(Soğanlı vadisi)

Координаты:(38.343900, 34.972300).

Информация о долине, о всех храмах и монастырях, которые в ней есть

(перевод с английского)

Соганлы - безмятежная долина с византийскими пещерными монастырями и церквями X-XI веков. Находится в сорока километрах к юго-востоку от Невшехира, примерно в часе езды от Гереме.

Забегая вперед скажу, что очень красивое и интересное место. Сворачиваем с шоссе на второстепенную дорогу, которая приводит к парковке (38.343900, 34.972300). Тут же яблоневый сад и небольшой ресторанчик, столы стоят под деревьями, их много, вероятно, в высокий сезон дела идут очень бойко. Сейчас же посетителей «ловят на удочку», услышав в их разговоре слово «туалет». В туалет, действительно, можно сходить, а пока идешь до него, хозяин успевает разрекламировать вкусный чечевичный суп, который и впрямь становится актуальным по возвращении с 1,5-2-хчасовой прогулки. Так что все грамотно.

Это кафе и его хозяин Йылмаз вошли уже в путеводители по Каппадокии. И небезосновательно:тут говорят по-английски, радушно принимают (и это правда), и не закрываются на зиму(!). Во втором кафе (что в самом конце северного отрога), рядом с Canavar Kilise, местные жительницы еще и продают кукол ручной работы, которыми славится деревня Соганлы.

Жители издавна занимаются выращиванием лука, поэтому некоторые краеведы объясняют этимологию названия деревни soganli – "луковая". Другая версия названия «sona kaldı» - «закончившийся». Ведь эта долина стала последним местом в Каппадокии, которое захватили арабы. Благодаря некоторой изолированности этого места, чуть лучше сохранились древние христианские фрески. Когда-то тут было более 50 (а то и больше) церквей, сейчас доступно около 10. Музей под открытым небом Соганлы (Soğanlı Açık Hava müzesi). (Билет стоит 10 лир, парковка бесплатная) соперничает с "Музеем под открытым небом Гереме" и долиной Ихлара с точки зрения исторической важности и природной красоты, но принимает гораздо меньше посетителей. Даже те, кто добирается сюда, проводят здесь всего часа два, хотя Соганлы заслуживает поездки на целый день.

История Соганлы

Древний римский город Соандос был большим сельскохозяйственным поселением, имевшим военное значение. В 500-х годах н.э. во время правления Юстиниана Великого (527–65) община была достаточно богатой и большой, чтобы построить на слиянии ручьев в середине деревни однонефную каменную церковь Ak Kilise (была разрушена во время Первой мировой войны).

Как и остальная часть Каппадокии, Соандос пришел в упадок во время арабских набегов 600-х и 700-х годов. Этот район возродился в средневизантийский период (~ 900–1100 гг. Н.э.). Большинство пещерных церквей и дворовых комплексов были построены в 920–1020 годах нашей эры.

Военное значение Соандоса становится очевидно из церковных надписей. Три церкви были построены выдающимися военными/политическими деятелями, что необычно для Каппадокии. Византийский военный чиновник Василий построил церковь Святой Варвары, Иоанн Скепидес основал Geyikli("Олений") монастырь и, возможно, жил в Хане на другом берегу ручья. Он был известен под титулами «советник и командир». Его родственник Михаил Скепидес был важным донором в монастыре Karabaş Kilise. На его вклад была заново расписана первая церковь комплекса в 1060 году. Семья Скепидов была местными правителями, возможно, ставленниками Константинополя.

В X-XI веках, когда Константинополь воевал с Персией, Каппадокия служила важной военной базой. Местные властители имели средства для строительства монастырей и церквей.

Даже после того, как турки-сельджуки захватили регион в 1070 году, греческие христиане оставались в своих монастырских общинах до XV века, хотя не могли активно строить.

В период Османской империи здесь поселились турецкие фермеры. Они переименовали древнюю деревню Соганлы, что означает «с луком». Большинство жителей сейчас живут в 1-2 км ниже по течению, на более удобной для хозяйствования территории.


Долина когда-то была большой турецкой деревней, состоящей из сотни пещер, 20 церквей (около 10 из них примечательны). На скалах долины также есть гробницы римской эпохи и сотни голубиных домиков. Карты Google правильно определяют вход в долину, но не показывают все церкви.

Церкви и монастыри находились в нескольких минутах ходьбы от центра бывшего здесь когда-то села.

Долина Соганлы состоит из двух отрогов. У старой деревенской площади дорога разделяется, следуя руслам двух ручьев. Направо - северный отрог долины с церквами Kubbeli (Купольной) и Saklı(Скрытой). Налево - южный отрог, в конце его Geyikli Monastery(Олений) и церковь Св.Варвары. (St. Barbara).

Христианство в этих местах упрочилось к VII – VIII вв. Пещерные храмы относятся к этому периоду. Кое-где можно увидеть древнейшие фрески в разной степени сохранности. Храмы имеют запоминающиеся необычные названия: Tokalı Kilise («Церковь с пряжкой»), Karabaş Kilise («Черноголовая церковь»), Yılanlı или Canavar Kilise («Змеиная» или «Звериная церковь»), Sakli Kilise («Потайная церковь») Kubbeli Kilise(«Купольная церковь» из-за наличия рукотворного купола-главки), Tahtali Kilise (св. Варвары или «Деревянная церковь»), Geyikli Kilise (св. Евстафия или «Оленья церковь»), Gök Kilise («Небесная церковь»), Balikli Kilise («Рыбная церковь»).

Карта долины Соганлы Фото из источник

Вход на территорию музейного комплекса - за парковкой у небольшого здания, где дежурят молодые люди,, которые попросят у вас денежку за проход. Никаких других признаков офциоза и музея нет. Широкая дорога выводит на обширную площадку (бывшая деревенская площадь). Справа возвышаются конусообразные башни с многочисленными окошечками -голубятнями. Эти голубятни принадлежали раньше монастырям. Помет голубей (гуано) было прекрасным удобрением.

Слева за деревьями на другом берегу протекающего внизу ручья видны замысловатые скальные храмы. К ним мы попадем после того, как дойдем до конечной точки правого отрога, посмотрим скальную церковь Yılanlı kilise , перейдем ручей и поднимемся по тропе на противоположный склон долины.

А пока изучим несколько пещерных храмов северного отрога. Первый на пути храм Karabaş kilise(«Черноголовая церковь»). Это VI век. На церковь есть указатель. Эта самая большая и красивая церковь Соганлы, она представляет наибольшую художественную ценность. Перестраивалась в XI – XIII веках. Первоначально была украшена простыми узорами, фрески же появились в XI веке, и были написаны не земляными, а масляными красками.

Karabaş Kilise(«Черноголовая церковь»)

Особенностью церкви является то, что над ней находилась келья монаха-отшельника. Подробнее о том, как жили монахи-отшельники в статье "Как понять Каппадокию?"

Так часто случалось, что отшельник привлекал к себе внимание паломников, и неизбежно рядом с его кельей возникал храм. Так и тут: первоначально церковь была вырезана в скале около 900 года н.э. из-за популярности жившего неподалеку монаха-отшельника. Вероятно, именно этот монах был изображен на левой стене у арки. Сейчас виден слабый силуэт монаха в капюшоне по имени Рустиакос. Это изображение дает представление о первоначальном колорите росписей - простом и ярком (как в церквях комплекса 3 и 4). Этот слой виден на средних участках столбов.

По мере того, как отшельник и монастырь становились все популярнее, к ним добавлялись комнаты, во многом как в истории Токали Килисе (Церковь Пряжки, Göreme OAM).

Постепенно Карабаш превратилась в обширный монастырский комплекс из четырех храмов, примыкающих друг к другу, и многочисленных келий. Застраивался он несколькими поколениями жителей (900–1070 гг. н.э.). Примечателен обширный внутренний двор, который был самым известным монастырским центром долины.

Главное помещение - это центральный зал. Три входа ведут в три секции зала, люнеты на боковых стенах украшены подсвечниками.

В дальнем углу стоит большой винный пресс. В стене вырезаны молотильная камера и чан для сбора вина. В соседнем помещении было рабочее место для обработки (и, возможно, хранения) винограда и винных горшков. На левой (западной) стороне двора находится хлев для животных с пятью стойлами.

Самая любопытная особенность Карабаша и, возможно, всей долины Соганлы, - то, что комплекс включает в себя серию из четырех пристроенных церквей. Церкви расположены параллельно друг другу, но на разной высоте. Почему и каким образом они так сгруппированы?

Церковь 1

К главной церкви нужно подняться по лестнице через притвор с боковыми могилами. Интерьер первой церкви неприятно поражает: почерневшие стены, белые граффити, наслоения красочных слоев - какой-то мрачноватый хаос.

Действительно, каппадокийские пещерные церкви редко имеют такое цветовое решение. В чем же дело? Лучшее объяснение в том, что у монастыря появился новый покровитель, который хотел «обновить и переименовать» интерьер церкви. Был нанесен новый слой краски, но за тысячу лет с тех пор новые и старые красочные слои слились вместе, потом толстый слой темной сажи от костров закоптил стены, а белые граффити греческих паломников окончательно испортили пространство.

И тем не менее, несмотря на такое плохое состояние, можно заметить, что фрески были созданы истинным мастером. Фигуры изящные и детализированные. Лица даны в полупрофиль, чтобы создать ощущение движения, на лицах переданы эмоции.Тонко выполнены драпировки одежды и тканей, бытовые детали. Сцены большие и сливаются друг с другом. Все фигуры стоят в полный рост. Стиль живописи, драматический, детальный, отражает очевидные таланты художника- профессионала, нанятого семьей Скепидес для оформления этой монастырской церкви в 1060 году.

В апсиде представлена сцена причастие апостолов. Иисус - священник за алтарем, раздающий хлеб и вино своим ученикам,которые традиционно стоят по шесть с каждой стороны. Лица апостолов серьезны и напряжены, и их рост уменьшается по мере приближения к центру. Хотя Иисус установил евхаристическую трапезу накануне своей смерти, он сам никогда не причащался.

Необычно, что Иисус появляется в сцене дважды. Так происходит потому, что фреска интерпретирует действия, которые происходят у алтаря внизу. Причащаясь от священника, поклоняющийся получает ту же самую благодать, которую Иисус подарил своим апостолам.

Но первоначальная сцена в верхней части апсиды «Христос во славе». Странный цвет волос Иисуса - это не замысел художника, а действие времени.

Ниже представлены 12 стоящих фигур - Иисус и Мария в центре и по пять отцов церкви с каждой стороны. Желтый нижний слой справа - это сюжет "40 мучеников Севастийских".

Судя по надписи и над дверным проемом, последний слой изображений был нанесен в 1060 году, его финансировали три жертвователя: Михаил Скепидес (военный, родственник Иоанна Скепидеса из церкви "С оленем"), монахиня Екатерина (возможно, жена Михаила или мать), и инок Нифон. Они были родственниками и состоятельными членами общины Соганлы. В конце жизни они удалились в монастырь, дав деньги на перекраску церкви. Очевидно, они высоко ценили себя, так как их изображения были выполнены в полный рост и в богатой одежде. В надписи упоминаются три дарителя, но еще девять нарисованы вдоль стен внутри ниш левой стены. Главный покровитель, Михаил Скепидес, находится в передней правой нише напротив апсиды. На нем изысканный халат и тюрбан. Черты лица выдают сильного, властного человека.

Потолок повествует о жизни Христа. После "Благовещения" (на столбах апсиды) повествование идет вперед вправо и по кругу в хронологическом порядке.

Передняя арка - "Благовещение"; Правый (южный) потолок - "Рождество" и "Сретение Господне"; Задний люнет - "Преображение"; Левый (северный) потолок - "Распятие", "Пустая гробница" и "Воскресение".

Особенно удивительна фреска «Сретение Господне».

Рассказ об этом сюжете искусствоведа-византиста Наталии Созыкиной: «На 40-й день после Рождества младенец Христос был принесен в Иерусалимский храм для посвящения Богу по ветхозаветному (Моисееву) закону. Об этом написано в Евангелии от Луки (гл.2, 22-23). На фреске представлен момент перехода Христа из рук Богородицы к Симеону Богоприимцу (очень важны слова, произнесенные при этом Симеоном). За ними следует Иосиф Обручник с птенцами голубиными (в чистом плате, символизирующем их чистоту, т.к. они приносятся в жертву всесожжения, опять же по ветхозаветному закону). Зажиточные люди приносили агнца, а менее обеспеченные двух птенцов голубиных или горлиц. На фреске хорошо видна лампадка (или кадило). И то, и другое очень символично. Если главная тема Сретения - это жертва (Христос - два птенца - алтарь храма - жертвенник), то может быть кадило (фимиам = жертва духовная). Лампада тоже соотносима с молитвой - бескровной молитвенной жертвой. Состав и назначение фимиама были даны Богом Моисею на горе Синай. Также в книге "Исход" дано указание на то, чтобы в алтаре Скинии завета всегда горела лампада-светильник». Интересно, что более поздняя иконография этого сюжета всегда предполагала изображение храма (арки и кадило) см. Сюжет «Сретение Господне». Иконография

Для сравнения: Иосиф-Обручник, следующий за Богоматерью с полотенцем и голубками в руках, изображен также на прекрасной фреске (около 1376 года) церкви Святого Димитрия в Марковом монастыре близ Скопье (Македония). Лично не видела, увы. Нашла вот тут

При знакомстве с храмаи Каппадокии большой интерес и массу вопросов вызывают разнообразные формы крестов, которые встречались во всех храмах Каппадокии.Крест, как мы понимаем, это символ, в нем зашифровано имя Христа и его учение. Круг означает солнечное колесо, вечный цикл, жизнь и смерть, перерождение души.

О крестах читать в статье "Как понять Каппадокию?".

Слово профессионалу Наталии Сазыкиной: «Это крест раннехристианский, или Константинов победный крест. Исследователи считают, что, по преданию, именно такой крест был явлен императору Константину перед битвой с Максимином - как знамение, подобное солнцу (в гимнографии Христос = новое Солнце). По форме крест расширяется от средокрестия (середины), как от источника света, во все четыре стороны. В центре издревле изображались христограмма или сам лик Христа. Допустимо удлинение пропорций по вертикали, так как в раннехристианскую эпоху такие кресты изготавливали из серебра и украшали драгоценными камнями и жемчужинами по краям. Их брали в поход, они сопровождали крестные ходы. На фреске изображен крест с украшениями на краях и, вероятно, подвесной (т.к. вытянут по вертикали). Крест четырехконечный этим отличается от Мальтийского – тот крест другой, восьмиконечный».

Церковь 2

Была построена для соединения церкви 1 и церквей 3 и 4. Тут нет фресок и захоронений. Только по архитектуре это церковь, но, похоже, никогда не использовалась по назначению.

Церковь 3

Туннельный переход из церкви 2 ведет в церковь 3, которая принципиально отличается от соседних церквей: другой угол, приподнятый уровень и плоские потолки. Крутой подъем между церквями 1 и 3 требовал двух крутых лестниц.

Церковь 3 и Церковь 4, расположенные под одним углом и на одном уровне, были построены вместе как места для уединенной молитвы. Они не были связаны с Церковью 1 в течение 150 лет (900–1060 гг.), пока церковь 2 не превратили в коридор.

Церковь 4

Церковь 4 - последняя и самая маленькая из четырех церквей. В апсиде есть три окна, через которые свет проникает в дальний угол темного пещерного комплекса. Еще две могилы высечены на полу, еще две - в углублении справа (северная стена).

Главная особенность церкви 4 - это могильная ниша с левой стороны.. В переднем левом углу изображены два монаха (и два других монаха нарисованы на стене). Монахи держат крест. Один из них подготовил эту церковь для собственного погребения. Надпись рядом гласит: «Я, Батистрокос Аббас, трудился в этой церкви, а теперь лежу здесь. Я умер в месяце ____ ». Подпись остается незавершенной, возможно, он умер в другом месте, или его собратья-монахи забыли указать дату. Камера украшена крестами, нарисованными на задней стене и крыше.

Окно в Церковь-3 было единственным средством коммуникации для монахов. Оно позволял им заглядывать в другие церкви, вплоть до апсиды церкви 1, чтобы участвовать в литургии, а посетители через него могли просить монахов о молитве. Монахи изолировали себя от мира, чтобы созерцать и молиться. Изогнутый туннельный переход подчеркивает их уединение. Этот пещерный храм - небольшое темное уединенное место с несколькими могилами - свидетельствует о ревностной духовной преданности древних отшельников. В своем добровольном аскетизме, они были полны решимости отречься от мира и поклоняться Богу.

Вокруг четырех монастырских церквей Karabaş есть десятки укромных келий (хотя большинство из них сейчас обнесено стеной). Комнаты поднимаются на несколько этажей, уходят под церковь и даже выходят за правую часть комплекса. Беспорядочная и сложная планировка показывает, что монастырь служил монашеской общине в течение длительного периода времени и люди творчески адаптировали каппадокийский пейзаж для своих целей.



После Karabaş kilise по пути просто красивые каменные голубятни – каменные конусы, в одном из которых хранится сено.

В конце дороги – церковь Yılanlı kilise («Йыланлы», «Змеиная», ее также называют церковь Хищника по изображению зверя рядом со св.Иоаном). Внутри несколько помещений: первое квадратное, а во втором – алтарь и погребальные ниши в стенах. Фрески довольно неразборчивы.

Интересные фрески XIV века. Тут есть изображения Христа и его святых. Слева от входа имелся сюжет «Победа Георгия над Змеем». Качественные фото также тут

Yılanlı kilise (Змеиная)


В скале много много комнат, в том числе две трапезные и двухнефная церковь.

Комнаты справа - это церковь, за ней два украшенных входа, ведущих в удлиненные залы (трапезные), в дальнем конце которых стоят каменные столы, не такие длинные, как это было принято. Вероятно, они были укорочены позже.

В левом дальнем углу двора - помещение с большим коническим куполом для вентиляции. Под ним - яма для приготовления тандыра. Три углубления в форме грибов - это хлебопечки. На костре в центре выпекалось тесто, которое ставили на полку, она находится у задней стены.

Церковь

Апсида на левой апсиде обрушилась и сейчас перестроена. В правом нефе, в задней части потолка, изображены трое бородачей с волнистыми волосами - это патриархи. Их имена (Авраам, Исаак и Иаков) отмечены белыми буквами. Двенадцать голов на их груди представляют их потомков, двенадцать колен Израилевых.

На вершине крыши - уникальный образ Иисуса. Это Он старик с седыми волосами,бородой и впалыми щеками (хотя обычно Иисус изображается более молодым, в возрасте 33 лет). такое изображение соотносится с титулом «Иисус Христос Ветхий днями» (греч. ΙΣ ΧΣ Ω ΠΑΛΕΟΣ ΤΟΝ ΗΜΕΡΟΝ). Этот термин происходит из апокалиптического повествования пророка Даниила. Так называли Иисуса ранние христиане. В православной иконографии образ Иисуса в виде старика символизирует его вечность.

Эти четыре изображения старцев, возможно, добавлены уже в XV веке во времена Османской империи, тогда это одни из последних росписей пещерных церквей Каппадокии.

Передняя половина сводчатого потолка объединяет две группы людей. В первом ряду по шесть человек с каждой стороны - двенадцать апостолов Иисуса. Они сидят на троне держат книгой, на которой написано их имя. Ближайшие к апсиде апостолы Петр (слева) и Павел (справа), хотя Павел не был одним из первых двенадцати учеников.

За двенадцатью апостолами с обеих сторон стоит большая группа примерно из ста святых. Прорисованы лики святых в первом ряду, те, кто стоит с копьями в задних рядах, либо это римские воины, либо (что более вероятно) - это духовное воинство в битве Бога против греха и сатаны. Эту группу нельзя назвать мучениками Севастийскими (как некоторые считают), потому что на фреске изображено более сорока святых, и они не держат белых крестов - стандартного опознавательного знака мучеников.

Апсида церкви ничем не примечательна - стала местом хранения камней от упавшей внешней стены. Единственно, что сохранилось - это пристроенный алтарь и следы росписи: в верхней закругленной части (раковине) - Деисус. Красная полоса окружает Иисуса, головы Марии (слева) и Иоанна (справа).

В середине апсиды "Причастие апостолов" (аналогично соседнему монастырю Karabaş и церкви Архангела Михаила в монастыре Кешлик). Иисус - священник за алтарем, раздающий хлеб и вино своим ученикам ( по шесть с каждой стороны). Это единственная неевангельская сцена из жизни Иисуса, изображаемая на фресках. Это событие не является историческим, поскольку Иисус никогда не причащал своих апостолов и не являлся сразу двумя людьми! Изображение богословски интерпретирует литургические действия у алтаря. Молящийся продолжает эту традицию Иисуса, принимая причастие от священника.

Можно разглядеть росписи на двух погребальных нишах (акрозолии) на правой стене. В нише изображены святые, которые охраняют тело и душу умершего. В левом акрозолии - св. Евдокия рядом со Святой Екатериной.

В левом нефе фрески едва видны сквозь копоть. Тут сюжеты о рождении Христа. Правая (южная) сторона - "Благовещение" и "Рождество". Напротив - "Представление во Храм". Стиль живописи - большие фигуры с выразительными лицами напоминает стиль монастыря Karabaş. На задней стене (слева от двери) изображен Святой Георгий на коне, пронзающий змея. Это изображение и дало имя храму.


От храма вдоль ручья для любителей трекинга идет тропа, которая ведет в поселок Güzelöz.

Рядом с церковью еще один ресторанчик под деревьями, где обедают те, кто не может терпеть до возвращения в исходную точку – на парковку под яблонями. Мы предпочитаем сначала суть, потом обед. Поворачиваем налево, переходим ручеек и далее набираем высоту по тропе, осматривая все причудливые скальные церкви, которыми любовались с противоположного берега отрога.

Церковь Kubbeli («С куполом», Х в.) и Saklı Kilise («Скрытая\Затерянная») находятся рядом (начало 900-х н.э.). Куббели Килиселер - это группа из трех церквей в долине Соганлы с уникальными внешними куполами.Три церкви построены одними и теми же архитекторами. Церковь легко узнаваема по рукотворному завершению – каменной главке. Это очень нехарактерный для каппадокийских храмов элемент, поэтому уникальный. Церкви названы в честь своего уникального внешнего купола, высеченного в скале. "Куббели" по-турецки означает «купол».

Каппадокийские пещерные церкви отличаются своей т.н. "обратной архитектурой". Строитель удалял (а не добавлял) материал, внешние стены и кровля не нужны для создания пространства, поэтому строители сосредоточились только на внутренних аспектах пещерных церквей. Обычно они оставляли естественный вид «волшебного дымохода»(перибаджалары). В данном случае мы видим исключение: строители хотели, чтобы эти помещения издалека распознавались как церкви, поэтому они вырезали существовавший ранее "дымоход фей" в форме церковного купола. Нигде в Каппадокии больше такой опыт не был повторен. Три купола выполнены в едином стиле, форма купола и силуэт церкви напоминает средневековые армянские церкви на востоке Турции.

Церковь Kubbeli (с куполом) и Saklı Kilise (Скрытая церковь)

Это не одна, а три церкви рядом. На карте обозначены Kubbeli Kilise 1, 2 и 3. Вот как отличить каждую из них.Три церкви с куполом - одно из самых уникальных храмов Каппадокии.

Церковь Kubbeli-1 имеет полуопавший купол и возвышается над Saklı Kilise

Церковь Kubbeli-2 - самая впечатляющая из трех купольных церквей, она помечена как на указателе «Куббели Килисе».

Церковь Kubbeli-3 не обозначена; но находится в 15 метрах вниз от Куббели- 2.

Почему эти церкви были построены вместе? Ученый Роберт Остерхаут предполагает, что в этой скале было кладбище монахов монастыря Karabaş, расположенного через ручей. В скальном обнажении около сотни могил разных стилей.

Почему в храмах Каппадокии так много гробниц, можно узнать из статьи "Как понять Каппадокию?".

Церковь Kubbeli-1 - это небольшая квадратная часовня, расположенная над Скрытой церковью (Саклы Килисе). Кцпол наполовину обрушился, но видны резные детали декора.

Церковь Kubbeli-2(“Dome Church").” Церковь стоит на вершине длинной скалы с множеством гробниц.

Планировка церкви необычна. Основное пространство представляет собой крестообразную церковь с арочными трансептами и центральным куполом, но с разными дополнениями. Под ступенькой,ведущей к разрушенной апсиде, находится небольшой реликварий (место для священных предметов).

В задней части есть ниша для воды и крутая лестница. Поскольку церковь расположена высоко на вершине скалы, войти внутрь снаружи нельзя - только по лестнице из нижнего храма. Сейчас вход в проломлен в одной из боковых ниш-захоронений.

Спереди слева есть миниатюрная часовня для частных богослужений. Из соседнего зала небольшое окно ведет в погребальную камеру. На левой (северной) стене нефа перед этой погребальной камерой находится изображение мироносиц - женщин, пришедших к могиле Иисуса, чтобы намазать миррой его тело. Ангел у входа указывает на пустую гробницу Иисуса, которая напоминает о том, что в гробнице храма лежит умерший, но ожидающий своего воскресения христианин.

Большой внутренний купол совпадает с внешним куполом. Через три окна проникает свет. Это характерный прием - в купольной фреске "Вознесения Христа часто используют окно, чтобы свет, падающий снаружи усиливал впечатление от фрески (такой прием использован например, в церкви "Эль Назар Килисе" (Гереме), Панкарлык Килисе (Ургупе).

На выдвинутом барабане два ряда стоящих фигур,но сцена "Вознесения" потускнела. Наиболее заметные части - это тело Иисуса и руки ангелов, поднимающие его мандорлу.

Еще одна церковь появляется на нижнем уровне, соединенная с церковью Kubbeli-2 лестницей. Эта нижняя церковь просторна, но неокрашена. Три прохода разделены двумя аркадами с колоннами (рядами арок). Тройные апсиды возвышаются на три ступени. Пол был резным для захоронений

Исходя из формы базилики и положения лестницы, первой была построена нижняя церковь. Затем строители искусно высекли верхнюю. Подобные многоэтажные храмы встречаются в Balkan Deresi (Ortahısar), Tokalı Kilise (Göreme OAM), Sarıca Church 2 (Ürgüp).

Церковь Kubbeli-3

Это самая низкая церковь, расположенная под горой за Saklı Kiliseот. Фасад состоит из трех выступающих арок.

Потолок представляет собой неглубокий сводчатый свод, обрамленный плоской лентой, расписанной геометрическими узорами. Церковь была полностью оштукатурена и окрашена. Сейчас единственное внятное изображение на задней стене - Константин и Елена держат Истинный Крест.

На скале с церковью Куббели 3 есть еще несколько резных пространств. Незаконченные пространства и множество могил покрывают весь конус "дымохода фей", который разрабатывался несколькими поколениями монахов.

Еще одна крошечная часовня находится прямо над церковью. Эта комната, вероятно, была первоначальным местом молитвы в дымоходе фей и служила келью отшельника. Вход в комнату совершенно недоступен, что лишний раз доказывает верность предположения. Скорее всего ,нижние церкви появились позже в честь этого отшельника.

Saklı Kilise (Скрытая церковь)

https://www.cappadociahistory.com/post/hidden-sakl%C4%B1-church

Мой перевод

Церковь расположена в группе ""дымоходов фей"" и находится под другой небольшой церковью (Kubbeli-1). Стиль живописи датируется примерно 1000 годом нашей эры.

Трехнефная базилика. Между столбами пространства соединяют тонкие арочные проходы. Небольшая скамейка опоясывает всю церковь. В среднем проходе находятся две резные гробницы и остатки амвона (центральной кафедры). Три апсиды имеют ступенчатый пол, низкий темплонный барьер, арочный вход и пристроенный алтарь. Первоначальный вход находился с тыльной стороны церкви через узкий нартекс. Однако после того, как каменный обвал накрыл этот вход, в переднем левом углу церкви был вырезан другой вход.

Центральный неф

Фрески в середине повествовали о младенчестве Иисуса в 10 сценах. Эти изображения были видны совсем недавно, в 1980-х, но сейчас остались только три полусцены. "Рождество" почти полностью исчезло (видны только двое) и бегство в Египет (Мария и Иисус сидят на осле).

Левый (северный) неф. Верхняя часть сводчатого потолка имеет два параллельных повествования. В верхней правой части рассказывается о служении Иоанна Крестителя - призвание, стояние с Иисусом, проповедь и крещение Иисуса. Эти изображения поблекли. В левом и центральном сводах видное место занимает Иоанн Креститель.

Верхний левый угол потолка посвящен раннему служению Иисуса. Слева сзади сцены: Свадьба в Кане, Чудо из воды в вино, Самаритянки и вход в Иерусалим.

В нижней части купола изображено мученичество апостолов. Редкие изображения трудно различить из-за их низкого качества, но сохранившиеся описания идентифицируют каждую сцену. Повествование о смерти Петра и Павла в Риме около 64 г. н.э. начинается в нижней части лицевой стороны справа. Петр и Павел появляются вместе в четырех сценах: суд перед Нероном, посадка в тюрьму и исцеление дочери императора. Две последние сцены (теперь выцветшие) на задней правой стороне - это апостол Павел, идущий на казнь, а затем его мученичество. Повествование продолжается на противоположной стороне мученической смертью Петра и Андрея. . Последнее изображение спереди слева - мученичество Иакова. Вызов арестованных Иоанна, Петра и Павла

40 мучеников Севастийских заполняют нижние части, зажатые между колоннами и вокруг входа в апсиду. Десять из них изображены небольшими иконами над арочным входом в левую апсиду. Изображение в апсиде - Деисус (Мария и Иоанн молят Иисуса).

При взгляде на высоченные каменные стены с окошками на самом верху, удивляешься: как туда попадали древние люди и как выдалбливали свои жилища? Наверное, как-то сверху, со стороны плато. А жили, получается, древние, как и мы, «в высотках», правда, в отличие от нас, обозревая вдаль все окрестности, а не соседние здания мегаполиса.


После комплекса церквей с куполом ( самый приметные и узнаваемые храм долины Соганлы), тропа приводит к руинам церкви Ak Kilise- Отсюда можно спуститься к началу маршрута у слияния ручьев. По правую руку - второй южный отрог долины. Там интерес представляет Олений монастырь с уникальной трапезной и церковь св.Варвары с не менее уникальным фресками.

Церковь Geyikli Kilise посвящена св. Евстафию. Указателя на нее нет. Ищем по координатам (38.34487, 34.9655). Везде сообщается, что здесь имеется изображение оленя, т.к. согласно жизнеописанию Плакида (имя Евстафия до крещения), он увидел оленя с распятием между рогов и услышал призыв к принятию Крещения. Церковь поэтому иногда называют «Оленья». Но, увы, облазила ее со всех сторон – оленя не нашла. Но помещения церкви вполне убедительные: не только сам храм, но еще и трапезная, который имелась при нем.

Церковь Geyikli Kilise (Deer Church) - св.Евстафия, или "Оленья"

https://www.cappadociahistory.com/post/deer-geyikli-church

Это очаровательный, компактный, неприметный скальный монастырь в долине Соганлы. Комплекс включает в себя три церкви, самую богато украшенную монастырскую трапезную Каппадокии и уникальное кладбище в конусе-перибаджаларе ("дымоходе фей").

Проход во внутренние помещения из небольшого монастырского дворика (ну, сейчас условный такой дворик).

Внутри две церкви.Непонятно, как они были взаимосвязаны. В первой церкви в стенах серия ниш, а на потолке есть квадратные углубления с геометрическим рисунком. В святилище есть стена высокого темплона, алтарь и низкая скамья. Рядом с алтарем две могилы.

Как раз тут и находится фрагмент фрески, где святой Евстафий верхом на лошади, преследуюет оленя. Он был римским полководцем второго века, который во время охоты на оленя увидел в видении Христа и уверовал в него. Евстафий был сожжен заживо в 118 г. н.э. императором Адрианом за то, что не принес языческой жертвы.

Выше изображения когда-то была посвящающая надпись: «Господи, защити раба Твоего Иоанна Скепидеса, советника хризотриклиниона, советника и командира». Эти общие титулы указывали на византийского чиновника среднего уровня. Этот Иоанн, основатель и покровитель монастыря, был похоронен на этом видном месте, вероятно, вместе с семьей. Вероятно, он жил в Хане через ручей и был родственником Михаила Скепидеса, донатора соседнего монастыря Карабаш Килисе.

Вторая церковь темнее и менее богато украшена, но больше и лучше декорирована. Три утопленные пилястры образуют четыре больших панельных секции на каждой стене. На панели напротив входа находится большое разрушенное изображение архангела Михаила. Это единственная нарисованная сцена церкви, у подножия которой лежит единственная могила. По всему периметру нефа простирается прочная скамья.

Трапезная

Рядом с кухней находится изысканно оформленная трапезная. Это удивительное пространство было открыто заново только в 1990-х годах. Большинство трапезных в Каппадокии расположены прямо под главной церковью или напротив нее, и не рядом с кухней, но эта трапезная стоит отдельно на западном краю, что является еще одним аспектом нестандартной планировки монастыря.

Этот зал с такой изысканной резьбой по стенам не имеет себе равных, это лучшая трапезная Каппадокии. У левой стены - длинная аркада из семнадцати подковообразных ниш. Это «подголовниками» для сидящих на скамейке монахов. Более крупные утопленные ниши украшают стену наверху.

Длинный стол и скамейки занимают левую половину комнаты. Рядом возвышение, на котором монах читал Священное Писание, пока остальные ели. В изголовье стола находится большая ниша с троном для настоятеля монастыря (игуменос). За этим восьмиметровым столом помещались сорок монахов.

Вторая большая пещера находится справа от игуменоса. В помещении есть две ниши, скамейки, приподнятое сиденье и небольшой туннель, ведущий к сиденью во главе стола. Круглая лента наверху поддерживала светильник (металлическое кольцо со свечами, удерживаемое тремя цепями). Это место было для важных посетителей и покровителей монастыря. В принципе, в трапезной могли есть только монахи. Но на самом деле богатые жертвователи приносили особую пищу в праздничные дни, и поэтому их приглашали присоединиться к монахам для священной трапезы.

Большие помещения справа использовались для виноделия. Виноград, собранный на склоне холма, сбрасывали по желобу, топтали по полу и складывали в чаны. Хотя вино было стандартным напитком византийских монастырей, пресс для вина был добавлен сюда позже. Трапезная все же была священным местом для совместной трапезы и чтения Священных Писаний, а не для производства еды.

Melekli Kilise (Церковь ангела)

Мелекли Килисе находится в пятнадцати метрах к востоку от двора и немного ниже по склону. Эта небольшая погребальная церковь покоится внутри необычного "дымохода фей". Неглубокая, смещенная дверь ведет в продолговатое пространство. Семь параллельных могил (пять взрослых и двое младенцев) покрывают пол. На стенах сохранились темно-синие и красные росписи.

На фресках изображены святые ( в нишах или медальонах). По стилю похоже на церковь Святой Варвары неподалеку, которая датируется 1006 годом. Под оштукатуренной цветной фреской находился первоначальный геометрический рисунок. Главной сценой в апсиде был Деисус. Голова Иисуса и тело Марии все еще видны.Апсида повреждена.

Кладбище в "дымоходе фей"

Рядом шесть волшебных дымоходов, покрытых могилами. Этот кладбищенский комплекс находится в сорока метрах к востоку от монастырского двора, прямо над дорогой. В этих дымоходах фей есть внутренние помещения для захоронений. Но большинство могил были вырезаны снаружи "дымохода фей". Два конуса также имеют декоративный купол, как и три церкви Куббели. Эти захоронения, вероятно, принадлежали монахам из Оленьего монастыря.


В конце западного отрога особенно интересна небольшая Tahyali Kilise (38.345, 34.96259) (церковь Тахталы), чаще именуемая церковь св. Варвары. Церковь расположена в конусообразной типичной башне, к ней ведет небольшой мостик через овраг и выдолбленные в белом камне ступени. Есть указатель.

Церковь построена около V- VI вв. Фрески же, которые неплохо сохранились, выполнены примерно в Х веке. Церковь маленькая, однонефная, свод и стены полностью расписаны. Это лучшие по сохранности и цельности фрески в долине Соганлы.

Сюжеты: «Деисус» (т.е. предстояние перед Христом святых), «Пророческое видение», на своде – «Благовещение», «Вход во Храм», «Шествие в Вифлеем»,» «Рождество», «Сошествие во Ад», «Семь Спящих», «Лики Святых».

Tahyali Kilise ( церковь св. Варвары)

Описание церкви Tahyali Kilise (церковь св. Варвары)

(перевод с английского)

В апсиде традиционно изображается сцена поклонения Христу: Иисус сидит на троне в окружении четырех существ. Зубчатая мандорла, окружающая Иисуса, указывает на его высшую святость. С двух торон под мандорлой склонились в благоговении Адам и Ева (Они похожи на Иоанна и Марию из соседней сцены Деисуса).

Два тетраморфа (это такие ангелы, символизирующие все живое: у них четыре головы - человека, быка, орла и льва) расположены в нише под ногами Иисуса.

Два знаменитых монаха-стилита (кто это такие рассказано в статье "Как понять Каппадокию?") Даниил и Симеон находятся в нише слева от ангелов.

Четыре автора Евангелий изображены в медальонах под Адамом и Евой. Марк и Лука - слева, Матфей и Иоанн - справа. Вокруг стоят двенадцать Отцов церкви. На нижней стороне арки в медальонах изображены Пророки Ветхого завета. Справа налево - это Исайя, Соломон, Давид и Илия. Все изображенные: люди, ангелы, монахи, авторы Евангелий, Отцы церкви и ветхозаветные Пророки - свидетельствуют о славном воцарении Христа. Таким образом расположенные фигуры на фреске, как бы приглашают тех, кто входит в церковное пространство, присоединиться к этому пророческому видению прославления Иисуса на небесах.

Росписи нефа

Программа живописи в церкви св.Варвары лучшая из всех сохранившихся в долине Соганлы. Персонажи детализированы и реалистичны. Округлая форма потолка увеличивает площадь изображений, так как позволяет располагать фрески с каждой стороны и дает более удобный угол обзора снизу.

Сцены справа спереди посвящены истории рождения Иисуса: это «Благовещение», «Непорочность Марии», "Иосиф и Мария". На задней стене изображено «Шествие в Вифлеем». Повествование продолжается на левом своде - это хорошо сохранившаяся сцена «Рождества».

«Воскресение». Ярко-оранжевый ореол, окружающий Иисуса, указывает на его славу после Воскресения. Иисус спускается в ад, выводит оттуда Адама и Еву. Цари Соломон и Давид вместе с другими святыми смотрят на это с восхищением. Константин и Елена внизу держат Истинный крест.

На передней правой стене - Деисус. Иисус внемлет молитве Марии и Иоанна, архангела Михаила. Внизу могла находиться небольшая фигурка донатора. Большая часть изображения была разрушена - в стене сделали две акрозолии (гробницы), поэтому сейчас можно видеть только головы фигур.

Несколько воинов и св.Георгий верхом на лошади охраняют захоронение в нише. На задней стене (справа от двери)изображены три святые женщины. вереница из шести ветхозаветных пророков тянется к центру потолка. первые трое - Даниил, Иезекииль и Иеремия - именно они пророчествовали о Христе, поэтому их фигуры расположены среди сцен "Воплощения" и "Воскресения". То есть, программа живописи визуализирует богословское единство Ветхого и Нового заветов.

Полоса, разделяющая потолок, обрамляет фреску «Семь спящих юношей эфесских». эти семеро юношей спрятались в пещере недалеко от Эфеса, чтобы избежать преследований, а затем проснулись 300 лет спустя в совершенно ином, христианизированном мире (как в фильме «Назад в будущее!»). Их история представляет собой аллегорию вечной жизни. Хотя эта легенда была известна в ранние века христианства, мы видим единственное изображение "Спящих"в Каппадокии.

Еще одна боковая часовня стоит параллельно церкви св.Варвары. Строители сломали стену храма, ради этой пристройки, но не закончили ее. Эта пристроенная церковь (придел) необычна по композиции и сочетанию архитектурных деталей. У нее крохотный крестообразный нартекс с утопленным потолком. Вход смещен (для размещения поперечного рельефа на задней стене). Боковую (северную) стену украшает аркада с нишами. В апсиде есть стена с высоким темплоном и скамья синтронон.


От Tahyali Kilise идет 11-километровый пешеходный маршрут до Güzelöz, есть указатель, а также на карте видно большое количество троп в сторону Soganli Mah. В отчетах пишут, что можно пройти из нижней Соганлы в деревню верхняя Соганлы.

Есть еще две церкви, которые мы не видели: они находятся вне пределов музея, и, читая их описания, я не очень поняла, где искать. Хотя теперь это совершенно очевидно. Информацию заимствую тут

Это церковь Tokalı Kilise (38.33848, 34.98185) - первая при въезде в долину Соганлы со стороны шоссе, справа по ходу.

К церкви вверх ведут 50 ступеней, вырезанных в скале. Подниматься и спускаться сложновато. Церковь Tokalı состоит из 3-х частей. Около входа находится 2 могилы, и еще 5 могил есть в одном из помещений церкви Токалы. Кое-где сохранились изображения периода борьбы с иконописью, относящиеся к VIII – IX векам. Сохранность фесок плохая. Другая церковь Gök kilise - напротив через ручей. В церкви сохранились фрески иконоборческого периода, но в очень плохом состоянии.