Вторая половина турецкого путешествия октябрь-ноябрь 2021

После подробного исследования Каппадокии перебрались на побережье в местечко Сиде (Side) - морской пригород города Манавгат, чтобы на следующий день переместиться в поселок Чиралы (Cirali) - один из объектов на Ликийской тропе.

Прелюдия - город Сиде (Side)

Тут мы ночевали на пути в Каппадокию после прибытия в Турцию и по пути из Каппадокии в Чиралы. Сиде - удобное место для акклиматизации, в силу того, что находится рядом (70 км) с Антальей. Если прилетаете в Анталью вечером, то перемещение в Сиде и утреннее море - хорошее начало путешествия. Кроме того, в Сиде есть что посмотреть, поэтому хотя бы один день (а лучше два) на него отвести нужно бы.

Объекты Сиде

1 Исторический центр Сиде (маленький - на осмотр 2 часа без посещения музеев). 2.Амфитеатр(платный) и Античный музей (очень достойный) 3.Соседний город Аспендос (Aspendos Antik Tiyatro) - также есть огромный амфитеатр. 4.Неподалеку (ехать по горной дороге)есть интересное место - Seleukeia (акрополь и античные руины).

Мы вместо двух дней имели 3 часа, поэтому нам достался только исторический центр Сиде рано поутру и променад вдоль моря с неизбежным окунанием в теплые (и мелкие в данном случае) воды Средиземного моря.

Не буду пересказывать уже написанное, вот неплохие источники, чтобы сориентироваться в Сиде: https://diletant.media/articles/45329483/

https://samivkrym.ru/chto-posmotret-v-side-samostojatelno.html

https://platpaul.livejournal.com/339925.html

Коротко история Сиде такова: основан в VII до н.э.греками (то есть изначально это греческая колония), более пяти веков процветал, несмотря на то, что постоянно был в зависимости (последовательно) от А.Македонского, Птоломеев, Селевкидов, Пергама. При Македонском начали чеканить свою монету с изображением граната (символ плодородия и самого города). Покровительницей города была Афина, лик которой также чеканился на монетах. От античных времен сохранился амфитеатр (самый большой в Турции), а также символ Сиде - остатки храма Аполлона и руины храма Артемиды (II в.до н.э.). Кстати, по преданию, именно на агоре в Сиде имели свидание Марк Антоний и Клеопатра.

В начале I века до н. э. город захватили пираты, Сиде стал одним из главных рынков работорговли на средиземноморском побережье. Во II—III веках н.э.Сиде стал римским городом. Так что помимо греческой античности (амфитеатр, храм Аполлона, фонтан Нимфеум на агоре), имеется в Сиде и античность римская. Например, колонная улица на пути к амфитеатру и римская дорога из огромных блоков камней (напоминает Аппиеву дорогу в Риме).

К Х веку город был полностью разрушен арабами и пиратами, довершили дело землетрясения. Городом-призраком называли его путешественники в XIX веке. Возрождение Сиде случилось в конце XIX века, когда тут обосновались опять-таки переселенцы, но уже турецкие - с Крита. Сейчас в Сиде можно лицезреть джентльменский набор приличного античного города: колонны вдоль улицы, ведущей к форуму, храм Аполлона на мысу, термы и амфитеатр.

Про храм Аполлона, Фонтан Нимфеум, Колонную улицу подробнейшим образом написано здесь: https://vld11.livejournal.com/2397.html

А вот внутри античных терм теперь Археологический музей. О нем также см. в источнике выше.

Проживание и питание на курортах Турции - отдельный сюжет, но предпочитаю "запоминать" свое: хорошенький отель "Nar Apart Hotel" (уютно, мило, близко от всего, недорого), питались в ресторане отеля "Side Alya Hotel".

2 ноября, 1-й день

12.00 выезд из Сиде (Side) в сторону Чиралы (Çıralı), где нас ждал домик в апельсиновом саду. Это первый для меня заход на Ликийку - разведывательный, поэтому все дни ходим налегке, радиалками из одной точки.

Запланировать на будущее: По пути к старту пешеходного маршрута стоит сделать остановку в Анталье и посетить 1)Археологический музей Антальи

Тут же размещена важная информация для путешествующих в Турцию во время пандемии https://turktrip.ru/antaliya/dostoprimechatelnosti/arheologicheskiy-muzey

Археологический музей Антальи (Antalya Müzesi) находится в историческом центре города. В музее 14 выставочных залов, зал для детей. Экспозиция музея организована хронологически и тематически. Значительную часть занимают экспонаты из Перге. Музей работает с 09-00 до 19-00 ежедневно, есть аудиогид.

Что такое Ликийская тропа и почему нам сюда?

Ликийская тропа - это туристический маршрут, который пролегает на территории древней Ликии, что находилась на юге Малой Азии, на полуострове между Анталией и Фетхие. Тропа - это не какой-то древний путь (хотя наверняка частично он самый), а некий скомпонованный маршрут, который проходит по красивейшим местам турецкого побережья: вдоль скал, прекрасных пляжей, живописных бухт, античных городов и руин, наиболее значимых достопримечательностей древней Ликии. Маршрут был придуман и популяризирован британской путешественницей Kate Clow, подробно описан в ее книге "The Lycian Way", сейчас официально утвержден правительством Турции, размечен, местные жители хорошо осведомлены о нем, так это их хлеб. Весь маршрут отмечен бело-красными маркерами, которые находятся на камнях и деревьях.

Нитка маршрута имеется на карте OpenStreetMap. Все подробности логистики собраны на этом ресурсе: https://risk.ru/blog/205426

Тут даны ссылки на карты, рассказано, в какие месяцы лучше ходить по Ликийке, как быть, если вы идете линейным маршрутом с палатками, где взять газовые баллоны, воду, как общаться с людьми и животными, где и как питаться и ночевать.

Трек в основном идет по горным тропам, иногда пролегает по накатанным грунтовым и даже асфальтовым дорогам. Рядом постоянно маячит жилье, поэтому сход с маршрута и заход на него возможен почти постоянно.

Маршрут начинается в деревеньке Хисачандыш (36.772400, 30.469483), от автобусной остановки. В самом его начале есть информационная табличка, на которой обозначена общая протяженность тропы - 509 км.


Мы забазировались в деревне Чиралы, в чудесном домике от отеля Cirali Vi̇llas(отель в центре поселка, а вилла в апельсиновом саду на окраине, прямо у Ликийской тропы у горы Химера).

Çıralı переводится с турецкого языка как «возгорающийся», «вспыхивающий» — из-за расположенной рядом горы Янарташ - «пылающий камень»(мифологическая Химера).

К домику прилагаются два велосипеда, чтобы можно было съездить на море (1 км) и в магазин (столько же) - очень удобно.

Чиралы - популярный перевалочный пункт на Ликийской тропе. Вон сколько указателей на перекрестке.

Самое известная достопримечательность Чиралы (и всей Ликийки) - это мифическая гора Химера.

Гора Химера

Природный газ, который выходит из трещин известняковой породы называется «Неугасимым огнем Ликии», он горит веками и был назван Химайрой ("горящий камень"). Химера Упоминается в античном мифе о Бaллерофонте. (Согласно мифу, юноша Баллерофонт должен выполнить трудные поручения царя Ликии Иобата, в том числе сра­зить­ся с оби­тав­шей в горах Ликии трёхгла­вой огнеды­ша­щей химе­рой — страш­ным чудо­ви­щем, соеди­не­ни­ем льва, козы и змеи. Юноша напал на чудовище с воздуха, оседлав подаренного Богами крылатого коня Пега­са, и освободил страну от чудо­ви­ща). Местонахождение горы Химера, послужившей сюжетом для мифа, имеет разночтения в исследованиях историков. О том, что гора находится около Чиралы, говорил известный историк античности Плиний Старший. Источник:https://ru.wikipedia.org/

На гору принято ходить не только днем, но и вечером, а то и в ночи. Ибо вечные огни Химеры в темноте смотрятся еще убедительнее. Надо сказать, что у подъема на гору круглосуточно дежурят люди, которые продают входные билеты за 12 лир.

Подъем довольно легкий - сначала широкая дорога, вымощенная камнем, которая приводит к т.н."нижним огням"(их было видно по ночам с крыльца нашего домика апельсиновом саду). Нижняя площадка находится у руин византийского храма.

Далее начинается маркированная тропа, которая приводит к т.н."верхним огням"- на перевал, где есть место для лагеря (но нет воды). На природном газе Химеры можно прекрасно приготовить ужин или просто пожарить сосиски.

Примечание: в отчетах пишут, что если путешествовать в низкий сезон (когда плохая погода), то на перевальной седловине разбивать лагерь нежелательно - очень ветрено, палатку может поломать порывом.

Вечер у древнего огня, овеянного мифами и легендами, - хорошее начало нового маршрута.

Чиралы - отличное место, пляж считается одним из лучших, но здесь нет атмосферы "распальцованного" курорта. Пляж протянулся на пару-тройку километров. В Чиралы две улицы, множество ресторанчиков (вдоль моря) и гостевых домов и гостиниц, в том числе с элементами кемпинга (места для палаток).

Находится поселок в конце семикилометрового серпантина: от автотрассы сюда можно добраться или на такси, или на долмуше (маршрутка). Подняться из поселка к трассе - аналогично. Долмуши останавливаются тут (36.40545, 30.47815). Ходят раз в час. Первый в 9.00, последний в 18.00 (низкий сезон), летом - в 20.00

На пляже Чиралы охранная зона, так как тут (в определенный период года, но точно не осенью) откладывают свои яйца большие морские черепахи. Места кладки отмечены специальными знаками. В начале пляжа небольшая информационная тумба по этому поводу.

Панорама Бухты Чиралы с уходящей в море горой очень напоминает крымский Чатыр-Даг (Медведь-гора).

Прошли за день: 6.5 км.

3 ноября 2-й день

Чиралы (Çıralı) - Текирова (Tekirova) - Фаселис (Phaselis) - Райская бухта - Чиралы (Çıralı)

Подробное описание этого участка тропы: https://www.tourister.ru/responses/id_1170

Примечание: Самое трудное при радиальных маршрутах из одной точки - это машина, если она служит средством подброски до начала трекинга. Каждый раз нужно соображать, как ее вернуть. Закономерность такая: группа уезжает в дальнюю точку и возвращается по возможности домой, а водитель (один) едет за машиной. Обычно это получалась без проблем.

К началу трекинга в Текирова (Tekirova) едем на машине, ставим ее бесплатно около аквапарка. Тропа идет красивым лесом с причудливыми деревьями.

Потом тропа выводит на пляжи, за которыми виден поросший деревьями мыс с древним городом Фаселисом.

Если входить в музейный комплекс с пляжа, то минуешь билетные кассы, они расположены выше по тропе, ближе к шоссе (36.530102, 30.541528)

Фаселис

Информация о городе подобно изложена в Википедии - Фаселис. Фаселис переводится буквально как «морской городок». Обозначу самое главное. По преданию город основан в VII в. до н.э. колонистами с острова Родос. Они предложили местным жителям за их землю на выбор кукурузу или сушеную рыбу, жители выбрали рыбу. Скорее всего, город был основан именно для того, чтобы доставлять лес богатого деревьями Тавра (горная цепь, по которой и проходит частично Ликийская тропа) в другие средиземноморские гавани.

Справа от входа в город находятся самые древние стены городской крепости (III век до н. э.).Город малюсенький,но при этом тут аж три гавани: Северная гавань, гавань Войны (или Защищенная гавань) и Южная гавань. Между двумя из них была проложена главная улица, внушительные остатки которой и сейчас производят впечатление. По обе стороны улицы находились бани и храмы, магазины. В городе было также три агоры: одна напротив театра, остальные две на правой стороне главной улицы, ведущей к Южной гавани. Внутри агоры, что напротив театра, видны развалины небольшой базилики византийского периода.

Довольно неплохо сохранился амфитеатр IV веке до н. э., построенный на склоне акрополя. К театру от небольшой площади агоры ведет деревянная лестница. Это типичный образец амфитеатра эллинизма. Но сцена была построена уже римлянами и в поздневизантийскую эпоху использовалась просто как городская стена.

Амфитеатр сравнительно небольшой (его 20 рядов рассчитаны на 3 тысячи человек). Надо сказать, что акустический эффект, свойственный всем античным амфитеатрам, тут имеет место быть. Проверить это можно так: нужно встать на самый центр круглой площадки внизу чаши театра. И шепотом, но четко что-то сказать. На верхнем ряду сказанное будет слышно.

Нельзя умолчать о том, что в 333 году до н.э. в Фаселисе побывал А.Македонский, которому была вручена золотая ветвь. И до сих пор в Сети можно встретить предположения, что чуть ли не в Фаселисе он был тайно захоронен. На этот счет у меня большие сомнения, а вот изящные мраморные элементы саркофагов из городского некрополя действительно в большом количестве расставлены около Северной гавани, куда приводит главная улица древнего Фаселиса.

Кое-где хорошо сохранились греческие надписи.

В 42 году до н. э. город перешёл под владычество Рима. С этого времени начинается переустройство города, растёт его благосостояние. Расцвет города продолжался около 300 лет. Монументальная арка при входе на главную улицу у южной гавани была построена в честь римского императора Адриана, который посетил город в 129 году н.э.

Акведук, который снабжал город водой, также был сооружен примерно в это время.

Есть версия, что покровительницей города была Афина, чей храм до сих пор не раскопан где-то в районе акрополя.

Руины городских стен более поздние - сохранились с VII века, нового периода процветания.

Фаселис начал угасать после нашествия сельджуков и землетрясений. Потом силу стали набирать порты Анталии и Аланьи. К XIII веку Фаселис был практически покинут жителями.

Фаселис прекрасен не только своей античностью, но и красивыми бухтами, теплым морем, где хорошо передохнуть, искупаться, перекусить (своим запасами, кафе тут нет), чтобы иди по Ликийской тропе дальше.

Далее тропа огибает небольшой мыс, на котором находится заповедник Phaselis Gizli Mağara. По пути симпатичный грот (нужно немного спуститься по тропе).

Красивейшая панорамная дорога - пять километров красоты. (На велосипеде можно до какого-то момента, ближе к конечной бухте - нет)

Тропа приводит к бухте Аласау\Alacasu (на карте обозначена как Райская бухта\Cennet Koyu).

Тут место для ночевки кемпинг (есть кран с водой). Для купания место не очень подходит - грязновато почему-то. (К бухте от шоссе подходит автодорога, можно подъехать на машине).

Купаться лучше в предыдущей бухте с чистейшей лазурного цвета водой. (36.533400, 30.560967)

Последний участок мы шли на авось, а не по обозначенной на карте Ликийской тропе, потому что она уперлась в забор, пришлось его обходить, но потом все равно проникнуть на огороженную территорию через дырку в заборе вслед за еще одним туристом, который явно знал, что так можно.

Ровно в том месте, где Ликийская тропа выходит на автотрассу, сейчас идут строительные работы по возведению тоннеля. Поэтому как найти продолжение Ликийки в этом месте, я не очень понимаю. Наш трек заканчивается на автостоянке строителей тоннеля.

От бухты Аласау недалеко до пляжа поселка Camyuva и далее до лесного массива на севере Кемера.

А от Фаселиса есть ответвление тропы, которая приводит к дороге на нижнюю станцию канатки на гору Тахталы.

В Чиралы вернулись на авто (его пригнал Володя, он от Фаселиса вернулся пешком к машине и приехал за нами). К слову сказать, такси от Текирова до Чиралы 150 лир (дороговато, учитывая, что расстояние - всего ничего).

Прошли: 10 км.

4 ноября, 3-й день

Текирова (Tekirova) - Чиралы (Çıralı)

20-клометровый маршрут Текирова-Чиралы - это,безусловно, один из красивейших участков Ликийской тропы. Разнообразие видов, несколько пляжей по пути... То лес, то гора, то бухта.

Вход на маршрут через ворота с калиткой у будки охранника (что он охраняет - бог весть, говорят, иногда просит денег за проход, но мы никого не видели). Точка старта (36.49039, 30.52154).

Сначала идем по широкой дороге, которая огибает территорию отеля "Dolce vita".

Первая остановка для купания на чудеснейшем пляже в бухте Клеопатры (где, как выразились дети, царица, наверное, отдыхала на море по типу "все включено").

В этой бухте разрешено стоять с палаткой, есть и кран с водой, но лучше использовать эту воду кипяченой.

Маршрут проходит по территории Национального парка "Olimpos Beydağları National Park". Это пояс Янгских гор Западного Тавра.

Флора и Фауна заповедника

Заповедник "Olimpos Beydağları National Park" богат уникальными видами растений, животных и птиц. Из животных: еж, летучая мышь, дикобраз(!),шакал,волк, лисица,куница, барсук,кабан, дикая коза, зайцы-белки.

Тут обитает 85 видов птиц. Некоторые из этих типов: змеиный орел, ястреб, пустельга, черный сокол, перепел, сизый голубь и лесной голубь.

Рептилии: 5 видов земноводных и 11 видов рептилий. Особенно ценны редкие эндемические саламандры - так называемые Ликийские. А также водится морская и полосатая черепаха, разные виды редких лягушек, ящерицы, змеи (Черная змея, Тонкая змея, Монетная змея, Пятиголовая змея, Полуводная змея и Слепая змея).

ФЛОРА

По мере удаления от моря произрастают красные сосны, черные сосны и кедры на высоте более 1000 метров. Имеется около 1000 видов растений и 21 эндемик.


Следующая бухта с пляжем Текирова (можно стоять с палаткой), воды, кажется, нет. Довольно длительный переход до следующей бухты с потрясающими видами на море, далекие мысы с одной стороны, и гору Тахталы с другой.

В бухте Atbükü в конце пляжа перед подъемом тропы есть тупиковый тоннель. Вероятно, это остатки какого-то сооружения, принадлежавшего бывшей здесь кода-то деревне. Источник воды обозначен, но загрязнен.

Во всех бухтах, которые есть на этом маршруте, можно стоять с палатками. Берег и пляжи чистые, а вот в кустах, что тянутся вдоль песчаного пляжа - грязно (следы человеческой жизнедеятельности).

Весьма популярное место для стоянки и купания - бухта Küçük plaj с черным песком. Сюда часто приходят туристы из Чиралы, чтобы искупаться в одиночестве. Впрочем, это не очень возможно. На небольшом пляже стоят палатки. Воды нет - несут с собой из Чиралы.

Весь маршрут 20 километров занимает полный световой день. Вышли в Чиралы на закате.

Прошли за день: 20 км.

5 ноября, 4-й день

Олимпус (Olympus)

В этот день планировалось пройти от Чиралы до Ulupinar через Олимпусa (сначала по тропе вдоль ручья, потом по маркированной тропе). Но ограничились осмотром музейной зоны Олимпуса и радиалкой до небольшого грота, чуть дальше Олимпуса (36.396367, 30.471288).

Есть нюанс: ликийский маршрут проходит через музейную зону Олимпуса, куда вход платный 40 лир (даже если человек не интересуется руинами, а просто хочет пройти насквозь). Изобретательные туристы нашли выход (он же вход), а именно: дырку в заборе (которая даже обозначена на картах 36.39488, 30.47764). Через дырку попадают на тропу к гроту(36.3912, 30.4862), а потом на обратном пути к музейному комплексу (заходят в него как бы со двора, а если быть точнее, через Термы, то есть древние бани. Прогулка заняла 3.5 часа.

Рассказ о музейной территории Олимпуса

Рассказ составлен на основании информационных табличек музея.

Судя по названию, город Олимпус был основан в первые годы существования эллинизма в Анатолии. Олимпус, вероятно, был дорической колонией, такой же, как соседний Фаселис. Самые ранние письменные свидетельства, относящиеся к истории Олимпуса, получены из монет Ликийской лиги. Археологические данные о существовании города в эллинистический период - это первая городская стена, датируемая ок. 300 г. до н.э. и монументальная гробница в восточном некрополе. Олимпос был одним из шести важных городов Ликийской лиги с тремя голосами. Между II-м и I-м веками до нашей эры регион перешел под контроль Зеникетеса - могущественного пирата. В 77 г. до н.э. город перешел под власть римлян.Судя по интенсивной застройке римской эпохи, Олимпус имел важное значение, как и весь регион Ликии. Город Олимпос, должно быть, пережил фазу наивысшего процветания в V-VI веках.

Особенности архитектурных сооружений, обнаруженных в городе, свидетельствуют о том, что интенсивное строительство велось в V-VI вв. н.э. Сведений о городе после VI в. н.э. мало, особенно из-за арабских набегов, имевших влияние в Средиземноморье. В течение VII-го века нашей эры войны, землетрясения и чума неизбежно положили конец процветанию города и началу запустения. С XVIII по начало ХХ века город использовался кочевниками в качестве зимних поселений.

Олимпус.Реконструкция.

Руины древнего Олимпуса раскопаны не полностью, но это довольно обширная территория. Город расположен по берегам реки Алакир. Перспектива городская набережной и сейчас весьма представительна.

Сохранились руины амфитеатра, нескольких храмов, моста, бань, некрополя и городских кварталов. Осмотр можно начинать как от центрального входа (где касса), так и с периферии (как мы) от терм(бань).

Бани (номер 23 на плане)

Или «Большая купальня». Вероятно, здание было построено во время правления Веспасиана, примерно около 70 г. н.э. Банные сооружения у римлян строились во всех уголках империи как важный элемент социальной и культурной жизни города, это был своего рода клуб и место для заключения сделок, ведения переговоров.

Мост (номер 14 на плане)

Сохранились две части устоев моста через речку Алакир, которая делила город надвое. Можно предположить, что это был трехпролетный вогнутый мост. Первоначальный римский мост был разрушен частично в результате землетрясения и перестроен в раннехристианскую эпоху. Об этом свидетельствуют разные строительные материалы.

Городская стена

Городские стены были построены примерно в IV г. до н.э. для защиты эллинистического поселения. Стена тянулась вдоль скалистых холмов горы Муса, далее на юг через перевал, где находился саркофаг Алкестиды. Стена строилась без раствора или других связующих материалов, использовался метод многоугольной кладкипутем сжатия камней.

Театр (номер 17 на плане)

Театр находится в южной части Олимпуса на северном склоне горы Сепет. Датируется примерно первой половиной II в. Театр в очень разрушенном состоянии из-за землетрясений, а также потому что в византийский период его каменные блоки брали для строительства.

План амфитеатра показывает, что это один из немногих примеров полукруглого театра в Ликии. (Театры в Фазелисе, Тлосе, Ксанфе были построены в духе архитектурной традиции Римской Империи). Восемь рядов в его полукруглом плане показывают, что строители ориентировались на традиции Витрувия. Театр построен из известняка, но некоторые колонны сцены имеют серые прожилки, то есть какие-то части сцены, вероятно, были сделаны из мрамора. Но точно сказать этого нельзя, так как большая часть сцены засыпана землей.

За театром вдоль реки тянутся руины бывших некрополей (номера 16 и 15 на плане). На видном месте красуется один из древних саркофагов.

На другой стороне реки (на плане под номером 14) руины церкви 1. Сохранился частично северный неф. Тут были найдены керамика, фрагменты скульптуры и мозаики V-VI вв. н.э.(вероятно, эти находки сейчас хранятся в каких-то музеях ?).

Далее располагается весьма обширный некрополь (113 захоронений). Северный некрополь использовался постоянно с I-го по III-й век.

Улица Некрополя, идущая от западной части города к западным стенам Дворца епископа, использовалась с IV-го века и как жилой район. На этой улице расположены многоэтажные резиденции с большими дворами, принадлежавшие богатым семьям. Гробницы и жилища были близко друг к другу и даже вместе.

Храм (номер 9 на плане)

Римский храм Tempie, расположенный в северной части города, был построен в первой половине II века н.э. в честь императора Адриана, который посетил Олимпус во время своего путешествия в Анатолию. Храм был самым значительным зданием города. Сохранились стены священной камеры (наоса), часть пронаоса перед ней до уровня земли (стилобата) и части двух колонн. Раскопки производились в 2017 году.

Колонный фасад полностью разрушен, но большое количество строительных блоков, обнаруженных во время раскопок и выставленных вокруг, дают представление о масштабах здания. Простой треугольный фронтон поддерживался шестью ионическими колоннами, над которыми был архитрав и фриз с розетками. На гранях боковых фасадов были вырезаны горгульи в форме головы льва. Консольная перемычка фасадной стены и монументальные ворота, сохранившиеся до наших дней, были построены с особой тщательностью. Однако в некоторых строительных блоках, таких как фасадная стена и дверь, украшения остались незавершенными. В византийский период храм был преобразован в епископский дворец. Здание, которое все еще стояло в это время, продолжало служить частью дворцового комплекса, меняя функции. К наосу были добавлены четыре колонны и дверь.

Базилика епископа (номер 8 на плане)

Епископальная церковь (церковь 2) представляет собой трехнефную базилику с трансептом. Трансепт — поперечная часть базилики, лежащая поперек линии нефа, расположенная перед апсидой и включающая в себя бему. Церкви с трансептами были распространены в Средиземноморском бассейне и на Балканах в IV - VI вв. нашей эры.

Наос имеет длину 33,50 м в направлении восток-запад (включая апсиду) и ширину 12,20 м. в направлении север-юг. Трансепт составляет 26,60 м. по оси север-юг и 10,90 м.. по оси восток-запад. С западной стороны церкви находится притвор. Доступ к наосу осуществляется через двери по оси нефа и каждого прохода. Проходы были отделены от нефа рядами колонн по восемь с каждой стороны.

К северу от церкви сохранился трехнефный баптистерий прямоугольной формы до площади 14,68x12,50 м (включая апсиду). Это самый большой баптистерий из известных в Ликии. В выступающей полукруглой апсиде нефа находится крестообразная купель. Судя по надписи на дверном проеме, церковь была посвящена Деве Марии.

Епископион Олимпа расположен в центре Северного города на пересечении главных улиц, это самое большое здание в городе - прямоугольник размером примерно 128x62 м. Эпископион был построен с использованием римского храма и форума.

В западной части комплекса соединены друг с другом здания общественного назначения: перистиль (внутренний двор, обнесенный колоннадой) и триклиний (столовая-конференц-зал). С восточной стороны находится резиденция епископа, состоящая из комнат вокруг атриума. Помимо этих масштабных зданий в эпископионе много двухэтажных комнат. Эти помещения являются административными единицами, а также помещениями для быта духовенства. Архитектурные особенности и находки показывают, что он использовался в V и VI веках нашей эры.

В результате раскопок обнаружены мозаики opus tesselatum, которые по стилистическим признакам относятся к VI веку нашей эры. Поэтому здание называют «Дом с мозаикой». Пол был из мозаики с фигурами людей и животных, геометрическими и цветочными орнаментами. В 1992 году Археологический музей Антальи провел раскопки и работы по благоустройству. Обнаружено, что фрагменты мозаики распались в результате обрушения второго этажа. Впрочем, нам увидеть эти мозаики не удалось - возможно, они находятся в зоне реставрации? Я не поняла.

Как план, так и элементы декора предполагают, что в ранневизантийский период дом принадлежал важной семье или администратору города. Строительство здания началось в конце V-го века н.э.потом оно постоянно достраивалось, пока оно не приняло окончательный вид в VI-м. веке н. э. Декоративная брусчатка, стены, сложенные из бутового камня на известковом растворе, два этажа... На первом этаже были прямоугольные комнаты вокруг основного большого прямоугольного пространства посередине. Лестница на востоке вела на второй этаж. Сегодня частично сохранились стены второго этажа с северной и южной сторон здания. Первый этаж был покрыт каменными перекрытиями, а второй - деревянной крышей и черепицей. До наших дней не дошли стены большого двора, расположенного на юго-западе. Помещения на обоих этажах здания были покрыты мозаичными полами. В мозаиках аллегорические фигуры животных и птиц, все они: кролики, козы, рыбы, птицы - изображены натуралистически между геометрическими узорами.

Камень из этого здания частично использовался при строительстве водного канала (XIX в.), проходящего вдоль южной части здания (номер 5 на плане)

На территории Олимпуса сохранилось несколько каменных саркофагов (номера 6, 4 и 2 на плане)

История саркофагов и их разновидности изложена здесь: https://bellezza-storia.livejournal.com/109028.html "Архитектурный декор является одной из традиционных форм украшения античных саркофагов. Известна целая группа произведений середины V века до н.э., созданных в Ликии и Сидоне, воспроизводящих в своих формах архитектурные постройки. Данная традиция сохранялась в Малой Азии на протяжении всего Римского периода, свидетельством чего могут служить знаменитые памятники из археологического музея в Стамбуле. На рубеже II – III столетий архитектурный декор стал появляться на Римских саркофагах с изображение врат Аида, а к середине IV века прочно утвердился в изобразительном языке ранних христиан".Цитата по https://veritsa.livejournal.com/1147.html.

Надо сказать, что в археологическом музее Стамбула есть саркофаги, которые наываются Ликийскми:"...названы так потому, что выполнены в стиле, характерном для ликийских могильных памятников: высокая крышка с заостренными сводами похожа на перевернутую лодку. Ликийцы, будучи заядлыми моряками, верили, что и после смерти смогут заниматься любимым делом. Саркофаги в музее Стамбула см. https://vgrigoriev.ru/2018/istanbul-oldbuilding/.

Монументальная гробница, которая находится в северном некрополе, на канале, принадлежит Марку Аврелию Археполису из Олимпуса, который служил Ликиархесом (главой Ликийской лиги), и его семье. Гробница была обнаружен в 1990 году во время исследований археологов из Археологического музея Анталии. Гробница имеет форму прямоугольника. Внутри камеры стены окружает длинный подиум в форме буквы «П» с двумя ступенями, верхняя - в виде скамьи. Углы подиума были в форме лапы льва. В юго-восточном углу подиума имеется пятистрочная греческая надпись.

На подиуме были установлены три саркофага. Справа от входа саркофаг с гирляндами, он был привезен с острова Проконнес. Судя по надписи, гробница относится ко второй половине III века н.э. Саркофаг со скульптурными изображениями лежащих людей (т.н. саркофаг типа Сидемера), который мы видим на информаионной табличке, сегодня экспонируется в Археологическом музее Анталии. (Саркофаг типа Сидамары - это римский саркофаг с почти объемными фигурами).

Рядом еще один примечательный саркофаг ликийского типа (навершие похоже на перевернутую лодку). Это усыпальница семьи Антимахос.

Саркофаг имеет ступенчатое основание и гребешок. Корпус саркофага стоит на основании с ножками в виде львиных когтей и украшен рельефами. На одной из коротких граней есть псевдодверь. Дверь разделена на четыре равные части, а розетки и дверные ручки у шумеров он был символом вечного цикла жизни и смерти.

Мотив дерева жизни на саркофаге Антимаха и его семьи, должно быть, использовался как символ, связанный со смертью. Изображение псевдодвери, было распространено в Анатолии, тем более что у римлян - это символические ворота Аида (преисподней). Саркофаг датируется между серединой и последней четвертью II в. н.э.

Самый приметный саркофаг - он на входе в музейный комплекс сразу у кассы - саркофаг с лодкой.

Эта монументальный саркофаг расположен на вершине высокого подиума и высечен в скале. Южная часть несколько нарушена, тут, вероятно, была надпись"tabula ansata" («табличка с ручками» - пластинка определенной формы (с концами в виде ласточкиных хвостов) для выделения какого-нибудь текста (на солдатском щите, на скульптурном памятнике, на мозаике и так далее).

В то время как северная и восточная стены саркофага были вырезаны из скалы, западная стена построена из бутового камня и известкового раствора. Вершина этого строения, обращенного на юг, покрыта сводом.

Приведу цитату и надписи на другом саркофагe, ибо уж больно хорошо она подходит к кораблю, который является символом жизни и смерти. Как это хорошо понимали древние наши предки!

«Корабль стоит на якоре в своей последней гавани, чтобы никогда больше не отплыть, ибо ни ветер, ни солнечный свет не ждут помощи"

Информационная табличка у первого саркофага сообщает о том, где искать другие захоронения на территории комплекса. Я рассказала про два, но, кажется, не сфотографировала еще один, о котором как раз есть интересный рассказ. Попробуйте найти это место.

"Идя на запад, по мозаичному коридору прямо перед входом и поворачивая на север, попадете на ступеньки, ведущие на второй этаж, вершина которого, вероятно, была сводчатой. По окончании раскопок на дне были обнаружены два саркофага.

Первый саркофаг расположен на востоке камеры с ориентацией север-юг. Саркофаг без фриза на основном корпусе имеет рифленые столбы на передних углах. Часть его корпуса и крышки сломаны. Эта часть, вероятно, была покрыта камнем, кирпичом и раствором. Верх и углы крышки с ломаной крышей треугольного сечения украшены акротерием, а под ним находится греческая надпись в четыре строки:

«Я, Марк[арк] Авр[елий] Зосима Олимпийский, сын Эвпориста, построил эту гробницу для себя, моей жены Авр[елий] Ареты, нашей дочери Авр[элии] Олимпиады и сыновей Авр[елий] [так и так] и Авр[елий] Евпорист и мои будущие внуки. Никакое другое захоронение не разрешено [здесь] под страхом священного платежа в 1000 динаров богу Гефесту, треть из которых будет вручена тому, кто сообщит об этом ».

Второй саркофаг, который мы можем назвать гробницей капитана Евдема, расположен прямо напротив входа и у северной стены. На tabula ansata с греческой надписью из 10 строк, почти половина из которых утеряна, а оставшаяся часть гласит:«Я, Евдем, знаю по моему капитанству путь между путями От одного Понта к другому, открытие Паллады [Афины]. Все люди [Ch]al [cedo]n tow[n] Вифинии декретировали [мое право на гражданство?]. Моя удачливая [родина, видящая, что я в хорошей форме] возложила на меня служебные обязанности. Дюди [Ликии] были того же мнения; и я был членом] condì Eider. Судьба( ) Если [любой человек должен хоронить здесь без разрешения] любой другой [эту сумму в качестве штрафа Фискусу] заплатит [динар]».

На правой стороне tabula ansata находится еще одна четырехстрочная надпись, которая гласит:«Корабль стоит на якоре в своей последней гавани, чтобы никогда больше не отплыть, ибо ни ветер, ни солнечный свет не ждут помощи; Капитан Эвдем, прощаясь со светоносной зарей, был погребен там и его корабль с коротким, как день, сроком жизни, как разбитая волна. “

Внизу этой эпиграммы изображен корабль, сбоку и рельефно. На его корме полулежащая фигура полуобнаженной женщины".


6 ноября, 5-й день

Подъем на вершину горы Тахталы (Tahtalı) канатная дорога - спуск с Тахталы (трекинг) до поселка Бейсик (Beycik) - переезд на машине в Чиралы (Çıralı) через Улюпинар (Ulupınar ) #.

На машине приехали к станции канатной дороги для подъема на гору Тахталы. (36.540717, 30.487900) "Тахталы" означает в переводе с турецкого «дощатая», «с досками»). Подъем в одну сторону 17 евро (взрослый), спуск-подъем 25 евро. В кассе подъемника русскоговорящие администраторы, электронные табло с информацией, кафе.

Вагончик идет минут 10, наверху кафе, сувениры и обзорная площадка, от которой начинается спуск с вершины.

Тропа довольно удобная, спуск пологий, идти легко. Виды убедительные.

Примерно полчаса идем выше зоны леса, обозревая окрестности. Зона леса встречает ливанскими кедрами. На развилке (36.540683, 30.417867) тропа раздваивается: направо - в сторону Çukuryayla, налево - наш маршрут в сторону Beycik.

В зоне леса тропа становится более узкой, каменистой и крутой, но по-прежнему несложной.

На этом пути несколько разрешенных мест для постановки лагеря (что с водой - не знаю). На тропе достаточно путешественников, в основном наши соотечественники. Вершина Тахталы красуется слева по ходу.

Тропа выводит к кафе (конструктивное такое - "кафе на курьих ножках"),где можно устроиться и на ночлег. После кафе до Бейсика идет широкая грунтовка.

В Бейсике есть мечеть, возможность для ночлега и отъезда на транспорте. Мы встретились с машиной и переместились в Ulupinar (буквально переводится как "величественный источник"), где раскинулись гранатовые сады, рыбные рестораны и откуда идет тропа на перевал горы Химера (обратная сторона горы относительно Чиралы). Под перевалом на ручье обычно ночуют участники линейных маршрутов. Из Ulupinar по-прежнему прекрасный вид на гору Тахталы.

Переезд в Чиралы на машине.

Прошли: 10 км.

7 ноября, 6-й день

Последний день отъезда был посвящен сборам, купанию в море, часовому шопингу в Кимере и вылету в СПБ.