5 февраля 2019

Куда обязательно нужно попасть, если вы оказались в Португалии, так это в Порту. Не могу объяснить, чем взял за душу этот город… Впечатлений много, и они не связаны с какими-то искусствоведческими открытиями… Что тогда? Атмосфера. Необычность. Яркость… В конце дня мне пришло в голову вот что: часто наш восторг вызывает гений человеческого искусства: то, как построены дворцы, проложены улицы, впечатляют изящество венецианцев и сила мысли римлян, их ансамбли, концепции, идеи. В Порту этого, кажется, нет… Композиция городского ландшафта продиктована только рельефом и жизненной необходимостью. Рядом с Епископским дворцом и Кафедральным собором где-то на скале приютились бедные дома ремесленников и несколько побогаче торговцев, все перемешано и при этом органично. Именно это естество города, наверное, и берет за живое. Он вырос над рекой на скале как трава, как сложилось… Таким и предстает взору изумленного путешественника.

Порту

Кривцов Н.В. «Португалия», серия «Исторический путеводитель»

Второй по величине в Португалии и главный город севера страны, Порту всегда соперничал с Лиссабоном. Да и сегодня «северяне» именно Порту считают настоящей столицей.

Расположившийся на высоком холме Пенавентоза на правом берегу Доуру около Атлантического океана и ведущий свою родословную еще с античных времен, он по живописности и обилию достопримечательностей мало уступает Лиссабону. При этом Порту сохранил исторический центр таким, каким он складывался на протяжении многих веков. Он не только смог избежать волн великих разрушений, которые пронеслись над многими другими городами страны, но ему еще и посчастливилось просто находиться в удивительно красивом месте. Неслучайно ЮНЕСКО в 1996 году внесла Порту в Список всемирного наследия.

Когда-то на левом берегу реки Доуру располагалось римское поселение Портус («Порт»), а на правом – Кале (от греческого «калос» – «прекрасный»). По имени этих поселков мавры и стали называть страну между реками Доуру и Минью Портукале. После изгнания арабов в XI веке здесь возникло христианское графство Португалия. Город занимал важное стратегическое положение вблизи Атлантического океана: там сходились пути, шедшие с Севера и с Юга. Поэтому город всегда играл важную роль в международной торговле и, оправдывая название, данное ему римлянами, всегда был оживленным портом. Уже в XIII–XIV веках Порту поддерживал связи с Англией, Фландрией и ганзейскими городами.

Тесные связи с Англией, на поддержку которой король рассчитывал в борьбе с враждебной Кастилией, были упрочены Виндзорским договором 1386 года и бракосочетанием короля Жуана I с англичанкой Филиппой Ланкастер, состоявшимся в соборе Порту. В 1394 году в Порту у них родился сын, принц Энрики, известный как Генрих Мореплаватель.

В противоположность Лиссабону тон в Порту задавала местная торговая элита. С раннего Средневековья вплоть до XVII века действовал закон, запрещавший аристократии строить здесь дворцы и вообще находиться в городе более трех дней. Даже король не имел в городе своей резиденции и проживал на правах гостя в Епископском дворце. Порту всегда был городом промышленным, торговым, буржуазным и стремился к автономии от центральной власти и находился в оппозиции к Лиссабону. Поэтому в Порту нет дворцов знати, зато в деловой части – импозантное здание биржи и множество особняков, сооруженных местной буржуазией. Трудовой же люд, который во многом и обеспечивал городу процветание, жил в квартале, примыкающем к реке.

В XIX веке Порту был оплотом либеральных сил. Здесь в 1820 году была провозглашена первая конституция. Да и диктаторский режим Салазара никогда не пользовался здесь особой популярностью.

В последние годы Порту и его окрестности – наиболее динамично развивающийся район страны, а гавань Порту – Лейшоиш – второй по величине порт Португалии. Жители Порту славятся своим патриотизмом и не могут примириться с ролью вечно вторых. Исторический центр Порту достаточно компактен, и город лучше всего осматривать пешком. Тем более что узенькие крутые, часто переходящие в лестницы улочки кварталов, примыкающих к реке в районе кафедрального собора, практически недоступны для автомобильного транспорта. Лучше всего начинать знакомство с Порту от кафедрального собора, от которого открывается прекрасный вид на противоположный берег Доуру.

Чтобы правильно за один день посмотреть город, нужно ориентироваться по солнцу. Город расположился на двух берегах: с одной стороны Кале, а с другой – собственно Порту. Связаны они огромные мостом Ponte Luis I (чудо инженерного искусства). Так вот: утром Порту купается в лучах солнца и его хорошо смотреть с высокого берега Кале. Днем можно гулять по Порту, а вечером, с набережной Рибейры в вечернем освещении отлично выглядит Кале. Совсем на закате нужно перейти по нижней части моста на набережную Кале, вдоль которой выстроились лодки с бочками портвейна и любоваться до темноты этой фантастической панорамой.

Жили мы очень удачно почти у самой смотровой площадки на Кале и верхней площадки канатной дороги: Apartments Luiz I Bridge by Amber Star Rent Rua Rocha Leão, 280 Vila Nova de Gaia, 4400-001 Португалия (41.136357, -8.609125)

Формально это даже не Порту, а другой город Вила-Нова-ди-Гая. Место очень удобное, особенно если вы с машиной. Улицы широкие, есть где парковаться бесплатно, а до исторического центра Порту 10 минут пешком по красивейшему мосту. 010 011

Вила-Hова-ди-Гая

Кривцов Н.В. «Португалия», серия «Исторический путеводитель»

Этот город, который ныне является частью Большого Порту, возник в результате спора между епископом Порту и королем Афонсу III из-за налогов на торговлю. Хотя законодательство, согласно которому портвейн может изготавливаться только в Вила-Hова-ди-Гая, было ослаблено в 1987 году, она все равно остается центром производства этого благородного напитка, и сегодня жизнь города по-прежнему вращается вокруг выдержки и доставки портвейна. В этом легко убедиться, посмотрев вечером со смотровой площадки у кафедрального собора Порту на противоположный берег реки. Над погрузившимися во тьму домами, карабкающимися вверх по крутому склону, светится множество вывесок: практически все они – названия компаний, производящих портвейн.

Первые кадры Порту – с одной из самых замечательных смотровых площадок Miradouro da Serra do Pilar (41.138283, -8.608629)

Рядом с монастырем Mosteiro da Serra do Pilar, в который можно зайти чтобы посмотреть круглый дворик в итальянском стиле.

Прогулка этого единственного дня включила многое, но, конечно же, не все, что стоило бы увидеть в этом необыкновенном городе. Кое-что пропустили совершенно по-глупому…

Маршрут дня: Miradouro da Serra do Pilar – мост Ponte Luis I (по верху)– ( сюда бы надо церковь Санта-Клара) Кафедральный собор - вокзал (азулежу) - Церковь Святого Ильдефонсо – - кафе Поттера Majestic Café - башня Клеригуш - кн.магазин Лелло (41.146978, -8.614797 ) - две церкви Igreja do Carmo и Igreja dos Carmelitas Descalços - парк Garden Park of Virtues - Igreja da Misericórdia – Монастырь Францисканцев - Площадь Рибейра и набережная – мост Ponte Luis I ( по низу) – набережная Кале улица Av. de Diogo Leite

Мост Луиша I (Ponte Luis I)

Сделанный из железа, арочный мост Луиша I над рекой Доуру соединяет португальские города Порто и Вила-Нова-ди-Гайя. На момент строительства длина пролета моста составляла 172 метра, и мост был самым длинным во всем мире. На строительство железного моста через реку Доуру правительство Португалии объявило конкурс. Мост должен был быть построенным рядом с уже существующим и заменить его. В этом конкурсе принял участие Теофиль Сейриг, инженер и дизайнер. Он был партнером Гюстава Эйфеля при строительстве моста Донны Марии Пиа. В это раз он принял участие в конкурсе один и выиграл его. Строительство моста Луиша I продолжалось около пяти лет (1881 - 1886). Изначально планировалось, что движение транспорта по дорогам моста будет по обоим уровням моста. В разное время по верхнему уровню моста ходили трамваи, а по нижнему – троллейбусы. Сегодня поверху проходит одна из линий метро (линия Д) города Порту, также есть пешеходные тротуары, а внизу – проезжая часть для автомобилей и пешеходный тротуар. Мост Луиша I - один из символов города Порту, его изображение очень часто встречается на этикетках бутылок с местным портвейном. https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=13357

Мост – двухуровневый, и на каждом уровне есть пешеходные тротуары. С верхнего уровня открывается потрясающий вид на город, на нижнем ярусе можно наблюдать за движением лодок на реке. Пока идем по мосту, слева можно наблюдать некоторые пришедшие в запустения строения.

А справа хорошо видны остатки крепостной стены с башней.

Фернандина (Muralha Fernandina)

Кривцов Н.В. «Португалия», серия «Исторический путеводитель»

Крепостная стена Фернандина была построена в XIV веке. Сохранились лишь некоторые фрагменты этой грандиозной средневековой стены. Строительство стены было начато в 1336 году в период правления короля Афонсу IV. Эта стена была построена взамен старой оборонительной стены, которая стала слишком маленькой для города, который стремительно развивался. Строительство заняло почти 40 лет и завершилось в 1376 году, когда страной правил король Фердинанд, поэтому в честь этого короля стену и назвали стена Фернандина. Высота стен достигала 6,6 метров (а по некоторым другим данным – 9 метров), а толщина 2,2 метра, длина крепостной стены Фернандина была три с половиной километра. По периметру были установлены башни (около 30), что дополнительно укрепляло крепостную стену.

Во второй половине XVIII века и в конце XIX века часть стен снесли для расширения улиц. Уцелевшие фрагменты этого грандиозного сооружения с 1926 года внесены в список памятников Португалии национального значения. Неподалеку от кафедрального собора Се была восстановлена часть стены вместе с башней.

За этой старинной стеной проложены рельсы обзорного фуникулера - Funicular dos Guindais. Нижняя станция: 41.140932, -8.609521 Верхняя станция 41.143282, -8.608178

После моста немого проходим по улице Av. Vimara Peres и поворачиваем направо на улицу Tv. de Santa Clara (41.142852, -8.610232) (в данном рассказе – этот поворот будет виртуальным, так как мы его почему-то не сделали).

За поворотом этой улочки в глубине квартала на Largo 1 de Dezembro можно обнаружить маленькую церковь Санта-Клара XV века с ренессансным порталом. А интерьер храма сплошь украшен позолоченной резьбой в стиле барокко. Фото из интернета.

Видеоролик о церкви сопровождается чудесной фаду: https://www.youtube.com/watch?v=6RzubbwieMA

Церковь Св. Клары ((Igreja de Santa Clara)

Церковь Святой Клары стоит на втором месте после церкви Святого Франциска по богатству внутреннего оформления. Строительство храма было закончено в 1457 году. Здание строилось для францисканских монахинь-клариссок. Этот орден был основан святой Кларой Ассизской, которая была одной из первых последователей Франциска Ассизского, в 1212 году и был женской ветвью монашеского ордена францисканцев. Основа духовности этого ордена – молитва, бедность и смирение, как проповедовали святой Франциск Ассизский и святая Клара. Во владении этого ордена церковь находилась вплоть до XIX века, пока не умерла последняя монахиня. Фасад церкви Святой Клары, по сравнению с интерьером, достаточно простой, без каких-либо узоров или рисунков. В конце XVII века вход в храм был украшен дверью в стиле барокко, что сделало фасад церкви более привлекательным. Интерьер церкви изобилует орнаментами в стилях барокко и рококо, которые гармонично сочетаются с позолоченными элементами деревянных панелей. Большинство деталей из декоративного оформления были сделаны тогда же, в конце XVII века, появились изображения ангелов, херувимов и святых на позолоченных деревянных панелях, нарисованных великим художником Мигуэлем Франциско да Сильва. Также привлекает внимание разукрашенный деревянный потолок в храме и крытая галерея в стиле маньеризма. https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=13353

Вернувшись на улицу Av. Vimara Peres проходим несколько шагов к открытой площади, слева виден конный памятник Вимаре Перешу - основателю города да и всего графства Португалия.

Вимара Переш

Вимара Переш в 868 году занял и заново заселил Портус Кале, захваченный и разрушенный до этого Абдул-Азизом ибн Мусой. Предприятие Вимары не было военным вторжением, так как арабы оставили негостеприимный север уже к концу VIII века и в течение столетия, окрестности города были ничейными и почти необитаемыми. Вимар Переш планомерно заселял и осваивал территории между Дуэро и Миньо. На завоёванных землях, с согласия короля Альфонсо III, было образовано графство, правителем которого стал Вимарано. Графство получило название «Condado de Portucale». Это первое упоминание Португалии как феодального владения. Португальская традиция приписывает Вимара Перешу основание поселения на месте современного города Гимарайнш, его называют «Колыбель Португалии». Место основания монастыря названо Vimaranes, но не ясно, была ли это усадьба, построенная в своё время Вимарой, или просто земельный удел принадлежащий ему. В 1968 году в Порту, к 1000-летию занятия города, перед Кафедральным собором была установлена трёхметровая бронзовая статуя Вимара Переша.

Ну вот и стены Кафедрального собора. Скорее всего, здесь вы услышите звуки трубы. Около собора создает туристам хорошее настроение русскоговорящий музыкант. Звучат мелодии 80-х гг. Но просто слезу прошиб «Гимном великого города».

Прежде чем идти к собору, я бы еще заглянула на улочку R. de Dom Hugo, что начинается вот тут (41.143032, -8.610737). Это тоже виртуальный сюжет, т.к. только теперь, осмысляя поездку, я начинаю понимать, что и где было упущено. Потому что, находясь в Порту, анализировать что-либо просто невозможно. Мозг отключается, оставляя место исключительно эмоциям.

Знакомство с Кафедральным собором начинается еще до того, как видим его портал и две башни. Сначала взору предстает боковая (северная) стена здания с симпатичной лоджией в духе итальянской архитектуры. И действительно, внешняя крытая барочная галерея – это поздняя пристройка итальянского архитектора Николо Назони.

Перед собором огромная площадка с прекрасным видом на реку, город, противоположный берег. Посередине Pillory of Porto Колонна для публичных казней (мы видели такую же в Элваше)

Кафедральный собор (Се Cathedral Sé do Porto)

09:00 – 18:00 музеи –монастыри 09: 00-17: 30, вход 3 евро
http://www.diocese-porto.pt/

Кривцов Н.В. «Португалия», серия «Исторический путеводитель»

Собор расположен на самой вершине холма. Был построен в XII веке как церковь-крепость – его сооружение начал первый епископ города, под руководством которого велось возведение первых защитных стен Порту. Затем собор столько раз перестраивался, что утратил следы единого стиля.

Возраст собора выдают его колокольни, которые и придают ему вид крепости. Сохранилась романская роза на фасаде, а сам портал – XVIII века. Мрачный интерьер был модернизирован в XVII–XVIII веках. Самым дорогим объектом собора является барочный алтарь небольшой капеллы, на сооружение которого пошло 800 кг серебра. Его удалось спасти от французов в 1809 году благодаря тому, что его скрыли быстро сооруженной перед ним стеной из штукатурки. Еще больше впечатляет небольшой готический внутренний дворик (клауштру) XIV века с прекрасными азулежу в стиле рококо.

Епископский дворец (туда не ходили)

Группа соседних зданий включает великолепный Епископский дворец, который, выделяясь своими шестидесятиметровым фасадом и барочной архитектурой, словно висит над ярусами разномастных домов и домишек. Как и собор, он был построен в XII веке, а его размеры отражают роль епископа в Порту тех времен. Нынешний внешний вид дворца – результат перестройки в XVIII веке под руководством, видимо, того же Назони. Этот архитектор итальянского происхождения был крупнейшим зодчим Португалии в XVIII веке. Его творением является и расположенный на улочке, огибающий восточную сторону собора, Дом-музей Герра Жункейру (Rua de Dom Hugo, 32). В этом элегантном здании подлинном сокровище барокко XVIII века, в котором долгое время жил португальский поэт-сатирик и рьяный республиканец Абилиу Герра Жункейру (1850–1923), сохраняется все, что связано с его жизнью и наследием. Из уютного двора посетители попадают в помещения, где располагается частная коллекция поэта – португальская мебель, редкая керамика, гобелены из Фландрии, два прекрасных собрания бронзовой и серебряной посуды. Справа от собора, напротив красивой лоджии с изразцами азулежу небольшой параллелепипед башни с офисом информации. От башни вправо и вниз уходит каменная лестница. Она ведет в старейший средневековый район Порту с извилистыми улицами района Байрру-да-Се. 036

Байрру-да-Се, беднейший, но самый живописный квартал города: прямо за собором к гранитной скале прилепились поднимающиеся уступами от набережной старые кварталы.

Старый город в Порту меньше, чем в Лиссабоне, но лабиринт его улиц еще более причудлив и запутан. На его узких темных проулках, напоминающих порой проходные дворы, пяти– и шестиэтажные дома стоят так близко друг к другу, что, кажется, соприкасаются балконами.

Повсюду развешено белье. Простой люд, что обитал в Байрру-да-Се, жил портом. Поэтому, когда в 1960-е годы гавань перенесли с реки на открытый океан, стала приходить в упадок и вся тамошняя жизнь. Однако с тех пор, как этот старый квартал получил статус охранной зоны, здесь осуществляется проект Европейского Союза по «всеобъемлющей санации». Над кварталом появились башенные краны. Планируется не только обновить местный жилищный фонд, но и вдохнуть новую жизнь в исторический центр города.

Совсем недалеко отсюда одна из главных достопримечательностей Порту – это вокзал Сан-Бенту. Здание впечатляет не меньше, чем церковь или музей. Большой зал станции почти полностью облицован огромным кафельным покрытием, знаменитой бело-голубой плиткой азулежу из двадцати панелей, написанных Хорхе Коласо на темы португальской истории в 1906 году и установленных между 1914 и 1915 годами.

Главный вокзал города Порту расположен в центре города, на площади Альмейда Гаррет. Изначально на месте вокзала был бенедиктинский монастырь Сан-Бенту-де-Аве-Мария. В 1783 году в монастыре произошел пожар, позже были проведены работы по восстановлению здания, однако к концу 19 века монастырь окончательно пришел в запустение. В связи с развитием сети железных дорог на территории Португалии, на месте заброшенного монастыря в 1900 году король Карлос I архитектору Жозе Маркусу де Сильва поручил построить вокзал. Здание выполнено в стиле французской неоклассической архитектуры. Отделка вокзала Сан-Бенту знаменитой плиткой азулежу прославила Португалию на весь мир. Декорированием здания занимался художник Жорж Колас. Внутри вокзала стены украшены картинами этого художника, более чем 20000 плиток азулежу в сине-белых тонах, иллюстрирующих в верхней части стен эпизоды из истории железных дорог и транспортных средств

…в средней части стены – батальные сцены и эпизоды средневековой истории (например, прибытие монарха Жуана I и Филиппы Ланкастерской в город Порту).

…а в нижней - картины крестьянской жизни, традиции и занятия, характерные для регионов Порту, Дору и Минью, в которые направляются путешественники с этого вокзала.

Это была первая из примерно пятидесяти железнодорожных станций, которые в последующие десятилетия и по всей стране были украшены плиточными панелями с основными достопримечательностями каждого соответствующего региона. Вокзал был открыт в 1896 году, полностью завершен в 1916 и функционирует до сих пор. https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=8585

Торговые улицы старой части Порту были разделены ( и поименованы) в соответствии со специализацией торговцев. Так, идущая от вокзала Сан-Бенту Rua das Flores с 1521 года - это улица золотых и серебряных дел мастеров.

Первые этажи ее зданий занимали мастерские ювелиров и магазины, владельцы которых жили над ними. Фасады украшены азулежу и балконами из кованого железа, а вывески с названиями магазинов обрамлены богатыми декоративными орнаментами.

От вокзала по улице R. de 31 de Janeiro приходим к виднеющейся издалека церкви с синим изразцовым фасадом - церковь Ильдефонсо (41.146257, -8.606616)

Церковь Святого Ильдефонсо (Igreja Paroquial de Santo Ildefonso)

Церковь Святого Ильдефонсо находится недалеко от площади Баталья. Ранее на месте церкви Святого Ильдефонсо стояла капелла Святого Алифона, построенная еще в XIII веке. В 1709 году капелла разрушилась, ее снесли, а на этом месте начали в тот же год строительство новой церкви, которая строилась около 30 лет. Здание построено в стиле барокко. Впечатляет фасад церкви, который покрыт изразцами «азулезуш», а внутри храма посетители увидят роскошное ретабло. На изразцах изображены сцены из жизни святого Ильдефонсо, а также образы из Евангелия. На покрытие стен ушло более 11 000 плиток, над рисунком работал португальский художник Жорж Колас, известный своими работами на изразцах «азулезуш». Ретабло было выполнено по проекту известного итальянского архитектора, мастера итальянского барокко, Николау Насони, который обладал весьма богатым воображением, а также построил много других интересных зданий в Португалии. Работал над ретабло и устанавливал его архитектор Мигуэль Франциско да Сильва.

https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=13354

Направляясь в сторону башни Клеригуш, решили подойти к разрекламированному кафе «Majestic Café». Во-первых, оно считается одним из старейших в городе, ну а во-вторых, есть сведения, что тут частенько бывала Роулинг, когда сочиняла «Гарри Поттера».

Действительно, ещё ничего не опубликовав, с 1991 по 1993 год Роулинг жила в городе Порту. Она была замужем за португальцем, у них родилась дочь. По вечерам Роулинг преподавала английский язык, а по утрам писала книгу, обычно в кафе, среди которых Magestic. Легенда говорит, что она выбирала подобные места, потому что в её доме не было отопления. Подробнее на [livelib.ru: https://www.livelib.ru/translations/post/26770-chto-garri-potter-skryval-v-portugalii](livelib.ru: https://www.livelib.ru/translations/post/26770-chto-garri-potter-skryval-v-portugalii)

Понятное дело, зайти в кафе просто так не очень получится: в дверях швейцар, который контролирует пропускную способность - перед входом всегда очередь, хотя в отзывах (коих много в сети) не очень-то хвалят обслуживание и качество еды. Совсем рядом церковь Св.Катарины (Chapel of Souls de Santa Catarina - 41.149862, -8.605669).

Плитка, которая находится вдоль часовни, является работой Эдуардо Лейте и была выполнена на заводе керамики Лоле в Лиссабоне (1929 г.) и представляют собой этапы жизни святого Франциска Ассизского и святой Екатерины , почитаемых в часовне.

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=ifzudH8TS4k

Минуем сквер с местными «укротителями коней».

Приближаемся к самой высокой церковной башне Португалии.

В центре Порту все так близко, что несколько только что увиденных нами объектов можно собрать в один кадр.

Башня Торре-душ-Клеригуш -символ Порту. Высота ее 76 м, поэтому она долгие годы была хорошим ориентиром для входа в гавань кораблей торговцев портвейном.

За 4 евро можно зайти внутрь, пройти по галерее вдоль овального зала барочной церкви (первой подобной в стране) Игрежа-душ-Клеригуш, построенной в середине XVIII века известным нам уже Николо Hазони, который и похоронен в церкви.

Можно подняться на башню. Взгляд на город с башни – неизменное развлечение для туристов. Но я могу сказать, что это не самый захватывающий вид на город. Так что можно и не тратить силы, деньги и время.

Совсем рядом еще одно интереснейшее местечко – книжный магазин «Лелло и сыновья» (41.147019, -8.614811), существует с 1906 года. В наши дни он был отнесен к числу национальных памятников Португалии и знаменит в Порту почти так же, как Мост Луиша Первого! Но не только своим фасадом в стиле арт-нуво.

Чем же еще тот магазин примечателен? Во-первых, тут снимали некоторые сцены из «Гарри Поттера» - великолепные старинные декорации прекрасно подходили для антуража фильма, напоминая библиотеку Хогвартса.

Надо сказать, что вход в магазин …по билетам (!!!) Покупаются за углом. В специальном месте. При этом магазин работает и как магазин, при покупке билета дают скидку 5 процентов на купленные книги. Интерьер обалденно интересный, хотя казалось бы – просто витая изогнутая лестница с 1 на 2 этаж… Но она меняет пространство, и тебя в нем.

Открытие магазина состоялось в 1906 году, а основали магазин в 1894 году два брата, Хосе Лелло и Антонио Лелло. Это семейный бизнес, права на магазин передаются из поколения в поколение, от отца к сыну. Внутренним оформлением здания занимался Ксавьер Эстевеш, архитектор, специализирующийся на оформлении книжных магазинов. На полу, между полками, проложена колея, по которой сотрудники магазина передвигают тележки. Не это ли навело Роулинг на мысль о вкатывании тележки на платформу 9 и три четверти?

Необычно внутреннее оформление магазина: витражное стекло на потолке, резьба по дереву, красивая изогнутой формы красная лестница, которая связывает два этажа, арочной формы застекленные книжные полки и фасад в стиле ар-деко.

Провели там не меньше часа, наверное. Минут 40 точно. Книжки нашлись хорошие – альбом про азулежу с подробными рассказами про конкретные произведения. По истории Порту и Португалии меньше, чем я думала.

ОТ магазина уже видна площадь с двумя рядом стоящими церквями - Igreja dos Carmelitos и Igreja do Carmo. Если вы попали сюда во время службы ( коих три в день) можно тихонечко зайти, бросить взгляд на интерьер, но не стоит при этом доставать фотоаппарат или телефон.

Эти две церкви, построенные в разные века, принимают за одно здание. Между ними находится самый узкий дом, в котором раньше жил священник. С 2018 года он открыт для посещения (стоимость 4 евро, мы не ходили).

Кармелитская церковь и церковь ду Карму

Когда смотришь на это строение, то кажется что это один большой храм. На самом деле, это Кармелитская церковь и церковь ду Карму, которые разделены между собой узким зданием - домом священника, в котором жили люди вплоть до 1980 года. Ширина этого здания – 1 метр,оно считается самым узким в мире. Здание между церквями было построено для того, чтобы монахини кармелитской церкви и монахи церкви ду Карму не могли общаться. Тогда существовал негласный закон, что две церкви вообще не могли иметь общие стены.

Фасад храма выполнен в классическом стиле, который можно увидеть у многих храмов Португалии, построенных в то время ( 18 век).

Фасад украшает одна башня-колокольня, а в нишах по центру находятся статуи Носса Сеньора ду Карму (Пресвятой Богородицы, покровительницы ордена кармелиток), Сан-Хосе (Святого Иосифа) и Санта Тереза де Жезуш (Святая Тереза Иисуса). Внутри церковь богато украшена золотом.

Эмоций накопилось много, необходимо было подкрепиться и немножко передохнуть. Это отлично можно сделать на площади близ университета, где достаточно недорогих кафе.

Рядом остановка ретротрамвайчика. Кататься на таком будем в Лиссабоне.

Рядом парк Кордоария, популярный у студентов из близлежащего университета, но мы отправились чуть дальше в Parque do Horto das Virtudes, который расположен на бывших укреплениях. Несколько уровней лужаек, укромных уголочков, видовых площадок - террасные сады . Вход отсюда: 41.146146, -8.618664

Потом пошли в сторону церкви Мизерекордия… Igreja da Misericórdia do Porto (Rua das Flores). Святой Дом Милосердия Порту был основан в 1499 году по настоянию короля Португалии Д. Мануэля I.

Описание было привлекательное: «Внутри церковь полностью выложена голубой плиткой азулежу, а еще там можно потрогать орган и побродить по комнатам, которые обычно спрятаны от глаз обычных людей». Вот прочитаешь такое описание и кажется что любопытное там ждет… Вход аж 4 евро - в церковь можно посмотреть только зайдя в монастырский музей. Глубокое разочарование. Церковь ну совершенно никакого впечатления не произвела (азулежу –то какие-то скромные, - просто кафельная стена). В абсолютно пустынном музее только смотрители – на каждом этаже, которые добросовестно следили, чтобы мы не пропустили ни одного зала (!). Есть тут, правда, парочка любопытных живописных произведений.
Например, известное произведение искусства XV века «Фонтан жизни» – картина, на которой изображены король Мануэл I, его жена и их дети, преклонившие колени перед Иисусом Христом, распятым на кресте. Авторство этой картины приписывают художнику фламандской школы живописи Колину де Котеру.

Произведения Фернана Гомеса, королевского художника, родившегося в Кастилии, но обосновавшегося в Португалии; Это был «один из самых значительных художников второй половины» шестнадцатого века и «второго маньеризма» в Португалии. Картина, имеющая сильное скандинавское влияние, является результатом пребывания художника в Делфте (Голландия).

А также несколько полотен лиссабонского художника Диого Тейшейра в 1591-1592 годах (один из важнейших португальских представителей так называемого «реформированного» маньеризма). Из расписных панно сохранились только Визит Богоматери к Елизавете, Благовещение и Рождение или Поклонение пастухов.

Если честно, то эту церковь с музеем смело можно проигнорировать.

Улица Руа-даш-Флореш, на которой находится церковь Милосердия, считается одной из самых привлекательных.

Неподалеку смотровая площадка (41.143198, -8.615772. Вид с нее:

Далее направили свои стопы к монастырю Францисканцев со знаменитой церковью Святого Франсишку. (Посещение стоит 7 евро, студент 5,50. Снимать внутри нельзя.. По этому билету предлагается также посмотреть катакомбы монастыря, что делать вовсе необязательно). Дата начала строительства 1233 году, но построили ее только в 1400. Снаружи сохранились элементы готики.

Главный фасад церкви францисканцев украшает большое и искусно выполненное окно-роза в готическом стиле. Это окно является единственным оригинальным украшением главного фасада здания. Западный портал церкви выполнен в стиле барокко, украшен соломоновыми столбами и статуей Святого Франциска, фигура которого была высечена из цельного куска гранита. Южный портал, который выходит на реку, также выполнен в готическом стиле и имеет треугольный фронтон с пентаграммой. К нему можно попасть, поднявшись по ступенькам, ведущим от главного фасада. Вход в портал состоит из группы готических архивольтов, а внутренняя часть профиля украшена аркадой в стиле «мудехар» (исламское влияние).

Внутренняя отделка церкви в стиле барокко выполнена в 18 веке. Алтари, ограды, колонны и своды покрыты резным позолоченным деревом с изображением гирлянд, ангелочков и животных. На выполнение этих украшений пошло около 200 килограммов золотого порошка.

При том , что я не очень-то жалую пышное барокко, интерьер церкви произвел впечатление. В храме играла музыка (в записи из динамиков), и это был концерт для гобоя с оркестром Вивальди. Тот, который я когда-то сама играла, помню его и очень люблю. Так вот именно эта музыка адекватно передает то, что мы видим в этой деревянно-золотой христианской словно бы пещере или гроте. Насыщенное деревянной резьбой с потемневшей, теплого коричневатого цвета позолотой, пространство кажется природным по своему происхождению. Напоминает пещеру со сталактитами и сталагмитами.

Видео: https://www.facebook.com/watch/?v=1277446659084869

Среди алтарей церкви самый любопытный – это алтарь в северном боковом нефе со знаменитым «Древом Иессея» (генеалогия Христа с изображением двенадцати царей израилевых). Позолоченная композиция в форме ствола дерева с ветвями, которые поддерживают двенадцать скульптур.

Монастырь Францисканцев одним своим фасадом обращен на площадь со сквером Jardim do Infante Dom Henrique.

Вдоль сквера идет улица Rua do Infante Dom Henrique (раньше она называлась Rua dos Ingleses – «Улица англичан»). Топонимика отражает то, что напротив сквера в небольшой улочке, что спускается к набережной, находится «Каза-дуИнфанти» («Дом принца Энрики» - 41.140779, -8.614549).

Над входом в это типичное для XVI века строение, которое служило королевской таможней, можно увидеть табличку 1894 года, утверждающую, что именно здесь 500 лет тому назад родился принц Энрики. Скорее, правда, сын короля Жуана I родился во дворце, который стоял в этом же районе, но был снесен. Размещенный в импозантном дворце XVIII века Музей этнографии и истории (Largo de São João Novo 11) знакомит с жизнью и обычаями долины Доуру. Представлены также местные археологические находки и всякие диковинки, как, например, первый лифт города (1910).

Вечерело, и пора было наконец-то пройтись по самой знаменитой набережной страны вдоль реки Доуро кварталом под названием Рибейра (Ribeira, Praça da Ribeira). Улочки с разноцветными домами, выложенными плиткой азулежу, внутренние дворики ( не полениться их поискать), рестораны и бары на набережной, много людей.

Перешли мост по низу, вернувшись в Кале, вдоль набережной на фоне заходящего за Порту солнца вытянулись друг за другом барки-рабелу с бочками портвейна…

Ну, и ночной Порту… Красавец.

Карта Порту https://www.votpusk.ru/country/map.asp?CN=PT&CT=PT24

Важная информация Порту: https://34travel.me/post/portu Аудиогиды на русском (информацию можно прочитать, но слушать трудно): https://izi.travel/ru/d6c4-portu/ru https://izi.travel/ru/7d4e-portu-progulka-po-severnoy-stolice-portugalii/ru

Рекомендации: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_s.asp?CN=PT&CT=PT24&Q=X&P=1

Визит в Порту (туристический портал): https://www.visitportugal.com/ru/destinos/porto-e-norte/73735

Регион Порту https:https://www.svoiludi.ru/portugal/porto-okrestnosti.html

Кривцов Н.В. «Португалия», Серия «Исторический путеводитель» Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=9816659 Кривцов Н.В. Португалия: ООО «Издательский дом «Вече»; Москва; 2008

Ода Порту с фото:https://www.otzyv.ru/read.php?id=185516