Храм Джвари
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: ХРАМ НАД КРЕСТОМ
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод...
М.Лермонтов "Мцыри"
Начало поэмы Лермонтова о юном монахе ("мцыри" - это буквально "чернец", "монах", а не собственное имя) традиционно принято связывать с храмом Джвари. Он, действительно, на горе и прямо над самым слиянием двух рек. Вид невероятный. Кстати, сразу возникает вопрос, почему нынешние реки, сливаясь, вовсе не шумят и не бурлят, как это показано Лермонтовым. Ответ простой: после сооружения плотины уровень воды поднялся и реки приняли не горный, а равнинный характер. Впрочем, есть версии, что Лермонтов мог иметь в виду не Джвари, а один из храмов Мцхеты. По большому счету, это не очень важно. Как говорит совсем в другой книжке и совсем про другую страну И.Губерман:"Это было где-то здесь".
Храм построен из тщательно обработанных квадров песчаника бледно-розового, а местами темно-розового или даже винного цвета, несколько пожелтевшего от времени.
Джвари невероятно удачно вписан в ландшафт, воспринимается как естественная его часть. Такое "вживание" в пейзаж характерно для многих грузинских памятников: и храмов, и крепостей.
Итак, перед нами храм рубежа VI - VII века, самый первый объект ЮНЕСКО в Грузии, один из древнейших храмов, сохранившихся на этой земле. "Джвари" - буквально означает "крест". С момента принятия Грузией христианства на месте древнего языческого капища возвышался поставленный самой св.Нино деревянный крест, которому поклонялись христианские народы Кавказа. Число паломников росло с каждым годом. Во второй половине VI века правитель Картли Гуарм построил небольшую церквушку (малый Джвари - ее можно увидеть, если обойти основной храм с востока), а в конце VI сын Гуарма правитель Степаноз уже строит большую церковь над самим крестом.
Сейчас между маленьким храмом и большим есть небольшой проход с деревянной лесенкой на потайную смотровую площадку.
Из истории грузинской архитектуры
Прежде чем понаблюдать архитектурные особенности храма, стоит сказать, что в дохристианской Грузии не было развитой культовой архитектуры, и как раз после принятия христианства она стала формироваться и начала играть главную роль.
Первоначальные христианские постройки были предназначены только для священника, вновь обращенные предпочитали (как в язычестве) оставаться вне храма, но постепенно эта привычка уходит, храмы начинают вмещать все больше верующих, и к концу V в. строятся уже довольно большими. Интересно, что в грузинских храмах не было нартексов с запада (сени), атриумов (внутренний двор), баптистериев. (Беридзе В.В. "Грузинская архитектура "раннехристианского" времени IV - VII вв., 1974).
Хотя перед входом в Джвари с южной стороны сейчас видны как раз какие-то каменные остатки стен, напоминающие сени над входом. Возможно, более поздние.
Джвари - купольный храм. Именно такой тип храмов преобладал в средневековой грузинской архитектуре, этот тип восходит к древней строительной традиции круглых и квадратных в плане сооружений с верхним отверстием для освещения или выхода дыма (древнее жилище "дарбази"). Т.о. если тему купола на квадрате Византия восприняла с востока (дворцы сасанидов), то для Грузии (а также Армении, Ирана) она была исконной.
Храм в виде базилики насаждала официальная церковь, ориентируясь на ранние храмы в Святой земле. Первые архитекторы Картли знали о базилике лишь понаслышке, поэтому грузинские храмы IV - V отражают борьбу между купольной и базиликальной композициями.
Тут неплохо бы вспомнить, чем по сути своей, кроме различного происхождения, отличается базилика от купольного храма? Если по-простому: первая длинная и без купола, второй короткий и с куполом. А можно еще и так определить: базилика – это вытянутое прямоугольное пространство, по которому человек совершает длинный путь к алтарю, а в купольном храме вошедший сразу оказывается под куполом и путь его (в этом случае исключительно умозрительный) совершается сразу и по вертикали – в подкупольное пространство, которое притягивает взгляд и подчиняет.
Архитектурные особенности храма Джвари
Любой, кто видит Джвари, прежде всего замечает его невероятную гармоничность - на храм хочется смотреть долго и с разных ракурсов. Он словно бы притягивает к себе. В чем секрет этой красоты?
Ядро композиции - подкупольный квардрат с карнизом, над ним - восьмигранный барабан купола относительно невысокий и тоже украшенный карнизом из арочек. Интересно, что купол Джвари не пирамидальный (иранского типа), а плоский (греческого типа) - и это уникальный для Грузии случай.
Каждый фасад состоит их трех частей: в центре выступ абсиды, по бокам от нее плоские стены угловых комнат. Фасады словно рифмуются: восточный - с западным, южный - с северным.
Наибольшее внимание привлекает именно восточный фасад, важность которого подчеркивают размещенные над окнами рельефные изображения ктиторов - эрисмтавара (владыки) Степаноза и членов его семьи - Деметре и Андрнерсе.
Степаноз стоит на коленях перед Христом, над Деметре и Андрнерсе парят ангелы. Свободные поля рельефов заполнены текстами, выполненными древнегрузинским шрифтом "асомтаврули" - это имена изображенных и их молитвенные обращения к Христу и к архангелам. Перед нами древнейшие изображения клиторов (донаторов), да и вообще человеческих фигур в декоративной скульптуре Грузии.
Что касается этих изображений. Как отмечает В.В.Беридзе, "они далеки от античного реализма, хоть и наследуют ему. Но в построении фигур видны неправильности, характерные для периода искусства, когда изображение человека уже потеряло самостоятельное значение и стало лишь составным элементом общего декоративного решения. Фигуры Христа и архангелов хоть и следуют готовым образцам, выполнены свободнее, чем фигуры клиторов, которые мастер компоновал сам. То, как переданы костюмы, выражения лиц, чувствуется наблюдения за реальной жизнью, но есть и стилизация (волосы, борода). Расположение фигур подчеркивает их взаимосвязь, это словно триптих,то есть фигуры воспринимаются мастером как декоративный элемент и органическая часть храма".
Западный фасад висит над обрывом, обозревать его можно только с очень большого расстояния или в сложном ракурсе, поэтому он не декорирован.
Вход в храм с южной стороны - над главным входом, в люнете, искусно выполненный рельеф с изображением вознесения креста ангелами, очень распространенный в раннехристианскую эпоху сюжет.
Около храма с восточной стороны высятся руины каких-то защитных стен, про которые нигде не написано: кто, когда и зачем их построил? Есть отголоски того, что тут был монастырь, но информации про него ноль.
Интерьер
Крест в центра храма на огромном камне стоит и сейчас - и такая весьма необычная композиция, конечно, сразу обращает на себя внимание даже неискушенного зрителя. Крест обусловил, возможно, и купольную форму храма. Джварский крест в одной из поздних своих версий сохранился и сейчас стоит на самом видном месте в тбилисском Цми́нда Са́меба (Троицкий собор - огромный новодел на горе св. Илии, левобережье Куры). А тот, что мы видим, новый кипарисовый, поставлен в 2009 году, почему-то раз в пять больше первоначального.
То, что крест тут был на самом деле издревле, подтверждает найденная при ремонте храма в 1928 году каменная плита с надписью: "Крест этот Мцхетский украсили в моление за Стефаноза Патрикия, Деметре Ипатия, Адрнерсе ипатия в помощь их душам и телу и в покровительство всего рода".
Внутреннее пространство храма - это стены, которые охраняют крест и в этом их суть, нет фресок, т.к. во время постройки, а потом и перестройки на рубеже VI - VII вв. фресковая живопись не была традицией, а позже храм не перестраивали и не обновляли (и слава богу). Но вот как выглядел интерьер в советское время (фото из книги 1981 г).
К сожалению, вот уж несколько лет внутри храма стоят леса и мы не можем видеть его композицию, расположение окон, арок, апсид. Но можем воспользоваться рассказом искусствоведа Беридзе В.В. Он сообщает, что в основе плана тетраконх с угловыми комнатами, расположенными параллельно осям абсид. А также, что восточная и западная абсиды имеют бемы (места для духовенства), которые находятся по оси центрального нефа. Угловые комнаты связаны с центром с помощью круглых ниш (см. план). Комнаты рядом с алтарем - диаконник и ризница, юго-западная комната была построена на средства женщины, отметившей свое имя в специальной надписи, а северо-западная отводилась донаторам, возможно, правителям Картли.
Купол опирается на восьмигранный барабан, который связан со стенами системой тромпов ("Тромпы - редкая штука в архитектуре. Даже в Грузии их мало. Хотя они присутствуют неподалёку в храме Иоанна Крестителя при монастыре Шиомгвиме" (А.Мухранов)). Из-за ремонта мы не можем видеть, как решено освещение храма: а там имеется четыре окна в барабане и три в алтаре, окно и дверь в южной абсиде, окно в западной и дверь в северной.
Но хорошо видны облицованные тесаным камнем внутренние стены, которые никогда ничем не были украшены, разве что в восточной конхе, вероятно, была мозаика.
История храма вызывает традиционные между соседями споры: грузины настаивают на том, что именно они построили первый храм нового типа в регионе, армяне – что они. На самом деле, первый такой храм в армянском Аване построили православные архитекторы, которые могли быть и выходцами из Армении, но не буквально армянами. Впрочем, важно не это (поскольку и Джвари, и Аван находились в тот момент на территории, принадлежащей Византии), а то, что, возможно, в те годы появилась новая византийская архитектурная модель, которая должна была прийти на смену базилике (А.Мухранов).
Мцхетский Джвари строился в 586\604 гг. Напомню, что в 591 году Иран передал Византии часть Армении и Иберии: Тбилиси (Тифлис) остался иранским, а Мцхета на 11 лет - византийской. Есть предположение, что единственный короткий византийский эпизод истории Мцхеты и дал такой эффект, такой вещественный след: храм Джвари. Впрочем, его явление было, конечно, подготовлено всем ходом развития грузинской архитектуры (предшественником Джвари считается кафедрал VI в. в Ниноцминда).
Глядя на карту разделения территорий в ту давнюю эпоху, смею предположить, что возведение христианского храма (против всех принятых в то время правил скрытного строительства где-нибудь в глубине ущелья) на вершине скалы - на самом виду - не случайно: храм могли хорошо видеть в иранском на тот момент Тифлисе.
По точному замечанию А.Мухранова:"Храмы бывают штучные и серийные, а Джвари стал основателем серии. Уже после Джвари по той же схеме будет построен Атенский Сион и чуть позже храм в монастыре Чкондиди, малый храм в монастыре Старая Шуамта, храм в Мартвили, Манглисский храм, возможно Сионский собор в ранней версии".
Итак, Джвари - интересен и уникален тем, что это
- первый купольный храм в Грузии;
- построен на самом видном месте, на горе, что совершенно не характерно для того времени, когда территорией владели иранцы;
- легендарное место, где поставила свой первый крест св. Нино;
- никем не разрушался, кроме времени и природы;
- резьба на каменной облицовке восточной стены – это древняя грузинская письменность мхедрули.
- единство с ландшафтом подчеркнуто тем, что сам монастырь соотносится с размером скалы в пропорции 1 к 7.
- Один из первых (или даже первый) тетраконхов.
Полезные ссылки
1. Беридзе В.В. Грузинская архитектура "раннехристианского" времени IV - VII вв., 1974
3. Джанберидзе Н, Мачабели К. Тбилиси. Мцхета, М., "Искусство" , 1981
4. А.Мухранов Джвари
5. Раквиашвили Х. Мцхета, Тбилиси, 2016
Часть фото предоставил И.Павлосюк