Которосльная наб. 69 (Толчковая слобода) В настоящее время храм находится в составе Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в летнее время открыт для посещения, информация на сайте.

Задумывался и строился как нечто особенное, «чего прежде никогда не было», был вызван к жизни соперничеством богатых закоторосльных слобод, поэтому с момента закладки сопровождался большим количеством вкладов и пожертвований, поражая богатством внутреннего убранства и количеством драгоценной утвари. Его грандиозные размеры позволяют ему до сих пор оставаться одной из самых заметных построек в городе.

Изображение церкви помещено на оборотной стороне 1000-рублевой купюры, выпущенной в обращение в 2001 году.

Внешний вид храма поражает своей причудливостью. Здесь применены все основные приемы декора русской архитектуры XVII века, среди которых главное место занимает лекальный фигурный кирпич.

Разнообразие его форм огромно: это бусины, розетки, валики, косички, колонки разных размеров и форм, дыньки, кокошники и т. д., узнаются мотивы древней деревянной домовой резьбы. Изощренная каменная краснокирпичная «резьба» прекрасно сочетается с цветными изразцами.

Насыщенность той или иной части здания керамическим декором по замыслу зодчего зависит от степени удаленности его от зрителя. Сложнее, богаче, изощреннее украшены нижние ярусы и в первую очередь крыльца.

Именно это органическое сочетание живописи, поливной и красной керамики, сохранившееся без существенных изменений, отличительная особенность внешнего облика Иоанно-Предтеченской церкви.

Тут особенно проявилось здесь стремление средневековых зодчих к праздничности, многокрасочности, узорочью. Дополняют декор металлические подзоры и прорезные гребни крылец.

Интересно смотрелся этот декор в сочетании с деревянной кровлей, которую пришлось заменить железной поле пожара 1708 года. Зато сохранились деревянные храмовые двери, украшенные причудливыми узорам.

В Ярославле никогда еще не создавалось такого величественного, красочного, сложного и, казалось бы, необычного сооружения.

В позднейшее время родилась нелепая легенда о голландском и даже бухарском происхождении его авторов. Между тем архитектура церкви целиком исходит из исконных традиций ярославского зодчества и первое впечатление о ее необычности является чисто внешним. Центральный четырехстолпный пятиглавый храм со световыми барабанами окружен с трех сторон широкими папертями, на восточных углах примыкающими к двум симметричным приделам. Крыльца с высокими клинчатыми кровлями с трех сторон оформляют традиционные входы. Даже размеры плана этого храма близки его прототипам и в первую очередь церкви Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе.

Лишь одно отступление от старых канонов допускают здесь зодчие. Но именно это, казалось бы, незначительное новшество поразительно изменило традиционный облик храма. Столпообразные приделы поднимаются на высоту венчающего карниза главного храма, и каждый завершается пышным пятиглавым «букетом» на высоких и тонких глухих барабанах. Все 15 главок соединяются в единую композицию, которая,несомненно, рассчитана на восприятие издалека. Изразцовые вставки на краснокирпичной поверхности восточной стены храма и приделов и цветистость расписных алтарных полукружий, покрытых геометрическим орнаментом в виде рустов, создают удивительно живописный образ. Ставни окон и массивные полуколонны между апсидами к тому же были расписаны гроздьями хмеля, причудливо переплетающимися с фантастическими цветами и стилизованным травным орнаментом (но эта живопись плохо сохранилась).

Интерьер

Монументальная живопись храма относится к лучшим образцам русского искусства XVII века. Храм расписывала ярославская артель из 16 художников с 5 июня 1694 г. по 6 июля 1695 г. Руководили артелью известные ярославские знаменщики Дмитрий Григорьев Плеханов и Федор Игнатьев. В 1700 г. они продолжили роспись северного придела и паперти.

Росписи храма не имеют себе равных в мировом искусстве по количеству изображаемых сюжетов (более полутора тысяч). Стены центрального храма разбиты на 8 ярусов (западная стена — на 9), при этом совершенно уникален по содержанию нижний ярус северной и южной стен, где изображены Минеи — все святые православной церкви (по месяцам). Если постараться, можно найти своего небесного покровителя.

Росписи центрального храма посвящены евангельским событиям, а также иллюстрируют житие Иоанна Предтечи, «Песню Песней», на столпах размещаются Деяния Апостолов.

Росписи галереи — это бесконечные сцены из Ветхого Завета от сотворения мира до падения Иерихона, на западном крыльце (это главный вход и выход) размещаются подробные иллюстрации Апокалипсиса.

Вдоль стен галерей расположены фигурные расписные каменные скамьи, западный, северный и южный входы в центральный храм оформлены удивительной красоты порталами с богатым декором из расписного лекального кирпича.

Текст написан на основании книги: Добровольская Э.Д, Гнедовский Б.В. Ярославль. Тутаев. Художественные памятники XIII – XIX веков..