Статьи - Русский север



Вологда - столица «Русского Севера» - интересна своими древними памятниками,т.н. кремлем (зимой открыт),и Софийским собором (зимой закрыт), старинными храмами и деревянной застройкой XIX века.Тот самый «резной палисад» (о котором ВИА «Песняры» пели в 80-х годах ХХ века) можно увидеть только около одноименного центра ремесел, хотя резные наличники сохранились на многих домах. Кроме того, Вологда - город поэта К.Батюшкова и писателя Варлама Шаламова. Городское пространство украшено также современными арт-объектами памятником букве «О» и скамейкой «Посидим поокаем». Исторический центр компактный, гулять тут просто удовольствие. Но обо всем по порядку.

Читать далее →

Кирилло-Белозерский монастырь был основан иноками московского Симонова монастыря преп.Кириллом (последователь Сергия Радонежского) и Ферапонтом. К этому месту шли они пешком через просторы Руси. Преп.Кирилл увидел место, к которому стремился, в ночном видении. Обосновались монахи на небольшом холме над озером Сиверским. Сейчас тут каменная сень(небольшое здание), это на территории т.н. Ивановского (Малого) монастыря, что примыкает к главному Успенскому. Ориентиром может служить красноватая церковь Иоанна Предтечи. Сейчас с церковной горки мимо воссозданной избушки и креста св.Кирилла молодежь катается на ватрушках.

Читать далее →

Самое важное, что нужно увидеть в Ферапонтово, – это фрески Дионисияexhibitions/freski-dionisia-v-sobore-rozdestva-bogorodicy в соборе Рождества Богородицы, главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря.

Имя Дионисия стоит в ряду с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублевым. Известный искусствовед П.П.Муратов в шестом томе «Истории русского искусства» отзывался о фресках Дионисия восторженно и сравнивал их с живописью итальянского Возрождения. Дионисий - современник Микеланджело и Леонардо да Винчи, он был очень плодовитым художником, но из его огромного наследия в целостности до нашего времени дошло только одно, да и то – в далекой российской глубинке, в этой маленькой деревне под Вологдой – Ферапонтово. Чудом кажется уже то, что 300 (!) композиций, созданные более 500 лет назад (в 1502 г) сохранились в условиях сурового климата русского Севера почти в первозданности. Точная дата росписи указана в длинной подписи на откосе северной двери собора (копия надписи представлена в экспозиции Трапезной палаты) Дубовые двустворчатые двери, кстати, также относятся к времени строительства храма. Дионисий расписывал храм вместе с сыновьями в течение 34 дней (!). Эта последняя крупная работа мастера, так как Благовещенский собор Московского Кремля расписывал 6 лет спустя уже сын Дионисия.

Читать далее →