Из сооруженных в Костроме в XVII в. посадских храмов сохранился лишь один — Воскресения на Дебре. Но зато какой! Очень красивый и радостный. Нигде больше не видела такой модели оформления входа в храм - крытое крыльцо-галерея. А в Костроме дважды – На Дебре и Анастасьевском монастыре (где Федоровская икона). Внутри храма старые росписи, местами подновленные. Галереи заканчиваются приделами – левый (северный) вообще расписан сверху донизу, но темно и ничего не разглядеть. В галерее перед главным входом справа известное изображение огненного Ангела силы (нам про него рассказал служка). В костромских храмах очень много икон непривычной для меня иконографии. Фотографировать нигде нельзя, поэтому трудно воспроизвести эти образы и последовательно описать-расшифровать.

Название „На Дебре“ отражает, видимо, бывший здесь в древности густой лес. Причем раньше существовало две Дебри – Верхняя (на крутом берегу Волги) и Нижняя – под горой. На Верхней Дебре храм тоже имеется.


Церковь Воскресения на Дебре — совершенно необыкновенный памятник. Построена она в 1652 г. на средства купца К.Г. Исакова и посадских людей. Кирилко Григорьев сын Исаков входил в состав московской Гостиной сотни. Деньги на строительство были получены каким-то невероятным способом: вместо красок в одном из бочонков ,заказанных купцом в Англии, оказались золотые монеты. Как и в деревянной церкви-предшественнице главный престол Воскресения Христова, а другие два – в честь вм. Екатерины и в честь трех святителей: Васили Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Оба придела сохранили в каменной новой церкви, т.к. родителей заказчика звали Екатерина и Григорий. В это же время в Ипатьевском монастыре строился Троицкий собор, который в чем –то похож на эту церковь: одинаковая схема плана в виде квадрата с четырьмя столбами, окруженного с трех сторон галереями, в восточных концах которых сделаны приделы. Оба кубические, пятиглавые, имеют закомарное покрытие. Но на этом черты сходства заканчиваются. Церковь Воскресения отличается от Троицкого собора своей удивительной красочностью, декоративностью. Храм такой приветливый и жизнерадостный, что невозможно проехать мимо. (Тем более, что Троицкий собор 1 января разглядеть не удалось).

Вообще, композиция храма очень интересная. С трех сторон основной куб с пятью главами окружен галереями, на них ведут шатровые крыльца с главками. В восточном торце северной галереи пристроен Трехсвятительский придел.

В конце 17 в. фасады были расписаны «брильянтовым рустом» (прямоугольными или квадратными шашечками, разделенными внутри по диагонали на четыре разноцветных треугольника) и растительными узорами. Фото начала ХХ века.

Просуществовала эта раскраска до 1990-х, когда фасады перекрасили «под кирпич». Кусочек первоначально росписи, как я понимаю, сохранился на одной из галерей.

Перед входом в церковную ограду были сооружены Святые врата, которые позже соединили с входом храм галереей и крыльцом. Это соединение всего со всем создает удивительной оригинальный образ храма. Ворота , как и вся церковь, раньше были полихромно раскрашены, что придавало храму очень праздничный вид. Фото начала ХХ века.

Главный вход в храм - Западное крыльцо с небольшим крытым переходом - составляет ныне одно целое с входными воротами ограды. Внутри крыльцо также расписано. Изображения позднего времени.

Святые ворота - две арки на массивных столбах, обработанных в виде граненых кубышек на массивных постаментах. Одна арка, ведущая в галерею, широкая, вторая - узкая, это вход на двор церкви. Над большой аркой поставлены три декоративных шатрика на восьмигранных трибунках (какие специфичные и забавные архитектурные термины все-таки). Композиция ворот живописна в том числе и в силу этой асимметричности.

Ворота притягивают взгляд своими затейливыми украшениями и особенно вставками с белокаменной резьбой. Изображены тут лев, единорог, сирена, и пеликан (неясыть пустынная), который раздирает себе грудь, чтобы накормить птенцов, а также двуглавый орел. Эти изображения (кроме орла, наверное) напрямую связаны с праздником Воскресения Христова: лев олицетворяет грядущее Воскресение и бдительно сторожит храм; единорог символизирует чистоту и девственность.

Не только ворота, но и все фасады храма, галерей, крылец насыщены разнообразными украшениями, впрочем, очень гармонично подобранными. Кажется, что тут представлены все элементы декора, применяемые в русской архитектуре второй половины XVII века: профилированные карнизы, полуколонны, «ширинки» с декоративными вставками, закомары, висячие гирьки, резные белокаменные вставки, сухарики, кокошники, столбы-кубышки, ползучие арки, чешуйчатые и черепичные главы (на входной двери нужно поискать железную личину для замка в форме секиры).

Арки галерей опираются на причудливые столбы-кубышки. Арки сейчас застеклены, и поэтому галереи смотрятся более тяжеловесно, чем изначально

В качестве зимнего храма рядом с Воскресенской церковью была построена Знаменская церковь с изящной классицистической колокольней (восстановлена в 1990-е годы).

Интерьер храма

Вскоре после окончания строительства церкви Воскресения ее стены были сплошь покрыты фресковой росписью, которую сейчас можно лишь угадывать под подновлениями 1870 г. Древний иконостас был заменен ныне существующим в 1852 г. Стены и своды галерей покрыты масляной живописью 1870-гг, которая скрывает первоначальные фрески XVII века. Они частично восстановлены. Масляная живопись 1870 гг. (южная стена северной галереи).

Рассказывать об интерьере храма сложно, т.к. постоянно нужно представлять себе план храма с его галереями (западной, северной и южной), которые в свою очередь имеют стены, тоже именуемые по сторонам света. Короче говоря, географический кроссворд. В храме фотографировать, естественно, нельзя (а вот ведь напрасно запрещена съемка в православных храмах: сколько людей бы подивилось красоте росписей и захотели бы лично приобщиться к ней, а так и захочешь узнать – не узнаешь, что внутри храма, в Сети есть только наружные фото храма). В интернете материалов о храме немного, поэтому не получится описывать все увиденное пошагово. Придется частично воспроизвести страницы буклета о храме (автор Демидов С.В.), а также чудом обнаруженные описания некоторых фресок храма из уникальной публикации: Кильдышев А.В. и https://kostromka.ru/kildyshev/freski/76.php.

В частности, рассказ о логике расположения росписей в храме и галереях: «Со второй половины XVI века отдельные части храма получают более четкое богословское содержание. Сама церковь ассоциируется с «видимым миром», «земным раем», и поэтому события земной жизни Христа или Богоматери, деяния апостолов занимают в сюжетике храма основное место. У входа в четверик обычно изображают ангела с мечом, «охраняющего входящих в храм», и ангела со свитком. Притвор, крытая галерея, начинает означать «ветхозаветную сень, преддверие церкви новозаветной… Русские мастера все чаще стремятся вынести на галереи ветхозаветные и библейские сюжеты и связать их с центральным событием мировой и человеческой истории — «Страшным судом»… На северной галерее церкви Воскресения на Дебре также могла быть помещена грандиозная композиция «Страшного суда». Единственно возможное место для ее размещения — наружная северная стена четверика, где в настоящее время изображена «Проповедь ап. Павла». Таким образом, вместе со сценами «Истории мироздания» в южной и «Апокалипсисом» в западной галереях «Страшный суд» образовывал одну величественную картину, повествующую о начале и конце мира, о жизни и грядущей судьбе человечества.

Такова частично сохранившаяся система росписи галерей ц. Воскресения на Дебре. Как видим, отдельные сюжеты и композиции размещены здесь не случайно, а в строгой смысловой и логической последовательности, причем особое внимание уделено вопросам космогонии и мироустройства, эсхатологическим проблемам «гибели» и «спасения», «греха» и «Страшного суда». Сходную картину мы наблюдаем в стенописях других храмов первой половины и середины XVII века».Источник: https://kostromka.ru/kildyshev/freski/3.php.

Первое, на что обращаешь внимание без всякой подсказки, это очень красивые перспективные порталы, ведущие из галерей в церковь. Колонки имеют утолщение в виде «дыньки», карнизы украшены тонким растительным орнаментом, вырезанным по камню. Порталы эти сохранились с XVII века.

Росписи западной паперти посвящены «Откровению святого Иоанна Богослова» («Апокалипсис»). Сам же «Конец света», «Второе пришествие Христа» («Страшный суд»), обычно изображался на западной стене в четверике. На стенах западного портала (центрального входа в храм) – два ангела со свитками. Они записывают имена всех входящих на службу и выходящих с нее прежде окончания Литургии. Подобная традиция характерна для эпохи, такие же ангелы встрется нам в суздальском соборе Ефимьева монастыря… Над порталом фреска – изображение храмового праздника Воскресения Христова. Древняя живопись была расчищена реставраторами в в 1960-х гг. Теперь можно увидеть уникальные древние изображения. Росписи в западной части галереи иллюстрируют «Апокалипсис».

Цитата: «Слева от западного портала в западной галерее в нише-киоте находится знаменитая фреска-икона «София – Премудрость Божия» …На фоне двуцветной славы (бирюзово-зеленой с голубым обводом) на охристом престоле восседает «огнезрачная и огнекрылая» дева София — в царских одеждах, в венце, с лором, переброшенным через правую руку. Несмотря на то, что верхняя часть фигуры написана строго фронтально и симметрия подчеркнута одинаковым взмахом крыл, поза Софии легка и свободна…. По сторонам от Софии, соприкасаясь с кругами славы, стоят на охристых подножьях Богоматерь и Иоанн Предтеча. Над Софией в молочно-лиловой славе Спас, благословляющий на обе стороны…. Над параболой неба, над фигурой Христа, несколько смещенный вправо, изображен Престол Уготованный с Книгой на нем. К Престолу приближаются два летящих ангела с «откровенными» руками, в изумрудно-зеленом (левый) и алом (правый) одеяниях…. Композиция «София Премудрость Божия» оформилась сравнительно поздно — к концу XV — началу XVI века на новгородской почве . Иконографический смысл сюжета до сих пор не раскрыт должны образом, так как композиция сложилась на основе богословских рассуждений и призвана была иллюстрировать понятие в высшей степени отвлеченное. Слово «София» в переводе с греческого — «мудрость», в древнерусском переводе — «премудрость». Богословы, «отцы церкви» видели олицетворение высшей небесной мудрости в Боге, а земной — в Богоматери. …Помещенная у главного, западного, портала рядом с фигурой охраняющего храм Ангела с мечом, она символизирует чистоту христианской догмы, проповедуемой русской православной церковью. С другой стороны, по мнению авторов росписи, церковь — надежный оплот и защита верующих во время «Второго пришествия Христа» и «Страшного суда», о скором наступлении которого повествуется в расположенных рядом с «Софией» сценах из «Апокалипсиса».Источник:https://kostromka.ru/kildyshev/freski/76.php.

«Слева и справа от входа в храм, при переходе из «ветхозаветного мира» в «новозаветное царство благодати», изображены ангелы с мечом и со свитком. Завершают оформление два киота, размещенные по сторонам западного портала. В правом киоте изображен грозный и величественный Господь Вседержитель с раскрытой Книгой в руках, это — Христос «Второго пришествия» — «меч и огонь карающий», по пророчеству Исайи . В левом киоте написана «София Премудрость Божия» — оплот и прибежище верующих во время «Страшного суда».

Рядом, слева, - большая композиция на сюжеты «Откровения от Иоанна Богослова» о победе Христа над адом. В верхней части этой композиции в круглом ореоле их херувимов изображен Спаситель как Грозный Судия. В правой руке бирюзовая сфера, из уст Его исходит обоюдоострый меч, а к ногам припадает Иоанн Богослов. У ног его рушатся и проваливаются в преисподню города, «как сосуды глиняные» В правом нижнем углу изображение ангела, заточившего на тысячу лет в пещеру сатану. Рядом с ангелом в левом углу изображен семиголовый дракон, нападающий на «облеченную в солнце жену». Борьбу со зверем ведет ангельское воинство с мечами в руках».

Справа от западного портала в нишах-киотах находится «Спас Вседержитель «Изображение Христа Вседержителя по размеру превосходит все другие композиции в киотах южной и западной галерей. Ему отведено наиболее ответственное, центральное место у западного портала храма. Если учесть, что изображение Вседержителя издавна связывалось с «Откровением св. Иоанна Богослова», а над западным входом в церковь размещена композиция «Сошествие во ад», то цель изображения его в данном свете становится вполне ясной: авторы росписи стремились предостеречь прихожан от злых деяний, напомнить о скором Втором пришествии Христа, о суровой и беспощадной расправе с отступниками".(Источник: https://kostromka.ru/kildyshev/freski/76.php.

«Во втором правом киоте у западного портала находится знаменитый «Ангел силы и Иоанн Богослов» («Явление Иоанну Богослову на острове Патмос Ангела силы») - иллюстрирован один из главных, узловых моментов Апокалипсиса, где ангел протягивает Апостолу раскрытую книгу пророчеств. Действие развертывается на фоне пустынного морского залива. Слева представлена исполинская фигура «облеченного облаком» Ангела силы, имеющего «лице аки солнце» и ноги «аки столпы огненные». Над его головой прочерчена красно-коричневая дуга радуги. Правую руку Ангел поднял к упруго завивающимся облакам, левой он передает книгу «на воздусях» приближающемуся Иоанну. Данная сцена неоднократно воспроизводилась в росписях русских храмов…» Источник: https://kostromka.ru/kildyshev/freski/76.php.

"На этой же стене еще одна сцена из Апокалипсиса – видение четырех всадников, карающих отступников от истинного Бога и поклоняющихся семиглавому «зверю от моря» и сатане «зверю от земли». На белом коне восседает облаченный в золотые доспехи первый всадник в луком в руках. У второго всадника на рыжем коне всадник с обнаженным мечом. Третий всадник на коричневом коне с мерилом – весами, а на бледном четвертом восседает всадник–смерть. Все четыре всадника вместе символизируют мор, войну, голод и смерть. Под копытами коней в виде огромного зверя с пожирающей пастью изображен Ад, пожирающий грешников, которые стали жертвами всадников".

«Центральное место в южной галерее занимает тема «История мироздания», события которой охватывают промежуток времени от Сотворения мира до Всемирного потопа. В композициях южного портала проведена мысль о всемогуществе Христа, о Его сверхъестественной, божественной природе. Над порталом изображен «Спас св. Убрус», возносимый двумя ангелами. В левом киоте размещена композиция «Спас Недреманное око» («Недремлющее око Спасово прозревает в будущем страсти искупления»); в правом киоте — «Богоматерь Знамение», или «Воплощение Бога Слова». По сторонам южного портала вновь изображены ангелы с мечом и со свитком. Тем самым подчеркнут мотив избранничества, показано, что вход в церковь — «земной рай» — открыт лишь для «чистых душой и кротких сердцем». Источник: https://kostromka.ru/kildyshev/freski/3.php.

Итак, на южной стороне паперти древние фрески на тему историй от Сотворения мира до Всемирного потопа. Наиболее приметная композиция – Адам и Ева (Грехопадение и изгнание из Рая).

Над этой фреской – композиция «Лоно Авраамово» - сидящие праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников за пазухой. Рядом с ними Господь Саваоф благословляет пришедших к нему с жертвоприношениями Каина и Авеля. Рядоv изображено «Убиение Авеля» и «Оплакивание Авеля».

В следующем на восток простенке южной стены у южного портала (входа в храм из галереи) композиция «Недреманное Око». Около лежащего Спасителя Богоматерь и ангелы с орудиями страданий и рипидой (изображения шестикрылого серафима в круге, в квадрате, в ромбе или в звезде на длинной рукояти). Описание: «В центре заглубленного в стену киота на серой рефти фона изображен белый, неправильной формы овал, обведенный по периметру зеленой полосой растительности. Это, по-видимому, райский сад, так как по всей плоскости разбросаны зеленые, красные и желтые стебли и цветы. В центре композиции, ближе к нижнему краю, представлено охристое орнаментированное ложе, на котором возлежит, опираясь на левую руку, юный Спас Эммануил. Справа Спасу предстоит Богоматерь в темно-вишневом мафории и синем хитоне, слева — облаченный в сине-зеленый хитон и терракотово-красный гиматий ангел с голгофским крестом в руках. Над Спасом изображен летящий ангел с рипидой в руках.

Наиболее ранние изображения «Спаса-Недреманное око» восходят к XIV веку . В России композиция получила широкое распространение лишь со второй половины XVI-го века....\ символический смысл композиции заключается в том, что юный Христос провидит свою грядущую крестную муку и воскресение.

Размещение данного сюжета у входа в храм, посвященный Воскресению Христа, вполне закономерно, а то, что композиция со всех сторон обрамлена сценами «Истории мироздания», объяснимо желанием автора росписи наглядно представить божественную сущность Христа, показать Его извечное существование в составе Троицы, доказать непреложность его прихода в мир». Источник: .

Далее на стене изображены сцены из истории Ноя и Всемирного потопа. А за южным порталом находится древний фресковый образ «Богородицы Знамение». «Изображение «Богоматери Знамение» («знак, обозначение чуда» ) издавна связывалось с сюжетами, повествующими о божественной природе Христа, с повествованием о Его рождении от девы Марии. В Византии Богоматерь в подобной иконографии именовалась «Страною невместимого пространства», «Жизнедательницею». Богословское значение фрескового образа «Богоматерь Знамение» подчеркнуто тем, что оно открывает ряд композиций символического характера («Брак в Кане», «Видение Моисеем Неопалимой Купины», «Спас св. Убрус»)» Источник: https://kostromka.ru/kildyshev/freski/76.php.

Главной достопримечательностью церкви является ее северо-восточный, так называемый Трехсвятительский придел. Видимо, росписи в нем были выполнены в 1670 г., то есть на 18 лет позже, чем в главном храме. Портал придела. Фото из буклета. В реальности – очень темно и почти ничего на стенах не разглядеть.

На стенах и сводах здесь изображены сцены из жизни Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Предполагают, что эти фрески были написаны Гурием Никитиным и другими художниками, обычно всегда работавшими в его артели. Цикл жития трех святых, именам которых посвящен придел, начат на южной стене, но затем прерван, и вместо него изображены сюжеты мученической смерти апостолов. На северной стене, в нижних ярусах, написаны святые, соименные строителям церкви, — Кирилл и Григорий.

Красив резной иконостас придела, тончайший орнамент которого искусно раскрашен и вызолочен. Второй ярус поддерживается столбиками с завершением на верхнем конце в виде кисти руки. Царские врата с короной напоминают портал церкви и сплошь покрыты кружевным узором из сплетенных стеблей.

По мнению исследователей, иконы были созданы семьей иконописцев Поповых. Иван был священником в этом храме, и его сыновья–дьяконами. Ими же написан (1650 г.) храмовый образ трех святителей, что справа от Царских врат. А в музее , что находится в Ипатьевском монастыре, можно увидеть редкое изображение: «Благоразумный разбойника», находившееся на боковой двери иконостаса придела.

Как уже говорилось, есть еще один придел – Екатерининский. Икона вкм. Екатерины середины XVII в.

В центральной части храма не сохранились первоначальные росписи и иконостас. Нынешний был создан в XIX веке, в него включено несколько старинных икон 1652 года. Над ними работали разные художники. Иконы праздничного чина, похоже, выполнены Поповыми. В том числе « Богоявление - Рождество Христово».

Пророческий чин, возможно, был написан мастером XVII в. В.И.Запокровским (динамичность фигур и правильность пропорций).

Деисусный чин выполнен третьи неизвестным мастером. В центре ряда икона «Спас в силах» (нач XVII в.). Первоначально находилась в другом храме, принесена сюда после войны в 1946. Христос восседает на престоле, правой благословляет, а в левой руке - держит раскрытое Евангелие. Темно-синий овал вокруг Христа символизирует Славу Божию, проповедь которой расходится во все концы земли - внешний оранжевый ромб. По углам его – символы евангелистов: лев (Марк), орел (Иоанн Богослов), телец ( Лука) , ангел (Матфей).

Стоит обратить внимание на несколько интересных икон. «Иоанн Предтеча – Ангел Пустныни, с житем» (посл. треть 17 в). Считается, что это наиболее подробное житие пророка (40 сцен – клейм). Гурию Никитину приписывают икону «Апостолы Петр и Павел с московскими святителями Петром, Алексеем, Филиппом, Ионой» (конец 17 в.) Изображенные предстоят в молении Христу (Великому Архиерею) и стоящим по сторонам от него ангелами, Богоматерью и Иоанном Предтечей. Гурию Никитину или его мастерам приписывают икону «Спас Вседержитель с предстоящими Ангелом-хранителем и великомученником Федором Стратилатом» (парная этой иконе «Благовещение» находится в музее Ипатьевского монастыря) Предполагают, что эти две парные иконы находились еще в деревянной церкви на Дебре). Еще одна икона мастерской Никита и одна из лучших икон костромской школы – «Воскресение Христово – Сошествие во Ад». В центре – воскресший Христос, под ним сцена, где Христос сходит в Ад и вызволяет Адама и Еву. Сцене «Жены мироносицы у Гроба Господня» симметричен редкий сюжет – "Апостолы Петр и Иоанн стоят у пустого гроба". Еще одна икона с подробным изображением всех Евангельских событий рождения Христа – «Рождество Христово».

Аудиоописание церкви

Церковь на Дебре
Церковь на Дебре - интерьер

Рассказы о храме дополнительно: https://www.litmir.me/br/?b=178253&p=13

Кильдышев А.В. Росписи Церкви на Дебре (Кострома)

Рассказы путешественников: https://architectstyle.livejournal.com/135428.ht

https://rublev-museum.livejournal.com/400764.html

Фото ресурс