Долина Ихлара. Часть 2
(1 ноября 2021)
Волею судьбы вернуться в Ихлару и досмотреть ее удалось ровно через год. На этот раз прошли ее всю от Селиме до Ихлары. Весь путь составляет 12 км., с неспешным осмотром храмов, фотографированием и перекусом укладывается в 5,5 - 6 часов.
Первая точка на маршруте - скальный монастырь Селиме (Кафедрал)(38.301171, 34.259440)
Мы удачно приехали сюда в понедельник, сразу после 3-хдневных турецких выходных в честь праздника Независимости Турции (29 октября - красный день турецкого календаря, обязательно учитывайте это при планировании путешествия.
Накануне в Гереме мы заметили невероятный наплыв турецкой публики. А 1 ноября у монастыря Селиме было уже пустынно, и только местный турок, подрабатывающий гидом, поспешил предложить нам свои услуги так, как этот умеют люди на Востоке - без предупреждения. Он просто подошел к нам, едва мы запарковались, показал куда НУЖНО поставить машину, сопроводил нас до кассы музейного комплекса (посещение пещерного монастыря 60 лир, этот же билет потом действует на платном входе в долину Ихлара в Белисирме). Едва мы зашли в комплекс, наш гид взял инициативу рассказа на себя, и мы, не успев рта открыть, стали его экскурсионной группой. Рассказывал он довольно интересно и по сути, поэтому мы приняли его услуги даже с благодарностью (оплата в конце по типу доната, согласился на 150 лир с группы, но явно хотел большего).
Монастырь Селиме (Salime)
Селиме - самый большой и сложно устроенный пещерный византийский комплекс в Каппадокии, расположенный высоко на скале над рекой Мендерес. Сейчас доступно несколько помещений, расположенные вокруг двух площадок на втором уровне. Вероятнее всего, сооружен и активно использовался монастырь в 900-х годах. Отсутствие каких-либо документальных свидетельств о замке Селиме не позволяет сделать окончательный вывод о его первоначальном предназначении. По мнению историков, скорее всего, монастырем владела авторитетная община византийских христиан.
Исследовать пещерный Кафедрал можно самостоятельно, ориентируясь на красные и зеленые стрелочки.
Описание монастыря Селиме (Salime)
(перевод с английского)
Первые помещения у подножия утеса слева от тропы - это конюшни. Конюшни обычно представляют собой длинные помещения со сводчатым потолком и небольшими корытами, вырезанными по периметру комнаты. В каждой ко- нюшне было около 15-20 животных и лошадей, привязанных к отдельным кормушкам. Как мы помним, Каппадокия - буквально - это "страна лошадей", конюшни встречаются и в пещерных городах (большие конюшни в Ачик Сарай (Гульшехир), Шанлы Килисе (Аксарай). В пещерных поселениях Саридихир (Аванос) и Газимер-Сити
Оставив лошадь, паломники поднимались по длинному изогнутому туннелю. Наш гид сообщил, что этот тоннель использовался также для доставки воды из реки Мендерес. Воду возили на верблюдах.
Первая площадка, с которой открывается прекрасны вид на долину, так называемый "нижний двор". Тут мы узнали от нашего гида, что деревня под скалой мало населена, так как жители боятся каменных обвалов и им негде работать.
Помещения, которые можно посмотреть, имеют музейный таблички-названия.Так, в первом дворе находятся основные жилые помещения (кухня, ванная(?) и холл №1), на втором уровне - религиозные помещения.
Кухня
Большая комната на западной (левой) стороне двора - это кухня. Типично для Каппадокии то, что кухонный фасад был украшен, и то, что кухня находилась в отдалении от трапезной и храма, где совершались обряды (трапеза - также имела религиозный смысл). Мы видим высокий пирамидальный потолок с отверстием для дыма (оно искривлено, чтобы сверху не попадала дождевая вода). По периметру комнаты - ряд одинаковых ниш, которые первоначально предназначались для свечей (все-таки!), и уж только гораздо позже для голубей. Ниши в стенах - это своего рода стеллажи. Большие размеры кухни (8 м. на 8 м.) и множество прилегающих комнат указывают на то, что в этом комплексе проживало очень людей.
Тут же имеются необычные каменные печи в форме гриба для выпекания хлеба. Большие ямы в полу с местом для котла использовались для приготовления тындыра. Огонь горел внутри ямы, а через боковой отвод к нему поступал воздух, сюда же складывали угли.
От задней стены отходят несколько подсобных помещений. В комнате за кухней (и в двух залах) находился ткацкий станок по типу "яма". Ткач садился у стены, упираясь ногами в прямоугольную яму. Так что и текстиль в этих пещерах тоже производили.
Еще одно помещение, связанное с производством, - это винодельня. В этом помещении есть и место для очага, и каменные емкости для отжима, и каменный барельеф - в виде какого-то домашнего животного.
Зал 1
В замке Селиме есть два больших зала, соединенных узким туннелем. Первый зал (с надписью «Монастырь») - большое пространство (14 м на 8 м) с плоской крышей и уникальным двухуровневой архитектурным решением. В нижней части есть шесть арочных ниш, в каждой из которых - скамейка для сидения и сна, но только в одной нише (в центре справа) кровать сохранилась неповрежденной. Аркада верхнего уровня открывается в круговую галерею, в которую можно подняться по лестнице в дальнем углу.
Вполне возможно, что в этой комнате было общежитие монахов или паломников. В таких комнатах обычно в арках были вырезаны короткие (от 4,5 до 5 футов в длину) каменные кровати с подушками, сверху на них стелили соломенную циновку. Общежитие могло быть также и в верхней комнате под названием Eski Gümüsler.
Большой размер залов, обилие арок и коридоров свидетельствуют о том, что жизнь в монастыре кипела. Можно представить, как одни люди сидят на скамьях, другие смотрят с верхней галереи, а глава общины сидит в арочной апсиде и ведет общее собрание.
Зал был реконструирован: как раз после после X века тут вырезали яму для ткацкого станка, несколько ям для тандыра и кормушки для животных.
Зал 2
Второй зал с цилиндрическим сводом имеет гигантские размеры - 17 метров в глубину, 6 метров в ширину, 8 метров в высоту. Вероятно, это был главный зал для приема посетителей и проведения торжественных трапез. Высокое арочное окно и широкая дверь дают хорошее освещение. Ступенька разделяет длинный зал (визуально и социально) на две части. Верхняя часть, предназначенная для самых почетных членов, имеет глухую аркаду на толстых пилястрах, имитируя верхнюю галерею другого зала. Весь зал оштукатурен, а верхняя половина в несколько слоев. Черный потолок - результат более позднего использования помещения для приготовления пищи.
В глубине комнаты находится крестообразное помещение с резным крестом на потолке. В комнате с личным туалетом в туннеле были большие распашные двери, которые позволяли главе общины уединиться (для еды или сна).Костровая яма под крестом нужна была для того, чтобы подсвечивать огнем крест (ну и для обогрева тоже).
Базилика Селиме
Базилика (с надписью «Кафедральный собор») находится в верхнем дворе -это одна из крупнейших церквей Каппадокии. Две аркады разделяют пространство на три нефа. (Неф (он же наос) - это основная часть церкви. Термин «неф» происходит от латинского слова «корабль», церковь - корабль спасения). В нефе нет скамеек и сидений, потому что прихожане в восточных церквях во время литургии стоят
Архитектурные особенности свидетельствуют о большом мастерстве строителей: можно заметить, что круглые и квадратные опоры чередуются. Каждая колонна имеет монументальное основание и капитель. Кроме того, в церкви было предусмотрено окно в две апсиды.
Центральная апсида возвышается на ступеньку выше платформы нартекса (Нартекс - это входная часть церкви. Эта комната представляет собой переход между внешним миром и церковью). Над апсидой видны остатки множества ниш - следы иконостаса. Два карниза делят апсиду на три регистра. На верхней раковине изображен Христос во славе - Иисус в мандорле и небесные воинства, стоящие под ним. Апостолы по бокам арочного окна стоят в среднем регистре росписей. В нижнем ярусе апсиды - трон главы общины и синтронон (в раннехристианских и византийских храмах - это дугообразная скамья для священнослужителей внутри апсиды, повторяющая ее полукруглую форму). Сидящие полукругом священники как бы продолжали ряд апостолов и учителей церкви, которые были изображены во втором ярусе росписи.
В центральном проходе была гладкая штукатурка и расписные изображения. Они в плохом состоянии, остались лишь слабые очертания (на потолке были сцены из жизни Иисуса и Марии).
Церковь имеет несколько уникальных особенностей, характерных для грузинских церквей Х века: тронный стул, вырезанный в виде колонны, чередующиеся конструкции колонн и изображение донатора над дверью. Больше нигде в Каппадокии не встречаются подобные "грузинские" мотивы оформления. Изображение плохо видно, оно высоко приподнято на стене и повреждено дымом. Центральная фигура с нимбом - Дева Мария. Она протягивает руки, чтобы благословить фигуры по бокам. Ее руки лежат на их головах, символическая коронация (или защита), часто встречающаяся на императорских изображениях. Прекрасные мантии покровителей подтверждают их аристократическую принадлежность. По обе стороны от центральной группы появляются четыре фигуры меньшего размера (вероятные родственники покровителей церкви).
Церковный нартекс также был оштукатурен и окрашен. На лепнине над могилой в нише слева от входа расположена развернутая надпись. Греческая погребальная поэма (как и в церкви в Eğri Taş в Ихларе) предупреждает об опасностях денег: «Не обманывайтесь желанием богатства; любовь к деньгам погубила многих, ибо плоть эта - земля и глина ». Такие афоризмы часто появляются у византийских могил.
Рядом с церковью находится единственный "волшебный дымоход", или "перибаджалар", с тремя богато украшенными (но не связанными друг с другом) комнатами. В нижней комнате (неправильно обозначенной «Часовня») на заднем люнете есть два птицеподобных существа, смотрящих на центральную колонну. В самом верхнем помещении потолок с регистрами глухих аркад переходит в ребристые купола. Эти пространства предназначались для проживания и сна.
Если запрокинуть голову, то можно увидеть три каменных окошка - вот там-то и собирались многочисленные монахи и паломники. Этот самый большой зал для собраний сейчас недоступен, но где-то в глубине скалы к нему ведет узкий тоннель.
Замок Селиме не стоял одиноко в долине, а, скорее, был центральным элементом более крупного поселения. Когда-то на вершине плато, примерно в 100 метрах над замком Селиме, стояла крепость. Оборонительная стена длиной 200 метров с центральными воротами, четырьмя круглыми башнями и рвом закрывала конец плато.
Долина Ихлара. Участок Салиме - Белисирма.
Выход в каньон в 5 минутах хода по автодороге. Повернуть надо у моста через речушку, (где стоит колесо водяной мельницы). Указатели и план долины есть. Будка сторожа имеется, турникетов нет (38.29884, 34.26313). От Салиме до Белисирмы тянется бесплатный участок долины Ихлара.
Сначала тропа ведет прямо вдоль воды (хотя более широкая официальная дорожка находится левее). Через километр достигаем моста -это приходит автодорога от города Yaprakhisar - именно на спуске от него к реке, вроде бы, и можно увидеть т.н."лукасовскую панораму" из"Звездных войн", но это легенда и не более (Лукас снимал в Тунисе). Панорамы тут сами по себе хороши, безотносительно к Лукасу. Смотровая площадка тут: (38.293, 34.2662).
Мы хотели оставить машину в городке, наш гид отговорил из соображений безопасности, но и сэкономили бы мы не особенно много по времени.
Высокие стены каньона подступают сначала справа,потом слева, но долина здесь очень широкая, засажена каким-то изящными, а осенью особенно видна утонченность силуэта деревьев.
Этот участок вполне проезжаем на велосипеде. Хорошая грунтовая дорога. Много мест для разрешенных стоянок (обозначены на картах). Одно из них - около горячего гейзерного источника (38.28844 34.27486).
Примерно через 4 км. тропа поднимается ближе к скалам, тут есть небольшая пещерная мечеть Kaya Cami (38.28302, 34.27875). Ею пользуются - лежит коврик. Окошко над входом пропускает свет внутрь -первый луч света - это сигнал к началу молитвы.
По мере приближения к Белисирме появляются дороги в сторону деревни. Непосредственно за полкилометра до выхода в зону кафе тропа раздваивается. Одна идет левее к дороге -серпантину, по которой можно быстро попасть на смотровую площадку и к церкви Ala Kiliseс (что с маслобойней внутри), другая тропа через мост приводит к автодороге и кафе у платного входа в каньон. Правее есть еще две церкви, довольно интересные, - Direkli Kilise и Bahattin Samanligi Kilise. О них смотри рассказ в Долина Ихлара Статья 1
Далее следует платный участок.
Платный участок Долины Ихлара Белисрима**.
От входа в Белисирме до лестницы с 400 ступенями (Центр обслуживания туристов) 3.5 км, если заходить во все храмы (ответвления - лесенки), то набегает еще 1.5. км**. Но заходить стоит.
Описание храмов см. Долина Ихлара Статья 1
На этот раз (по сравнению с прошлым абсолютно безлюдным годом) народу в долине было побольше, но все шли нам навстречу мы выбрали правильное направление, немного с набором высоты, зато не в толпе). После храма Karagedik Kilisesi (38.25899, 34.29649) пошли по тропе правого (орографческого) берега до церкви Yılanlı Kilise. После нее переход на левый берег, осмотр храмов и далее движение по левому берегу до конца долины в Ихларе.
Третий участок долины Ихлара (от спуска 400 ступеней до деревни Ихлара)
Тут есть еще три церкви. Одна Pürenli Seki Kilise всегда закрыта и напоминает домик хоббита
Открытая и очень любопытная церковь Kokar Kilise (38.25334, 34.30789)находится на некоторой высоте, туда ведет лестница. Про храм и его фрески расскажу подробно.
Kokar Kilise
(перевод с английского)
Церковь - ровесница монастыря Салиме и датируется примерно 900-ми годами. Вход в храм теперь происходит через разрушенную апсиду, то есть с востока. Первоначально входом был крутой изогнутый туннель в правом заднем углу. Туннель соединялся с другими комнатами к северу от церкви, если смотреть с лестницы.
Церковь однонефная. Полностью расписанная. Знаменита удивительно ярким, красочным, узорчатым крестом в центре свода. На нем изображена «рука Бога». В других каппадокийских церквях "рука Бога" появляется в сценах "Крещение", "Преображение" и "Христос Вседержитель" как знак божественного одобрения и оправдания. А здесь рука указывает на то, что Бог присутствовал на кресте как с Иисусом, так и для спасения мира.
Крест с четырех сторон охвачен различными геометрическими узорами. Эти нефигуративные изображения выражают непознаваемые, трансцендентные качества Бога, а имеющиеся в храме фигуративные росписи, наоборот, помогают познать качества Бога через личность Иисуса. Эти два художественных метода отражают долгую дискуссию о Боге - насколько познаваем бесконечный Бог? Византийские художники располагали рядом фигуральные и нефигуральные картины, чтобы визуализировать этот философский спор.
На нижних частях потолка на тронах сидят 12 апостолов и держат открытые книги. Их имена записаны в переплете каждой книги.
Другая группа апостолов (также на потолке), но уже с закрытыми книгами Евангелия, сопровождает мандорлу Христа, которую четыре ангела в развевающихся одеждах возносят на небо ("Вознесение").
Фигуративные фрески в церкви Кокар изображают только рождение и смерть Иисуса. Нет сцен из жизни Иисуса. На задней стене сюжет перескакивает с «Бегства в Египет» на «Тайную вечерю», как будто между этими событиями ничего не произошло.
Левая (южная) стена в пяти сценах рассказывает о рождении Христа : "Благовещение", Посещение ("Встреча Марии и Елизаветы"), "Доказательство девственности", "Волхвы"" и "Рождество". Вот ангел ведет трех волхвов, имена которых написаны белым. Справа над своими козами стоят пастухи.
Правая (северная) стена в пяти сценах рассказывает о смерти Христа. На желтом фоне слева представлены три сцены ("Предательство Иуды, "Иисус - арест", "Суд над Иисусом перед Каиафой"). Еврейский первосвященник сидит на краю своего стула, с тазом для воды (прямо над большой нишей).
Главная фреска, как визуально, так и богословски, - это "Распятие Иисуса". Широкая сцена изображает и двух других распятых. Финальная сцена (над нарисованной нишей) - "Погребение Иисуса в могиле".
На задней (западной) стене находится несколько сцен. Над окном - «Бегство в Египет»(Иаков тянет осла с Марией и младенцем Иисусом, а Иосиф следует за ним). Справа над дверью - "Тайная вечеря" (Иисус сидит на левом краю стола, за столом - 12 учеников). Ниже - «Гостеприимство Авраама» (Он и Сара великодушно принимают трех ангелов за золотым столом. Эта сцена из Бытия 18 называется Филоксения - по-гречески «гостеприимство», или любовь к иностранцам, в отличие от ксенофобии).
Деисус (поклонение Иисусу) заполняет верх стены. Иисус восседает на сложной формы троне. Мария и Иоанн Креститель, оба в красивых одеждах украшенные, распростерли руки к Иисусу. На заднем фоне - голубое небо, зеленая трава и фиолетовые цветы гиацинта.
Над дверным проемом туннеля с желтой надписью расположено донорское панно с тремя маленькими фигурами.Почему-то в программе росписи храма нет ни одного мученика, отца церкви или военного святого.
В дальнем (западном) конце церкви - погребальная часовня с двумя нефами. Дверь и окно в часовню вырезали с ущербом для западной стены церкви и ее фресок. Две комнаты не имеют росписей, но украшены скамьями, колоннами и апсидами.
Почти напротив этого храма на противоположном берегу хорошо видна полуразрушенный церковь Eğri Taş - это самая северная церковь в долине. Название на турецком языке означает «Падающая скала», поскольку внешние каменные стены рухнули, открывая вид во внутренние помещения. Мы в храм не попали, потому что переправы через реку нет, нужно специально идти по противоположному берегу.
Eğri Taş
(перевод с английского)
Церковь Эгри Таш в долине Ихлара - это большая наполовину разрушенная пещерная церковь с обширными погребальными камерами. В церковной росписи прослеживается влияние Востока. Это храм - усыпальница христиан. Могилы датируются примерно 900 годом нашей эры, а церковь была вырезана и посвящена Марии Богородице в 800-х годах. Сеть погребальных помещений, как маленьких, так и больших, была связана с церковью, подобно церкви Святого Георгия ниже по течению. Помещения многоуровневые и простираются вдоль скалы. Специальная конструкция указывает на то, что комнаты были вырезаны индивидуально, без генерального плана.
В каждой комнате есть надгробные ниши и напольные могилы с картинами и надписями. Раскрашенные греческие надписи вокруг могил типичные высказываниями византийской культуры - о смерти или молитве. Некоторые надписи даже идентифицируют умершего человека, например, в одной могиле упоминается священник по имени Петр.
Древние византийские римляне были всего 5 футов в высоту, поэтому могилы небольшого размера. Совсем маленькие могилы предназначались для младенцев и детей, заложенных в монастырь.
Верхняя часть ямы была вырезана на несколько дюймов шире, чтобы удерживать плоский камень, которым покрывали тело.
Церковь Эгри Таш шириной семь метров заметно больше других церквей Ихлара, даже при отсутствии разрушенной стены. Поврежденным оказалась фреска Деисус, вокруг подножия стояли отцы церкви (изображения едва видны из-за граффити). Сейчас на остатке потолка просматривается большой живописный крест украшенный геометрическими "драгоценными камнями". Такие потолочные кресты в долине Ихлара датируются примерно 900 годом нашей эры. Интересно, что крест на потолке выглядит значительно смещенным от центра. Вероятно, художник рисовал, не набросав заранее эскиз.
Роспись стен повреждена, а на потолке сохранились три регистра непрерывного повествования, как в церкви "С пряжкой" (Гереме). Правда, рассказ тут непоследователен. Например, «Благовещение» и «Посещение (Мария и Елизавета")» втиснуты в узкие рамки, а «Рождество» - по всему регистру. Художник использовал пигменты насыщенного желтого, оранжевого и зеленого цветов. Фон каждого регистра имеет три цвета, обычно в середине - коричневый. Младенчество Иисуса находится в центре внимания пяти из шести изображений.
Как считают ученые, уникальные элементы живописной программы (например, Мария, восседающая на троне) отражают влияние Востока. Христиане из Сирии или Египта бежали в центральную Каппадокию в седьмом веке, когда ислам захватил эти регионы, и они представили новые художественные стили византийским грекам Каппадокии.
Изображение дарителя и дарственная надпись появляются сразу справа от апсиды. Надпись черными буквами на желтом квадрате гласит, что известный человек по имени Кристофер посвятил эту церковь Богородице. На изображении под надписью Кристофер (нарисованный наполовину, чтобы показать смирение)одет в белый халат и красный свитер. Объект в руке Кристофера поврежден, но, возможно, являлся образцом посвященной церкви. Над дарственной надписью стоит большой павлин.
Росписями покрыты не только стены храма, но и погребальные камеры. Центральная погребальная камера - одно из самых украшенных захоронений Каппадокии. На левой стене Иисус восседает на троне в центральной арке, а женщина-даритель в красном кланяется его ногам. Боковые арки украшены крестами с драгоценностями. Вместо апсиды на передней стене на золотом троне мы видим восседающую с Младенцем Христом Марию. Рядом с ними стоит ангел в розовых одеждах.
Самая большая погребальная камера находится непосредственно под церковью - тут все стены заполнены погребальными нишами. На полу в комнате было еще больше гробниц, судя по рисункам у подножия стен. Эта нижняя комната, возможно, изначально была кладовой для церковных икон и мебели, а затем была преобразована в погребальное помещение.
Могилы чаще всего располагаются в прихожей (нартексе) церкви. Они появляются в главном зале (нефе) церкви, как правило, в задней части комнаты, но никогда в апсиде. Могилы были частью первоначального дизайна церкви. В таких случаях в стене вырезали арочное углубление (акрозолиум) для тела умершего. Однако после завершения строительства большинство могил могли быть высечены только в полу.
В византийские времена и императорский, и церковный закон фактически запрещали захоронение мирян в церквях. Следовательно, похороненные в церквях люди были либо святыми, либо финансовыми покровителями. Большинство людей, похороненных в каппадокийских церквях (или рядом с ними), были монахами.
Подробнее о том, почему в пещерных храмах Каппадокии так много захоронений, в статье ["Как понять Каппадокию?"**](/articles/turkey-understanding-kappadocia).
В конце каньона на реке ,у самого подъемы в деревню Ихлара, есть небольшой водопадик, после чего тропинка поднимается наверх и выводит в деревню.
В Ихларе попадаются на глаза заброшенные греческие особняки столетней давности. Центр деревни - небольшая центральная площадь с туалетом и с ресторанчиками. Один из них очень нам понравился. Его хозяин - бывший депутат от Ихлара в Стамбуле. Одна из комнат его кафе представляет собой импровизированный музей местного быта. Кофе турецкий тут варят отличный, обслуживание - на европейском уровне. Пока мы наслаждались обедом, Володя, договорившись с кем-то из местных, сгонял за авто. В 18.00 мы были уже готовы в путь. (Переезд до Сиде, на побережье).
Не охваченным, увы, остался еще Гюзельюрт (Güzelyurt), очень интересный, судя по всему, городок.
Прошли за день: 14 км
Как видно на графике трека, маршрут из Салиме в Ихлару идет с набором высоты (впрочем, это почти не ощущается).