Это уникальное место находится в 80 км от Гёреме. Это одновременно и природная и культурная достопримечательность. Каньон имеет протяженность почти 15 км. Тем, кто не любит смотреть древние храмы (коих тут множество), нравится любоваться причудливым пейзажем по обе стороны тропинки. Тем, кто интересуется стариной, будет интересно вдвойне.

Долина – это каньон образованный тысячи лет назад рекой Мелендиз, высота стен до 100 - 150 метров. Полный маршрут по долине - 15 км от деревни Ихлара (Ihlara) до деревни Селиме (Selime), где находится уникальный монастырь (его называют Кафедральный), тут же рядом еще городок, который стоит изучить – Yaprakhisar. (По дороге у деревни Yaprakhisar: пейзажная панорама, согласно местной легенде использованная в фильме Джорджа Лукаса «Звездные войны»). Посередине каньона, между этими деревнями, находится деревня Белысырма (Belisirma).

Считается, что в долине разместились более четырех тысяч жилищ и около ста пещерных церквей, украшенных фресками. И это не считая того, что ещё, вероятно, может быть погребено под завалами. Около восьмидесяти тысяч человек когда-то проживали в окрестностях долины.

Есть четыре входа в долину Ихлара.

№1 — Первый находится в начале долины в деревне Ихлара. №2 — Второй вход позволяет войти в районе 4 км долины, если считать от Ихлары. Это самый популярный вход, он имеет спуск длиной более 300 ступеней вниз. №3 — Третий вход — в деревне Белисирма. Этот вход удобен тем, что позволяет спуститься в долину на автомобиле. Он расположен в середине долины, на седьмом километре пути. №4 — Последний вход — с другого конца долины, возле монастыря Селиме. Некоторые из треккинговых туров по всей долине начинаются именно отсюда.

Лучшая часть долины - это первая семикилометровая часть от деревни Ихлара до деревни Белисирма.

Чтобы хорошенько познакомиться с долиной Ихлара и ее окрестностями, нужно провести тут не менее двух дней. Если летом, то жить можно как в гостиницах (имеются тут), так и даже в палатках (на участке между Белисирмой и Салиме есть места для кемпинга - 38.29397, 34.27501 и 38.29077, 34.27447 , 38.276000, 34.282050 (есть вода и туалет) и еще рядом парочка диких мест для стоянок, а также кемпинг в начале каньона около деревни Ихлара 38.23954, 34.30789. Координаты есть на OpenSyreeMap.

Этот участок долины бесплатный, в отличие от самого известного, раскрученного и обустроенного - от лестницы с 400 ступенями до Белисирмы. Все труднопроходимые места оборудованы мостиками и ограждениями, а до всех открытых церквей, которые находятся высоко, сделаны лестницы. Тут наибольшее количество пещерных храмов с фресками. Если заходить во все церкви (что мы и делали), то время прохождения 5-километрового маршрута увеличивается. Тут обычно очень много групп туристов, но не в ноябре 2020. Никого. Этот маршрут, мы собственно и успели пройти практически в полном одиночестве. Долина открыта с апреля по октябрь: 08.00-19.00, с ноября по март: 08.00-17.00. Билеты перестают продавать за полчаса до закрытия. Выходных дней нет.

Все подробности посещения долины прекрасно изложены

здесь: https://tour-turkish.ru/dolina-ihlara/

здесь: http://cappadocia-elenatruva.ru/dolina-ixlara-kappadokiya.html

здесь: https://www.kapadokyadayim.com/belisirma/

здесь: https://www.cappadociahistory.com/

здесь: https://puravida.su/blog/cappadocia#ihlara

Диссертация

Рассказы путешественников: https://puravida.su/blog/cappadocia#stdaniel

Храмы Каппадокии: https://www.cappadociahistory.com/churches

План долины

Стартовали от Центра по обслуживанию туристов (38.25352, 34.30193), где оставили машину. Парковка 15 лир (наличка). Далее спуск в долину по лестнице (400 ступеней), вид очень мощный.

План был такой (он и осуществился): пройти по долине от лестницы до деревни Билисирма. Там взять такси, вернуться за машиной. В Билисирме у выхода из долины есть ресторанчики, туалет, короче, туристическое место. В Билисирме можно взять такси(50 лир), чтобы вернуться обратно к центральному входу, к своей машине. Таксисты дежурят у выхода из музейной зоны каньона. Трек маршрута (5 км).

Далее в рассказе подробное описание храмов на участке от главного входа (с лестницей) до Билисирмы.

Перед этим стоит пару слов сказать о том, какую роль играла Каппадокия в истории христианства. В I - III вв н.э., эпоху раннего христианства, множество христиан из разных уголков Римской империи скрывались от гонений в скалах Каппадокии. Христиане быстро осваивали долины, строили церкви и монастыри, создавали уникальные подземные города. Самые известные христианские проповедники родились или долгое время проповедовали в этих местах. Например, Лонгин Сотник; богословы Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский (великие Каппадокийцы); родился почитаемый на Руси святой — Георгий Победоносец; равноапостольная Нина и святитель Григорий начинали свой путь по посвящению Армении и Грузии именно отсюда; сорок мучеников севастийских тоже родом из Каппадокии.Эта местность была густонаселена в древности, отсюда и такое большое количество храмов. Поэтому для многих современных христиан Каппадокия – не только красивая достопримечательность, но и место паломничества.

Что касается храмов долины Ихлара, то они все разнообразны по стилям, здесь нет общего «каппадокийского стиля». Здесь встречаются сирийский, египетские (коптские), армянские мотивы.

Первая по пути церковь, сразу у спуска, справа.

Akacalti Kilise Ağaçaltı Kilise (св. Даниила, «Церковь под деревом», IX в)

Есть фрески времени иконоборчества и X - XI вв. (38.253233, 34.303650) Церковь Ağaçaltı имеет так же другое название – церковь св. Даниила. Названа она по имеющейся здесь фреске «Даниил среди львов». Церковь имеет форму креста. Фрески церкви относятся к разным периодам. Часть из них – к периоду борьбы с иконами. Другие исполнены в 10 -11 веках. Имеются различные сюжеты: побег в Египет, Смерть Девы Марии и пр.

Информация о церкви: https://www.cappadociahistory.com/post/agacalti-church-ihlara-alley

Первоначально вход был через задние туннели, но сегодня посетители заходят с противоположной стороны и оказываются сразу под центральным куполом.

Купол, сохранивший яркие росписи, - уникальная особенность церкви. Купол представляет собой не гладкую полусферу, а скорее тыквенную форму с восемью выпуклостями. Этот неправильный по форме купол имитирует архитектурные стили восточного Средиземноморья (то есть Сирии или Армении), а не Константинополя. Начиная с четырех арок в квадрате, каждый регистр последовательно становится более округлым, пока не появится мандорла Христа.

Ангелы, окружающие Христа, написаны в несколько наивной манере. Четыре ангела держат мандорлу Христа, а остальные, объединенные в группы, - это небесный хор поклонения. Перед нами сцена «Вознесение Христа на небо». Он восседает во славе, держа Евангелие и жестом благословляя тех, кто внизу, то есть нас. Только одно окно источает свет, который падает именно на сцену Вознесения.

Живописная программа храма призвана передать состояние совместного поклонения Христу. Человек смотрит на небеса, где Христос восседает во славе и великолепии (с помощью окна). Ниже изображения Христа в куполе представлены ряды ангелов, ветхозаветных пророков и новозаветных апостолов. По часовой стрелке от головы Христа это восемь пророков: Давид, Иона, Даниил, Исайя, (окно) Иеремия, Иезекииль, Аввакум и Соломон. Панно каждого пророка отделено геометрическими узорами. Ободок обрамляет белый карниз с красными шашками. Последний (уже не живописный, а реальный) ряд людей - это вы, поклоняющийся, стоящий на уровне земли и смотрящий на Христа Пантократора.

Слева от входа четыре сцены жизни Христа: «Благовещение», «Посещение», «Рождество» и «Волхвы». Три волхва в ярко-синем цвете несут дары новорожденному Иисусу, изображенному в соседней сцене. Имена волхвов - Гаспар, Бальтазар и Мельхиор (согласно церковной традиции) - написаны над их головами, практика уникальна для церквей Ихлара. Рядом на потолочном своде изображен греческий крест со спицами в каждом квадранте.

Западная часть храма (напротив входа) украшена множеством цветочных и геометрических узоров. Узоры большие и яркие. Толстый крест, как и в других церквях Ихлары, украшает верхний свод. Сцена на задней стене - Даниэля атакуют львы с каждой стороны. Белая полоса письма - это посвящение церкви: «Деве Пантаносе», греческий титул Марии, означающий «Королева всего». Из-за этого изображения церковь еще называют Даниэля Пантаносса. Отметки на больших кружках показывают, как художник создавал плетеные узоры. Он провел на гипсе прямую красную линию, затем с помощью циркуля начертил идеальные круги вокруг равноудаленных точек вдоль этой линии. Эти отметки направляли процесс окраски.

Северная стена имеет три картины. В люнете «Крещение Христа». В «Успении Марии» на ярко-желтом фоне Иисус появляется дважды - сначала рядом с Марией, а затем стоя. Такое повторение создает ощущение повествовательного действия. Картинка справа (восток) – «Бегство в Египет».

Sümbüllü Kilise, фрески X - XII вв.

Информация о церкви:https://www.cappadociahistory.com/post/hyacinth-church

Буквально с турецкого – «Церковь Гиацинта». Расположена в 200 метрах вниз по течению от церкви Агачалты, напротив церкви Змеи. (38.254417, 34.303000) Фрески церкви Sümbüllü относятся к 10, 11 и 12 векам. На куполе сохранилось изображение Вседержателя. Также имеются фрески с изображением св. Павла, Константина и Ирины и пр.

Церковь Sümbüllü использовалась как монастырь. В ней имеется два этажа. Декорированный вырезанный фасад церкви неплохо сохранился. Но естественный вход сегодня не используется. Входом служит бывшее окно, превращенное в дверной проем. Богато украшенный верхний фасад и внутренний двор визуально выделяются снаружи, но не соответствуют какому-либо внутреннему пространству. В долине Ихлара подобный фасад имеет только Ала Килисе. Большие украшенные колонны образуют пять пролетов, в каждую из которых есть глухое окно или подковообразный вход. Верхний регистр представляет собой слепую аркаду из маленьких ниш. Весь фасад единообразен и точен, что резко контрастирует с основным внутренним пространством. На втором этаже комплекса расположена терраса.

Главные залы Основные помещения комплекса находятся за необработанными валунами на нижнем фасаде. Первый зал имеет плоскую крышу с крестами; по семь глухих ниш с красными геометрическими узорами вдоль каждой стены. Вход в церковь слева был добавлен позже. Левый вход ведет в небольшую церковь. Апсида на задней стене была расширена, чтобы создать еще одну комнату. Вторая комната без отделки, но содержит узкую лестницу, ведущую в верхний холл и во двор.

Главный зал справа имеет высокий сводчатый потолок. Сбоку позже был вырезан аркозолиум (место для захоронений). Нижняя часть стерлась, но под аркой сохранились цветочные и геометрические узоры. Грандиозные размеры и прекрасная роспись указывают на выдающееся положение человека, похороненного здесь. Из этого зала есть входы еще в два простых зала. Зал с цилиндрическим сводом - единственное помещение в верхнем зале.

На неглубоком куполе находится большое выцветшее изображение Христа Вседержителя. На западном конце потолка изображены три знаменитых военных святых: Менас, Сергиос и Бахос. В приподнятой апсиде есть толстый барьер из темплона и арочное окно. Фреска , на которой изображена Мария, держащая Христа, в окружении архангелов Михаила и Гавриила.

Правая (южная) стена нефа включает церковь св. Феодора (возле апсиды), св. Трифон (в углубленной арке) и трое еврейских мальчиков, которых отправили в печь. Их имена записаны как Ханания, Азария и Мисаил. Лучше всего сохранились росписи в правом (южном) рукаве церкви. На плоской крыше изображен бюст царя Соломона на фоне морского флота. Рядом в неглубокой апсиде «Успение Богоматери». Мария лежит на царской постели, а апостолы наблюдают за ней со стороны. Иисус держит ее душу (маленькую фигуру), а золотой ангел летит над ней. На задней (южной) стене – «Благовещение». Под аркой стоят Николай (епископ Миры IV века) и Екатерина Александрийская (замученная в 305 году нашей эры).

Yılanlı Kilise («Змеиная церковь»)

Церковь очень богата фресками. Можно их расшифровать, руководствуясь описанием.https://www.kulturportali.gov.tr/turkiye/aksaray/gezilecekyer/yilanli-klse

Фрески IX в., конца XI - начала XII вв.; Церковь также имеет название «Змеиная», по имени утраченной фрески с изображением Георгия Победоносца, поражающего змея. Координаты: (38.255417, 34.302583)

Самое «известное» по рассказам путешественников, но и самое малозаметное среди всех изображение – «Женщины и змеи» на западной стене. Раньше тут был изображен побежденный змей, Но его, стертого временем, заместили змеи, кусающие грешниц. Фреску видно едва-едва, если не знаешь, что она тут есть, можно и не увидеть. На фреске в ряд были изображены обнаженные грешные женщины. Первая женщина грешна тем, что не кормила грудью (или была бездетна), змеи кусают её в грудь; вторую женщину змея жалит в рот — за то, что она солгала; третья змея кусает в уши — за непослушание; четвертая женщина вся покрыта жалящими её змеями — её грех в прелюбодеянии. https://puravida.su/blog/cappadocia#stdaniel. На этой же стене на своде нартекса «Страшный суд». Вот Ангел с весами.

На северной стене - сцена, отсутствующая сегодня - Воскресение Лазаря, вход в Иерусалим; На внутренней поверхности арки на востоке: Христос посередине, ангелы по бокам, Йоаким, Анна на севере, Захария и Елизавета на юге; «Благовещение» на севере (Марии) на своде восточного креста; Стефанос и Гамалиил на восточной стороне триумфальной арки; Соломон, Ильяс, Давид, Енох внутри.

«Вознесение Христа» в куполе апсиды; В нижнем ряду, в середине, на престоле, Дева Мария и Младенец Иисус, по бокам святые Симеон, Фома, Иоанн, Лукас, Павел, Петр, Матфей, Марк, Варфоломей, Иаков, Филипп; Василий - на западе, Григорий - на востоке на северном своде с перекладиной.

«Тайная вечеря» на стене внизу, «Распятие» вверху; Афиноген на западе, Николаос на востоке, Михаил и Гавриил посередине; Успение Богоматери» (Коимесис) на стене внизу, Константин и Елена вверху; Посвящение египетской Девы Марии, погребение египетской Марии на южной стене южного коридора; Даниил среди львов на западной стене; Сцены Деисуса можно увидеть в аркозолиуме (гробница) на севере.

Karagedik Kilisesi

Информация о церкви: https://www.kulturportali.gov.tr/turkiye/aksaray/gezilecekyer/karagedk-klses

Этот храм неверно обозначен на многих картах, в том числе на OpenSteetMap, на самом деле он находится вот тут: (38.261717, 34.292600), на противоположном берегу ручья, относительно тропы. Через ручей проложен мостик и далее оборудована деревянная дорожка (38.259233, 34.296650). См. схему: стрелка указывает на реальное место нахождения остатков каменного храма.

Другое название церкви – церковь св. Ермолая, в честь того, кто крестил Пантолеона – будущего святого и целителя Пантелеймона. Храм кардинально отличается от абсолютного большинства раннехристианских церквей Каппадокии, выдолбленных в туфовых скалах. Церковь Karagedik была построена из камней. Считается, что был похож на храм Шанлы Аксарая. Был построен тем же заказчиком и теми же мастерами, что и богатая церковь в Белисирме Bahattin Samanligi Kilise. В 2011 году храм был еще больше разрушен и теперь не похож на себя прежнего. «Многие изображения, представленные в старых публикациях, сегодня исчезли: после разрушения церкви в 2011 году. Сравнивая фото до 2011 и после 2011 года, трудно найти сходства руин с тем, что было.

Внутреннее пространство было организовано в виде четырех греческих крестов. Сейчас от каменного храма, как мы видим, осталась лишь одна северная стена.

Фрески в здании датируются X или XI веками, но архитектурные особенности близки к поздневизантийскому периоду. Частично сохранились сюжеты: «Убийство Захарии в Протезисе», «Следование за Елизаветой», Саломея и Иоанна Креститель; Сцены, показывающие мученичество святого Георгия.

Кафе на реке

Kirkdamalti Kilisesi Kirk Dam Altı (св. Георгия)

Информация о церкви:https://www.cappadociahistory.com/post/st-george-church

Фотографии частично взяты отсюда

(38.259667, 34.292233) Фрески конца XIII - XIV вв. – Нужно подняться вверх по лестнице

Церковь св.Георгия в долине Ихлара - пещерная церковь неправильной формы, построенная около 1290 года внутри погребального грота. Это была последняя пещерная церковь, сооруженная в Каппадокии. Церковь находится на западном берегу реки…., довольно высоко, к ней ведет длинная лестница. Эту церковь часто называют Кыркдамалты Килисе – «со множеством крыш».

Церковь имеет неправильный, весьма причудливый архитектурный план. Возможно, изначально это место было погребальным гротом, который позже был преобразован в церковь. Несмотря на плохое состояние, Георгиевская церковь отличается неортодоксальной планировкой, обилием захоронений и значительным панно доноров, тех, на чьи деньги велось строительство.

Заключение Граффити, дым и более позднее повторное использование повредили церковь. Внешняя стена церкви обрушилась.

Из-за обрушения скалы посетители теперь смотрят в неф через боковую (северную) стену. На левой стороне видна часть полукруглой апсиды. Форма остальных стен определяется ранее существовавшими могилами и погребальными камерами, а не архитектурной традицией. Георгиевская церковь функционировала как погребальная часовня и христианское кладбище. На полу церкви и близлежащих погребальных помещениях расположено около 100 могил. Могилы появляются на разных уровнях, имеют разные размеры, что свидетельствует о разнообразии христианских погребальных ритуалов. Затем, около 1290 года, жертвователи дали деньги на создание более священного места для захоронения. Они превратили комнату в церковь, вырезав апсиду и нарисовав традиционные библейские сцены. Фрески оказались весьма творчески вписаны в нестандартную форму пространства. Например, сцена «Вознесения» на плоском потолке заполняет панель необычной формы, а четыре ангела, поднимающие мандорлу Иисуса, прижимаются друг к другу, так как рядом большая ниша. 12 учеников (в красных и белых одеждах) стоят полукругом, под ними – два ангела. Из-за ограниченного пространства каждый ученик идентифицируется только по первой букве своего имени.

В еще одной нише – изображение св. Космы и Дамиана. Мы можем видеть здесь сюжеты «Преображение», «Распятие», «Вознесения». На задних стенах рядом появляются «Успение» (слева от панели дарителя) и «Рождество». Сцены расположены без какой-то логики, подчиняясь только характеру пространства.

Частично сохранившаяся апсида содержит части Деисуса - стоящего Иоанна Крестителя и голову Иисуса. Между ними появляется ангел-серафим с глазами. В основании абсиды находятся трое неопознанных отцов церкви. Ряд архангелов (символов божественного присутствия) выстроились у входа в апсиду: Рафаил под аркой, Уриил внутри красного нимба на раковине и Гавриил с Михаилом стоят по краям Деисуса.

Св. Георгий, покровитель этой церкви, изображен на трех фресках. Огромное изображение на панели донаторов (жертвователей). Святой Георгий - крупная фигура в воинских доспехах, рядом с ним донаторы. Два донора около св.Георгия - это крупная фигура в военной форме. Советник Василий Джакупес (слева) в тюрбане и белой накидке. Это традиционный наряд сельджуков, т.к. в это время (1290 гг.) турки-сельджуки правили Каппадокией уже 200 лет, и христиане исповедовали свою веру как «изгнанники».

Грузинская принцесса Тамара (справа) в длинной зеленой мантии. Она держит в руках макет церкви. Это обычная сцена для византийского церковного искусства. Интересно, что в руках Тамара держит обычный по форме храм, а не тот, что построен в пещере, т.к. экстерьер пещерного храма изобразить сложно. Сразу справа от этого сюжета видно еще одно изображение св. Георгия на белой лошади.

Другой Георгий-всадник уже за пределами церковного нефа, в арочной нише над входом. Стиль росписи заметно отличается. Фигура Георгия повреждена, но на нем красный плащ, оранжевое военное снаряжение и зеленые сапоги. У его обычного белого коня заплетенный хвост. Георгий на лошади топчет двухголовую оранжевую змею. Эта икона, вероятно, была нарисована над нишей захоронения саркофага (такое место называется Аркосолия), когда-то возвышавшейся над скалой, но теперь поврежденной из-за обрушения скалы.

В храме имеется надпись, где упоминается византийский император Андроник II и сельджукский султан Мусада II, правление которых совпало (1282–1295 гг.). Это означает, что св. Георгий расписан фресками около 1290 года нашей эры, и это последняя датированная церковь в Каппадокии.

Bahattin Samanligi Kilise

(Церковь в амбаре Бахаттина - Bahhatin Samanlığı)

Информация о церкви:https://www.cappadociahistory.com/post/bahattin-hayloft-church

Фрески X - XI вв. Находится в километре (38.260000, 34.292883) к югу до Белисармы. Храм назвали именем человека, хранившего здесь сено, т.е. использовал её как сарай. Этим обусловлена неплохая сохранность фресок — никто не зацарапывал лица святым. Внутри очень темно, фотографировать сложно.

В византийскую эпоху в этих местах селилась элита. В дарственной надписи вокруг нефа церкви упоминается некий Барбас - возможно, уроженец Каппадокии, имевший императорские титулы. Различные детали указывают на то, что даритель принадлежал к богатой аристократии. Стены украшены орнаментальными мотивами, которые демонстрируют силу и престиж. Стул Иосифа («Рождество»), престол Иисуса («Деисус») и арки над епископами богато украшены драгоценностями. Узорчатая полоса на потолке, ромбовидный узор с крестами и звездами - мотив, напоминающий небеса. Полоса сужается к апсиде, указывая тем самым на изображение Христа в медальоне над апсидой. Количество нарисованных надписей - имен, названий изображений и литургических надписей вдоль лепнины - также свидетельствуют о престиже и статусе заказчика. В эпоху, когда большинство людей были неграмотными, слова предназначались для создания впечатления, а не для чтения. Кстати, тот же жертвователь и те же мастера построили Карагедикскую церковь ( полуразрушенная каменная церковь неподалеку отсюда ). Богатый спонсор нанял талантливых архитекторов, строителей и художников из Стамбула для строительства этих двух прекрасных церквей.

Это небольшая однонефная церковь (2,5 на 4 м) построенная в соответствии с византийским архитектурным нормами. Необычно то, что церковь достаточно просторна, потому что более поздние строители занижали землю и убирали боковые скамейки, возможно, чтобы добавить могилы на полу. Из-за отсутствия нартекса посетители через южную стену попадают прямо в неф.

В стенах глубокие утопленные арки. Апсида имеет центральное окно и пристроенный алтарь. Живопись нефа очень насыщена. Сюжеты из жизни Христа расположены на потолке и боковых стенах в виде трех концентрических колец, каждое из которых начинается на правой стене (юго-восток) церкви. Всего повествование содержит более 20 изображений. Сцены рождения Иисуса заполняют верхние регистры потолка – «Благовещение», «Посещение», «Доказательство непорочности Девы», «Путешествие в Вифлеем», «Рождество» (верхняя задняя стена), «Волхвы», «Сон Иосифа» и «Бегство в Египет» (Мария нежно держит Иисуса). Сцены с изображением Иоанна Крестителя заполняют нижние регистры потолка. Тут мы видим «Избиение младенцев» (Ирод принимает царственную позу), «Погоня за Елизаветой», «Представление во храм» (Симеон принимает Иисуса над алтарем с крестом) и «Крещение». Сцены смерти и воскресения Иисуса покрывают боковые стены – «Воскрешение Лазаря» (напротив воскресения), «Вход в Иерусалим» (Иерусалим под аркой), «Предательство Иуды», «Распятие», «Погребение», «Мария у гробницы» (первая держит кадило и два спящих воина), «Воскресение», «Иисус является Мари» (редкая сцена в живописи Каппадокии).

Опытный художник соединил росписи со смелыми архитектурными формами. Изображения расположены в последовательном порядке, начиная сверху и двигаясь вниз. Сцены сгруппированы по разделам. Например, два центральных регистра на верхнем потолке содержат восемь сцен рождения Иисуса, а внешние регистры на нижнем потолке содержат только четыре сцены, связанные с Иоанном Крестителем.

Большинство каппадокийских церквей придают большое значение либо «Распятию», либо «Воскресению». Однако здесь они имеют одинаковое значение. Эти основные сцены сопоставлены в больших нишах на северной стене. Эти два изображения напротив двери имеют естественное освещение и сразу видны. Внутри арок находятся сцены, связанные с двумя основными событиями, например, два явления воскрешения по бокам сцены Воскресения. Обе сцены теперь покрыты граффити - начертанными молитвами более поздних христиан.

Напротив входа на перемычке между арками появляются три «святых доктора». Первые два - Флорус и Лавр, известные чудотворцы, похороненные в Константинополе. Третья фигура - Орест, врач из Тианы (современная Ниде). В программе росписи отсутствуют ожидаемые изображения. Например, В церкви нет военных святых (хотя жертвователем был военный) и монахов (хотя церковь была частью монастырского комплекса). Также в христологическом цикле отсутствует Преображение. Раковина абсиды изображает Христа на престоле во славе. В двух ближайших медальонах Петр и Павел молятся Иисусу. (Хотя Петр и Павел редко встречаются в Каппадокии, они также появляются стоящими в апсиде соседней Колонной церкви). По бокам архангелы Михаил и Гавриил склоняются к Иисусу в служении.

Литургическая надпись гласит: «Приди, священник, и принеси в жертву тело Христово. Здесь представлен Бог. Я преломляю это (хлеб / тело) и поддерживаю достойных». Этот текст привлекает прихожан к участию в Евхаристии, как напоминание о значении этого события и необходимости личной чистоты в присутствии Бога. Точно так же надпись на карнизе нефа цитирует строки из литургии. В нижней части апсиды находятся шесть епископов: Епифаний, Амфилохий, Иоанн Златоуст, Василий, Григорий Назианзус и Григорий Тауматургес (чудотворец III века в Понте / Каппадокии, на поясе над нишей). Внутри ниши абсиды Константин на желтом фоне, одетый как средневековый император. Константин обычно изображается держащим Истинный Крест. Он обычно стоит рядом со своей матерью. Св. Елена редко бывает одна, как здесь. Св.Елена изображена внутри передней левой (северо-восточной) арки, рядом со сценой Воскрешения. В своде апсиды находится семь круглых медальонов. Центральный крест здесь и над входом отмечает переход в более священное пространство. Ветхозаветные пророки - Осия, Исайя, Малахия, Аввакум и Илия.

Хотя церковь Бахаттин Хейлофт небольшая и редко посещаемая, она содержит обширный цикл живописи, изображающий жизнь Христа. Роскошная церковь свидетельствует о богатстве покровителя и его связях с византийской столицей. Подробнее о храме: «Новый взгляд на Бахаттин Саманлыги Кийлисеси в Белисирме (Каппадокия)» Екатерины Жоливе-Леви - см. [здесь**](https://www.academia.edu/19757398/The_Bahattin_Samanli%C4%9F%C4%B1_Kilisesi_at_Belis%C4%B1rma)

Direkli Kilise (Церковь Дирекли)

Информация о церкви: https://www.kulturportali.gov.tr/turkiye/aksaray/gezilecekyer/drekl-klse

(38.265567, 34.289383) Церковь Дирекли - в плане имеет форму греческого креста, четырехстолпная, трехапсидная. Фасад скалы, в которой расположены монастырские помещения, обращен к долине и разделен на три части четырьмя колоннами, окаймлен глухим арочным фризом наверху. Первоначально была двухэтажной, имела две комнаты, церковь и часовню.

Фрески с надписью на северной стороне апсиды и лепниной в главной апсиде датируются 976-1025 годами, Деисус дополнен изображениями двух архангелов Петра и Павла в главном куполе апсиды. Ниже посередине - Богоматерь и по четыре епископа с каждой стороны; Дева Мария с младенцем Иисусом в северной стороне купола апсиды, Захария, Иоаким и два ангела по бокам; три епископа и мученик внизу. На фронтоне триумфальной арки изображены Иисус и два ангела, а на внутренней поверхности в медальонах – пророки. Кроме того, изображения святых и мучеников можно увидеть на поверхностях стен и опор.

Частично сохранились также геометрические изображения периода борьбы с иконописью примерно 726-843 гг.

После смотра храмов можно продолжить путь по долине Ихлара (по бесплатному ее участку) и дойти до монастыря Селиме. Мы же покинули каньон и на машине поднялись по серпантину к еще одной очень примечательной церкви Ala Kilise.

Ala Kilise (или «Цветная), а также Bezirhane (малодавильня)

Информация о церкви:https://www.cappadociahistory.com/post/ala-church

Находится в деревне Белисирма, к востоку от ручья Мелендиз и Ихлара, выше по шоссе - координаты: (38.267167, 34.290683). Монументальный характер и тщательно продуманный фасад серьезно отличает эту церковь от традиционных пещерных храмов Каппадокии. Эта общинная церковь была построена около 1000 года нашей эры. То есть в тот период, когда христианство было официально разрешено, а турецкое завоевание еще не началось.

Мы привыкли , что пещерные церкви в Каппадокии обычно имеют отдельные, скрытые входы. Однако у Ала Килисе массивный декоративный фасад (уникальная особенность этого храма). Такой тщательно продуманный фасад обычно характерен для дворового комплекса с несколькими комнатами, а не на церкви. Но мы видим вырезанные на скале символические / священные рисунки. Это значит, что фасад функционально заменил нартекс как подготовительное место для входа людей в священное пространство.

Церковь Ала - одна из крупнейших пещерных церквей Каппадокии, ее размеры 11 на 14 метров. Это была общинная церковь для близлежащей деревни византийских / православных христиан. В комплексе нет могил. В церкви нет нартекса (входной комнаты), поэтому посетители входят в неф через огромную арку, имитирующую внутренние арки.

В планировке интерьера строители объединили элементы крестово-квадратного и крестово-купольного планов. В главных сводах под центральным куполом изображены святые (на переднем и заднем сводах) и ветхозаветные пророки (под боковыми сводами). Круги со святыми также появляются под сводами трансептов. Фрески очень сильно повреждены.

На люнете над арками появляются сюжетные сцены. Они включают: «Вход в Иерусалим» (западная рука, южная стена), «Встреча Марии и Елизаветы» (?)(южная рука, западная стена), «Успение Богоматери» (южная рука, южная стена) и «Воскресение» (северная рука, западная стена), «Тайная вечеря» (западная рука, северная стена). Логика расположения сюжетов типична для византийских храмов.

На столбах просматриваются полноразмерные изображения отцов церкви и воинских святых. В двух угловых секциях сзади (на западе) изображены несколько популярных монахов. Появление столь редких фигур предполагает, что здесь находилась влиятельная монашеская организация.

Нарисованные изображения сложны и детализированы - возможно, это работа художника из Константинополя. Художник предпочел красные оправы с темно-синим фоном, выполненные из дорогих пигментов. Изысканные произведения искусства и величественный фасад указывают на хорошее финансовое покровительство. После завоевания Каппадокии турками, в церкви организовали маслодавильню («безирхане»), которая действовала вплоть до ХХ века, инвентарь до сих пор «украшает» ее интерьер.

Панорама церкви

Поскольку храм находится выше долины ручья, то от него открывается прекрасный вид на каньон Ихлара.

В деревне Belisırma можно посмотреть также Karagedik (св. Ермолая), каменный храм с фресками X - XI вв.