Историческая справка

Хеб (чеш.) Cheb, бывш. Эгер (нем.) Eger — город на реке Огрже. Находится на западной границе Чехии с Германией. В XI веке бывшее славянское городище стало частью Священной Римской империи в составе владений Штауфенов. Имел статус имперского города. В 1157 году Хеб перешёл по наследству к немецкому императору (кайзеру) Фридриху Барбароссе, который перестроил старый град в императорский пфальц. Во времена правления короля Иоанна город, как наследственный залог, был окончательно присоединен к землям Чешской короны.

Хеб имеет некоторое отношение и к нашей национальной истории. Дело в том, что мать Петра Первого Наталья Кирилловна принадлежала к роду Нарышкиных, который происходит из Богемии от фамилии Нарисци. В давние времена именно город Егр (нынешний Хеб) был частью их владений. Посему Нарышкины приняли герб этого города как фамильный.

Хеб особенно хорош ранним летним утром, часов в 6-7, пока жители еще не проснулись и центральная площадь абсолютно пуста. И его цветные дома, и знаменитый средневековый Шпаличек, и два фонтана - все видится немного сказочным, но очень искренним. Набежавшие туристы (коих тут совсем немного), спешащие по своим делам жители наполняют город реальной жизнью.

Пройти центр можно по разными траекториям и по нескольку раз. Сначала общие впечатления, когда в поле зрения попадают крупные объекты – площадь, костел, замок, река, крытый деревянный мост. Отправляясь по второму кругу, начинаешь вглядываться в детали, находя в них особое очарование. Двигаясь со стороны вокзала, неизбежно попадаем на улицу Свободы к началу пешеходной зоны. Тут есть интересное сооружение – металлическая стелла т.н.

«Brána času na pěší zóně» - «Врата времени»

Этот артефакт пытается решить проблему, возникшую в результате проложенного в середине XIX века бульвара, который соединял станцию железной дороги с площадью. На этом месте стояла ранее статуя императора, которая формировала перспективу улицы и была неким политическим знаком. Именно политический контент привел к его ликвидации и поднял проблему нового композиционного оформления главного бульвара. Т.к. пространство площади уходит на юг, цель предлагаемого артефакта удерживать внимание наблюдателя до тех пор, пока площадь не будет видна полностью. Эта доминанта должна соотносится с высокими крышами домов площади. «Ворота времени» - это напоминание о доме, который тут был и больше не существует. Это как переход из одной исторической эпохи в другую. Ворота - это универсальный символ. Простая форма стоящей вертикально плиты имеет два основных положения: открытое и закрытое. В «закрытом» положении пластина перпендикулярна оси и закрывает перспективу, выровненную по оригинальному южному фронту площади как дверь в уже не существующий дом. В «открытом» положении пластина параллельна оси и, таким образом, появляется только как тонкая полоска в окне. Вокруг своей оси артефакт незаметно вращается на 180 градусов за 24 часа. В полночь находится в положении «закрыто». В полдень, в позиции «открыто» бок артефакта соединяется с временной осью наиболее важных дат из истории города Хеб, на ее боковой стенке есть первое датированное письменное упоминание о Хебе.

Торжественное открытие ворот символически обозначает Новый год или важные городские визиты, открытие и закрытие фестивалей. Получить символический ключ от этих ворот – особая честь. И последнее, но не менее важное: наклонная плоскость «Ворот времени» противопоставлена наклонному окну храма св. Николай. Храм закрывает северную перспективу площади, а «Ворота» - южную. Вера и рациональность как два полюса жизни.
Эта линия по всей пешеходной зоне появилась в 2011 года, когда город праздновал 950 лет своего существо¬вания. Артефакт — высотой 9 м, шириной 2 м и весом 3,5 тонн. http://www.a69.cz/brana-casu

Шпаличек

Готический квартал на площади Короля Иржи из Подебрад - самое известное место в Хебе. Его архитектурный символ. Малюсенькая и узенькая (160 см.) улочка, квартальчик просто игрушечный по своим размерам. Это одиннадцать старинных купеческих частично фахверковых домов XIII-XV вв...

Площадь Короля Иржи из Подебрад

своим названием напоминает о визите чешского короля, который проживал в Хебе в 1459-1467 гг. проживал, чтобы вытеснить тогда споры между чехами и имперскими князями. С двух сторон площадь застроена каменными, первоначально готическими зданиями с характерными узкими фасадами и высокими крышами. Купцы и торговцы - первоначальные владельцы этих домов – высотой крыши демонстрировали свое богатство и финансовое благополучие: чем выше крыша, тем более успешен бизнес.

Церковь Св.Николая и Святой Элизабеты

Это католическая приходская церковь, самая старая существующая церковь Хеба.

Она расположена на Церковной площади, в нескольких минутах ходьбы от северо-восточного угла площади Короля Иржи из Подебрад. Церковь была сначала построена как романская базилика, за время своего существования несколько раз горела и была тщательно реконструирована. Последние изменения, включая новые готические крыши башен, были сделаны в 1864 году. Здание пострадало во время Второй мировой войны и только недавно башни храма восстановлены в прежнем виде. Панорама Хеба приняла свой первоначальный вид. С городского холма вниз, к парку и реке, ведет овальная лестница, украшена барочными скульптурами из 1697 года.

Хебский замок

Уникален среди чешских замков, т.к. это единственный в Чехии образец особого типа замковой архитектуры - императорского фальца. Крепость в таком виде возникла в конце XII в. после находившегося здесь каменного замка, построенного на месте славянского городища. Римский император Фридрих Барбаросса начал ее строить в 1179 году.

В замке прекрасно сохранилась капел¬ла св. Эдварда и Урсулы, которая была построена в начале XIII века при Барбароссе и справедливо считается сокровищем местной готики.

Кроме капеллы, до сегодняшнего дня со¬хранилась также часть также дворца с уникальными романскими окнами.

И мощная оборонительная Черная башня из вулканического туфа.

Из капеллы наверх ведет лесенка в т.н. комнату алхимика.

С башни замка открываются отличные виды на Хеб.

Легенды замка

Легенда о Чертовой башне

Много-много лет назад, когда еще Хеб был полностью окружен крепостной стеной, жила в этом чешском городе богатая вдова по имени Мария. И была у нее дочь Розали, очень красивая девушка. Мать в нее души не чаяла, выполняли все дочерины прихоти, и росла Розали капризной и избалованной. Лучшие женихи Хеба сватались к ней, но она над всеми только смеялась и все ждала прекрасного и богатого принца из далеких краев.

И вот однажды, на ежегодном городском балу в Честь Рождества, собравшем весь цвет местного общества, появилась и Розали, прекрасная как никогда в своем платье цвета утренней зари. Лицо девушки закрывала золотистая вуаль. В паре с ней танцевал незнакомый чужестранец прекрасного телосложения в парчовом костюме и красной атласной шапочке с перьями. Лицо его закрывала черная маска. Бал подходил к концу, все меньше оставалось танцующих,и лишь одна пара все кружилась и кружилась в вальсе. Но вот незнакомец увлек Розали к выходу из зала, затем по ступенькам вниз и дальше по узким городским улицам все ближе и ближе к замку Хеба. Черной тенью метнулась за ней Мария, мать девушки. Но было поздно, только с самого верха высокой башни этого чешского замка донесся тихий печальный девичий смех. Часы на городской башне пробили два часа ночи.

Наутро дозорный, обходя вокруг крепости, услышал доносящийся из башни жалобный плач. А внизу, у подножия башни стояла одинокая Мария, державшая в руках золотистую вуаль и черную маску. Дозорному стало жутко. Несмотря на это, попытался он войти в башню, но не смог - не было в нее входа. А на черной стене появилась алая надпись "Чертова башня". До сих пор стоит эта башня в чешском замке Хеб. И до сих пор, в ночь перед Рождеством, если подойти поближе, можно услышать печальный девичий смех и рыдания.

Дух генералиссимуса

Жители Хеба долго переживали из-за злодейского убийства генералиссимуса Альбрехта Вальдштейна, совершенного в этом городе (в доме, где произошло это печальное событие ныне расположен Хебский музей). Долгими вечерами горожане, собиравшиеся в трактирах снова и снова возвращались к обсуждению убийства. И ходили по городу рассказы, что дух убитого воеводы Вальдштейна не находит себе покоя, и что каждую ночь открываются ворота старинного чешского замка Хеба, и выезжает из них черная карета, запряженная четверкой вороных лошадей. А в карете едет никто иной, как сам покойный генералиссимус.Но вот однажды во время одной из таких бесед горожанин по имени Менгер, разгоряченный несколькими кружками темного пива, заявил, что все это бредни и суеверия, и он готов прямо сейчас пойти к замковым воротам и простоять там хоть всю ночь. Ничего-де с ним не случится. Долго отговаривали его собутыльники. Но Менгер был непреклонен.Вышел он к крепостным воротам. Все было тихо, темно и пустынно. Но вот пробило полночь, вдруг загорелись на башне огни, распахнулись ворота чешского замка Хеб, и выехала оттуда черная карета, запряженная вороными конями. Сидел в той карете бледный Вальдштейн с ужасной раной на груди, сопровождали его двенадцать всадников, а позади кареты шесть стражников вели связанного бледного человека со связанными руками, по виду явно осужденному на смерть. Всмотрелся Менгер получше и с ужасом узнал в связанном человеке себя. Подкосились у него ноги и в беспамятстве упал он на землю. Там и нашли наутро его друзья. Несколько дней пролежал он беспамятстве, только раз очнулся, чтобы рассказать о том, что увидел. А на следующий день скончался. Так дорого заплатил горожанин Менгер за свое неверие. Говорят, и сейчас иногда в полночь по деревянному мосту, ведущему из крепости Хеба в город, проносятся темные призраки и слышится лошадиное ржание. И горе тому, кто в это время окажется перед замковыми воротами. http://chehzamki.ru/zapad/cheb.php

Хебский музей

Здание музея в городе Хеб, ранее известное как дом Пахебеля, расположено прямо за Шпаличком. Дом впервые упоминается в 1390 г. и принадлежит к самым старым домам с готическим порталом. В 1600 году он был перестроен в стиле ренессансе. Именно здесь 25 февраля 1634 был убит командующий генералиссимус императорских войск, герцог Альбрехт из Вальдштейна, об этом напоминает мемориальная доска. Сегодня в музее можно увидеть коллекции искусства, которые связаны с историей Хеба и Хебского региона.

Францисканский монастырь

Францисканский монастырь миноритов возник в середине XIII века, но его настоящий образ восходит к XVIII веку. Церковь является примером чистой готики - особенно ребра и арки, а также монастырский коридор, в котором сохранились остатки настенной росписи XV в. Церковная башня высотой более 60 м. для путников в средние века служила надежным ориентиром.

Монастырские сады в Хебе

Монастырские сады являются частью комплекса францисканского монастыря. Реконструкция Монастырского сада была завершена в 2002 году, сегодня это прекрасный оазис спокойствия и место проведения культурных мероприятий.

Ландшафтная выставка

На обоих берегах реки Огрже ниже Хебского замка в 2006 - 2013 гг. в сотрудничестве с немецкими городами Марктредвиз и Тишенреу реализован ландшафтный проек¬т. Приведение в порядок и озеленение забытых и брошенных го¬родских пространств имеет в Германии богатую традицию, но для Чешской республики это уникально. Только немногие люди знают, что в XIX в. в Хебе проходили большие садоводческие выставки и интересно, что все дни проходили именно у стен замка. Эта традиция недавно возродилась. На обоих берегах реки Огрже возникла интересная туристиче¬ская, спортивная зона отдыха. Променад дополняет детская площадка, кросс - трек, настольный теннисом, пикник- луг, смотровая башня на мосту и два ресторана с летними террасами.

Наблюдательная башня Бисмарка

Наблюдательная башня Бисмарка на Зеленой горе у Хеба - это красивая романтическая наблюдательная точка, которая расположена посреди леса. Отсюда красивый вид на холмы Чешского и Славковского леса, Смрчины и Крушные горы. Это одна из трех чешских башен, которые были построены в честь немецкого канцлера Отто фон Бисмарка. Наблюдательную башню возвели немецкие патриоты. Строительство каменной 71-метровой башни взамен первоначальной деревянной по проекту архитектора Рольфа Бейера осуществлено в 1909. После Второй мировой войны она принадлежала к тайнам так называемого «железного занавеса» - до падения коммунизма, стояла в запрещен¬ной зоне на границе. До недавнего времени считалась многими разрушенной, молодое поколение не знало о ней существование. В 2005 году ее реставрировали. Башня располо¬жена на высоте 637 м. и открыта для доступа.

Проект «Ниши Хеба»

Карта маршрута и путеводитель по «Нишам Хеба» ( на чешском языке) продаются в информационном центре на площади Tržní Námesti.В последние годы исторический город Хеб добавил новые произведения искусства ко многим своим памятникам. Директор Cheb Gallery 4 стал духовным отцом оригинального проекта «Ниши Хеба». Cтрастный фотограф Zbyněk Illek во время фотографирования на улицах старого Хеба заметил, что на многих исторических зданиях ниши и картуши на фасаде пустуют. Раньше здесь находились небольшие статуи или эмблемы домовладельца. Статуэтки часто рассказывали о том, какой ремесленник в здании жил и работал. Многие скульптуры исчезли в водовороте истории, а ниши на фасадах остались пустыми. Художники из Галереи 4 нашли около 25 таких мест, чтобы выбрать треть из них для реставрации. Затем они обратились к известным художникам со всей Чешской Республики, и в 2005 году десять из них приняли участие в семинаре по истории города, о его улицах и домах. В конце мероприятия художники могли выбрать конкретный объект, для которого они создали бы свою работу. Пустующие ниши были заполнены в ознаменование 950-летия города.

1) Маленькая девочка с мягкой игрушкой (Мирослав Лачок 1976) Jateční ulice č. 3

Автор: «Возможно, такая маленькая девочка (чешская или еврейская) когда-то жила в этом доме, но должна была покинуть его в 1946 году. Моделью мне послужила младшая дочь: когда она станет большой, то сможет прийти, чтобы увидеть себя».

2) Поющий мясник (Людек Выстид мл. 1962) Jateční ulice č. 4

Автор: «Кто еще может петь на улице Jateční (Убойной), как не мясник?»

3) Мечтатель ( Eva Vejražková 1956) Jateční 13

Автор: «Форма квадратного картуша на фасаде дома на улице Jateční № 13 вдохновила меня на создание низкого рельефа с человеческой фигурой. Четыре угла квадрата дали ассоциацию с четырьмя евангелистами, а лицо, поначалу глядевшее на улицу открытыми глазами, приобрело медитативное выражение сновидения. Я хотела не только украсить фасад декоративным элементом, но и показать покровителя дома и его обитателей. Возможно, мой Мечтатель станет им».

4) Третий глаз (Ярослав Валечка 1972) Dlouhá ulice č. 19

Автор: «Мой картуш был вдохновлен классическими надписями на домах, историями и народными сказками. Картуш называется Третьим Глазом - он может видеть невидимое, это такие врата в душу. Сама голова основана на традиционном изображении королевы или дворянки».

5) Мадонна (Zdenka Svobodová 1958) Dlouhá ulice č. 16 100

6) Св. Франциск из Ассизи (Милослав Свобода 1958) Dlouha ulice, 5

7) Три рыбы (Варвара Дивишова 1954) Zidovska ulice, 16 Автор: «Картуш по форме напомнил небольшой пруд, поэтому там оказались три рыбы».

8) Святая (Anna Vystydová 1935) Zidovska ulice, 14

Автор: «В течение многих лет я ходила мимо пустой ниши дома № 14 на улице Жидовской. Первоначально скульптуры в нишах исторических домов были в основном религиозными. Вот почему моя скульптура Святой имеет атрибуты Святой Екатерины. Но ее можно рассматривать как обычную молодую девушку».

9) Ангел (Йиржи Черны 1959) Dlouha ulice, 2

«Эта ниша показалась мне слишком высокой, почти до небес. А на небесах ангелы. Когда ангел большой, у него обычно женское лицо, поэтому мой ангел – AngelA».

10) Тайна (Йиржи Черны 1959) Ruzova kopecek, 7 105

11) Св.Христофор (Вит Вейражка 1956) Ruzova ulice 12b

Автор: «Когда я посмотрел на этот картуш, я вспомнил историю о Св. Христофоре, которую я однажды будучи учителем рассказывал детям. Великаны хотели служить только величайшим из царей, а этот хотел служить Иисусу Христу. Паломник сказал ему, что он будет служить Иисусу, нося людей через реку. Однажды он нес ребенка, который становился все тяжелее и тяжелее, это был Христос и с ним все бремя мира. Иисус крестил великана Христофором – т.е. «тот, кто носит Христа».

12) Двое (Ян Самец 1955) Janske namesti, 14

Автор: «На моем рельефе изображены лица двух молодых мужчин. Это двое родственников, может быть, братья, которые, вероятно, находятся в некоторой ссоре. Но, несмотря на это, они должны оставаться вместе, рядом. Это символическое изображение соседства двух народов - чехов и немцев».

13) Король Джон (Анна Выстидова 1935) Janske namesti 14

Автор: «Маленький красивый дом на Янской площади был украшен статуэткой неопределенного вида «Наш король Джон». В начале 1960-х годов скульптура была увезена, предположительно, на реставрацию, но так и не вернулась в дом. Поэтому это снова король Джон».

14) Доброе утро (Павел Дрда 1958) Kamrnna ulice, 13

Автор: «Хеб - красивый город, и я его очень люблю. Я хотел этой статуей сделать его веселее».

15) Давид и Голиаф (Ярослав Рона 1957) Náměstí Krále Jiřího z Poděbrad - Špalíček

Автор: «Я хотел сделать красивую скульптуру, которая образна и имеет немного мотивов.С Дэвидом и Голиафом у меня с детства были особые отношения, я люблю истории, где кто-то маленький и слабый побеждает злого гиганта. В качестве модели для Дэвида я использовал фотографию нынешнего Далай-ламы, когда ему было около 14 лет. В качестве модели для головы Голиафа я взял фотографию американского боксера Майка Тайсона. Я хотел символически противопоставить физическую силу и духовную. Статуя является символом надежды для всех угнетенных. У меня теплые отношения с Хебом. На мой взгляд, это, пожалуй, третье по красоте место в Чешской Республике после Праги и Чешского Крумлова».

16) Мария (Джиндра Викова, 1946) Náměstí Krále Jiřího z Poděbrad, Špalíček

Автор: «Этот неординарный проект - заполнить заброшенные ниши, изначально предназначенные для скульптуры, очень вдохновил меня. В нишах раньше были в основном религиозные статуи, поэтому я сделала Мадонну - это вечная тема матери и ребенка, древний символ, который все еще актуален».

17) Соседи (Станислава Конвалинкова 1973) Náměstí Krále Jiřího z Poděbrad č. 37

Автор: «На выступающих из стены лицах изображен хозяин, покровитель дома и тихие соседи. Первоначально Соседи предназначались для того, чтобы занять нишу одного из домов на Узкой улице, которая проходила по границе города и еврейского гетто. Расположение на площади Георгия Подебрадского еще более символично».

Много фотографий: https://ru-travel.livejournal.com/29637468.html

Достопримечательности: https://dostoprimechatelnosti-m.ru/xeb-chexiya-dostoprimechatelnosti-i-interesnye-mesta/

Рассказ о городе и полезная информация: https://vpoisketurov.ru/dostoprimechatelnosti/

dostoprimechatelnosti-heb-chehiya.html

Говорят, что в информационном центре на главной площади можно взять аудиогид (бесплатно) и прослушать экскурсию по городу www.tic.cheb.cz

Квест по центру Хеба

Старт: Парковая зона под стенами замка. От скульптуры «Слон» подняться по лестнице. Сколько каменных ступеней?( ) сколько металлических?( ) Достигнув беседки, посчитайте количество столбиков, которые держат ее крышу ( ).

По висячему мосту пройдите до цветника и флагов, поверните налево по улице Hradebni, двигаться по ней до вывески BACKFLIP. От вывески пройти столько шагов, сколько было металлических ступеней на лестнице, повернуть направо и пройти столько шагов, сколько было каменных ступеней на лестнице. Поднять голову и увидеть на здании нишу с ( ) Пройти столько шагов, сколько было столбиков в беседке, и повернуть в узкую улочку (справа по ходу). Она выводит на следующую улицу. Напротив надписью есть ворота с таинственной надписью:( )

Повернув по улице налево, нужно дойти до ворот, через которые видна площадь. Выйти на нее.

На площади найти среди всех домов крышу с самым большим количеством мансардных окон.( )

Найти фонтаны. Сколько их? Кого они изображают?

Обратите внимание на зеленоватый дом с надписью KAVARBNA SPALICEK. Это древнее ядро Хеба, его готический квартал «Шпаличек». Пройдите по нему по единственной улочке, но сначала загляните в окна антикварного магазина и выясните, какое время показывают самые большие часы.

На площади найдите два самых контрастных дома и на вывесках одного из них сосчитайте все звезды. (Подсказку ищите на каменном номерном знаке).

Пройдите с площади к башням собора. Поднимитесь на башню и сосчитайте ступени. ( ). Сфотографируйтесь на башне.

Позади собора найдите лестницу со скульптурами. Сколько их?( ) Сколько неземных существ в этой композиции? ( ) Сколько предметов оружия? ( )

Обойдите собора сзади и спуститесь по улочке KOSTELINI SCHODY и поверните направо. Подойдите к фонтану с гербами. Найдите самый старый герб по дате, на нем изображенной. Укажите год ( )

Выберите самый понравившийся герб, который мог бы символизировать этот поход и ваше в нем пребывание, ваш девиз. Сформулируйте его. Сфотографируйте этот герб и опишите его словами. Прокомментируйте его. На время похода этот будет ваш герб.

От фонтана пройдите 40 шагов вверх по улице. Кого вы увидели на здании слева? Придумайте имя или прозвище этому.

По карте найдите Град Хебски и пройдите мимо него к пешеходному мостику через реку. Вернитесь к велосипедам. Все найденные цифры и изображений проассоциируйте с нашим походом.

Итоги интерпретации цифр квеста:

49 - первый день проехали 6 – девочек в команде 3 рыбы – три кита похода: розетка, пиво и вай-фай, записывай – запоминай. 14 – все уезжают 13.52 – обед 10 – 5 - 10 участников похода и 5 зависимых от интернета. 3 низменных существа – в нашей команде отсутствуют 4 оружия – 4 велонасоса. 28 крон стоит спасительная пачка мармелада.