История замка. Интерьеры. Путеводитель по замку, который выдают перед экскурсией

Кршивоклат - один из самых значительных и старейших замков в Чехии. Его предшественником был приют охотников, упомянутый в хрониках Космы еще в 1109 году. Но, скорее всего, он стоял совсем в другом месте, возможно, на одном из окрестных холмов.

Предполагается, что первый замок из камня здесь начал строить Вацлав I. Большое значение замок имел в годы правления сына Вацлава Пршемысла II Отакара. В нем часто бывал Карл IV, проведший здесь часть своего детства. Весной 1323 года юный Карл уехал к французскому королевскому двору. Из Франции он вернулся в Чехию через десять лет со своей первой женой Бланкой Валуа. Но вскоре Карл покинул Кршивклат, ибо начал обустраивать свой недавно построенный неподалеку замок Карлштейн.

Кршивоклат ветшал и только в годы правления сына Карла Вацлава IV стал оживать. Тот отремонтировал замок и вдобавок выстроил здесь ряд новых зданий. Однако вскоре им был построен еще один замок Точник, и Кршивоклат снова остался без внимания. В эпоху гуситских войн заброшенный замок сгорел (март 1422 года) и был восстановлен лишь на рубеже XV-XVI веков Владиславом II Ягеллонским. Со времени этой перестройки до наших дней в замке сохранились самые красивые помещения.

Следующий катастрофический пожар постиг замок в 1643 году, когда шла Тридцатилетняя война. Габсбурги, в те годы сидевшие на чешском троне, совсем потеряли интерес к замку и использовали его в качестве тюрьмы для государственных преступников. Позднее они передали замок в руки аристократов, и тем самым полностью избавились от него. Сначала они заложили его Шварценбергам (1658), а в 1685 году замок купили Валленштейны. В 1733 году поместье перешло в качестве приданого роду Фюрстенбергов. После последнего пожара 1826 года началось его великолепное обновление, продолжавшееся почти сто лет. Последний из этого рода Макс Эгон II в 1929 году продал замок вместе с поместьем чехословацкому государству за 119 миллионов крон. И поныне замок является государственной собственностью в ведении Национального общества охраны памятников.

ВТОРОЙ ДВОР

Второй двор, обрамленный королевскими дворцами, имеет вид треугольника. Центром является большая цилиндрическая башня, построенная в XIII веке в годы царствования Пршемысла II Отакара. С левой стороны двора стоит наиболее поздняя часть замка - его северное крыло. Его построил на прежнем фундаменте Владислав II Ягеллонский для своего сына Людвика. Северное крыло полностью погибло при пожаре 1826 года. Только в начале XX века его реставрировали Фюрстенберги, придав этой части замка нынешний вид. Северное крыло связывает с западным галерея (XV век), верхнюю часть которой украшает каменный узор, т.н. венецианское кружево. Западное крыло было выстроено как королевский дворец еще в XIII веке. Замыкает двор южное крыло, в котором находится часовня Коронации Девы Марии.

СЕРЕБРЯНКА

Серебрянка веками несколько раз меняла свое назначение. В дни гуситских войн король Сигизмунд I Люксембург перевез сюда чешские коронационные реликвии. Позднее здесь складывали оружие замкового войска или пойманную дичь из окрестных лесов. В настоящее время здесь стоят три макета замка. Первый макет изображает замок XIII века, второй - на рубеже XIV-XV веков, и последний - XVII века.

На противоположной стороне находятся два рельефа, изображающие Владислава Ягеллонского (слева) и его сына Людвика. Прежде оригиналы рельефов стояли на парапете большого эркера, выходящего на первый двор. Сегодня там помещены их копии (XIX век). Последним экспонатом, на который обращу ваше внимание, являются обгоревшие двери у входа. Это оригинал первоначальных дверей в Серебрянке, сделанных в XV веке. Пожар 1826 года настолько повредил их, что Фюрстенберги велели изготовить точную копию дверей (ныне установленных в портале). Хотя подлинные двери датированы XV веком, дверной молоток на них значительно старше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУГУСТЫ

В этой камере епископ общины Чешских братьев Ян Аугуста пробыл дольше всех кршивоклатских узников. В тяжелых условиях он провел здесь 16 лет. Заключен епископ был из-за участия в антигабсбургском восстании. В соседней камере выставлена вновь реставрированная охотничья коляска императора Карла VI. Эту коляску для императора граф Иоганн Йозеф фон Валленштейн повелел изготовить в 1723 году по случаю большой охоты в Ланском заповеднике.

ТЮРЬМА - СРЕДНЯЯ ТЕМНИЦА

Тюрьма связана с Кршивоклатом уже с первых его дней. Первым заключенным, упомянутым в хронике, был оломоуцкий князь Отто, содержавшийся здесь с 1109 года. Затем Крщивоклат на протяжении многих веков служил тюрьмой для политических заключенных. Последний узник покинул тюрьму только в конце XIX века, однако это был обычный браконьер. В этой камере отбывал наказание союзник Аугусты Ян Билек, пробывший в заключении 13 лет. Сегодня в помещениях бывшей замковой тюрьмы мы осмотрим несколько орудий пыток. Слева от входа у стены стоит дыба, по обе стороны окна стоят два позорных столба. Они были предназначены для алкоголиков, непорядочных ремесленников и неверных жен. В дальнем углу стоит приспособление для клеймения. В коробе разжигали угли, туда вкладывали тавро, которым клеймили преступников.

ТЮРЬМА - ПОСЛЕДНЯЯ ТЕМНИЦА

Здесь выставлены прочие орудия пыток. У стены стоит лавка для порки. Она не была классическим орудием пытки, но также использовалась в хозяйственных нуждах. Орудие пытки слева от лавки для порки называется колода. Последним экспонатом является т.н. «Железная дева». Пытаемого помещали внутрь нее, закрывали крышку, и стены девы стягивались. В итоге человека пронзали внутренние шипы.

ТЮРЬМА ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ НА ГОЛОДНУЮ СМЕРТЬ

Мы вступили на первый этаж большой башни, построенной в XIII веке при Пршемысле II Отакаре и бывшей важнейшим элементом всей оборонной системы замка. В случае его штурма или осады жители стягивались по подъемным мостам на верхние этажи, служившие как для обороны, так и для жилья. Первый этаж башни был тюрьмой для осужденных на голодную смерть. Вход, которым в тюрьму входят сегодня, был открыт только в 1750 году. После того, как был пробит новый вход, здесь были найдены несколько человеческих останков. Оборонную функцию башни подтверждает и толщина стен. Стена, обращенная внутрь замка, была самой тонкой, около трех метров, ибо изнутри замку ничто не угрожало. Наоборот, толщина стены, обращенной вне замка, откуда грозила реальная опасность, 9-10 метров.

ЗАМКОВАЯ ЧАСОВНЯ

Кршивоклатская замковая часовня является одним из наиболее сохранившихся позднеготических помещений в Европе. Ее нынешний вид возник после перестройки Владиславом II Ягеллонским. Часовня крыта подлинным сетевидным куполом. На консолях по ее сторонам размещены двенадцать фигур апостолов (XVI век). Следующие четыре фигуры за алтарем представляют патронов Чехии. Между лицевыми консолями за алтарем на стене нарисована фреска, призванная оптически продлевать простор часовни до бесконечности. Самой драгоценной частью часовни является алтарь. Это замечательная работа конца XV века (около 1492 года). Его автор - неизвестный мастер, предположительно работавший в мастерской Ганса Шписса во Франкфурте на Майне. В его верхней, резной части стоят три фигуры - посредине страдающий Иисус Христос в окружении двух ангелов, несущих атрибуты его мучений. На внутренней стороне алтарных крыльев вы можете осмотреть картины из жизни Христа и Девы Марии работы также неизвестного автора, ныне именуемого Мастером кршивоклатского алтаря. Над прихожей часовни в конце XIX века была выстроен новый балкон. Вход на балкон по винтовой лестнице в эркере, напротив входных дверей. В передней части с левой стороны стоит оловянная крещальная купель (XVII век) Часовня до сих пор используется для церковных обрядов. Например, на Пасху или Рождество здесь проходят торжественные католические мессы.

МАЛЫЙ РЫЦАРСКИЙ ЗАЛ (МАНСКИЙ ЗАЛ)

Мы вступили в Малый рыцарский зал. Первоначально здесь были личные комнаты властителей. На их месте Владислав II Ягеллонский и выстроил этот зал. Малый рыцарский зал служил помещением, где собирались маны (вассалы) или подданные иностранных королевских дворов. Зал также называют Манским. Вассалами были подданные двора, владевшие землей или меньшими поместьями. За это они оказывали замку определенные услуги. Прежде здесь был деревянный брусчатый потолок, уничтоженный при последнем пожаре замка в 1826 году. Вскоре при восстановлении он был заменен этим закругленным потолком. В настоящее время в помещении Малого рыцарского зала можно осмотреть выставку позднеготического искусства. Большая часть алтарных образов была свезена сюда из окрестных костелов. Скульптуры замку предоставила пражская Национальная галерея. Кресло эпохи Возрождения (XVI век) в эркере взято из фюрстенбергских коллекций. Первоначально оно принадлежало священнослужителю высокого ранга.

БОЛЬШОЙ РЫЦАРСКИЙ (КОРОЛЕВСКИЙ) ЗАЛ

Сегодня этот зал называется Королевским. Королевский дворец на этом месте стоит еще с XIII века, и уже тогда здесь был выстроен большой репрезентативный зал, использовавшийся для торжеств по случаю удачной охоты и событий государственного значения. От этого зала сохранился фрагмент первоначального входа и несколько оконных готических украшений. Современный позднеготический вид придала залу ягеллонская перестройка конца XV века. Звездчатый потолок завершают на колоннах орнаментальные и фигурные пластики. Первоначально зал украшала позднеготическая роспись. После пожара 1826 года от нее остались лишь фрагменты. В XVIII веке Фюрстенберги устроили в зале школу для бедных кршивоклатских детей, а в XIX веке в зал была переведена обширная родовая библиотека и картинная галерея, которая после реставрации северного крыла была перемещена в новые помещения.

ЗАМКОВАЯ БИБЛИОТЕКА

Родовую библиотеку Фюрстенбергов основал в середине XVIII века Йозеф Вильгельм I, и доныне этот поступок достоин восхищения. В свое время эта библиотека по своему значению стояла на третьем месте после университетской и библиотеки Страговского монастыря. Ее фонд насчитывает 53 тысячи томов, и до сегодняшнего дня она является одной из самых богатых библиотек в Чехии. К старейшим книгам относятся календари (X век), к самым младшим - книги, датированные концом XIX - началом XX веков. Редчайшие книги - собрание 70 чешских рукописей и коллекция изданий Библии. В этой библиотеке вы можете осмотреть портрет самого выдающегося представителя рода - Карла Эгона фон Фюрстенберга и его жены Амалии Баденской. Над входом в последнее помещение висят два вида на замок после пожара 1826 года. Оно было оформлено как кабинет. В передней части библиотеки стоит обратить внимание на синее кресло с вышитым гербом рода Фюрстенбергов. Оно было подарено ими первому чехословацкому президенту Томашу Г. Масарику. Макс Эгон II Фюрстенберг продал государству и замок Кршивоклат. Снохой последнего владельца была дама, изображенная на большой картине, установленной на подставке. Ее звали Вильгельмина фон Фюрстенберг, урожденная фон Глахау.

ФЮРСТЕНБЕРГСКИЙ МУЗЕЙ (ГАЛЕРЕЯ ПОРТРЕТОВ)

В этой части музея находится галерея портретов Фюрстенбергов. На передней стене висит портрет основателей чешской линии рода. Вот портрет Марии Анны фон Валленштейн. Именно она унаследовала здешний замок, окрестные дремучие леса, пруды, 16 деревень, 20 дворов, лесопилку, кузницу, пивоваренные заводы - в замке и Крушовицах - и впридачу еще несколько замков неподалеку — Ланы, Крушовицы и Нижбор, а также дворец в Праге. Марию Анну взял в жены мужчина на портрете слева - Йозеф Вильгельм фон Фюрстенберг. Именно благодаря этому браку все имение перешло роду Фюрстенбергов. На двух романтических картинах над стеклянным шкафом вы можете осмотреть родовой замок Донауэшинген, где и поныне живут нынешние представители рода Фюрстенбергов. В самой стеклянной витрине видна коллекция чешского и зарубежного фарфора и керамики, главным образом, XIX века. Галерею дополняет барочная инкрустированная мебель XVIII века.

СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ МУЗЕЯ

Эта часть музея посвящена Филиппине Вельзер (1527-1580), одно время игравшей важную роль в истории замка Кршивоклат. Она родилась в Германии в семье богатого купца и познакомилась с эрцгерцогом тирольским Фердинандом. Через некоторое время они полюбили друг друга, но их браку препятствовали сословные различия - он был сыном императора, она же - простой мещанкой. Наконец в январе 1557 года они тайно поженились в бржезницком замке. Позднее Фердинанд решил перевести Филиппину из Бржезниц в замок Кршивоклат. Причин было две: во-первых, Кршивоклат был ближе к Праге, а во-вторых, Фердинанд был страстным охотником, а Кршивоклат словно был создан для охоты. Здесь они тайно жили несколько лет. Между тем Филиппина родила Фердинанду четырех детей. Из Кршивоклата они затем переселились небольшой замок Амбрасс в Австрии около Инсбрука. Только спустя девятнадцать лет их брак узаконил папа. Однако через четыре года Филиппина умирает в Инсбруке (похоронена она была в Золотой часовне амбрасского замка). Филиппина также была большой ходатайницей за долго сидящего здесь епископа общины Чешских братьев Яна Аугусту. По ее просьбе срок наказания был сокращен, а затем заключенный был отпущен на свободу. Именно посещение Яна Аугусты Филиппиной и Фердинандом в здешней темнице изображает романтическая картина. Это полотно Альфреда Зайферта (1850 - 1901), датированное 1884 годом. Под картиной стоит крашеный сундук для одежды эпохи Возрождения XVI века, предположительно из личного имущества Филиппины Вельзер.

В этом помещении вы можете осмотреть и предметы из замковой часовни. Стоит обратить внимание на позднеготический витраж начала XVI века, изображающий святых Георгия и Вацлава. Витраж на противоположном окне со святой Доротеей был изготовлен в XIV веке (реставрирован в 1911 году). В застекленном шкафу у входа выставлены прочие предметы из часовни, происходящие из периода XVII-XIX веков.

БОЛЬШОЙ ЗАЛ КРЫЛА КОРОЛЕВЫ

В конце музея размещена последняя часть замковой галереи. Это работы выдающихся мастеров, главным образом, из Франции, Голландии и Германии. К самым дорогим принадлежит картина «Продавщица фруктов и овощей» (XVI век) работы голландского художника, ученика Рубенса Иоахима Беккелара (1530 - 1574). Далее, здесь размещена сравнительно уникальная коллекция саней (стили барокко и рококо). Сани можно разделить на две группы. В большие сани для езды по снегу запрягались кони. Меньшие сани ездили по льду. На одной из них изображена панорама Амстердама.

Путеводитель по замку. Брошюрa