6 июля – 13 июля 2019

Небольшой велопоход по Чехии - самой что ни на есть велосипедной стране мира, разве что Голландия может соперничать с Чехией по сети веломаршрутов. На велосипеде в Чехии можно сделать тысячу маршрутов. Многие их них весьма непросты по рельефу. Описываемый ниже - это небольшое 7-дневное путешествие по маленьким, но очень выразительным городам западной Чехии. Маршрут преимущественно идет вниз, за исключением двух дней, да и там возможны варианты. Ночуем в палатках , снаряжение везем на себе. Начало маршрута в Хебе, исходя из рельефа местности. Маршрут несложный (1 кс, общая протяженность 273 км.) проходит вдоль реки Огрже через тихие небольшие исторические города Хеб, Локет, Жатец и курорт Карловы Вары. Это чешский национальный веломаршрут №6. Интерес представляют также два замка близ Праги – Кршивоклат и Карлштейн.

Нитка маршрута:

День

Маршрут

Км

1

Хеб (Cheb)

-

2

Cheb - Kynšperk nad Ohří – Sokolov – кемпинг Vodácké tábořiště u Barona

49

3

Vodácké tábořiště u Barona- Loket - Svatošské skály – кемпинг Klub Vodáku Karlovy Vary

27

4

Karlovy Vary - Klášterec nad Ohří – Kadaň - кемпинг на озере Hradec u Kadaně

55

5

кемпинг на озере Hradec u Kadaně -Žatec – Loynu - Hřivice

57

6

Hřivice - Domoušice - Rakovník (Раковник) - Křivoklát (Кривоклат) - Beroun (Бероун) - Кемпинг Camp Srbsko

32

7

Кемпинг Camp Srbsko - Hrad Karlštejn - Praga

53

273 км

• Вариант 2 дня: Cheb - Kynšperk nad Ohří – Sokolov – кемпинг Loket

• Вариант 3 дня: кемпинг Loket (осмотр города) - Karlovy Vary

• Вариант 4 дня: Karlovy Vary (радиальные выезды)

• Вариант 5 дня: Karlovy Vary - Kadaň

• Вариант 6 дня: Kadaň - Loynu – Beroun (поезд)

• Вариант 7 дня: Beroun (радиальные выезды)

• Добавляется 8 день: Beroun - Praga

Наша группа:

Описание по дням

1 день(6 июля)

Хеб (Cheb)

Группа собиралась в течение всего дня. Велосипеды прибыли на машине из СПб. Мы заехали в кемпинг Хеба накануне 5 июля. С утра выдвинулись на машине в Хеб, чтобы изучить город. Мы с Ульяной остались составлять квест по Хебу, машину Антон погнал в Прагу на парковку в кемпинге «U vody» (50.113767, 14.424317) (договоренность уже была – 1200 СZK за 7 дней). Туда же должны были приехать опять же на машине из СПБ остальные участники похода, плюс один участник прилетал на самолете СПб – Прага. Поставив машины на парковку, участники сели в поезд Прага – Хеб (3 часа в пути) и вечером группа воссоединилась. Еще двое участников прибыли в Хеб из Германии на машине. Запасной вариант долгосрочной парковки в Праге – аэропорт (990 СZK за 7 дней). От Хеба до кемпинга 4 км. Есть автобусное сообщение ( проезд - 7 СZK). Но можно добраться и пешком.

Кемпинг Хеб (50.083552, 12.324788). Расположен на разливе реки Огрже, есть место для купания. Условия самые простые, горячая вода бесплатно. При кемпинге популярный пивной бар – основной доход кемпинга. Очень нелюбезная хозяйка, все (вплоть до номера визы) дотошно записывает в блокнот под копирку(!), заселение занимает таким образом почти сорок минут. Ценник: за 2 ночи 4 человека + авто 40 евро, с человека примерно 5 евро за ночь, можно платить в евро.

Хеб (Cheb)

Хеб – небольшой городок на западной границе с Германией. Исторический центр очень компактный. Разноцветные дома на главной площади, средневековый миниатюрный квартал Шпаличек (XIII век), руины замка на высоком берегу реки, у стен которого расположился уютный парк, костел Святого Николая и Святой Елизаветы, с колокольни которого открывается вид на городок. Интересен также замок Хеба. Пункт информации на главной площади. Все заведения общественного питания открываются довольно поздно – после 9.00 Это вам не Италия.

Рассказ о городе Хеб

Подробный рассказ о городе Хеб см.: Хеб - путеводитель

2 день (7 июля)

Кемпинг – (4 км) - Cheb - (19 км) - Kynšperk nad Ohří – (15 км) Sokolov - (4 км ) кемпинг

Выходим на маршрут. От кемпинга до центра Хеба едем по веломаршруту №4 Евровело и чешский маршурт №6. Сначала по шоссе, затем по лесной велодорожке, которая приводит в парк, где удобно оставить велосипеды. По красивой лестнице можно подняться в исторический центр и выполнить квест (1.5. часа- 2 часа). Паркуемся (50.079267, 12.363517) в небольшой деревянной беседке (прикрытие от дождя) рядом с избушкой «Русский дом». В парке есть платный туалет.

Неподалеку есть «Лидл» ( 50.083333, 12.371365) , производим закупку продуктов, перекус и в 14.00 выходим на маршрут. (Около магазина бензозаправка, есть туалет). Ехать после Хеба нужно по левому берегу, не переходя на правый, внимательно следить за указателями, маршрут №6 отлично маркирован, идет в основном хорошими велодорожками вдоль реки, ехать приятно.

Периодически вдоль веломаршрута встречаются места для отдыха велосипедистов: столик со скамейкой, а также пивные бары, тоже место для перекуса и отдыха. Пару раз попадались горки, но в целом маршрут идет ровно, без рельефа.

Мост через Огржи около Киншперк-над-Огржи

Со́колов (Sokolov)

Первая остановка для прогулки в городе Со́колов: ударение на первый слог (чеш. Sokolov). Бывший немецкий Фалкенау-на-Эгере (нем. Falkenau an der Eger).Симпатичная центральная Старая площадь (Staré náměstí) со старинным фонтаном. В центре его легендарный основатель города — сокольник с хищной птицей на руке и охотничьим псом, сидящим у ног. Вокруг каменного фонтана обвивается ветка хмеля. О городе см. здесь

Легенда об основании города Соколова

На Староместской площади в Соколове находится древний фонтан со статуей человека в шляпе, держащего в правой руке сокола с расправленными крыльями. Это Севастьян, легендарный основатель города Соколов, о котором известна такая история. Он счастливо жил в своей крепости на берегу реки Огрже, но из христианского рвения присоединился к крестовому походу, чтобы освободить гробницу Бога в Иерусалиме от рук сарацинов. Война длилась несколько лет, и отважный рыцарь оказался честным и бесстрашным воином. Он прошел через бурные битвы победителей и проигравших, он несколько раз был в плену врагов, но он всегда думал о своей любимой жене и детях.

Когда спустя долгое время Себастьян наконец вернулся из Святой Земли в родной замок, вместо своего дома он нашел только кладбище и могилы своих близких. От крестьян он узнал, что его крепость сгорела во время набегов рыцарей-разбойников. Он поспешно покинул это место боли и с грустью побрел вверх по течению реки Огрже, пока она не достигла ее слияния с рекой Сватава. Он поселился в пустыне и начал вырубать густой лес, а вскоре построил простой деревянный двор. Он охотился на диких животных, ловил рыбу в реке, а в своих молитвах он неустанно обращался к Богу. Он также был известен как пчеловод, сборщик лекарственных трав и искусный целитель, поэтому вскоре люди стали искать его утешения для его души и тела. Но прежде всего, однако, ходил слух о Себастьяне, что он был опытным сокольником, необычное умение он приобрел у арабов, у которых он провел в тюрьме несколько лет.

Действительно, он обучил несколько прекрасных хищных птиц, которых он поймал вокруг реки Огрже, в Рудных горах и в Славковском лесу. Затем они были проданы в соседний Локет чешскому королю и в замки богатых дворян Богемии, Саксонии и Баварии. Это было незадолго до того, как возникло поселение сокольников, Сокол Лух или короче Соколов, выросшее вокруг жилища Себастиана. Это стало зародышем будущего знаменитого города над рекой Огрже, и хищная птица попала в герб города. На месте двора Себастианова был построен замок, который позже превратился в современный замок с четырьмя угловыми башнями. Хотя многие известные джентльмены на протяжении веков управляли городом Соколов, о рыцаре и сокольнике Себастиане местные жители всегда помнили.

Еще на площади стоит Чумной столб со статуями святых.

На здании Ратуши (Historická radnice) сохранился старинный городской герб с изображением сокола.

В начале площади высится барочный Костел св. Якуба Ветшиго (Kostel sv. Jakuba Většího) с большой башней.

Рядом парк с замком-дворцом XVII века князей Огинских (Sokolovský zámek) Сейчас тут музей истории региона и этапами развития ее промышленности. https://praga-praha.ru/sokolov/

Есть в Соколове еще историческая достопримечательность - памятник советским военнопленным на месте концентрационного лагеря (50.177683, 12.660883) См. подробнее здесь

А рядом смотровая площадка на холме под Rozhledna Hard. В конце XIX-го века здесь было городское кладбище, а затем стрельбище и каменная смотровая площадка Глориетта. В 1907 году местное ювелирное объединение решило перестроить Глориетту в настоящую смотровую башню. С 14-метровой стеклянной смотровой площадки открывается вид на Соколов и вершины Рудных гор. Вы можете посетить башню в любое время – взять ключи у сторожки в соседнем здании чешской полиции (надо сказать, что ради подъема на 14-метровую башню топать в полицию, хоть бы и за ключом…М-да, не полезли.)

Останавливаемся на ночлег в кемпинге Vodácké tábořiště u Barona (+420 725 815 855). Место на «кемпинг» не тянет. Вытянутая вдоль реки поляна с несколькими местами для разведения костра. Пара столов. Скамейки и навес около ларька с пивом (оно хорошее). Воду можно брать у крана около этого ларька. Телефоны заряжать здесь же и за деньги (20кр.). Туалет (2 кабинки) и душ (1) в небольшом зданьице у парковки. От дальнего края поляны ездили на велосипеде. Тут останавливаются либо туристы-водники, либо такие, как мы, на одну ночь – и дальше, дальше. Деньги брать за такой кемпинг – кощунственно, впрочем, цены: 100 крон с чел.=5 евро).

Проехали за день: 49 км.

Информация по кемпингам на участке Локет - Карловы Вары

1.На правом берегу: В 1 км от исторического центра Локета - http://www.dronte.cz/ (50.191192, 12.765646). Группы бронировать по телефону заранее Ценник: на человека 55 крон ( 3 евро) Дети до 15 лет / ночь 30, -крон Человек старше 15 лет / ночь 70, -крон http://www.dronte.cz/cs/6-loket-nad-ohri

2.На левом берегу (2 км о Локета) https://www.vodacketaboristeloket.cz (50.195733, 12.766867) 3.Kemp Liapor (50.211889, 12.817722) 4.Кемпинг Na Špici (50.269768, 12.992467) 5.Vodácké tábořiště Vojkovice 50.308528, 13.019216

6.Наш кемпинг в Карловы Вары Klub Vodáku Karlovy Vary (50.231446, 12.861587)

3 день (8 июля)

Кемпинг – (7,5. км) – Локет – (5,5. км.) - Скалы (Svatošské skály) – (12 км) – Кемпинг Карловы Вары

Продолжаем движение вдоль реки: асфальт и хороший грунт, лесные дорожки. Этот день обещал быть совершенно легким. Т.к. предстоял небольшой переезд до Локета и далее до Карловых Вар, где планировалась прогулка при свете дня. Также не имелось точных сведений о возможности ночлега непосредственно в К.Варах. Но все сложилось как нельзя лучше.

Грунтовая велодорожка от места ночлега до Локета идет лесом вдоль реки Огрже.

Слева начинают попадаться заросшие лесом каменные гиганты – отдельные скалы.

Висячие мостики через речку позволяют сделать заезд в городки на другом берегу, например, указатель предлагал заехать в поселок Старое Седло.

Локет (Loket)

Довольно скоро достигаем города Локет. Очень интересное место. Покоряет сразу, как только показывается возвышающаяся над местностью скала с замком. Велодорожка ведет вокруг этой скалы. Можно после круга почета вокруг города заехать в него и остановиться с велосипедами на главной площади. Я выбрала вариант на полянке под деревом (50.188217, 12.757778). Удобное место для приготовления перекуса. Велосипеды оставили под присмотром, гуляли по очереди. В верхнюю часть города ведут лестницы (50.186550, 12.756667)

Локет буквально переводится как «локоть» - по форме он и впрямь напоминает согнутый локоть великана. Это королевская крепость, построенная в начале ХIII, ее называли «ключом от Чешского королевства». Можно посетить интересный и компактный (таблички написаны и по-русски) Королевский замок.

Именно в этом городе Иоганн Вольфганг Гете праздновал свое 74-летие и попросил руки 19-летней баронессы Ульрике фон Леветцоу, а голливудские режиссеры снимали тут некоторые сцены для фильма «Казино Роайл» с Джеймсом Бондом.

Подробнее о городе Локет

Подробный рассказ о городе Локет см.: Локет - путеводитель

Из Локета стартует туристический маршрут Локет – Карловы Вары. По пути есть тропа на смотровую площадку Jeskynní vyhlídka (50.194200, 12.789283), время подъема-спуска часа два. Начало тропы тут: (50.194767, 12.780433) . Сверху открывается отличный вид, но такая прогулка возможна, если стоять неподалеку лагерем.

Как идея логистики: первую ночевку сделать в кемпинге близ Локета. Утром прогуляться в сам Локет налегке, вторую половину дня посвятить пешим (или велосипедным) прогулкам по гористой местности обоих берегов реки. Возможности есть. См. карту:

Кроме того неподалеку от Локета и Карловых Вар есть нац. парк Славковский лес. Все его природные достопримечательности и тропы см. на сайте

Информация по маршруту Локет - Карловы Вары тут и тут: Долина реки Огрже

Это туристический маршрут: пешеходный, водный и велосипедный. Начало его либо в Локете, либо в Доуби

Веломаршрут Локет № 204 – Карловы Вары весьма популярен у плановых туристов-велосипедистов. Объехать группу пенсионеров человек 30 не было никакой возможности. Потом создалась пробка на т.н. «Качающемся мосту».

Перебираемся на правый берег с левого, где находятся Сватошские Скалы (Svatošské skály), которые являются частью заповедной зоны Славковский лес. Это популярное место для скалолазания в Карловарском крае.

Эти скалы высотой до 50 м состоят из нескольких образований, названия их согласно легенде «Об окаменелой свадьбе»: есть тут Ян Сватош, Невеста с Женихом, Священник, Свидетели, Музыканты, Свекор, Свекровь и Замок. Связанные со Сватошскими скалами романтические легенды стали толчком для создания литературных произведений известных писателей – Иоганна Вольфганга Гете и сказки братьев Гримм.

Скала «Замок» замыкает «свадебную гряду».

Около моста и прямо на велодорожке ресторан решили пообедать, как это бывало в Чехии, по-человечески. Есть рекламируемый на туристических порталах ресторан Restaurace Svatošské skály.

Не тут -то было. Деньги взяли и про нас забыли. Когда мы наконец-то потребовали заказанную еду, то вместо гуляша получили тарелки с подливкой и тремя кусками булки (типа кнедлики)… Негодованию моему не было предела. Отзывы об этом месте плохие, так что кушать нужно не здесь. Видно, пользуются тем, что находятся на туристическом маршруте, куда нет доступа автомобилям, и делают в своем ресторане, что хотят.

Карловы Вары (Karlovy Vary)

Быстро по хорошей асфальтовой дорожке прибываем в Карловы Вары. Кемпинг для водных туристов на реке открыт и в нем можно остановиться - Klub Vodáku Karlovy Vary (50.231446, 12.861587)\ тел. +420 777 810 530. Хозяева кемпинга маргинальные товарищи, покуривают что-то, попивают. Но туалеты и душ в порядке, ларек-бар работает. Гитара звучит. Туристы ставят свои палатки. В середине дня, когда мы заселялись, еще ничто не предвещает того, что будет тут вечером. Все прилично, но яблоку негде упасть. Конечно, удобно. Мы не одни такие: припыли-приехали, переоделись – и вечером в город гулять.

Вечером прогулка по знаменитому СПА – курорту. Прошлись по всему променаду, заглянули во все галереи, попробовали лечебной воды там и сям. Веет чем-то литературным: кто только не ездил «на воды», вот и мы тут. Русская речь везде, забываешь, что ты за границей. Обрывки разговоров курортников о том, какая вода от какой болезни, как и когда ее пить…

Но мы-то просто глазеем по сторонам. Дошли до самого конца пышной застройки набережной – сплошь отели, а где начинается тропа Гете – здоровенная дорога.

Забавное современное изображение на одном из домов.

А вот роспись в стиле арту-нуво - типичный стиль курорта:

Чего мне не хватило, так это прогулки по окрестностям Карловых Вар – по холмам и горам, где проложена куча тропинок и дорожек и есть смотровые площадки. Успела забежать только к началу тропы на «Три креста» в надежде наутро привезти сюда группу. Но наутро планы переменили.

Карловы Вары -Аудиогид (не мой) Полезные сайты о Карловых Варах:

https://www.karlovyvary.cz/ru/buklety

https://www.karlovyvary.cz/ru/interesnye-punkty

Карловы Вары – городская историко-культурная зона

Смотровая Башня Карла IV (rozhledna - vyhlídka Karla IV) 50.216216, 12.880640

Смотровая площадка "Три креста" (Vyhlídka Tři kříže) 50.227226, 12.886400

Смотровая площадка Camera obscura 50.228207, 12.884662

Проехали за день: 27.5 км

4 день (9 июля)

Кемпинг Карловы Вары - Клаштерец-над-Огржи – Кадань – кемпинг Кадайна озере

Смотровые площадки в Карловых Варах оставила на следующий раз. День предстоял длинный с некоторым рельефом, решила не тратить время понапрасну и правильно. Велодорожки на выезде из Карловых Вар.

Через 4 км после выезда из кемпинга Карловых Вар начался подъем в горку. Набор 100 м на 8 км, но тем не менее. Удаляемся ненадолго от реки, чтобы обозреть холмы ее окружающие.

Для некоторых это первые горки на велосипеде. Группа кряхтит, но едет.

(Возможная версия: В этой точке 50.266983, 12.947467 можно уйти снова к речке в сторону городка U Мostu и далее к Dubina (тут есть тропа к Скалам Гномов Skalky skřítků 50.240934, 12.996862).

На нашем треке после этой развилки веломаршрутов начинается длинный спуск к реке (красивый каньон, фотографировать было некогда), спуск заканчивается у исторического деревянного моста через Огрже Radošovský wooden bridge (50.275717, 12.994650).

Далее на протяжении 20 км постоянно чередуются небольшие подъемы и спуски.

Следующая остановка в городке Velichov. Есть скамейки, кран с водой и небольшой магазин (50.283417, 13.008750). Продукты на перекус лучше купить заранее в Карловых Варах, т.к. между Velichov и Okounov расположена огромная военная территория, вдоль которой идет маршрут. Ни одного магазина нет. По ходу трека есть место для лагеря\ отдыха (50.317633, 13.027000) ( у реки, т.е. ниже маршрута).

Местами асфальт сменяется грунтами и лесными тропами. Вот такие сельские картины.

Велодорожка сегодня очень разнообразна. То лес, то поле, то вдоль реки, то на холм, то каньон, то грунт, то мост, то под ним.

Подъем продолжается до хутора Каменец.

Тут отличное место для обеда\отдыха\укрытие от дождя (50.356168, 13.083494). До обеда проехали 27 км.

Далее по пути место для лагеря (кемпинг U Včelky 50.369414, 13.109067). Около моста (50.368493, 13.113981) можно сделать остановку и съездить (около 1 километра) до скал Perštejnské skály (50.370230, 13.103856) - налево от моста, а трек идет направо, и после непродолжительного подъема спуск и снова подъем. И вот отличная смотровая площадка на излучину реки (50.367900, 13.132217).

Клаштерец-над-Огржи (Klášterec nad Ohří)

Через 10 км. прибываем в тихий и сонный городок Клаштерец-над-Огржи (Klášterec nad Ohří \ Klösterle). Как ни странно, это тоже спа-курорт. Перед въездом в парк стоит домик с минералкой и сувенирами-картами (50.379950, 13.172055).

Отсюда же можно въехать в парк и по его дорожке добраться до замка - Zámek Klášterec Nad Ohrí. Сейчас тут ресторан и музей фарфора, в который попасть можно только с гидом, а экскурсии на чешском (описание на немецком и английском). Вокруг множество потемневших от времени фигур в причудливых барочных позах.

В парке просторно, пустынно, умиротворенно.

Веломаршрут идет прямо через него, поэтому не возбраняется оставить тут велосипеды и погулять по дорожкам парка, а также до крохотного исторического центра с колонной и статуей рыцаря (есть также общественный туалет). По пути стоит заглянуть в информационный центр (тут все очень любезно). Есть также музей часов, впрочем, чего-чего а времени всегда в обрез, поэтому минуем его.

Как ни странно в таком маленьком городке есть весьма немаленькие торговые центры, которые можно посетить для закупки продуктов. В стороне (на горочке) торговый центр Teско и Лидл (50.386987, 13.178047).На противоположном берегу реки есть кемпинг Kempu u Jezu(50.383317, 13.178567). Через 8 км подъезжаем к мосту (идет через плотину и шлюз).

За мостом высокая смотровая площадка и необычный - металлический - участок велодорожки прямо на скале (50.378167, 13.256483). Об этом участке велопути см. здесь

Ну и сразу за ней детская супер-площадка, на которой уставшие за день участники оторвались по полной (50.376053, 13.260730).

Кадань (Kadaň)

Увы, сам город посмотреть не удалось. Наступил вечер, до кемпинга еще нужно было добраться, усталость от подъемов в ногах накопилась. Но все же стоило доехать хотя бы до главной площади – уж больно хороша. Интерес представляет также средневековая улочка Katova ulička, монастырь францисканцев, замок. «Небольшой городок Кадань довольно древний (XII век), у него богатая история, а весь его центр охраняется ЮНЕСКО. ВXIII веке Кадань получил звание королевского города, а в XIV веке магдебурское право, то есть, право самоуправления.

Интересно про Катова улочка (улица, сделанная специально для палача - самая узкая улица в Чехии, 66 см в ширину). Если верить легенде, то ходить по одной улице с палачом никто из горожан не хотел, опасаясь несчастий, поэтому для палача сделали личный проход на площадь. И, якобы, в средние века города мерились на величину и богатство в том числе и улицами для палачей - Кадань в этом плане всегда была на высоте - улица в Европе самая длинная.См.: https://www.liveinternet.ru/users/1304174/post334961601/

См. также о Кадани:
http://www.mesto-kadan.eu/uvodni-strana http://www.mesto-kadan.eu/mapa-kadane

Памятник «Часы» на набережной.

Сожалею, что попали в город только под вечер, уже довольно утомленные, и не хватило времени на прогулку. На самом деле, весь описанный день можно уложить в один при нормальном темпе движения. В силу того, что в группе был ребенок, ехали медленнее, чем нужно было. Конечно, средняя скорость планировалась боле, чем 10 км в час.

После Кадани маршрут идет преимущественно вдоль реки, но около холма с древним костелом Kostel sv. Vavřince в Želina велодорожка делает резкий набор высоты. Несколько сот метров проезжаем по трассе 224 и сворачиваем на лесную дорожку в сторону нужного нам кемпинга.

Ближайший кемпинг на озере Hradec u Kadaně (50.369681, 13.303624). Кемпинг большой, но какой-то беспорядочный и небрежный, неуютный. Поляна для палаток пыльная, неровная. Ни одного стола. На первом плане мусорные баки. Туалеты на другом конце кемпинга. 20 крон за горячую воду берут, а воду не включают… Стоимость стандартная 70 крон за человека. Вода холодная , слава богу, была близко от поляны в раковинах типа «пионерский лагерь 30-гг». Озеро есть, но купаться запрещено почему-то. Вообще, надо сказать, что с кемпингами в этой части страны так себе.

Проехали за день: 55 км.

5 день (10 июля)

Кемпинг на озере Hradec u Kadaně (Кадань) –Žatec (Жатец) – Loynu (Лоуни) - Hřivice

Выехав из кемпинга, вернулись на веломаршрут, который на небольшом участке идет по довольно оживленной трассе № 225 с хорошим асфальтом мимо обширного водохранилища Нехраниц, на котором довольно много кемпингов. Теоретически ночевать можно было в одном из них.

Уйдя с трассы в сторону плотины, маршрут поворачивает направо и идет по старыми каменистым дорогам вдоль речки Огрже.

Рельеф несложный, за исключением парочки подъемов и спусков по каменистой тропе.

Появляется новый знак для велосипедистов: указание на грейдер или на «стиральную доску».

Потом велодорожка становится лучше, мы едем полями ржи. Пейзажи очень разнообразные.

Жатец (Žatec)

Преодолев 30 км, прибываем в Жатец (чеш. Žatec, нем. Saaz) — старейший город на севере Чехии, центр района хмелеводства и пивоварения, иногда его называют «столицей хмеля». Жатецкий хмель является неотъемлемым ингредиентом классического пильзнера. Об этом см. здесь и здесь. В городе есть музей хмеля, храм хмеля и пива, хмелевой маяк и хмелевые куранты. Башня Храма хмеля и пива видна практически из любой точки города, фактически это пивной ресторан.

Хорошо и подробно о городе см. здесь Оказывается, в г. Жатец снимали британский мини-сериал «Доктор Живаго» (2002 год).

Напрямую проехать в центр города (как предлагает трек маршрута) не получилось из-за ремонта дороги, накрутили немного в объезд. Расположились с велосипедами в тени на бульваре около фонтана вблизи магазина Лидл, т.к. требовался срочный обед (50.323717, 13.541600).

Далее вполне себе спокойно можно оставить велосипеды на площади (есть скамейки - 50.328898, 13.544883) и часок хотя бы (а лучше два) погулять по историческому центру и красивой, типично чешской удлиненной площади с чумным столбом посередине (Sloup Nejsvětější Trojice), окаймленной старинными цветными домами с галереями.

Замечательные древние городские ворота (Kněžská brána), колонна св.Флориана (Sloup Sv. Floriána), церковь в честь Девы Марии (Chrám Nanebevzetí Panny Marie), улицы.

А это трубы пивных предприятий, возможно.

Великолепная велодорожка Жатец- Лоуни. Хмельная-хмелевая дорога – это волшебно.

Лоуни (Loynu)

До Лоуни доехали за 2 часа , нужно было успеть погулять по центру и не опоздать на поезд, который должен был нас перевезти сразу в Раковник. (Подъезд обусловлен экономией времени в связи с малым количеством ходовых дней. По-хорошему, нужно закладывать лишний день и катить спокойно в Раковник на велосипеде с преодолением, правда, рельефа). Пейзажи радуют душу.

Лоуни оказался симпатичным городком.

Крепостные стены, со стороны реки очень даже высокие. (Велодорожка маршрута №6 идет как раз мимо них, но мы свернули в город, чтобы потом перебраться к вокзалу).

Площадь Мира с домами XVIII века. На площади есть кран с питьевой водой и стенд с достопримечательностями.

Уютные старинные улицы, интересные архитектурные детали.

Хорош силуэт готического собора св. Николая (Св. Микулаша) XVI века с типично чешскими башнями. Похож на церковь Св. Варвары в Кутной Горе, и не случайно, ведь Св. Варвару тоже строил тот же самый архитектор - Бенедикт Рейт. Внутри храма есть деревянный иконостас тонкой работы. О городе очень хорошо и подробно см. https://www.otzyv.ru/read.php?id=192990 А также см.сайт города: http://www.louny.eu/

Есть городской музей, который рассказывает о движении гуситов (ох, школьный курс истории!). На соседней с площадью улочке позднеготический Дом рыцаря Сокола из Мор.

И Жатецкие ворота – часть старинной крепости.

Сбой логистики произошел именно в связи с использованием общественного транспорта. Нет, мы не опоздали на поезд и ничего не перепутали в расписании. И поезд тоже пришел вовремя. Но, уже загрузившись в него, мы узнали, что проехать можно только две остановки… До станции Hřivice. А дальше пути на ремонте и разрыв связи… Обычные пассажиры пересаживаются на автобус-подкидыш, едут до следующей станции и снова садятся в поезд. Самое обидное, что изначально я планировала ехать как раз на станцию Hřivice., а не в Лоуни. Билет стоит примерно 70 крон без велосипеда. Прибыли на Hřivice уже вечером, незадолго до наступления сумерек. Двигаться в неизвестность не хотелось, а ночлег был запланирован в кемпинге Раковника (50.094830, 13.750993) Расписание

Запаслись водой у сердобольной хозяйки станции. А потом тихонько переместились в ближайшие кусты (50.282467, 13.723733). В силу того, что стемнело, мы быстро поели и залегли спать, чтобы уже в 6.00 собрать лагерь.

Проехали: 58 км

6 день (11 июля)

Hřivice - Domoušice - Rakovník (Раковник) - Křivoklát (Кривоклат) - Beroun (Бероун) - Кемпинг Camp Srbsko

До станции, с которой уже ходят поезда, докатили утром очень быстро (10 км с небольшим набором высоты за час с небольшим) и долго ждали поезда. Местные железные дороги поражают своей древностью и бедностью. Вместо ожидаемого поезда прибывает такой «недотрамвай». И как в него с велосипедами? Самый сильный стресс поездки – загрузка в поезд.

В Раковнике были недолго. Заглянули на центральную площадь – она вся была занята рынком. В городке, безусловно, стоит задержаться хотя бы на пару часов. На площади есть веломагазин (ценник ниже, чем в Праге). Купила отличную велосумку на багажник. Далее через продуктовый магазин переместились в парк (50.101652, 13.736225), где пообедали.

Из Раковника по грунтовой лесной велодорожке катим до замка Крживоклат 19 км.

Крживоклат (Křivoklát)

Вход (и въезд на велосипедах) на территорию замка бесплатный. В середине двора стоит огромное дерево, где все наши велосипеды чудесно уместились. Отправившись на продолжительную (1.5 часа) экскурсию, сцепили велосипеды, охраны не оставляли. Надо сказать, что осмотреть замок снаружи, посидеть во дворике и пройтись по стенам вполне достаточно для получения хороших эмоций. А экскурсию брать НЕ НАДО (!)

С экскурсией получилось плохо. Ближний сеанс был на чешском, нам выдали билеты и, позвякивая огромными ключами и загадочно улыбаясь, повели во второй внутренний двор. Радушный жест администратора, вы заходите во двор, ворота за вами закрывают – вы в западне. Туалет, пардон, тоже остался вне досягаемости. Ты заложник экскурсии на полтора часа. Ну, несколько бесчеловечно. Тем более, что смотреть внутри не так уж много чего. Только на втором этаже кабинет и библиотека (весьма скромно все) и готическая капелла. Короче говоря, вышли замученные, голодные и раздраженные. Хотя чехи оживленно реагировали на вопросы и рассказ экскурсовода. Но нам-то как быть? Пояснительные бумажки на русском языке несколько скрашивали жизнь, но в них информации значительно меньше, чем произносилось на чешском. И было ужасно скучно.

Подробнее о замке Кршивоклат

Подробный рассказ о замке Кршивоклат см.: Кршивоклат - путеводитель

Сайт замка ( пн. и вт. выходной)

Рядом с замком есть место для лагеря 50.029300, 13.866117 и кемпинг 50.016826, 13.854811

Дополнительная информация: Кршивоклат соединен велодорожкой с предместьем Праги городом Гостивице, где выстроена парковка с информационной таблицей о маршрутах. Крживоклатские трассы предназначены для велосипедистов любого уровня и всех, кто хочет попробовать городской велосипед как альтернативу горному. На катание потребуется 4 часа. В Крживоклатской области есть целая система привлекательных велосипедных маршрутов разной степени сложности. Они проложены по дорогам с минимальным движением и идеальным покрытием, подходящим для комфортного и безопасного катания. Область Кршивоклатских маршрутов ограничена дорогами Е48 и Е50, самые длинные дорожки ведут к замку Кршивоклат.

Изначально план двух «замковых» дней был очень изящный: Первый день: переезд Лоуни – Раковник (ночлег). Следующий день: 19 км на велосипеде, осмотр Кршивоклат – переезд на поезде в Бероун. Из-за ремонта жд получилось так: Первый день: переезд Лоуни - Hřivice (ночлег). Следующий день: на велосипеде 8 км до Domoušice, переезд на поезде до Раковника – на велосипеде 19 км до Кршивоклат – переезд на поезде до Бероун.

Станция жд Кршивоклат совсем рядом с замком. Я честно туда поехала, но потом от усталости или еще чего, вдруг засомневалась в очевидном. Уж больно тропинка на станцию была не заметна. Поворачивать нужно здесь: 50.037029, 13.870227

Мы прокатились до следующей станции (50.023717, 13.873650), которая неподалеку, но вагон был уже наполовину заполнен экскурсантами, покинувшими замок вместе с нами – дети, коляски… Короче, нас не пустили в поезд! Сказав, чтобы ожидали следующего…

Прибывший поезд состоял из двух вагонов, и поскольку из замка уже никто не ехал, то мы поместились успешно. Переезд занял около часа. Потом 7 км по хорошей велодорожке вдоль реки Бероунки. Слева - скалы, справа - река.

Бероун стоит посмотреть внимательнее. Есть музей Чешского карста. https://www.czech-fan.org/goroda/beroun.html

Кемпинг Camp Srbsko (49.939383, 14.132364) - тоже поляна за забором при пивняке. Но душ хороший и чистый (горячая вода по жетонам – платная), хоть и всего один (т.е. один у женщин и один у мужчин). Запах соседствующего коровника в отзывах отмечают все постояльцы, и это правда. Довольно шумно, конечно, от паба. И еще одно замечание по чешским кемпингам: палатки ставить очень трудно – колышки в землю не вбить. В 4-х километрах далее по реке есть еще кемпинг, он более цивилизованный **Autokemp Karlštejn(49.934399, 14.170902).

В невысоких горах, что на противоположном берегу реки, есть несколько пещер и пешеходных троп, водопадов и смотровых площадок. Это карстовый заповедник. Можно иметь в виду это место для радиальной велопрогулки. Пещере Jeskyně Koda (как утверждают знатоки, Пещера имеет глубину 17 м. Согласно археологическим находкам она использовалась 40 000 лет назад, позже были кельты и даже гуситы). Неподалеку имеется интересный объект – заброшенный карьер (т.н.«Большая Америка» 49.961068, 14.203468), стоит посетить. Проехали за день: 32 км

7 день (12 июля)

Кемпинг Camp Srbsko - Карлштейн - Прага (кемпинг «У воды»)

Карштейн (Hrad Karlštejn)

От кемпинга до поворота к замку Карштейн 5 км. Далее начинается пешеходная зона (4 км), где висит запрещающий для езды на велосипеде знак, рекомендуется спешиться и вести велосипед «в поводу».

Непосредственно к воротам замка можно добраться только пешком. Велосипеды припарковать негде. Прислонили их к дереву в лесу, накрыли тентом, сцепили замками. Вот тут: 49.941967, 14.191100 Карлштейн.

Это один из самых известных и посещаемых чешских замков. Силуэт узнаваем, хотя я тут впервые. Замок был построен чешским королем и римским императором Карлом IV как место для хранения королевских сокровищ. Он и сам как сокровище.

В замке та же система с ключами. Группа исчезает вместе с гидом на одном их трех экскурсионных маршрутов. Самостоятельно замок не смотрят. Но в данном случае это оправданно, т.к. схема переходов сложная, и экскурсионные потоки просо перепутались бы. Кроме того, здесь есть что показывать и что охранять.

Все разошлись по разным маршрутам. Мы с Улей взяли самый длинный с посещением башни и капеллы. Экскурсия была также на чешском, но так заинтересованно и неравнодушно вел ее молодой экскурсовод, что я начала понимать его язык. Очень понравился этот замок.

Подробнее о замке Карлштейн

Подробный рассказ о замке Карлштейн см.: Карлштейн - путеводитель

В 14.00 выехали из замка. Предстоял длинный переезд до самой Праги. Сначала хорошая автодорога, а потом и велодорожка вдоль реки Бероунки, потом вдоль Влтавы.

Трудности, как всегда, начинаются на подъезде к большому городу. Велодорожка виляет и куда-то исчезает. Я помнила проблему с велосипедизацией левого берега Влтавы в Праге, поэтому постоянно норовила перебраться на правый берег. Предполагается, что это можно сделать на паромах (мостов-то до Праги нет) Вот тут: (50.002252, 14.401370). Велодоржка прямо подводит. Но паромчик маленький, а нас много. Да и был он где-то на противоположном берегу. Поехали до следующей переправы или (50.048567, 14.410733), тоже не сложилось. Короче, перебирались на другой берег там, где указала стрелка веломаршрута: на Вышеградском жд мосту.

Не лучшая идея – точно. Узкая пешеходная часть, не разминуться со встречными. Лестницы вверх и вниз, для велосипедов (груженых) совсем не предназначены. А потом ехать по набережной совсем недолго (до «танцующего дома») – и оказываешься на забитой машинами и людьми дороге. Да, маршрут тут идет, мы в своем праве. Но ехать невозможно. Еле ноги унесли, что называется, из центра города… Думаю, что не нужно переправляться на правый берег. Нужно ехать все по левому берегу парками и спокойными улицами в район Троя, где и находится несколько кемпингов, и наш в том числе.

Заселяемся в кемпинг «У воды» (50.113767, 14.424317). Бытовые условия хорошие, горячая вода без ограничений. Очень любезный хозяин Станислав, говорит по-русски и любит путешествия.

От кемпинга до центра 40 мин пешком через парк Стромовка. На противоположный берег нужно переправляться на пароме (50.114680, 14.417165), ходит каждый 20 мин. до 21.00. Или ехать через мосты. Магазинов в районе Троя мало и дорогие.

Проехали: 53 км.

8 день (13 июля)

Последний день посвятили прогулке по Праге. После чего, погрузив все велосипеды в прицеп, выехали в сторону дома. Переезд с одной ночевкой в Белорусии занял почти двое суток. Долго и муторно проходили белорусскую границу. До встречи, Чехия!