Велопоход по Норвегии 2015. Часть 3-я
Маршрут: Бу́дё (Bodø) - Сальтстраумен (Saltstraumen) кемпинг - Saltstraumen (Сальтстраумен) кемпинг - Кемпинг (мотель) Dalen - Ørnes - Foroy – Agskardet - Jektvik - Kilboghamn - кемпинг Aldersund (( фьорд Aldersundet) - Mo-i-Rana.
паромы + информация: http://www.nordnorge.com/EN-ofoten/?News=157
паромы по 17 дороге: http://backpacker17.com/?side=179&lng=en
Информация по району: http://www.helgeland.no
Велопоходик по национальному маршруту «17 дорога» - Нурланд.
7-день, 1.08 (пятница) ПРОДОЛЖЕНИЕ
Bodø (Бу́дё) - Saltstraumen (Сальтстраумен) кемпинг
В этот день мы заканчивали один поход и начинали другой. Сережа улетал в Питер, Саша оттуда прилетел, пригнав машину из Тромсе. Навигация была интересная изначально: Мы прибыли в Тромсе на машине, оставили ее на бесплатной парковке на две недели, а ключи отдали нашей знакомой Оле, жительнице Тромсе. Саша прилетел в Тромсе, забрал ключи у Оли, и пригнал машину в Тромсе, чтобы ее вновь оставить на приколе. Планировалось, что мы едем вдоль береговой линии по нац.маршруту 17. В зависимости от успеха продвижения было несколько вариантов выхода с маршрута. Самый первый в Мо-и-Ране , самый дальний ниже по карте. Рассматривались те места, где относительно недалеко было до железной дороги. Т.к. тут два раза в день ходит поезд Тронхейм- Бу́дё, на котором: 1 вариант) водитель должен был вернуться за машиной и перегнать ее к группе или 2 вариант) мы все погружались в поезд с великами и возвращались к машине. Продумано было все прекрасно. Но реально получилось несколько иначе.
Итак, встретились с Сашей в центре Бу́дё, переехали на удобное место для перепаковки вещей и заброски (N67.27866° E14.37930°)
Оставили машину на платной парковке в аэропорту (730 крон за неделю). И поехали по трассе 80. Уточняю, что вдоль трассы 80 идет хорошая велодорожка до поворота на туристический маршрут по дороге 17. Трек отражает изменения, не внесенные в карты навигаторов, а именно: новый мост в конце фьорда: N67.30469° E14.71648°, что несколько сократило нам его объезд.
По пути стали попадаться рекламные щиты национального маршрута по дороге 17, по которому мы, собственно, и планировали ехать.
Целью дня было прибытие к известной природной достопримечательности водовороту Сальтстраумен (N67.23098° E14.61131°). Считается, что это самое мощное приливное течение в мире. Чтобы составить о нем правильное впечатление, нужно обязательно знать расписание приливов и отливов (4 раза в сутки). Посмотреть можно здесь:
http://www.visitbodo.com/en/?News=14
Tidspunktet for når strømmen er på sitt sterkeste varierer, se tabellen for hvilke klokkeslett som gjelder den dagen du skal besøke Saltstraumen i Saltstraumtabellen
Водоворот происходит в узком месте под мостом, рядом с мостом есть кемпинг, где можно узнать расписание возникновения водоворота. В иное время это абсолютно спокойная вода. Отсюда такое количество разочарованных туристов, которые говорят, что ничего не увидели.. Поэтому лучше знать расписание заранее, чтобы планировать свой день. Мы знали, что водоворот будет активен в 1.30 ночи и в 7.00 утра. Хорошо, что не поленились сходить на мост ночью: водоворот был с той стороны моста, которая дальше от моря. И очень сильное зрелище. Прямо на твоих глазах возникают водные воронки то там, то здесь. Голова начинает кружиться от этого зрелища, да все это в темноте, только вода блестит мистически. Увы, снять на видео было нереально. Ничего бы не получилось. Утром водоворот разыгрывается с другой стороны моста и он совсем иной конфигурации, силы и характера. Но тоже впечатляет. Рыбаки всегда по расписанию на месте - рыбка ловится тут только так, говорят.
Кемпинг у водоворота (N67.23564° E14.62280°) в основном домики и только небольшая полянка для палаток. Стоимость 150 крон палатка и 4 человека. Приличная , но маленькая кухня, которой воспользовались. Разговорились с питерцами, машину которых мы наблюдали еще на Лофотенах. Оказалось, что мы даже знакомы, участвовали в одних слетах.
Проехали за день 25 км.
8-день, 2.08 (суббота)
Saltstraumen (Сальтстраумен) кемпинг - Кемпинг (мотель) Dalen
Погода с утра была пасмурной, но ехать было вполне возможно. Постепенно влажность увеличивалась, ехали под водяной взвесью, дождик то был, то нет. Упаковались надежно и ехали по маршруту. В пасмурную погоду красивые виды несколько затуманены и не производят такого сильного впечатления, как могли бы.
Попадаются указатели на пешеходные маршруты:
Горы наполовину не видны, перед глазами только серая лента дороги, которая вовсе не горизонтальна - рельеф присутствует на дороге 17 гораздо в больше степени, чем на Лофотенах. Лезем все выше. Начинают попадаться водопадики.
Нас обгоняют туристы-эспериментаторы на таких вот веломобилях:
Место для отдыха на трассе, Готовили тут обед, столики+ скамейки, туалет+вода
(N67.07779° E14.29114°). Указатель на место для ловли рыбы. До него не стали продираться по мокрой тропе. Дождь усиливался.
Доехали до бухты Storvika. Бухта с песчаным пляжем. Отмечена как достопримечательность на дороге 17. "Это зона отдыха имеет sanistation для автодомов и отдельный стоп\зона отдыха для большегрузных автомобилей". Тут можно сделать красивые фото на фоне моря, указывает карта-путеводитель. Что мы тут нашли? Заправка, туалет+вода, магазин, видовая площадка и возможность переночевать с палаткой. N66.96073° E13.80212°.
Немецкие велосипедисты, которые ехали по маршруту параллельно с нами, остановились тут на ночлег , велосипеды поставили в предбаннике туалета, еду готовили на плитке, скрывшись под крышей автобусной остановки... Все сухие места, короче, тут были ими заняты, и мы под усиливающимся дождем поехали к следующему на пути кемпингу.
В дневнике похода про этот этап маршрута написано: 200м.набор высоты, горный рельеф, подъемы-спуски, тоннели от 200 м. до 3-х км. Красивые горы. Много возможностей для диких стоянок. Водопады.
В районе поселка Reipa дорога идет вдоль моря.
В «Grensen" ( на границе между Мелёй и Йильдескол) есть памятник над подводной лодки "Uredd", которая подорвалась на мине в апреле 1943 г.
Кемпинг (мотель) Dalen (N66.91498° E13.62974°). Это мотель, но есть место для палаток. Мы были тут одни, кто ставился под дождем и ветром. На кемпинговой полянке есть домик-гриль, куда мы и залезли сушиться и готовить еду. Как спасают эти домики туриста-велосипедиста! Душ бесплатный и уютный. Цена ночлега: 280 крон.
Проехали: 83 км.
9-день, 3.08 (воскресенье)
Кемпинг (мотель) Dalen - Ørnes - Foroy – Agskardet - Jektvik - Kilboghamn - кемпинг Aldersund
Выехали из кемпинга так, чтобы заранее прибыть к парому. С нами едут веломобилисты, привлекая внимание окружающих. Вот такие немолодые уже спортсмены:
Паром: Ørnes-Vassdalsvik-Meløysund-Bolga-Støtt (стоимость проезда за 4-х 164 кроны).
Из Ørnes можно доплыть до Støtt. Там есть пешие маршруты.
Если сделать радиалку, то можно было бы посетить интересный объект: Fykantrappa На велосипеде это возможно только радиально, т.к. проезд через огромный тоннель - на автомобиле возможен, на велике нет (нужно возвращаться к парому на Vassdalsvik) (66°48'52.5"N 13°56'37.6"E)
Вот тут карты с многообразной информацией по району:
http://tema.webatlas.no/turkarthelgeland#
Едем вдоль Bjerangsfiorden. Место для отдыха в бухте фьорда: (N66.75540° E13.75864°):
На пути следующий Арт-объект "Кирпичные окна" ( N66.75616° E13.67421°)
Рельеф чувствуется весьма:
Дорога красива, несмотря на отсутствие солнца. Остановились отдохнуть(N66.65876° E13.54393°) и фотографировать.
Небольшой паром: Паром Foroy – Agskardet
Расписание паромов: http://backpacker17.com/?side=179&lng=en
После переезда на втором пароме остановились на обед в чудесном месте: (N66.70516° E13.47020°)
Вскоре после него тоннель. Перед тоннелем есть местечко для отдыха (N66.64671° E13.53490°): Можно укрыться от дождя.
Этот участок пути довольно-таки рельефный, пара тоннелей. Мы торопились на паром (третий за день) и успели едва-едва... Но паром отправился спустя полчаса по каким-то техническим обстоятельствам.
Наконец самая длинная переправа.
Jektvik - Kilboghamn http://ruteinfo.thn.no/?rnr=64
01.09.2015-31.01.2016, 01.06.2015-31.08.2015, Priser(NOK)
Виднеется архипелаг Rodoy с характерным силуэтом горы. На этих островах есть пешие маршруты, сообщение между островами - лодка № 18-411,412. Маршрут 12 и 13 см. сканер-карты:
Надеялись найти местечко для стоянки на фьорде или озере, Но ничего не попалось.
Виды красивые даже сквозь туман:
Пришлось крутить педали еще довольно долго до мотеля-кемпинга (N66.38622° E13.11351°). 140 крон за ночевку. Кухня есть, но маленькая. Велосипедисты были и кроме нас, поэтому готовили на горелках около палатки. Кемпинговаться предложено было на поле для минигольфа.
Проехали за день: 112 км. вместе с паромными переправами. Реально км.70
10-й день (понедельник)
Кемпинг Aldersund (фьорд Aldersundet) - Mo-i-Rana
Погодка разгулялась. Наконец-то мы увидели снова горы и фьорды во всей красе. Казалось, если бы такая погода стояла и дальше, то ехать бы и ехать...
Хотели срезать рельефную дорогу на пароме (N66.33905° E13.00386° ), но он ходит очень редко.
От дороги периодически отходят тропы к разным природным достопримечательностям. Вот, например, трекинг к горному озеру и схема прохода от парковки (N66.33290° E13.14330°)
Но прогноз упорно предвещал похолодание и дожди. В планах было доехать до горы Семь сестер, а потом вернуться и добираться до железной дороги. Вариантов было много разных. Но прикинув, что маршрут в скором времени начнет очень сильно набирать высоту, а на следующем участке постоянно вверх - вниз с набором и сбросом до 80 метров (эту информацию добыли в карте и слышали рассказ мотоциклиста в кухне). Засомневались, что выдержим, т.к. у Саши больная нога стала давать о себе знать. Решили свернуть на Ма-и-Рану, чтобы забрав машину, доехать до горного массива уже на машине и там нормально погулять целый день. Солнце обещали только в четверг.
Пронаблюдали еще один арт-объект, лестница к воде: ( N66.31442° E13.28669°)
Рядом авангардный санузел (есть вода и можно за столиком перекусить). Мы в основном колдовали над картой, импровизируя продолжение маршрута.
По горе, что на противоположной стороне фьорда, как раз и идет продолжение маршрута. Набор высоты 350 метров.
А на нашем пути встретилось два больших тоннеля. Они освещенные, проезд велосипедистам разрешен. Но обязательно с включенными фонарями - спереди и сзади.
Прощаемся с фьордами и побережьем, думаем, что на один день, что просто поменяем формат похода. Но, увы, это прощальный снимок.
Уходим с трассы 17 на трассу 12, которая ведет в Мо-и-Рану. Место для обеда: N66.29483° E13.65515°. Старый мост через речку, красивый вид на плотину.
Дорога весьма рельефна. Набор высоты более 200 метров. Весьма чувствительно.
Кемпинг (N66.31665° E14.18086°) Мо-и-Рана. Заплатили 280 крон. Весьма хороший. Просторно. Много места для палаток. Народу тоже хватает, но больше автомобилисты и караваны. Прекрасная кухня, душ бесплатный и очень хороший - отдельные комнаты, все условия для приведения себя в порядок. И слава богу, потому что провести в этом кемпинге нам пришлось несколько дней.
Проехали за день: 81 км.
Далее план был такой:
- Съездить на поезде за машиной в Будё (поезд Тронхейм-Будё ходит два раза в сутки: утром и вечером). Перегнать машину в Мо-и-Рану. Съездить на красивый каньон неподалеку от Мо-и-Раны (ледник и пещеры не собирались смотреть ) и переехать к гряде Семь Сестер - это снова на 17 дороге Sandessjoen.
- Там сделать трекинг по горному массиву (целый день).
- Съездить без машины на великах на остров Вега. Потом погрузиться в машину и потихоньку уезжать или через паром Vasa, или в объезд Ботнического залива. А может быть, проехать еще немного по 17 трассе уже на машине.
Не суждено было этому сбыться.
Правда, вначале все пошло по-задуманному:
5.08.2015
Выехали вдвоем на поезде в Бодо. Стоимость билета зависит от метода покупки. Если покупать через интернет (что мы и сделали на рецепшене кемпинга), то билет стоит 224,5 крон на одного, а если покупать в автомате на станции, то в два раза дороже. (!!!) Очень красивая дорога на поезде, по долине вдоль реки.
Переезд на машине Бодо - Мо-и-Рана прошел удачно. Остановились на месте пересечения с Полярным кругом. Тут среди тундры оазис туристической жизни.
Целый лабиринт из каменных туриков. Надо думать, что это такой способ оставить тут память о себе, чтобы вернуться. Впрочем, не знаю. Рядом с центром висят стенды с картами маршрутов.
Дорога красива. Горные вершины так и манят пойти по какому-нибудь маршруту на их покорение.
Проехали место с указателем на пещеры:
Вернувшись в кемпинг, собрались, погрузились и поехали на каньон. Это километров 40 от Мо-и-Раны. Поворот с трассы у кемпинга:
Дорога идет вдоль озера (см. трек) до парковки у начала каньона (N66.48551° E13.87306°). Мы до него не доехали совсем чуть-чуть. Машина на очередной кочке подпрыгнула, рванула и загорелось что-то в капоте. Потушили быстро, но на этом красоты Норвегии закончились и начались нервяки.
Можно написать рассказ о том, как 2 часа под проливным дождем ремонтировали прогоревшие провода, как машина все равно не поехала. Как нам решили помочь местные норвежцы - отвезли к точке доступа телефонной связи для вызова эвакуатора. Оказалось, что обычный телефон вызова службу спасения в Норвегии - это телефон полиции. А у спасателей что-то свое незапоминающееся из множества цифр. Как эвакуатор, до которого каким-то чудом с 10-го раза дозвонились, предложил нам сначала добыть 3 тыс. крон наличкой, а потому уже вызвать их и больше трубку никто не брал. Как мы уже почти пришли в отчаяние, но увидели трактор, работающий неподалеку, и попросили нас дернуть. Тракторист оказался почти пашкиным ровесником - 19 лет, и согласился нас дотащить до трассы на своей машине, а потом доволок и до Мо-и-Раны.
06 - 08.08.2015
Следующие 2 дня мы жили в знакомом уже нам кемпинге Мо-и-Раны, ожидая своей участи. Починка машины была настолько непредсказуема, что пришлось сильно понервничать. Положение могло оказаться просто безвыходным.
В пятницу после обеда машину как бы починили, мы радостно рванули на трассу - очень хотелось уже домой. Очередная проблема (почему-то невыявленная своевременно на сервисе) снова остановила нас почти в том же месте - у поворота на каньон. Прокопавшись часа 3-4, на честном слове и на воде вместо тосола, постоянно закипая и не зная, чем все это кончится, мы потащились вперед. Слава богу - на пути был только один километровый тоннель. Снова остановка у полярного центра.
И вперед медленно по дорогам национального заповедник в сторону Швеции. Каждый километр на неисправной машине давался с трудом. Останавливались через каждые 15 минут остужаться и доливать воду. Благо, дорога словно создана для этого: с завидной периодичностью на трассе встречаются карманы для остановки. Жилья практически нет. Леса, леса, леса...И вдалеке горы.
Очередное недоразумение - починка и заодно ужин прямо на трассе. Благо рядом случился водопадик.
До границы мы ехали двое суток. Но все кончается, пережили и это... И несмотря на трудную форс-мажорную ситуацию с машиной, велопоход по Норвегии был. И мы много увидели, почувствовали и пережили... И наверняка вернемся сюда.
День | Маршрут | Километраж |
---|---|---|
18.07 - 24.07 |
Затянувшийся подъезд к Тромсе. |
|
25.07 |
Тромсе - Харстад ( Harstad ) |
Экспресс-лодка, 4 км. до кемпинга |
1 день |
Острова Vesteralen – Hinnoya |
90 км. |
2 день |
Sortland - (остров Langoya ) – дорога Е10 (82) вдоль Sortlandsundet - трекинг на Skata - Stokmarknes – Melbu (паром) - Fjskebol |
50 км. |
3 день |
Fjskebol – Svolvaer . Трекинг на гору Флоя |
70 км. |
4 день |
Svolvaer – дорога Е 10 - радиалка до Henningsvaer - мост на Vestvagoya – дорога 815 – кемпинг Brustranda |
75 км. |
5 день |
Кемпинг на Rolvsfjord е – Leknes - в Vikten(радиал) – Ramberg кемпинг. |
60 км. |
6 день |
Ramberg кемпинг - Hamnoya и Sakrisoy – Moskines (кемпинг) – трекинг на Munkebu |
43 км. |
7 день |
Moskines – В odo (паром) Продолжение похода: Бу́дё (Bodø) - Сальтстраумен (Saltstraumen) кемпинг |
25 км. |
8 день |
Saltstraumen (Сальтстраумен) кемпинг - Кемпинг (мотель) Dalen |
83 км. |
9 день |
Кемпинг (мотель) Dalen - Ørnes - Foroy – Agskardet - Jektvik - Kilboghamn - кемпинг Aldersund |
70 км. ( с паромами - 112) |
10 день |
кемпинг Aldersund ( фьорд Aldersundet) - Mo-i-Rana |
81 км. |
647 км. |