Вход в монастырь с улицы Просвещения через Северные ворота. Тут же продают входные билеты, разрешение на фотосъемку, выдают юбки. Музей и монастырь сосуществуют, монастырский комплекс разделён на 2 «города»:1.Новый город - братская территория, закрытая для посторонних; 2. Старый город - территория Церковного историко-археологического музея - ЦИАМ, он работает с 9:00 и до 17:30 (в зимнее время с 10:00 до 17:00). 1 января – выходной. Во время служб попасть на территорию И в храм можно свободно (с 5:00 до 9:00 и с 17:00 до 19.00). Осмотр музейных коллекций, естественно, по билету (170 руб).

Кроме главного – росписей Троицкого собора, стоит, безусловно, посмотреть экспозиции, по крайне мере некоторые их них. Итак, что предлагается: Одна из экспозиций знакомит с историей восхождения на престол Романовых, их связи с костромским краем и монастырем. Отдельная выставка посвящена последнему Романову на престоле — Николаю II, мученической гибели его и семьи. Еще одна выставка знакомит с творчеством талантливого костромского иконописца и изографа Гурия Никитина. Также в музее представлена коллекция икон, предметы церковной утвари, интересно посетить и палаты Романовых, в которых собрано множество любопытных артефактов — предметов старины и вещей, подаренных монастырю монархами.

В музейной части несколько экспозиций, особенно интересны экспозиции «Костромская икона», небольшая экспозиция,посвященная Гурию Никитину, который расписал многие храмы нынешнего «Золотого кольца». Ипатьевский монастырь – «колыбель» Дома Романовых.

История возникновения монастыря

Согласно одной из версий, монастырь около 1330 г. основал знатный татарский мурза Чет, родоначальник рода Годуновых, бежавший из Золотой Орды к Ивану Калите. Монастырская легенда, записанная в XVI в., рассказывает о том, что, когда Чет плыл по Волге, он тяжело заболел и вынужден был сделать остановку. Во сне Чету явилась Богоматерь с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием и обещала исцелить мурзу, повелев построить обитель в честь апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Чет получил исцеление от своей болезни и по прибытии в Москву принял православную веру, получив при крещении имя Захария. Он испросил у великого князя разрешения на закладку монастыря во имя святителя Ипатия на месте своего чудесного исцеления. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Пресвятой Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Захарий стал родоначальником костромских вотчинников Зерновых, Сабуровых, Шеиных, Вельяминовых-Зерновых и Годуновых — знатных боярских фамилий, покровителей монастыря.

Есть и другая версия, согласно которой монастырь основал в 1275 г. князь Василий Ярославич по прозвищу Квашня, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь оказался под покровительством рода Годуновых. Источник.

Собственно, никаких выдающихся событий, чудес не происходило в обители, не было у него особых богатств, иноки не отличались в науках и искусстве, религиозные реликвии его не приобрели известности. Но во второй половине XVI в. большой интерес к монастырю начинают проявлять Годуновы — одна из правнуческих линий рода Чета, что было вызвано выдвижением их на посты ближайших царских помощников, особенно после женитьбы царя Федора Иоанновича на сестре Бориса Годунова — Ирине. Годуновы вспомнили о Ипатьевском монастыре, где находились могилы их предков, для того чтобы доказать древность и родовитость своего происхождения, что считалось среди боярства необходимым для участия в управлении страной. Богатый монастырь с родовой усыпальницей служил доказательством их политических прав, равных родовитым Шуйским, Романовым и другим.

В Смутное время монастырь находился в руках сторонников Лжедмитрия Лжедмитрий II (Тушинского вора). В феврале 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Через полгода осады сторонники Лжедмитрия были изгнаны.

Итак, Годуновы. Далее на историческом горизонте появляются Романовы. Романовы были имели наиболее реальные права на престол, поэтому оказавшийся у власти Годунов первым делом услал их как можно дальше – двоюродного племянника последнего царя Федора из рода Рюриковичей Фёдор Никитич Романова и его жену Годунов заставил принять постриг и отправил в монастыри. С 1601 года Марфа была разлучена с сыном и дочерью, которых спасли родственники и увезли тайком подальше от Москвы. В 1606 году по приказу нового царя Лжедмитрия I, который старался демонстрировать своё родство со старой знатью, Романовы были освобождены. Инокиня Марфа воссоединилась с сыном. Поляки назначили Филарета митрополитом, таким оразом его семья жила сначала в Ростове, а потом в Москве. В 1612 г. поляки выпустили Марфу и Михаила из Кремля, и она укрылась либо в своей вотчине Домнино под Костромой, а потом спасались от польско-литовского преследования в Ипатьевском монастыре. После избрания Михаила царем (это случилось в феврале 1613 года), именно сюда и явилась делегация духовенства и бояр. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря 14 марта 1613 г. был совершен торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова. (Уточню, сто свидетелем избрания Михаила Романова на царство был не нынешний, а предшествующий ему Троицкий храм). С тех пор представители династии Романовых почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель. Ну и , конечно, активно помогали монастырю, делали богатые вклады и всячески покровительствовали.

Годуновы в свое время поставили дубовую ограду, после воцарения Михаила Романова монастырские стены и башни были усилены и надстроены до высоты 11 м. Ипатьевский монастырь стал крепостью с неприступной каменной оградой. О времени построения каменной ограды сообщает летопись на белокаменной плите, уоторая была первоначально вставлена в Святые ворота, а позднее вмонтирована в северную стену Троицкого собора (в северной паперти, справа от портала): «Лета 7094 повелением благоверного и боголюбивого и великого государя царя и великого князя Федора Ива-новича всея Руси самодержца, и его благочестивые и христолюбивые царицы Ирины, в третие лето госудраства его начаты бысть делати сии святые врата и оградка камена около сея превеликия Лавры святыя изначальныя Троицы Ипацкого монастыря….». Восточная сторона его примыкала к реке Костроме, южная повторяла изгиб реки Игуменки, ныне пересохшей. В древности Волга с этой стороны подходила вплотную к стенам монастыря/

Главное значение при этом имели башни (стрельницы), где устанавливались крупные орудия. Для хранения пороха предназначалась специальная Пороховая (северо-восточная) башня. В Водяной башне был потайной выход к реке Костроме, что обеспечивало бесперебойное снабжение водой во время осады. Стены и башни с внутренней стороны связаны широким переходом — галереей боевого хода.

Сейчас на территории монастыря выделяются три части: Старый город и Новый город и Архиерейский сад. Новый город построен по указу Михаила Романова, обнесен высокими стенами с тремя башнями. Западная Надвратная башня с восьмигранным каменным шатром была заложена на том месте, где остановился крестный ход, провожавший Михаила Федоровича в Москву после его избрания на царство.

В 1910–1913 гг., по случаю празднования 300-летия дома Романовых, сюда приезжал последний император Николай II. В Ипатьевском монастыре началась история династии Романовых, а через несколько лет в Ипатьевском доме она трагически закончилась. Каждый год в ночь с 16 на 17 июля на площади перед Троицким собором совершается Божественная литургия в воспоминание об убиении царственных страстотерпцев –императора Николая II и его семьи.

Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря

Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря включает Троицкий собор, звонницу, архиерейский корпус, палаты Романовых, братский корпус. Хотя объектов в монастыре значительно больше (см. план). Центр ансамбля Старого города – Троицкий собор.

[[[Аудиофайл: Ипатьевский монастырь начало ]]]
[[[Аудиофайл:фрески 2 Ипатьевский монастырь Кострома]]]

Троицкий собор

Главный собор Ипатьевского монастыря, Троицкий, возведен в 1590 г. и расписан фресками в 1595-96 гг.; большой известностью в XVI в. пользовались его иконостас и драгоценные оклады икон.

Первый каменный «годуновский» храм Святой Троицы, в котором, собственно происходило посвящение в цари Михаила Романова, был разрушен в 1649 году взрывом пороха - «зелейной казны», хранившейся в подклете собора.

Новый храм было решено строить побольше. Архимандрит Гермоген и строитель старец Пафнутий с братиею обратились с просьбой к царю Алексею Михайловичу разрешить построить новый собор по образцу собора в московском Новоспасском монастыре, но царь повелел строить по образцу ярославского Успенского собора, «не больше онаго». За триста лет существования собора в нем неоднократно производились ремонтные и реставрационные работы, например когда во время наводнения в 1709 г. собор сильно пострадал: «расселся надвое».

С 1744 г. Троицкий собор получил статус кафедрального, в связи с чем была произведена его перестройка. Около 1780 г. на барабанах поставили большие главы, но затем их переделали на главы меньшего размера. Когда (уже в XIX в.) бурей была сорвана большая глава собора, а остальные сдвинуты со своих мест, их восстановили «в древнем виде». Капитальный ремонт и реставрация Троицкого собора производились в 1911–1912.


Сооружение Троицкого собора, который мы сейчас видим, было окончено в 1652 г. У собора действительно ярославские формы глав и барабанов с кирпичным убором в виде аркатур с бусинами, так же как и декоративные закомары. Фасады галереи имеют пилястры и междуэтажный пояс, украшенные типичными для памятников XVII в. квадратными ширинками, в центральное поле которых вставлены цветные изразцы.

Интерьер

Вероятно, сразу после постройки была расписана фресками восточная стена западной галереи, однако дальнейшие работы были приостановлены. Осенью 1654 года в городе была моровая язва, унесшая жизни многих костромичей, в том числе и лучших изографов. Лишь в 1684 году стены удалось расписать «в духовное наслаждение в вечные веки», как значится в летописной ленте на стенах. Артель изографов возглавлял один из лучших художников второй половины XVII века Гурий Никитин Кинешемцев, чье имя славилось в Русском государстве, далеко за пределами родной Костромы.

Живописью покрыты все стены и свода галереи (кроме южной ее части). Цвет росписей сейчас очень испорчен выступившими клеевыми составами, употреблявшимися при реставрации живописи в 1912 г.

В северной галерее фрески XVII в. утрачены; в 1912 г. она была вновь расписана по образцу галереи церкви Ильи Пророка в Ярославле. В западной галерее (илл. 12) от живописи XVII в. сохранились только три композиции, а все другие были вновь написаны в том же 1912 г. Из древних росписей хорошо сохранились два ангела, изображенные по сторонам западного портала. По религиозным представлениям один из них должен записывать всех проходящих в храм с тем, чтобы на страшном суде докладывать о каждом, насколько исправно он при жизни посещал церковь, а второй — не должен допускать в церковь грешников. В соответствии с ролью стражника ангел, изображенный с левой стороны входа, представлен стоящим во весь рост; его крылья воинственно подняты, так же как и рука с обнаженным мечом. Одет он в кольчугу с белой перевязью и красный плащ, конец которого сложными складками как бы развевается на ветру. Ангел мастерски вписан в отведенное для него пространство на стене. Пропорции его фигуры удлинены, торс и голова ритмично повторяют кривую архивольта портала, а крылья и меч заполняют всю остальную поверхность стены. Цветовое решение изображения гармонично, особенно красив голубой цвет нижней рубашки. Композиция сидящего ангела построена на том же принципе, что и стоящего ангела, повторяя его как бы в зеркальном отражении, но он без меча. Его поза передает сосредоточенное спокойствие. Оба ангела вместе с порталом образуют композицию монументальную и уравновешенную.

Изображения на темы Страшного суда, расположенные справа от портала, так же как и рассказ о видении Иоанна Лествичника, помещенный слева, сохранились значительно хуже. Сценка, показывающая, как бесы совращают монахов, полна бытовых подробностей: иноки пьют вино из ковшей и рюмок, бесы приводят женщин.

Фото и описания – подробно Страшный суд Лестница Иакова.

На южной стене в орнаментальном клейме сохранилась надпись: „Трудившийся сию святую церковь града Костромы сии суть имена Гурий Никитин, Сила Савин, Василий Осипов, Василий Козмин, Артем Тимофеев, Петр Аверкиев, Григорий Григорьев, Марко Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермаков, Филипп Андреянов, Ефрем Карпов, Макарий Иванов, Василий Васильев, Лука Марков, Гавриил Семенов, Василий Никитин, Федор. .“ (два имени неразборчивы). Таким образом, оказались известными имена художников, которые расписали собор и галереи в течение одного сезона 1685 г. Во главе этой артели стояли Гурий Никитин и Сила Савин. Их имена хорошо известны в истории русской монументальной живописи второй половины XVII в. В 1662-68 гг. артель под их руководством расписала Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле Залесском, в 1672-73 гг. — Богоявленский собор в Костроме, в 1681 г. — известную церковь Ильи Пророка в Ярославле.

Интерьер Троицкого собора, расписанный от пола до куполов, поражает зрителя вне зависимости от сюжетов звучными гармонизированными красочными пятнами, создающими ощущение праздника. И только потом уже взгляд замечает, что живопись красными полосами расчленена на яруса, что в каждом ярусе есть свой порядок, что изображенные здесь люди сгруппированы около каких-то главных персонажей. Появляется желание рассмотреть композиции, понять их содержание и художественную сущность. Первый ярус состоит из двух лент декоративного орнамента, широкой и узкой, и полосы с летописью, написанной вязью, где указаны имена царей, митрополита и монастырского игумена, при которых была произведена роспись собора. В простенках световых барабанов написаны ангелы, а на сводах — главнейшие церковные праздники. В алтарных помещениях представлены обычные для них литургические изображения: в жертвеннике — тайная вечеря, в центральной апсиде — распятие, собор богоматери и святители, но в южной апсиде, поскольку там был придел апостола Филиппа, роспись посвящена его жизни. На столбах ярусами расположены изображения в рост особо чтимых святых. В соответствии с уже сложившейся в XVII в. традицией сюжеты фресок отвечают наименованию храма. Первый (самый верхний) ярус росписей посвящен легенде о явлении Троицы праотцу Аврааму и славит Пресвятую Троицу, второй иллюстрирует притчи и чудеса Господа нашего Иисуса, третий повествует о Страстях Христовых, четвертый, самый нижний рассказывает о деяниях святых Апостолов.

Первый ярус (верхний). – посвящен теме «Троицы».

Рассказ начинается на южной стене от иконостаса. По Библии, встреча Троицы с Авраамом произошла в знойный день у шатра, поставленного в Мамврийской дубраве. И вот художник, следуя тексту легенды, изображает Авраама, умщвающего ноги ангедам-путникам, жену Авраама — Сарру, месящей тесто, чтобы испечь хлеб, сценку убоя теленка и, наконец, трех ангелов, сидящих за столом под дубом во время трапезы. Цикл ветхозаветной Троицы заканчивается на северной стене у иконостаса композицией „Сон Иакова“, где изображено, как Иакову приснились лестница до самого неба и спускающиеся по ней ангелы. В этих изображениях, как и во всей живописи второй половины XVII в., отвлеченные понятия и символы заменены образами, взятыми из окружающей действительности. Небожители приобрели вполне телесную оболочку, вкушают земные плоды, для них готовят хлеб, свежуют скот. Житейские наблюдения художника пронизывают их произведения.

Второй ярус.

Во втором ярусе сверху расположен цикл, изображающий евангельский миф о земной жизни Христа. На южной стене помещен сюжет „Проповедь у рыбаков“. Он великолепно скомпонован: море с лодками под парусами, на берегу — горки с деревом и группа старых и молодых людей, среди которых привлекают внимание прекрасно написанные старик в высокой шляпе и старик с посохом.

В картине „Брак в Кане Галилейской“ поражают орнаментированные одежды невесты и ее родителей; хороша фигура мужчины, написанная спиной к зрителю: он в красной рубахе и зеленых штанах, подпоясан кушаком.

Одним из лучших изображений этого цикла, пожалуй, является сюжет „Изгнание торгующих из храма“. Он размещен в узком пространстве оконного откоса. Мастерство расположения композиции на такой неудобной плоскости просто поразительно. Христос стоит на площадке лестницы с энергично поднятой в замахе рукой, пять торговцев, отягощенных товаром, голубями, ягнятами, которыми они только что торговали, бегут вниз по лестнице, причем два нижних (в согбенных позах) симметрично повернуты друг к другу спиной. Тонко уравновешенные линейная и цветовая асимметрия придают картине динамичность и острую выразительность.

На западной стене изображена жанровая сценка „Исцеление юноши“, в которой особенно красива группа горожан в ярких одеждах. Следующая за ней композиция „Насыщение голодных в пустыне“ состоит из четырех групп людей, получающих хлеб и рыбу, расположенных по углам четырехугольника фрески, и пятой группы: Христа с апостолами, — занимающей центр картины, написанной более крупно с целью выделить их как главных действующих лиц. В этой сцене много бытовых подробностей; например, совсем реалистично написаны корзины. Цветовое решение построено на чередовании крупных красных и синих пятен, среди которых вкраплены меньшие — сиреневые и зеленые. В сцене "Воскрешение сына вдовы" выразительна скорбящая мать; прекрасны стройные юноши, несущие гроб: один из них — в красной рубахе и зеленых штанах, другой — в синей рубахе и белых штанах. В композиции „Укрощение бури“, помещенной на откосе среднего окна, интересно нарисованы декоративными завитками бурные волны, выразительны лодки под надутыми парусами. В „Притче о богатом и бедном“ привлекают внимание столы, которые ломятся от посуды и яств, а также одежды с разнообразнейшим орнаментом.

На северной стене миф о земной жизни Христа начинается сценой “Зарытое богатство”. Уверенной рукой написан мужчина, роющий землю лопатой, он как-то особенно прочно стоит на земле. Чтобы привлечь к нему внимание, художник одел его в ярко- красные одежды. В сцене „Разумные и неразумные девы“ позы и жесты дев несколько однообразны, что подчеркнуто формой светильников и бочонков для масла. Линейная композиция ритмична, как и цветовое решение, построенное на излюбленном чередовании красного и синего, оживленных цветом брусничного и зеленого тонов.

На откосе северного окна интересно изображена группа женщин г белых платках, свободно спускающихся на плечи и спины. За окном, почти у самого иконостаса, представлен сюжет „Христос у Марфы и Марии“. Статные, с величественной осанкой стоят Марфа и Мария перед Христом. Случайность встречи подчеркнута в этой сцене обыденностью обстановки, будничностью одежды и бытовыми аксессуарами. Художник подчеркнул характеры женщин — интеллектуальной Марии, в руках у которой книга, и житейски хозяйственной Марфы, к поясу которой подвешены гуси.

Третий ярус

В третьем ярусе сверху помещены наиболее драматические эпизоды евангельского мифа — последние дни земной жизни Христа. Южная стена из-за окон, расположенных в этом ярусе, имеет здесь небольшие плоскости. Поэтому художник, если ему не хватало места для размещения сюжета, „заворачивает“ изображения со стены на откос окна. В композиции „Тайная вечеря“ апостолы красиво распределены вокруг трапезного стола и объединены в группы по двое и по трое. Зритель чувствует, что они беседуют, обсуждают непонятные для них слова учителя. В сюжете „Моление о чаше“ показаны последовательно все события, прошедшие в эту ночь: молитва, сон апостолов, приход солдат, предательский поцелуй Иуды. Картины с изображением представителей властей, на суд которых последовательно приводили Христа, очень помпезны и красочны, художник особенно любовно рисует одежды царей и воинов. Сцены истязаний написаны достаточно реалистично: в одной из них вся спина Христа покрыта каплями крови от плетки, которой с исступлением хлещет его мужчина с сердитым лицом. Цикл заканчивается на северной стене сюжетами: „Шествие на Голгофу"„Распятие" “Снятие со креста” и „Положение во гроб“.

Четвертый ярус

Четвертый ярус росписей Троицкого собора посвящен рассказу о жизни апостола Павла. Композиции этих сюжетов выдают руку умелого мастера; они построены по оси симметрии, помогающей выделить главное действующее лицо или действие и скомпоновать группы, гармоничные по цветовому решению. Таковы сцены на южной стене, где изображены обряд крещения, встреча апостола с группой людей, припадающих к его ногам. В композиции “Исцеление больной женщины” хорош юноша, склонившийся в изящной и естественной позе. На западной стене представлена история об обращении богатого и развратного Савла в апостола Павла. В смелом и красивом ракурсе написана карета с пологом, запряженная парой лошадей с восседающим на одной из них возницей, и Савлом, беседующим со своим приятелем. Фрески, в которых изображены сражение двух групп воинов с копьями на фоне фантастичного города и сцена побития Павла камнями, написаны в сложных ракурсах, в них чувствуется напряженное движение. Не уступает им в мастерстве и композиция “Чудо в Троаде” (“Исцеление мальчика”), расположенная на северной стене, у входа. Действие происходит в зале с колоннами, между которыми висят светильники (кадила) с кистями. Их ритмическое чередование создает впечатление глубины зала. Группы мужчин и женщин в одеждах, несомненно, бытовавших в конце XVII в., живо передают настроение любопытства и изумления от совершающегося действия.

Нижний ярус

Нижний ярус стен расписан декоративным орнаментом в виде клеток с крупным цветком гвоздики в каждой. В XVII в. такой рисунок называли “кубами”. Он встречался главным образом на привозных тканях (например, турецком бархате). Богатые люди из материи такого рисунка шили себе одежды; им обивали внутренность парадных возков, седла, делали покрышки для скамеек. Ткань с таким орнаментом создавала запоминающийся декоративный эффект. Это знали живописцы и часто использовали этот мотив для украшения нижней части стены вместо орнаментальных полотенец, обычных в храмах 2-й половины XVII в.

Росписи алтаря, жертвенника и дьяконника не выходят за рамки установленной для этих помещений тематики. В жертвеннике изображены святители, которые представлены стоящими фронтально и неподвижно, кажется, что они поддерживают свод. Каждый персонаж из деисуса, написанного на южной стене, помещен в овал или круг, расцвеченный стеблями с пышными цветами.

На столбах собора помещены святые в рост; в их числе на восточной стороне юго-западного столба, во втором ярусе, цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Во 2-й половине XVII в. их изображения в фресковых росписях церквей стали очень часты. Многоярусный деревянный резной позолоченный иконостас в стиле барокко сделан в 1756-58 гг. артелью столяров и резчиков, происходящих из крупного центра этого искусства (из посада Большие Соли, Костромской области), под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова. Каждая его часть: колонны, царские врата, вставки в карнизах — заставит подивиться мастерству переплетений орнамента и тонкости его исполнения.

Живопись иконостаса разновременна. Часть икон первого, так называемого местного ряда, иконы деисусного и пророческого рядов относятся к середине XVII в. Поля икон деисусного ряда обиты басмой характерного для XVII в. травчатого рисунка. Праздничный ряд и самый верхний праотцов относятся к XVIII в. Хотя иконы иконостаса написаны в разное время, на протяжении почти ста лет, в целом они составляют единый ансамбль, правда, несколько мрачноватый по краскам сравнительно с фресковой живописью.

Достопримечательностью Троицкого собора являются железные двери северного, южного и западного порталов, обитые тонкой медью и расписанные золотом по черному фону. Все они были сделаны, по-видимому, по заказу Годуновых в конце XVI в. Изображения на дверях символически повествуют о явлении на землю богочеловека: в верхних клеймах изображено Благовещение, в средних — пророки, в нижних — сивиллы. В XVII в. для собора было сделано царское место — сень на четырех столбиках, поддерживающих шатер. Прообразом его послужило царское место Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля. Меньшая по размеру и более мелкая по масштабу резьбы, костромская сень очень изящна, по-видимому, ее резал один из лучших мастеров своего времени (ныне находится в музее “Коломенское”).

Звонница

Против западного фасада Троицкого собора расположена отдельно стоящая звонница (илл. 8), выстроенная в 1603-05 гг. на средства Д. И. Годунова. Первоначально трехъярусная, она имела три пролета с открытыми арками во всех трех этажах. В 1649 г. в южном ее пролете были установлены часы с боем, тогда же с севера к ней была пристроена башня в четыре яруса с открытым звоном, увенчанная шатром, покрытым зеленой черепицей. В 1852 г. вместо деревянной лестницы была сделана каменная, из-за чего все арки первого этажа пришлось заложить. Тогда же с западнойстороны была пристроена пятипролетная галерея со столбами в виде “кубышек”, в подражание формам XVII в. Мастера этого сооружения, создававшегося в течение первой половины XVII в., взяли за образец звонницу при столпе Ивана Великого в Московском Кремле, к которой (также в начале XVII в.) была пристроена четырехгранная башня.

В XVII в. на колокольне висело 19 колоколов, позднее по приказу Петра I часть их была снята и переплавлена на металл для военных нужд.


Жилые здания, возникшие в монастыре в течение XVI–XVIII вв., подверглись значительным переделкам в XIX в., но сейчас многие из них реставрированы. Архиерейский корпус Ипатьевского монастыря очень напоминает палаты Троекурова в Москве.

Братский корпус

Дом, расположенный слева от архиерейского, носит название братского корпуса. Его первый этаж построен в конце XVI в., второй — в 1758-59 гг. Здесь сейчас помещается исторический раздел музея.

Палаты Романовых

Здание возведено в конце XVI в. на средства бояр Годуновых, более ранних покровителей обители. В XVI–XVII вв. это были, видимо, монашеские кельи — их первый этаж похож на Братский корпус, но в 1858 г. после посещения монастыря Александром II их было приказано реставрировать. На «высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II реставрацией памятника занимались дворцовые архитекторы К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса была возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Рихтер, используя пример московских кремлевских теремов, составил проекты восстановления дверей, оконных рам, изразцовых печей, мебели, то есть создал подобие московских жилых царских покоев XVII в. Крыльцо и другие детали, а также окраску фасадов он сделал также вновь, не считаясь с древней архитектурой и историческим прошлым этого здания. В XIX в. палаты получают названия «Царские чертоги» и «Дворец Михаила Романова» и становятся объектом особо трепетного отношения монастырских властей и представителей царской династии. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шашку».

Источники: