Норвегия – суровая и непредсказуемая, радостная и красивая, холодная и мрачноватая – разная, но всегда манящая. Есть нечто такое в норвежских пейзажах, что тянет в эти места, несмотря на суровость климата. Вот и я в третий уже раз отправилась сюда. Первый раз была разведка: маршрут «Тропа рудокопов» («Ралвеген») и круговой путь по красивым дорогам в районе Лома и Нордфьордам. отчет: https://velocrunch.ru/travels/norway-2013

Второй раз планировалось проехать от Тромсе до Лафотен, частично это удалось (см. отчет: https://velocrunch.ru/travels/norway-2015-part-2 и http://velocrunch.ru/travels/norway-2015-part-3), но из-за форсмажорных обстоятельств Сенья осталась неисследованной. И как все запланированное, но не выполненное, висел этот остров в моем сознании пару лет. И вот наконец решено было отдать ему должное.

Скажу сразу: отправляясь в Норвегию, нужно понимать, что едешь смотреть только природу, наслаждаться только ею одной. Никаких серьезных культурных объектов, которые могут занять воображение, остаться в памяти навсегда, пробудить интеллектуальный восторг, в данном регионе не наблюдается. Но формат «растворения в природе» имеет свои огромные преимущества: в таком походе укрепляется дух и появляются новые жизненные силы, а жажда познавать и открывать мир становится просто неуемной. Не знаю, как у других, а у меня – так.

Норвегия традиционно считается очень дорогой для путешественника страной. Единственный способ встречи с ней бюджетно –это велосипед. Не тратишь деньги на бензин, парковки, ночлеги, транспорт, паромы (для автомобилистов они недешевые). Только доброска на машине (бензин на группу вскладчину), далее велосипедом, ночлеги через раз бесплатные или не очень дорогие кемпинги. Палатка - на себе, еда преимущественно тоже (сушеные овощи и хлеб, крупа – как в старые добрые времена). И вот бюджет 10-дневного похода по Норвегии на одного участника обходится в 25 тыс.руб.

Норвежская погода непредсказуема, как настроение девушки. Проливной дождь и холод могут совершенно испортить приключение. Нужно быть готовыми к худшему (по снаряжению), но надеяться на лучшее. См.: Снаряжение для велопохода по Норвегии (дополнительно)

С погодой на этот раз очень повезло. Остров Сенья встретил нас солнцем и теплом и подарил неделю незабываемых солнечных видов и голубого неба, были периодически мороси, но всегда кратковременные. В дождь только уплывали на Сенью и возвращались с него.

Логистика маршрута

Доброска к началу маршрута в Тромсе на двух машинах из Санкт-Петербурга с одной ночевкой в Финляндии. Парковка долгосрочная около аэропорта Тромсе. Выезд на маршрут из Тромсе, паром на остров Сенья. На острове: велосипеде + трекинги, предпочтение северной стороне острова с изрезанной береговой линией и самыми красивыми пейзажами. Возвращение с острова: паром + дневной переезд на велосипеде до Тромсе, погрузка в машины, выезд с одной ночевкой в Финлндии в СПб.

Нитка маршрута

День Маршрут Км
1 Tromsø – Brensholmen – Botnhamn - Fjordbotncamping 62 км
2 Fjordbotncamping – Fjordgård (трекинг Hеsten ) - Kvalvika 39 км +3
3 Kvalvika – Mefjordvær – (трекинг Knuten и Skoyteneset) – Ersfiord – Tungeneset – Skaland (трекинг Husfjellet) - Бухта Bergsbotnen 56 км.
4 Бухта Bergsbotnen - парк Троллей – Balesvika (трекинг) 50 и 10 км
5 Balesvika - Camp Tranøybotn 50 км
6 Camp Tranøybotn – Silsand – Laukvika 87 км
7 Laukvika -– Botnhamn - Brensholmen - Hella (островKvaloia) 50 км
8 Hella - Tromsø 25 км
Общий километраж 438 км

Трек маршрута

Наша группа

Фото с маршрута см. также: https://vk.com/album19390502_255374898

Начало

17 июля 2018

Выезд из Питера, 800 км по Финляндии, ночевка в районе Оулу на берегу лесного озера (65.030790, 25.820940).Хотелось дикой природы. Но озеро из-за жаркого лета обмелело, купаться нельзя, а погода располагала. Выстраиваем маршрут. Утренний обзор карты.

Примечание: Думаю, лучше было ночевать в кемпинге Оулу. На ночь он не закрывается, можно даже поздно ночью поставить палатки и разместиться.

18 июля 2018

Купание в Ботническом заливе на пляже в Оулу (отличное место). Туалеты и вода в кемпинге (можно и душ принять). Кемпинг большой, всем навстречу открывающий свои калитки (NallikariLomakylä&Camping - 10 Leiritie, NorthernOstrobothni). После Оулу трасса долго идет вдоль реки Кемь и, соответственно, вдоль финско-шведской границы.

Пересечение Полярного круга и последняя финская бензоколонка. Потом толпы непуганых оленей по шоссе, двигатьсятут надо предельно аккуратно - дорогу олени уступают неохотно.

Мест для ночлега «по-дикому» достаточно, а ехать можно бесконечно, потому что не темнеет. Докатили максимально близко к Тромсе (не доезжая чуть более 100 км).

Примечание: Кемпинг Тромсе мне в прошлый раз не очень понравился. Для палаток места мало, а народу как раз много и все неудобно устроено. Поэтому останавливаемся, до Тромсе не доезжая, платим 50 евро за 8человек и две машины. Душ бесплатно, есть кухонька очень уютная. Тихо, пустынно, вокруг горы и бурлящая речка с небольшой и холодной «ванной молодости».

19 июля 2018

1-й день

Tromsø – Brensholmen–Botnhamn - Fjordbotncamping

Прибытие в Тромсе в 11.00 к долгосрочной парковке Р -11 в аэропорту. Оплата через автомат 635 норвежских крон за 7 дней стоянки + 65 крон за каждый дополнительный день. Аэропорт маленький, все вопросы по парковке только по телефону, офиса компании здесь нет.

Примечание 1: одну машину оплатили успешно, а со второй автомат что-то нас не понял, а мы его…Деньги с карты списались, ну и хорошо. Положили чек на лобовое стекло и уехали. По возвращении нашли на одной машине штраф 600 крон за неоплаченную парковку. Долго выясняли по телефону, что к чему. Позже на сайте нашли фото чека. Произошло недоразумение – оплата за вторую машину не пошла, а мы этого не поняли. Штраф оказался меньше цены парковки… Для того чтобы оплатить штраф из России, понадобился посредник в Европе. Ибо очень сложно и дорого переводить валюту на европейский счет с родины.

Примечание 2: Есть вариант бесплатной парковки в Тромсе, а именно: у музея, у бассейна и лучше всего – в т.н. Телеграфной бухте (Kvaløyvegen 38, 9013 Tromsø, Норвегия). Координаты: 69.634754, 18.905917

Прямо с парковки аэропорта в 12.00 выходим на маршрут – дорога 862 с велодоржкой уходит на выгнутую, как спина кошки, мост. Едем по национальному велосипедному маршруту №1, который совпадает тут с «Евровело 11». Велодорожка идет довольно долго – километров 5, потом продолжаем движение по автодороге с небольшим трафиком.

Перед поворотом вглубь острова все по той же по дороге №862 обедаем . Мотиватор обеденной остановки - речка с пресной водой (69.685490, 18.653370). Обед 1.5. часа. Едва успеваем поесть, поднимается ветер, голубое небо затягивается тучами, темнеет и сереет, начинается дождь. Но мы упакованы на все сто!

Дорога уходит несколько вверх.На этом участке довольно легко при необходимости найти место для стоянки.

Суровые горы, неброская тундровая растительность на болотистых пространствах, везде влажно – на земле и на небе. Дождь усиливается градом. Совершенно мокрые и замерзшие, в 18.00 прибываем к паромной переправе в Brensholmen.

От непогоды спрятаться негде, играем в волейбол, чтобы согреться в ожидании 19.00-часового парома на Сенью. Билеты покупать нужно на пароме. Цена проезда одного велосипедиста 105 крон. Время в пути 45 минут. Можно успеть согреться. В Brensholmen неподалеку от поворота на пристань есть небольшой магазин (открыт 9 – 19 кроме вс). В порту Botnhamnтоже есть магазин.

Расписание парома Brensholmen - Botnhamn https://www.tromskortet.no/getfile.php/1316570-1516880268/Rutetabeller%20%28pdf%29/2018/Hovedtermin%20%28jan.%2018%20-jan.%2019%29/181_260418.pdf Сенья встретил нас достойно, т.е. без осадков.

Примечание: Планировалось встать на ночлег неподалеку от паромной станции 69.486366, 17.829491 или 69.513979, 17.785093 - у воды. Это если ехать утром к деревне Husøy на небольшом островке, деревня считается одной из достопримечательностей Сеньи. Эти стоянки остались в теории, не проверили их. Можно ночевать также тут: 69.471170, 17.762420.

Мы слишком промокли и замерзли, чтобы ночевать «по-дикому», нужен был кемпинг, хотелось подсушиться. И таковой имелся: Fjordbotncamping (69.449671, 17.882407). Докатили быстро. Почти без рельефа. Забегая вперед, скажу, что по небольшому участку вдоль фьорда Stønnesbotnen по 861 дороге мы проехали трижды: в кемпинг, назад к перекрестку и на обратном пути, возвращаясь на пристань к парому. Не могу сказать, что это рационально и что это в моем стиле… Все дождик виноват.

На подъезде к кемпингу есть место для отдыха на берегу. Теоретически можно и переночевать при необходимости (69.446460, 17.848250). Сам кемпинг очень условный. Немножко домиков, как попало кинутых на берегу, и не очень-то ухоженные места для палаток и автодомов. Еле нашли место для наших двух палаток. Кемпинг имеет два туалета и два душа…Есть еще кухня – удобная. В ней объявление, что, мол, тут не тусоваться, а только готовить… Отличная рекомендация…

Проехали за день: 62 км. + 12 на пароме

20 июля 2018

2-й день

Fjordbotncamping – Fjordgård (трекинг Hеsten) - Kvalvika

От кемпинга 4 км.проехали назад до вчерашнего перекрестка и далее до деревни Fjordgård, откуда запланирован был первый небольшой трекинг на гору Husten, откуда весьма красивый вид на фьорд. Подсказкой послужил этот отчет: http://livecrimea.com/node/4480

Дорога к Fjordgård тупиковая, т.е. очень второстепенная, машин немного. По пути приходится преодолеть три тоннеля: один освещенный 900-метров с уклоном (обратно будем ехать вверх), второй 2 км, но его объезжаем по старой дороге. Тут, кстати, вполне можно поставить палатку и переночевать. Кое-где течет водичка по скалам. И наконец, третий 300-метровый, но совершенно темный и с плохим покрытием.

Тропа на Hеsten (556 м.) начинается около туристического приюта: навес с сиденьями, которые покрыты звериными шкурами. Есть возможность перекусить тем, чего с собой припасли, развести огонь в гриле, спрятаться от дождя, оставить велосипеды.

Тропа на первом участке по болоту оборудована досками. И далее хорошо протоптана – народу ходит достаточно.

На момент нашего восхождения горы оказались погружены в туман, из путешественников - только мы… Горы намекали на то, что они нам не покажутся…Плотная шапка из облаков сидела на их вершинах. Чуть-чуть приоткрылось озеро Toftevatnet и деревушка Husøy на острове во фьорде.

Поднялись только на седловину, дальше на вершину идти в условиях отсутствия видимости не было смысла.

Пришлось вернуться вниз…тут-то облака начали расползаться, и народ откуда-то приехал и пошел по тропе…Может, вычислили снижение облачности?

Преодолев в обратном порядке все тоннели, вернулись на основную дорогу. На ней - новые тоннели.

Часто перед въездом в тоннель стоит знак «PUCH!», это значит, что велосипедистам нужно нажать кнопку, чтобы для машин загорелся с обеих сторон тоннеля знак «Внимание!»

На ночевку встали не очень поздно у озера в Kvalvika (69.473760, 17.546960). Вдали шумит водопад. Населенки нет, озеро маленькое, укромное. От трассы ведет к озеру грунтово-гравийная дорожка, заводит в болото и заканчивается. Разбросаны какие-то дорожно-строительные элементы, но никого вокруг нет.

Проехали за день: 39 км + 3 км разведка на завтра.

21 июля 2018

3-й день

Kvalvika – Mefjordvær – (трекинг Knuten и Skoyteneset – Ersfiord – Tungeneset – Skaland (трекинг Husfjellet) - Бухта Bergsbotnen

Начали день в 6.00, в 8.00 выехали, чтобы максимально использовать наступившую солнечную погоду. Норвежские пейзажи при солнце захватывают дух и поднимают настроение.

На оконечности полуострова есть место для отдыха и фотографирования.

Едем в Mefjordvær. По пути поселок Senjahopen, где имеется магазин, но в него на обратном пути. Остров так устроен, что приходится на оконечности его «лапы», или «кленового листа» (какое сравнение больше нравится) ездить радиально.

В Mefjordvær оставляем велосипеды на автобусной остановке и уходим на небольшой трекинг. Первая горушка Knuten совсем близко – идти минут 10-15. Первоначально планировала ограничиться только ею (69.523868, 17.432733).

Виды открываются изумительные.

План туристических троп показывал еще одну смотровую площадку, тропа на которую ведет вдоль берега фьорда.

Решили сбегать, но получилось небыстро. Тропа идет сначала ровно, потом траверсирует береговой склон, становится дольно узкой. Попадаются заросли щавеля – насобирали себе на обед.

По пути небольшая пещерка и священный камень, помогающий путешествующим по фьордам. Попросили помощи.

До конечной точки на мысу дошли не все, но кто добежал, были вознаграждены видами.

Прогулка затянулась, и возможно, не стоило так далеко (2.5. км в одну сторону) ходить, можно было бы ограничиться видами с Knuten. Забегая вперед, скажу, что прогулявшись под солнцем здесь, мы лишили себя солнечных видов на втором более серьезном трекинге дня – после обеда погода испортилась…

Примечание: Перед тропой на Knutenесть отличная большая парковка для машин и автодомов. Столы. Туалет. Вода в ручье на тропе в сторону Skoyteneset. Можно ставить палатки.

Возвращаемся через Senjahopen (есть магазин, туалет, в стене магазина кран с водой), держим путь на Ersfiord, маршрут ведет через 2.3-километровый тоннель, он имеет уклон в сторону Ersfiord, ехать легко.

Довольно быстро после преодоления тоннеля подъезжаем к огромному пляжу с парковкой и футуристическим туалетом. Это место, разрешенное для бесплатного кемпинга с возможностью разведения костра (69.480123, 17.395637). Приятная неожиданность, что на Сенье есть несколько мест бесплатного кемпинга, некоторыми мы с удовольствием воспользовались. Жаль, что нам еще не нужно было вставать на ночь – местечко славное.

Кульминация дня – смотровая площадка (69.487162, 17.333042) Tungeneset на т.н. «Зубы Дракона» (гора Oksen). И вид открыточно-великолепный, и сама площадка сделана в традициях современного ландшафтного дизайна Норвегии – в соответствии с местом.

Спускаемся по деревянному настилу на камни, и можно тут провести полдня легко. «Зубы дракона» отражаются в лужах между каменным рельефом берега. Есть пресная вода в кране на здании туалета, следовательно, можно обедать. Что и сделали. Эстетика пейзажа + удовлетворение голода – вот группа и счастлива.

День чрезвычайно насыщенный впечатлениями, восхождениями, видами и тоннелями. Преодолеваем еще один километровый тоннель (уклон в нашу пользу, т.е. едем вниз), после выезда из тоннеля сразу направо к деревне Skaland. У церкви BergChurch на парковке, где можно оставить велосипеды, начинается тропа на гору (69.470091, 17.275960) Husfjellet (623 м.). Подробное и верное описание восхождения взяла из отчета http://livecrimea.com/node/4480

От церкви немного вверх по дороге, потом развилка, сокращенная тропа ведет по болоту (ноги намокнут однозначно), но есть обходной путь по дороге (это дольше, но суше; указатель туда также направлен). После преодоления первого болота тропа более не представляет трудностей – разве что все время вверх и долго. Местами выполаживается, есть участок по болоту, но проложены доски.

Виды на фьорд удивительные. Меняются с каждым новым шагом вверх. Островки, разбросанные по фьорду, словно кораблики.

Даже резкая перемена погоды не омрачила впечатления от увиденного. Хотя, конечно, на солнце эти панорамы были бы еще волшебнее.

Поднялись до вершины и спустились (7 км туда-обратно) за 3 часа. Устали прилично, ведь это был третий трекинг за день.

Покинули Skaland, опасаясь начала дождя, но пока ехали вдоль залива Bergsbotnen, тучи стали куда-то отползать, создавая причудливые сочетания с горами.

На ночевку планировала встать после подъема на небольшой перевал, но удачно попалось место для стоянки до этого подъема (69.432786, 17.486679) – рядом речка, у дороги биотуалет, есть старые кострища, а жилья как раз нет – отлично.

Проехали на велосипеде и прошли пешком: 56 км.

22 июля 2018

4-й день

Бухта Bergsbotnen - парк Троллей –Balesvika(трекинг)

Каждый день начинается с планерки. Весело рассматриваем карту.

Первая достопримечательность дня – смотровая площадка над фьордом. Но акварельных вчерашних пейзажей как не бывало: серые тучи плотно и низко застелили собой все небесное и поднебесное пространство, почти касаются земли. Видимость небольшая. От ночевки до смотровой площадки совсем близко, всего один виток несложного серпантина.

Смотровая площадка (69.423011, 17.504377).Очень располагает к фотографированию даже в туманный день.

После точки осмотра небольшой подъем и тоннель.

В связи предстоящим тоннелем около смотровой площадки стоит ящик с жилетами безопасности для велосипедистов. Жилетики новенькие, яркие – просятся в кадр.

На противоположной стороне тоннеля – такой же ящик, чтобы жилеты положить на место для тех, кто тоже рискует ехать на велосипеде по тоннелю. Чтобы безопаснее всем было.

Преодолели тоннель и выехали из него в полнейшем тумане. Не видно ничего. Рядом, знаю, есть озеро, на котором планировала ночевку (69.412702, 17.516995). Думаю, что ночевать здесь можно, но подробности местности увидеть не получилось.

4 км спуска в полнейшем молоке. Все прошло благополучно. Внизу сразу направо, есть указатель на парк Троллей (69.409872, 17.264010). Нам - туда.

Местечко забавное, скорее интересно детям… См. http://senjatrollet.no/

Музей 120 крон – не пошли, а осмотр территории рядом бесплатный. Ну, можно с троллями пофотографироваться, опять же кафе, туалет и кран с водой – пожалуйста. Перекусили. Не в кафе, разумеется.

Едем дальше по 86 дороге в сторону Gryllefjord, к точке (69.415197, 17.168116 ), названной на карте «Национальный природный парк». Есть прогулочная тропа. https://outtt.com/en/adventures/3197/sukkertoppen

Чуть далее (69.412692, 17.151984) стенд сообщает о музее этнографического типа, по-норвежски неброский и не очень притягивающий к себе. Отсюда же начинается тропа в гору к дамбе на озере и к заброшенной электростанции.

Решили прокатиться чуть дальше на разведку пляжа (69.381590, 17.106750).

И о чудо! Огромный песчаный пляж, место для бесплатного кемпинга, вода в кране (около кладбища), туалет. Можно и костер жечь. Есть также речка неподалеку - воду брали там.

В Норвегии есть интересная тенденция: туристические зоны располагать в непосредственной близости от кладбища. Практически понятно: кладбище снабжено краном с водой и туалетом. Это же самое нужно и туристам.Есть странные сближения, как говаривал Пушкин. Метафизически сближение такое: кладбище – место упокоения, а кемпинг – место ночного успокоения. Почему бы не расположить их рядом?

Встретили тут питерских туристов, они нам рассказали о красивых пешеходных маршрутах. Еще два трекинга нам было обеспечено. Как оказалось, это отличные, легкие с прекрасными видами маршруты.

Кроме того, совсем недавно появился мост через фьорд, что дает возможность быстрее попасть в поселок Gryllefjord с паромным сообщением Gryllefjord - Andenes на соседние острова архипелага. Подробнее см. http://www.torghatten-nord.no/">http://www.torghatten-nord.no/

Первый маршрут: доезжаем до арки нового тоннеля, который отсутствует пока и на карте навигатора, и на бумажной карте Сеньи, но зато есть в Гугле и у меня на фотографиях. Теперь 86 дорога ведет в тоннель и потом на мост через фьорд.

От тоннеля уходим на бывшую 86 дорогу – один виток серпантина, уклон разумный. Оказываемся на высоте примерно 172 м. Тут указатель на пешеходную тропу.

Оставляем велосипеды и топаем по тропе на гору (385 м.), откуда сумасшедшие виды на узкий Gryllefjorden.

С фотографированием и любованием природой прогулка заняла 2.5. часа.

После возвращения в лагерь и ужина самые выносливые (Петр, Антон и я) идут исследовать еще один маршрутик. На карте его нет, подсказали соседи-туристы. Маркированный синим, ведет сначала вдоль береговой линии. Потом через болото, потом резко по лесной тропе вверх, потом по каменистому плато к краю массива над Gryllefjorden. Виды также впечатляют. Сбегали за 2 часа.

Импровизация удалась, день стал одним из самых ярких во всем походе.

Проехали за день: 50 км. + трекинг примерно 10 км.

23 июля 2018

5-й день

Balesvika - CampTranøybotn

По всем прогнозам с утра и до обеда - дождь. Долго не выезжали, ожидая, когда прольется. Тучи пронеслись мимо, не замочив. Выехали-таки посуху, но промокнуть все же пришлось. Прокатились некоторое время по вчерашнему участку пути мимо Троллей и выехали на 86 дорогу, уходящую вглубь острова на север.

Места безлюдные - национальный парк, низкорослая растительность и горы вдалеке. Через весь этот парк идет длинный пешеходный маршрут, есть места для привала путников, но они под бронирование и на ключе. Думала, что здесь можно поставить палатку –но нет, болотина кругом. Разве что пообедать тут можно, да и то – если без велосипедов (69.344810, 17.437543). Домик стоит от трассы через болото по доскам и далее по корневистой тропе.

В центре острова холмисто, пришлось потрудиться, преодолевая рельеф.

Планировали перекусить на месте для отдыха (обозначено на карте).Нашлось только нечто очень цивилизованное: домик, деревянная терраса над обрывом – все закрыто, но нет запрещающих знаков. Возможно, тоже сдается при бронировании. Остановились передохнуть тут (69.264183, 17.528162).

Ветер усиливался (16-18 м\с), ехать стало трудновато, но зато унесло тучи и выглянуло солнце. 86 дорога ушла на Finnsnes, мы же повернули на гравийку №228, а затем на асфальтовую 860 дорогу в сторону Stonglandseidet. Вот карта этого района Сеньис подробностями (указаны все кемпинги).

Без приключений докатили до кемпинга CampTranøybotn(69.198649, 17.458537) https://norwegianwild.no/. 200 крон за всех.

От кемпинга отходит тропа в крупный нац.парк Ånderdalen National Park. Карта: http://www.nasjonalparkstyre.no/Anderdalen/Kart/

Вполне можно заложить один день на пешеходную прогулку по парку. Оставить велосипеды в кемпинге – и вперед. Кемпинг, кстати, отличный. Тихо, спокойно, уютно, красиво, кухня опять же есть.Вечер реклакса.

Проехали за день: 50 км.

24 июля 2018

6-й день

CampTranøybotn – Silsand - Laukvika

День начинался солнечный, ехать предстояло много – на другую оконечность острова. В южной части Сеньи больше рельефа, но всегда асфальтовое покрытие. Едется отлично. После длительного перерыва нашли магазин (69.242563, 17.949149) в поселке Silsand.

4 км дальше в Skoghus - общественный центр и вроде бы кемпинг, оно же место для отдыха. http://www.skoghus.no/ (69.271930, 17.938140). Есть домики, туалет и душ, а также большая поляна. Мы просто обедали тут. Приятное местечко.

Пока народ дремал на солнышке, я изучила отличную карту Сеньи со стратегически важной и уникальной информацией. В частности, тут нашлись все указатели на бесплатные кемпинги острова! Так я вычислила нашу конечную на острове ночевку.

Пейзажи острова сменяли друг друга, но ехать вдоль береговой линии всегда приятно. Смотреть на море, чувствовать его дыхание никогда не надоест.

Ехать мимо паромной переправы и за нее еще 15 км. До оконечности «лапы». Бухта Laukvika залива Jekthamna с песчаным пляжем, чистейшей водой.

Небольшое место для постановки лагеря (69.557820, 17.907190)расположено радом со старым (основано в 1887 г.) кладбищем (снова ночуем рядом с кладбищем - это нас уже не удивило). Деревенский туалет, кран с водой у входа на кладбище.

С каменных лбов бухты красивейшие виды - бесконечная медитация.

Сюда приезжают любоваться полуночным, не заходящим за горизонт норвежским солнцем. Наконец-то и мне удалось увидеть это природное уникальное явление. Долго смотрела на ярко-красный шар, который завис и не хотел опускаться за горизонт. Все уже спали, и только я один на один с солнцем, с морем, с Норвегией. Поход заканчивается, завтра мы покинем остров…

Проехали за день: 87 км.

25 июля 2018

7-й день

Laukvika - Botnhamn - Brensholmen - Hella(остров Kvaloia)

Утром разведали тропу, что ведет с пляжа на каменные лбы бухты. Наверху озерцо и есть места для стоянок (без велосипеда, конечно). Виды на бухту отличные, если нет тумана. Но у нас снова облачность и туманность, хорошо, что не дождь.

После полудня выехали к паромной пристани. Пролив Malangen между островами Сенья и Квалойя. Умиротворенная гладь воды. Облака переползают с места на место, их формы волшебны. Невысокие горы переговариваются с мостами,

15 км.докатили за 20 мин (не то, что накануне вечером). Приехали к пристани весьма заранее: до парома оставался почти час. Около пристани магазин «Джокер» (дорогущий) и местечко с беседочкой (закрытой от дождя и ветра), со столом и скамейками. Гриль тоже есть. Теоретически и переночевать можно. Если последний паром ушел, а вас всего двое-трое. Туалет и душ в домике у паромной переправы. Подробности паромных перевозок см. http://bssf.no/

  • Цена поездки на одного велосипедиста 105 крон.

[[[169 170]]

Когда загрузились на паром, как и на пути сюда, были сражены запахом свежеиспеченных вафель… Позволили себе баловство: кофе и вафли 75 крон. Но какое счастье после недели сухариков!

45 минут и мы снова на острове Kvaloia. Едем к Тромсе иначе, чем неделю назад ехали от него. Тогда по дороге 862 (по северной стороне острова), теперь – по южной. Сразу после парома несколько километров плавный набор высоты (80 м.), потом спуск и далее рельеф умеренный, трафик низкий, виды убедительные.Пустынно. И как в первый день мокро-мокро. Поэтому фотографий нет.

План был переночевать в указанном на карте кемпинге через 40 км от паромной переправы (69.557960, 18.724760). По прибытии оказалось, что кемпинг закрыт. Хотя здания в хорошем состоянии, явно используются, но –тишина. Вот информация о месте: https://www.facebook.com/hellastraumen/

Кажется, тут сохраняются здания этнографического характера, судя по всему, проходят какие-то народные праздники, гуляния.

На полуострове валуны, лесочек, домики ухоженные, но закрытые.Туалеты закрыты. Вода – внутри домиков, вероятно. На улице нигде крана нет. Вставать с палатками можно на 1-2 дня (нам местные сообщили). За водой пришлось ездить на велике к ручью 2 км назад по дороге (69.566777, 18.665779). Рядом есть жилые дома, можно бы и попросить у людей – в воде не откажут.

Заприметили навес, под которым можно прятаться от дождя и сушиться, готовить еду и сидеть на скамейке - оккупировали это местечко и быстро его обжили.

Дождь к вечеру прекратился. Стало возможным понаблюдать за пейзажем. Это узкое место фьорда, в котором сходятся, вероятно, разные течения… Поэтому весьма рыбное место. С некоторой периодичностью чайки начинают дико кричать и гоняться за рыбой.

Красивый норвежский вечерний пейзаж. Ночь.

Проехали за день: 50 км. (+ 10 на пароме)

26 июля 2018

8-й день

Hella - Tromsø

Рядом с местом ночевки «типа кемпинг» прямо у дороги местная историческая реликвия – петроглифы, т.е. рисунки древних людей. Редкая штука для Норвегии (69.561755, 18.746609).

До Тросмё оставалось 25 км. Докатили до аэропортовской стоянки. Часа полтора разбирались со странным штрафом на стекле одной из машин (об этом см. в начале отчета). В Тромсе хотели посмотреть музей «Полярия» и Арктический собор.

Планировали прокатиться по острову на велосипедах, чтобы не заморачиваться на паркинг. Но в целях экономии времени переиграли. Погрузив велосипеды и вещи, поехали к музею «Полярия» на авто. Тут же пожалели, т.к. парковка у музея дорогая, но и порадовались, т.к. ехать по острову Тромсе на велосипеде, как выяснилось, не очень интересно было бы.

Музей «Полярия» - обычный мини-океанариум. Вовсе не обязательно для посещения.

Полярный собор – и того смешнее. Требуют за вход в пустой, не имеющий никаких ценных произведений искусства зал 50 крон… (Извините…!) Сразу начинаешь благодарно вспоминать щедрую природу Норвегии – такие виды, что и заплатить за просмотр не грех, а ты просто едешь и любуешься, впитываешь… Ох уж эта цивилизация!

Последний запланированный пункт программы в Тромсё – канатка (69.641000, 18.986430) и прогулка по тропе к вершине горы Флоя (600 – 660 м.). Фуникулер информация: https://fjellheisen.no/. Летом стоимость подъема 150 крон взрослый в одну сторону (вниз – пешком). Туда-назад 200 крон. Местные бегают вверх и вниз пешком в качестве фитнеса… Тропа вниз, и правда, хорошая – удобные широкие ступени.

Ходить по верхам- это хорошо. Простор, далекие перспективы, движение вперед.… Наверное, это то, чего так не хватает нам в нашей обыденности.

До вершины горы не дошли, решив, что в принципе уловили главную суть этого места. Пейзаж не обещал более никаких ярких новостей. Кроме того, стало довольно холодно.

Вниз отправились по лестнице, о которой я уже упоминала. Управились с прогулкой на гору за 2 часа.

Ночевать планировали, отъехав от Тромсе, в кемпинге, который оказался закрыт (69.516460, 19.245390). Пришлось воспользоваться площадкой для отдыха автомобилистов в 40 км.от Тромсе у водопада, не доезжая немного до Laksvatn. Тут уже стояло пара машин и пара палаток. Мы присоединились. Весь вечер нас развлекал супермеханизированный туалет, попасть в который можно было почему-то только по магнитной карте, например, какого-нибудь магазина…

Проехали за день: 25 км

27 июля 2018

9-й день

От места ночлега до начала тропы к горному озеру Fugldalsvatnet 50 км. Не была уверена в том, что успеем сделать этот трекинг, поэтому несколько легкомысленно отнеслась к его проработке… Приняла к сведению, что есть тропа (вычитала в отчете:https://satorifoto.livejournal.com/20098.html), ну есть, значит, найдем… В отчете не было конкретно прописано, где тропа начинается и какая она… Картинка с треком у меня как назло не открылась, поэтому пришлось действовать в силу своего разумения. На месте, куда мы прибыли, нашелся хороший маркир и тропа, справа от речки (а не она нам была нужна, как выяснилось), по ней радостно отправились, хотя было у меня ощущение, что трек в отчете нарисован был слева от реки. Но никаких указателей на тропу я там не увидела и никаких следов тропы… (На обратном пути, внимательно приглядевшись, я-таки нашла начало тропы, слева от ручья сразу за мостом…Но по ней не ступала нога человека, вероятно, с прошлого сезона ). На самом деле, тропа к озеру начинается вот здесь: 69.524640, 19.735380.

Разглядеть тропу удалось только вот на этой карте http://moeysalen.no/index.php/karta В моем подробном навигаторе этой тропы не наблюдалось. Поэтому на месте ничего изменить по ходу не удалось, хотя времени был целый солнечный день.

Чтобы добраться до озера, нужно, повернув с трассы Е8, ехать по дороге Fv 293 мимо озера Laksvatnet, потом открывается узкая красивейшая Lakselvbukt.

Доезжаем до 69.523140, 19.729730, у моста через горный поток есть небольшая парковочка, а на берегу фьорда за кустами и место для палатки, кстати. Лучше всего было бы тут заночевать, потом сходить на озеро, разведав предварительно как и что… Но , увы, так не получилось.

Как видно по треку, мы совсем немного не дошли до замечательно озера, которое отражает в своих водах снежные даже летом вершины гор, и по глади которого плавают льдины. Группа была не очень подготовлена к таким горным переходам. Пока шла маркированная тропа – все было отлично, но когда она закончилась, пришлось топать по каменюкам, сыпухе – и это было не очень приятно. Я вглядывалась в противоположный берег, но не могла разглядеть на его каменном сыпучем склоне ничего, напоминающее тропу. Обычно ниточка набитой тропы видна на таких склонах издалека….

В результате мы дошли до водопада и вернулись назад к машине, не достигнув намеченного озера.

7 км (туда и обратно) тем не менее доставили всем массу впечатлений. Купание в горной речке состоялось, бирюзового цвета вода в дельте реки радовала глаз… Погода была отличная и настроение группы ничем не омрачилось… Но я немного расстроилась – об озере мечталось. Отчет, где были взбудоражившие меня кадры горного озера, см.: https://satorifoto.livejournal.com/20098.html

Примечание: Кстати, на этом маршруте к озеру много мест для возможных ночевок.

В 13.00 выехали в сторону Финляндии. С одной ночевкой по пути прибыли в СПб. 29 июля днем.

Поход прошел хорошо. Норвегия снова оставила в душе чудный, цвета морской волны след… Думаю, что еще свидимся.