Кирилло-Белозерский монастырь. Музейный комплекс. Путеводитель
Кирилло-Белозерский монастырь был основан иноками московского Симонова монастыря преп.Кириллом (последователь Сергия Радонежского) и Ферапонтом. К этому месту шли они пешком через просторы Руси. Преп.Кирилл увидел место, к которому стремился, в ночном видении. Обосновались монахи на небольшом холме над озером Сиверским. Сейчас тут каменная сень(небольшое здание), это на территории т.н. Ивановского (Малого) монастыря, что примыкает к главному Успенскому. Ориентиром может служить красноватая церковь Иоанна Предтечи. Сейчас с церковной горки мимо воссозданной избушки и креста св.Кирилла молодежь катается на ватрушках.
Как выглядел монастырь в древности, можно домыслить, посмотрев на макет-реконструкцию (представлен в экспозиции Трапезной палаты). Особенно обращает на себя внимание главный Успенский собор, весь в кокошниках, – красавец. Нынешнее здание собора, перестроенное в последующие годы, производит совсем иное впечатление.
Вообще территория монастырского комплекса огромная, это видно на плане. Попадаем на нее через ворота Казанской (въездной) башни. Тут же и кассы музея. Но проход по всей территории свободный, билеты нужно предъявлять только в музейных зданиях. Можно купить как полный билет на посещение всех экспозиций (650 руб.), так и выбрать объекты посещения и соответственно купить билеты. Если идея посмотреть что-либо посетила вас уже внутри монастыря, билеты продают также в Трапезной, где вход на колокольню. Там же и сувениры-книги.
Монастырский комплекс состоит из большой пустынной территории Нового города, и двух примыкающих друг к другу монастырей – Успенского (Большого) и Ивановского (Малого). План монастыря:
Чтобы сориентироваться в многочисленных объектах комплекса, можно воспользоваться интерактивной картой
Вообще, с информацией в Кирилло-Белозерском музейном комплексе все хорошо. Есть подробный сайт, аудиогиды, которые быстро скачивается по коду у входа в заповедник. Не буду утомлять долгим рассказом (интересующиеся все найдут в указанных выше источниках), прокомментирую немного нашу прогулку по музею. Вход в комплекс через Казанскую башню (названа так по находящейся напротив нее в городе Казанской церкви, которая сейчас в полуразрушенном состоянии, но идет работа по восстановлению).
Пройдя Казанскую башню, оказываемся на территории Нового города. Повернув налево вдоль стены, подходим к первому объекту – это «Стены Нового города» (проход по билету, рядом, кстати, есть платный туалет).
Прогуляться по стенам можно летом, а зимой они открыты только во время новогодних праздников. Два этажа стен открыты от Казанской до Вологодской башни.
На фото Казанская башня с трубящим ангелом наверху, за ней видна Московская (Ферапонтова) угловая башня.
Чтобы попасть в древний Успенский монастырь, нужно пройти по старинной дороге, сейчас обсаженной березами, и войти в Святые ворота с надвратной церковью Иоанна Лествичника. Надвратный храм возводился на вклад сыновей Ивана Грозного – Федора и Ивана. Это был парадный вход в монастырь, поэтому выглядел нарядным и торжественным. Но после пожара в XVIII в. храм сильно изменил свой облик, в том числе исчезла вторая главка церкви (мы помним, что надвратные храмы всегда были двуглавыми). Зато интерьер церкви сохранился с редкой полнотой. В храме уцелели древний кирпичный пол, росписи и древнейший иконостас. Попасть внутрь можно только летом. И это обязательно стоит сделать.
Зимой радует глаз фресковая роспись на стенах и сводах Святых ворот. Как свидетельствует надпись на правой стороне меньшего пролета, роспись была исполнена в 1585 году. Не все росписи можно разглядеть – только те, что в главном проходе ворот. Ну вот, например, «Деисус и Неопалимая Купина», «Богоматерь на троне со святителями Петром и Алексеем», «Успение Богоматери», «Союзом любви связуемы апостолы».
На полустолбах большого пролёта изображены архистратиг Михаил, глава небесного воинства и карающий меч Господень, и архангел Гавриил с раскрытым свитком, в который заносятся имена пришедших в монастырь. Некоторые старинные фрески записаны более поздними.
Пройдя Святые ворота, оказываемся на Соборной площади Успенского монастыря. Плотно прижались друг к другу несколько храмов: зеленая барочная главка – это Успенский собор, придельный к нему - церковь Епифания Кипрского, рядом церковь св.Владимира. С южной стороны к Успенскому собору примыкает церковь преп.Кирилла Белозерского, где находится рака с мощами святого. Этот храм действующий. Усиливает силуэт храмовой композиции башня колокольни.
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря – это третий каменный храм на территории Белозерского края. Лишь незадолго до него были возведены каменный храм в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере и в Ферапонтовом монастыре. Местный летописец назвал главный храм Кирилловой обители «великой церковью», потому что он превзошёл по своим размерам даже соборы главных московских монастырей.
Древний собор был чудо как красив. Закомары покрытия крыши имели острое килевидное завершение. Над закомарами поднимались ещё два яруса кокошников…. Первоначальный облик храма воспроизведен в макете –реконструкции (см.выше). Впоследствии облик собора был сильно изменён различными пристройками и переделками. Особенно заметны перестройки XVIII века, придавшие ему некоторые черты господствовавшего тогда стиля барокко: исчезли кокошники, вместо низкого шлемовидного завершения на барабане сооружена высокая глава сложной, несколько вычурной формы, растёсаны окна. Изящество высокому барабану придают, безусловно, сразу привлекающие внимание широкие пояса узорчатой кирпичной кладки, с орнаментом и «балясниками». Растительный орнамент керамических плит близок к белокаменной резьбе московских храмов, а кирпичное «узорочье» напоминает излюбленный мотив украшения стен памятников Пскова.
В 1641 году Успенский собор был расписан костромским мастером Любимом Агеевым «с товарищи» на вклад царского дьяка Никифора Шипулина. Роспись храма непосредственно предшествует росписи Успенского собора Московского Кремля (1642–1644), осуществленной по указу царя Михаила Федоровича Романова. Но 1838 г. – собор был полностью переписан масляной живописью. Сейчас древние фрески расчищены почти в полном объеме. Обширная летопись, расположенная по периметру храма над ярусом пелен, сообщает нам о времени создания, авторах и заказчике. В программу росписи, как и в соборе Ферапонтова монастыря, включен Акафист Богородицы. Интересно сравнить его с Дионисьевским из Ферапонтова монастыря. Подробный аудиорассказ о фресках Успенского собора есть на сайте музея: «Стенопись Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря»
Большую ценность представляет иконостас Успенского собора. Он датируется 1497 годом. Уникальность его в том, что это самый обширный из дошедших до нас иконописных ансамблей (60 икон) и самый полный по количеству икон сохранившихся (утрачены лишь две). Это классический русский иконостас, наиболее полно воплотивший в себе главную идею - связь земного и небесного мира через молитву святых. Что еще интересно: его создали художники, работавшие в совершенно разных традициях: это московская, ростовская и новгородская школы иконописания. В XVIII веке древний иконостас был разобран, иконы заменены более новыми. После революции часть икон вывезли в Москву и Петроград. Со временем об их происхождении забыли, и лишь благодаря подвижническому труду реставратора и исследователя О.В. Лелековой, связавшей свою жизнь с Кирилло-Белозерским монастырем, стал известен полный состав этого уникального памятника Сейчас в самом храме сохранилась иконостасная рама середины XVIII. В неё вмонтированы фотокопии древних икон. Оригиналы хранятся в четырёх музейных собраниях — в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Но довольно многое (34 образа) экспонируются тут же в музее-заповеднике в Архимандричьем корпусе экспозиции «Древнерусское искусство XV–XVII веков».
Про иконостас тут, и тут, и тут
Коли уж зашли в Архиматдричьи палаты, пару слов про них. Интересен вестибюль второго этажа (знакомство с экспозицией лучше начинать сверху – там все самое важное).
Стены парадного вестибюля расписаны в 1838, отреставрирована роспись в 90-е гг. ХХ в. На стенах изображены монастыри, которые находились в ведении архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря. На южной стене Ферапонтов и Свято-Николаевский Моденский (был в 40 км от Устюжны) монастыри. Тут же знакомый нам Горицкий монастырь, Нило-Соровская пустынь.
Экспозиции Архимадричьих палат довольно интересны. Это несколько выставок.
1)Прежде всего – это собрание ценных икон из разных храмов Кирилло-Белозерского монастыря. Упоминаемый выше иконостас Успенского собора. XV – XVII века; иконы конца XVI – XVII веков из церквей монастыря (иконостасы церквей Архангела Гавриила и Усекновения главы Иоанна Предтечи (1534) из Ивановского (Малого) монастыря); иконы из иконостаса церкви Пророка Илии в г. Белозерске (конец XVII века. Это та самая деревянная церковь, что сейчас на ремонте, я упоминала о ней, в рассказе о Белозерске).
2) Экспозиция «Русская деревянная скульптура» На Русском Севере было хорошо развито ремесло художественной резьбы по дереву. И, конечно, изображения святых украшали древние храмы. Нам кажется, что это исключительно католическая традиция – объемные изображения. Оказывается, нет. Ведь резная каменная икона на Русь пришла в XI веке из Византии. На Руси камень, естественно, заменили на дерево. В середине XVII века в России появился новый тип резьбы по дереву (горельеф). Он был привнесен белорусскими резчиками. На протяжении всего русского средневековья в храмах устанавливались резные иконостасы, скульптурные изображения Иисуса Христа и святых: Николая Можайского, Нила Столбенского, Параскевы Пятницы, Николая Чудотворца, Зосимы, Савватия и других, Деревянные скульптурные изображения святых в православной традиции имели свою особенность — они были пристенными, без кругового обхода. Стиль барокко также способствовал появлению объемных резных изображений. Ортодоксы православия не поощряло резную икону и объемную скульптуру. Они в них видели то языческие пережитки, то влияние католической церкви. Сам материал, дерево, также был предметом спора между сторонниками и противниками резной иконы. Так, по канонам иконописи и самой ее техники, рисунок переносится рисовальщиком (знаменщиком) по контуру, на основании специального руководства — «Подлинник» (система образцов пришла из Византии). В руководстве иконописцам подробно разъяснялось, каким должен быть божественный образ. В случае с резьбой по дереву копирование подлинников было более затруднительным. После церковного раскола XVII века резные иконы из храмов были удалены, а скульптура стала даже уничтожаться. Впервые официальный запрет на объемные деревянные изображения был принят русской православной церковью при императоре Петре I в 1722 году. Однако многочисленные указы, направленные на искоренение этого вида искусства, не помешали ее дальнейшему развитию на Русском Севере. На выставке можно увидеть многофигурные композиции, фигуры отдельно стоящих святых, в том числе получившее широкое распространение резные изображения «Христа в темнице» («Спаса Полуночного»)
3) Экспозиция «Книжное наследие монастыря» Самая ранняя рукописная книга из собрания музея датируется началом XV века. Это богослужебный сборник, написанный на пергамене и принадлежавший основателю монастыря преподобному Кириллу Белозерскому. Будучи энциклопедически образованным человеком, он положил начало монастырской библиотеке, огромное внимание уделялось в монастыре переписыванию книг.
3) Экспозиция «Мир старого дома»
Уж коли речь зашла о музеях, то второй музей, который хранит иконы монастыря, - это Казенная палата. Находится по правую руку от Святых ворот. Здание построили в 1523 году, для хранения монастырской казны. Во второй половине XVII века надстроили второй этаж - «сушило», для сушки облачений. Здание привлекает к себе внимание красивыми окнами с наличниками и необычными окнами с нишами.
Теперь тут разместилась экспозиция икон из церкви Епифания Кипрского (это небольшой придельный храм Успенского собора, был сооружён в 1645). На выставке представлены царские врата, часть икон из деисусного и пророческого рядов ХVII века. Иконы исполнены несколько архаично: фигуры статичные, цвета локальные - преобладает простое сочетание красного и зелёного, нет разделок золотом, буквы на свитках крупны и просты. В иконах много общего с вологодской живописью ХVII века. В последних залах Казённой палаты разместилось 23 иконы из церкви Преображения конца XVI столетия. Эта симпатичная надвратная церковь возведена в 1595 году над Водяными воротами, которые служили парадным входом в монастырь со стороны Сиверского озера. Церковь Преображения – двухстолпный храм, выстроенный по образцу более ранней надвратной церкви Иоанна Лествичника.
Одно время храм был открыт для посещения, сейчас снова на реставрации. А уникальный иконостас экспонируется пока в Казенной палате.
По левую руку от Святых ворот находится еще одно длинное здание – Братский корпус, где разместилась любопытная небольшая и информационно не перегруженная, при этом интересная экспозиция «Монашеская келья». Необычным мне показался световой дворик внутри корпуса, куда выходило окно кельи (или нескольких). «Быт монахов Кирилло-Белозерского монастыря определялся основными правилами общежительной обители: всем иметь всё равное, простое и необходимое, и ничего не называть своим. Только иконы и книги могли быть личной собственностью монаха. О значении кельи в монашеской жизни свидетельствуют слова преподобного Кирилла Белозерского, которые он сказал своему ученику Мартиниану:«…келья всему тебя научит». Самую большую часть времени, проводимого монахом в келье, занимала молитва, келейное правило». Как заметили мои спутники, большевики, уничтожив монастыри, очень многое позаимствовали у монахов (ничего своего, кроме устава партии).
Наискосок от входа в Успенский собор массивная дверь в Трапезную палату и колокольню. На колокольню можно подняться, чтобы взглянуть на комплекс монастырских зданий с высоты. Открыта летом, а также в новогодние праздники (пока светло). С колокольни хорошо можно рассмотреть (через приближающую оптику фотокамеры) каменное узорочье храмовых башенок.
В нижнем ярусе колокольни экспозиция, связанная с колоколами. Дело в том, что изымать колокола из монастыря начал еще Петр I, а закончили большевики. Всего из монастыря было вывезено свыше 31 тонны колокольной бронзы.
В Трапезной палате, которая соединена с колокольней проходом, – небольшая экспозиция. Тут можно увидеть макет монастыря, археологические экспонаты, а также ткани, принадлежащие монастырю. И вот этот сюжет неожиданно оказался очень интересным. Оказывается, многие священнические облачения были изготовлены из тканей, произведённых из Италии, Франции, Персии, Турции. Часть дорогих материй приобреталась на монастырский счёт, часть ‒ поступала в обитель в качестве вкладов. С XV века существовали дипломатические связи России с итальянскими городами Генуей, Венецией, Флоренцией, а значит, драгоценные ткани, которые там производились, поступали и в Россию. Где Флоренция, и где Кириллов! А вот: и тут Италия нам о себе напоминает. Из французских тканей изделий гораздо меньше – разве что стихарь из Горицкого монастыря. Так как стабильных русско-французских связей в XVI – XVII не было. Зато наладились плотные торговые отношения с Турцией и Персией. Поэтому восточной расцветки тканей очень много. Традиционные узоры персидской ткани, «дороги персидские» и «абровый» узор, можно видеть на катапетасме (занавес за царскими вратами Горицкого монастыря. А красочная гамма чистых ясных тонов (белого, синего, красного, голубого), цветочные мотивы (тюльпаны с волнообразно изогнутыми листьями, гвоздики, гиацинты и цветы шиповника) часто встречается на богослужебных облачениях. Теперь мне понятно, почему они такие причудливые по орнаменту – в Турции произведены. Что еще любопытно: различий в использовании драгоценных тканей в средневековой Руси не существовало. Одни и те же материи использовали для изготовления светской, церковной одежды, для обивки мебели и украшения интерьера. Драгоценные привозные ткани привлекали внимание художников, поэтому и во фресковой росписи, иконописи часто встречаются изображения восточных тканей. В нижних залах Трапезной располагается экспозиция из истории монастыря.Читать подробнее
Если пройти через проход под колокольней, оказываемся перед надвратной церковью Преображения. Слева виднеется небольшой отдельно стоящий небольшой храм – это церковь Евфимия Великого (1646 г.). Церковь относилась к больничному корпусу и имела с ним непосредственное сообщение.
Гуляя по монастырскому комплексу, нужно не забыть выйти через Водяные ворота на берег Северского озера и полюбоваться древними стенами и живописным силуэтом всего архитектурного комплекса с храмами и угловыми башнями.
Завершить осмотр можно пройдя через Ивановский (малый) монастырь.