В центре древнего посада, там, где находились некогда богатые усадьбы «государевых гостей», сохранились три памятника, открывшие период расцвета ярославского каменного зодчества. Древнейшим из них является церковь Николы Надеина на Волжском берегу (1620–1622 гг.; угол Народного и Волкова переулков). Это первый посадский храм Ярославля, построенный после разорения Руси в Смутное время. Именно с него началась история знаменитых ярославских храмов «золотого» XVII века. В тогдашнем Ярославле, кроме Успенского собора на Стрелке, не было каменных зданий, он был весь деревянный. Вокруг Надеинской церкви толпились крошечные домики, было грязно и неуютно. А храм возвышался над морем неказистых домишек, как прекрасный корабль.

Странное название храма восходит к ярославской традиции именных храмов - по имени заказчика. Посвящен храме Николаю Чудотворцу, а построен и принадлежал Найдину (Светешнкову). То есть был построен на его деньги и на его дворе.

Храм Николы Нейдина во многом он послужил образцом для ярославских храмов XVII века, сам , ориентируясь в свою очередь на Спасский собор одноименного монастыря. В своем нынешнем виде, после многочисленных переделок, это не самая красивая из церквей своего времени, но зато одна из самых известных и тесно связанных с драматическими событиями ярославской истории.

С возникновением Николонадеинской церкви связана интересная легенда. В 1620 году, когда еще только приступили к строительству храма, волны прибили к волжскому берегу большую икону Николая Чудотворца. Собственно говоря, ничего удивительного в этом не было: уничтожать старые иконы считалось страшным грехом, так что нередко от них избавлялись, пуская их по течению ближайшей реки. Но на этот раз все заметили, что икона остановилась как раз перед тем местом, где строился новый храм. А надо сказать, что на этом месте еще стояла старая деревянная церковь Благовещения, которую предполагали после построения нового храма снести. Новоявленную икону внесли в Благовещенскую церковь, и около той иконы стали происходить чудесные исцеления. Сам Надей и все прихожане усмотрели в этом Божественное знамение и попросили ростовского митрополита Иоанна Третьего, чтобы он благословил освятить новый храм в честь и славу Чудотворца Николая. Что и было сделано, хотя по традиции на месте разрушенной церкви полагалось строить храм во имя того же, кому посвящен прежний. В данном случае в качестве компромисса в Никольской церкви устроили Благовещенский придел.Источник.

Сразу же после постройки Никольская церковь стала композиционным центром большого городского района. Ею гордились. О ней слагали легенды. К названию церкви вскоре стали прибавлять имя ее заказчика — «государева гостя» Надея Светешникова.

Нужно сказать о том, кто такие «государевы гости». В XVII веке в России было всего около тридцати купцов, так называемых государевых гостей. Это были самые богатые и влиятельные купцы, приближенные ко двору и обладавшие большими привилегиями. Одним из таких купцов и был Епифаний Андреевич Светешников по прозвищу Надея, или Надей, что означало, естественно, "надежда", его мирское имя и вошло в привычное теперь название церкви. Кстати, есть основания считать, что "Надея" это вовсе и не прозвище, а как бы второе имя. Иначе почему бы сын Светешникова Семен звался Семеном Надеевичем! По-видимому, Епифаний - это имя христианское, а Надея - более привычное народное.

Храм строился в 1621-1622 гг. на средства и по заказу этого человека, одного из самых богатых людей не только Ярославля, но и всей страны.

Интереснейшей фигурой был этот самый Надей. Он владел огромными богатствами, причем не только в Ярославле. Надея покупал доспехи для ополчения Минина и Пожарсского, был личным поставщиком царя Михаила Романова. Пожалован серебряным ковшом за успешную торговлю икрой иностранцам. Его имя было известно от Белого моря до Якутска, его приказчики торговали и в Персии. Он закупал товары для царского двора. Много строил, в том числе крепости и церкви. Неудивительно, что с ним считались все. Во времена "великой смуты" и народного ополчения 1611- 1612 года, когда в Ярославле заседало временное правительство "Совет всея земли", подпись Надея стояла под грамотами, этим Советом издаваемыми. Надей ездил в Москву на церемонию избрания на царство первого Романова, обедывал у самого патриарха, получал богатые подарки из монарших рук.

Вот как описывает подвиги Надеи Светешникова Е.А. Федорычева, автор книги "Церковь Николы Надеина в Ярославле": «Надей наладил закупку икры в Астрахани и доставку ее в Архангельск для продажи иностранцам. Светешников торговал солью, вывозя ее из Астрахани. Владел 5 соляными варницами в Костромском уезде, у Соли Большой. Разрабатывал соляные промыслы в Жигулях на Волге.Организовал добычу и выплавку меди. Закупал товары для царского двора - например, дорогие ткани для царского гардероба. В результате платил в казну огромные налоги, что давало ему право гордо писать царю: "А идет в твою государеву казну с меня, холопа твоего, пошлина немалая".

Дело Светешникова рухнуло в одночасье, а сам он был сломлен морально и потом уничтожен физически. Вовремя он не расплатился с казной за взятую в долг пушнину и был поставлен на правеж, когда должника ежедневно, кроме праздников, привязав к столбу, били в течение нескольких часов по ногам. По закону, при долге в 100 руб., должник обязан был стоять на правеже 1 мес., и пропорционально долгу дольше.

Светешников умер на правеже. Так беспощадно Московское государство обошлось с ярославцем, много сделавшим для воссоздания Руси в эпоху Смуты, а затем регулярно платившим пошлину в казну, развивавшим промышленность, осваивавшим новые территории. Источник.

А ведь и сумма была, в государственном масштабе, не такая уж большая, многие избегли такой кары за куда большие долги. Историки считают, что тут скрывается какая-то тайна: кому-то нужно было, чтобы Надей утратил доброе имя и самое жизнь.

Описание храма

Архитектурный язык церкви Николы Надеина во многом близок современным ей сооружениям Спасского монастыря. По-видимому, памятник строила артель мастеров, вызванных из Москвы, куда постоянно ездил Светешников и где присутствовал в качестве именитого гостя на обедах у патриарха и на посольских приемах царя. Первоначально церковь была пятиглавая, но четыре малые главы были убраны уже давно. Вероятнее всего, они оказались слишком тяжелы для сводов здания. Но не менее важно для представления о том, как изначально выглядел храм, было то, что крыша его шла волнами по хорошо видимым полукружиям под современной некрасивой четырехскатной крышей. Это была очень выразительная деталь древних храмов, так называемое позакомарное покрытие от "комора" ("камера") - неиспользуемое небольшое помещение, которое образовывалось под сводами здания. К сожалению, такие крыши было очень трудно содержать, отчего их, как правило, довольно быстро заменяли на более практичные четырехскатные.

Ниже идет еще один ряд таких же полукружий, только на этот раз они оформляли проемы галереи.

Галереи - это что-то вроде коридора, огибающего основной объем храма. В нем все пришедшие на богослужение ожидали, пока откроется храм и начнется служба. Паломники могли и провести ночь на каменных скамьях галереи.

Проемы галереи были поначалу открыты, что увеличивало красоту здания, но одновременно впускало в здание все ветра, весь холод не слишком ласкового ярославского климата. Так что их довольно скоро закрыли и заменили окнами. И еще один ряд полукружий шел по нижней части здания, по подклету, который служил усыпальницей семьи Светешниковых. Надея соорудил в храме собственную часовню (придел) для богослужения в узком кругу. Такое могли позволить себе только представители высшей знати (а тут купец посягнул). В усыпальнице похоронили Надея, привезенного с его последнего унизительного для него наказания (правежа).

Очень индивидуально трактован северный Благовещенский придел с отдельным входом и закрытой папертью с пристенными скамьями, по существу являвшийся совершенно отдельным миниатюрным храмом. Перед нами рассчитанная на изоляцию от основного храма «домовая» церковь самого Надея Светешникова, Он не только выстроил каменную приходскую церковь, но и соорудил при ней Благовещенский придел, задуманный как личная капелла, в которой он слушал церковную службу в узком кругу приближенных к нему особо избранных лиц.

Надеинский храм был воспринят как своеобразный памятник Смуте и той роли, которую сыграл Ярославль в освобождении страны от польско-литовских интервентов. Интерьер церкви расписан в 1640 г. артелью мастеров во главе с костромичем Любимом Агеевым.

Тема росписи — житие и деяния св. Николая Чудотворца. Это первый и единственный в Ярославле стенописный ансамбль I половины XVII века, ныне находящийся под записью 1882 г. Иконостас центрального храма не имеет аналогов в ярославском искусстве. Он сделан в 1751 году в редком для Ярославля стиле барокко по рисунку и при участии основателя русского общедоступного национального театра ярославца Федора Волкова, который был прихожанином этой церкви. За иконостасом, в глубине алтаря, хорошо просматривается великолепная резная надпрестольная сень (1736 г.). Церковь Николы Надеина открыта в летнее время как музейная экспозиция. В пандемическое лето 2020 была закрыта, увы.

Текст написан на основании книги: Добровольская Э.Д, Гнедовский Б.В. Ярославль. Тутаев. Художественные памятники XIII – XIX веков..

В ярославском музее-заповеднике есть реконструкция (макет) храма.

Об иконостасе храма Николы Надеина (барочный сделан по рисунку Волкова актера – об этом см. **Павел Любимцев "Городское путешествие" и М.Жебрак «Пешком».

Фрески храма.