8 день (пятница, 29 марта)

Тиволи

До Тиволи добираться на электричке с жд. вокзала Тибуртина (там больше поездов), но можно и вокзала Термини (нам это было удобнее). Поезд идет час, больше стоит на станциях, чем едет. Билет стоит 2.60 в одну сторону. Ехать до станции Тиволи. Уже из окна поезда открываются прекрасные виды на городок, каньон в зелени парка. Лучше покупать билет туда и обратно на вокзале, или приходить очень заблаговременно на станцию Тиволи , возвращаясь в Рим. Т.к. на станции нет кассира и только один автомат по продаже билетов. Стоит очередь.

Villa d'Este

От станции (41.961840, 12.804812) в центр городка идем пешком, до моста через речку Аньене, сначала к площади Гарибальди (41.961380, 12.796669), тут сквер с бульваром и смотровыми площадками.

Отсюда два шага до входа на Villa d'Este. Место симпатичное очень – с дворцом, стены которого сплошь расписаны, с изобретательно придуманными фонтанами в парке, который как бы спускается со стен виллы.

Стоимость посещения 10 евро, pусскоязычного аудиогида, увы, нет. Но пока с марта я собиралась засесть за отчет о поездке, подоспел жж sibeaster - съездил В Тиволи и обо всем рассказал. Вот свеженький материал:

1.https://sibeaster.livejournal.com/330906.html 2.https://sibeaster.livejournal.com/331016.html 3.https://sibeaster.livejournal.com/331654.html 4.https://sibeaster.livejournal.com/332269.html 5.https://sibeaster.livejournal.com/332325.html 6.https://sibeaster.livejournal.com/332729.html

О Тиволи в историческом античном его аспекте написано у В.Сонькина https://info.wikireading.ru/40317

Интересен сам город Тиволи, а на берагах оврага примостилась Григорианская вилла. Parco Villa Gregoriana Вход 5 евро.

В парк можно попасть с двух сторон. Мне кажется удобнее вход, расположенный рядом с круглым храмом Temple of Sibilla (41.966714, 12.800425).

Tempio della Sibilla

Это очень древняя постройка, можно сказать - символ Тиволи. Городок просто чемпион по количеству картин, в которых он фигурирует.

Он запечатлен на рисунках очень многих художников. Интересненько вот тут: Тиволи в работах русских и зарубежных художников

Прогулка по парку виллы Грегориана - одно сплошное удовольствие: и рельефчик, и водопадики, и виды изумительные, и даже грот Дьявола.

Включить в один день еще и посещение виллы Адриана возможно только при наличии машины, т.к. чтобы добраться туда на автобусе, потребуется больше времени (расписание-ожидание и т.д.). Оставили на следующий раз.

По возвращении в Рим досмотрели «хвосты» прежних маршрутов. Все эти точки представлены в аудиогиде Аудиогид (мой) "Рим барочный. Рим разный"

От вокзала недалеко до пешком до церкви

Сан-Пьетро-ин-Винколи

(San Pietro in Vincoli)

Тут можно увидеть мраморную композицию с фигурой Моисея (Микеланджело).

08:00–12:30 15:00–19:00

Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli), что значит «св. Пётр в веригах») — одна из семи больших (паломнических) базилик Рима, построенная для хранения «честны́х вериг» св. Петра.Самое важное, что нужно здесь увидеть, это скульптура Микеланджело на гробнице папы Юлия II. Это знаменитый Моисей «с рожками» (1515 г.).

В начале шестнадцатого века Микеланджело был широко известен в Италии. 23-летним юношей он создал скульптуру Пьета (Оплакивание Христа) и статую Давида. И вот Папа Юлий II решает поручить ему создание свой гробницы. Существовало 6 проектов гробницы. От первоначального колоссального мавзолея с сорока статуями пришли к настенному с семью статуями памятнику.

В центре композиции – скульптура Моисея. Сегодня считается, что это одна из ключевых работ для понимания творчества Микеланджело. Густая и прекрасно вырезанная из мрамора борода, взгляд суровый и сильный, крупные руки, которые напоминают Давида флорентийского, и особенно поворот корпуса: Моисей пойман в момент, следующий за каким-то импульсом, который отвлек его от глубоких размышлений. Кажется, он вот-вот встанет на ноги.

Странная деталь на голове Моисея - «рога» - вызывают недоумение, но на самом деле это устоявшаяся традиция иконографии Моисея. Она связана с недоразумением по переводу библейского текста. Первоначально библейский текст описывал Моисея, объятого лучами света, после того, как он получил скрижали: последующий перевод истолковал слово “лучи” (karan) как “рога” (keren).

В Библии написано: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».. на самом деле: «… Моисей не знал, что лицо его сияло оттого, что Бог говорил с ним». Сила впечатления от статуи Моисея Микеланджело была такова, что очень многие римские евреи приходили в базилику полюбоваться на пророка, несмотря на то, что это было здание католического культа. Над Моисеем, в верхнем ряду, поставлен мраморный саркофаг, а на нем — фигура папы Юлия II. Есть мнение, что к статуе Юлия II Микеланджело тоже приложил руку, но это недостоверно.

По бокам от Пророка две статуи - Лии и Рахили. Официально авторство приписывают Микеланджело, но есть версии, что их выполняли ученики скульптора, т.к. их облик не очень характерен для самого мастера. Справа от Моисея - Рахиль (около 1542 г.) вторая жена Иакова. Лицо её обращено вверх, а руки молитвенно сложены. Левое колено опирается на ступеньку. По Вазари, статую сделал сам Микеланджело, менее чем за год. Тем не менее, нетипичность скульптуры — полностью одетая женская фигура, изящная, спокойная, возвышенная — оставляют место для сомнений в бесспорном авторстве скульптора. Слева от Моисея Лия (около 1542) - первая жена Иакова. Лия «задумчива», «полна благородного, тихого величия»[1]. В левой руке она держит зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой — гирлянду цветов, что символизирует добродетели человеческие при жизни и прославление их после смерти

В Библии сестры Рахиль и Лия противопоставляются друг другу, что дает возможность расценивать их как аллегорические фигуры.

Рахиль символизирует собой «жизнь созерцательную» , а Лия - «жизнь деятельную». Эти фигуры могли также намекать на представителей семьи Медичи: «активного» Джулиано и «созерцательного» Лоренцо Медичи.

Читать еще здесь

Сохранилась византийская мозаика.

Напротив храма через проспект

Лестница Борждиа

(Scalinata dei Borgia o Vicus scelleratus)

На этом месте проходила древнеримская дорога, которая называлась улицей Злодеев. Здесь дочь римского царя Сервия Тулия переехала на колеснице собственного отца, после чего к власти пришел её муж Тарквиний Гордый, который стал последним царем в римской истории.

В этот же вечер попали-таки в церковь Сан-Агустино, где имеется Бернини в капелле Рio + две фрески Рафаэля на столбах храма, а также «Мадонна» Караваджо.

Сан- Агостино

(Basilica di Sant'Eustachio in Campo Marzio)

7.30 - 12.00 \16.00 - 19.30

Церковь обращает на себя внимание тем, что здесь организованы бесплатные обеды для нуждающихся. Каждый день работники церкви и волонтеры-добровольцы кормят 120 человек. Рядом находится кафе этой церкви, и желающие могут бесплатно выпить горячий кофе, посидеть в уютном и теплом старинном погребке. Запомнить церковь легко по оленьей голове над входом. Мы присутствовали как раз при таком обеде: столы ставят перед входом в храм, желающих пообедать достаточно - в основном это местные маргиналы, кажется.

Но мы-то искали Караваджо. Даю слово эксперту: https://sibeaster.livejournal.com/43771.html

"Фасад церкви в общем-то, ничего интересного (конец XV века), не предвещает, хотя, оказывается, для постройки церкви камни брались из руин Колизея. Значительную часть прихожанок некогда составляли девушки облегченного поведения и шаговой доступности. /.../ В первой капелле слева за алтарем выставлена

"Мадонна Лорето",Караваджо

Более известная как "Мадонна паломников". Здесь подойти можно очень близко, да и освещение полотна очень гуманно: бросаешь любую монету, хоть 10 центов, отходишь на рекомендованное место (предлагается встать справа от картины), через пару секунд включается свет.

Картина написана в 1604-1606 годах, причем автор, как утверждают историки, находился в тюрьме за свое очередное хулиганство (мастер всю жизнь оставался трудным подростком). Но интересно другое. Во-первых, в Мадонне современники увидели черты весьма известной в ту пору прихожанки Сант-Агостино (о ее профессии - см. выше). Во-вторых, никаких тебе женопоподобных ангелов, раскормленных путти и прочих атрибутов барочной живописи. Едва заметный нимб над головой - единственное, что позволяет узнать в даме с ребенком Богородицу с Младенцем. В-третьих, Она босоногая. А далее посмотрите на тех, кому Богородица явилась! Изможденные лица, убогие одежды. Ну и прямо в нос зрителю упираются грязные пятки пилигрима (именно в эту точку рекомендуют встать зрителю).

В общем, получился не умилительный алтарный образ, а вызов обществу. О всем известных характерных чертах Караваджо можно и не писать: мрачный фон, выхваченные из мрака лица персонажей, никаких ярких красивостей (ну где здесь небесно-голубой, ярко-зеленый наподобие весенней травки и прочие цвета?). Идея картины: Богородица отвечает тем, кому Ее помощь нужнее всего - простым крестьянам./.../

/.../А еще в Сант-Агостино отметился Рафаэль. Написал на одной из колонн пророка Исайю. Тут, правда, тоже не обошлось без скандала. Исайя-то из Сант-Агостино чем-то слегка напоминает огромные фигуры пророков и сивилл из…. (точно!) Сикстинской капеллы Микеланджело. Что поделаешь, у двух мастеров были схожее видение пророков. Тем не менее, Микеланджело счел Рафаэля подлым плагиатором, и два мастера некоторое время дулись друг на друга".

О церкви читать также здесь

Рядом с храмом на фоне красновато-коричневатой стены хорошо видны две колонны. Это Terme di Nerone

Это последние свидетельства о термальных ваннах Нерона, построенных около 60 г. н.э..Найдены в III веке нашей эры Алессандро Северо. Читать подробно

Французская церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези

San Luigi dei Francesi

Тут три картины Караваджо: «Апостол Матфей и Ангел», «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» Читать об эти картинах Карваджо [здесь] (http://aria-art.ru/0/M/Mahov%20A.%20Karavadzho/7.html)

По пути домой попался еще какой-то новый малоизвестный музейчик, который помог нам навести порядок в своих головах. Вам дают аудиогид на родном языке, вы перемещаетесь от одного сюжета к другому, в объемном виде лицезрея реконструкцию с комментированием наиболее важных построек Рима – формуов, собора Св.Петра и т.д.

Welcome To Rome

http://welcometo-rome.it/
Открыт с 9.00 до 19.00 Находится здесь:(41.897358, 12.471086)

**Видеоролик

На этом можно было бы поставить точку, но на следующий день, уже переместившись с чемоданом на вокзал (пришлось там коротать время до авиарейса, думали сдать вещи в камеру и погулять - не тут-то было, воскресенье- очередь на часа полтора), успели посетить еще.