Вологда - столица «Русского Севера» - интересна своими древними памятниками,т.н. кремлем (зимой открыт),и Софийским собором (зимой закрыт), старинными храмами и деревянной застройкой XIX века.Тот самый «резной палисад» (о котором ВИА «Песняры» пели в 80-х годах ХХ века) можно увидеть только около одноименного центра ремесел, хотя резные наличники сохранились на многих домах. Кроме того, Вологда - город поэта К.Батюшкова и писателя Варлама Шаламова. Городское пространство украшено также современными арт-объектами памятником букве «О» и скамейкой «Посидим поокаем». Исторический центр компактный, гулять тут просто удовольствие. Но обо всем по порядку.

Прогулки по Вологде можно провести по нескольким маршрутам (схематично):

1 . Город: «Ленивая площадка» (древнее городище и памятник 800-летия Вологды, сквер вдоль ул.С.Орлова (арт-объекты) – Соборная горка – памятник Батюшкову – кремль – Софийский собор– дом Шаламова - Кремлевская площадь - церковь Покрова Пресвятой Богородицы На Торгу.

2 . Верхний посад: Ленинградская ул. (деревянная застройка) – церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены – Владимирская церковь - храмы Варлаама Хутынского и Ильи Пророка в Каменье (Горах) – Центр ремесел "Резной Палисад ".

3 . Нижний посад: Каменный мост - пл. Революции – Советский проспект («Золотой якорь») – усадьба Самарина – дома по ул. Герцена - Церковь Покрова на Козлёне - Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье - памятник электрическому фонарю – Красный мост (+ дом-музей Петра I и бульвар Пирогова с арт-пространством).

4 . Заречье: идти от Красного моста вдоль набережной 6-й армии: храм Святителя Николая Во Владычной Слободе - дом купца Ватрушечникова – храм Димитрия Прилуцкого на Наволоке - церковь во имя Святителя Иоанна Златоуста - храм Сретения Господня - Скулябинская богадельня (руины)

Год основания Вологды (1147) упоминается в «Повести о чудесах Герасима Вологодского». Киевский монах пришел на реку Вологду, увидел храм Вознесения и основал тут монастырь. Эта информация среди историков считается дискуссионной, но официально памятник 800-летию Вологды на т.н. «Ленивой площадке» установлен, а рядом скульптура монаха Герасима – основателя города.

Топоним «Ленивая площадка» объясняется так: «ленивый» – слово диалектное, которое имеет два значения: 1. Высокий, крутой берег; 2. Ленивцами раньше называли купцов, а это было торговое место. На схеме обозначены объекты, расположенные на берегу реки, и стрелками путь к ним от нашего отеля в Заречье.

К слову сказать, Вологда до сих пор сохранила древнее деление на районы: все, что до «Ленивой площадки» - Верхний посад. После Ленинградской улицы – Город (территория древнего кремля), Нижний посад (все, что за Каменным мостом), ну и упоминаемое уже мною Заречье - все, что на противоположном берегу реки Вологды относительно кремля.

Карта Вологды 1

Карта Вологды 2

Гoрод

Памятник 800-летию Вологды – это гранитный обелиск с четырьмя бронзовыми барельефами, выходящими на разные стороны света.
1)Парадный барельеф с надписью «В память 800-летия Вологды»; 2) изображена Вологда XII века, кипит торговля, у купцов в руках пушнина, в бочках рыба, а позади на горке стоит православная Воскресенская церковь; 3) рассказывает о том, как 22 сентября 1612 года поляки и литовцы захватили город и три дня грабили, жгли и убивали, после этих событий Вологду называли «жжёное место»; 4) барельеф посвящён становлению советской власти в Вологде, на нём изображён митинг, флаги и оратор на трибуне, а позади здание городской думы, которое находится сегодня на площади Революции. Тут же можем увидеть стенд, который сообщает о том, что мы на месте древнего городища.

Двигаясь вдоль реки в сторону т.н. Вологодского кремля, встретим несколько современных арт-объектов. На перекрестке улиц Ленинградской и Маяковского стоит кованая дверь с изображениями Вологодского кремля, куполами Софийского собора и колокольни, плюс элементы резьбы деревянных домов. Памятник установлен на основании в виде карты города (зимой эта карта под снегом).
Арт-объект «Дверь в…» установлен в 2014 году. Объект появился в рамках ежегодного фестиваля «Голос ремесел». Символизирует начало знакомства с городом: то есть «Дверь в Вологодчину» всегда открыта для путешественников. Как-то так. Отсюда, кстати, хорошо кататься с горки на ватрушках, что мы и проделали в новогоднюю ночь.

Далее по пути еще один арт-объект - скамья «Посидим поокаем». Это также продукт фестиваля «Голос ремесел» (2015 г.).Так, каждый год город получает какой-то арт-подарок. В 2016 году на скамью «положили» кованую гармошку и книгу стихов Николая Рубцова, который последние годы жизни провел в Вологде. Появление такой скамьи понятно тем, кто помнит песню в исполнении А.Пугачевой «Посидим поокаем» (Авторы: композитор Резник И.,текст Муромцев В.).

Ну и наконец еще одна занимательная шутка - которая появилась в 2012 году. Это памятник букве «О», призванный увековечить этот характерный вологодский говор. Оканье – это когда произносится четкое «О» в безударной позиции, где нам привычно произносить «А» (аканье), например, слово «ВОЛОГДА» мы (традиционно акающие) произносим как /ВолАгда/, а волгожанин произнесет \ВолОгда.

Ну и самый приметный памятник набережной – это человек с конем. Памятник поэту К. Батюшкову. Хорош и днем, и вечером.

Открыт в 1987 году к 200-летию поэта. Конь как бы символизирует то, что поэт был участником войны 1812 года, об этом же напоминает фигура Афины Паллады рядом. Этакая русская античность. Соотносимая с народностью: вторая муза – крестьянская девушка со свирелью в руках. У этой музы все трут ножку - на счастье.

Конь выглядит совершенно не боевым. А таким крестьянским и задумчивым. Скорее, Есенина вспомнишь, чем Батюшкова. Никогда Батюшков не ассоциировался у меня с образом, который тут воссоздан «благодарными потомками». Но силуэт памятника изящен.

Памятник Батюшкову в городе поставлен не просто так. Батюшков родился недалеко от Вологды в родовом именье Батюшковых (село Даниловское – сейчас тут музей), и последние 22 года своей жизни, будучи уже больным человеком, провел в доме своего племянника - ныне дом №2 по ул. Батюшкова. Крупная мемориальная доска сразу обращает на себя внимание. Похоронен поэт в Прилуцком монастыре (к которому мы на лыжах бегали по речке Вологде).

Памятник поэту находится уже у самой кромки Кремлевской площади. Если стоять спиной к реке, то слева вдоль площади несколько зданий: солидное здание – это музей вологодский кружев, далее областная картинная галерея, дом льна (сувениры и немного книжек, буклетов). Справа – бывшая Славяно-латинская школа, сейчас здание краеведческого музея «Вологодский кремль».

Строительство кремля в Вологде было задумано Иваном Грозным в 1560-х годах. Царь планировал создать тут резиденцию опричнины, по его приказу даже возвели стены с девятью башнями. Это было огромное сооружение, снабженное 300-ми пушками. Проект был заброшен, как предполагают, из-за суеверия царя, которому при посещении строящегося собора на плечо упал небольшой камешек. Грозный счел это за дурной знак и потерял к Вологде всякий интерес. Сейчас о Кремле напоминает Кремлевский парк с прудами и горкой – это остатки древнего крепостного вала и крепостных рвов времен Ивана Грозного. По вечерам парк таинственно подсвечен, горка активно используется для катания на санках\ватрушках. Когда-то это голое, угрюмое место вологжане считали "жилищем духов" и рассказывали о нём различные легенды и предания. Может быть, поэтому тут и часовню относительно недавно возвели в честь 2000-летия Рождества Христова.

Так называемый Вологодский кремль – это не кремль, то есть не крепость (как и в Ярославле или Ростове), а комплекс зданий Архиерейского двора с высокими стенами, колокольней и Софийским собором, который находится вне стен. Сейчас тут краеведческий музей (был закрыт по случаю 31 декабря или по случаю пандемии – трудно сказать), на территорию вход бесплатный, открыто с 9.00 до 18.00. Постройки двора живописны, это все конец XVII века. Главный вход в комплекс – между колокольней и розоватыми стенами теплого Воскресенского храма (построен на месте юго-восточной башни комплекса).

Высокая краснокирпичная ограда напоминает крепостную стену, хотя никогда ею не была. Эти внешние атрибуты крепостного зодчества имеют символический, а не практический характер - утвердить крепость духа и возвеличить архиерея.

Справа от входа в «кремль» двухэтажное здание с деревянным крылечком – это палаты Казенного приказа (1659 г.), как следует из названия, тут хранилась казна и важные документы.

Красное здание с белым декором - это Архиерейские палаты с церковью Рождества Христова. В здании совмещены хозяйственные и культовые помещения – внизу кухня, наверху – Крестовая палата для приемов (тут трижды бывал Петр I) и храм. Кстати, построено было очень быстро, благодаря дешевой рабочей силе – в 1671-1675 гг. в Вологодчине был голод, и народ работал «из хлеба безденежно».

Еще одно симпатичное здание в духе московского живописного узорочья середины XVII в. – Гаврииловский корпус, к которому пристроен в 1764 году новый архиерейский корпус. Сразу привлекает внимание нарядный, полихромный его фасад, расписанный под «брильянтовый руст» (треугольниками) с белыми наличниками и пилястрами. Это редкий для Вологды образец барокко, возможно, занесенный сюда из Петербурга каким-то талантливым зодчим. Сейчас тут залы музея с древнерусским искусством. При посещении музея стоит обратить внимание на деревянные святцы - древнерусский календарь. Это большая доска с ячейками, в каждой помещены фигурки святых, которых почитают в этот день недели.

В центре «кремля» (буду уж так его называть), стоит своеобразный указатель – на разные достопримечательности Вологодской земли. Например, в 12 км от города находится очень хороший музей деревянного зодчества Семёнково , куда при наличии времени стоит заехать на пару-тройку часов (пн. и вт. выходной день).

Выйдя из «кремля», вновь полюбуемся архитектурным ландшафтом площади. На фото слева - направо: розоватый Воскресенский собор – колокольня – Софийский собор.

Розоватое здание Воскресенского собора, построено вместо одной из башен Архиерейского двора в конце XVIII века из жизненной необходимости. Всем известна русская традиция строительства рядом двух храмов – летнего (как правило, наиболее нарядного, большого, расписанного фресками) и зимнего (более скромного, но зато отапливаемого). Так вот при Софийском соборе долгое время не было зимнего храма, а архиерейская церковь Сретения Господня была сооружена со многими дефектами и не могла полноценно выполнять роль зимней церкви. Срочно пришлось строить зимний храм. Первоначальный проект Воскресенского храма более изящен (вероятно, выполнен кем-то из столицы), но реализовывался иначе местными строителями, которые следовали модному в то время барокко. Довольно оригинальна форма храма – он овальный в плане, барабан купола прорезан по кругу овальными же окошками. Интерьер перестроен в XIX веке и напоминает парадный зал. Крыльцо со стороны Кремлевской площади (тут и вход в храм) построено к приезду Александра I в 1824 году. Собор действующий.

Голубоватое здание напротив - Церковь Александра Невского. Это каменный храм 1750 года на месте древней деревянной церкви Николая Чудотворца, что на Извести. (т.к. построена на Известной или Известковой горе - Это место также называли «Виселки», так как, по преданию, Иван Грозный казнил здесь провинившихся). Первоначальный Никольский храм был сооружен для почитаемой иконы Николая Чудотворца. Переосвящен храм был в 1869 году в честь спасения императора Александра II при покушении на него Каракозова. Храм Ал.Невского был долгое время закрыт, использовался даже как лыжная база (в центре-то города (!), намек на то, что по речке Вологде лыжные пробеги устраивали всегда). Сейчас храм действует.

Колокольня Софийского собора - это XIX век, псевдорусский стиль, но сооружена на месте более древней звонницы. На ней сохранился ряд древних колоколов XVII века, часть их них отлита в ганзейском Любеке, часть в России. Колокольня прекрасно соотносится с главным собором Вологды – Софийским. Летом обязательно нужно зайти внутрь, чтобы рассмотреть росписи храма, выполненные ярославскими мастерами XVII века. Тут работал, в частности, Дмитрий Плеханов, тот, что расписывал храм Троицы в Никитниках (Ярославль) и Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (Сергиев Посад). Древний иконостас не сохранился, как не дошла до наших дней и деревянная скульптура, обильно украшавшая собор. Она горела в пожарах и активно изымалась Синодом, который в разукрашенных статуях святых, используемых в богослужении, усмотрел пережитки языческого идолопоклонства. Зимой Софийский собор, увы, закрыт.

Софийский собор – единственный в городе помнит градостроительные идеи Ивана Грозного. Построили его аж в 1568-1570 гг. За строительством присматривал сам царь. Но недолго. Пока камешек на него не упал. После чего царь отвернулся категорически от Вологды, и 17 лет собор не могли закончить. Опять же прообраз его – это Успенский собор Московского кремля (первоначально вологодский храм именовали также Успенским). Переименование в Софийский как-то связано с самоутверждением Вологды относительно Новгорода (и его святой Софией). Оформление собора предельно лаконично, что характерно для северной суровой архитектуры древности.

За Софийским собором фасадом к набережной стоит небольшое двухэтажное здание - это областная картинная галерея, больше известная теперь как дом писателя Варлама Шаламова. Здание принадлежало Вологодской епархии, священником которой был отец Варлама. Тут родился и провел все детство будущий писатель, автор «Колымских рассказов» - одного из самых жестких и талантливых произведений русской литературы ХХ века, т.н. «лагерной прозы». Сейчас при картинной галерее есть несколько залов (в южном крыле здания) – музей В.Шаламова Есть еще одно место в городе, где вспоминаем писателя – это здание мужской гимназии(на нынешней улице Ленина около Кировского сквера), тут он учился, о чем сообщает мемориальная доска. В этой же гимназии несколько раньше учился еще один русский классик – В.А.Гиляровский.

В историческом районе - Городе - есть еще два примечательных храма (они буквально в двух шагах от Кремлевской площади). Это Церковь Покрова Пресвятой Богородицы На Торгу(конец XVII в), стоит на месте деревянного храма Иоакима и Анны, возведенный еще при Иване Грозном. Храм был, вероятно, его домовой церковью при дворце, который тут располагался. Грозный живал в нем во время наездов в Вологду. Тут же родилась его первая дочь, крещенная Анной. После строительства каменной церкви придел Иоакима и Анны сохранялся. В старину к названию храма добавляли «В Городе», чтобы не путать с одноименным храмом в слободе Козлёна. Позже стали уточнять «На Торгу», так как рядом с храмом всегда велась торговля. О чем и сообщает название современной площади – Торговая. С архитектурной точки зрения храм интересен своим провинциальным барокко, затейливыми наличниками окон и оригинальным крыльцом на столбах-кубышках. Форма крыльца пришла из деревянного зодчества. Храм процветал, благодаря удачному местоположению, участок вокруг заселялся именитыми людьми. В приходе церкви значились представители родов князей Голицыных, Волхонских, Долгоруковых, Щербатовых, бояр Салтыковых, Измайловых. С XIX века среди прихожан стали преобладать известные купеческие и мещанские фамилии Вологды.

Тут же еще один храм - Казанской Иконы Божьей Матери – который тоже был заложен при Грозном в честь начала строительства Вологодского кремля. Существующее каменное здание церкви построено в 1760 году, тогда же храм был расписан, однако в настоящее время та роспись закрыта позднейшей.

Верхний посад

От Кремлевской площади можно выстроить несколько маршрутов: например, пойти в сторону Верхнего Посада. Для этого нужно направиться в сторону Кремлевского парка, миновать его и выйти на ул.Ленинградскую (бывшая Петербу́ргская). На ней выстроились вряд деревянные особняки – сплошь достопримечательности.

В купеческом доме XIX века сейчас (Ленинградская. 6) музей «Мир забытых вещей» - воспроизведена обстановка жизни зажиточного горожанина XIX века. Известен как «Дом Засодимского», хотя на самом деле принадлежал купцу Пантелееву с его огромной семьей.

Соседний дом (№4) – вологодский Дом актера.

На углу Ленинградской и пр.Победы находится древнейший деревянный особняк Вологды (построен в 1790-х годах) – «Дом Засецких». Фамилия знаменита в Вологде, т.к. Алексей Засецкий - первый вологодский краевед, в середине XVIII века издал книгу о Вологде в типографии петербургского университета. А Варвара Засецкая в 1820 году создала в Вологде первую кружевную фабрику.

В Вологде сохранилось достаточно храмов, 17 из них действующие. На такой небольшой город это очень много. Поэтому храмы остаются важным градостроительным ориентиром и культурной достопримечательностью, и о них нельзя умолчать. В Верхнем посаде стоит посмотреть на действующий храм Святых Равноапостольных Константина и Елены (пр.Победы ,85). Построен в 1690 году и сохранился практически без изменений. Был освящен изначально в честь почитаемого местного святого Дмитрия Прилуцкого. Храм действительно весьма живописен снаружи, особенно входной портал (внутри паперти - крыльца) и колокольня.

Неподалеку, между улицами Благовещенская и Октябрьская, высится шатровая колокольня Владимирской церкви (колокольню видно с пр.Победы). Колокольня относится к теплой церкви, а рядом – красноватые стены холодного храма, построенного в стиле т.н. нарышкинского барокко, традиции петровской архитектуры были живы в провинции весь XVIII век. Барокко обладает удивительным качеством – оно нарядно даже если постарело и обветшало.

Рядом на Ленинградской ул.,28 симпатичный деревянный ампирный особняк (сейчас тут музыкальная школа), т.н. дом Волкова. Говорят, что внутри сохранились старинные двери и печи.

Пройдя по Ленинградской улице в сторону реки, поворачиваем на ул.Засодимского, которая приводит к двум храмам - Варлаама Хутынского и Ильи Пророка в Каменье (Горах). Ильинский храм принадлежал монастырю, который был построен на некотором возвышении (поэтому «На Горах»). Во времена Ивана Грозного тут брали камень для строительства кремлевских стен, отсюда название «На Каменьях». Церковь действующая.

Соседствующая с ней церковь Варлаама Хутынского напоминает о родном Петербурге – построена в стиле раннего петербургского классицизма с отзвуками барокко – вогнутые грани четверика, причудливые линии купола с грушевидным шпилем. Удивление вызывает декоративная ваза вместо церковной главки, а также полуротонда у входа. Автор проекта неизвестен, но предполагают, что это мог быть какой-то очень талантливый столичный архитектор.

Буквально напротив храма Варлама Хутынского небольшое деревянное зеленое здание с красивым резным забором – палисадом. Это Центр народных художественных промыслов и ремесел "Резной Палисад" (Засодимского, 5). Тут проходят мастер-классы и продаются вологодские сувениры.

Рядом еще несколько деревянных домов, оформленных резьбой. Дома жилые. Один рядом с Ильинской церковью, т.н. «дом с лирами», или дом Воробьева. В городе к концу XIX сложился особый вид деревянного дома, так называемого «вологодского типа», — двухэтажный особняк, по форме — параллелепипед, вытянутый во двор с угловой лоджией над крыльцом. Две входные двери ведут одна на первый этаж, а вторая – на второй, такие дома строились на 2 или 4 семьи. Фасад дома богато украшен резьбой по дереву, которая напоминает музыкальный инструмент – лиру.

Другой дом на ул.Маяковского, 9 интересен тем, что построен на рубеже XIX- XX вв. и находился в Заречье, а сюда, на правый берег реки, перенесен в 1970-х годах как первый объект неосуществленного ( жаль!) проекта музея городского деревянного зодчества (вот было бы круто!).

Нижний посад

Пройдя Кремлевскую площадь и сквер на пр.Победы, оказываемся на улице Каменный мост, за которой начинается старинный район Вологды – Нижний посад. Изначально это был район, хаотично застроенный деревянными домами, кое-где возвышались храмы и располагались монастыри. В конце XVIII века в Нижнем посаде появляются солидные каменные постройки – дом губернатора и генерал-губернатора, присутственные места. Тут оформляется административный центр города , возникает система парадных улиц и площадей. Город и Нижний посад разделены речкой Золотухой, через которую был сооружен Каменный мост (теперь это самая короткая улица Вологды).

Первоначально на каждом въезде около моста стояли башни, позже частично разрушенные. Понятное дело, что мост находится в центре людских потоков, издревле во всех городах мира существовала традиция торговать на мосту, сооружать лавки. Таких торговых мостов много в итальянских городах (мост Риальто в Венеции, Старый мост во Флореции и т.д.) Так и в Вологде – Каменный мост стал активной торговой точкой, и до нашего времени частично сохранились здания торговых рядов на мосту и рядом с ним. Тут по-прежнему торгуют.

За Каменным мостом сразу открывается широкая пл.Революции. Это центр современной Вологды.Тут наблюдается традиционная для классицистической планировки трехлучевая композиция улиц – Ленина, Пушкинской и Ворошилова (забавный топонимический ряд).

Раньше тут была Сенная площадь (как и в Питере) – где был старый Гостиный двор, торговые ряды с лавками и писчая избушка, в которой сидел площадной подьячий. Позади торговых рядов было Зарядье с амбарами торговых людей.

Площадь Революции возникла в 1918 году на месте трех площадей: Сенной (где торговали сеном и прочими крестьянскими товарами), Спасской (по имени храма) и Александровской (аналогично). Эти площади были отделены друг от друга деревянными храмами - Спаса Обыденного, Николая Чудотворца и Афанасия Александрийского. Все они в XVII-XVIII веках были заменены каменными церквами. В 1920-е годы были снесены Николаевская и Афанасьевская церкви. Тогда же Спасский собор превратили в кинотеатр, а в 1970-е годы снесли совсем. На месте Спасского собора в 1997 г. установили поклонный крест.

Здесь располагалось лобное место, где проводилась «торговая казнь», то есть публичное наказание кнутом. Отменена она была только в XIX веке.

Большую часть площади занимает Комсомольский сквер. По краям площади идут Советский проспект и улица Лермонтова (еще раз дивлюсь вологодской топонимике). На Советском проспекте целый ряд примечательных зданий,например: Советский пр, д. 2 - невысокое вытянутое здание с башенкой (тоже розоватого цвета – прям специфический вологодский колер) – это бывшая Городская дума, ныне музыкальная школа. Изначально это типичный купеческий дом конца XVIII века с традиционными арками лавок в нижнем этаже. В 1801 году купец Федор Деньгин продал его городскому магистрату, который значительно переделав, превратил здание в городские присутственные места.

На площади всегда имелось много домов для приезжих торговцев. На месте одного из таких домов сейчас высится розоватого цвета гостиница «Золотой якорь» (Советский проспект, 6), построена в 1868-1875 годах купцом Брызгаловым. Здание было настолько примечательным, что его так и называли «Дом Бразгалова». Гостиница была суперсовременной - имелся водопровод и электричество. Неслучайно именно тут останавливались многие известные люди, посетившие Вологду, среди них поэт-символист Иннокентий Анненский и знаменитый философ Николай Бердяев, а также лидер партии эсеров, террорист и писатель Борис Савенков. Именно он участвовал в убийстве министра иностранных дел В.К.Плеве, который начинал свою деятельность, будучи прокурором в окружном суде, располагавшемся в одном из крыльев дома Бразгалова. Такие вот пересечения.

Путеводители причисляют здание к модерну. На самом деле это самая типичная эклетика, и следа модерна тут нет. Где-то мне попадалась информация, что это единственный дом в Вологде с кариатидами. Что важно для нас - в здании бывшей гостиницы находится Туристско-Информационный центр Вологодской области, где, наверное, можно разжиться информацией или заказать экскурсии. Проверить не удалось, 31 декабря был закрыт.

Далее по Советскому проспекту еще несколько деревянных зданий, в которых располагаются разные культурные заведения, это прежде всего Советский проспект 16, 16а, 16б – уникальная городская усадьба купца Самарина. Это та самая деревянная Вологда, которую, вероятно, и хотели воссоздать в качестве городского музея деревянного зодчества. Тут этакий фрагмент, естественно сохранившийся. Действительно, музеев крестьянского быта у нас хватает, а вот городская деревянная застройка чаще всего утрачена. (А ведь как здорово, когда сохраняется атмосфера старинного городка – как это, например, происходит в городе Порво (Финляндия) – те же деревянные домики, несколько улочек – гуляешь, словно в сказке).

Далее по Советскому проспекту, 48 в деревянном домике находится частный «Музей Детства»(советских игрушек). Отзывы хорошие. Стоит прогуляться по улице Герцена, где много старинных особняков, один из которых особенно примечателен. Это дом со смешным (и поэтому запоминающимся) именем - дом Пузан-Пузыревского (улица Герцена 35), построен в 1830-х годах обращает на себя внимание благодаря монументальным деревянным колоннам (самым большим в Вологде). Что интересно: с 1860-х годов владел домом дворянин Пузан-Пузыревский. Какая фамилия! Прям в пьесу Гоголя просится и не случайно – жена Пузыревского была дочерью помещика Волкова, с которого, как считается, Гоголь списал своего Хлестакова. Позже тут находилось американское посольство. К слову сказать, когда в феврале 1918 года из революционного Петрограда были эвакуированы дипломатические миссии ведущих стран мира, они оказались в Вологде, которая на полгода стала «дипломатической столице России». Тут проживали и работали представители 11 посольств (американское, английское, французское, сербское, бельгийское, сиамское (Тайланд), итальянское), консульств (бразильское) и миссий (японская, китайская, шведско-датская) во главе с американским послом Дэвидом Роуленд Фрэнсисом. Несколько в отдалении находится бывшая слобода Козлёна. Топоним не имеет точного объяснения, возможно по речке Козланга, что неподалеку, а может, с финно-угорского «коз» - то есть «ель, еловый». Тут есть действующий храм, упоминаемый с 1618 года, Церковь Покрова на Козлёне (с фресками).

Фрески, как говорят, очень экспрессивны (нам увидеть их не удалось – просто не добрались туда). Очень стоит заглянуть. В центре свода Христос, на гранях свода – праздники, на стенах - евангельские сюжеты, деяния апостолов, апокрифы об иконе Римской Богоматери. Цитата: «Наряду с традицией ярославских фресок XVII в. в ней заметно уже явное влияние новой, светской живописи. Роспись была исполнена известным ярославским знаменщиком Федором Федоровым с дружиной мастеров. В зените свода изображен Царь-царям, на его гранях - праздники, на стенах восьмерика и четверика, разделенных на шесть регистров,- сюжеты христологического цикла, апокрифические легенды об иконе Римской богоматери и деяния апостолов. (Два нижних пояса четверика забелены.) Многие сюжеты почти целиком повторяют иллюстрации Библии Пискатора. Значительная часть изображений имеет характер гротеска, настолько экспрессивно изломаны фигуры, данные в различных ракурсах. Передача движения становится для мастера почти самоцелью. Цвет, как и в росписях Предтеченской церкви, не играет существенной роли, хотя в целом фрески здесь имеют общий серо-коричневый и бледно-голубоватый блеклый тон. Роспись эта интересна тем, что она являет собой последний этап некогда великого и большого искусства стенописи». https://studwood.ru/508204/istoriya/freski_stenopis(фото из интернета)

Зато новогодним подарком стала Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье (с фресками)(ул. Предтеченская, 28). Обязательно нужно зайти и увидеть эти росписи. Входя в храм, попадаешь в невысокое помещение трапезной – она же зимний храм. Летний храм, что под куполом, зимой закрыт. Но фрески, понятно, именно там. Я просто поинтересовалась в свечной лавке, где тут фрески и как их увидеть. Служительница позвала человека, который предложил нам взглянуть на фрески. Открыл дверь и мы увидели это чудо. Храм открыт каждый день с 09:00 до 18:00 ; если служится вечернее Богослужение храм открыт до 20:00.

Описание фресок: «Внутри церковь украшена фресками, выполненными в 1717 г. ярославскими мастерами Бочаровым Г., Выголовым В. (Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск.) Художественные XII-XIX в. - М., 1966, с. 184.. Существует предположение, что возглавлял эту артель помощник и ученик Дмитрия Плеханова, знаменщик Федор Игнатьев, принимавший участие в росписи ярославских церквей Иоанна Предтечи в Толчкове (1694--1695), Благовещения (1709) и Федоровской богоматери (1715). В настоящее время большая часть росписи этой церкви расчищена. Она разделена на шесть поясов. В зените сомкнутого восьмилоткового свода помещено «Отечество», на его лотках -- «Символ веры», затем композиции христологического цикла и деяния апостолов. На стенах расположены сцены, посвященные житию Иоанна Предтечи, акафист Богородицы и «Песнь Песней»; на своде алтаря -- иллюстрации молитвы «Отче наш». Композиции на сюжеты «Песнь Песней», известные до этого лишь в ярославской живописи, впервые появляются в Вологде именно в этом храме. Они представляют собой своего рода переработанные гравюры из Библии Пискатора. В алтарной росписи «Отче наш» помещена любопытная сценка «Царство антихристово»: группу связанных людей тащит за веревку высокий мужчина в царском одеянии. В изображенном здесь царе многие исследователи видели Петра I. Действительно, в круглом безбородом лице этого человека с коротким носом и топорщащимися усами прослеживаются черты сходства с привычным образом великого преобразователя России.

Стенопись церкви Иоанна Предтечи представляет собой следующий этап в развитии ярославской живописи по сравнению с фресками Софийского собора. Это -- расцвет лубка и графики, когда цвет отошел на второй план. Мастеров, расписавших эту церковь, больше интересует контур, а не красочные соотношения, хотя колорит строится на сочетании коричневых, желтых и белых красок. Какое-то трогательное соединение в этих росписях примитивизма и виртуозности, профессионализма и лубочности, народности создает впечатление непосредственности, искренности, необычности художественного выражения. «Роспись ее,-- писал И.Э. Грабарь, -- один из чудеснейших лубков, созданных русским искусством. Художник, украшавший эту церковь, обладал той драгоценной и поистине завидной отвагой, которая позволяла ему не смущаться самыми головоломными положениями и заданиями, и он выходил из них победителем. Все действующие лица его фресок так же бесконечно отважны, как он сам: не стоят, а движутся, не идут, а бегут, скачут, кувыркаются». Читать далее:https://studwood.ru/508204/istoriya/freski_stenopis Классный рассказ о фресках тут Фото также тут Фото из интернета:

Далее путь наш лежал мимо здания мужской гимназии, где учился В.Шаламов и Гиляровский. Сейчас тут университет.

Мимо сквера военной тематики со скамейками в виде звезд, выходим на набережную Вологды.

Тут примечателен необычный арт-объект. Официально – это памятник электрическому фонарю. Дело в том, что именно отсюда в 1904 году началось электрическое освещение улиц города. В честь 100-летия этого события был установлен памятник первому электрическому фонарю. Скульптор Елена Никитина дополнила стилизованный под начало ХХ века фонарь фигурой писающей собаки. И, конечно же, фонарь уступил место собаке. Теперь это памятник …писающей собаке. Его любят дети и утки.

По Красному пешеходному мосту можно перейти в Заречье. С противоположной стороны Вологды открывается вид на классицистический ансамбль Пречистинской набережной.

Но не забудем, что в Нижнем посаде есть еще один объект – Домик-музей Петра I (Советский проспект, 47). Одноэтажный дом с бело-зелёной шахматной крышей на берегу реки Вологды был построен купцами Гоутманами, которые торговали в Вологде аптекарскими товарами. Здание построено в конце XVII века, оно было единственной каменной постройкой в хозяйстве Гоутманов. И конечно, именно в этом каменном голландском доме неоднократно останавливался на ночлег царь Пётр I, который бывал в Вологде проездом пять раз, последний в 1724 году. Первый вологодский музей был открыт именно в этом здании в 1885 году.

Пешочком идти к Петру в гости далековато. А вот хорошая идея для зимы – по реке Вологде прокатиться до музея Петра 1 на лыжах, заодно обозреть стоящие на берегах храмы: Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем Долу(Пречистинская наб, 1)и Храм Святого Апостола Андрея Первозванного (наб.6-й армии, 206). Другое название – Спас Преображения во Фрязинове. Фрязиново – это дворцовое село в южной части Заречья, где селились иностранные купцы (их называли в Древней Руси фрязинами).

Если уж добрели до домика Петра I, то обязательно нужно пройтись по бульвару Пирогова (он начинается прямо от сквера Петра Первого. Это новое арт-пространство, созданное буквально в конце 2020 года в рамках проектов Лаборатория городской среды. Бульвар Пирогова вошел в список лучших общественных пространств 2020 года по рекомендации «Афиши».

Заречье

Район Вологды за речкой. Застраивался позже остальных, но и тут есть на что посмотреть. Из центра попасть в Заречье можно по пешеходному Красному мосту.

Рядом с Красным мостом (ул. Гоголя 108) виднеется самый древний наряду с Софийскийм собором храм Вологды (1669 г.) - Храм Святителя Николая Во Владычной Слободе. Слобода принадлежала Архиерейскому дому (владыке). Древний храм несколько раз перестраивался; колокольня XVIII века.

Знакомство с Заречьем мы ограничили прогулкой по длинной набережной со странным названием «Набережная 6-й армии».
Купеческие особняки чередуются с храмами. Дом № 137 – старинный дом купца Ватрушечникова. Дом № 127 – построен Голландской торговой компанией (1780-е гг.) – затем куплен купцами И.А. Рыбниковым и Я.Н. Масленниковым, сейчас тут Детский морской Центр "Меридиан". Около дома стоит небольшой кораблик - поморский коч «Вологда». Построен в 2012 году и подарен юнгам Вологды.

Летом Вологда преображается, река просыпается и по ней ходят небольшие кораблики, которые зимой спят на приколе. На дальнем плане виднеется старинная водонапорная башня и один их главных мостов города.

Очень почитаемый в Вологде святой – Дмитрий Прилуцкий. Основатель Спасо-Прилуцкого монастыря. Праведник жил в конце XIV века, будучи в Вологде остановился в доме кожевенных дел мастера, который после смерти праведника заложил часовню. Когда Дмитрий Прилуцкий был канонизирован, построили **храм Димитрия Прилуцкого на Наволоке88. Это холодный храм, рядом теплая церковь Успения на Наволоке (с колокольней). Заречье находится на низком затопляемом в половодье берегу реки, отсюда название «Наволок».

Храм холодный, зимой закрыт. Посещение по договорённости со служителями церкви Успения. Стоит попытаться, так как внутри сохранились фрески 1721 года. Они созданы под влиянием ярославской стенной храмовой росписи, возможно даже руководил работами тот же мастер, который расписывал церковь Благовещения в Ярославле. Сюжеты росписи взяты из Ветхого и Нового Завета. В среднем ряду стен расположены сцены из жития Димитрия Прилуцкого. Вологодские фрески отличаются от ярославских колоритом (ярко-красный клубок огня в аду) и рядом самобытных деталей в изображении «Страшного суда» на западной стене (змей, выползающий изо рта апокалиптического зверя, дьявол с зажатым в руках Иудой со вздыбленными волосами, муки блудниц и прочих. Сюжеты росписи на куполах и сводах преимущественно повторяют роспись церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Исключение составляют композиции «Сусанна со старцами», «Суд над Христом» и «Богоматерь — живоносный источник», которые появляются здесь впервые. Стиль росписи экспрессивен (изломанность фигур, барочность, проявляющаяся в пренебрежении законами тектоники и связью с архитектурой, а также появлением реалистичности в изображении пейзажа и зданий). В церкви сохранился барочный иконостас с сенью (без икон). Его богатую, затейливую резьбу и «чистые формы» отметил искусствовед начала XX века Г. К. Лукомский. Фото из интернета.Подробнее тут.

Далее по набережной (дом №105) стоит Церковь во имя Святителя Иоанна Златоуста (святых Жен-мироносиц)(1664 г.). Отличается изящным силуэтом. Изначально состояла из двух помещений – верхней (холодной) и нижней (теплой) церквей.

И наконец почти напротив соборной горки (наб.6-й армии, 85) Храм Сретения Господня (1627 г.). Единственный в Вологде храм, оформленный узорчатыми изразцами по типу ярославских. Колокольня первоначально шатровая, была перестроена в псевдоготическом стиле, что придает ей большую оригинальность и узнаваемость.

За поворотом набережной, у излучины реки, прямо с нашим домом на улице Варенцовой стоит здание Скулябинской богадельня – конец XVIII века. Образец вологодского классицизма.

За неполных два дня Вологда произвела очень хорошее впечатление. Уверена, что летняя Вологда откроется с новой своей прекрасной стороны.

Вологда

Информационные пункты для туристов:

Главный офис Туристско-информационного центра Вологодской области Адрес: Вологда, Советский пр-т, 6, этаж 3 Телефон: (8172) 72-62-36, 72-01-23 Центр туристической информации VisitVologda Адрес: Вологда, ул. Чехова, 12 Телефон:8 (800) 250-35-63 Сайт Вологды для туристов: https://vologdatourinfo.ru/

Источники: Рассказ о путешествии в Вологду профессионального путешественника Наталии Курнант:

https://nantik7.livejournal.com/52490.html

https://nantik7.livejournal.com/52890.html

Кремль https://vologdamuseum.ru/content?id=9

Сайт туристической информации:https://vologdatourinfo.ru/

Все культурные и исторические объекты Вологодчины на сайте: http://qr35.ru/

Перечень памятников Вологды

Чтобы лучше познакомиться с Вологдой самостоятельно, скачали аудиогиды.

Но, вероятно, все же стоит заказывать экскурсии местных гидов, кажется, тут есть о чем рассказать и что послушать.