Пещерная церковь 3 Haçlı Kilise (Трех Крестов VII веке\ IX -X вв.)
Координаты:(38.659083, 34.849067)
Информация о церкви: https://www.cappadociahistory.com/post/3-crosses-%C3%BC%C3%A7-hacl%C4%B1-church (перевод с английского)
Координаты желательно иметь при себе, так как непосредственно у храма нет никаких опознавательных знаков. Но внимательному наблюдателю вдруг бросается в глаза огромный крест на потолке пещеры, которая расположена на высоте 3-х метров. Придется попыхтеть, чтобы по каменной выемке добраться туда.
Церковь Трех Крестов иногда называют церковью Святого Агафангела (St. Agathangelus) или капеллой Гюллю Дере (Güllü Dere Chapel-3).
Пещерный храм довольно просторный, состоит из нескольких помещений, соединенных переходами. Размер помещений, несколько этажей и близость к монастырскому району Гюлю Дере позволяют предположить, что в этом комплексе размещалась монастырская община.
Для монахов, которые жили группой, существовали общежития (или дортуары), они имеются в нескольких монастырских комплексах Каппадокии. Это небольшие общие комнаты с несколькими кроватями, которые располагались внутри аркады стены. Кровати с вырезанными на них каменными подушками, как правило, были короткими (от 4,5 до 5 футов в длину), потому что средний рост людей древности был меньше нынешнего). Монахи устилали кровати соломенными циновками.
О том, как жили монахи читать в статье "Как понять Каппадокию?"
В церкви "Трех крестов" сохранилась такая монашеская пятиместная спальня. Хорошо видны две спальных ниши с декоративной отделкой (кресты и наличники) по сторонам от прохода в церковь. Из спальной комнаты можно было пройти и в храм, и к яслям для животных. В одном из помещений сохранились удобные ниши очень правильной формы, может быть, это полки для продуктов? Или ясли для животных? (Для голубей ниши великоваты, пожалуй).Еду готовили на круглой площадке у передней стены. В дальней комнате,которая завершает анфиладу помещений, есть сквозное отверстие, за которым находится изолированная келья.
Название церкви восходит к огромным трем греческим крестам на своде и стенах храма. Кресты на потолке вписаны в круг. Некоторые ученые относят эти кресты к иконоборческому периоду (730-843 гг.), kогда визуальные изображения Христа были запрещены. Но, скорее всего, монументальные рельефы - это адекватное ландшафту воплощение идей христианства, а не результат запрета.
Цитирую:«Это традиционная для Византии и наиболее часто и широко употребляемая форма так называемого «Греческого креста». Этот же крест считается, как известно, и древнейшим «Русским крестом», так как, согласно церковному преданию, святой князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четвероконечный крест сохранился и ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына святого Владимира Равноапостольного. Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий космологически сферу небесную» См. https://www.pravmir.ru/kak-razobratsya-v-izobrazheniyax-kresta/
Рядом с центральным крестом, по бокам от него, находятся кресты в окружении пальм. Пальмы (как и в церкви Святого Сергия, Гереме,или в комплексе Balkan Kiliseleri) могут символизировать пустынные оазисы Сирии и Египта, места зарождения христианского монашества. Пальма - распространенный христианский символ. это так называемое «календарное» дерево, которое дает новую ветвь раз в месяц. Поэтому её ветки символизируют собой время, его длительность. Римляне украшали пальмовыми ветвями надгробия героев в знак памяти об их победах. Во время входа Иисуса в Иерусалим его встречали пальмовыми ветвями. Христиане приняли пальмовую ветвь в качестве символа победы Христа над смертью (в Пасху).
В описаниях храма (уже после поездки) мне попалась фраза, что «вдоль стены храма в апсиде идет синтроновая скамья (то есть поднимающиеся амфитеатром скамья для служителей)". Наверное, это и так. Не припомню.
На сводах сохранились еще остатки фресок. Они появились по окончании иконоборческого периода, в Х веке.
Роспись по стилю идентична росписям близлежащей церкви Haçlı Kilise. Однако мы видим перед собой фигуры несколько меньше порциям.
В большой апсиде - Христос во славе (Он сидит на троне как правитель мира). Внутри темного треугольника появляется с небес Рука Бога.
Серафимы (в переводе с иврита «горящие») - это шестикрылые ангелы, которые окружают престол Бога и восклицают: «Свят, свят, свят» (см. Исаия 6; Откровение 4). Они возглавляют небесный хвалебный хор.
Тетраморфы (греч. «ЧетырехОбразный») - это символическое сочетание четырех творений\образов в одном: это объединение четырех самых могущественных существ (человека, орла, быка, льва) в одно существо с ангельскими крыльями.
Адам и Ева преклоняют колени перед ангелами-серафимами с обеих сторон. Серафимы протягивают им руку, чтобы помочь выйти из Ада (это напоминает действия Иисуса в сцене Воскресения).
Архангелы Михаил и Гавриил стоят над аркой в парадной военной одежде.
На передней левой стене изображено как Иоанн Креститель в большом красном одеянии крестит Иисуса. Рядом с ними стоят два ангела.
В поствизантийскую эпоху изобретательные фермеры превратили пространство пещеры в цистерну с водой для орошения сельскохозяйственных культур. В храме собиралась дождевая вода. Чтобы удерживать воду, нижняя половина стен была оштукатурена. Вода по трубе текла из цистерны- церкви на соседние поля. Сейчас внешние стены храма обрушились, и сквозь причудливой формы отверстия природа Каппадокии заглядывает внутрь церкви.