6 день (четверг, 28 марта)

Собор св. Петра и музеи Ватикана

Объекты дня: Купол собора Св.Петра – Собор Св.Петра – Ватиканские музеи.

Аудиогид (мой) "Собр Св.Петра. Ватикан. Борго. Замок Ангела" (Из объектов Ватиканских музеев на этом аудиогиде подробно рассказано о Сикстинской капелле и Станцах Рафаэля).

Аудиогид Замок Св.Ангела

Утро в Риме начинается рано. Базилика Св. Петра открывается в 7.00, купол, как было сказано в информационном пункте, в 8.30, к этому времени и пошли, но в 8.00 на купле уже были люди. Так что нужно снова уточнять. Вход на купол с правой стороны от собора (вдоль правой колоннады вскоре выстроится очередь на вход, выходят из собора вдоль левой колоннады (если стоять спиной к городу).

Проходим контроль, потом идем мимо Ватиканской лестницы Бернини( Scala Regia), которую охраняет парочка гвардейцев в пестрой форме, – она ведет во внутренние покои Ватикана. Лестницу тоже придумал Бернини: на самом деле она во много раз ниже, чем кажется на первый взгляд, просто каждая ступенька немного короче предыдущей.

Из книги Р.Хьюза "Рим": "Бернини принимал самое деятельное участие в оформлении базилики св.Петра. Но особенно интересна его идея с Королевской лестницей ( Scala Regia), которая связала базилику с помещениями Втикана. До ее возведения, для того чтобы попасть из дворца к собору, приходилось преодолевать крутые ступеньки, по которым папу не без риска носили в палантине вверх и вниз. Бернини снес этот крутой и унизительный спуск и проложил ровную лестницу с площадкой недалеко от основания. В этой точке, где лестница поворачивает на 90 градусов влево перед последним и самым длинным пролетом ступенек он установил огромную статую императора Константина: верхом на боевом коне, вставшим на дыбы. Константин смотрит вверх, пораженный видением креста в небе, который сулил ему победу над Максенцием в сражении при Мульвиевом мосте: «Сим победиши». Бернини пришлось прибегнуть к трюку с перспективой. Стены базилики не были параллельны стенам дворца: они сходились в верхней точке лестницы. Поэтому Бернини установил по обеим сторонам лестницы ряды постепенно уменьшающихся колонн, образующих тоннельный свод, который постепенно сужается снизу вверх и тем самым создает впечатление, что стены параллельны друг другу (стр 333)."

Затем, не заходя в базилику, идем к кассе Купола (держимся правее), и входу на лестницу. Это все с улицы, поэтому можно идти, минуя базилику, к самому открытию Купола. После 9.00 уже начинаются очереди.

Подъем на Купол (до лестницы) лифт - 10 евро, пешком 8 евро. Идти несложно, но голова может закружиться, главное, не спешить (лестница винтовая). Этапы подъема-осмотра: 1) галерея вдоль внутренней части купола.

2) лестница между внутренней и внешней частью купола. Узенький проход в 325 ступеней. 3) Купол. Тут очень тесно и много народу. Фото лучше делать вечером, т.к. солнце светит не в объектив, а днем прямо-таки в него (со стороны площади).

4) На обратном пути выпускают посмотреть на крышу собора и со спины на статуи портика.

Спустившись с купола, сразу можно идти в собор.

О соборе не стала наговаривать подробно и тщательно. И правильно, ибо народу очень много, трудно долго тут находится. Интересно рассказано о соборе и его отдельных сюжетах в книге Р.Хьза "Рим", начитала на свой аудиогид. Например, история о создании балдахина (над ним работали юные Бернини и Борромини. Чуть ли не с этого балдахина началась их вражда (и была причина).

Из книги Р.Хьюза:"Рим":«Архитектор, бывший соперником Бернини в формировании римского барокко, его изумительный современник Борромини, построил не так много и совсем не был скульптором. Но его сравнительно небольшое архитектурное наследие отличают такая сосредоточенность и такая изобретательность, что в истории архитектуры он стоит наравне с Берини. Не стоит забывать, что Бернини изначально не был архитектором, и многое из того, что он знал о проектировании зданий, он позаимствовал у Борромини – как правило , без указания на источник. Трудно отыскать двух архитекторов сравнимого дарования, которые были бы менее схожи по своей психологии и темпераменту. Последние дни Борромини совсем не были окрашены тем чувством удовлетворения, которое сопутствовало смерти Бернини. В возарсте 68 лет, снедаемый завистью и нестерпимым ощущением провала, он записал свою последнюю волю и встретил, как ему казалось, истинно римский конец – бросился на меч. Эта болезненная смерть была ни быстрой, ни легкой, а только трагической. Нет сомнения, что Борромини был недооцененным гением первого ряда. Он любил одиночество и одевался подобно Гамлету во все черное, при распущенности римских нравов, Борромини никогда не позволял себе беспорядочных интрижек. Он и не пользовался популярностью в обществе.

При этом Борромини привнес много новшеств. Например, он был первым архитектором, который пользовался графитовым карандашом вместо пера и туши для своих демонстрационных чертежей. Эти чертежи он считал произведениями искусства, а не простыми набросками. Он называл чертежи «своими детьми» и часто отказывался расставаться с ними, чтобы отсылать на конкурсы или , как он выражался, «пускать побираться по миру».

Происхождение Боррмини было скромным: он был сыном строителя, родился в Биссоне на озере Лугано. Рано приобщился к ремеслу, в возрасте девяти лет отец отправил его в Милан изучать основы ремесла камнетеса на изготовлении декоративных деталей городского собора, который в то время строился. Он уже был искусным камнетесом, когда в 1619 году переехал в Рим и нашел работу на стройке собора Св.Петра, чей главный архитектор Карло Мадерно был дальним родственником Борромини. Сначала он вырезал декоративные детали, затем Мадерно оценил в нем искусного чертежника.

Он имел обширные познания (возможно, более широкие, чем кто-либо из его поколения, включая Бернини) в истории архитектуры как древней, так и современной,/…/ Микеланджело почитал почти как бога.

Это делало Борромини чрезвычайно полезным человеком для более преуспевающего,но менее образованного Бернини, который будучи на год всего старше Борромини, уже работал над первым проектом своей стремительной карьеры – балдахином собора Св.Петра На том раннем этапе у Бернини не было еще никакого архитектурного опыта, и ему пришлось положиться на Борромини, которого он нанял делать все рабочие чертежи для балдахина. А также проектировать некоторые его детали – например, бронзовые лавровые листья и мраморные основания четырех колонн со сложными гербами и геральдическими пчелами Барберини. Кроме того, похоже (хотя документальных подтверждений этому нет), что Борромини спроектировал и верхушку балдахина- четыре бронзовые волюты. Если так, то это могло стать источником того мучительного, тщетного соперничества, длившегося всю жизнь: волюты, предмет всеобщего восхищения, были росчерком его архитектурного гения, за который он так и не получил признания» (335-336).

Святой Петр

Выходим из собора на площадь. Вот теперь можно повнимательнее ее рассмотреть и послушать мой аудиогид. Есть много интересного.

Например, о границах Ватикана. Оказывается, "площадь Сан-Пьетро от остального Рима отделяет тонкая белая линия. Ее обычно переходят, даже не замечая, а это, между прочим, государственная граница. Дальше начинается Ватикан. С других сторон все выглядит более убедительно: по периметру папские владения обнесены высокой и толстой стеной, которую папа Лев VI поставил в девятом веке, чтобы оградить базилику и оседавших вокруг нее пилигримов от варварских набегов.

До тех пор пока (в 1870 году) пап не лишили светской власти, государство их было существенно больше: в свое время оно занимало большую часть полуострова.

Но когда гарибальдийцы захватили Рим и Квиринальский дворец, тогдашний понтифик Пий IX удалился под защиту средневековых стен, объявил себя ватиканским узником и запутал все так, что только при Муссолини папам удалось договориться с окружающими их крепость супостатами. 11 февраля 1929 года были подписаны так называемые Латеранские соглашения, по которым король признавал духовную власть папы и его владычество над Ватиканом, а также выделял ему на содержание довольно значительную сумму из государственной казны в качестве компенсации за утраченные территории. Папа, в свою очередь, признавал короля и соглашался пускать туристов в Сикстинскую капеллу и во все прочие музеи, оставшиеся в его владениях. В честь этого события была (как водится, по живому, то есть по средневековому кварталу) прорублена улица Кончилиацьоне (Via della Conciliazione) – Примирения, ведущая от набережной прямо к площади Святого Петра"Читать подробнее

Или вот еще: колоннада Бернини (1656-1667), многократно воспроизведенная по всему миру (в частности в петербургском Казанском соборе), должна была решать довольно сложную задачу: надо было сохранить старый вход в папский дворец (он находился к северу от соборного портика) и площадку непосредственно перед входом в базилику, да еще ни в коем случае не загораживать вид на месте, откуда папа благословлял паству, – дворцовое окно и балкон над центральным входом в базилику. Считается, что получившаяся в результате полусфера символизирует объятия веры, в которые площадь принимает всякого, кто решит подойти к главной католической святыне. Не обошлось и без оптических эффектов. Если подойти к отмечающему центр площади обелиску и встать на один из расположенных слева и справа от него белых мраморных кругов, окажется, что все ряды колонн слились в один: колоннада отсюда видится почти плоской.

Площадь перед собором –также творение гения Бернини.

Из книги Р.Хьюза "Рим": "Архитектор сравнивал колоннаду, отходящую от фасада собора, с двумя гигантскими руками, распростертыми, чтобы обнять весь мир. Это величайший антропоморфный жест в истории архитектуры. А кроме того, площадь являет нам голую сущность Барокко, поскольку почти лишена тех изощренных деталей и украшений, которые обычно ассоциируются с этим стилем. Ее 284 колонны, выстроенные в четыре ряда – аскетически тосканские, а не более вычурные коринфские, которых можно было бы ожидать от барокко. Фриз целиком ионический, без скульптурного орнамента, хотя сверху по краю карниза колоннаду украшают примерно 300 статуй- кажется, что на их создание не могло хватить человеческой жизни. Даже при наличии такого штата ассистентов, как у Бернини. Но в обширном пространстве площади статуи не создают визуального впечатления тесноты. Критики небезосновательно утверждают, что площадь совсем не красит необъятный фасад базилики работы Карло Мадерно. Фасад слишком широк для своей высоты – около 115 метров в ширину: эта диспропорция получилась в результате сноса колоколен Бернини» (стр 333-334).

Обелиск привез Калигула из Гелиополя – специально для начатого им на ватиканских склонах цирка. В центр площади его смогли перетащить только при Сиксте V: инженер Доменико Фонтана, решившийся на эту авантюру, соорудил многосложную машину, куда надо было запрягать 140 лошадей, и предупредил, что малейший звук может обрушить всю конструкцию. За любое слово полагалась смертная казнь (для пущей убедительности рядом с постаментом для обелиска поставили виселицу). Однако в какой-то момент веревки ослабли и гранитная махина завалилась бы набок, если бы какой-то генуэзский моряк не заорал: "Воду на канаты!" Закончилось все благополучно: обелиск водрузили на место, моряк был прощен/

Музеи Ватикана

Передохнули дома и в 12.45 уже были на входе в Ватиканские музеи. Музеи Ватикана

Билеты бронировали заранее, поэтому зашли без очереди, но очереди и не было. Аудиогиды есть на русском только сокращенный какой-то маршрут, но и его мы шли 5 часов, и то до Пинакотеки не добрались. Т.е. с 13.00 до 17.30 - мало времени на спокойное изучение Ватиканских музеев. Когда наш маршрут привел нас к кабинету Борджиа, оказались, что уже 17.00! Музей через 15 минут начнет закрывать свои залы, а мы еще до Сикстинской капеллы не добрались. Пулей долетели до капеллы. Успели посмотреть.

Схема музеев Ватикана

Информация по билетам и посещению

Видеоролик "Античные скульптуры музеев Ватикана"

Видеоролик "Пинакотека Музеев Ватикана"

По музеям Ватикана: очень понравился Египетский музей. Отлично посмотрели собрание антиков. Императора Августа узнаем теперь в лицо, оказалось, что все императоры очень похожи, в том числе современные. Этрусский музей демонстрирует в основном амфоры, не стали изучать их внимательно – это прошлый год, Греция - отработано. Саркофаг, правда, хорош. Галерея карт – беспроигрышно, каждый раз интересно по-своему. Искали знакомые места, где катались по Италии в походах. Нашли Чивитавеккию, Сардинию.

В Сикстинскую капеллу попали под закрытие, у нас было минут 15.Очень хорошо легла информация, начитанная мною из книг на увиденное в третий раз, но именно теперь я не столько (не только)восхищалась, сколько осмысляла увиденное. Аудиогид (мой) рекомендую. Тут рассказ глубже, чем в музейном гиде.

Не входят в обычную программу посещения лестница Борджиа, лоджии Рафаэля , капелла с росписями Пентурикьо. Видно, в следующий раз надо брать экскурсию с местным гидом (заказывать заранее).

По аудиогидам, которые выдаются за 8 евро в музее: то, что озвучивается, в общем-то нормально. Информация есть, голоса адекватные. Но далеко не все интересующие нас объекты оговариваются. Поэтому логично, добавить к официальному гиду свою озвучку, имея в руках список объектов аудиогида и книжку-путеводитель.

Статьи по теме из книги О.Гринкруг «Рим. Путеводитель»

Ватикан и окрестностиПлощадь Святого ПетраСобор Святого ПетраБорго и замок Святого АнгелаГосударство ВатиканИзбрание папы Ватикан и собор скачать