Haçlı Kilise (Церковь Креста) в Розовой долине-2
Координаты:(38.65718, 34.85473)
Информация о церкви: https://www.cappadociahistory.com/post/cross-ha%C3%A7l%C4%B1-church (перевод с английского)
Церковь Haçlı Kilise (Хачлы Килисе) датируется Х веком, находится в конусе, который виден издалека. К входу ведет небольшая деревянная лестница, чуть ниже есть хороший ориентир – летнее кафе (сок гранатовый свежевыжатый предлагают).
«Haçlı», как мы понимаем уже, означает «крест». Неподалеку, в Розовой долине, находится не менее интересная церковь 3 Haçlı Kilise" ("Трех крестов").
Haçlı Kilise знаменита великолепным каменным крестом на потолке (отсюда и название), полностью сохранившимися фресками в апсиде и потрясающим видом на Красную долину.
Резные потолочные каменные кресты - это местная особенность Каппадокии, они возникли именно в пещерных церквях, сам материал которых дает возможность такой резьбы. (Ведь в каменных церквях строители не могут создавать рельеф на потолке.) Эти потолочные кресты лучше всего приписать художественному творчеству, а не политическим силам иконоборчества - периода, когда византийские императоры запрещали и уничтожали иконы (730–842). Иконоборчество не повлияло на строительство это церкви, поскольку резчики, очевидно, изначально имели в виду роспись апсиды (которая включает в себя изображения многих людей), когда вырезали апсиду и потолок в скале. Вообще, монастыри часто выступали против уничтожения икон. Монахи яростно оспаривали запрет изображений. Некоторые даже пережили изгнание и мученичество за несогласие с иконоборческими указами Константинополя. Поскольку каппадокийские монахи возглавили оппозицию иконоборчеству, то они монахи не приняли бы иконоборческую практику замены изображений крестами. Скорее, вулканический ландшафт Каппадокии предлагал местным строителям уникальную художественную возможность резьбы по камню, с помощью которой они также могли передавать свои религиозные убеждения.
Потолочный Римский крест увенчан аркой. Под каждой перекладиной - два "бриллианта в оправе" со вставленными греческими крестами. Неглубокая кайма обрамляет весь потолок. Расположение креста над головой вошедшего в храм указывает на суверенную силу Бога и защиту, которую он дает верующему.
Фреска апсиды («Христос во славе») несет то же богословское послание: Иисус на своем престоле правит миром и благословляет свой народ.
Программу росписи храма строители знали еще при планировании интерьера - и это очень необычно для региона, так как в большинстве пещерных церквей Каппадокии резчики и художники работали отдельно, часто с разницей в десятилетия. Однако архитектура и живопись «Церкви Креста» представляют собой последовательное богословское послание.
Иисус восседает на своем небесном престоле как правитель мира в окружении ангелов и святых, восхваляющих его. Горизонтальные полосы и четкий фон делят пространство на три равные части. Такое тройное деление принято в византийской космологии: небо (Иисус и ангелы), Иерусалим (двенадцать учеников) и земля (православный священник и его помощники на полукруглой скамье - синтрононе).
Обратим внимание на царский трон Иисуса: старательно выписаны художником красные подушки, золотая рама с изысканными драгоценностями и подставка для ног. Иисус одет в красный хитон и синий гиматий со складками темно-синего цвета. Одной рукой Иисус обозначает начало своей речи, а другой рукой держит закрытую книгу (Евангелиие), которую проповедует.
Жест Иисуса на этой фреске, когда «безымянный палец ("малый средний перст») подгибается под большой, а остальные протягиваются вперед, характеризует начало речи и повествование. Чаще всего этому жесту сопутствует изображение Евангелия или свитка в руках изображаемого. Такое перстосложение можно встретить и на иконе Благовещения. Архангел Гавриил, благовествуя Деве Марии, будто бы Ее благословляет, но там изображается именно ораторский жест, означающий, что Собеседник начал речь. Подробнее:https://teofos.com/zhesty-na-ikonakh.
Четыре живых существа у его трона: человек, лев, орел и бык - они олицетворяют все творение. В евангельских текстах указано, что эти существа появляются в небесном зале суда Бога. В истории Церкви эти четверо представляли четырех авторов Евангелий (Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Поэтому каждая фигура держит книгу, украшенную драгоценностями, как и Иисус. Надпись над каждой головой описывает, как именно каждая фигура поклоняется Иисусу: «говорит», «поет», «кричит» и «плачет». Эти же слова появляются в литургии.
Иисус, престол и четыре символических существа окружены зазубренной мандорлой, которая означает непревзойденную святость и славу Иисуса на небесах. Слева - шестикрылый ангел - «серафим», справа ангел-тетраморф, у которого четыре ангельских крыла и головы четырех живых существ.
Справа и слева - крупные фигуры Архангелов Михаила и Гавриила в одежде воинов. Каждый из них в одной руке держит посох со словами «СВЯТОЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ», а в другой руке - шар (глобус), символизирующий власть над миром).
В верхней части раковины абсиды изображена рука Бога, которая спускается с облаков (белые линии).
Красная линия под ангелами и изменение цвета фона отделяют Иисуса и его ангельский двор на небесах от человеческих фигур внизу.
В центре второго ряда фигур в середине апсиды возле трона священника - это Иоанн Креститель и Дева Мария. Их одежда и внешний вид напоминают традиционный сюжет - Деисус (Моление), когда они стоят рядом с Иисусом и произносят молитвенные просьбы. Иоанн Креститель держит свиток с текстом: «Вот Агнец Божий, берущий грехи мира». Мария в синем одеянии поднимает руки к Христу. Остальные двенадцать фигур - это ученики Иисуса. Все они стоят, слегка выдвинув правую ногу вперед, это движение подчеркивается складками их одежды. Все они носят синий хитон и верхнюю одежду различных оттенков земли. Лица их повреждены, но мы знаем, кто эти двенадцать человек,(слева направо): Никитас, Филипп, Варфоломей, Иаков, Матфей, Иоанн, Павел (Иоанн Креститель и Мария посередине), Петр, Андрей, Марк, Лука, Симон, Томас и Курикос (имена обозначены по-гречески). Из двенадцати только четыре авторы Евангелий и ап.Павел держат книги, поскольку они являются авторами Нового Завета. Среди двенадцати изображенных четверо - два автора евангелий (Марк и Лука) и два мученика (Курикос и Никитас) - не входили в число первоначальных апостолов Иисуса.
У задней стены апсиды установлена широкая скамейка синтронон для православного священника и его помощников. Их расположение соотносится с изображенной выше сценой Христа и его апостолов. Имеется в виду, что руководители церкви на Земле продолжают и воплощают в себе правление Царства Христа над миром. Посередине - приподнятое сиденье с подставкой для ног и спинкой. Арка имеет отделку, а внутри ниши - белый крест с надписью внизу. Обратите внимание, что реальный трон буквально соотносится с изображенным на фреске престолом Иисуса. Священник, сидящий на этом резном сидении, подражал Иисусу, сидящему прямо над ним. Подчеркивает эту визуальную связь горизонтальная красная полоса от мандорлы Иисуса до кресла священника. Полоса не была декоративной, так как она нарисована поверх резного Мальтийского креста - редкий случай, когда архитектура и живопись противоречат друг другу.
Фоновая роспись состоит из больших переплетенных кругов, которые часто встречаются в церквях Красной долины. Роспись продолжается в нефе храма.
На арке апсиды - наверху в круге - крест, по обе стороны которого круглые медальоны с ветхозаветными пророками. Справа - Давид, Иеремия и Малахия; Слева - Соломон и два какие-то еще пророка. Внешняя часть арки украшена зубчатыми ромбами, образуя полумандорлу вокруг входа в апсиду. По верху стен около ниши апсиды - полоса с обведенными звездами.
На стенах слева и справа в полный рост изображены святые. Например, слева - св. Прокопий (р. 303 г.), известный монах, богослов и мученик из Иерусалима.
Справа - Св. Теодор сидит на белом коне и убивает копьем дракона.
В более позднее время церковь использовалась в хозяйственных нуждах. Странное углублениевВ апсиде -это каменный чан, в котором под прессом, вероятно, отжимали виноград. Левую часть скамьи в нише апсиды убрали для расширения хозяйственного пространства. На скамейках были вырезаны небольшие ниши для голубей.
На фресках много греческих граффити, написанных мелким шрифтом посетителями в XIX веке, надписи заполняют зеленый фон вокруг ног святых. Несмотря на разные утраты и погрешности, можно сказать, что для своих 1200 лет фрески и рельефы храма вполне неплохо сохранились.