Музей под открытым небом Гёреме (Göreme Açık Hava Müzesi)

Источник:https://www.cappadociahistory.com/blog/categories/goreme (Перевод с английского).

Göreme Açık Hava Müzesi (38.64007, 34.84544)

Музей Гёреме – это открытое пространство – группа скал, внутри которых выдолблены пещеры. В 1984 году он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На этой небольшой территории находятся лучшие церкви Каппадокии и несколько монастырских комплексов, 15 церквей и 11 трапезных X-XI веков.

Совет: билет 100 лир+30 лир Karanlık Kilise ("Темная церковь"), открыто ежедневно, идти лучше к 8.00, на 1,5 – 2 часа.

В обычное время, когда нет никаких пандемий и прочего (будет же снова такое), в музее всегда толпы народу. Что не способствует погружению в атмосферу места. Поэтому рекомендуется приезжать или к 8.00 (пока группы завтракают), или после 15.00(когда все уже устали гулять). Думаю, что в ситуации отсутствия туристов (ноябрь 2020) эти рекомендации были излишни, но тем не менее, в 8.00 мы оказались в музее совершенно одни, что во много раз усилило впечатление от увиденного. (В 2021 народу уже было больше, поэтому заход в музей сразу с открытием его очень рекомендуется).

На спокойную прогулку по этому небольшому, но интересному пространству нужно не менее 1,5 часов. Если конечно, не сквозняком гулять тут, а во что-то вникать. От Гёреме пешочком идти минут 20, наверное, но ради экономии времени можно подъехать на авто (парковка большая рядом с рыночком сувениров (38.64142, 34.84335)

Источники:

Сайт по историии Каппадокии (англ яз) https://www.cappadociahistory.com/post/goreme-open-air-museum

Путеводитель от Елены Трува

Путеводитель tour-turkish.ru

Хороший рассказ о посещении Музея здесь(лето), а также здесь (зима) и здесь,имеются фотографии фресок, которые нам сфотографировать не удалось (запрет на фото съемку).

Альбомы с фотографиями фресок

Фоторепортаж Музей Гереме

Общий смысл увиденного можно охарактеризовать так (сошлюсь на реплику моей подруги: «Изображения разного художественного уровня подкупают совершенной невинностью: храмовая роспись ещё не устаканилась, канонической схемы расположения сюжетов и фигур ещё нет, но зато есть экспрессия, и строгость, и такое живое и непосредственное желание понять, как же все это было».


Музей под открытым небом Гереме занимает лишь небольшую часть (около 5%) долины Гереме, которая тянется всего один километр на северо-запад от музея.

В долине Гёреме (Göreme Valley) десятки церквей, сотни захоронений и бесчисленное количество сельскохозяйственных помещений. Рядом с долиной Гереме несколько других расписанных фресками церквей (El Nazar Church, Saklı (Hidden) Church, Ayvalı Monastery, and Zindan Church).

Почему на этой маленькой территории так много церквей, часовен и гробниц?

В дохристианские римские времена долина Гереме уже была местом захоронения, гробницы и тогда уже высекались в скалах. Примерно в 800-х годах монахи основали здесь небольшие монастыри, чтобы вести созерцательную жизнь: этот район считался «священным» хотя бы потому, что здесь были похоронены предыдущие святые. Кроме того, сюрреалистический, похожий на пустыню ландшафт создавал мистический, духовный контекст, характерный для византийских монастырей. Ну и с практической точки зрения важно, что церкви и жилые помещения построить было несложно. Когда в долине Гёреме обосновались монахи и отшельники, миряне-христиане стали паломниками. Они ехали сюда, чтобы навестить монахов, помолиться или увидеть святую реликвию. Приток паломников укрепил священную репутацию региона. Это, в свою очередь, означало, что больше людей хотели построить здесь мемориальную часовню или монастырь. Таким образом, три причины - священное погребение, монашеская жизнь и духовное паломничество - усиливали друг друга. Вот поэтому в долине Гереме такая высокая концентрация христианских церквей .

Подробнее читать в статье "Как понять Каппадокию?"

Рекомендуетcя начинать осмотр комплекса против часовой стрелки - так само собой и получается.

План музея.

Около каждой церкви табличка на турецком\английском и схема расположения фресок с подписями. Аудиогид на русском есть, но очень малоинформативен.

Церкви,, которые предстоит увидеть, можно разделить на три различных типа внутреннего художественного стиля: а)полностью расписанные фресками, оштукатуренные, б)имеющие несколько изображений и в)иконоборческие (только красные геометрические формы).

Самые впечатляющие церкви - Karanlık Kilise ("Темная"), Çарıklı Kilise ("С сандалиями") и Elmalı kilise ("Яблочная")- в них живопись заполняет все стены. Их единый стиль предполагает, что они были созданы и расписаны по одному замыслу. Скорее всего, мастер и его команда расписали "Тёмную церковь" примерно в 1000 году нашей эры, затем ученики и последователи мастера оформили следующие две, которые похожи по форме, цвету и сценам на "Тёмную церковь", но их фрески не так точны и детализированы.

Примерно в 1100 году нашей эры после периода (в X-XI веках) активного использования долин Гереме христианами,эти места были покинуты ими, так как сюда пришли турки-сельджуки. Область стала турецкой деревенской общиной. Фермеры вырезали в полу отверстия и использовали пещерные церкви для виноделен и кухонь.

Период в 800 лет мы вынуждены пропустить, и рассказать о том, что в начале 1900-х небольшое количество греков-христиан все еще молились в некоторых в близлежащих церквях в Ортахисаре, но прямых доказательств их присутствия в долине Гереме нет. В 1920-х годах все греки-христиане Турции были переселены в Грецию. В период 1920-1970 годов турки не были заинтересованы в сохранении греческой культуры, поскольку страна боролась с греками за свою национальную независимость. В это время некоторые помещения использовались по-прежнему в сельскохозяйственных целях. Например,"Темная церковь" стала голубятней для сбора голубиного навоза (что на самом деле парадоксальным образом и помогло сохранить прекрасные фрески).

В 1970-х годах интерес к Каппадокии возродился. В 1973 году правительство Турции предприняло шаги по сохранению Каппадокии, которую объявили «привилегированным регионом для развития туризма». До этого церкви в Гереме были открытыми и незащищенными. В 1975 году городок Авджылар (древняя Карама) изменил свое название на Гёреме. А в 1985 году «Национальный парк Гёреме и скалы Каппадокии» были добавлены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня музей под открытым небом Гереме - главная достопримечательность Каппадокии, которую ежегодно посещают более 1 миллиона посетителей.

Часовня св. Василия (Aziz Basileos Şapel) (XI век)

Описание церкви Aziz Basileos Şapel

(Перевод с английского)

Это компактная однонефная церковь с несколькими настенными изображениями.

Посвящена одному из самых почитаемых в Каппадокии святых, Василию Великому. Св. Василий – покровитель этих мест. Родился в Каппадокии, в Кайсери, был епископом, разработал «Нравственные правила христиан» и монашеские правила, он сочинитель многих проповедей, считается также автором иконостаса. Это один из знаменитейших каппадокийцев - Отцов Церкви (наряду с братом Василия Великого Григорием Нисским и Григорием Богословом).

Христианские общины начали возникать в этих местах во II веке, а в IV веке здесь уже был центр христианской веры и жизни. В это время приходит сюда епископ из города Кайсери Василий. Он любил простую жизнь в молитве, но не отделял себя от остального мира, Василий озвучил один из главных заветов христиан – делиться с голодающим последним куском хлеба. Из «Православной энциклопедии» мы узнаем, что облик св. Василия напоминал великих святых древности: у него было бледное лицо, борода, какую носили либо философы, либо монахи, необычная походка, замедленная манера речи. Одежда, устройство кровати, пища - все носило у В. В. случайный характер. При этом св. Василию была свойственна твердость характера, постоянство, мужество и в то же время осмотрительность, сила ума, дар учительства; он не был связан браком, был нестяжателен, «бесплотен и почти бескровен». Деятельность св.Василия и сейчас ощущается в церковной жизни: именно он обосновал правила монашества, многие его тексты используются и поныне в Литургии.

При входе в церковь обращают на себя внимание ниши в полу, они прикрыты решетками. Предположительно это могилы тех, на чьи деньги была обустроена часовня. В полу высечено двенадцать могил. В дальнем конце находится оригинальный акрозолиум (арочная ниша с могилой). Все остальные могильные ямы были вырезаны позже. Вырезанные в скамейке короткие могилы предназначались для младенцев и детей, возможно, оставленных монастырю. Такие захоронения прямо в храме очень характерны для здешних храмов.
Часовня вырублена явно не профессиональными резчиками: стены кривые, столбы непропорциональные, а поверхность остается очень шероховатой. «Грубая работа как бы противоречит намеченной сакральности пространства», с другой стороны, в этой наивности и грубости есть своя прелесть.

Схема расположения фресок. 1.Христос Пантократор, 2.Богоматерь с младенцем, 3.св.Дмитрий, 4.св. Георгий на коне , 5. св.Василий, 6. св.Феодор на коне , 7. св.Катерина

В центральной апсиде изображен Христос Пантократор (Вседержитель). Смещенное от центра положение фигуры заставляет предположить, что в потолке при строительстве возникли трещины.

На левой стене есть два изображения. Высокий слева - это св. Василий Великий, знаменитый епископ Кесарии (р. 379 г.), который защищал Никейское православие и был пионером византийского монашества. (Изображение интересное, но непрофессиональное. Кривые линии и плоские черты лица указывают на недостаток навыков и/ или времени у художника).

Рядом с ним квадратная фреска - это св. Федор на красном коне пронзает змею. Его одежда имитирует римскую военную форму, но ткань расписана в персидском стиле. Феодор Стрателат («Генерал») был замучен в 319 году нашей эры в Понте (северная Турция).

На противоположной стене в большом квадратном поле изображен св.Георгий на белом коне. Он тоже был римским офицером из Каппадокии, который умер в начале 300-х годов в Никомидии (первая столица Восточной Римской империи, современный Измит).

Св. Георгий и св. Федор как бы смотрят друг на друга, действуют сообща и поражают дракона (дракон – символ язычества). Интересно, что три из восьми икон храма- военные святые, это общий элемент каппадокийской иконографии. Ученые предполагают, что каппадокийские христиане чтили военных святых из-за того, что этот регион был пограничным регионом. Расположенная вдали от имперских войск Константинополя, Каппадокия всегда была уязвима для вторжений и набегов из Персии, Аравии.

Но иконы военных святых - это не только магические заклинания с просьбой о защите, но и богословские декларации. Это настоящие воины, которые вели битву со злом во имя Бога. Это были солдаты не Рима, но Христа, армия мучеников, продолжающих его победу над смертью. Изображая этих святых, византийские монахи пытались подражать им.

Остальные шесть фресок храма - независимые друг от друга изображения. Скорее всего, это вотивные иконы. В византийском христианстве это был обычный способ исполнения обета. Например: «Боже, если ты исцелишь мои глаза, то я напишу (или профинансирую) икону такую-то".

Маленькое изображение в правом дальнем углу - воин св. Деметриус. Будучи римским проконсулом в Салониках, он был заколот копьем в 306 году нашей эры за то, что не приносил жертв римским богам. Когда в середине 400-х годов Салоники превратились в важный византийский город, Деметрий стал покровителем города, и его слава распространилась по византийскому миру.

Слева в стене - двойной акрозолиум (гробница для знатного монаха или донатора). На каждой стене внутри декоративного круга нарисован условно "мальтийский крест".
Крест - это символ, в нем зашифровано имя Христа и его учение. Круг означает солнечное колесо, цикличность жизни и смерти, перерождение души. https://tour-turkish.ru/muzej-otkrytym-nebom-gereme/

О типах крестов, которые можно встретить в храмах см. в статье /articles/group/turkey

Как понять Каппадокию? Читать



"Церковь с яблоком" (Elmalı kilise)

Описание церкви Elmalı kilise (Перевод с английского)

Главный вход был расположен с южной стороны, но теперь попасть внутрь можно через пристроенный тоннель с севера. Крестообразная в плане церковь датируется примерно 1050 годом, как и аналогичные "Темная церковь" и церковь "С сандалиями" поблизости. Фрески сохранились достаточно хорошо, т.к. тут веками была голубятня и местные пастухи не жгли костров.

Прямо на стену нанесены красной краской кресты и геометрический орнамент иконоборческих времен. В куполе основной апсиды фреска с Архангелом Михаилом, в левой руке которого держава (красный шар, похожий на яблоко). Это изображение и дало имя церкви. Иная версия названия (менее убедительная) из-за нахождения среди яблонь. http://cappadocia-elenatruva.ru/otkrytyj-muzej-goreme-open-air-museum.html

Сюжеты фресок - сцены из жизни Христа а также Христос Пантократор и архангелы.

План храма и фрески.

1. Деисус, 2. Гостеприимство Авраама (три трока) 3. Арх. Михаил 4. Арх. Гавриил 5. Арх.Рафаил 6. Христос Пантократор 7. Арх. Уриэль 8. Вознесение, 9. Богоматерь 10. Рождество 11. Поклонение волхвов 12. Поцелуй Иуды 13. Распятие 14. Воскресение. 15. Преображение 16. Крещение 17. Воскресение Лазаря 18. Въезд в Иерусалим 19. Снятие с креста 20. Тайная вечеря

Программа внутренней росписи - одна из самых продвинутых в Каппадокии с художественной и теологической точки зрения. Фрески представляют собой самостоятельные сцены, в основном из жизни Христа и соотносимы с важными православным годовыми праздниками. Из-за сложной планировки настенные росписи расположены непоследовательно, но при этом визуально тематически соотнесены - попарно. Например, две сцены из Ветхого Завета интерпретируют сцену Нового Завета над ними. Так, «Спасение трех еврейских мальчиков из огня» соотносимо с «Воскресением Лазаря из могилы». «Гостеприимство Авраама» - с расположенным ниже «Рождением Иисуса». Такой параллелизм сцен показывает преемственность в Божьем замысле по спасению людей. Две сцены рядом в правом углу - «Крещение и Преображение» - подтверждают божественность личности Иисуса. На боковых стенах - рождение и смерть Иисуса ("Воплощение" и "Распятие") обозначают ключевые моменты христианской доктрины божественного спасения.

Наряду с этими логически выстроенными сюжетами, многие изображения расположены в случайном порядке, без какой-либо взаимосвязи и не всегда адекватно вписываются в архитектурное пространство: это «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Распятие» и «Погребение». Так, сцена с волхвами «перетекает» на потолок, а «Тайная вечеря» и «Преображение» - на перегибы арок. Это, а также наличие более ранних красных геометрических фигур на стене, указывает на то, что архитектор и художник работали не одновременно.

Стиль живописи Яблочной церкви демонстрирует высокое мастерство художников. Изображения четкие и разборчивые, предпочитаемые цвета - насыщенный красный и желтый на небесно-голубом фоне. Сложные цветочные и геометрические узоры заполняют пространство между сценами, особенно углы у основания куполов (т.е. паруса). Эти абстрактные узоры, в отличие от четких сюжетных сцен, не только украшают храм, но и символизируют бесконечные и неосознаваемые качества Бога. Сцены выглядят как настенные картины в рамах с четкими, богато украшенными границами. Рамки придают каждой сцене ощущение независимости и завершенности, а целостность интерьер подучает благодаря небесно-голубому фону живописи.

Художник демонстрирует большое мастерство в изображении фигур: пропорции соответствуют масштабу, мускулы выглядят реалистично, одежда висит правильно, лица объемны, группы людей движутся в гармонии друг с другом. Даже на закругленных поверхностях куполов и арок художник скорректировал форму тел, чтобы они выглядели естественно. Кстати, одежда отражает стиль средневековой византийской одежды, а не одежду библейских времен.

Пройдемся по церкви, последовательно рассматривая ее.

Передняя (восточная) стена Яблочной церкви имеет три святилища (апсиды). Деисус заполняет верхнюю стенку (раковину) центральной апсиды. Иисус сидит на мягком царском троне, а Мария и Иоанн Креститель возносят молитвы от имени святых. Иисус держит открытым Евангелие от Иоанна: «Сие повелеваю вам, чтобы вы любили друг друга». (Этот отрывок редко используется в живописи). Под Иисусом находятся пять отцов церкви - Григорий Назианзин, Василий Кесарийский, Иоанн Златоуст, Николай и Власий.

В левой апсиде изображена Мария с Младенцем Христом. Эта икона называется «Одигитрия», то есть «Показывающая Путь». Мария наклоняется к Иисусу и указывает на него как на источник спасения. Сцена над апсидой - погребение Иисуса. На поврежденной картине изображен только Никодим, держащий ноги Иисуса.

Правая апсида - это архангел Михаил. Над ним поврежденная «Тайная вечеря». Мы можем видеть только Петра (крайний справа) и часть Иисуса (держит свиток). Рыба на тарелке - богословский символ Христа: древние христиане использовали греческое слово ichthus (рыба) как сокращение от «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Во время Тайной вечери ученики Иисуса приняли «тело Христа», представленное здесь символической рыбой.

Левая (северная) стена. Эта стена сильно повреждена, видны большие красные кресты первого слоя росписи. Вода с крыши размыла большое изображение Авраама и Сарры, с тремя ангелами. Слева направо на верхних фресках изображены «Вход в Иерусалим», «Рождество» и «Погребение Иисуса».

Правая (южная) стена. Южную стену украшают сцены триумфа и победы. Слева направо следует «Воскрешение», «Распятие» и «Преображение». «Распятие» - это высшая точка богословской программы храма. Иисус на кресте (прозрачная драпировка на Иисусе появилась позже), Мария и ученик Иоанн плачут рядом с ним, у ног Иисуса лежит потемневший череп, что иллюстрирует божественную мудрость креста - смерть Иисуса убила саму Смерть, и таким образом стала возможной жизнь. Солнце и луна преобразились над крестом, потому что смерть Иисуса привела к эсхатологическим изменениям. Христос становится «прототипом» последующих христианских мучеников, которые также претерпели смерть от рук римлян. Римский центурион (внизу справа) издает приказ распять Мессию Бога.

Маленькие сцены на каждой боковой стене усиливают унижение и трагедию смерти Иисуса. Слева - Иисус предан своим учеником и взят под стражу римскими солдатами. Текст над Иисусом гласит: «Они сняли с него одежду и увели его распять» (хотя на фреске Иисус изображен в одежде). Эта сцена сочетается с соседними изображениями - с ангельским сонмом в куполе. Сплошная красная рамка объединяет всю сцену в одну панель.

Двумя строчками на греческом языке у основания купола ангелы провозглашают: «Земля потрясена, и все творение дрожит; мать [Мария] скорбит, а ученик [Иоанн] плачет, увидев Бога Славы на кресте ». Это небесная интерпретация земной сцены внизу - весь космос сотрясается, когда люди распинают «Бога Славы». Кроме того, голова креста простирается в небо, как знак его космического, небесного значения. Смерть Иисуса соединяет небо и землю, воссоединяет Бога с человечеством.

Задняя (западная) стена. Над входом - сцена «Вознесения». Через сорок дней после того, как Иисус воскрес из мертвых, он дал последние наставления своим двенадцати ученикам, а затем вознесся на небо из Иерусалима (Деяния 1: 1–8). Как и сцена «Распятия», эта сцена многомерна. Купол, верхняя стена и боковые пространства над арками (люнет) представляют собой единое повествование. В куполе показано, как Иисус возносится на небо, а четыре ангела держат золотое кольцо (мандорлу), окружающее Иисуса. На стене внизу ученики собираются вокруг Марии и смотрят, как Иисус уходит. Эта сцена взята из Деяний Апостолов (1: 10): «Когда Иисус шел и [ученики] смотрели на небо, внезапно рядом с ними встали двое мужчин в белых одеждах». Эти два ангела изображены на боковых стенах над арками (люнетами). Левый ангел спрашивает: «Жители Галилеи, почему вы стоите и смотрите на небо?» Правый ангел заявляет: «Это Иисус, взятый на небо». Эти четыре изображения (Иисус возносится на небо, ученики наблюдают и два ангела говорят) составляют единую сцену.

Изображение Даниила (под ближайшей аркой) добавляет к этой сцене еще один богословский смысл. Пророк указывает на Вознесение и провозглашает раскрытым свитком: «Бог Небесный установит царство, которое никогда не будет разрушено».

Потолок. Купола. В византийских церквях купола представляют собой царство небес. Но купола пещерных храмов чаще низкие и плоские, это позволяет изображениям быть менее искривленными и более пропорциональными. На центральном куполе - Христос Вседержитель восседает на небесном троне. Остальные семь куполов - это ангелы, небесные существа, поклоняющиеся Богу.

На нижней стороне арок (софитов) изображены ветхозаветные пророки с раскрытыми свитками. Местоположение и цитата каждого пророка имеют в церкви богословскую цель. Ниже приводится список пророков, цитата из их свитка и их богословское значение.

Пророк Соломон: «Мудрое дитя радует отца, а глупое дитя огорчает свою мать». (Притчи 10: 1) имеют здесь смысл, поскольку Соломон смотрит в лицо своему отцу.

Пророк Давид: «Слушай, о дочь, рассмотри и наклони ухо твое; забудь свой народ и дом своего отца ". (Псалом 45: 2) служит библейским увещанием и утверждением для монахов, которые оставили свою семью, чтобы служить Богу.

Пророк Иона: «Я знал, что ты милостивый и сострадательный Бог, медленный на гнев и изобилующий любовью, Бог, Который смягчается, посылая бедствия». (Иона 4: 2) - это обычное подтверждение милосердного характера Бога в Ветхом Завете.

Пророк Аввакум написан над головой, (но текст - Иеремия 23: 23): «Разве я только Бог рядом, говорит Господь, а не Бог далеко?» Скорее всего, художник неправильно написал имя. Стих, первоначально о Боге, нашедшем лжепророков в их укрытиях, подтверждает присутствие Бога в этом священном месте.

Пророк Даниил: «Бог Небесный установит царство, которое никогда не будет разрушено». (Даниил 2: 44а), как обсуждалось выше, интерпретирует сцену Вознесения. Даниил прожил свою жизнь в вавилонском изгнании, поэтому византийские художники изобразили его в персидском одеянии.

Пророк Исайя: «Посему сам Господь даст вам знамение: Дева зачнет и родит сына, и назовет его Эммануилом». (Исаия 7:14) предсказывает чудесное рождение Иисуса от девственницы. Пророк показывает на сцену рождения на левой стене. Византийские богословы часто читают Исаию из-за его явных пророчеств о рождении Иисуса.

Пророк Моисей: «В начале сотворил Бог небо и землю». Бытие 1: 1 - это первый стих Библии. На картине Моисей смотрит через пространство на Иоанна Евангелиста, который начал свое Евангелие отголоском Бытия 1: 1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Иоанна 1: 1).

Пророк Илия: «Да жив Господь Бог Вседержитель, Бог Израиля!» Эта цитата не является библейским стихом, а взята из литургии. Фраза «Господь Бог Вседержитель» (греч. Вседержитель) относится к главному куполу.

В переднем куполе (перед главной апсидой) - архангел Михаил. На стенах (люнетах) под куполом помещены иконы «Пяти святых мучеников Себастийских» (современный Сивас) - Евстратия, Авксентиоса, Мардария, Евгения и Ореста - всех популярных фигур в византийских церковных росписях. В 296 году нашей эры римский император Диоклетиан услышал, что жители Каппадокии не уважают его. Поэтому он назначил двух новых правителей убить всех христиан в регионе. Одним из таких христиан был Евстратий, прослуживший в римской армии 27 лет. Он отказался поклоняться императору, поэтому правитель заключил его в тюрьму, унизил и убил. Его смелая решимость перед лицом смерти вдохновила других христиан стойко противостоять гонениям со стороны Рима. День их мученичества (13 декабря) был популярным праздником.


Церковь св. Варвары (Azize Barbara Şapeli) (1100 год н. э.)

Описание церкви Azize Barbara Şapeli

(Перевод с английского)

Считается, что часовню сделали византийские войны, посвятив её своей святой покровительнице. Её изображение находится слева от входа (обращено к западному трансепту), икона сильно поцарапана. Варвара - это греческая мученица, которая, по легенде, была убита отцом за приверженность к христианству. Впрочем, историчность св.Варвары сомнительна, поскольку культ ее впервые появляется в 800-х годах, примерно через 500 лет после ее смерти. Тем не менее св.Варвара была очень популярна святой среди средневековых византийцев.

Запоминающаяся особенность этой церкви – красные геометрические узоры – треугольники, квадраты, кресты, зигзаги, круги, деревья, живые существа. Композиции из разных видов крестов расположены в арочных люнетах, то есть там, где обычно находятся сцены из жизни Христа, наборы из трех крестов – это нефигуральные замены евангельских сцен. Квадрат в раковине абсиды в эпоху иконоборчества заменял собой, по всей видимости, изображения Христа.

Сразу привлекает к себе внимание изображение саранчи между двумя крестами и петуха над ней. Около этих изображений где-то имеется надпись: «Сойди, аббат, я похищу твою душу!» Этими словами дьявол пытался отвратить отшельников от их монашеского образа жизни. Они перекликаются со словами сатаны, сказанными первому знаменитому монаху св.Антонию: «Я обманул многих монахов; я низверг многих монахов. Но я слаб, когда нападаю на вас». Сатана в образе саранчи окружен двумя крестами, которые нейтрализуют его. Можно упростить объяснение: саранча – символ зла. Она заключена между крестами - т.е хода злу не будет. Петух символизирует церковь.

Краснофигурная роспись соотносима с архитектурой и органична ей, - это определенно законченная программа росписи и дополнительные изображения не предполагались, а появились позже.

На куполе изображен Пантократор (Христос на троне) в торжественных красных одеждах. Изображение имеет характерные символы королевской власти: Иисус сидит на царской скамье, украшенной обведенной жемчугом, Он сидит на подушке, а ноги опираются на скамеечку для ног, на коленях Иисуса лежит большая книга Евангелий с крестом, усыпанным жемчугом крестом. Над Иисусом греческие инициалы (IC XC) и крестообразный нимб. Это редкий случай, когда Иисус появляется в абсиде один.

На северной стене святой Георгий и св.Феодор на белых конях. Внизу полустертое изображение поверженной змеи. Две слабые донорские надписи гласят: «Господи, помоги своему слуге-священнику» (та, что между лошадьми) и «Господи, помоги своему слуге Леону Марулину» (та, что справа).

К вопросу об иконах и их отсутствии: находясь в храме, почувствовали, что лики святых, даже стертые, сообщают какую-то энергетику, воодушевляют, призывают. А узоры как бы не особо. Красиво, любопытно, да и только. Впрочем, разгадывать, что они обозначают - интересно.

Фреска Мария с младенцем - Никофора («Победоносец»). Она носит скромную красную мантию и держит на коленях Младенца Христа. Это обычное изображение Марии появилось в Константинополе в 600-х годах. Дама рядом с ней - св. Ирина, держащая белый крест мученичества. Интересно, что внутри церкви, вопреки местной традиции, нет могил.


"Змеиная церковь" (Yılanlı Kilise\Snake Church), или церковь св. Онуфрия, XI в.

Описание церкви:Yılanlı Kilise\Snake Church

(Перевод с английского)

Церковь больше известна как Змеиная (Yılanlı Kilise), из-за удивительной фрески, изображающей, как змееборцы св. Георгий и св.Феодор сообща повергают дракона (змея). Святой воин Георгий обычно изображен на белом коне, а святой воин Феодор - на красном. св.Георгий вонзает свое длинное копье в гигантскую змею, что корчится на земле, а красный конь Феодора у наступает на чудовище копытом.

Ближайшая к двери фигура (слева от змееборцев) - святой Онисим. Он жил в пером веке, был рабом некоего Филимона, который жил в районе современного Памукале (Денизли). Онисим сбежал от хозяина и добрался аж до Рима, где встретил апостола Павла и обратился в христианство. По иронии судьбы Филимон оказался другом апостола Павла. Павел отправил Онисима домой и просил Филимона простить своего раба. Позже Онисим принял мученическую смерть, о чем свидетельствует белый крест, который он держит.

Церковь посвящена отшельнику св.Онуфрию, в храме есть любопытное изображение этого святого, который жил в египетской пустыне около Фив. На фреске он представлен обнаженным (но прикрывается большим фиговым листом)и с длинной седой бородой. Это изображение соответствует описанию святого: «Он был весь в волосах, как дикий зверь. Его волосы были такими густыми, что полностью скрывали все его тело. Его единственной одеждой была набедренная повязка из листьев и травы". Круги на груди подчеркивают его аскетизм (вопреки недавним сексуализированным в духе нынешнего времени интерпретациям).

Правее отшельника изображены св. Фома (Томас) и св.Василий. Все три персонажа не случайно оказались рядом, ведь они представляют три класса святых: отшельник (св.Онуфрий), апостол ( св. Фома) и Отец церкви (св. Василий).

Центральная фигура - святой Фома (тот самый Фома-неверующий), апостол, который сомневался в Воскресении Иисуса и хотел прикоснуться к его шрамам.

Последняя фигура - святой Василий, известный богослов-епископ Кесарии (современный Кайсери), основавший общинное монашество (ему была посвящена первая часовня музея). У Василия всегда длинное худое лицо с небольшой бородкой. Богатая одежда:на нем желтый хитон, белый с черными крестами шарф, красный верхний плащ и облачение епископа (омофор) - подчеркивают высокий статус св.Василия.

Желтая книга в руке св.Василия - это Евангелие. Изготовление библейских рукописей было важным видом деятельности в средневековых монастырях. Монахи использовали сложную каллиграфию, чтобы скопировать библейские рукописи на пергамент. Затем художники украшали поля витиеватыми изображениями. Такие книги почитались как монастырские сокровища, поэтому у них были кожаные обложки, украшенные драгоценностями и золотом, как видно на этой фреске.

Рядом на этой же стене император Константин и его мать Святая Елена. Константин, первый христианский император, узаконил христианство в Римской империи, а Елена, по легенде, нашла Истинный крест, на котором был распят Иисус.

На фреске, расположенной прямо напротив входа – Иисус, держащий Библию, и небольшая фигурка рядом с ним – один из меценатов по имени Феодор, на средства которого строили церковь.

Сейчас это типичная однонефная церковь с нартексом, нефом и апсидой в одну линию. Однако скорее, первоначально это был нартекс (пространство, предшествующее нефу), из-за вторжения сельджуков в 1070-х годах церковь не достроили. Примерно в 1100 году нашей эры, когда христианская община пришла в упадок, пространство нартекса было преобразовано в неф церкви.

Комната с плоским потолком в дальнем конце кажется апсидой (особенно с Иисусом, который изображен на люнете). Однако на самом деле это почетное место захоронения донатора храма.

Основная апсида наскоро была вырезана в средней арке, внутри ее алтарь и небольшое сиденье, но нет алтарной преграды (темплона). Три фигуры в раковине абсиды - это Мария, Иисус и Иоанн Креститель (Деисус - "Моление"). Фреска сильно потускнела и поцарапана, под ней проступает большой крест.

У южной стены есть второй вход (сейчас заблокирован). В дверном проеме на ступеньке находится могила младенца. Через эту дверь входили в храм из небольшого монастырского двора, центральная дверь которого (сейчас заперта) ведет в трапезную.

Рядом с церковными всегда имеются и бытовые помещения. Три смежных помещения - это кладовая, кухня и трапезная. Столы в трапезной обычно очень низкие относительно каменных лавок - практически вровень с ними. Почему так? Такой низкий стол вынуждает каждый раз наклоняться (то есть кланяться), чтобы дотянуться до еды. Скамья рассчитана на 50 человек. Справа в столовой есть углубление, служившее для растирания винограда. В кухне сохранился глиняный очаг «тандыр».


Часовня св. Катерины (Azize Katherina Şаpeli)

Описание церкви St. Catherine Chapel

(Перевод с английского)

Церковь расположена между Темной и церковью "С сандалиями"(Часовня закрылась в 2019 году в связи с подготовкой к реставрации).

Фасад церкви украшен богатой резьбой - три полукруга с центральными крестами разных стилей. Под двумя левыми полукругами - акрозолия (утопленная погребальная камера) и дверной проем. Такой украшенный внешний фасад - большая редкость в Каппадокии. Обычно только жилые помещения (монастырские или личные) могли быть богато украшены снаружи. А храмы внешне были без декора, и только интерьер оформлялся. Впрочем, возможно, что мы сейчас видим не наружные, внутренние помещения, открывшиеся из-за обвала стены. Небольшое помещение над церковью могло быть келью монаха-отшельника.

Нартекс (вестибюль) крестообразный в плане, с центральным куполом.

Неф (главная комната) также образует в плане крест. Купол неправильной формы имел рельефный крест и возвышался над воронкообразным барабаном с глухими нишами, имитирующими окна. На раскрашенных угловых скамейках ставили свечи, которые освещали это темное пространство без окон. Арка свода подчеркивается рельефным карнизом с узором в виде треугольников.

Экран скального иконостаса перед апсидой имеет арочный дверной проем и два арочных окна над толстым барьером - темплоном. Открытый люнет (верхняя часть) позволяет видеть Деисус, который находится в раковине апсиды. Тут изображены три великих «богослова» Восточной церкви - Григорий, Василий и Златоуст. К ним примыкает Святой Николай Мирликийский, легендарный Святой Николай( в будущем Санта-Клаус).

Справа - Святой Мандилион. И полотенце с ликом Иисуса - «первая икона». Царь Сирии Абгар пригласил Иисуса прийти и исцелить его болезнь. Вместо этого Иисус послал своих апостолов отнести это "полотенце" - и царь был чудесным образом исцелен. (Этот сюжет появится снова в следующей церкви).

Фигуры на стенах нефа:

Святой Феодор - на левой стене. Святая Екатерина (полустертое изображение у стены апсиды. Добавлено позже,и была предназначена для паломников, возносивших молитвы Святой Екатерине. В левом нижнем углу фрески была изображена коленопреклоненная женщина-даритель по имени Анна, которая, вероятно, финансировала церковь. Сейчас этого изображения нет.

Святой Прокопий - на правой стене. И снова Святой Георгий на белом коне поражает копьем змею. Над головой коня надпись с именем покровителя Армолика. Изображение Армолика нигде больше не появляется, поэтому, вероятно, он профинансировал создание именно этого панно с изображением святого Георгия-Победоносца.

Позже османские фермеры перепрофилировали это место для сельскохозяйственных целей. Бема (пол святилища) превратился в пресс для вина, а перед темплоном стояла чан для сбора. На разных углах сделали несколько насечек для привязки животных.


"Тёмная церковь" (Karanlık Kilise) (XI в.)

Описание церкви Dark Church (Karanlık Kilise) (Перевод с английского)

Это самая известная и красивая пещерная церковь Каппадокии. Эта церковь особенная настолько, что внутри музея за нее берут дополнительную оплату 30 лир. Но тут не стоит жадничать. Фрески в отличном состоянии (10 лет реставрации итальянских, турецких, французских и польских специалистов), это редкий образец византийского искусства (где еще такое теперь в Турции увидишь? В Стамбуле отныне все христианское византийское искусство закрыто от наших глаз указами властей). Фотографировать категорически нельзя, за этим следит охранник. Поэтому далее размещаю в основном отсканированные фотографии из буклета.

Темная церковь была главной церковью монастырского комплекса. Сейчас мы можем видеть его высокий фасад с арочными декоративными проемами и красноватыми крестами, которые выезде называют "мальтийскими". Что это за кресты и какие они бывают можно подробнее узнать /articles/group/turkey в статье "Как понять Каппадокию?"

Крайняя левая дверь на первом этаже ведет в трапезную. Рядом с 15-метровым столом в скале высечены скамейки и круглые апсиды на каждом его конце. Как мы знаем, трапезные всегда соотносились по местоположению с храмом, так как совместная трапеза была не просто приемом пищи, а своего рода продолжением литургии.

Лестница справа от трапезной ведет на верхний уровень в помещение, где видны отверстия для кувшинов, вероятно, тут была кладовая. Центральный и правый дверные проемы фасада ведут в невзрачные комнаты также хозяйственного назначения.

Сама церковь находится довольно высоко: на 2-м этаже. Подъем по металлической лестнице.

Храм географически и художественно связан с внутренним двором. На восточной стене фасада изображена Мария с Младенцем Христом и два архангела.

Так называемая "Темная церковь" названа так из-за практически отсутствующего источника естественного света (есть только одно окошечко в притворе). Может быть, еще и поэтому фрески сохранились тут так хорошо? Правда, после османского завоевания и вплоть до 1950-х годов она использовалась как голубятня. И это пошло на пользу. Голубиный помет оказался на удивление хорошим консервантом.

Церковь крестовидная в плане, четырехколонная, имеет пять куполов и три апсиды. Темная церковь сходна по архитектуре с Яблочной церковью и т.н.церковью "С сандалиями". Но Темная церковь была построена раньше и расписана главным Матером, после чего последователи и ученики воспроизвели образец в Яблочной церкви(Elmalı kilise\ Apple Church) и в церкви "С сандалиями" (Çарıklı Kilise\Sandal Church). Эти храмы несколько уступают по качеству исполнения образцу.

После подъема по лестнице попадаем в неправильной формы нартекс, вход охраняют Святые Иерон (Гереме) и Феодор. На своде нартекса в центре мандорла с Христом, которую четыре ангела возносят к небу. Внизу стоит Мария в окружении ангелов и удивленных учеников. На другой (западной) стороне нартекса - "Благословение апостолов". Эта сцена изображает двух жертвователей, склонившихся к ногам Иисуса. Ниже показано гостеприимство Авраама (слева) и Сарры (справа) с тремя ангелами, представляющими Святую Троицу. "Благовещение" (ныне утраченное) располагалось между дверным проемом в неф и началом повествования о жизни Иисуса. Боковые стены украшают изображения разных святых.

Программа живописи храма посвящена жизни Христа: повествование начинается на левой (северной) стене "Рождеством" и "Путешествием в Вифлеем". На задней стене изображены "Крещение", "Преображение" и "Воскрешение Лазаря". На правой (южной) стене - "Женщины у пустой гробницы", "Распятие" и "Воскресение". На трех бочковых сводах больше сцен, посвященных Иисусу - "Волхвы", "Вход в Иерусалим" и "Предательство Иуды". Эти сцены расположены не в точном порядке. "Рождество" и "Распятие" - напротив, на противоположных стенах, это центральные сюжеты. Два изображения, связанные с воскрешением ("Женщины у пустой гробницы" и "Воскрешение Лазаря") появляются в дальнем углу, ближайшем к могилам, символизируя надежду умершего на всеобщее воскресение.

План расположения фресок

1. Деисус 2. Авраам и Ангелы. 3.Христос Пантократор (в центральном куполе) 4. Богоматерь и Иисус Христос. 5-8. (в малых куполах) архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил, Азраил. 9. Путь в Вифлеем.10. Рождество 11. Поклонение Волхвов 12. Крещение 13.Въезд в Иерусалим 14.Преображение Господне. 15. Воскресение Лазаря 16. Сошествие во Ад. 17.Предательство Иуды. 18.Распятие 19.Тайная вечеря. 20. Женщины у пустой гробницы. 21.Вознесение


Маленькие люнеты вдоль верхней стены оказались слишком тесны для габаритных сцен, поэтому художники проигнорировали архитектурные формы и расширили площадь фресок ниже карниза. Это хорошо видно в сцене "Тайная вечеря".

Необычно изображены четыре автора Евангелий (евангелисты - они появляются в левом углу восточной стены. Их изображения дают представление о том, как каппадокийские монахи копировали библейские рукописи. Они сидят на богато украшенных стульях с мягкими сиденьями и спинками. Они окунают свои перья в чернильницу на центральном столе и пишут на пергаменте (телячьей шкуре). Текст на каждом свитке - это первые слова каждого Евангелия. Иоанн (помеченный «IW») и Марк - на левой стене, а Лука и Матфей - над левой апсидой, на которой даны крупные образы Богородицы и Младенеца Христоста (причем под углом, так чтобы их было видно из нефа).

Христос Вседержитель в куполах

Христос Вседержитель изображен во всех трех куполах. В центральном куполе Иисус рыжеволос, с мягкми чертам лица и внимательным взглядом. Слова Псалма 53:2 по контуру купола: «Бог смотрит с неба на все человечество, чтобы увидеть, есть ли кто понимающий, кто ищет Бога».

Фигуры в медальонах вокруг барабана - это шесть ангелов и Иисус Эммануил (иконографический образ Господа Иисуса Христа, представляющий Его в возрасте Отрока, отмеченного печатью владычества, совершенства и духовной зрелости) - юношеская версия Христа Пантократора.

На переднем (восточном) куполе еще одно изображение Христа Вседержителя. Фигуры вокруг основания - четыре ангела, Иоанн Креститель и родители Марии, Анна и Иоаким. Библейский текст в открытой книге Евангелия, которую держит Христос, особенно подходит для этой темной церкви: «Я свет миру. Кто последует за Мною, никогда не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»(от Иоанна 8:12).

Сцены апсиды

Деисус в центральной апсиде изображает Иисуса сидящим на массивной скамейке в окружении своей матери Марии и Иоанна Крестителя. В открытой книге снова написаны слова Евангелия от Иоанна (8:12): «Я свет миру».Тут же изображены два дарителя с каждой стороны (они на коленях), над ними начертаны их молитвы. В нижней части купола стоят пять отцов церкви - Григорий Богослов, Василий, Иоанн Златоуст, Николай и Ипатос.

Правая апсида украшена несколькими уникальными росписями. Большая фигура в раковине - пожилой Авраам, патриарх Израиля, которому Бог обещал благословить мир. Под Авраамом и над круглым жертвенником находится Святой Мандилион, который держит (ткань с лицом Иисуса). Согласно церковной легенде, это была «первая икона Иисуса». Царь Сирии Абгар пригласил Иисуса прийти и исцелить его болезнь. Вместо этого Иисус послал своих апостолов вместе с этой священной одеждой, в которой царь был чудесным образом исцелен. В дальнем левом углу изображен апостольский отец святой Поликарп, первый епископ Смирны (современный Измир) и знаменитый мученик (ум. 155 г.).

Karanlık Kilise (Темная церковь) и монастырь очень хорошо финансировались. Богато украшенная резьба, большие помещения и качественные фрески указывают на то, заказчики могли оплатить работу профессиональных художников из Константинополя. Сцена Деисуса в главной апсиде включает двух покровителей (идентифицированных как Никифор [священник] и Бассиан), простирающихся к ногам Иисуса. Их присутствие в апсиде - редкое явление в каппадокийских церквях - предполагает, что они были выдающимися людьми.

На задней стене нартекса к ногам Иисуса также склоняются две маленькие фигурки. Надписи идентифицируют их как Иоанна энтальматикоса (важный титул) и Генентлия. На боковых стенах церкви стоят четыре других жертвователя, защищенные крыльями архангелов Гавриила и Михаила.

Всего в храме изображено восемь донаторов. Кроме письменных надписей и изображений, мы больше ничего не знаем об этих жертвователях. Возможно, эти восемь человек были семьей, хотя женщин среди изображенных них нет. Можно предположить, что могилы в притворе были построены именно для этих покровителей храма. (Впрочем, для восьми покровителей двух имеющихся гробниц явно мало).

На штукатурке нижней стены было много граффити - молитв греческих паломников. Самые старые граффити датируются 1629 годом, большинство других - 1800-ми годами. После обмена населением в 1924 году местные турецкие фермеры превратили комнату в голубятню, закрыв входы. Это, как уже говорилось, помогло сохранить настенные росписи.

Церковь была открыта для публики в 1970-х годах и отреставрирована в 1980-х. В ходе реставрации были восстановлены три церковных столпа и окрашены граффити на стенах. НО кое-где в правой апсиде все еще видны белые линии царапин граффити.

"Церковь с сандалиями" (Çарıklı Kilise)

Описание читать Sandal Church(Çarıklı Kilise)

(Перевод с английского)

Находится в конце музейного маршрута. Наиболее поздняя по времени постройки церковь (первая половина XIII века), когда Анатолия уже прочно была во власти сельджуков. Названа так по отпечаткам ног в туфовом полу под сценой Вознесения. Согласно легенде, Иисус оставил эти священные следы, возносясь на небо. Это, безусловно, позднее народное название храма, а искусствоведы предлагают иное - "Церковь Святого Креста", и этому есть обоснование (об этом ниже).

Церковь является частью монастырского комплекса, построенного в неглубоком внутреннем дворе, похожем на монастырский двор близлежащей "Темной церкви". Слепые ниши и красные"мальтийские" кресты украшают двухэтажный фасад.

Церковь находится высоко. Каменная лестница слева обеспечивала первоначальный доступ к (ныне разрушенному) верхнему портику с поперечным цилиндрическим сводом и колоннами. В верхнем портике справа находится гробница, а слева (очень короткая!) кровать стражника. В церкви не было притвора.

Церковь " С Сандалиями" - самая маленькая и непрофессиональная из трех «колонных церквей». Внутренние стены непропорциональные и кривые. Хотя стиль в целом имитирует "Темную" и "Яблочную" церкви, различия предполагают, что эту церковь построил другой художник.

В центре главного купола – Иисус Пантократор с ликами Ангелов в медальонах. Особый стиль изображения (рыжие волосы, мягкие черты лица, широкие плечи) напоминает такое же изображение, как и в "Тёмной церкви", только без евангельской цитаты.

Вокруг барабана - пять архангелов с Христом Эммануилом. Этот образ Иисуса - безбородого юноши - был весьма популярен в средневековье.

На парусах (треугольные угловые секции, поддерживающие купол) изображены четыре автора Евангелий. Как и в "Темной церкви, евангелисты показаны за работой:они пишут начальные слова своих Евангелий. На заднем плане у каждой фигуры есть стол с пустым свитком и ножницами: инструментами средневековых писцов.

Сцена из Ветхого Завета «Гостеприимство Авраама» заметно выступает над левой апсидой (хотя это изображение обычно появляется на нижних стенах). Перед тремя ангелами на столе посуда в византийском стиле. Сара наполняет чашу правого ангела. Под столом миниатюрные корова и теленок - возможно, животные, которых приносили в жертву, чтобы принять гостей.

На главной апсиде – Деисус, на северной - Святая Мария и младенец Иисус, на южной – изображение Архангела Михаила.

Широкое пространство главной апссиды позволило художнику изобразить полностью фигуру Иисуса и царский стул, а также молящихся Марию и Иоанна Крестителя. В открытом Евангелии Иисуса написано: «Я свет миру. Тот, кто последует за мной, никогда не пойдет во тьме". Лицо Иисуса идентично лицу Вседержителя в центральном куполе.

В нижней части под арками стоят шесть отцов церкви: Василий, Григорий, Николай и Власий, Иоанн Златоуст(стоит над пристроенным алтарем).

Жизнь Христа изображена на верхней стене в 12 картинах. Изображения не упорядочены в хронологической последовательности, а распределены произвольно.

Сцены рождения "Рождества" и "Поклонение Волхвов" заполняют задний (западный) трансепт вместе с "Преображением". "Распятие" появляется над входом в паре с "Предательством Иуды" и "Входом в Иерусалим". На противоположной (южной) стене "Воскресение" и "Вознесение". Есть также сцены "Крещение" (вырезано для голубятни), "Воскрешения Лазаря" и "Жены-мироносицы у пустой гробницы".

Драматическая сцена "Вознесения" на входящего в храм должна производить сильное впечатление. На вершине свода в полной славе восседает Иисус со свитком, а четыре ангела возносят его круглую мандорлу к небу. Непосредственно под Иисусом - Мария с двумя архангелами, затем с Павлом (слева) и Петром (справа). Сцена плавно продолжается на нижних стенах свода: тут удивленные апостолы и слова ангелов: «Жители Галилеи, почему вы стоите и смотрите на небо?»

Фреска «Вознесение» считается точной копией той, что находится в иерусалимской церкви Вознесения. Под этой фреской в туфовом полу видны отпечатки ног— это трактуется как символ последних шагов Христа перед Вознесением. (Если приглядеться, то такие следы могли бы оставить восточные туфли с вытянутым носком). Понятное дело, что это лишь красивая легенда.

Сцена "Несения креста Симеона" (под передним куполом) редкая в ​​каппадокийских церквях фреска, ее нет в других расписанных церквях музея Гереме. Человек, несущий крест, выглядит как Иисус, но внимательный взгляд заметит, что нимб без креста (как это обычно у Иисуса). Надпись на стене идентифицирует этого человека как Симеона Киренского, человека, несшего крест Иисуса (См. От Марка 15:21.) Красный крест, который он несет, слишком велик и искривлен. Из-за ограниченного пространства художник изо всех сил пытался нарисовать большой крест на трех смежных поверхностях, используя даже правильную перспективу. Эта сцена объясняет происхождение Святого Креста, который снова дважды появляется на нижних стенах. Такая повторяемость образа Креста как предмета наводит ученых на мысль, что в этой церкви могла храниться какая-то реликвия Истинного Креста.

Тема креста продолжается На западной стене на панели с изображением донора. Центральная фигура с желтым нимбом держит тонкий красный крест с надписью «Святой Крест» (греч. Timios stavros, букв. «Почитаемый / драгоценный крест»). Этим человеком может быть Симон из Кирены, который нес крест Иисуса на Голгофу, хотя он не похож на Симона в сцене "Несения креста" (над передним куполом).Тот же самый человек в желтой одежде снова появляется на нижней южной стене (под Воскресением) верхом на белом коне. Любопытно, что на обоих изображениях письменная надпись идентифицирует объект, а не человека. Из-за этих двух помеченных изображений святого креста и обозначения Симона, несущего Крест (передний купол), следует, что эта церковь была посвящена Кресту (а не конкретному святому).

На голубом фоне обоих изображений поствизантийские греческие паломники выгравировали множество молитв, адресованных кресту (а не святому). Судя по настенным росписям и граффити, художники XI века и паломники XIX века в этой церкви поклонялись Истинному Кресту.

Доноры(донаторы)

Трое жертвователей стоят на задней стене, повернувшись к центральной фигуре в желтом. Слева пожилой мужчина по имени Феогностос в красном одеянии и в белом тюрбане. Двое младших мужчин (его сыновья?) Справа - Лео и Михаил. Стандартная цитата, написанная перед каждым человеком, гласит: «Молитва раба Божьего (имя)». Их руки протянуты в мольбе (подобно жесту Марии и Иоанна Крестителя с Иисусом в главной апсиде).

Французский ученый Джолиет-Леви предполагает, что эти доноры были частью семьи Мелиссенов, видных военных деятелей, которые поддерживали семью Фока, каппадокийцев, которые стали византийской королевской семьей в середине 900-х годов. В исторических документах той эпохи упоминаются два человека из семьи Мелиссинос, которых также звали Теогностос и Михаил (как написано в этой церкви). Можно предположить, что эти представители местой элиты и финансировали церковь "С сандалиями" и прилегающий монастырь.

Итак, хотя, как мы видим, все три "колонные" церкви чем-то похожи, каждая их них по-своему интересна и имеет какие-то особенности. Церковь "С сандалиями" примечательна масштабом изображений: фигуры, как правило, больше, поэтому детали росписи можно разглядеть лучше.


Трапезная "Церковь с сандалиями" (Çарıklı Kilise)

Прямо под церковью "С сандалиями" находится одна из прекрасно сохранившихся трапезных Каппадокии. Около семиметрового стола сохранились каменные скамейки. Во главе стола в своеобразной апсиде на специальном троне сидел настоятель. Общая трапеза в этой комнате была священным событием - продолжением литургии, совершаемой в церкви наверху (где монахи также ели хлеб и вино). Поэтому тут мы видим красно-оранжевую фреску "Тайная вечеря",где происходит священная трапеза Иисуса и 12 его учеников - изображение придает духовное и символическое значение совместной трапезе монахов. Этого сюжета нет в росписи церкви"С сандалиями", что выше этажом, потому что он уже занял свое логическое место здесь.

Еще один объект, закрытый для показа из-за аварийного состояния, - это Женский монастырь (Kızlar manastırı). Он находится слева от входа в музей. В монастыре 6-7 этажей. Здесь проживало около 300 монахинь. Этажи были связаны между собой тоннелями, которые блокировались круглыми каменными дверьми (видели такие в подземном городе Деринкую). Рядом в скале находился мужской монастырь.

"Церковь с пряжкой\застежкой" (Tokalı Kilise)

За пределами Музея, прямо напротив парковки, очень известная Церковь с пряжкой\застежкой (Tokalı Kilise). Или еще ее называют «Изогнутая церковь». Вход по билету Музея Гёреме.

Нельзя пропустить – красота невероятная. Состоит храм из четырех элементов: Старая однонефная церковь и Новая церковь (ниже Старой церкви есть еще помещение типа крипты). Входя, попадаем именно под невысокий полукруглый свод Старой церкви – росписи зеленовато-коричневато-красноватые, теплый оттенок. Это Х век. Сюжеты на сводах – последовательное изложение жизни Иисуса Христа. Фото из буклета.

Апсида Старой церкви разрушилась при строительстве Новой церкви. Ее свод значительно выше, можно сказать, огромное пространство по сравнению с маленькими пещерными храмами, которые мы уже видели.

Росписи идут последовательно друг за другом, рядами (как и принято в православной традиции оформления храма), имеют яркий синий фон, совершенно уникальный в этих местах. На фото сюжеты «Благословление Апостолов», «Распятие Христа».

Церковь в 2014 году реставрировалась итальянцами. Здесь можно увидеть 32 сцены, изображающие жизнь Христа. Циклы "Служение" и "Страсти Господни" с несколькими эпизодами из жизни Василия Блаженного. Фрески храма - это пик расцвета Каппадокийской росписи после полной победы иконопочитателей.

На склоне холма над церковью Токали есть много полуразрушенных пещерных церквей. Изучение этих церквей без опознавательных знаков превращается в увлекательное приключение.