Маршрут: Тромсе - Харстад ( Harstad ) - Острова Vesteralen – Hinnoya - Harstad – Revsnes (паром) – Fl е snes - Sortland - (остров Langoya ) – дорога Е10 (82) вдоль Sortlandsundet - трекинг на Skata - Stokmarknes – Melbu (паром) – Fjskebol - Svolvaer . Трекинг на гору Флоя. - дорога Е 10 - радиалка до Henningsvaer - мост на Vestvagoya – дорога 815 – кемпинг Brustranda - Leknes - в Vikten(радиал) – Ramberg кемпинг - Hamnoya и Sakrisoy – Moskines (кемпинг) – трекинг на Munkebu – паром в Бу́дё (Bodø).

1-й день, 26.07 (воскресенье)
Острова Vesteralen – Hinnoya
Harstad – Revsnes (паром) – Flеsnes - Sortland.

фотографии подробнее здесь: http://vk.com/album19390502_219286779

Топографические карты с информацией по маршрутам (красные пунктирные линии)

Утро встретили на пустынной солнечной пристани Harstada.

Пушка Адольфа (Adolfkanonen)

Прямо у Тронденесской церкви, уходящей корнями в XIII в., расположен построенный немцами береговой форт, грозным охранником которого стала пушка калибром 42 см, что в те времена было одним из крупнейших орудий.

Пушка была сконструирована в 1934 г. для военного корабля, который, однако он не был завершён, а потому пушки были демонтированы и транспортированы к двум норвежским островам: Энгелёйя (Engeløya) и Тронденес, откуда снаряды весом 600 кг могли долетать до Нарвика.

http://www.norway-live.ru/regions/harstad-dostoprimechatelnosti.html

Наконец-то велосипедная часть началась! Спустя неделю от начала поездки. Едем по дороге №83, далее по № 1 на Harstad – Kasfjord - Borkenes - Hammestad – Revsnes. Очень красивая, малозагруженная машинами дорога. Открывается вид на островGrytoya с его горными вершинами (на острове много горных троп, попасть туда можно паромом из Harstada), не менее красив Kasfjorden.

Пробуем новый метод передвижения с грузовой тележкой. По ровному идет хорошо, а на горках – тяжко.

Места для парковок, которые указаны на карте(см. трек), могут служить и местом для длительного отдыха. Даже ночлега.

Вот тут , например, на берегу фьорда: N68.86304° E16.23887° Это место для отдыха автомобилистов, есть рядом с ним местечко для палатки, жилья рядом не наблюдается. Есть также туалет и, соответственно, вода.

Проезжаем мимо красивого моста на остров Kvaeoya (туда ведет локальный веломаршрут и есть пешеходная тропа по хребту – не очень сложная, судя по рельефу островной горы). На гуглкартах не отмечен новый мост, соединяющий остров с материком(!). См карты-сканер.

Далее дорога идет вдоль берега, парковки, указанные на карте, очень невелики и ничем не оборудованы. Там оставляют машины для того, чтобы уйти на трекинг.

Место для перекуса. Столик, полянка. Виды. N68.69714° E16.04530°

Первый паром Revsnes – Flеsnes (эта парочка звучит как детская считалочка). Ходит каждый час. Стоимость на одного человека: 36 крон.

Расписание паромов нужно иметь при себе. Они есть на сайтe

http://www.torghatten-nord.no/english/default.aspx

Искать, правда, конкретную информацию довольно долго. Поэтому даю ссылки на определенные паромы: Revsnes – Flsnes

http://ruteinfo.thn.no/no/default.aspx?rnr=103

От Flеsnesa вдоль Gullesfjorden по 83 дороге, далее немного по 85, игнорируя автомобильный тоннель (объезд по веломаршруту вдоль Sigerfjorden) - снова на 85 трассу и далее по мосту до Sortlanda.

Остров Hinnoya стоит того, чтобы пройтись по его горным тропам. Вдоль фьорда по острову есть и дорога, так что в следующий раз можно попробовать проехать по ней и использовать паромную переправу в Kaljord - Hanoyvagan. Кое-какая информация есть тут: https://no.wikipedia.org/wiki/Ferjesambandet_Han%C3%B8y%E2%80%93Brott%C3%B8y%E2%80%93Lonkan%E2%80%93Kaljord

Но на этот раз наш маршрут шел дальше. В Sortland.

Ночевка в кемпинге Sortland. Кемпинг дорогой (400 крон), не стоит этих денег ну никак. Кухня с одной плиткой была занята другими велосипедистами, но все как-то умудрились поместиться.

За забором кемпинга идет пешеходная тропа вдоль ручья (велосипеды несколько затрудняли лазание по кустам – а так там бы и встали). Нужно просто уходить выше населенных мест, искать места ночевок там. Чуть дальше Sortlandа на следующий день мы нашли прекрасные места для стоянок у начала пешеходной тропы вдоль 82 дороги. Уж лучше ночевать было там. Координаты: N68.70287° E15.38811°

Проехали за день 90 км.

2-й день, 27.07 (понедельник)
Sortland - (остров Langoya) – дорога Е10 (82) вдоль Sortlandsundet - трекинг на Skata-Stokmarknes – Melbu (паром) - Fjskebol

Утро выдалось дождливое. Прогноз предвещал осадки первую половину утра. Позволили себе выспаться, а потом буквально "ждали у моря погоды". Выехали, как только прояснилось. Первоначальный маршрут планировался по противоположному берегу острова (в следующий раз обязательно так и сделаю!), но время сжалось, решили ехать короче. Дорога очень красива. Слева через залив фьорда возвышаются горные массивы острова Hinnoya.

По трассе Е10 (здесь она совпадает с местной дорогой 82) довольно долго от Sortland а до Rise идет велодорожка.

Как только кончается велодорожка, есть указатель в сторону гор, там пешеходные тропы. Куда мы и направились.

Метров 500 по гравийке - и оказались у информационного стенда. (N68.63375° E15.20972°). Проехали далее за калитку до озера, все по гравийке. У озера место для разведения костра, столик, скамейка. Вполне можно и ночевать. (N68.64128° E15.19393°). Оставили там велосипеды и пошли размяться в сторону горы Skata, как указывали довольно-таки старые таблички.

Видно, тут редко кто ходит, кроме барашков. Тропа постоянно терялась в болотистой почве. Но указатели вовремя находились. До горы, мы, конечно, не дошли. Это довольно долгое восхождение. Но до видовой площадки поднялись, спугнув с насиженного места семейство бяшек (N68.65738° E15.18657°). Гора Skata (N68.65670° E15.13208°)

Потратили на трекинг 1.5. часа. После него – обед на озере и далее. Нужно было не опоздать к 18.00 на паром из Мелбу.

По этому горному массиву очень много троп. И стоит, конечно, иметь в виду трекинг в этом районе. Пустынно в горах. Хорошо.

Следующее яркое место дня – мост, соединяющий острова Langoya и Boroea. Его хочется фотографировать со всех ракурсов. Он изгибается подобно гигантской змее или какому-то растению.

Проезжаем мимо местного аэропорта с малюсенькой взлетной полосой и полным отсутствием самолетов. Минуем островок Boroea, придерживаясь второстепенной дороги. Еще один мост - на остров Hadseloya. В Stokmarknes не заехали, пропустили также и очередной арт-объект (не увидели его, т.к. ехали не по Е10). Что такое арт-объекты в Норвегии - см. здесь: http://www.skulpturlandskap.no/

Арт-проект Artscape Nordland

Кто сказал, что нужно ехать в город, идти в галерею или к кому-то в студию, чтобы насладиться видом скульптур? Произведениями искусства можно восхищаться и на открытом воздухе. Арт-проект Artscape Nordland («Арт-ландшафт Нурланда») – это международная коллекция искусства мастеров из 18 различных стран, собранная в период с 1992 по 1998 годы. Эта уникальная международная коллекция скульптур на открытом воздухе представлена на фоне красивого и многообразного пейзажа в 33 коммунах губернии Нурланда.

Не увиденный нами: http://www.skulpturlandskap.no/kunstverkene/kart/

Но зато мы увидели радугу. Довольно типичное явление на островах и фьордах.

Быстро приехали к пристани Мелбу, даже успели зайти в магазин и перекусить.

(Из неувиденного: Рыбный музей в Мелбу

Паром Melbu - Fjskebol: http://ruteinfo.thn.no/en/default.aspx?rnr=136

25 минут – и мы на Лофотенах. Они приближались, окутанные облаками, суровые в этот вечерний час, но манящие. Вот она «Лофотенская стена»! Паром открывает свой зев, повторяя рисунок горного хребта, и вот мы в пустынном Fjskebolе.

Кемпингов близко тут нет, да мы и не хотели кемпинга. Были заготовлены места для ночевок с координатами. Разведали их – все заняты. Встали очень неплохо на широком пляже в ближайшей бухте. Вода у нас была с собой, но рядом течет ручей, на завтрак набрали воду там. Наконец-то ночуем на Лофотенах – впереди море. Призывный гудок последнего парома – и только крик чаек, звук изредка проезжающей машины.

Тут, кроме нас, ночевали еще голландцы (прямо в машине - внедорожнике), мы их еще не раз видели потом. Можно было встать и на самой оконечности мыса, но хорошо, что не встали, с утра был такой ветер, что приходилось держать крышки кастрюлек, пока готовили завтрак. Крышки норовили улететь.

Координаты возможных точек ночевки:

1. Рядом с тоннелем - N68.41576° E14.84727° 2. Наш пляж – N68.43403° E14.78953° (домик, что рядом - тип дачный, не для постоянного проживания, другие жилые постройки на расстоянии более 150 метров и не в виду пляжа).

Проехали за день: 50 км.

3-й день, 28.07 (вторник)
Fjskebol – Svolvaer. Гора Флоя

Это был яркий и незабываемый, насыщенный событиями, разной погодой и разными пейзажами день. Солнце, потом нависшие над дорогой дождевые облака, потом снова солнце и сумасшедшие виды, потом Словавер и вечернее восхождение на гору. Но обо всем по порядку.

Утро выдалось солнечное, но очень ветреное. Улетало все – даже кастрюли на примусе приходилось придерживать. Ветер повлек за собой облака, которые мокрыми кипами стали переползать через перевалы медвежьей лапы острова Austvagoya. И не дождь вроде бы, а поливало нас мощно. Путь наш лежал по внешнему контуру островов, мимо Morfjorden Grunnforfjorden. Места пустынные. Видимо, тут все время туда-сюда ходят тучи и жить неуютно. На полуостровах – солнце и теплынь, а в глубине фьорда – мрачно и холодно. Пустынный тундровый пейзаж. Красива дамба, пересекающая Grunnforfjorden.

Далее дорога уходит в глубину острова, красивая долина, пейзаж напоминает Уральские горы. Набор высоты небольшой, едется легко.

Дорога идет мимо озер, но нигде остановиться на обед нам не удалось. Есть только одно место в самом начале первого озера (N68.32402° E14.52100°). Далее – все берега заболочены или не имеют подхода. Обед запланировали уже на трассе, на видовой площадке после Vestpollen (N68.31600° E14.71635°)

Тут парковка и оборудованное место для фотографирования. (Туалетов, правда, нет. И воды тоже - воду набрали до поворота на трассу - в ручье). Автобусы и караваны выгружают туристов размяться. Фьорд, действительно, очень красив и в одну , и в другую сторону.

После пустынных дорог побережья ехать по трассе не очень приятно. Поток машин большой. Но делать нечего. Опять же пейзажи радуют глаз, рельеф не очень трудный.

Прибыли в Svolvaer часов в 17.00. Фотогеничный городок. Своеобразен колорит этого пейзажа: домишки с цветными крышами и парусные лодки, горы, постоянно меняющие свой цвет, и все это отражается в воде, сопровождается бликами солнца и звуками моря.

Еще лучше на всю эту красоту посмотреть с высоты. Что и было в планах. Быстро устроились в кемпинге. Координаты: N68.24789° E14.54983° (300 крон). Кухня маленькая и закрывается на ночь (готовили на горелках около палатки), два туалета на весь кемпинг и два же душа (без доп.платы, правда). Место для палаток – небольшое поле выше домиков или у озера (если с машиной – то там), мы же нашли местечко между домиками, на поле для минифутбола. Там тоже стояли палатки.

Небольшой перекус и отправляемся на трекинг.

Гора «Рога козы» или «Зуб Дракона»? и там же «Ворота дьявола». На самом деле эта гора именуется Флоя. Разночтений в интернете хватает, пока поймешь, куда, собственно, кто залезал и чем восторгался. Хорошо, что маршрут трека был записан заранее в навигатор.

См. сайт: http://www.wikiloc.com/wikiloc/view.do?id=4948231. Очень помогло описание восхождения из этого отчета: http://votez.livejournal.com/480339.html. Вообще надо отдать дань автору – редко попадаются такие стоящие рассказы о поездках. Не только восторги, но куча важной практической информации, анализ того, что было, рефлексия. Спасибо!

Наш трек виден на карте дня.

Начало тропы без имеющихся координат сами не нашли бы ни за что. Никаких указателей с улицы нет. Координаты: N68.24445° E14.57843°.

Тропа грязновата, мокровата (хотя дождей накануне не было). После дождя лазать тут довольно-таки опасно и не стоит этого делать (висит на доске перед началом тропы предупреждение). Есть в самом начале цепь-перила. Но больше нигде не навешаны. Народ бегает там в кроссовках, мы пошли в ботинках, не пожалели. Кое-где лазанием, кое-где с камня на камень, кое-где по грязи и болоту. Сначала тропа одна, потом раздваивается (и это заметно было по потоку лазающих – довольно много для семи часов вечера народу): к «Воротам» - налево, к «Зубам» - направо. Мы пошли к «Воротам», но от них по гребню идет тропа, которая заканчивается смотровой площадкой над «Зубом». Вид ошеломительный, судя по фотографиям. Возвращались люди оттуда по-разному – кто-то длинной тропой-серпантином, кто-то , прыгая по морене и спуская иногда камни. На любителя.

"Зуб дракона" или "Рога козы" (есть разночтения)

"Ворота дьявола"

Но после 70 км. на велике нам хватило одного восхождения. Существует традиция залезать на камешек "Ворот" верхом... Залезать на камень верхом я отговорила. Паша согласился с тяжелым вздохом, но сказал, что тогда придется вернуться когда-нибудь. Просто дух захватывало от видов, которые раскрывались внизу с обеих сторон хребта. Далеко внизу была виден наш сегодняшний дневной путь.

http://www.skulpturlandskap.no/kunstverkene/uten-tittel-dan-graham/vagan-kommune/

Вернулись в кемпинг в 22.00.

Проехали за день: 70 км.

Прошли: 3-4 км с набором высоты.

Карты:

4-й день, 29.07 (среда)
Svolvaer – дорога Е 10 - радиалка до Henningsvaer - мост на Vestvagoya – дорога 815 – кемпинг

Данный кусок маршрута еще менее соотносился с изначальным планом, который предполагал множественные ответвления от основной трассы Е10 по красивым дорогам к интересным объектам. Было понятно, что придется сокращаться, т.к. иначе не успеть закончить маршрут в срок (а сроки обусловлены билетом на самолет одного из участников). Карты, купленные в информации Svolvaer, указатели на дорогах на знакомые по описаниям красивые места будоражили воображение. Но, делать нечего, выбираем минимализм. Все оставляем на следующий раз (а он обязательно случится, раз есть неудовлетворенность).

Выезжаем из Svolvaer, посещаем бюро информации (не пропускаем эти места – все время что-то нужное да обнаружится), выходим на маршрут. Велодорожка(ура! я беспокоилась, что ее нет) идет вдоль напряженной Е 10 до Kabel vagа и чуть за него. (В этом городочке обозначена достопримечательность - храм. Вход в него платный, ну и как-то ничего особенно). В районе Kabelvagа есть еще туристическое местечко Storvagan, там много чего есть, в том числе и "Лофотенский аквариум" с тюленями и проч. http://www.lofotakvariet.no/english.htm

Далее едем по трассе до поворота на Henningsvaer.

Henningsvaer (Хеннингсвер) — рыбацкая деревня в коммуне Воган, фюльке Нурланн в Норвегии. Находится возле острова Ауствогёя, одного из островов Лофотенского архипелага. С островом Ауствогёя деревня соединена мостом Хеннингсвер только в 1984 г. Живет тут 500 человек.

Сразу на съезде с трассы большая парковка и автобусная остановка (N68.20505° E14.24283° ). Сняли велорюкзаки и отцепили телегу, сложив это под тентом в кустах. Ехать налегке 8 км. по рельефу все же приятнее. Солнце жарило во всю, местные даже купались на пляжике, что рядом с парковкой, но ветер, который сопровождал нас и туда и обратно, разбавлял солнечное тепло довольно сильно. Дорога до деревни – это , пожалуй, главное, ради чего стоит сюда заезжать. По крайней мере на велосипеде. На машине 16 км по рельефной дороге – ерунда. А для нас нет. Но дорога великолепна.

Несколько картинок из интернета, т.к. не все удается сфотографировать:

Рядом горный массив, где есть тропы для трекинга (чем народ активно и занимается, есть даже место свободного кемпингования у начала горных маршрутов – см. трек дня: N68.17263° E14.21059°) машины припаркованы на всех возможных местах вдоль дороги. Поток их не иссякает. Разрекламированное место. Мы-то надеялись в рыбацкой деревне как-то так рыбу увидеть в каком-нибудь виде. Увидели.... Деревня не впечатлила. Да, тут есть рабацкое туристическое поселение (фотографии его как раз и использую в качестве рекламы этого места –смотрится симпатично, но не более). Рыбу тут можно увидеть, если приедешь жить сюда, наймешь лодку и выйдешь в море. Наловишь, развесишь сушиться. Вот такую рыбу мы и немножко пофотографировали.

Еще есть тут рыбный заводик. Он тоже производит сушеную рыбу, которую по запаху мы случайно обнаружили на каком-то складе. В магазинах рыбу тут не продают (и магазинов-то особых нет), есть один рыбный ресторанчик – но это не про нас. Позже я узнала, что покупать рыбу тут принято прямо у производителя, чуть ли не на заводе, но как это сделать?

Короче говоря, совет такой: если ехать сюда на велосипедах, то только посмотреть саму дорогу, доехать до моста, на него не лезть (довольно крутанские мосты 2 штуки) - в деревню ехать не обязательно. Впрочем, фотографии вроде бы симпатичные поучились.

Вернулись из радиалки весьма измотанные. Против ветра ехать тяжко. Вторая половина дня грозила непогодой. Красиво перепозающие через горы с моря облака не сулили ничего приятного. Вчера облака переползали с этой стороны горной стены на ту (где изрядно намочили нас, а ) сегодня – наоборот. Они нас преследовали просто! Но пока ехать еще можно было. По Е 10.

Тут удалось сфотографировать один из арт-объектов. Называется проект «Skulpturlandskap», его адрес в Faesbuk : Skulpturlandskap/Artscape Nordland (N68.24053° E14.26316°)

вот ссылка: https://www.facebook.com/skulpturlandskap.

Карта объектов: http://www.skulpturlandskap.no/kunstverkene/kart/

Нажатие на объект дает информацию о нем. Вот тут про наше «3-D зеркало для горы».

http://www.skulpturlandskap.no/kunstverkene/uten-tittel-dan-graham/

Подумалось, что природа - хорошо, но явно не хватает норвежцам культурной составляющей. Вот и сочиняют. Некоторые объекты любопытны, но многие – странноваты. Зато туристам нескучно. Выйдут размяться, пофотографироваться. Глянь – уж и по интернету объекты разлетелись, вот и известны по всему миру.

Едем до моста на Gimsoy и далее на остров Vestvagoya по 815 дороге. Перед мостом есть цивилизованное место для отдыха, туалет, вода, скамейки и столы (N68.26076° E14.27030°). Мосты в Норвегии тема отдельная, кажется, что едешь в небо.

Е 10 ушла на основные достопримечательности, мы – минуя их. Встречаются эти две дороги (Е10 и 815) в Лекнесе.

815 дорога пустынна, дика и первозданна. Справа горный массив, морена, накиданные великанской рукой груды камней, слева – болотистые, уходящие к морю пространства. Небольшие поселения попадаются через 5 км. Никаких магазинов, ясное дело, нет. Ветер усиливался, пришлось надеть шапки. Когда ехали против ветра, казалось, велосипед сломался – просто не крутятся колеса, зато когда ветер дул в спину (береговая линия-то изрезана), то даже в горку велосипед заезжал сам, силой ветра. Если же задувало справа (а это чаще всего), то велосипед укладывало вбок. Короче, нескучно. Облака длинными белыми языками, напоминающими вытянутого дракона, лезли с перевалов и стелились по земле, мы проезжали под ними.

На небольшом привале разговорились с немецким туристом, который вышел из своего каравана фотографировать облака. Он рассказал, что ходил на арендованной лодке рыбачить. Закончилась рыбалка вызовом спасателей. Его эвакуировали с моря вертолетом, кажется. Если мы правильно поняли. Ветер унес его бог знает куда от берега.

Нас дождевая стихия настигла на подъезде к кемпингу на самой оконечности Rolvsfjorda, на 75-м километре маршрута, мы не могли проигнорировать это чудное место и остановились на ночлег. И правильно сделали. Дождь усилился и не кончался еще сутки.

Brustranda Sjøcamping. http://www.brustranda.no 68.204332, 13.885589

Дешевый, немноголюдный кемпинг, есть теплая кухня, домики, места для палаток, места для разделывания рыбы. Опять же нашелся домик-гриль, который стал нашим прибежищем на мокрый вечер и утро. Ночевка стоила 120 крон. Вечером разговорились с украинцами, которые приехали как раз ловить рыбу. Для этого у них была взята надувная лодка с мотором. В этом кемпинге было много примет того, что рыбу здесь ловят. И довольно солидную.

Проехали за день: 75 км.

Картинки полезные:

5-й день, 30.07 (четверг)
Кемпинг на Rolvsfjordе – Leknes - в Vikten(радиал) – Ramberg кемпинг.

Дождь то поливал изрядно, то моросил навязчиво. Просвета не предвиделось. Просидели до обеда, размышляя, как быть. Но собрав волю в кулак, запаковались под крышей гриля (вот уж спасение!) и поехали дальше, хоть барометр и показывал весь день дождик.

Красные таблички с указаниями веломаршрутов стали появляться чаще. Веломаршрут вел в объезд полуострова через Stamsund 14 км. по 817 дороге.

Мы решили «сэкономить» и поехать напрямки по трассе 815. Напрасно. Тут набор высоты резко 100 м. Машины. Залезли, конечно, но быстрее не получилось.

Крупный городок на нашем пути – Leknes. Туристическая информация там никакая – больше занимаются сувенирами. Поехали дальше. Радиально можно было покататься тут, например, в Uttakleiv (N68.21763° E13.51654°), именно там бухта с красивыми песками. Не успевали, да и точно я никак не могла уяснить, о каком Vik-пляже все пишут. Очень невнятные отчеты. Теперь вот понятно, где это. Бухта так и называется Vikbukta и на ней Vik. И туда точно стоило бы попасть. Оставим на следующий раз. Мы же поехали радиально (благо близко в Vikten, это на следующем острове. Дорога вдоль моря, высокие горы сурово стоят вдоль дороги. Машин почти нет, море шумит о камни. Рыбу тут явно ловят, ну и живут своей, скрытой от туристов жизнью.

Еще стоит отметить одно приключение дня – подводный тоннель на остров Flakstadoya,

Перед тоннелем еще мост, как всегда горбатый и трудный для подъема. Мосты – красиво, но для велосипедиста – некоторый напряг. Кажется, что мост просто уходит в небо, второй его части обычно не видно. К тому же у нас была тележка, которую нужно было завозить на мост пешком и с сопровождением. Она все время норовила съехать с тротуара для пешеходов, а тащить ее по проезжей части было затруднительно: создали бы мощную автопробку.

Вот место для отдыха после такого моста. Парковка с туалетом и спрятанными за кустами столиками с навесами (в дождь очень хорошо там, небольшая смотровая площадка - уютное место): N68.14956° E13.50756°

Дорога, огибающая Flakstadpollen, довольно-таки аутичная. Машины (куда им деться – Е10 тут проходит) словно растворяются в этом пространстве воды и гор. С них уже все чаще спускаются водопады (чувствуется, что мы несколько южнее). Разведала быстренько дорогу в сторону Nusfjord, куда тоже хотела радиально заехать, но не удалось. Места нежилые, можно и встать с палаткой при желании (N68.06174° E13.31864°). Красивое озеро, в которое спускается несколько ниток водопадов.

Внезапно выяснилось, что у меня встали часы, и времени вовсе не 17.00, а все 21.00. Да и погода испортилась окончательно, поэтому мимо Flaksteda (где тоже есть какой-то арт-объект), проехали, не останавливаясь. Дождь хлестал вовсю. Километраж набежал приличный. Искали ночлег. На берегу моря попался не отмеченный в наших заготовках кемпинг (но он был на велокартах Лофотен) Skagen Camping (N68.10142° E13.24965°), в иное время лучше не придумаешь: ночевать на берегу моря, можно гулять по широкому пляжу. Но на этот раз так задувало с этого самого моря, да еще и дождь не переставал. Укрыться на этом берегу нам было бы негде. Проехали дальше в Ramberg (N68.09262° E13.23419°). Тут кемпинг перенаселенный до невозможности. В кухне тусовка, три туалета на весь кемпинг - очередища. Хотели было ехать до следующего - что напротив через два моста… Но было 9 вечера, стекало с нас ручьями, поэтому встали в уголочке на травке и занялись приготовлением пищи на траве прямо. Нас пожалели и разрешили притащить деревянный стол. Кемпинг стоил 190 крон. На следующий день обещали солнце.

Проехали за день: 60 км.

6-й день, 31.07 (пятница)
Ramberg кемпинг - Hamnoya и Sakrisoy – Moskines (кемпинг) – трекинг на Munkebu

Напоследок - опять солнышко. Чудесный белый пляж Рамберга немного компенсировал пропущенный Vik и Kvalviku.

Планировали первоначально доехать до Bergland, оставить велики и сделать трекинг до бухты Kvalvika. Благо это совсем рядом от кемпинга. Но потом решили спокойно добраться до Москинеса и полазать там (если бы не самолет 1 августа, то, конечно, Квалвика была бы наша). Сразу на выезде из кемпинга спустило колесо у тележки, ремонт занял какое-то время. Пока мальчики чинились, я фотографировала. Вот эти деревянные конструкции предназначены для вяления рыбы.

За предыдущие два дня дождя успели соскучиться по солнцу, которое преображает местные пейзажи абсолютно.

Дорога вдоль Selfjorden весьма симпатичная, незаметно как-то докатили до островов Hamnoya и Sakrisoy. Тут туристическое оживление. Мосты очень узкие, машины проходят по светофору в очередь. Островки маленькие, но фотогеничные. Сделать фото тоже очередь, условно говоря. Кроме того, магазин на острове Sakrisoy, где наконец-то можно было купить рыбу и мясо кита (на самом деле – касатки). Купили сушеную треску. Знатоки (уже в Питере), попробовав, были несколько разочарованы.

Reine – небольшой рыбацкий городок на островке, красивое местечко. Неплохой центр информации, там есть что-то об истории Лофотен, висят информационные плакаты, показывают фильм он-лайн, есть русскоговорящая девушка, которая подробно объясняла нам, куда сходить в Москенесе на трекинг. Но лучше бы мы все же сделали так, как планировали без ее советов. Не всегда нужно их слушать.

После Рейне пара тоннелей, которые для велосипедистов объезжаются снаружи.

На одном из таких объездов прямо на асфальте стрелки к началу популярной тропы наверх. Откуда виды изумительные. Девушка из бюро информации посоветовала туда не лезть, т.к. там опасно. Но мы видели, как народ лез очень активно. Далее дорога лезет вверх по полутоннелям, после чего вдруг мы приезжаем в Москенес. Кемпинг (N67.90103° E13.05280° ) прямо рядом с паромом, на который никак нельзя опаздывать завтра, т.к. у Сережи – самолет из Бодо. Встаем в кемпинге в середине дня (210 крон), народу еще мало (вечером ой как будет много). И после обеда отправляемся на рекомендуемый трекинг. До Sorvsgena на великах, потом прячем их в кустах и на гору. Тропа на гору Монкебу. Трек отражен вот здесь: http://www.wikiloc.com/wikiloc/view.do?id=5972905

и на треке дня. Мы прошли половину его до третьего озера. Погода не очень способствовала восхождению. Было серовато, мрачновато да и поздновато. Я пожалела, что не доехали мы до А и не прогулялись там вдоль озера. Как-то так.

Вечернее море:

Проехали за день: 43 км.

7-й день, 1.08 (пятница)
Moskines – Вodo (паром)

Расписание: http://www.torghattennord.no/english/

Утренним паромом 10.30 отбываем в Бодо. Лофотены провожают нас во всей своей красе: освещенные лучами солнца и покрытые белыми ватными облаками. Лисья лапа машет на прощанье немного укоризненно: хотели увидеть столько всего, а не увидели и сотой доли… Покидала Лофотены с некоторым чувством неудовлетворенности… Возможно, это наша не последняя встреча.

В Бодо встреча с Сашей и машиной, которая благополучно пережила неделю и даже доехала 500 км из Тромсе. Ставим ее вновь на парковку (ничего бесплатного не нашли, хотя, наверняка, есть, поставили у аэропорта на долгосрочную парковку. Автомат выдает разные варианты оплаты, самое экономичное ставить на 7 дней – 730 крон). Перебираем вещи и продукты из заброски, оставляем тележку, которая свое откатала. Прощаемся с Серегой, который улетает в Питер.

Садимся на велики – и новый небольшой (к сожалению, совсем небольшой получился) походик по национальному маршруту «17 дорога» - Нурланд.

Чтобы хотелось исправить?

Непременно посетить острова Сенья и Аднойя. И не по одному дню. И то, что не успели – ответвления от основной дороги Е10: Kvalvika, Vikbukta и на ней Vik . Ну и так далее. Если с велосипедом, то не задаваться целью проехать через все Лофотены. А колесить по пустынным дорогам островов, которые лежат в стороне от Е10. Лазить там по тропам, чтобы больше почувствовать пустынность и величие гор.

Когда только едешь вдоль красных домиков – хорошо. Но чего-то не хватает. Больше всего мне мешало то, что мы едем параллельно с машинами. Обычно кайф велопохода в том, что ты едешь там, где машины не могут ехать. Веломаршруты Европы проводят по тайным уголкам городов, парков, лесов и полей. Ты чувствуешь свое преимущество. На автотрассе (особенно оживленной) ты всегда лишний: тормозишь поток, еле едешь в горку… Но с другой стороны, ты – велосипедист – можешь остановиться в любом месте, чтобы сфотографировать то, что хочется, внимательнее рассмотреть детали. Знаю, что автомобилисты не всегда могут себе это позволить. Их кадры улетают вместе с легкими километрами. Наши кадры – всегда с нами, как и наши трудные подъемы и обалденные спуски! И еще ты слышишь звуки воды и крики птиц, мотивы ветра и камней, а автомобилист слышит музыку из радиоприемника... Это то, что меня утешало в пути.

Если на Лофотены ехать без велосипеда, то ... Прилететь в Тромсе – и автобусы увезут в любое нужное место. И лазай себе по горам, спускаясь на трассу там, где хочется. Не привязанный к машине и к чему-либо. Носить, правда, придется кое-что на себе.

Сообщение с Лофотенами вполне разумное. Какие варианты хороши:

  1. Самолет СПб – Тромсе ( с пересадкой в Осло)
  2. Самолет СПб – Бодо ( с двумя пересадками, но меньше суток).
  3. Самолет СПб – Тронхейм (через Стокгольм), поезд Тронхейм - Бодо (красивейшая дорога), есть ночной поезд.
  4. Ну а если с великом без самолета и без машины, то вот что может быть: СПб – Хельсинки (Турку) на подвозке, паром до Стокгольма, поезд ночной Стокгольм – Нарвик (идет 22 часа).
  5. Еще есть интересный сюжет логистики. Существует поезд Хельсинки - Рованиеми (Финляндия) с автопакетом. Т.е. поезд перевозит автомобиль. В автопакет входит стоимость переезда 4-х пассажиров. В этом году такие билеты , например, стоили 400 евро.