Кострома
(зима-лето)
Храм Воскресения на Дебре – Богоявленско-Анастасиин монастырь – Сусанинская площадь – ул. Симановского – исторический центр - Ипатьевский монастырь
Кострома - завораживающее имя. Древностью и сказочностью веет от него. И не просто ж так. Топоним «Кострома» имеет невероятное количество толкований и версий, восходящих к народным мифам и обрядам. См. здесь
[[[Аудиофайл: История Костромы Кострома начало]]]
Практическая информация
Бронирование жилья на Новогодние праздники – дело нелегкое, все везут детей к Снегурке, поэтому в зимний визит ночевали не в городе, а в гостинице Волгореченска, так как направлялись далее в Суздаль. ***(В гостинице понравилось: чисто, уютно, практично, вежливо и при этом дешево. Есть на 4-м этаже небольшой посещение для приготовления еды (чайник, микроволновка, кастрюли) Если иметь при себе эл.плитку – вообще отлично. Напротив гостиная зона с телевизором, где мы и вкушали. В номерах самое необходимое + ванная, чайник и холодильник. Завтрак в баре гостиницы приготовят за доп плату и по предварительной договоренности).
Ковидным летом 2020 с бронированием было как раз ровно наоборот – народу мало, а выбор большой. Останавливались в апартаментах на ул. Ленина (через Booking).
Ранняя история Костромы, удаленной от основных центров политической жизни Древней Руси, по-видимому, была не богата историческими событиями и не привлекала внимания летописцев. Впервые они упомянули о ней в 1213 г. в связи с феодальными распрями наследников князя Всеволода Большое гнездо. Спор между братьями закончился в 1216 г., но кому досталась Кострома, летописцы так и не упомянули. Вскоре в 1243 г. летописи сообщают, что великий князь Ярослав Всеволодович отдал Кострому в удел самому младшему, девятому сыну, Василию. Из чего следует, что Владимиро-Суздальском княжестве Кострома была самым малым городом. Забавно, что даже место основания Костромы, которое отмечено камнем, находится на самом обычном перекрестке улиц, на небольшом газоне, что, конечно, удивляет. Обычно как-то такие исторические места обозначены более помпезно (57.77015,40.91809).
Князю Василию по душе пришелся этот тихий городок, и княжил младший сын Ярослава в Костроме 44 года. Прозвали его Квашней за флегматичность, тучность и пассивность. Даже когда в 1272 г. Василий Квашня получил титул великого князя и мог бы переехать во Владимир, он не сделал этого и жил в милой сердцу Костроме до самой смерти (1276).
В 1304 г. между князем Тверским Михаилом и князем Московским Юрием Долгоруким началась борьба за великое княжение, которая продолжалась более двадцати лет и закончилась победой Москвы. Т.к. Кострома выступала на стороне тверских князей, в 1318 г. она поплатилась за это разгромом города. Но процесс централизации земель и стягивание их Москвой был неизбежен, и в 1340-х гг. Кострома по ярлыку, полученному Иваном Калитой в орде, вошла в состав Московского княжества. К началу XV в. это уже был немаленький город: в пожаре 1413 года сгорело 30 церквей. Город горел и вновь отстраивался в дереве, во второй половине XVI в. все постройки в городе были все еще деревянными. Лишь в центре возвышался каменный Успенский собор, а на окраинах — каменные Богоявленский и Ипатьевский монастыри.
Кострома громко заявила о себе и сыграла важную роль в истории Руси в начале XVII в, в Смутное время. Группировка „тушинского вора“ захватила укрепления Ипатьевского монастыря и использовали его как военную базу. Врагов изгнало-таки местное ополчение, а в 1613 г. Ипатьевский монастырь стал временной резиденцией молодого царя Михаила Романова – родоначальника новой династии: так Кострома оказалась навсегда вписана в родословную русских царей.
В XVII в город экономически неплохо развивался: здесь было около 600 ремесленников, особенно развивалось кузнечное дело (гвозди, сковороды и ножи продавались по всей Волге) и мыловарение. Но очередной пожар 1654 года и эпидемия чумы («моровой язвы») серьезно пошатнули это благополучие. Надо заметить, что, увы, памятников архитектуры XII–XV вв. в Костроме не сохранилось. Но есть шедевры XVII века: со второй половины XVII в. в городе начали строить каменные приходские храмы, и сейчас мы можем любоваться на храм Воскресения на Дебре (1652), а вот прекрасная Троицкая церковь (1650) не сохранилась.
Кострома дала русскому искусству удивительных мастеров и художников, которые работали и за пределами города. С их именами мы постоянно встречаемся в описаниях храмов«Золотого кольца» (Ярославля, Переславля-Залесского, Москвы и самой Костромы): это живописцы „стенного писания“ Гурий Никитин, Сила Савин, Василий Ильин, Василий Козмин. Уроженцами Костромы были братья Василий и Кирилл Ивановы Улановы, изографы московской Оружейной палаты, расцвет творчества которых приходится на 1690–1710 гг. За это время по далеко не полным и довольно случайным сведениям в Москве работало 12 зодчих-мастеров-костромичей, создавших первоклассные архитектурные произведения.
Кострома известна также тем, что в Ипатьевском монастыре была сделана и хранилась копия с одного из древнейших летописных сводов Киевской Руси IX–XI вв. „Повести временных лет“ – «Ипатьевская летопись» (ныне хранится в рукописном отделе библиотеки Академии наук СССР).
А костромские пейзажи знакомы нам с детства благодаря живописи И. Левитана и А.Саврасова. Хрестоматийная картина “Грачи прилетели” создана близ села Сусанина (бывш. Молвитино).
От Ярославля до Костромы на машине ехать 50 мин. Первая остановка у знаменитой церкви на Дебре (сразу на въезде в город, за мостом через Волгу).
Храм Воскресения на Дебре
Из сооруженных в Костроме в XVII в. посадских храмов сохранился лишь один — Воскресения на Дебре. Но зато какой! Очень красивый и радостный. Нигде больше не видела такой модели оформления входа в храм - крытое крыльцо-галерея. А в Костроме дважды – На Дебре и Анастасьевском монастыре (где Федоровская икона). Внутри храма старые росписи, местами подновленные. Галереи заканчиваются приделами – левый (северный) вообще расписан сверху донизу, но темно и ничего не разглядеть. В галерее перед главным входом справа известное изображение огненного Ангела силы (нам про него рассказал служка). В костромских храмах очень много икон непривычной для меня иконографии. Фотографировать нигде нельзя, поэтому трудно воспроизвести эти образы и последовательно описать-расшифровать.
Богоявленско-Анастасиин монастырь
Находится в километре от Сусанинской площади, от нее иди все прямо по улице Симановского. Богоявленско-Анастасиин монастырь примечателен тем, что в нем хранится Федоровская икона. Об этом крупными буквами написано на табличке, висящей на белой монастырской стене.
Собственно, в сам монастырь как-то зайти нигде и не предлагается, кажется. Основной вход (опять же крыльцо-галерея) прямо с улицы ведет прямо в храм с Федоровской иконой. Росписи в храме новые. Все чисто и благолепно. Но внимание привлекают все же старинные иконы, коих достаточно тут. Федоровская икона Божьей Матери висит в правом углу храма.
Это самое древнее произведение иконописи Костромы (около 1239 г.)издавна почитается как защитница города и охранительница рода Романовых. На обратной стороне иконы помещено поясное изображение Параскевы. По стилистическим особенностям ее относят к ярославской школе. Вполне вероятно, что эта икона принадлежала Александру Невскому — и только после его смерти была перенесена из Городца в Кострому.
Угловая башня монастыря – это Церковь смоленской Божьей Матери, она хранит в себе икону-фреску. Как явствует из таблички у входа. Но дверь закрыта.
Кострома. Исторический центр.
(Продолжение визита в Кострому случилось летом того же 2020 года).
В Костроме нельзя останавливаться проездом на полдня, как это получилось у нас зимой. Город неспешный, сохранивший деревянную застройку прошлых веков, тут надо просто бродить, наблюдать, созерцать. Смотреть на реку Волгу с высокого, на реку Кострому с низкого берега, ловить интересные ракурсы, заглядывать в понравившиеся лавки ремесленников, пробовать вкусное местное мороженое. Короче, тут надо пожить хотя бы два денька, что мы и сделали ковидным летом 2020, особенностью которого был полное затишье туризма. Думаю, что это сыграло роль в том впечатлении, которое произвела Кострома. Все же город популярный, и летом, вероятно, туристы-однодневки высыпают из автобусов активненько, что добавляет суеты. Атак, похоже, мы были городом один на один.
Сусанинская площадь
Это центральная площадь Костромы (местные ее называют сковородкой), на ней сквер с памятником народному спасителю страны Ивану Сусанину. История площади отражает ключевые события городской истории и не укладывается в несколько строк. Появление ее - результат нового градостроительного плана города, который возник после пожара 1773 года, уничтожившего весь исторический центр . Благодаря этому плану, Кострома с высоты птичьего полета стала похожа на раскрытый веер. Существует легенда, что на вопрос, каким Екатерина Великая хочет видеть новый план города, императрица раскрыла веер.
До пожара это был типичный средневековый город, панировка которого повторяла ландшафт и ориентировалась на Кремль, что стоял на речке Суле (река позже была спрятана под землю).
Местность по левому берегу Сулы называлась Дебрей, а главная улица ее, которая сложилась в XV–XVI вв., — Боровой дебрей. История Сусанинской площади (ранее Революции) изложена на краеведческом сайте Костромы.
Сусанинская площадь включает в себя несколько самых разных пространств: это собственно сама площадь со сквером, ограниченная желто-белыми невысокими постройками XVIII – XIX вв. в стиле классицизма: Пожарная каланча (сейчас музей), Гауптвахта (музей), особняк сенатора Борщова (бывший ресторан «Лондон» - который вошел в историю литературы под именем «Париж» благодаря пьесе А.Островского «Бесприданница»), здание Администрации Костромы. Самое приметное и фотогеничное здание – Пожарная каланча.
Вторая часть площади - через Советскую улицу. Тут еще один сквер, но уже с высокими деревьями, цветником , сувенирными палатками и памятником Ивану Сусанину.
На площади сосредоточено несколько арт-объектов, которые невозможно обойти вниманием.
1.Памятник реально существовавшему в конце XIX века легендарному псу Бобке (обитал в пожарной части и помогал спасать людей во время пожаров). Около Бобки небольшая копилка – сбор пожертвований для бездомных животных. 2. Голубь. Символизирует благие вести и надежду на скорую встречу. 3. В центре сквера - роза Мира. В Сусанинском сквере (через Советскую улицу) сидит забавная кошка - это памятник всем животным, погибшим под колесами автомобилей. Если пройти в сторону здания Администрации, то прямо около него небольшой памятник Снегрурочке. Кострома считается ее резиденцией (и даже есть офис!).
Чуть далее по ул. Советской в сторону Советской же площади – и еще один памятник, на сей раз основателю древней Костромы Юрию Долгорукому. А чуть поодаль около магазина «Аметист» сидит, склонившись над работой, ювелир-кустарь. Оказывается, Кострома – ювелирная столица России (каждое второе российское украшение родом из Костромы – надо же!)
Если уж добрались до ювелира, то можно заглянуть и в столовую самообслуживания «Лимпопо» (ул. Советская, 13), по пути можно увидеть местный модерн.
На противоположной стороне Советской улицы разрушающее здание Ильинской церкви и проход к одному из многочисленных рынков города. Вход в него охраняют пионеры, а на выходе во дворе стоит огромный стул.
Далее по улице Чайковского подходим к парадному входу в Центральный парк, в створе аллеи приветственно машет рукой с детства знакомый силуэт. Это, конечно, Ленин.
Несоразмерность памятника и постамента сразу бросается в глаза. Дело в том, что постамент предназначался для совершенно других целей и был сооружен в 1913 году. Да-да, тут должен был разместиться пышный памятник 300-летию Дома Романовых. Кострома – город, где был призван на царство Михаил Романов, поэтому памятник тут был очень к месту. Согласно этому проекту, монумент в Костроме должен был представлять высокий, увенчанный шпилем с двуглавым орлом гранитный постамент, на уступах которого размещались бронзовые фигуры всех царей династии Романовых. Если бы монумент в Костроме был выстроен, то по своему значению он встал бы в один ряд с памятником «Тысячелетие России», открытым в 1862 году в Кремле Новгорода Великого. Но случилась революция, и в 1928 году место Романовых занял Ильич. Подробнее о памятнике
Оказавшись в парке, вспомним, что на этом возвышении изначально располагался Кремль. Каменное здание было построено на месте деревянного в XVI веке. На территории Кремля было два собора — Успенский и Богоявленский, и высоченная колокольня между ними. Все это было взорвано в 1934 году. Сейчас ведется активное восстановление (точнее новое строительство) колокольни и храмов.
Я сдержанно отношусь к такого рода новоделу, но в этом случае приходится признать, что русский город, расположенный на высоком берегу Волги и не имеющий в своем центре ни одной церковной доминанты, смотрится странно. Парковая аллея, идущая по древнему валу. Красивая широкая лестница, которая ведет на набережную.
Со смотровой площадки у будущих стен кремля вид прекрасный. Кстати, рядом со смотровой площадкой есть пункт проката велосипедов (57.7631, 40.9289).
На оконечности высокого холма, на месте, где проходил древний земляной вал Костромского кремля, красуется круглая беседка (такие же стоят и в Ярославле вдоль набережной). Называется она, конечно же, беседкой А.Н.Островского. Оно и понятно, ведь свои пьесы «Гроза» и «Бесприданница» драматург написал как раз после поездки по Волге.
Самую известную экранизацию «Бесприданницы» - «Жестокий романс» Эльдара Рязанова - снимали именно в Костроме. Внизу у берега хорошо виден старый дебаркадер - нынче ресторан «Старая пристань», который послужил прототипом парохода «Ласточка» Сергея Паратова (Н.Михалков).
Именем Островского названо и летнее кафе, и плавучий отель (кстати, цены вполне реальные). А на улице Мира (на бульваре, т.н. «Аллее Признания») перед зданием драмтеатра им.А.Н.Островского есть и памятник «отцу русской драмы». Короче, Кострома не только город Снегурочки, но и город Островского (ну, он же и пьесу с таким названием написал).
Ладья
Спустившись с кремлевского холма на набережную, попадаем на круглую площадь у причала №4, тут красуется Герб Костромы в виде металлической ладьи. Ну, если честно, не очень выразительная штука. Специально идти сюда, чтобы на него посмотреть, уж точно не нужно. Прообразом для объекта стала ладья «Тверь», на которой императрица Екатерина Великая когда-то прибыла в Кострому. У причала пришвартованы круизные паромы.
Прогулка по *Волжской набережной8 доставляет большое удовольствие: что в Ярославле, что тут – Волга хороша. Ну и гений места отрицать не приходится. Кто тут только не прохаживался, любуясь волжскими берегами!
От Старой пристани наверх в город нужно пройти через ворота бывшей тут Московской заставы. Застава имела важное транспортное и торговое значение. Это был парадный въезд в город со стороны древнего Московского тракта (тут был перевоз через Волгу). Московская застава выполняла роль таможни. Торговля шла бойкая – в середине XVII века Кострома по своему экономическому значению сбыла третьим после Москвы и Ярославля городом Московской Руси.
Обелиски с двуглавыми орлами появились тут в 1823 году к визиту императора Александра I. Сейчас в помещении бывших кордегардий бюджетная гостиница.
Костромские купцы торговали с Востоком и Западом. Кострома издавна была крупным торговым центром, что оставило след в ее топонимике и архитектуре. Главная улица от Волги в центр города называлась издревле Молочная гора - потому что испокон веку тут торговали молочными продуктами.
На улице Молочная гора приютилась небольшая старинная церквушка Николая Чудотворца – покровителя всех путешествующих. Открыта ежедневно с 10 до 18.00. Рядом с часовней в XIX веке находилась чайная Общества трезвости и коммерческая биржа, о чем сообщает памятная доска.
Сразу за храмом начинаются торговые ряды Костромского рынка – Рыбные. Они сейчас превращены в складские помещения.
Основная часть Костромских торговых рядов, которые, безусловно, можно считать одной из ярких архитектурных достопримечательностей города, расположены слева и справа от Сусанинского сквера (ориентир - памятник Сусанину). Иван Сусанин стоит спиной к городу и лицом к Волге, поскольку именно Волга всегда была главной улицей Костромы (как и Нева в нашем Петербурге).
Памятник Ивану Сусанину
История памятника любопытна. Нынешний памятник Сусанину возник в советское время. Это дипломный проект (1952) скульптора Н.Лавинского, который был учеником известного архитектора Н.Томского. Установили памятник только в 1967 году. Многие считают его стилистически не соответствующим духу городу (пожалуй, да). Говорят, что Лавинский старался отойти от привычного образа Сусанина, который был создан в опере Глинки «Жизнь за царя». Получилось так себе…
Сейчас поговаривают о замене этого памятника на первоначальный, тот, что был поставлен тут в 1851 году и снесен после революции. Автором был известнейший русский скульптор В.И. Демут-Малиновский (Напомню, что он автор аллегорических скульптурных групп В Санкт-Петербурге: на портике Горного института, скульптур арки Главного штаба на Дворцовой площади, скульптур фасадов Александринского театра и т.д., скульптур Нарвских ворот и т.д.).
Читать далее
До открытия этого памятника Демут–Малиновский не дожил. Очень уж долгим оказался процесс рождения монумента. От появления первой модели в 1839 году до открытия прошло 12 лет. Открытие произошло 14 марта 1851 года – в день Федоровской иконы Божией Матери, главной святыни костромского края, с 1613 года считавшейся покровительницей династии Романовых.
Памятник представлял из себя бронзовую колонну с бюстом Михаила Романова (родоначальника династии) и коленопреклоненного Сусанина у подножия колонны. Памятник окружала красивая решётка, украшенная арматурами из доспехов и распластанными Николаевскими орлами, а по углам её стояло четыре чугунных фонарных столба. После революции памятник демонтировали, площадь переименовали в честь Революции, скульптуры исчезли, а колонна, кажется, и сейчас еще жива, но пролежала 70 лет где-то в предместье города.
В связи с памятником Сусанину обнаружился очень интересный материал про то, как жили–поживали в течение 300 лет его потомки – крестьяне деревни Коробово, т.н. белопашенные крестьяне. Это просто исторический и экономический феномен, о котором мало, кто не знает, как мне кажется. Этим крестьянам бесконечно даровались разные льготы и привилегии, в том числе полная неконтролируемость их местными властями. Т.е. земская полиция не имела права (!) без особого разрешения въезжать в деревню Коробово (!) Что не могло не повлечь за собой разные интересные вещи. В частности, именно Коробово стало местом концентрации секты «бегунов». Об этом см. подробнее.
Памятник Сусанину – по-советски массивно-патриотичный - перекликается с масштабным и претенциозным памятником Ленину, который мы видели в Центральном парке на месте Кремля. Только героический крестьянин рукой показывает на землю-матушку, а вождь пролетариата куда-то в заоблачную высь.
Торговые ряды
Ну, теперь можно и на рынок заглянуть. С двух сторон Сусанинской площади белые одноэтажные торговые ряды – центр весь в арках гостиных дворов, что отдаленно напоминает арочные проходы теплых итальянских городов и одновременно классицистические холодноватые в своей сдержанности античные ансамбли Питера. Такая своеобразная интерпретации Античности на русском Севере.
По правую руку от Сусанина - улица Мучные ряды, по левую – улица Красные ряды. Внутри Красных рядов есть улица Мелочные ряды. Как совершенно верно сказано в детской книжке квест-буке по Костроме (автор Е.Миронец), в Костроме целый лабиринт Торговых рядов. Впору поиграть на месте не только детям, но и взрослым.
О комплексе Торговых рядов см. здесь. Кстати сказать, в Мучных рядах есть очень неплохой магазин обуви «Тофа» (обувь отличная, цены приемлемые, а продавцы там – суперпрофессионалы).
Прямоугольники зданий Торговых рядов имеют скругленные углы, чтобы коляски и кареты на повороте не задевали здание.
Красные ряды называли так потому, что тут торговали «красным товаром», т.е. тканями, мехами, кожей и книгами. В бывших Овощных (позже Табачных) рядах сейчас находится «Дом книги». Это здание выстроено по проекту архитектора В. П.Стасова.
Едва ли где еще на европейской территории России, кроме Санкт-Петербурга, можно увидеть такой законченный архитектурный ансамбль в стиле классицизма.
Храм Спаса в Рядах
Церковь Спаса в Рядах (серединe XVIII в.), выполнена еще полностью в традициях предшествующего XVII века. Колокольня, построенная С.А.Воротиловым, - позднее барокко. Подробно о росписях храма. Информации особо интересной о храме нет, просто очень красивая архитектурная композиция получилась вместе с торговыми рядами.
Музеи Костромы
В Костроме много интересных музеев, в том числе весьма нестандартные, имеющие местный колорит. Например, «Музей Городского головы» (то есть губернатора - тут можно увидеть, как жили-поживали всякие Сквозник-Дмухановские и им подобные); «Дом Костромского купца», «Музей сыра», «Музей уникальных игрушек». Ну и наиболее солидный – это «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», который имеет несколько филиалов. Два из них находятся на улице Мира (в двух шагах от Сусанинской площади). Это «Романовский музей» – здание в псевдорусском стиле, построенное к 300-летию Дома Романовых (сейчас тут исторические выставки и картинная галерея). Соседнее здание – «Дворянское собрание»
Экспозиция посвящена жизни провинциального дворянства, о чем интересно может рассказать экскурсовод (без сопровождения ничего непонятно), а также тут представлены картины костромского художника Е.В. Честнякова, стиле «наив» представляющие русскую деревенскую жизнь.
Кострома деревянная и каменная
Особое удовольствие пройтись вечерком, не торопясь, по улицам города и поискать глазами сохранившиеся дома конца XVIII и первой половины XIX столетия. Их тут сохранилось немало, несмотря на сильные пожары 1847 и 1887 гг., которые уничтожили значительную часть городской жилой застройки.
Улица Симановского
Самая известная и богатая достопримечательностями старинная улица Симановского. Улица соединяет Сусанинскую площадь и Богоявленско-Анастасиин монастырь. Подробно см.. Относительно молодая, возникла из соединения разных улиц – Сульской (вероятно, проложенной на месте древней речки Сулы) и переулка, который вел к монастырю.
Привлекает внимание дом №8 в стиле модерн. Это участок, которым издавна владели купцы Волковы, выходцем из этой семьи был основатель русского театра Федор Волков. (Про судьбу рода Волковых и их владения в Костроме подробно см. в указанном выше источнике). Доска на доме сообщает, что он родился в деревянном доме, который находился на месте этого модернового здания (сейчас тут музей театрального костюма, что логично). Дом стоит под некоторым углом к улице, т.к. изначально был ориентирован на несуществующую теперь Сульскую улицу. Его называют «Ямкой», т.к. из-за увеличения культурного слоя он как бы врос в землю.
Дом № 14 «Дом с месяцем». Красивому деревянному зданию зеленоватого цвета 121 год. Дом известен тем, что тут всегда останавливался живописец-пейзажист В.Ф.Стожаров.
На углу ул. Симановкого и Пятницкой два солидных здания – доходные дома Третьяковых. Это старинный купеческий род, они торговали «сельским товаром», шелком и галантереей.
На этой же улице в доме №11 (здание Камерного драмтеатра) находится «Резиденция Снегурочки». (Уж очень все официально выглядит, похоже на депутатскую приемную. На месте ребенка никогда не поверила, что за этой дверью может сидеть сказочная внучка деда Мороза).
Знакомство с Костромой было бы неполным, если не пройтись по улицам Чайковского, Горной, Советской, Войкова и Подлипаева.
В Костроме не было особняков дворцового типа — мелкопоместное дворянство не могло позволить себе такой роскоши. Лишь с 1810-20-х гг. у русского дворянства укоренился обычай переезжать на зиму из деревень в город. В связи с этим в Костроме появляются, преимущественно в восточной части города, дворянские особняки. Этими “домиками с мезонинами” и “домами с колоннами”, стоявшими в глубине сада, любовался еще А.Н.Островский. Но они не были типичны для новой регулярной застройки города.
Земли в центральных кварталах в XVIII–XIX вв. принадлежали богатым купцам и фабрикантам. Богатые дома возводили примерно по тем же принципам, что когда-то в молодом Петербурге. Никаких собственных фантазий – существовали образцовые планы и фасады домов с точными размерами и композицией. Ворота, калитки и заборы также подчинялись строгому регламенту. Соблюдений красной линии улицы также строго контролировалось. Принцип тотального контроля попытались распространить и за пределы Костромы. По губерниям с 1803 по 1830 г. было разослано несколько сборников “образцовых” проектов почти по всем типам зданий. Но жители губерний умудрялись нарушать предписанные правила, и абсолютно точное воспроизведение этих проектов встречается все же редко. А вот в старом центре самой Костромы большое число жилых домов, построенных в конце XVIII — начале XIX в. по вышеуказанным правилам сохранилось до сих пор – много таких домов на улице Островского. Типичный особняк с “апробованным фасадом” - ул. Островского, дом № 22.
Разнообразие деталей фасадов при типовой застройке можно увидеть, пройдя мимо домов № 40,42,44 по той же улице Островского, а также по Лесной улице. Тут в ряд стоят каменные представительные дома, построенные по строгим законам классицизма. Но в каждом здании есть что-то свое, теплое, индивидуальное. Каменные особняки Костромы.
Но самобытность Костроме придает, конечно, старинная деревянная застройка. Например, казалось бы, ничем не примечательный деревянный дом № 34 на улице А.Островского который принадлежал когда-то господину Скалозубу. Оказывается, не выдумана фамилия Грибоедовым!
Не случайно, именно в Костроме снимал Э.Рязанов фильм по пьесе А.Н Островского «Бесприданница». Тут каждый дом и улица могут стать декорациями к действию пьес драматурга.
Ипатьевская слобода
Ипатьевская слобода - район Костромы, расположенный за рекой Костромой, через мост. От центра можно доехать на троллейбусе. Подробно об Ипатьевской слободе с фото
Тут находится Ипатьевский монастырь с богатой историей, Костромская слобода – музей деревянного зодчества и храм Иоанна Богослова.
Храм Иоанна Богослова
Храм возведен на месте сгоревшей Ипатьевской слободы, которая принадлежала монастырю. В слободе жили ремесленники – кузнецы, каменщики, иконописцы. Имелось два деревянных храма, посвященных Иоанну Богослову и Николаю Чудотворцу. Они оба сгорели. На месте этих храмов и возвели каменную церковь. Зодчие явно ориентировались на Троицкий собор Ипатьевского монастыря - но, не копируя, создавали вариацию на его тему. Вот как описывают оформление храма искусствоведы: «Наличники окон выполнены в стиле пышного узорочья, с наборными колонками, мелким кирпичным орнаментом и килевидными кокошниками различной формы».«Гирька» - особая деталь в виде фигурной опрокинутой пирамидки. Визуально превращает одиночный арочный вход в двойной. Обращают на себя необычные наличники – в виде языков пламени.
Храм Иоанна Богослова отрыт зимой. Интерьер необычный интересный. Сначала попадаем в широкую с невысоким потолком трапезную, в ней два придела: северный, в честь Федоровской иконы, и южный – в честь Николая Чудотворца. Приделы не отграничены от основного помещения трапезной, для непосвященного пространство кажется обычным большим помещением. Далее по неширокому короткому переходу - коридору попадаем в сам храм. Он двустолпный, вытянутый вверх, полностью покрыт фресками XVIII века в лазоревых и охристых тонах. Очень впечатляет. Иконостас пятиярусный, хорошо соотносится с насыщенными росписями стен.
Рядом, почти на соседней улице, деревянный храм (относится к Костромской слободе – музейный объект) Церковь св. Богородицы.
[[[Аудиофайл: Церковь Иоанна Богослова Кострома]]]
Костромская Слобода – музей деревянного зодчества.
Очень приятное место, даже если приходилось бывать в различных музеях деревянного зодчества, Костромским музеем не стоит пренебрегать. Представлена как бы целая деревня: улица, озерцо, мельница, церкви. Избы представляют быт разных слоев крестьянского населения края. Описание экспозиций подробные и интересные, можно узнать много увлекательного и неожиданного о порядках, традициях наших предков. Главное, не торопиться никуда.
Аудиогид Костромская слобода izi.travel
Из практической информации
Работает музей ежедневно 9.00 – 17.00. Никаких кафе рядом и внутри нет (а мы надеялись перекусить на природе), пришлось перекусывать своими бутербродами на парковке перед входом на территорию Слободы.
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Прежде, чем заходить на территорию монастыря, стоит обойти его вокруг, двигаясь от Костромской слободы. Между Слободой и стенами монастыря с Юго-Западной, Квасной, Воскобойной и Водяной башнями можно выйти на смотровую площадку около Водяной башни и далее идти вдоль стены монастыря, обращенной к реке Костроме. Тут весьма красивые виды и хорошая прогулочная дорожка, подходит и для велосипеда).
Фото – лето
Фото – зима
Вход в монастырь с улицы Просвещения через Северные ворота. Тут же продают входные билеты, разрешение на фотосъемку, выдают юбки. Музей и монастырь сосуществуют, монастырский комплекс разделён на 2 «города»:1.Новый город - братская территория, закрытая для посторонних; 2. Старый город - территория Церковного историко-археологического музея - ЦИАМ, он работает с 9:00 и до 17:30 (в зимнее время с 10:00 до 17:00). 1 января – выходной. Во время служб попасть на территорию И в храм можно свободно (с 5:00 до 9:00 и с 17:00 до 19.00). Осмотр музейных коллекций, естественно, по билету (170 руб).
Кроме главного – росписей Троицкого собора, стоит, безусловно, посмотреть экспозиции, по крайне мере некоторые их них. Итак, что предлагается: Одна из экспозиций знакомит с историей восхождения на престол Романовых, их связи с костромским краем и монастырем. Отдельная выставка посвящена последнему Романову на престоле — Николаю II, мученической гибели его и семьи. Еще одна выставка знакомит с творчеством талантливого костромского иконописца и изографа Гурия Никитина. Также в музее представлена коллекция икон, предметы церковной утвари, интересно посетить и палаты Романовых, в которых собрано множество любопытных артефактов — предметов старины и вещей, подаренных монастырю монархами.
В музейной части несколько экспозиций, особенно интересны экспозиции «Костромская икона», небольшая экспозиция,посвященная Гурию Никитину, который расписал многие храмы нынешнего «Золотого кольца». Ипатьевский монастырь – «колыбель» Дома Романовых.
О Костроме
Исчерпывающая информация о Костроме, ее истории, улицах и зданиях на краеведческом сайте:http://starina44.ru/
Отличный ресурс «Костромка»: https://kostromka.ru/
Архитектурные памятники Костромы
Рассказ путешественника «Прогулка по Костроме»
В.Н.Иванов.Кострома. Художественные памятники или
https://www.litmir.me/br/?b=178253&p=1
Кильдышев А.В. Росписи Церкви на Дебре (Кострома)
Троицкий собор Ипатьевского монастыря
Аудиогиды (все)