Долина Ихлара
(ноябрь 2020)
Уникальное место находится в 80 км от Гёреме. Это одновременно и природная, и культурная достопримечательность. Путеводители отмечают, что каньон имеет протяженность почти 15 км, на самом деле 12. Тем, кто не любит смотреть древние храмы (коих тут множество), нравится любоваться причудливым пейзажем по обе стороны тропинки. Тем, кто интересуется стариной, будет интересно вдвойне.
Долина – это каньон, образованный тысячи лет назад рекой Мелендиз, высота стен до 100 - 150 метров. Полный маршрут по долине - 12 км от деревни Ихлара (Ihlara) до деревни Селиме (Selime), где находится уникальный монастырь (его называют Кафедральный), тут же рядом еще городок, который стоит изучить – Yaprakhisar. (По дороге у деревни Yaprakhisar: пейзажная панорама, согласно местной легенде, использованная в фильме Джорджа Лукаса «Звездные войны», но это неправда - Лукас снимал фильм в Тунисе). Посередине каньона, между этими деревнями, находится деревня Белисирма (Belisirma), а также 400-ступенчатый спуск в каньон.
Считается, что в долине разместились более четырех тысяч жилищ и около ста пещерных церквей, украшенных фресками. И это не считая того, что ещё, вероятно, может быть погребено под завалами и не доступно для посещения. В окрестностях долины проживали когда-то около восьмидесяти тысяч человек.
Есть четыре входа в долину Ихлара.
№1 — Первый находится в начале долины в деревне Ихлара (турникетов нет, будка охранника есть).
№2 — Второй вход позволяет войти в районе 4-го км долины, если считать от Ихлары. Это самый популярный вход, с лестницей около 400 ступеней вниз. Официальный центр обслуживания туристов, платная парковка, продажа билетов,турникеты. У спуска панорамная площадка, а с лестницы открывается великолепный вид на долину Ихлара.
№3 — Третий вход в деревне Белисирма (билеты, турникеты, рестораны). Этот вход удобен тем, что позволяет спуститься в долину на автомобиле. Он расположен в середине долины, на седьмом километре пути. Тут множество кафе.
№4 — Последний вход — с другого конца долины, возле монастыря Селиме. (Турникетов нет, будка охранника есть). Часто трекинг по всей долине начинают именно отсюда. после знакомства с скальным монастырем.
Считается, что лучшая для прогулки часть долины - это первая семикилометровая часть от деревни Ихлара до деревни Белисирма. Но мне понравились и остальные участки.
Чтобы хорошенько познакомиться с долиной Ихлара и ее окрестностями, нужно провести тут не менее двух дней. Если летом, то жить можно как в гостиницах (имеются тут), так и даже в палатках (на участке между Белисирмой и Салиме есть места для кемпинга - 38.29397, 34.27501 и 38.29077, 34.27447 , 38.276000, 34.282050, (пишут, что есть туалет - в этом не уверена). Кстати, от Салиме до Белисирма участок долины бесплатный, его можно пройти пешком или проехать на велосипеде. Вот еще рядом парочка диких мест для стоянок, а также кемпинг в начале каньона около деревни Ихлара 38.23954, 34.30789. Координаты есть на OpenSyreeMap.
Все труднопроходимые места оборудованы мостиками и ограждениями, а до всех открытых церквей, которые находятся высоко, сделаны лестницы. Наибольшее количество пещерных храмов с фресками на среднем (музейном участке). Если заходить во все церкви (что мы и делали), то время прохождения маршрута увеличивается, из трехкилометрового он превращается в пятикилометровый. Тут обычно очень много групп туристов, но не в ноябре 2020. Не было никого. Этот маршрут, мы прошли практически в полном одиночестве. (Ситуация изменилась на следующий 2021 год туристов уже хватало). Долина открыта с апреля по октябрь: 08.00-19.00, с ноября по март: 08.00-17.00. Билеты перестают продавать за полчаса до закрытия. Выходных дней нет.
Все подробности посещения долины прекрасно изложены
здесь: https://tour-turkish.ru/dolina-ihlara/
здесь: http://cappadocia-elenatruva.ru/dolina-ixlara-kappadokiya.html
здесь: https://www.kapadokyadayim.com/belisirma/
здесь: https://www.cappadociahistory.com/
здесь: https://puravida.su/blog/cappadocia#ihlara
Рассказы путешественников: https://puravida.su/blog/cappadocia#stdaniel
Храмы Каппадокии: https://www.cappadociahistory.com/churches
План долины
Первый раз (в ноябре 2020) мы стартовали от Центра по обслуживанию туристов (38.25352, 34.30193) - это главный вход в долину, с лестницей около 400 ступеней вниз. Около Центра оставили машину. Парковка 15 лир (наличка). Далее спуск в долину по лестнице - вид очень мощный.
План был такой (он и осуществился): пройти по долине от лестницы до деревни Белисирма. Там взять такси, вернуться за машиной. В Белисирме у выхода из долины есть ресторанчики, туалет, короче, туристическое место. В Белисирме можно взять такси(50 лир), чтобы вернуться обратно к центральному входу, к своей машине. Таксисты дежурят у выхода из музейной зоны каньона.
Найти все пещерные храмы не составит труда - есть указатели , лесенки, таблички. Промахнуться невозможно.
Далее в рассказе даю подробное описание храмов на участке от главного входа (с лестницей) до Белисирмы. Материал взят на турецком сайте об истории Каппадокии Храмы Каппадокии: https://www.cappadociahistory.com/churches
Перед этим стоит пару слов сказать о том, какую роль играла Каппадокия в истории христианства. В I - III вв н.э., эпоху раннего христианства, множество христиан из разных уголков Римской империи скрывались от гонений в скалах Каппадокии. Христиане быстро осваивали долины, строили церкви и монастыри, создавали уникальные подземные города. Самые известные христианские проповедники родились или долгое время проповедовали в этих местах. Например, Лонгин Сотник; богословы Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский (великие Каппадокийцы). Почитаемый на Руси святой — Георгий Победоносец, равноапостольная Нина и святитель Григорий начинали свой путь по христианизации Армении и Грузии именно отсюда; сорок мучеников севастийских тоже родом из Каппадокии.Эта местность была густонаселена в древности, отсюда и такое большое количество храмов. Поэтому для многих современных христиан Каппадокия – не только красивая достопримечательность, но и место паломничества.
О том, что такое Каппадокия в статье "Как понять Каппадокию?"
Что касается храмов долины Ихлара, то они все разнообразны по стилям, здесь нет общего «каппадокийского стиля». В росписях храмов, по мнению искусствоведов, встречаются сирийские, египетские (коптские), армянские мотивы.
Akacalti Kilise Ağaçaltı Kilise (св. Даниила, «Церковь под деревом», IX в)
Описание храма Ağaçaltı Kilise (св. Даниила, «Церковь под деревом»
(перевод с английского)
Первая по пути церковь, сразу у спуска, справа (38.253233, 34.303650). Тут есть фрески периода иконоборчества и более поздние, фигуративные изображения X - XI вв. Церковь Ağaçaltı имеет также и другое название – церковь св. Даниила по имеющейся здесь фреске «Даниил среди львов». Помимо этого Есть и другие узнаваемые евангельские сюжеты:"Бегство в Египет, "Успение Богоматери".
Храм запоминается своими яркими, хорошо сохранившимися и необычными по исполнению изображениями, а также полностью расписанным куполом. Полусфера купола не совсем правильной формы и напоминает тыкву, что дает основания вспомнить архитектурные стили восточного Средиземноморья (то есть Сирии или Армении), а не Константинополя. В центре купола - Христос в мандорле. Mandorla в переводе с итальянского - «миндаль», символ чистоты и целомудрия. В христианском искусстве - это особая форма нимба овальной формы, сияние, которое сопровождает появление Христа. В этом храме овал мандорлы подчеркивается еще двумя овалами, которые очерчивают разные уровни (регистры) изображений у основания купола.
В ближнем к Христу круге в несколько наивной манере (что тем более привлекательно) изображены ангелы. Четыре ангела держат мандорлу Христа, а остальные, объединенные в группы, - это небесный хор поклонения. В куполе представлена сцена «Вознесение Христа на небо». Иконография узнаваема: Христос восседает во Славе, держит Евангелие и жестом благословляет тех, кто снизу смотрит на него - то есть нас. Естественный свет льется в храм из единственного окна и падает именно на сцену Вознесения, что, конечно, символично.
Ниже ангелов - следующий регистр, где представлены ветхозаветные пророки и новозаветные апостолы. По часовой стрелке от головы Христа восемь пророков: Давид, Иона, Даниил, Исайя, (окно) Иеремия, Иезекииль, Аввакум и Соломон. Панно каждого пророка отделено геометрическим узором. Ободок обрамляет белый карниз с красными шашками.
Последний (уже не живописный, а реальный) круг, продолжающий предыдущие, - это ряд людей, то есть нас, стоящих на уровне земли и смотрящих на Христа Пантократора. Таким образом, живописная программа храма призвана передать состояние совместного поклонения Христу.
На стене слева от входа четыре сцены жизни Христа: «Благовещение», «Посещение », «Рождество» и «Волхвы». Три волхва в ярко-синих плащах несут дары новорожденному Иисусу. Имена волхвов Гаспар, Бальтазар и Мельхиор написаны над их головами - такие надписи нехарактерны для церквей Ихлары. Рядом на потолочном своде изображен греческий крест .
Западная часть храма (напротив входа) украшена множеством ярких цветочных и геометрических узоров. На своде, как и в других церквях Ихлары, - большой крест. Если приглядеться, то можно увидеть линии, сделанные художником в процессе работы. Отметки на больших кружках показывают, как художник создавал плетеные узоры: он проводил на гипсе прямую красную линию, затем с помощью циркуля чертил идеальные круги вокруг равноудаленных вдоль этой линии точек.
На задней стене, как уже говорилось, "Даниил во рву со львами". Рядом с изображением нужно поискать белую полоску с посвящением церкви - слова «Деве Пантаносе» (греческий титул Марии, означающий «Царица всего»). Из-за этого изображения церковь еще называют "Даниэля Пантаносса".
На северной стене также есть три сцены. В люнете «Крещение Христа». Сцена с ярко-желтым фоном - «Успение Марии». Здесь Иисус появляется дважды: сначала рядом с Марией, а затем отдельно от нее, стоя. Такое повторение создает ощущение повествовательного действия. Картинка справа (на востоке) – «Бегство в Египет».
Sümbüllü Kilise, фрески X - XII вв.
Описание храма Sümbüllü Kilise
(перевод с английского)
Буквально с турецкого – «Церковь Гиацинта» (38.254417, 34.303000). Расположена в 200 метрах вниз по течению от церкви "Akacalti Kilise" и напротив церкви "Yılanlı Kilise". Фрески церкви Sümbüllü относятся к X, XI, XII векам. На куполе сохранилось изображение Христа Вседержителя.
Церковь Sümbüllü использовалась как монастырь, имеется даже два этажа. Издалека виден неплохо сохранившийся декорированный вырезанный фасад церкви. В долине Ихлара подобный фасад имеет только церковь "Ala Kilise" в Белисирме. Большие украшенные колонны образуют пять арок, в каждой есть глухое окно или подковообразный вход. На втором этаже - терраса.
Но естественный вход сегодня не используется. Попадаем внутрь через бывшее окно, превращенное в дверной проем.
На потолке первого зала видны красноватые кресты, красными геометрическими узорами, вероятно, эпохи иконоборчества украшены и стенные ниши. Левый проход ведет в небольшую церковь. Апсида на задней стене когда-то была расширена, чтобы создать еще одну комнату. Вторая комната без отделки, отсюда наверх ведет узкая лестница.
Сбоку главного зала позже был вырезан аркозолиум (место для захоронений). Нижняя часть фресок стерлась, но под аркой сохранились цветочные и геометрические узоры. Вероятно, здесь был похоронен какой-то важный человек. Из этого зала есть входы еще в два других зала.
В основном храме стоит обратить внимание на фрески. В неглубоком куполе находится большое выцветшее изображение Христа Вседержителя. На западном конце потолка изображены три знаменитых военных святых: Менас, Сергиос и Бахос. В приподнятой апсиде есть каменный барьер из и арочное окно. Тут же фреска, на которой изображена Мария с Христом на руках в окружении архангелов Михаила и Гавриила.
Лучше всего сохранились росписи в правом (южном) рукаве церкви. Возле апсиды справа притвор св. Феодора, в углублении арки - св. Трифон и "Три отрока в пещи огненной, или Вавилонские отроки" - Ханания, Азария и Мисаил. (Согласно Библии, эти друзья пророка Даниила были брошены в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться идолу, но были спасены архангелом Михаилом и вышли из печи невредимыми).
На плоском потолке южной стены изображение царя Соломона на фоне морского флота. Рядом в неглубокой апсиде видим «Успение Богоматери». Мария лежит на царской постели, рядом с ней стоят апостолы, а Иисус держит в руке ее душу (маленькую фигуру), золотой ангел, парящий над Марией, завершает композицию.
В левой апсиде южной стены под аркой свода изображены св. Николай (епископ Миры IV века) и (на внутреннем своде, поэтому хуже видна для зрителя) - св.Екатерина Александрийская (замученная в 305 году нашей эры). Также (правее апсиды) в храме есть сюжет «Благовещение».
Yılanlı Kilise («Змеиная церковь»)
(38.255417, 34.302583)
О храме читать здесь:https://puravida.su/blog/cappadocia#stdaniel.
Описание храма Yılanlı Kilise(«Змеиная церковь»
(перевод с английского)
Название церкви возникло благодаря утраченному ныне изображению св.Георгия, убивающего дракона (змея).
Зато на западной стене можно разглядеть самое малозаметное среди всех изображение, также соотносимое с названием храма - «Женщины и змеи». Фреску видно едва-едва, если не знаешь, что она тут есть, можно и не заметить. На фреске в ряд изображены обнаженные грешные женщины. Первая женщина грешна тем, что не кормила грудью (или была бездетна), змеи кусают её в грудь; вторую женщину змея жалит в рот — за то, что она солгала; третья змея кусает в уши — за непослушание; четвертая женщина вся покрыта жалящими её змеями — её грех прелюбодеяния. Фактически это элемент сюжета "Страшный суд", который по установившейся позже традиции всегда изображался на западной стене храмов. Собственно, на этой же стене на своде нартекса мы видим фрагменты «Страшного суда» - ангел с весами.
На северной стене были когда-то сцены, отсутствующие сегодня - "Воскресение Лазаря" и "Вход в Иерусалим". Какие еще изображения мы не рассмотрели? На внутренней поверхности арки на востоке (над алтарем) Христос посередине, ангелы по бокам. На столбах арки попарно слева (на северной стене)- Йоаким, Анна; справа (на южной стене) - Захария и Елизавета; Также на северной стене есть «Благовещение»; Стефанос и Гамалиил изображены на восточной стороне триумфальной арки; Соломон, Ильяс, Давид, Енох внутри.
В куполе апсиды традиционно представлено «Вознесение Христа»; ниже, в середине, на престоле, - Дева Мария и Младенец Иисус, по бокам святые Симеон, Фома, Иоанн, Лукас, Павел, Петр, Матфей, Марк, Варфоломей, Иаков, Филипп; Василий - на западе, Григорий - на востоке на северном своде.
На южной стене в темной нише снизу - «Тайная вечеря», сверху - «Распятие»; Афиноген на западе, Николаос на востоке, Михаил и Гавриил посередине; "Успение Богоматери» (Коимесис) и сцены Деисуса (молитвенное предстояние Христу).
Karagedik Kilisesi
Описание храма Karagedik Kilisesi
(перевод с английского)
Этот храм неверно обозначен на многих картах, в том числе на OpenSteetMap, на самом деле он находится вот тут: (38.261717, 34.292600), на противоположном берегу ручья относительно тропы. Через ручей проложен мостик и далее оборудована деревянная дорожка (38.259233, 34.296650). См. схему: стрелка указывает на реальное место нахождения остатков каменного храма.
Другое название церкви – церковь св. Ермолая, в честь того, кто крестил Пантелеона – будущего святого и целителя. Храм кардинально отличается от абсолютного большинства раннехристианских церквей Каппадокии, выдолбленных в туфовых скалах. Церковь Karagedik была построена из камней. Считается, что этот храм похож на храм Шанлы в Аксарае. А еще известно, что он был построен тем же заказчиком и теми же мастерами, что и богатая церковь в Белисирме "Bahattin Samanligi Kilise".
В 2011 году храм был еще больше разрушен и теперь не похож на себя прежнего. Многие фрески, представленные в старых публикациях об этом памятнике, сегодня увидеть уже нельзя - они исчезли после обрушения церкви в 2011 году. Сравнивая фото до 2011 и после 2011 года, трудно найти сходства руин с тем, что было.
Внутреннее пространство храма было организовано в виде четырех греческих крестов. Сейчас от каменного храма, как мы видим, осталась лишь одна северная стена.
Фрески в здании датируются X или XI веками, но архитектурные особенности близки к поздневизантийскому периоду. Частично сохранились сюжеты: «Убийство Захарии в Протезисе», «Следование за Елизаветой», "Саломея и Иоанна Креститель"; сцены, показывающие мученичество святого Георгия.
Кафе на реке
Kirkdamalti Kilisesi\Kirk Dam Altı (св. Георгия)
Буквальное название "Кыркдамалты Килисе" – «со множеством крыш». В честь св.Георгия второе название - так как в храме несколько изображений Св. Георгия, вероятно, храм был посвящен именно ему.
Описание храма Kirkdamalti Kilisesi\Kirk Dam Altı (св. Георгия)
(перевод с английского)
Фотографии частично взяты отсюда
Церковь находится на западном берегу реки, довольно высоко (38.259667, 34.292233), нужно подняться по длинной лестнице. С террасы от храма открывается прекрасная панорама на каньон. Храм знаменит интересными фресками конца XIII - XIV вв.
Церковь св.Георгия датируется примерно 1290 годом Это последняя пещерная церковь, сооруженная в Каппадокии. Она имеет неправильную форму (повторяя форму пещеры) и служила, вероятно, усыпальницей: имеется много продолговатых ниш для захоронений. На полу церкви и близлежащих погребальных помещениях расположено около 100 могил. Они появляются на разных уровнях, имеют разные размеры, что свидетельствует о разнообразии христианских погребальных ритуалов.
Возможно, изначально это место было погребальным гротом, и только позже было преобразовано в церковь.
Сейчас часть стены пещерного храма обвалилась, и поднявшись наверх по лестнице,мы заходим внутрь храма сбоку, с северной стены, которая поддерживается металлической решеткой.
Слева видна часть полукруглой апсиды. Форма остальных стен определяется ранее существовавшими могилами и погребальными камерами, а не архитектурной логикой. Фрески весьма творчески вписаны в нестандартную форму пространства. Например, сцена «Вознесения» на плоском потолке заполняет панель необычной формы, а четыре ангела, поднимающие мандорлу Иисуса, прижимаются друг к другу, так как рядом большая ниша. 12 учеников (в красных и белых одеждах) стоят полукругом, под ними – два ангела. Из-за ограниченного пространства каждый ученик идентифицируется только по первой букве своего имени.
В еще одной нише – изображение св. Космы и Дамиана. Также мы можем видеть здесь разнообразные евангельские сюжеты, которые расположены без какой-то логики, подчиняясь только характеру пространств: это «Преображение», «Распятие», «Вознесение»; на задней стене - рядом «Успение» и «Рождество».
Частично сохранившаяся апсида содержит части Деисуса - стоящего Иоанна Крестителя и голову Иисуса. Между ними появляется ангел-серафим с глазами. В основании абсиды находятся трое неопознанных отцов церкви. Ряд архангелов (символов божественного присутствия) выстроились у входа в апсиду: Рафаил под аркой, Уриил внутри красного нимба на раковине и Гавриил с Михаилом стоят по краям Деисуса.
Св. Георгий, покровитель этой церкви, изображен на трех фресках. Его огромное изображение в воинских доспехах сопровождают небольшие фигурки - это донаторы (жертвователи). Один из них, в тюрбане и белой накидке (слева), - это советник Василий Джакупес. На нем традиционный наряд сельджуков, т.к. в это время (1290 гг.) турки-сельджуки уже 200 лет правили Каппадокией, и христиане исповедовали свою веру как «изгнанники».
Справа грузинская принцесса Тамара в длинной зеленой мантии. Она держит в руках макет церкви. Это традиционная для византийского церковного искусства сцена. Интересно, что в руках Тамара держит обычный по форме храм, а не тот, что построен в пещере, т.к. экстерьер пещерного храма изобразить и дать в руки кому-либо сложно.
Сразу справа от этого сюжета видно еще одно изображение св. Георгия на белой лошади.
Другой Георгий-всадник находится уже за пределами церковного нефа, в арочной нише над входом. Стиль росписи заметно отличается. Фигура Георгия повреждена, но на нем красный плащ, оранжевое военное снаряжение и зеленые сапоги. У его обычного белого коня забавно заплетенный хвост. Георгий на лошади топчет двухголовую оранжевую змею. Эта фреска, вероятно, была нарисована над нишей захоронения саркофага (такое место называется аркосолия).
В храме имеется надпись, где упоминается византийский император Андроник II и сельджукский султан Мусада II, правление которых совпало (1282–1295 гг.). Это и позволило установить точную дату росписи храма - около 1290 года нашей эры, это последняя датированная церковь в Каппадокии.
Bahattin Samanligi Kilise (Церковь в амбаре Бахаттина)
Описание храма Bahattin Samanligi Kilise (Церковь в амбаре Бахаттина)
(перевод с английского)
Храм находится тут(38.260000, 34.292883), в 500 метрах от турникетов музея в Белисарме. Храм назвали именем человека, который хранил здесь сено, т.е. использовал её как сарай. Этим обусловлена неплохая сохранность фресок X - XI вв. — никто не зацарапывал лица святым. Внутри очень темно, фотографировать сложно.
В византийскую эпоху в этих местах селилась элита. В дарственной надписи вокруг нефа церкви упоминается некий Барбас - возможно, уроженец Каппадокии, имевший императорские титулы. Различные детали указывают на то, что даритель принадлежал к богатой аристократии. Стены украшены орнаментальными мотивами, которые демонстрируют силу и престиж. Стул Иосифа («Рождество»), престол Иисуса («Деисус») и арки над епископами богато украшены нарисованными драгоценностями. Узорчатая полоса на потолке, ромбовидный узор с крестами и звездами - мотив, напоминающий небеса. Полоса сужается к апсиде, указывая тем самым на изображение Христа в медальоне над апсидой. Количество нарисованных подписей имен, названий изображений и литургических надписей вдоль лепнины также свидетельствуют о престиже и статусе заказчика. Ведь в эпоху, когда большинство людей были неграмотными, слова предназначались не для чтения, а для создания впечатления. Кстати, тот же жертвователь и те же мастера построили Karagedik Kilisesi (полуразрушенная каменная церковь неподалеку отсюда, речь о ней шла выше). Для строительства этих двух прекрасных церквей богатый спонсор нанял талантливых архитекторов, строителей и художников из далекого Стамбула.
Церковь небольшая однонефная (2,5 на 4 метра) и построена в соответствии с византийским архитектурным нормами. Необычно то, что она достаточно просторна, потому что более поздние строители занизили пол и убирали боковые скамейки, возможно, чтобы добавить могилы на полу. Из-за отсутствия нартекса посетители через южную стену попадают прямо в неф.
В стенах глубокие утопленные арки. Апсида имеет центральное окно и пристроенный алтарь. Живопись нефа очень насыщена. Сюжеты из жизни Христа расположены на потолке и боковых стенах в виде трех концентрических колец, каждое из которых начинается на правой стене (юго-восток) церкви. Всего повествование содержит более 20 изображений. Сцены рождения Иисуса заполняют верхние регистры потолка – «Благовещение», «Посещение ( )», «Доказательство непорочности Девы», «Путешествие в Вифлеем», «Рождество» (верхняя задняя стена), «Волхвы», «Сон Иосифа» и «Бегство в Египет» (Мария нежно держит Иисуса). Сцены с изображением Иоанна Крестителя заполняют нижние регистры потолка. Тут мы видим «Избиение младенцев» (Ирод принимает царственную позу), «Погоня за Елизаветой», «Представление во храм» (Симеон принимает Иисуса над алтарем с крестом) и «Крещение». Сцены смерти и воскресения Иисуса покрывают боковые стены – «Воскрешение Лазаря» (напротив Воскресения), «Вход в Иерусалим», «Предательство Иуды», «Распятие», «Погребение», «Мария у гробницы» (два спящих воина), «Воскресение», «Иисус является Мари» (редкая сцена в живописи Каппадокии).
Опытный художник соединил росписи со смелыми архитектурными формами. Изображения расположены в последовательном порядке, начиная сверху и двигаясь вниз. Сцены сгруппированы по разделам. Например, два центральных регистра на верхнем потолке содержат восемь сцен рождения Иисуса, а внешние регистры на нижнем потолке содержат четыре сцены, связанные с Иоанном Крестителем.
В большинство каппадокийских церквей создатели росписей придавали большое значение либо «Распятию», либо «Воскресению». Однако здесь эти сюжеты имеют одинаковое значение и находятся в больших нишах на северной стене. Обе сцены теперь, увы, покрыты граффити - начертанными молитвами христиан более позднего времени.
Напротив входа на перемычке между арками появляются три «святых доктора». Первые два - Флорус и Лавр, известные чудотворцы, похороненные в Константинополе. Третья фигура - Орест, врач из Тианы (современная Ниде).
В программе росписи отсутствуют традиционные изображения. Например, нет военных святых (хотя жертвователем был военный) и монахов (хотя церковь была частью монастырского комплекса). Также в христологическом цикле отсутствует сюжет "Преображение". Раковина абсиды изображает Христа на престоле во славе. В двух ближайших медальонах Петр и Павел молятся Иисусу. (Хотя Петр и Павел редко встречаются в Каппадокии, они также появляются стоящими в апсиде соседней Колонной церкви). По бокам - архангелы Михаил и Гавриил склоняются к Иисусу.
Литургическая надпись гласит: «Приди, священник, и принеси в жертву тело Христово. Здесь представлен Бог. Я преломляю это (хлеб / тело) и поддерживаю достойных». Этот текст привлекает прихожан к участию в Евхаристии, как напоминание о значении этого события и необходимости личной чистоты в присутствии Бога. Точно так же надпись на карнизе нефа цитирует строки из литургии. В нижней части апсиды изображены шесть епископов: Епифаний, Амфилохий, Иоанн Златоуст, Василий, Григорий Назианзус и Григорий Тауматургес (чудотворец III века в Понте / Каппадокии, на поясе над нишей). Внутри ниши абсиды Константин на желтом фоне, одетый как средневековый император. Константин обычно изображается держащим Истинный Крест. Он обычно стоит рядом со своей матерью, поэтому Св.Елена редко бывает одна, как мы видим здесь. Св.Елена изображена внутри передней левой (северо-восточной) арки, рядом со сценой Воскрешения. В своде апсиды находится семь круглых медальонов. Центральный крест здесь и над входом отмечает переход в более священное пространство. Ветхозаветные пророки - Осия, Исайя, Малахия, Аввакум и Илия.
Церковь небольшая и редко посещаемая, тем интереснее побывать в ней и увидеть обширный цикл живописи, изображающий жизнь Христа. Роскошь церкви свидетельствует о богатстве покровителя и его связях с византийской столицей.
Подробнее о храме: «Новый взгляд на Бахаттин Саманлыги Кийлисеси в Белисирме (Каппадокия)» Екатерины Жоливе-Леви - см. [здесь**](https://www.academia.edu/19757398/The_Bahattin_Samanli%C4%9F%C4%B1_Kilisesi_at_Belis%C4%B1rma)
Direkli Kilise (Церковь Дирекли)
Описание храма Direkli Kilise (Церковь Дирекли)
(перевод с английского)
Большая колонная церковь находится рядом с предыдущей "Bahattin Samanligi Kilise" (38.265567, 34.289383). Вход в церковь закрывается решеткой в момент закрытия проходного пункта в долину Ихлара. Церковь Дирекли в плане имеет форму греческого креста, она четырехстолпная, трехапсидная. Фасад скалы, в которой расположены монастырские помещения, обращен к долине и разделен на три части четырьмя колоннами, наверху идет арочный фриз. Первоначально храм был двухэтажный, имел два зала: церковь и часовню.
Фрески с надписью на северной стороне апсиды и лепниной в главной апсиде датируются 976-1025 годами, Деисус дополнен изображениями двух архангелов Петра и Павла в главном куполе апсиды. Ниже посередине - Богоматерь и по четыре епископа с каждой стороны; Дева Мария с младенцем Иисусом в северной стороне купола апсиды, Захария, Иоаким и два ангела по бокам; три епископа и мученик внизу. На фронтоне триумфальной арки изображены Иисус и два ангела, а на внутренней поверхности в медальонах – пророки. Кроме того, изображения святых и мучеников можно увидеть на поверхностях стен и опор.
Частично сохранились также геометрические изображения периода борьбы с иконописью примерно 726-843 гг.
После смотра храмов можно продолжить путь по долине Ихлара (по бесплатному ее участку) и дойти до монастыря Селиме. Мы же покинули каньон и на машине поднялись по серпантину к еще одной очень примечательной церкви Ala Kilise.
Ala Kilise (или «Цветная), а также Bezirhane (малодавильня)
Описание храма Ala Kilise («Цветная)
(перевод с английского)
Находится в деревне Белисирма, к востоку от ручья Мелендиз и Ихлара, выше по шоссе - координаты: (38.267167, 34.290683). Эта общинная церковь была построена около 1000 года нашей эры. То есть в тот период, когда христианство было официально разрешено, а турецкое завоевание еще не началось.
Мы привыкли, что пещерные церкви в Каппадокии обычно имеют отдельные, скрытые входы. Однако у Ala Kilise массивный декоративный фасад (уникальная особенность этого храма). Такой тщательно продуманный фасад обычно характерен для дворцового комплекса, а не церкви. Но мы видим вырезанные на скале символические / священные рисунки. Это значит, что фасад функционально заменил нартекс как подготовительное место для входа людей в священное пространство.
Церковь Ala Kilise - одна из крупнейших пещерных церквей Каппадокии, ее размеры 11 на 14 метров. Это была общинная церковь близлежащей деревни византийских православных христиан. В комплексе нет могил. В церкви нет нартекса (входной комнаты), поэтому посетители входят в неф через огромную арку, имитирующую внутренние арки.
В планировке интерьера строители объединили элементы крестово-квадратного и крестово-купольного храмов. В главных сводах под центральным куполом изображены святые (на переднем и заднем сводах) и ветхозаветные пророки (под боковыми сводами). Круги со святыми также появляются под сводами трансептов. Фрески очень сильно повреждены.
На люнете над арками появляются сюжетные сцены. Они включают: «Вход в Иерусалим» (западный рукав храма, южная стена), «Встреча Марии и Елизаветы» (?)(южный рукав, западная стена), «Успение Богоматери» (южный рукав, южная стена) и «Воскресение» (северный рукав, западная стена), «Тайная вечеря» (западный рукав, северная стена). Логика расположения сюжетов типична для византийских храмов.
На столбах просматриваются полноразмерные изображения отцов церкви и воинских святых. В двух угловых секциях сзади (на западе) изображены несколько монахов. Появление столь редких фигур предполагает, что здесь находилась влиятельная монашеская организация.
Нарисованные изображения сложны и детализированы - возможно, это работа художника из Константинополя. Художник предпочел красные оправы с темно-синим фоном, выполненные из дорогих пигментов. Изысканные произведения искусства и величественный фасад указывают на хорошее финансовое покровительство.
После завоевания Каппадокии турками в церкви организовали маслодавильню («безирхане»), которая действовала вплоть до ХХ века, а инвентарь для изготовления масла до сих пор «украшает» ее интерьер и создает дополнительную мотивацию для посещения всем, кто интересуется местным бытом.
Поскольку храм находится выше долины ручья, то от него открывается прекрасный вид на каньон Ихлара.