Мцхета
А вот и Мцхет - героев отчий дом, Великой жизни дивная гробница! (И.Чавчавадзе)
История места
Легенда гласит: "Жил-был царь Картлос. Там, где Арагви впадает в Куру, увидел он гору, взошел на нее, основал тут крепость и дворец, и назвал город своим именем Картли, поэтому и местность стала назваться тоже Картли. Потом возвели тут капище во имя Армази (мифологический герой), и гора стала называться этим именем. Самому старшему сыну царя Мцхетосу это место досталось в наследство, но он решил на противоположном берегу построить новый город и назвать его своим именем — Мцхета. По другой версии: после смерти легендарного царя Карлоса его вдова разделила наследство между детьми. Старшему сыну Мцхетосу досталось место у слияния рек Мтквари (Куры) и Арагви. Мцхетос построил город и назвал своим именем.
И действительно, напротив Мцхеты за Курой на холме Армази был обнаружен акрополь и город IV - III вв. до н.э. Армазцихе. Археологические находки из древних поселений представлены в местном музее Мцхета, ул. Давида Агмашенебели, 34 (10.00 - 17.00), который, как пишут, увы, давненько закрыт, а вот на раскопки древнего города можно посмотреть (об этом в отчете ниже).
Мцхета – первая древнейшая столица Грузии, этому поселению более двух тысяч лет. Более девяти веков тут был политический центр древнего государства Иберия (восточная часть нынешней Грузии). Город был основан в V в до н.э. - чтобы представить контекст - это эпоха расцвета древнегреческой философии (Сократ, Платон) и древнегреческого театра.
Мост Помпея
Об античности напоминает один мцхетский топоним - т.н. Мост Помпея (41.83844, 44.70598). Этот римский полководец действительно в 65 году до н.э. побывал здесь, он разбил армию иберийского царя, занял города Мцхету и Армази, после чего заключил с Иберией мирный договор. Считается, что для каких-то своих целей он построил мост через Куру, который простоял потом очень долго. И все же античного моста через Куру увидеть нам не удастся. Дело в том, что в 1841 году древний мост Помпея инженер Линников заменил новым, который продолжали использовать до середины ХХ века. А после сооружения гидростанции и подъёма уровня Куры мост оказался под водой и начал разрушаться. Сейчас бывает виден лишь изредка, примерно раз в году, когда гидростанция сбрасывает воду. (Фото из интернета).
Столицей Мцхета становится в I в н.э. при царе Митридате. Далее I — III века - иранское завоевание, строительство зороастрийских храмов. Эта эпоха напоминает о себе малоизвестными древними памятниками (см карту) - Самтаврский могильник, Мухатгвердский могильник и Армазский могильник. Все объекты на карте.
В IV веке в Мцхету пришла Святая Нино, и здесь произошли все события, связанные с Крещением Грузии. Св.Нино ставит поклонный крест на горе (где теперь храм Джвари), принявший христианство царь Митридат строит первый храм Светицховели (ок. 326 года). Через пару столетий царь Иберии Вахтанг Горгасал возводит свой дворец и занимается перестройкой главного храма. В начале VI века Мцхета была важным религиозным центром, и осталась им, когда сын Вахтанга Горгосала окончательно переносит политический центр Иберии на новое место - в Тбилиси.
Грузия в древности была театром военных действий, эта небольшая страна (в ней и сейчас-то всего 4 млн. человек), вечно оказывалась на пути спорящих между собой империй. В 590 году территория Картли (так именовался когда-то этот регион Восточной Грузии) оказалась разделённой на части, а граница владений Византии и Персии (позже ставшей Ираном) пролегла между Тифлисом и Мцхетой. Мцхета на 12 лет стала византийским городом, Тбилиси оставался под персами. Вскоре Персия вернула себе Мцхету.
Мцхета долгое время была заштатной провинцией, но в 2017-18 гг ее реконструировали, и теперь это очень популярный милый городок с туристической улочкой, пешеходной зоной, вкусной какой-то особенной яблочной чурчхелой, ресторанчиками, гостевыми домами и покоем, который наступает сразу за пределами пешеходной улицы.
Древнейшая столица Мцхета расположена на небольшом мысу при слиянии Куры и Арагвы, на скрещении древних торговых и военных путей с запада на восток и с юга на север. Уже в раннефеодальный период мосты, переброшенные через Куру и Арагву, соединяли расположенные на противоположных берегах части города и создавали коммуникации для торговли. Царская резиденция находилась в это время на левом берегу Куры, на горе, около которой позднее была возведена церковь, именуемая доныне Самтавро, т. е. относящаяся к «мтавари» — государю. Кафедральный собор католикоса — патриарха Грузии, как и ныне, занимал большую площадь внутри города. Характерно, что широкая площадь вокруг Свети-Цховели продержалась незастроенной и до позднефеодального периода, когда она получила настоящие крепостные стены в связи с изменившейся в корне политической ситуацией. Благодаря этому центральное здание города осталось решающей градостроительной доминатой, возвышающейся среди одно- и двухэтажной застройки.
В раннефеодальное время город был застроен одинаковыми по высоте домами с плоской крышей и световым отверстием в ее центре, отвечавшим внутри куполообразно подымающимся венцам перекрытия. На юг или восток обращены были открытые портики. Главная площадь города была застроена по углам треугольника монументальными зданиями. На северном углу был помещен упомянутый выше храм Самтавро, на небольшом крутом мысе на востоке — так называемая Антиохия, на западном углу, ныне над самой трассой Военно-грузинской дороги (примерно против памятника Арсену Одзелашвили), — церковь Гефсимания. Эти три угловых акцепта фланкировали грандиозную центральную архитектурную доминанту города — кафедральный собор Свети-Цховели, не дошедший до нас в своем первоначальном, величественном (судя по фрагментам) виде. Археологическими разведками установлено, что площадь города, расположенная на холме между двумя оврагами, ведущим к Арагве около Самтавро и ведущим к Куре западнее памятника Арсену, была опоясана широким (до 20 м) рвом, а также, видимо, и проходившей по указанной линии городской стеной из сырцового кирпича. Из книги Архитектура Грузии IV–VII вв.
Любое повествование об истории Мцхеты и ее храмов уводит нас в область легенд и преданий: каждый гид и путеводитель расскажет историю о хитоне Христа, видениях царя Мириана, чудесном столбе и о жизни св.Нино. Тем ценнее статья В.Кузьмина
Автор пишет: "Христианство – это религия оседлого, притом городского, населения. Если посмотреть список епархий, подчиненных Константинопольской патриархии в XI в., нетрудно заметить, что подавляющее большинство носит названия городов». Поэтому её возникновение и распространение начинается в городах. Прихожанами являлись в первую очередь купцы и ремесленники со своими работниками и подмастерьями и, безусловно, они же и финансировали строительство храмов. Другие источники финансирования представить не могу. Религия объединяла и цементировала купеческие кланы, способствуя созданию купеческих гильдий. Не исключено, что горожане получали работу у купцов через храмы (приходы), ибо купцам были нужны «свои» люди. Все храмы стоят на торговых путях. Средневековая архитектура Кавказа обязана в первую очередь Великому шелковому пути. Я попытался восстановить маршруты этого пути.
Волею судеб Кавказ с незапамятных времен оказался на перекрестке великих торговых путей между Востоком и Западом, Севером и Югом. Древнейшими по письменным источникам и памятникам архитектуры представляются торговые пути через Кавказский горы. Один из них (на Центральном Кавказе) Дарьяльский караванный путь (Дар-и-алан — перс. Ворота алан): по долине Терека через Крестовый перевал, город Мцхета-Армази и далее на запад в порт Фазис (Поти) и на восток в порт Ичери Шахар. (В начале Дарьяльского каньона видны руины иранской крепости, которые с легкой руки М. Лермонтова называют Замком Тамары. Дублер – по Ардону через Мамисонский или Рокский перевал и вниз в порт Фазис. В Куртатинском ущелье сохранились фрагменты заградительной стены с остатками казармы, построенной персами). Топоним "Армази", персидский, вполне возможно, что был он основан в античное время иранскими или согдийскими (ираноязычными) купцами. Название связывают с зороастрийским божеством Ахура Мазда. Все войны на Кавказе в средневековье были борьбой за контроль над торговыми путями.
Храмы Мцхеты
Христианство в Закавказье распространяется с VI в. из Византии, и с этого времени тут начинается строительство православных храмов.
В Мцехете нужно изучить несколько храмов - они все разные.
Храм Джвари - На горе (НАД слиянием Арагвы и Куры) – поставлен на том месте, где св. Нино установила свой крест («джвари» - «буквально «крест»).
Монастырь Антиохия – под горой, у слияния Арагвы и Куры. Очень древний (основан в V веке), это типичная архитектура самых ранних христианских грузинских храмов.
В центре Мцхеты – большой Собор Светицховели (построен на месте древней базилики V в. и самой первой в Грузии христианской церкви св. Седонии).
В полукилометре от этого места – Монастырь Самтавро, основанный царем Мирианом в IV веке. Мириан и его жена (похоронены в храме) стали христианами благодаря проповеди св. Нино, которая долгое время (по преданию) жила в шалаше под кустом ежевики именно вот на этом самом месте. О чем напоминает маленькая Церковь Св.Нино
От парковки идем направо по мощеной улочке с очень туристическим колоритом: справа по ходу окружающая храм стена, красиво декорированная продающимися коврами, платками и прочим текстилем ручной работы. По левую руку - сувениры и кафешки.
Крепостная стена
Как отмечает А.Мухранов, "в совсем древние эпохи вокруг собора были какие-то стены. Их кусочки можно видеть сейчас в северной стороне современных стен. В наше время собор окружён почти правильным квадратом крепостной стены 110 на 120 метров.
Это типичная для XVIII века «галавани» - укрытие на случай набега дагестанцев. Возможно, сюда же уходило всё население Мцхеты, которое тогда было невелико.
Время постройки нам известно из надписи над южными воротами, которая гласит, что стена построена в 1787 году по приказу царя Ираклия II. С исторической точки зрения это почти последнее укрепление в истории грузинского царства.
Огибаем эту стену и видим современное стилизованное в национальном стиле здание инфоцентра (довольно бесполезное, но в нем есть туалет) - через дорогу от него центральный (западный) вход на территорию храма. Он украшен двумя бычьими головами - они перенесены сюда из древней базилики Светицховели, построенной царем Вахтангом Горгосалом. Тут же сохранилась надпись об инициаторе строительства - католикосе Мелхисдеке II.
Прежде чем отправимся изучать храмы Мцхеты, вот несколько старых фото города:
Храм Светицховели
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО:"ЖИВОТВОРЯЩИЙ СТОЛП"
Около входа макет - на котором удобно рассматривать композиционные особенности постройки.
У каждого храма в Грузии есть два имени - в честь кого освящен и неофициальное, "домашнее". Они не всегда совпадают. Так, официальное название главного мцхетского собора "Храм Двенадцати Апостолов" не очень используется, гораздо известнее исторически возникшее собственное имя храма "Светицховели", где "свети" (სვეტი) — это "столб", а "цховели" (ცხოველი) — "живой" или "чудотворный", то есть "Храм Животворящего столпа".
Икона с изображением этого чудесного стопа есть в каждом грузинском храме.
Светицховели. Храм Мириана и история Хитона
Первый деревянный храм Светицховели на этом месте в 330 году поставил царь Мириан III после того, как в 326 году он наконец-то уверовал в Христа и принял крещение у св. Нино.
Место для храма было выбрано неспроста: именно тут по преданию было место захоронения Ризы Господней, или Хитона Христа (история запутанная, противоречивая, мифологическая). Собственно, св. Нино оказалась в Мцхете тоже не просто так, она искала как раз хитон Господень, когда нашла это место, осталась и стала проповедовать христианство.
Согласно легенде, один из жителей Мцхеты, еврей Элиоз, который присутствовал при распятии Христа в Иерусалиме, получил по жребию бесшовный хитон Иисуса. Когда он принес ризу\хитон на родину, его взяла в руки его сестра Сидония (на тот момент уже христианка) и, едва прикоснувшись к нему, умерла от осознания великого горя, случившегося на Голгофе. Вытащить хитон из ее рук было невозможно, Сидония была похоронена вместе с хитоном, а потом над этим местом вырос ливанский кедр. Именно его хотели использовать в качестве одного из семи устоев первого храма. Но этот столп было никак поставить на нужное место - просто не могли сдвинуть, пока не случилось чудо: ангел, явившийся по молениям св.Нино, переместил столп куда было нужно. Это столп оказался чудотворным - через прикосновение к нему люди исцелялись. Долгое время столп мироточил (и сейчас в его каменном футляре есть окошечко для сбора мирры).
Как выглядел этот первый храм - неизвестно (возможно, это была базилика), простоял он до V века, когда царь Горгосал решил заменить его новым каменным храмом. При этом животворящий столп сохранили в неприкосновенности. Следы храма V века можно и сейчас видеть в интерьере Светицховели: это орнаментальные камни в подкупольных устоях, часть древней апсиды, завершающие части колонн в северо-западной части храма. Кроме того, стены храма построены из камней частично разобранной базилики Горгосала. Бычьи головы на воротах при входе в храмовый комплекс, как я уже упоминала, тоже из древнего храма.
Светицховели. Храм Горгосала XI-го века
Итак, сейчас мы видим последнюю версию Светицховели. Храм построен в 1010-1029 гг. году по указанию католикоса Мелхиседека.
Но мы не можем сказать, что перед нами сейчас чистый образец храма 1010 года. В XV в. (после нашествия Тамерлана) и в XVII в. собор восстанавливали, был изменен облик барабана купола (он стал ниже), а в 1830-м к приезду императора Николая I убрали внутренние боковые арочные галереи и зачем-то закрасили древние фрески внутри храма.
В середине ХХ в во время раскопок были обнаружены остатки дворца каталикоса Мелхисдека II и каталикоса Антона II. В 60-е годы ХХ века первозданный облик получили звонница и ворота XI вв, построенный в традициях народной грузинской архитектуры своей эпохи.
Фасады храма
Уникальное явление: нам известен архитектор храма, потому что его имя "Арсакисдзе" написано на восточном и северном фасадах. Если поднять голову и присмотреться, то на самом верху фасада можно увидеть рельеф с изображением руки, держащей угольник, - т.н."Рука мастера", рядом надпись:"Десница раба божьего Арсукисдзе, помяните". Рельеф оброс сказочными смыслами (мол, руку отрубили архитектору, чтобы больше строить не мог) и лег в основу романа К. Гамсахурдия "Десница великого мастера" (есть и фильм такой). Но на самом деле никакой отрубленной руки не было.
Павлин на фасадах храма - это древний символ, перенятый христианством из античности. Древние греки верили, что плоть павлина не разлагается после смерти, и поэтому он стал символом бессмертия. В христианской иконографии павлин - очень распространенный образ, и часто изображается рядом с Древом Жизни. На Востоке "глаза" на хвостовых перьях павлина символизируют всевидящего Бога, и в некоторых интерпретациях Церковь. Хвост с множеством "глаз" символизирует также небесный свод, усеянный солнцем, луной и звездами.
Внешний вид фасадов храма типичен для грузинской архитектуры Х - ХI вв. То есть главный композиционный принцип - это аркатура. Разновысотные декоративные арки создают определенный ритм и обозначают акценты.
Как всегда, самый значимый - восточный фасад: чтобы его увидеть, нужно обойти здание. Тут пять арок. Между закругленными апсидами треугольные ниши, которые вносят разнообразие в плоскость фасада и создают интересную игру светотени.
Арки тянутся кверху, обрамляют окна, резные рельефы и ниши.
Центральное место на каждом фасаде - окно, окаймленное богатым орнаментом. На восточном фасаде рядом с пробитыми позже окнами изображение орла с распущенными крыльями и быка.
Центральная арка оформлена декоративной резьбой в виде веера (хвост павлина) с двенадцатью медальонами, в которых высечена строительная надпись с упоминанием каталикоса Мелхиседека и архитектора Арсукисдзе.
Композиция из трех окон под самым карнизом - поздняя переделка. Явно не на своем месте находятся фигуры летящих ангелов под центральным окном. Бычьи головы - фрагменты декора древней базилики V века.
Обращают на себя внимание цветные вставки на стенах. Архитектор использовал разноцветный камень сознательно.
Декор барабана купола выполнен из зеленоватого камня.
На общем желтоватом фоне цветные декоративные элементы производят сильное эмоциональное впечатление: окна декорированы резьбой по камню винного, темно-желтого и зеленого цвета.
На стенах храма есть уникальные надписи на старогрузинском "асомтаврули" - они ровесники храма, что очень редко бывает с надписями.
На западном фасаде (где вход в храм) есть рельеф "Вознесение Христа" - в треугольнике между аркой и карнизом.
Часто возникает вопрос про необычные навершия в виде небольших храмов на треугольных фронтонах западного фасада. Ответ на этот вопрос не удалось найти ни на экскурсиях, ни в книгах.
Все фасады, кроме восточного, изначально имели еще третий ярус композиции - обходные галереи, которые были разобраны в 30-е гг XIX в. Возможно, поэтому нижняя часть стен кажется несколько оголенной.
История возникновения и строительства храма здесь Подробное описание храма здесь
Интерьер
Собор в плане прямоугольный, с подкупольным пространством в восточной части. Западная часть (та, что ближе ко входу) разделена на три нефа, над которыми находятся хоры (раньше они еще больше нависали над пространством главного нефа - видны отверстия перекрытий).
Также, если присмотреться, в районе хоров видно отверстие - вход в потайную комнату, где прятали казну во время нашествия неприятеля.
Начнем осмотр храма против часовой стрелки.
В южном нефе (справа от входа) находится малая капелла в виде купольной церкви, которая напоминает храм Гроба Господня в Иерусалиме (сооружена в XIII - XIV вв).
Тут же старинная каменная купель, где, как считается, крестился царь Мириам ( в купели крестят до сих пор).
Мы помним, что история храма тесно связана с хитоном Христа и чудесным деревом, выросшим над ним и позже превратившимся в "животворящий столп". Этот столп из ливанского кедра стоит всё на том же месте, но уже внутри храма, под ним могила Сидонии и хитон (на глубине 2-х метров). Как неоднократно сообщала нам экскурсовод: "Хитон - здесь, но его НЕ ВИДНО". В XVI века вокруг него (столпа) возведена невысокая каменная башенка. (Фото из интернета).
Это каменное вытянутое строение с малым престолом для служения - как бы футляр вокруг "Животворящего Столпа", который в первой базилике Горгосала занимал центральное положение. В XI веке столп ("он здесь, но его не видно") был окован золотом и серебром.
В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира, истекавшего из Столпа. (Миротечение прекратилось довольно давно - после нашествия шаха Аббаса I в семнадцатом веке).
Вокруг столба сейчас выложен невысокий мраморный бортик, покрытый надписями шрифтом асомтаврули.
Стены этого каменного футляра покрыты фресками, которые выполнены в XVII в. и рассказывают историю христианизации Грузии. Мы видим первого христианского царя Мириана перед храмом Светицховели, царицу Нану со свитой, вознесение "животворящего столпа", возвращение Мириана с охоты, после которой он уверовал, распятие, около которого стоит еврей Элиоз, принесший хитон, и другие эпизоды этой легенды.
Одна из фресок особенно популярна у гидов и туристов: кто-то придумал, что тут изображено два НЛО или "светицховельсике медузы", на самом деле это просто символически изображенные Луна и Солнце.
Эти фрески позднего времени. Сцены представляют собой отдельные картины, выполнены в так называемой "миниатюрной манере", фигуры удлиненные, старательно вырисованы. Эти особенности показывают, что живопись уже отдалена от "Золотого века" грузинского средневековья примерно на сто лет. (Н.Джанберидзе).
Подробнее см - Фрески Светицховели
В XI веке храмы почти всегда расписывались. К сожалению, большинство фресок этого храма не дожило до наших дней, но и те, что сохранились, дают представление о масштабе росписей.
Привлекает внимание изображение Святого Варфоломея. Его часто изображают с песьей головой. Объяснений несколько. Одно из них появилась на Кипре: святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность. Есть также версии, что песья голова - это метафора чужака, человека иного племени (вспомним Феклушу из "Грозы", ее "люди с песьими головами"- ровнехонько про то же).
В конхе большая фигура Христа на троне (переписана в XIX веке по старому контуру изначальной росписи XI века), остальные фрески относятся к XV - XVII вв.
Притягивает взгляд большая фреска на южной стене трансепта. Греческая надпись под фреской ("Всяко дыхание да славит господа") подтверждает датировку - XVII в. Тут множество завораживающих словно бы сказочными сюжетами сцен. Удивляет присутствие Знаков Зодиака (астрологию церковь не одобряла), но тут они даны просто как обозначение времен года, как календарь.
На юго-восточном подкупольном устое с восточной стороны сохранилась фреска с портретом правительницы Мариам (жена царя Ростома) с сыном.
Каменная кафедра католикоса у юго-западного подкупольного столба была расписана на рубеже XVII-XVIII вв. Стоит обратить внимание на композицию "Сон Иакова" (с лестницей)и композицию о хитоне Христа, который напрямую связан с историей строительства храма.
Алтарная преграда (канкели)с открытой аркатурой установлена в 1972 году взамен многоэтажного резного российского иконосаса XIX в, который ничего общего не имел с грузинской национальной традицией.
Захоронения
Поскольку долгое время Светицховели был главным храмом Грузии, здесь короновали и хоронили царей. В центре храма под куполом видим захоронения царей Вахтанга Горгосала, Ираклия II, Георгия Х, а также многочисленные надгробия царского рода Багратиони. Одним из потомков этого рода был и Петр Грузинский(1920-1984) - автор текста культовой песни "Чита-Дрита" (фильм "Мимино"). Его надгробие тоже здесь.
Уместно пояснить, откуда царь Вахтанг получил свое прозвище "Горгасали" - с персидского оно переводится как "волк" и "лев" - то есть у Вахтанга был шлем с головой волка спереди и головой льва сзади. При другой огласовке имени его можно перевести просто как "волчья голова" (тоже шлем, но без льва).
Религиозные реликвии
Под древним столпом хранится главная реликвия - хитон Христа (хотите верьте, хотите - нет). Также считается, что в храме хранится под спудом (слева от входа в капеллу южного трансепта) накидка пророка Илии (вспомним слова экскурсовода:"Она здесь, но ее НЕ ВИДНО"). Около северной стены храма можно увидеть деревянный крест с эмалевыми украшениями, куда вставлена, "частичка истинного креста, на котором был распят Иисус и который будто бы нашла в Иерусалиме царица Елена". Утверждают также, что в храме находятся частица мощей Андрея Первозванного. Важнейшая святыня - список с иконы Цилканской Божьей Матери. Праздник "Животворящего Столпа" отмечают в тот же день, что и Покров Пресвятой Богродицы.
Необычный экскурсовод
Вот уже многие годы около храма или в нем самом работает необычный экскурсовод - пожилая женщина в черном, по имени Цицино. У нее весьма экстравагантная шляпа, всегда подкрашенные губы и очень энергичная манера говорить (прозвище "Шапокляк") Она не стесняется предлагать свои экскурсии всем и каждому, про нее пишут в путеводителях как про отдельную достопримечательность ("Цицино - человек-эпоха. Она сама по себе историческое явление. Светицховели начала XXI века невозможно представить без её колоритной фигуры"), в ютубе есть ролики с ней. Я решила наконец узнать, что же она такое рассказывает. Экскурсия 20-30 мин - как попросите, стоит 30 лари. Важно не ЧТО, а КАК она говорит.
Сведения, кстати, достоверные. Дама расставляет акценты, повторяя по несколько раз с театральными жестами важные для нее смыслы. Это очень забавно и кажется просто театром одного актера, но на выходе ты точно знаешь (я вот до сих пор помню), где что лежит, стоит, что есть, но НЕ ВИДНО (хитон), а что ВИДНО, но нет (утраченные фрески на голых стенах).
Храм Самтавро
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: РЕЗЬБА НА ФАСАДАХ
Официальное его имя Преображенский собор, а традиционное прозвище - "Самтавро", которое восходит к истории строительства и буквально переводится как "храм для господина", т.к. царь Мириан построил его для себя. В храме нет никаких надписей, сведения о его строительстве не сохранились.
Храм находится на территории женского монастыря, около ворот всегда женщины в ожидании милостыни и некоторая религиозна суета - паломники, машин много и т.д.
С архитектурной точки зрения он словно бы более скучен, около него обычно рассказывают историю про св. Нино и ее подвижничество, про обращение к богу царя Мириана, про св.мученика Або и новомученика Гавриила. Тем не менее, Самтавро входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С V по XIX тут был кафедрльный собор Картли.
Самое интересное в нем - это резьба на фасадах, аналогов которой, как говорят, нет.
В принципе, сюда можно и не ходить, если в планах на день какие-то еще объекты. Но если все же идти, то, покинув территорию Светицховели, двигаемся по улочкам, мимо сквера перед археологическим музеем и зданием б.кинотеатра с большой мозаикой (на первом этаже сохранены руины городских древних ворот). В сквере всегда дежурят водители, которые могут отвезти вас к храму Джвари и куда еще пожелаете. К этой площади прибывают маршрутки из Тбилиси.
Когда на месте царского сада царь Мириан приказал строить Светицховели, св.Нино попросила приюта у царского садовника, который жил в своем доме за городской стеной, Нино соорудила себе шалаш в ежевичных кустах, и это место вошло в церковную историю под именем Маквловани ("маквали" - "ежевика"). Некоторое время Нино жила в шалаше, потом ушла в Бодбе в Кахетию (это около Сигнахи), где умерла и похоронена.
Сюда шли паломники, и Мириан возвел храм, где теперь стоит небольшая часовня (хоть и много раз перестроенная, но все же достаточно старая), сохраняющая традиции раннехристианской грузинской архитектуры, и стенд с рассказом истории св.Нино.
Вскоре царь Мириан повелел построить церковь для личной молитвы, где позже царь и его жена, первые царственные христиане Грузии, были похоронены. Храм Преображения стал усыпальницей предстоятелей Грузинской церкви.
Каменный саркофаг Мириана появился в XIX веке, обновлен в 2014 году (ранее могила ничем не была отмечена), находится в углу слева от входа. За саркофагом — современная мозаика, изображающая Мириана и царицу Нану. С недавнего времени храм стал известен в основном могилой этого первого христианского царя Грузии, и даже на его дверях поместили изображение Мириана и Наны.
Храм был основательно перестроен Вахтангом Горгосали, С IV по XI век существовал в неизвестном нам виде, потом пережил еще массу перестроек в 1040, 1283, 1400 гг. В 1820 г. тут обосновалась женская обитель.
Землетрясение 1283 года разрушительно прошлось по территории Грузии, от него очень сильно пострадал пещерный город Вардзия и другие храмы, у Самтавро рухнул купол. Потом было нашествие Тамерлана. Если внимательно посмотреть на барабан купола, можно заметить хаотичность расположения рельефов - следствие не очень добросовестного или торопливого восстановления в XIII - XIV вв. Купол по своему очертанию и обработке тоже не родной и диссонирует с общим характером здания.
Фасады решены различно - в зависимости от освещенности. Этот прием не очень обычен для грузинской храмовой архитектуры. Главный акцент сделан на боковые фасады, которые особенно декорированы. На южном - резьба тонкая, яркие лучи солнца усиливают ее объемность, делают хорошо читаемой.
С северной стороны, где солнца меньше, рельеф более объемный.
Восточный фасад решен сдержанно - светотень создается только треугольными нишами. Аркатура со временем потеряла свои капители, крест наверху появился позже.
Западный фасад еще проще - потому что его от взоров закрывала гора, подступавшая к храму.
На противоположной относительно входа в храм стене есть интересное изображение человека, которое дает пищу для воображения разным фантазерам и уфологам.
Колокольня Самтавро
Интересна колокольня, о дате постройки которой очень разноречивая информация: кто-то утверждает, что она поздняя, кто-то относит ее к XVI в, считая, что она когда-то была надвратной при входе в монастырь. Каждый этаж колокольни имеет четкое функциональное назначение: первый служил проездом, второй - жильем и местом наблюдения, третий - открытой звонницей.
А.Мухранов считает, что "такие колокольни строили в очень узкий отрезок времени — примерно в последние 20 лет XIII века первые десятилетия XIV века. Аналогичная в Вардзии была построена сразу после землетрясения 1283 года. Возможно, и эта появилась в то же время. Это самая легкодосягаемая "колокольня монгольской эпохи".
Гавриил Самтаврийский
В интерьере харама нет ничего необычного, фрески поздние. Много разных реликвий. В том числе мощи одного из самых почитаемых и неординарных святых в Грузии – Гавриила Самтаврийского. Гавриил родился в Тифлисе 26 августа 1929 года. Во время Великой Отечественной войны он начал юродствовать, совершал паломничества. В 20 лет Гавриил был призван в армию. Спустя несколько лет после возвращения со службы рукоположён в сан диакона. 1 мая 1965 года во время демонстрации Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его посадили в изолятор КГБ Грузии. На допросе отец Гавриил критиковал известный лозунг "Слава КПСС", утверждая, что "Слава может быть только Богу". В 1971 году он был назначен настоятелем женского монастыря в Самтавро, жил в башне колокольни. Ещё при жизни отец Гавриил приобрел репутацию святого старца и пользовался народным почитанием. 24 декабря 2012 года через 17 лет после кончины был причислен к лику святого. ("Тбилиси глазами инженера")
Монастырь Антиохия
На юго-восточной оконечности Мцхеты, около большой прибрежной поляны, находится небольшая церковь св.Стефана (Степанцминда), более известная как Антиохия.
Это один из древнейших храмов Грузии. Базилика построена в V в. царем Арчилом (правнук царя Мириана и дед Вахтанга Горгосали) в знак благодарности за изгнание персов. Архитектором был грек Верлиос Ахолиос, о чем сообщает одна из надписей на стене храма. От древних времен на стенах сохранилось несколько орнаментов.
Этот храм дает представление о том, как выглядели ранние грузинские базилики с одной апсидой - строгие и лаконичные. Этот тип храма пришел из Византии. Интересная подробность: вход не напротив апсиды, то есть не с запада, а сбоку, с северной стороны.
Храм был разрушен арабами в VIII, восстановлен в XV в. В ХХ веке территорию передали женской обители, огородили, храм расписали и передали монастырю.
Сейчас от изначальной базилики остался только один северный неф, к которому значительно позже пристроили башню. Древние стены IV века сделаны из песчаника, изящные, тонкая работа, а башня и более поздняя южная стена XV в - из речных валунов, обломков камней и кирпича - проще, грубее.
Сейчас это действующая женская обитель Стефана Первомученника, поэтому попасть на территорию не всегда получается.
Полезные ссылки
1. Джанберидзе Н., Мачабели К. Тбилиси. Мцхета. - Москва, "Искусство", 1981
2. Закария. Памятники Восточной Грузии. - М., "Искусство", 1982
3. Москвин А.Г. Исторический путеводитель. - Москва "Вече", 2019
4. А. Мухранов, сайт "Грузия для всех":
5. Старые (дореволюционные) фотографии Мцхеты
7. Кузьмин В."Великий шёлковый путь на Кавказе", журнал "Человек без границ".