Координаты: (38.652600, 34.860283). Информация о церкви: https://www.cappadociahistory.com/post/grape-st-niketas-church

Небольшой храм, который помещается внутри отдельно стоящего каменного конуса (по турецки - перибаджалара). Храм с одной апсидой. Вход в эту церковь свободный, но дверь-решетка обычно заперта. Ключ хранится на кухне в соседнем кафе, его можно попросить, если кафе открыто. А если кафе закрыто,чтобы попасть внутрь церкви можно пролезть под решеткой.

Иногда церковь называют церковью Святого Никитаса, по имени жившего здесь монаха-столпника (стилита).Кто такой столпник, чем он отличается от монаха-отшельника и почему в Каппадокии так много храмов, можно узнать из статьи "Как понять Каппадокию?"

Стилитное подвижничество началось со св. Симеона (р. 490), известного сирийского святой-подвижника, который жил на небольшом столбе 37 лет. Он вдохновил многих других христиан, в том числе и этого Никиту из Каппадокии, принять такую уникальную форму аскетизма. Эти стилитские подвижники почитались как святые люди и привлекали множество посетителей. Рядом с их колоннами (в данном случае - каменный конус с небольшой комнатой на вершине, куда нет доступа ни для кого) часто возникали храмы или даже монастыри.

На верхнем этаже пещерной церкви находится маленькое помещение,которое сейчас недоступно из-за сильной эрозии. Вероятно, в него можно было попасть только по внешней лестнице. Виден крест на крыше и несколько ниш/окон. Тут-то и была комната отшельника Никиты - высоко вверху, чтобы показать его отречение от мира. Трудно представить себе, как терпел столпник суровые зимы Каппадокии. Впрочем, аскеты склонны к самоистязанию.

То есть Никитас обитал на верхней части конуса, а в нижней части позже была создана церковь. Она знаменита своей красочной узорчатой росписью потолка с изображением гроздьев винограда. Отсюда и название. Это декор периода иконоборчества. Подобный "виноградный" узор сохранился в церкви св.Стефана (монастырь Кешлик (см. мой рассказ.

Виноград появляется в декоре храма не случайно. Виноград - один из древнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы, а также важный библейский символ. Виноградная лоза была первым растением, посаженным Ноем после потопа. Виноградную лозу принесли посланцы Моисея из земли Ханаанской, — это символ Земли Обетованной и знак избранного Богом народа (см. Исаия 5; Псалом 80).

В Новом завете - это один из символов Христа, сказавшего: «Я виноградная лоза, а вы - ветви. Те, кто пребывают во мне, и я в них, приносят много плода, потому что без меня вы ничего не можете сделать».То есть ветви (побеги) — ученики, а лоза и виноградные гроздья — вино и хлеб причастия, тело и кровь Христа. Лоза с листьями винограда или птицы, клюющие гроздья, указывают на центральное таинство Церкви — евхаристию (пресуществление вина в кровь Христову).

Можно сказать, что виноград, идущий от креста, визуализирует основную теологическую веру - смерть Иисуса (крест) и народ Завета (виноградные лозы).

Вокруг креста семнадцать переплетенных кругов. Внутри каждого медальона - условно "мальтийский крест" и павлиньи перья.Он тоже тут не случайно. В раннем христианстве изображение перьев павлина было связано с символикой солнца, а позже стало восприниматься как символ бессмертия и красоты нетленной души. В христианской традиции «глаза» павлина иногда символизируют «всевидящую» Церковь.

Розовато-красный –желтый фон придает внутреннему пространству храма необыкновенную яркость, живописность, солнечность.

Также в церкви есть фигуративные изображения: Мария с младенцем, Архангелы Михаил и Гавриил, Двенадцать апостолов.

Обратимся к фигуративным изображениям. В небольшом пространстве над аркой в люнете изображена сцена Распятия. На кресте Иисус, он в одежде, его смертельные муки не показаны, что нехарактерно для подобных изображений в церквах Каппадокии.

В левом углу церкви (на колонне) в украшенном медальоне изображение отшельника Св. Симеон, отшельник, родившийся в Каппадокии. Рядом с колонной св. Симеона - надпись дарителя этой церкви. Между Симеоном и Иисусом – Мария. Справа - огромное изображение Иоанна Крестителя. Текст его свитка гласит: «Вот Агнец Божий, берущий грехи мира».

Над входной аркой в люнете четыре фигуры. Слева направо: св. Дамиан, Космас, Пантелеемон и св. Анна (мать Марии), которая была известна своими лекарскими способностями). На этой же стене множество граффити, которые оставили паломники. Например, один человек выгравировал на стене: «Это врачи, исцеляющие силой Христа», другие граффити - это молитвы Богородице.

Апсида. Центральное изображение - Мария (небольшое изображение) на троне с младенцем Христом на коленях. Их маленькие фигурки втиснулись между потолочной конструкцией и небольшой нишей, которая использовалась для хлеба и чаши причастия. Слева архангел Михаил с шаром, справа - архангел Гавриил с копьем. Сцена исполнена на ярко-желтый фоне, который соотносится с узором из павлиньих перьев.

На левой (северной) стене под рядом арок изображены ученики и последователи Иисуса. Первый - Симон Петр. Тут у него каштановые прямые волосы (хотя обычно его изображают с седой кудрявой бородой). Справа от Петра - Фома, Марк, Иоанн, Иаков и, наконец, Павел. Включение Павла в живописную программу происходило редко, поскольку Павел не был ни одним из двенадцати апостолов, ни одним из четырех авторов Евангелий.

Все фигуры держат книгу или свиток, это подчеркивает, что они свидетели жизни Иисуса и проводники его божественного откровения.

Рядом с церковью прилепился сезонный ресторанчик, а напротив - фотогеничная телега. За кухней кафе находится небольшая часовня. Неподалеку в этом районе есть несколько скоплений скальных гробниц (акрозолиумов), на них можно наткнуться в 80 метрах к югу, и в 100 метрах к западу, если смотреть вниз на долину.

Напротив храма Никиты - отдельно стоящий «дымоход фей», в котором сейчас сельскохозяйственные помещения. Внизу был пресс для винограда (сок лился из-под пресса слева во внешнюю емкость). Верхнее (и теперь недоступное) помещение было пчелиным домиком, о чем свидетельствуют ряды маленьких отверстий.