Федоровской Богоматери» и «Вседержитель».

Семь ярусов стенописей главного храма выполнены в 1715 г. Федором Игнатьевым и Федором Федоровым «с товарищами». Творчество этих ведущих мастеров рубежа XVII–XVIII вв. известно по росписям еще нескольких ярославских храмов. Здесь наиболее зрелая работа мастеров. Самыми интересными являются росписи на темы прославления богородицы, занимающие шестой ярус сверху. Здесь много реалистических сцен. Начиная от восточного угла южной стены, где изображено, как костромской князь Василий «обретает» икону Федоровской богоматери на вершине сосны, и далее художниками ведется занимательное повествование о чудесах, творимых этой древней реликвией. Преобладают военные сюжеты: победа над Батыем и связанный с ней пожар Костромы, избавление Москвы от Тамерлана, освобождение Царьграда от сарацин, осада литовцами Киево- Печерского монастыря. Изображены пушки, развевающиеся трехцветные петровские флаги - бесконечный калейдоскоп подробностей.

В советское время храм был закрыт, разграблен и приспособлен под жильё, с 1946 по 1986 годы в нём складировали материалы. Соседняя Николо-Пенская церковь не закрывалась и служила кафедрой ярославских архиереев. Довольно долгое время Федоровская церковь была кафедральным собором Ярославля (С 1987 года до освящения в 2010 году нового Успенского собора). В ансамбль прихода входят также тёплая Николо-Пенская церковь с колокольней и современный крестильный храм Равноапостольного Владимира (1999). Приход окружён оградой советского времени, подле храма захоронено несколько архиереев. Текст написан на основании книги: Добровольская Э.Д, Гнедовский Б.В. Ярославль. Тутаев. Художественные памятники XIII – XIX веков.. Фото


Коровницкая Слобода

Ансамбль Коровницкой слободы:

  • Летняя церковь - Церковь Иоанна Златоуста (1654)
  • Церковь Владимирской иконы Божией Матери (1669)
  • Шатровая колокольня "Ярославская свеча" (1680-е годы)
  • Святые врата (рубеж 17-18 веков).

Бывшая Коровницкая слобода находится относительно Недалеко от Федоровской церкви (если на машине, а пешком далеко, координаты: (57.6115, 39.9061). Зимой все закрыто, обнесено забором. Говорят, идет реставрация. Внутри сохранился прекрасный резной иконостас (иконы все в музее). Храм с XVII века особенно не перестраивался, так как слобода была небогатая и «улучшать» церковь было не на что.

Близко к стенам можно подойти только со стороны Волги, чтобы лицезреть знаменитый огромный изразцовый наличник окна. Он выполнен с расчетом на дальнее восприятие и появился не сразу, а примерно через 40 лет после постройки храма. Необычна причудливая форма наличника, он состоит из многоцветных изразцов с крупным сочным орнаментом. Самые старые изразцы наверху, внизу – более новые. Отличаются цветом. Только подойдя к памятнику вплотную, можно ощутить громадные размеры наличника (8 на 5 метров). Это один из символов Ярославля. ИсточникФото и Фото

Выразительный силуэт хорошо виден с высокого мыса Стрелки. Жители Коровницкой слободы занимались разведением скота, производством гончарных изделий, кирпича, изразцов. Восточный фасад храмов обращен к Волге и рассчитан на взгляд с реки, откуда раскрывается замысел всего ансамбля. Силуэт особенно четко рисуется со стороны реки на фоне вечернего заката.

Церковь Иоанна Златоуста

Построена в 1649–1654 гг. на средства посадских людей Ивана и Федора Неждановских, которые похоронены в ее южной галерее.

Очень просто и изящно оформлены шатровые приделы. Группа небольших кокошников смягчает переход от четырехгранного основания к восьмерику и далее к шатру, напоминая декор Ризположенского придела церкви Ильи Пророка. Очарователен своеобразный рисунок кирпичных наличников верхних окон.

Стоит обратить внимание на кувшинообразные столбы галерей храма, перехваченных кирпичными поясами. В крайних восточных постаментах этих столбов сохранились красные неполивные изразцы. Очевидно, такие же изразцы украшали вначале и столбы галереи и лишь позже были заменены многоцветными. Они изготовлялись неподалеку от строившейся церкви Иоанна Златоуста, в керамической мастерской на территории Коровницкой слободы.

Церковь Иоанна Златоуста оказала большое влияние на последующие ярославские храмы. Например, в церкви Спаса на Городу (1672) повторены формы ее приделов, а в церкви Николы Мокрого (1665–1672) — почти вся композиционная схема. Соседняя, построенная позже Владимирская церковь, повторяет силуэт своей предшественницы.

Церковь Владимирской богоматери (зимняя) и колокольня

Построена в 1669 г. Восточный фасад высокого пятиглавого четверика повторяет формы и размеры восточной стены соседней церкви Иоанна Златоуста. На оси двух храмов стоит, словно вырастая из земли, 37-метровая колокольня (1680-х гг). Хорошо видимая из города, она благодаря необычайной стройности силуэта уже давно получила меткое название «ярославская свеча».

Закончен ансамбль был уже в конце XVII века, когда появились Святые ворота Их фасады украшены типичным резным кирпичным декором и изразцами. Главка была покрыта многоцветной поливной черепицей.

Церковь Благовещения и Воскресения

На волжском берегу, напротив современного Речного вокзала (Волжская наб., 51), находилась еще одна слобода - Ловецкая (здесь жили рыбаки).

Ансамбль Ловецкой слободы:

  • Летняя церковь - Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1702)
  • Зимняя церковь - Церковь Вознесения Господня (1745)
  • Отдельно стоящая колокольня.

Это единственный из шести имевшихся вдоль берегов Волги за пределами Земляного города храмовый комплекс второй половины XVII — начала XVIII , который хорошо сохранился до нашего времени.

Церковь Благовещения поставлена жителями Рыбачьей слободки в 1688–1702 гг. недалеко от старого Семеновского взвоза (ныне Красный спуск) и расписана по их же заказу в 1709 г.

Ее композиция предельно проста. Одноэтажная бесстолпная церковь с самого начала была покрыта четырехскатной кровлей. Сложные вычурные главы относятся ко второй половине XVIII в. и теперь сохраняются как пример очень распространенной в то время в Ярославле формы декоративного завершения. С запада к ней пристроена широкая закрытая паперть, над которой прежде возвышалась высокая ярусная колокольня. Стены здания почти лишены украшений и лишь прорезаны большими арочными нишами окон. Лаконизм в обработке фасадов восполняется прекрасными пропорциями этого сооружения. Наряду с церковью Николы Рубленый город — это один из тех памятников, которые послужили образцом для развития ярославской культовой архитектуры в XVIII в.

Церковь Рождества Христова

Работает только по предварительным заявкам. (Ул Кедрова , 1) Информация

В 1630-е гг. на ярославском посаде появились новые каменные храмы. В 1635 г. была заложена церковь Рождества Христова на Волге. Примечательна тем, что тут впервые были применены поливные изразцы, возможно под влиянием впечатления купцов от архитектуры Востока, где они бывали. Кстати, аналогично появление майоликовых вставок на звонницах (кампанилах) итальянских средневековых храмов – это тоже влияние Востока.

Строилась на средства богатой купеческой семьи — Гурьевых-Назарьевых, которые участвовали в народном ополчении 1608-12 гг. Имена заказчиков Дружины и Гурия Назарьевых и трех сыновей Гурия наряду с царем Михаилом Федоровичем и ростовским митрополитом Варлаамом упомянуты в храмозданной летописи, что тянется по периметру храма. То есть, кроме обычного в таких случаях упоминания имен светских и духовных правителей, Гурьевы «дерзнули» вписать в убранство фасадов церкви свои «мирские» имена — яркий пример своеобразного вольнодумства и независимости по¬садских людей, хотя и преуспевающих в своих финансовых делах, но остававшихся на низшей ступени сословной лестницы общества XVII в.

Надпись гласит: «Воздвигли сию церковь Акиндин а по прозванию Дружина да Гурий Назарьевы \ а совершили церковь сию после 78 отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван \ а совершена сия церковь и освящена осьмыя тысячи 152 году месяца августа в 28 день». Широкая лента храмозданной надписи довольно редкий прием в русском каменном зодчестве. Уникально и то, что эта летопись составлена из поливных изразцов, которые в этом храме применены впервые(!) в истории ярославской архитектуры.

Династия купцов Назарьевых-Гурьевых в свое время славилась предприимчивостью. В период завершения строительства церкви Рождества Христова Гурьевы находились на вершине своих успехов. Выполняя финансовые поручения Московского правительства, братья Гурьевы постоянно бывали не только во многих городах центральной России, но и «у таможенных сборов» в Архангельске, «у икряных промыслов и хлебной скупки» в Астрахани, а также в Сибири. Они разведывали дороги «к индийским землям богатым и в Бухару», составляя по заданию Посольского приказа карты своих путешествий. Именно там, на Востоке, бирюзово-цветистая облицовка медресе и минаретов, в орнамент которой вплетались ленты арабских текстов, могла впервые поразить воображение ярославских гостей, пожелавших воспроизвести этот художественный прием в заказанной ими церкви. Успешное развитие изразцового дела в России позволило им осуществить свой замысел.

Поездки на Восток совершали не только сами Гурьевы, но и выполнявшие их заказы мастера. Первый раз это было в 1640 г., когда они на средства Гурьевых «за морем» на Яике строили деревянную крепость, охранявшую рыбные промыслы, а в 1661—1662 гг., возводили там взамен деревянной новую каменную крепость. Сейчас стоящий на месте крепости город носит имя государевых гостей Гурьевых.

Ярославские строители, как и сами Гурьевы, не могли не обратить внимания на непривычные их глазу облицованные цветной керамикой стены древних сооружений бывшей столицы ногайского хана Золотой Орды. Впечатлениями от восточных памятников объясняется и появление на фасадах соседней с нею надвратной церкви-колокольни такого декоративного мотива, как фигурные завершения угловых полуколонн, напоминающие «шапки» — венчания минаретов. Они могли быть выполнены только руками мастера, собственными глазами видевшего подобные формы. Изразцы придают белокаменному храму живописность. Узкие оливково-зеленые ленты опоясывают верх центрального барабана и полукружия абсид. Здесь изразцы двух рисунков, особенно интересны изразцы с изображением льва. (напоминают лучшие образцы русской деревянной резьбы). Семилепестковые розетки повторяют форму белокаменных вставок других ярославских памятников перв. пол XVIIв. украшают фасады крыльца и парапеты надвратной церкви-колокольни.

Это типичный ярославский посадский храм: на высоком подклете группируется сложная композиция из разных объемов, центральный из которых ранее завершался пятиглавием. Изначально облик храма был гораздо скромнее нынешнего памятника. Строили ее купцы рядом со своей усадьбой, но денег им не хватило. Достроили позже сыновья Гурия Назарьева. К первоначальному простому зданию был пристроен Казанский придел – вдвое расширивший галерею, к ней примыкал несохранившийся переход к колокольне. Именно в период достраивания появились красивые композиционные решения: пара мощных восьмигранных столбов в углу опоры арки, миниатюрные столбики галереи Казанского придела.

Церковь входила в состав усадьбы, которая была обнесена оградой со сложным монументальным сооружением, объединявшим арки проезда Святых ворот, надвратный храм и колокольню (1650-е гг.). Колокольня очень красива по своей форме.

Талантливо преобразован известный в русской архитектуре этого времени мотив тройни — композиции из трех расположенных в один ряд шатров. Необычна также сложная система внутренних лестниц и открытая галерея, которые связывают между собой надвратную церковь, колокольню и помещение для часов. Надвратный комплекс при церкви Рождества Христова был возведен после огромного городского пожара 1658 г. И если сама церковь стоит как бы у истоков местной посадской архитектуры, то надвратная церковь-колокольня является уже памятником периода самого активного развития каменного дела в Ярославле. Вместе с тем оба сооружения — каждый по-своему — на долгие годы вперед определили пути творческих поисков и устремлений ярославских мастеров-строителей.

В сущности, зодчие этого ансамбля впервые раскрыли перед ярославцами богатство декоративных возможностей кирпичной «резьбы» и полихромной палитры керамики, столь полюбившиеся на посаде и в огромной степени определившие дальнейшее развитие местного зодчества XVII в.

Строительство каменной крепости на берегах далекого Яика «погубило до конечной скудости» главу семьи и основателя ее богатства Михаила Гурьева и помогавшего ему брата Андрея. Взятие же крепости отрядом сторонников Степана Разина в 1667 г. привело их к полному финансовому краху. Избежавший разорения младший брат Иван Гурьев и его сыновья Михаил и Петр, продолжавшие жить в Ярославле, в 1683—1684 гг. стали заказчиками росписи интерьера церкви Рождества Христова. Имена мастеров — художников, расписавших храм, неизвестны, но исследователи сходятся во мнении, что одним из руководителей этой артели живописцев был знаменщик Дмитрий Семенов, участвовавший до этого в создании фресок церкви Ильи Пророка. Общая схема расположения стенописей церкви Рождества Христова типична для своего времени. О фресках см. стр.86 – 88. Добровольская Э.Д, Гнедовский Б.В. Ярославль. Тутаев. Художественные памятники XIII – XIX веков .

Иконостас неоднократно менялся, но первоначальные иконы сохранились. Это единственный иконописный храмовый ансамбль Ярославля I половины XVII в. См здесь.

Сохранились также в интерьере придела Николай Чудотвоца элементы отопления того времени – печь с изразцами и надписями «Царь Ал.Македонский», изразцы были , скорее всего, московские. Горячий воздух поднимался в верхний придел Петра и Павла.

К сожалению, церковь открывают только по специальной договоренности.


Храм Николы Надеина

В центре древнего посада, там, где находились некогда богатые усадьбы «государевых гостей», сохранились три памятника, открывшие период расцвета ярославского каменного зодчества. Древнейшим из них является церковь Николы Надеина на Волжском берегу (1620–1622 гг.; угол Народного и Волкова переулков). Это первый посадский храм Ярославля, построенный после разорения Руси в Смутное время. Именно с него началась история знаменитых ярославских храмов «золотого» XVII века. В тогдашнем Ярославле, кроме Успенского собора на Стрелке, не было каменных зданий, он был весь деревянный. Вокруг Надеинской церкви толпились крошечные домики, было грязно и неуютно. А храм возвышался над морем неказистых домишек, как прекрасный корабль.

Странное название храма восходит к ярославской традиции именных храмов - по имени заказчика. Посвящен храме Николаю Чудотворцу, а построен и принадлежал Найдину (Светешнкову). То есть был построен на его деньги и на его дворе.

Церковь Илья Пророка

Закрыта для посещения зимой. Летом: с 8:30 до 19:30. среда — выходной день. Во время пандемии вход по сеансам. Расписание висит перед входом - живая очередь, предварительную запись летом 2020 не требовали.

Это один из символов города. Расположен в центрe довольно большой площади, которая образовалась благодаря перестройке Ярославля по регулярному плану (ох уж эта неутомимая Екатерина Великая – все под одну классицистическую гребенку перестроила, средневековых городов–то и не оставила совсем!). Точкой отсчета сделали Ильинскую церковь, вот она и оказалась посередине всего. Все подводящие магистрали сориентированы либо на колокольню, либо на приделы с их высотными завершениями. Храм виден с нескольких улиц, как в Петербурге Адмиралтейство. На площади всякие административные здания, а зимой – елка и каток. Автор этого замечательного планировочного замысла неизвестен. Называют имя И. Старова, существует предположение об участии в разработке плана Ю.Фельтена, составлявшего проекты «образцовых» домов для рядовой застройки Ярославля. Считается, что планировка Ярославля - один из наиболее зрелых образцов русской градостроительной школы второй половины XVIII в. В нем прямоугольные рядовые кварталы сочетаются с лучевой и частично радиально-концентрической композицией. Это позволило выделить городской дворянско-купеческий центр и приспособиться к архитектурной ситуации древнего Ярославля.

Около церкви Илья Пророка со стороны Демидовского сквера арт–объект "Карта Древнего Ярославля".

Древний город как на ладони. Видны печать и вензель Екатерины Великой, которая даровала городу регулярную планировку.

Подробный рассказ о том, как читать карту, чтобы представить себе древний город здесь.

Успенский собор

Успенский собор Ярославля возник на этом месте еще в 1215 году. За 700 лет сменилось четыре собора, последнее здание пострадало от боевых действий в 1918 году. Но храм простоял до 1937, когда был взорван. По воспоминаниям жителей, дольше всех не падала западная стена с фреской «Страшного суда». Нынешний собор построен заново в 2004 - 2010 гг. архитектором Алексеем Денисовым и напоминает не предшествующий ярославский Успенский собор, а Собор Христа Спасителя в Москве. Это и не случайно: Денисов руководил строительством и там. По его же проекту возводится и новый собор в Костроме, а также храм-памятник во имя Георгия Победоносца в Московской области героям спецслужб ФСБ.

Размахнулись строители не на шутку: площадь храма составляет около 2 тысяч кв.м, вместимость — более 4 тысяч человек, высота до основания креста — 50 метров. В цокольном этаже разместили зал церковных соборов, музей, трапезную палата и покои правящего архиерея. Планируется возведение отдельно стоящей колокольни высотой более 70 метров.

Храм занял полагающееся ему историческое место, но внутри пуст и холоден. Вот уж десять лет как стоит, а постоянно ремонтируется. Ярославцы его не любят. А одна местная старушка, которая между делом провела нам экскурсию минут на 20, обратила наше внимание на то, что если сравнить кресты, венчающие главки церкви Николы рубленного и Успенского собора, то на соборе кресты повернуты непонятно куда (православный крест на храмах устанавливается всегда так, что если стать к нему лицом, то за крестом будет восток, слева север, сзади соответственно запад, а по правую сторону юг.) Кажется, это правило не соблюдено. То есть строители плохо понимали, что они строят. Да и сориентирован хорам, кажется, не совсем точно по линии восток-запад.

Мозаики, правда, созданные по типу византийских, издалека привлекают взор. Над порталом, обращенным в сторону Стрелки – «Успение Богоматери», а над обращенным к городу – «Покров Богоматери».

Скульптура "Троица Ветхозаветная"

Около Успенского кафедрального собора со стороны Стрелки в 1995 году была установлена статуя Троицы. Художник — Н.Мухин, скульптор — И.Б.Трейвус, архитектор — А.Бобович. Это единственное в России скульптурное изображение Святой Троицы в России. Скульптура делана по мотивам «Троицы» Андрея Рублева с поправкой на новое время. Конечно, поначалу памятник вызвал недовольство граждан (как и Петр I М.Шемякина в Петербурге), но потом привыкли и стали зачем-то монетки кидать в чашу, что у ног ангелов…

Церковь Спаса на городу

У пологого спуска на Подзеленье — низкий берег Которосли - стояла одна из самых мощных крепостных башен Земляного города. Через башенные ворота шла дорога к древнему торгу на посаде. Здесь, «у рва за осыпью», в 1672 г. на средства посадских людей была выстроена церковь Спаса «на Городу» (Набережная р. Которосли, 10).

Спасская церковь кажется приземистой. Северный фасад, обращенный к торгу, оформлен как главный. По бокам шатры колокольни и придела. Последний является почти точной копией приделов знаменитой церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.

Наибольшей насыщенности орнамент достигает в резных наличниках окон закрытой паперти, появившейся лет через десять-пятнадцать после окончания строительства самого храма. Южный фасад, первоначально обращенный к укреплениям Земляного города, скромен и прост.

Стенописи в интерьере Спасской церкви были созданы в очень короткий срок, с 12 июня по 2 августа 1693 г., двадцатью двумя ярославскими мастерами во главе с ведущими знаменщиками Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым. Наиболее интересна роспись двух нижних ярусов центрального помещения на темы «Истории животворящего креста», где проявилась изобретательность и самобытность талантливого мастера. История византийских царей Константина и Елены показана в увлекательных иллюстрациях многочисленных битв, торжественных церемоний, строительных работ. Их «сопровождают» сложные архитектурные пейзажи. Измельченность и дробность рисунка, перенасыщенность плоскости стены многофигурными композициями, помещенными не только во всех семи ярусах на стенах, но и на столпах, — все это характерно для творчества молодых мастеров 1690-х гг., утративших монументальность, присущую работам их отцов. Почти через сорок лет, в 1731 г., в росписи соседней церкви Михаила Архангела, этот стиль в творчестве Федора Федорова превратился уже в наивный народный лубок. Текст написан на основании книги: Добровольская Э.Д, Гнедовский Б.В. Ярославль. Тутаев. Художественные памятники XIII – XIX веков..


Церковь "Никола Рубленый"

Стоит на границе двух «городов» Земляного города и Рубленого (где находился древний кремль). Против выхода Медведицкого оврага к пойме Которосли, на месте древней надвратной деревянной часовни, стоит церковь Николы «Рубленый город» 1695 г. (Набережная р. Которосли, 8). Она выстроена на средства посадских людей судостроителей, чьи верфи располагались здесь же под обрывом. Три основных объема — собственно храм, трапезная, колокольня — объединены в единый архитектурный организм. Тонкий, заостренный шатер колокольни с узкими вытянутыми проемами арочных звонов и миниатюрной главкой подчеркивает ее стремительный взлет.

Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела 1658–1682 гг. (Набережная р. Которосли, 14). Основание древнейшей деревянной церкви, посвященной патрону — покровителю русского воинства Михаилу Архангелу, — стоявшей на месте этого храма, предание приписывает князю Константину ростовскому. Мимо церкви, через городские ворота, издавна называвшиеся Михайловскими, шла здесь дорога в глубинные земли Владимиро-Суздальской Руси, в Орду, в Москву. Красного цвета храм (ныне действующий) построен на средства прихожан.

В разнохарактерном облике отдельных частей сооружения сказался длительный срок его строительства. Общая композиция этого большого четырехстолпного храма на подклете, монументальные формы его нижнего яруса, прекрасное торжественное крыльцо — все это выполнено в лучших традициях 1650-х гг. Зеленые изразцы на фасадах крыльца — древнейшие после изразцов церкви Рождества Христова. В верхней галерее сохранился замечательный перспективный портал с тончайшим тесаным кирпичным орнаментом и росписью. Кованая дверь украшена подцвеченной слюдой в прорезных круглых медальонах. Завершение храма однообразными плоскими кокошниками под четырехскатной крышей и неуклюжими тяжеловесными барабанами мало характерно для местного зодчества XVII в. с его изысканными решениями именно верхних частей памятников и принадлежит уже более позднему времени.

Памятник медведю

Медведь – главный герой ярославской истории, медведи на скамейках, зданиях, оградах, на тысячерублевой купюре. Есть живая медведица Маша в кремле, музей «Мой любимый мишка». Этот медведь рычит каждый час, предлагается тереть лапу и загадывать, как это теперь водится, всякие желания.

На месте крепостной воротной башни сейчас стоит угловая декоративная (начала XIX в.) башенка Спасского монастыря.

Кремль - бывший Спасо-Преображенский монастырь

Бывший Спасо-Преображенский монастырь - главная городская достопримечательность, за неимением в Ярославе кремля, Спасо-Преображенский монастырь взял на себя эту миссию в глазах потомков. Благодаря укрепленным стенам вполне оправдывает это название. Главный собор монастыря сохранил оригинальные росписи (можно увидеть летом), это самый старый из дошедших до нашего времени храмов Ярославля. Основанный в начале XIII, монастырь знаменит тем, что именно в нем была штаб-квартира Минина и Пожарского. Которые собирали в 1612 году ополчение для спасения страны от интервентов. Тут чеканилась государственная монета, в 1612 году собирался «Совет всея земли русской». То есть на какое-то время тут находилась столица государства. Ну а в конце XVIII века (1792 год) в книгохранилище монастыря Мусин-Пушкин обнаружил список «Слово о полку Игореве». Памятник копейке 1612 года установлен как раз в память о мoнетах, выпускавшихся в Яpославле с начала марта по конец июля народным ополчением Mинина и Пожарского, когда здесь был временно размещен монетный двор. На лицевой стороне - вооруженный копьем всадник, на оборотной стороне - надписью в честь царя Фёдора Иоанновича, последнего представителя династии Рюриковичей.

Спасо-Преображенский собор

Самое древнее здание города — Спасо-Преображенский собор, освященный в 1516 году, а росписи датированы в 1563-1564 гг. Это единственный в стране памятник монументальной живописи эпохи Ивана Грозного, сохранивший точную дату росписи и имена мастеров.Источник.

Биография храма – 7 веков. Композиция последней версии храма навеяна московской архитектурной традицией - Архангельским собором Москвы (итальянский арх. Алевиз Новый), а именно: четкая геометрия форм, соразмерность всех частей и деталей, применение единой модульной меры – «маховой сажени». Собор имеет четыре разных фасада ( наслоения времени).

Восточный – целостный и выразительный. Стройное трехглавие, шлемовидные завершения близко придвинуты к восточной стене.

Западный фасад - имеет ступенчатую композицию, аркада галереи дает игру светотени.

Северная паперть построена на месте открытого гульбища – это бывшее книгохранилище. Именно тут хранилось и было обнаружено «Слово о полку Игореве».

Южный фасад - некогда обращенный к главной монастырской площади перед святыми воротами ныне закрыт неуклюжей церковью Ярославских чудотворцев (XIX в.).

Восточная сторона монастырской площади – массивная звонница. На ней смотровая площадка (летом).

В храм попадаем, поднявшись по высокой каменной лестнице, пройдя через галерею, в которой частично сохранились фрески.

Интерьер: см https://www.litmir.me/br/?b=178252&p=5.

На западной стене размещены сюжеты на темы «Страшного суда», очень реалистичны и экспрессивны изображения иноверцев в нарядных «заморских» одеждах и островерхих шапках и чалмах. Фреску «Шествие праведников» отличает свободная компоновка фигур и легкий рисунок с мягкими округлыми линиями лиц.

Роспись южной и северной стен расчленена на три (в восточной части за линией иконостаса — на четыре) яруса. Верхние посвящены библейским и евангельским сюжетам; нижний — семи вселенским соборам. Пейзажные фоны представляют настоящую коллекцию древнерусских архитектурных форм: звонницы, одноглавые храмы с восьмискатными кровлями, многоглавые соборы, украшенные белокаменными раковинами или круглыми окнами, подобно Спасо-Преображенскому собору.

Росписи южной стены

Южная стена: 1. Рождество Богородицы. 2.Ласкание Марии. 3.Шествие Христа с учениками. 4. Притча о десяти девах. 5. Исцеление Петровой тещи. 6. Изгнание торгующих из храма. 7. Лепта вдовицы. 8. Введение во храм Богородицы. 9. Рождество Христово. 10. Богоявление. 11. Воскрешение Лазаря. 12. Вход Господень в Иерусалим. 13. Поцелуй Иуды. 14. Положение Ризы Богородицы во Влахернах.15. Видение Петра Александрийского. 16. Первый Вселенский собор. 17 Второй Вселенский собор. 18 Третий Вселенский собор. 19. Четвертый Вселенский собор. 20. Подвесная пелена.

Росписи северной стены

1.Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. 2. «Будь те как дети». 3. Прощение блудницы. 4. Исцеление бесноватого в полнолуние 5. Вознесение Господне 6. Возведение на крест. 7. Распятие. 8. Положение во гроб. 9. Воскресение Господне. 10 Сошествие Святого Духа. 11. Сорок мучеников Севастийскиих. 12. Пятый Вселенский собор. 13. Шестой вселенский собор. 14. Седьмой Вселенский собор 15. Иов на гноище. 16. Зосима и Савватий Соловецкие. 18. Подвесная пелена.

При сравнении с фрагментами, дописанными в XVIII — начале XIX в., характер древней росписи с ее великолепным мастерским рисунком выявляется особенно наглядно. Большеголовые неуклюжие фигуры мучеников в нижней части западной пары столпов и измельченные вялые фигурки нижних ярусов восточных столпов не имеют ничего общего с расположенными здесь же в верхних ярусах первоначальными крупными, монументальными и одновременно стройными и изящными фигурами, словно парящими в своих развевающихся парадных одеждах.

Наибольший интерес представляют частично раскрытые от поздних записей росписи восточной стены собора, выполненные в старых монументальных традициях. Здесь все просто и величественно. Великолепны крупные фигуры архидиаконов в северной апсиде, над которыми изображен Иоанн Предтеча — аскет с суровым, изможденным лицом. В конхе центральной апсиды помещена традиционная композиция «Похвала Богоматери» — сидящая на троне богоматерь с младенцем, окруженная пророками со свитками пророчеств о рождении Христа.

Необычайной выразительности образов, раскрытых в алтарных полукружиях, во многом способствовало их первоначальное, ныне утраченное интенсивное цветовое звучание росписи. Теперь сохранилась лишь очень сдержанная, почти монохромная серебристо-перламутровая гамма, сочетающаяся с четкими контурными линиями, свободно очерченными рукой большого мастера. Ему же, несомненно, принадлежит и четко прорисованная полуфигура Пантократора в своде центральной главы, окруженная праотцами. Одной из самых значительных является композиция «Преображение» на восточной стене собора и примыкающем к ней своде.

Изображения орнаментированных пелен-полотенец, окружающих стены понизу, украшены декоративными кругами. Их рисунок поражает фантазией и красотой орнамента. Современный собору 1516 г. тябловый иконостас позднее много раз переделывался. Сохранились лишь тринадцать икон деисусного ряда (все, кроме двух находятся (ГРМ) и в Ярославском музее).

Текст написан на основании книги: Добровольская Э.Д, Гнедовский Б.В. Ярославль. Тутаев. Художественные памятники XIII – XIX веков.. Сайт музея о соборе Фрески собора (фото). Елена Анкудинова, Фрески Ярославля (Наше наследие»).


Святые ворота - первая и наиболее мощная каменная постройка монастыря (1516) . Играли важную роль в создании панорамы ансамбля. У путника, проходившего через ворота в монастырь, центральные сооружения монастыря появлялись постепенно, словно вырастая на глазах. Дело в том, что расположение ворот значительно ниже уровня основания комплекса. А для большего усиления зрительного эффекта сделано небольшое сужение арочного проезда ворот в сторону двора.

Со стороны монастырской площади облик Святых ворот почти не напоминает об их военном значении. Свод главного прохода расписан фресками в 1564 г. (отреставрированы в XX в). Тема росписей – Апокалипсис (драконы, люди, чудовища их пожирающие, всадники, ангелы, фигура грозного Ангела, возвещающего о Судном дне).

Трапезная и церковь Рождества. Внутри была очень благоустроена и украшена, В XVI в это был самый большой и красивый зал в городе.

Корпус келий. Оформление фасада сообщает о различном назначении помещений. Разновеликие окна – в жилых помещениях и сенях. Каждая пара келий имела отдельный вход – крыльцо, что создавало определенный ритм здания.

Мозаика «Минин и Пожарский».

В 1612 г. именно на территории монастыря-кремля была штаб-квартира Минина и Пожарского в момент создания ополчения. Ярославль стал на полгода столицей Руси. А в 1613 Михаил Романов останавливался здесь по пути из Костромы в Москву перед венчанием на царство. Монастырские власти воспользовались активной ролью монастыря в событиях, приведших к власти новую династию. И добились полной беспошлинной разработки, перевозки известкового камня и леса на монастырское строительство, которое не замедлило развернуться.

Представители видных купеческих династий, которые поддерживали ополчение и новую власть, получили по окончании Смуты хорошие привилегии, именно они и стали заказчиками первых каменных храмов Ярославля в XVII веке.

«Слово о полку Игореве»

Сайт музея. Из экспозиций кремля посетили ту, что посвящена «Слову о полку Игореве». Странное впечатление – некие картинки, карты и предметы. Очень не хватало аудиогида, который не выдавали по причине пандемии (вообще-то он имеется) ил каких-то пояснений. Показалось, что зря потратили время.

Медведица Маша – живой символ Ярославля – живет в специальном загончике, летом ее посмотреть можно за денежку. Зимой спит в берлоге, наверное. Рядом с корпусом келий – православная пасека с ульями в виде домиков.

Сайт музея–заповедника.

Богоявленская церковь

За Угличскими воротами (пл. Подбельского, 25), находящимися недалеко от церкви Михаила Архангела, в XVI–XVII вв. были расположены многолюдные слободы Спасская и Крохина.

Богоявленская площадь до конца XVIII в. была загородной территорией, но тут был и главный въезд в город со сторон Москвы. Встречала прибывших в город церковь Богоявления. В облике храма ощущается московская традиция. В середине площади памятник Ярославлю (Мудрому) с макетом города, который он основал. Макет напоминает вкусный торт, поэтому местные иногда называют памятник основателю города «мужик с тортом».

Храм построен в конце XVII века на средства купца «гостиной сотни» Алексея Зубчанинова, об этом сообщало живописное клеймо в алтаре. Именные храмы, построенные на средства какой-то купеческой семьи, – особенность Ярославля. Церковь совершенно необычная и по композиции, и по декору. Снаружи – поливные изразцы, которых тут очень много и они двух типов. Плитки с повторяющимся рисунком собраны в вертикальные и горизонтальные фризы. Зимний храм (действующий) открыт всегда – и зимой, и в пандемию. Летний с росписями (на тему Страстей Христовых) и уникальным иконостасом открыт только летом, впрочем, на время пандемии почему-то был закрыт.

Один раз в году церковь Богоявления становилась главным храмом города — в престольный праздник Богоявления , или Крещения Господня. Именно у этого храма на реке Которосли устраивалась главная городская Иордань и проходило главное богослужение.

Два яруса крупных декоративных кокошников, поверху выстланные керамическими плитами, служат основанием для очень высоких глухих декоративных барабанов, с луковичными главами. Традиционные галереи превращены в протяженные приделы. Небольшая западная паперть ничем не напоминает просторных галерей большинства ярославских посадских храмов. Отсутствуют и традиционные боковые крыльца, хотя в плоскости фасадов условно воспроизведен их силуэт в виде щипцовых (двускатных) покрытий. Западное крыльцо до перестройки в XIX в. было очень сходно с крыльцами церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.

Полихромные изразцы зеленоватым мерцающим поясом охватывают сплошной широкой лентой объем основного храма. Он отчетливо определяет границы между его стенами и декоративной системой кокошников, широкие цветные фризы четко обозначают силуэты приделов и алтаре.

На фасадах применены два основных типа орнаментальных цветных изразцов. Первые, с повторяющимися рисунками, входят в состав сплошных горизонтальных композиций карнизов, поясов, фризов. Вторые, с замкнутым, «центрическим» орнаментом, располагаются прерывистыми вертикальными рядами. Здесь использовано всего пять видов изразцов второго типа, но каждый из них имеет пять вариантов раскраски. Изразчатый декор церкви производил огромное впечатление на современников.

Интерьер

Художники, расписывавшие интерьеры, использовали их рисунок в орнаментах фресок, а в сюжете «Положение во гроб» украсили роскошный саркофаг изразцами, подобными фасадным.

Бесстолпный интерьер главного храма освещен девятью огромными окнами. Стены покрыты сплошным ковром золотистых фресок, храм напоминает сказочный терем древнерусских былин. Стремясь к созданию иллюзорной невесомости перекрытия, художники замаскировали примыкание свода к стене верхним ярусом росписей, отчего перелом плоскостей перестал быть зрительно ощутимым, а сам свод кажется выше. Имена мастеров-живописцев неизвестны.

Росписи разбиты на восемь основных ярусов, заходящих на скругленные откосы окон. На северной и южной стенах понизу расположен широкий пояс крупного травного орнамента, повторяющегося на подоконниках. На том же уровне на западной стене художники разместили сцены истязаний и казни Христа («Голгофа»). Сложные многофигурные композиции вписаны в паруса главного свода. Среди них «Успение богоматери», «Воскресение», «Вознесение», «Троица Новозаветная» с фигурами богоматери и Иоанна Предтечи.

О первоначальной палитре стенописей Богоявленской церкви можно судить в основном по верхним ярусам, частично восстановленным в послевоенное время. В восьмом ярусе южной стены в сцене «Исцеление бесноватого» изображена великолепная панорама сказочного города на берегу озера и фигура юноши с исступленно поднятыми вверх руками. Значительно хуже сохранился красочный слой нижних ярусов, но и здесь немало интересных фрагментов. Среди них во втором ярусе представлена встреча апостолов и фарисеев в поле, на фоне рядов колосящейся пшеницы. Прекрасна композиция «Голгофы», в которой подчеркнут контраст между монументальной статичной фигурой распятого Христа и фигурами разбойников, бьющихся в предсмертных судорогах на косо поставленных крестах.

Великолепный резной иконостас с иконами был в храме изначально. Его пышные барочные формы говорят об украинском влиянии. Особенно хорош завершающий центральную часть иконостаса надпрестольный крест. Его вычурные формы вписаны в огромный обруч, украшенный рельефной резьбой/.

Текст написан на основании книги: Добровольская Э.Д, Гнедовский Б.В. Ярославль. Тутаев. Художественные памятники XIII – XIX веков..


Знаменская церковь - она же Власьевская башня

Если двигаться от Церкви Богоявления по Комсомольской улице, приходим к Власьевской башне - это древняя проездная башня городских ворот. (Какое –то время служила водонапорной башней). Пройдя под ней на улицу Первомайская, оказываемся уже около Знаменской церкви. Вот такой фокус: башня одна – названия разные. С этим местом связана интересная история про бороды, которые тут сбривали по указу Петра. Об этом в аудиогиде. В Ярославском художественном музее есть экспозиция, посвященная этой истории:«Спор о бороде».

Гостиный двор

Первомайская улица – бывший Земляной вал. На его месте построили торговые ряды (1818). Строили на собранные горожанами деньги. Нехватку денег на окончание строительства пришлось вложить из собственного кармана городскому голове (мэру города, по-нашему). Такие были порядки: не только взятки брали, как у Гоголя написано, но и свои вкладывали, оказывается.

Автора ярославского Гостиного двора следует, видимо, искать среди ближайшего окружения Карла Росси, руководившего в эти годы работой по застройке Твери и составлявшего проекты зданий для многих городов Тверского наместничества, в состав которого тогда входил Ярославль. В частности, фасады некоторых ярославских особняков 1815–1820 гг. напоминают его известные проекты для Мологи, а также Рыбинска, где до сих пор сохранилось близкое к проекту Карло Росси здание биржи. Фасады бывшего Епархиального училища (1818 г., угол ул. Республиканской и Большой Октябрьской) близки более поздним петербургским постройкам этого прославленного русского зодчего. Композиционное решение углового криволинейного восьмиколонного портика поразительно совпадает с аналогичным решением в здании Сената и Синода в Петербурге.

Перекресток улиц Свободы и Комсомольской называют точкой «трех столиц». Улица Свободы с малоэтажными домам напоминают старую Москву, а Комсомольская улица - Петербург (ярославцы бывали в столице часто, на ус мотали,, у себя повторяли), третья столица – сам Ярославль, город был ею в 1612 году (когда Мини и Пожарский собирали ополчение).

В южной части площади Подбельского находится здание Духовной консистории, построенное в 1815 г. по проекту известного столичного архитектора Луиджи Руска Очень интересен деревянный жилой дом (бывший особняк Никитина, ул. Свободы, 6). Его уличный фасад с большим искусством воспроизводит в дереве строгие формы классической каменной архитектуры. Этот очень скромный по размерам одноэтажный, на невысоком подклете дом с мезонином (тонкая резьба карнизов и капителей).

Площадь Волкова

Площадь находится перед драматическим театром, тут же во Власьевском сквере стоит памятник первому русскому актеру Федору Волкову.

От площади Волкова можно пройти по ярославским бульварам – Первомайскому и Волжскому, и выйти к Волге.

Казанский собор и Покровская церковь

Здание Казанского собора (улица Трефолева, 20) построено в стиле позднего классицизма с 1835 по 1838 годы по проекту известного столичного арх. А.И.Мельникова. На территории много цветов, есть уютная беседка в тени, где можно передохнуть во время прогулки. На территории сооружен памятный крест в честь всех невинно пострадавших в годы Гражданской войны. Ведь монастырь был разорен после революции, судьба его монахинь сложилась непросто. А с 1919 по 1922 года территория монастыря была отведена под концлагерь. В нем находились люди, оказывавшие помощь восставшим, а также «нетрудовой элемент».

Напротив Казанского монастыря на другой стороне улицы Трефолева на частном доме (бывший ресторан «Амстердам») поселились горгульи. Это стало поводом для дискуссии краеведов и властей города. Краеведы говорят, что эта безвкусица кич, подобное недопустимо в охраняемом ЮНЕКО историческом центре города, а чиновники не видят никакой проблемы. Я на стороне краеведов. Кич, конечно, хотя горгульи уже вошли в список неформальных достопримов. Ну, кто-то рекламу себе на этом делает, что ж.

Волжская набережная

Волжская набережная протянулась от железнодорожного моста до Стрелки примерно на 2 км. Берег высокий, поэтому прогуливаться можно как по Верхней, так и по Нижней набережной. Верхняя, конечно, впечатляет больше, по Нижней хорошо кататься на велосипеде (есть велодорожка) и можно подойти к Волге вплотную.

Периодически можно менять уровень прогулки с верхнего на нижний и наоборот. Есть Волжский спуск, есть лестница около Речного вокзала, около бывшего Губернаторского дома (ныне музея). Это место приметное, лестница оформлена смотровой площадкой, которую называют «ярославская сковородка». Здесь раньше стояла беседка, в которой губернатор по воскресеньям пил чай и угощал им всех желающих. От этой беседки сохранилась лишь площадка, где по традиции, как и в прежние времена, устраиваются концерты духовой музыки.

Спуститься\подняться можно также около ресторана и гостиницы на воде «Волжская жемчужина», у Волжской башни и у Стрелки.

Но так замечательно тут было не всегда, хотя укреплять берега начали уже в XVIII веке местные архиереи (около Митрополичьих палат). Понятное дело, что набережная прежде всего использовалась для погрузки и разгрузки торговых судов. А потом уже для прогулок и любования пейзажем. Масштабные работы по благоустройству набережной начались по указанию Александра I, который в 1823 году посещал Ярославль и, едва покинув пределы прекрасного только что построенного Путевого императорского (Губернаторского) дворца, утонул по колено в грязи. Император выделил 20 тыс. рублей на приведение в порядок набережной.

Вот так выглядела набережная Волги после ее окультуривания в XIX веке.

Если начинать прогулку от Речного вокзала, к которому выводит улица Красный съезд, то увидим памятник Н.Некрасову (очень советский по исполнению – 1958 г.). Некрасов родом из этих мест – детство провел в селе Грешнево (вотчина его матери).

На убегающей вдаль набережной особенно привлекают взор белые изящные беседки-ротонды (такую же мы видел и в Костроме). Всего на набережных города четыре беседки, две из них на берегу Волги и две — на берегу Которосли. Хоть на вид эти беседки практически не различимы, одна и них, что на Мякушкинском спуске, главнее других и называется «беседка Любви» или «Храм дружбы на холме». А три другие безымянные, расположены одна за Речным вокзалом, другая у Стрелки, треть у гостиницы «Юбилейная».

Вдоль набережной сосредоточены все значимые музейные объекты Ярославля (о некоторых из них ниже): Краеведческий музей Ярославля, Митрополичьи палаты («Собрание икон»), Губернаторский дом (Ярославский художественный музей), музей «Музыка и время».

Митрополичьи палаты и Ярославский художественный музей

Большое двухэтажное жилое здание, обращенное к Волге торцовым фасадом (Волжская наб, 2)/ Сейчас тут музей «Митрополичьи палаты»(Экспозиция икон XIII - XVII вв.). Музей с очень хорошим собранием, прекрасно выстроенной экспозицией.

Интересно само здание – оно было построенное по указу Ионы Сысоевича (того самого, что в Ростове Великом красоту Архимадричьего двора сотворил). В Ярославле это одно из немногих зданий гражданской архитектуры XVII века, - это все, что сохранилось от большой усадьбы митрополита.

Неподалеку в бывшем доме Губернатора находится Ярославский художественный музей, актуальна информация всегда здесь: https://vk.com/yarartmuseum.

Губернаторский дом построен в стиле провинциального классицизма по указу Александра I в 1821–1823 годах по проекту архитектора П. Я. Панькова как императорский путевой дворец и официальная резиденция ярославских губернаторов. Широкие пандусы выводят из дворца в Губернаторский сад, который тянется до Советской площади. Сад открыт с мая по октябрь. В нем выставка скульптур. Особенно запоминается Дон-Кихот.

В музее хранится прекрасное собрание живописи начала ХХ века и первой половины ХХ века. На экспозиции представлены: Л.Попова «Живописная архитектоника» (1918), С.Коненков «Голова скифской девушки» (1910-е), А.Лентулов «Небозвон» ( 1915), Т.Глебова «Дом в разрезе» (1931), З.Серебрякова «Натюрморт с атрибутами искусства» (1922), И. Машков «Натюрморт с фарфоровыми фигурками» (1932), А.Головин «Серебряные ветлы» (1909), И. Грабарь «Иней» (1906).

[[[Л.Попова Живописная архитектоника]]] [[[С.Коненков Голова скифской девушки]]] [[[А.Лентулов Небозвон]]] [[[Т.Глебова Дом в разрезе]]] [[[З.Серебрякова Натюрморт с атрибутами искусства]]] [[[И.Машков Натюрморт с фарфоровыми фигурками]]] [[[А.Головин Серебряные ветлы]]] [[[И. Грабарь Иней]]]

Волжская башня и «Дом Болконского»

По пути стоит обратить внимание на большую белую Волжскую башню и на желтого цвета дом у Волжского спуска , что напротив башни. Волжская башня - бывшая проездная (воротная) сторожевая башня города со стороны Волги. А желтый домик «с иголочки» - так называемый «Дом Болконского» (Волжская набережная, 7/2). Считается, что в романе Л.Н.Толстого Андрей Болконский "умер" в доме купца Бронникова, расположенном на площади близ Волги, что дало повод соотнести героя Толстого с реальным героем войны 1812 года генерал-лейтенантом Николаем Тучковым, который сражался при Бородино, командовал 3-м корпусом 1-й армии Барклая де Толли и был смертельно ранен. Его вынесли с поля боя, перевезли в Можайск, а затем в Ярославль, где от ран он и скончался. Известно, что в особняке, который сейчас называют домом Болконского, располагался в то время госпиталь для раненых офицеров. Источник.

Стрелка

Для городов среднерусской возвышенности типичное расположение — на слиянии двух рек, то есть на стрелке. Так возник и Ярославль – на слиянии рек Волги и Которосли. С северо-запада Стрелка замыкалась оврагами, одной стороной выходившими к устью Волги (Волчий), а другим — к Которосли (Медвежий). Древнее городище находилось на высоком берегу Стрелки, а парк, который протянулся внизу («нижняя Стрелка») был сооружен на песчаной косе в конце 1970-х годов, а в 2010 расширен. На нижней Стрелке расположены три светомузыкальных фонтана. В обычном режиме фонтаны работают со среды по воскресенье с 10 до 21 часов, в динамическом и светомузыкальном режиме - с пятницы по воскресенье с 21 до 24 часов.

Добравшись до Стрелки, можно спуститься и пройтись по Нижнему партеру (это не меньше, чем на час – пространство большое), а можно продолжить прогулку по Которосльной набережной, где выстроились чередой старинный храмы – Успенский собор, Спас на Городу, Никола рубленый, Церковь Михаила Архангела, Спасо-Преображенский монастырь (кремль) и современная Часовня-икона Казанской Богоматери – памятник событиям Смуты 1612 года.

О набережной можно послушать аудиогид.

Бульвар («Демидовский сквер)

Идейный и композиционный центр бульвара, давший ему название - это Демидовский столб, установленный был в честь П.Г. Демидова, который на свои средства построил в Ярославле Демидовское высших наук училище. В советское время колонна исчезла, но сохранилось название сквера (я бы назвала его бульваром). В 2005 году памятник Демидову восстановили. Сквер-бульвар хорош для прогулок и летом, и зимой. Он соединяет набережную с собором и центральной площадью, раньше все это пространство занимала плац-парадная площадь между кремлем и Земляным валом. Вдоль бульвара расположились разные старинные особнячки: на них таблички с кодами для чтения информации.

Красноватое здание - это усадьба Вахрамеева (конец XVIII века). Сейчас тут Духовная семинария Ярославской Епархии. Во время съемок фильма «Доктор Живаго» в этом доме «разместили» Крестовоздвиженскую (Октябрьскую) больницу. А во время работы над сериалом «Есенин» двор усадьбы Вахрамеева превратился во дворик «Стойла пегаса», куда Айседора Дункан в тревоге вбегает в поисках своего возлюбленного. Подробнее об этом в аудиогиде «Кино в Ярославле».

Айти-покрути

Интерактивиный арт-объект особенно привлекателен зимним тускловатым днем. Когда яркие фрески хамов увидеть невозможно, Волга не отражает в себе синее небо, белые беседки-ротонды на набережной не выделяются на фоне зеленой травы, а сливаются с промозглым фоном. Тут-то яркий арт-объект очень кстати. Сразу поднимает настроение.

Объект посвящен всем работающим в айти-сфере. В честь торжественного открытия объекта в августе 2014 года в небо запустили двух голубей - Вай и Фай. И как раз первую в Ярославле точку общедоступного интернета тут же организовали. Объект состоит из 33 табличек с разными желаниями, которые свойственны прежде всего айтишникам: «Хочу много памяти» или «Адекватных пользователей». Чтобы желание начало сбываться, нужно зарыть глаза, загадать желание и трижды покрутить табличку. Но на всякий случай: «Бойтесь своих желаний», ведь желания имеют свойство иногда внезапно исполняться. Подробнее от этом и других интересных арт-объектах Ярославля интересно рассказано в аудиогиде.

Прогулка по историческому центру

Елисеевский магазин («Гастроном №1»)

На *улице Нахимсона (бывшая Рождественская)8, что идет от Советской площади с храм Илья Пророка к Спасскому монастырю (Ярославский кремль) обращает на себя внимание голубоватое здание со скульптурой Гермеса на фасаде. Это же местный «Елисеевский»! Важно и то, что тут находится отличная столовая самообслуживания, где недорого и вкусно можно обедать, завтракать и ужинать. Что мы успешно делали оба своих пребывания в городе.

Действительно, знаменитые купцы Елисеевы были родом из Ярославской губернии. Родоначальник династии Петр служил садовником у графа Шереметьева. Из поколения в поколение Елисеевы передавали семейную легенду о том, как однажды к Рождеству умелый садовник сумел угостить барина свежей, собственноручно выращенной земляникой, и растрогавшийся граф тут же подарил Петру Елисееву «вольную». Став свободным, крестьянин покинул родные края и уехал покорять Петербург. Елисеевы никогда не забывали свою родину – на их гербе (получен уже в ХХ веке) изображен символ Ярославля медведь.

Знаменитые Елисеевские гастрономы были открыты в Москве, Петербурге и Киеве. Филиалы фирмы - в Париже, Варшаве, Лондоне, Берлине. Откуда же Елисеевский магазин в Ярославле? Это тоже своего рода арт-объект. У Елисеевых не было магазина в Ярославле, а появился он на улице Нахимсона (бывшая Рождественская) к 200-летнему юбилею Торгового Дома Елисеевых. Это своего рода магазин–музей, посвященный памяти о знаменитых земляках.

Здание оформили так, чтобы оно напоминало сразу от трех фирменных магазинах Елисеевых – в Москве, Киеве и Питере. Можно в игру поиграть – какая деталь откуда? Петербуржец мгновенно реагирует на крупную скульптуру Гермеса на фасаде. Конечно же, от нашего «Елисеевского» , что на Невском, тут четыре бронзовые фигуры, олицетворяющие античных богов, покровителей Торговли, Промышленности, Науки и Искусства. О московском магазине на Тверской напоминают мотивы фронтона и лепнины. От киевского магазина, не сохранившегося до наших дней, позаимствованы элементы металлического декора. Государственный герб Российской Империи, венчающий фасад «Гастронома № 1» тоже не случаен. Этот герб изображался на всей продукции Елисеевых как знак высочайшего качества товаров. Рядом в картушах представлены гербы 8 городов мира, где Елисеевы имели магазины и торговые представительства.

Как и в магазинах Торгового дома Елисеевых, в «Гастрономе № 1» существует 6 традиционных отделов. Каждому из них соответствует свой символ на фасаде. Древнегреческий бог Бахус олицетворяет Винный отдел, славянский Велес – Гастрономию, а за Кондитерскую отвечает бог ацтеков Кетцалькоатль, по легенде, подаривший людям какао. Особое место в Елисеевских магазинах всегда занимали «Колониальные товары», под которыми понимали кофе, чай, экзотические пряности и деликатесы из южных стран. За них на фасаде Гастронома «отвечает» индийский бог Дханвантари. А вот в Буфете «Гастронома № 1» можно познакомиться с портретной галерей династии Елисеевых, воссозданной по старинным семейным фотографиям. Подробнее здесь и здесь

Площадь с фонтаном

Часовня Александра Невского раньше была встроена в торговые здания, которые находились по периметру современной площади с фонтанами. Часовня была сооружена в честь спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной аварии (1892).

Нулевой километр «Золотого кольца»

Ярославль - город больших амбиций, с претензией Считается родиной русского театра, главный город русской масленицы, место обретения «Слова о полку Игореве», истинная столица Поволжья, по словам А.Майкова. Ну, и теперь еще – столица (самопровозглашенная?) «Золотого кольца». Столб, на котором прикреплены таблички городов и расстояний, – подлинный фонарный столб XIX века.

Афоня

Ярославль - «Российский Голливуд» (много фильмов тут снимали – «Доктор Живаго», «большая перемена», «Экипаж» и др). Ну и, конечно, «Афоня» Георгии Данелия.

Вдали от центра на углу набережной Которосли и ул. Чайковского, (д 1) 57.6196, 39.87067 Еще один комплекс храмов – Никола Мокрый и церковь Тихвинской Иконы Божьей Матери. Зимой все было напрочь закрыто, но храмы с интересной историей.

Церковь Николы Мокрого

В стороне от центра расположен интересный комплекс храмов - церковь Николы Мокрого и Тихвинский храм. Зимой оба закрыты летом - не знаю.

*Церковь Николы Мокрого8 1665–1672 гг. и церковь Тихвинской богоматери 1686 г. В архитектуре церкви Николы Мокрого сфокусированы самые характерные особенности развитого типа ярославского посадского храма. Его план, объемное построение, включающее пятиглавый храм без подклета с двумя шатровыми приделами на восточных углах и опоясывающую его одноэтажную галерею с первоначально существовавшими тремя входами-крыльцами, близки церкви Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе. Северный фасад, обращенный к старой Угличской дороге, решен так же, как и главный фасад современной ему церкви Спаса на Городу — его фланкируют столпообразные шатровые объемы придела и колокольни. В последней повторены формы колокольни церкви Ильи Пророка, а рисунок слухов шатра, видимо, заимствован у колокольни церкви Рождества Христова. Строители памятника старались использовать лучшие образцы ярославской архитектуры, что было, возможно, обусловлено и подрядным договором с заказчиками «гостиной сотни Астафием Лузиным и Андреем Леминым да посадскими Федором Выморовым и Степаном Тарабаевым».

Однако повторение старых образцов выполнено в церкви Николы Мокрого не всегда удачно. Имея более дробный силуэт и сухие, зачастую однообразные детали, она не может сравниться со своим знаменитым прототипом — церковью Иоанна Златоуста. Но все же значительным новшеством было появление здесь полузакрытой галереи — переходной формы к закрытым папертям конца XVII в. В ее парапетах сохранилось несколько первоначальных зеленых изразцов, современных изразцам церкви Михаила Архангела.

Декоративное убранство фасадов основного четверика Николы Мокрого в виде пучков полуколонок с бусинами-перехватами и изразцово-кирпичных наличников прямоугольных окон появилось позже, в конце 1680-х — начале 1690-х гг. Одновременно алтарные окна также были украшены новыми изразчатыми наличниками. Подобные же наличники были известны еще на одном ныне утраченном памятнике — церкви Петра и Павла на Волжском берегу 1691 г.

Небольшая приземистая трапезная церковь Тихвинской богоматери (зимняя) имеет редкой прямоугольной формы апсиду и увенчана декоративной главкой на квадратном постаменте. Ее основные фасады, как и обычно для зимних храмов, имеют весьма скромный, почти скупой декор.

В 1690-х гг. к западным фасадам храмов Тихвинского и Николы Мокрого были пристроены притворы, декорированные цветной керамикой с пышностью, необычной даже для Ярославля (из них лучше сохранился южный, у церкви Тихвинской богоматери). Особенно богато оформлены торцы притворов, для чего использован буквально весь арсенал художественных средств ярославского зодчества XVII в. Украшения из лекального кирпича сочетаются здесь с богатым изразчатым убором и росписью в треугольных тимпанах. При геометрически правильных силуэтах композиции фасадов обоих притворов асимметричны и определяются наличием двух разновеликих арочных входов. Больший из них фланкирован бочкообразными полуколоннами с перехватами, напоминающими аналогичные столбы у проездов колокольни церкви Рождества. Северный угол малой арки оформлен плоской, украшенной ширинками пилястрой. Цветистые изразчатые ленты оконтуривают тимпан, целиком заполняют широкий антаблемент, опоясывающий стены. Притворы увенчаны похожими на обелиски стройными восьмигранными изразчатыми шатрами, основанными на четырехгранном пьедестале. Изразцы заполняют поле ширинок, гирляндами спускаются на простенках между окнами или сплошным ковром покрывают большие плоскости стены. Малоисследованные росписи церкви Николы Мокрого, созданные в 1673 г., были вторыми по времени на ярославском посаде после Николо-Надеинских. В них уже многое предвосхищает будущий блестящий взлет этого искусства в церкви Ильи Пророка, расписанной на семь лет позже. Впервые в ярославских стенописях события жития Николы (основная тема на северной и южной стенах центрального объема) развернуты перед зрителем в виде непрерывной, объединенной общим фоном ленты повествования. Западная стена церкви по традиции, идущей от Спасо-Преображенского собора, занята изображением Страшного суда. В его драматизированных подробностях чувствуется сила и темперамент большого художника. Исследователи различают здесь почерк нескольких мастеров, как предполагают, костромичей и ярославцев. Во всяком случае, присущие росписям богатство и красота орнаментов, выразительность жестов персонажей, широкий, размашистый рисунок и свободная компоновка изображений — все выдает руку первоклассных художников-монументалистов 1670-х гг. Росписи церкви Николы Мокрого были крупнейшим событием в художественной жизни Ярославля XVII в. (илл. 71–74). Церковь Николы Мокрого – фрески Добровольская Э.Д, Гнедовский Б.В. Ярославль. Тутаев. Художественные памятники XIII – XIX веков.


Рядом с храмами (напротив) сохранился древнерусский жилой дом богатого горожанина - высоко поднятый на подклете и покрытый крутой тесовой так называемый дом Иванова (ул. Чайковского, 4). В нижнем этаже его были расположены складские помещения, а во втором — жилые покои. Плоские пилястры в местах пересечения основных стен, тонкий междуэтажный поясок, карниз и ряд одинаковых несложных наличников окон исчерпывают перечень нехитрого убранства его фасадов. Наружное крыльцо со двора вело в сени, делившие дом на две половины.