Рим - Форумы
2 день (воскресенье, 24 марта)
Объекты дня: (9.00 – 16.00) Римский Форум, Палатин; (16.00 - 18.30 ). Церкви: Базилика Санта-Франческа-Романа (Санта - Мария – Нова) - Базилика Косьмы и Даминиана - Базилика Сан-Марко на площади Венеции. Вечер: (19.30 – 21.00) ул. Каронари (41.900541, 12.467710) и площадь Навона.
Римский форум
Не как пришлец на римский форум
Я приходил – в страну могил,
Но как в знакомый мир, с которым
Одной душой когда-то жил.
В.Брюсов
«Рим, будучи предельно великодушным (вспомним того же Гоголя: «Хотите – рисуйте, хотите – глядите… не хотите ни того ни другого – воздух сам лезет вам в рот»), никому не дает никаких творческих гарантий…»
(А.Кара-Мурза «Знаменитые русские о Риме»)
Т.е. чтобы встреча с великим городом состоялась, требуется огромное творческое и физическое усилие. Да, мы вставали в 7 утра и ложились в 12 ночи. Ходили-смотрели-слушали-впитывали по 12 часов в день. И сработало!
Изучение Рима было построено максимально последовательно. Трудно, конечно, соотнести и географическое положение объектов, и ленту времени. Но по возможности старалась сначала изучить Рим античный (форумы), потом Рим раннехристианский, и далее Рим барочный. Рим эпохи Возрождения остался на будущее. Т.о., первый день посвящен был преимущественно Древнему Риму. Вышли в 8.30. Т.к. на руках не было еще билетов на автобус («Тавассо» в 9.00 закрыты), решили прогуляться до форумов пешком, благо времени до открытия касс было с запасом.
Практическая информация:
Как и где купить билеты на Римский Форум, Палантин, Колизей.
Покупать билеты на Форумы и Коллизей можно в нескольких местах, и лучше выбирать не самые людные, например: на Via di San Gregorio (виа Сан Грегорио),30 или Piazza Santa Maria Nova (пьяцца Санта Мария Нова), 53. Мы покупали тут: Biglietteria Foro Romano(41.892662, 12.487064) , открыто ежедневно 8.30 – 19.15. см.:https://www.coopculture.it/colosseo-e-shop.cfm
По единому билету можно посетить Колизей, Римский Форум и Палатин. Его стоимость 12 евро (полный) и 7,50 евро (льготный - для граждан Европейского союза от 18 до 25 лет); для граждан ЕС до 17 лет вход бесплатный. Подробнее о билетах можно узнать здесь
Наконец, приобрести билеты можно заранее – через интернет (по указанной ссылке). Это позволит избежать очередей и сэкономит несколько часов. Особенно это актуально, если отправляетесь в Рим на майские, летом или в сентябре-октябре. Несколько евро за онлайн-покупку обернутся сэкономленными часами в городе, см. здесь.
Купленные билеты в Колизей действительны на протяжении 2-х дней. Они позволяют посетить сам амфитеатр, а также Палатин и Римский форум. Римский форум расположен в одной археологической зоне с Палатином, вход на него засчитывается как один допуск, и билет не может быть использован повторно. На Коллизей мы отправились на следующий день. При покупке билета кассир указывает (с вашего согласия) время посещения Коллизея. Проверять написанное нужно внимательно: нам перепутали день, и мы с большим трудом доказали потом, что имеем право на проход.
Форумы смотреть совсем нескучно, если делать это с хорошим аудиогидом и осмысленно. Есть масса готовых аудиогидов, например вот этот,но я составила свой на основе очень понравившейся мне книги В.Сонькина «Здесь был Рим», М.2017. Вообще, библиография по Риму составляет тома, у меня списочек тоже немаленький, но эта книга была главной информативной поддержкой по части «Древний Рим». А также книга О.Гринкруг «Рим. Путеводитель» .
Мои аудиогиды по теме дня на основе указанных книг:
Аудиогид «Римский Форум» 34 пункта (3 -4 часа)
Аудиогид «Палатин» 20 пунктов ( 1.5.-2 часа).
Аудиогид "Рим. Площадь Венеции и площадь Арджентина"
Помимо аудиогидов есть еще хорошие ресурсы, помогающие сориентироваться в древней истории города. Это видеореконструкции и видеоролики.
Палатин и Римский Форум.Реконструкция
Видеоролик. Рынки и Форум императора Траяна: музейный марафон в Риме – выпуск 2
Время пребывания на форумах с аудиоэкскурсией c 9.20 –до 16.30.
В 9.10 были у кассы Форума. Очереди почти нет. Купили билет по тарифу «СУПЕР», чтобы помимо основного маршрута Форумов посетить также Дом Августа и Ливии, Базилику Санта-Мария де Антиква, Криптопортик и музей Палатина.
Рассчитывать надо так, чтобы успеть в эти объекты по времени до их внезапного среди бела дня закрытия (о режиме их работы написано на кассе). Неудобно очень, т.к. логика просмотра все же должна же быть, и невозможно сначала смотреть дворец Августа (потому что он закроется), а потом возвращаться к началу Римского форума. Логика победила динамику, поэтому кое-куда мы все же не успели, а именно в Дом Августа и Ливии. Все остальное методично посмотрели. Церковь Санта-Мария де Антиква с древнейшими фресками открыта 13.00-15.00, поэтому пришлось сбегать в нее отдельно, вернувшись вниз на Римский Форум с Палатинского холма.
«Форум… Этим именем, вызывающим привычные мысли об империи, ее мировой власти, ее непременной силе, не захочешь на первый взгляд назвать те куски камней среди зелени, в низине под Капитолием. Груда камней в беспорядке разбросана среди кустов и травы, кое-где между ними одинокие колонны, арки и расчищенные площадки…/.../ Но это поле, засеянное бесформенными кусками мрамора прекрасно… /…/ Все трудное, книжное изучение форума будет просветлено этим чувством… Когда из груды камней начинают выделяться планы отдельных постройки разрозненные архитектурные элементы связуются между собой, когда, наконец, поднимаешься до мысленной реконструкции зданий – весь этот процесс, познавательный и творческий, так радостен! Нет задачи более привлекательной и более благодарной, чем воссоздание этого печального и прекраснейшего пейзажа форм прежнего Рима. Тогда примиряешься и с современностью. Три эпохи в истории Форума: его постройка, его разрушение, его архитектурное открытие – равно значительны. Постепенное и насильственное его разрушение не менее, в сущности, красноречиво, чем его создание. Века варварства занимают значительно большую часть в истории человечества…» (Б.А.Грифцов, цитата по А.Кара-Мурза «Знамениты русские о Риме»).
Далее в рассказе материалы по Римскому форуму даны через ссылки на книгу В.Сонькина «Здесь был Рим» с моими фотографиями. Эти же тексты можно прослушать в аудиогидах (ссылки на них см.выше).
Храм Венеры и Ромы (ныне на его месте Санта-Мария-Нова (после перестройки в 1612 году она называется Санта-Франческа-Романа).
Именно у этой арки становится хорошо понятнa логика римского триумфа. Это путь от арки к арке: арка Септимия Севера (вдалеке) и Арка Тита находятся на одной оси.
Из книги В.Сонькина «Здесь был Рим»:"Стоящая на верхней точке Священной дороги, у выхода из археологической зоны римского Форума, триумфальная арка, известная как Арка Тита – это документ, иллюстрирующий разграбление иудейских святынь римскими легионерами. На ней изображен триумф в честь победы над иудейским восстанием, который отпраздновали старый Веспасиан и сорокалетний Тит в 71 году н. э. Надпись на восточном (обращенном к Колизею) фасаде гласит: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу"*.
"Если встать в пролете арки между двумя ее пилонами, то справа и слева окажутся те рельефы, которые документируют мародерство. Легионеры несут менору, такую тяжелую, что на плечи им пришлось подложить подушки; несут серебряные трубы «для созывания общества и для снятия станов» (Числа 10:2) и, возможно, деревянный стол, обшитый золотом, на котором постоянно хранились «хлебы предложения» (Исход 25:30).
Менора — это золотой ритуальный семисвечник, стоявший некогда в иерусалимском Храме. Когда римские войска разрушили храм, иудейские сокровища попали в руки победителям. Об этом свидетельствует уникальный архитектурный документ, который находится как раз на Священной дороге. Но вот что стало с сокровищами дальше — никто точно не знает. ...\ упорная еврейская «городская легенда» по крайней мере с XVIII века утверждает, что менора и другие святыни по-прежнему в Риме."
"На табличках, которые держат в руках некоторые солдаты, были, вероятно, пояснительные надписи, но не высеченные, а нарисованные и оттого не сохранившиеся. Если там были указаны названия подразделений и легионов — то для военных историков их потеря, конечно, печальна, но выносима; а вот если там были комментарии к рельефам — то это невосполнимая утрата для всех любителей истории".
"То, что Тит назван в посвятительной надписи «божественным» (dIVus), означает, что арку возводили уже после его смерти и официального обожествления. Впрочем, тому есть и более наглядное подтверждение. Если, находясь между знаменитыми рельефами, поднять голову кверху, то нашему взгляду откроется рельеф, который мало кто замечает, — на нем орел Юпитера уносит на небо в своих когтях маленького человечка, и это не кто иной, как император Тит. Это странное изображение демонстрирует момент апофеоза, что в переводе с греческого дословно обозначает «обожествление»".
По билету «Супер» можно попасть в Базилику Санта-Мария-Антиква с драгоценными фресками. Базилика открыта пару часов в день. Режим нужно уточнять при покупке билетов. Спуск в нее по длинному узкому коридору с очень высокими стенами. Внутри остатки фресок.
В небольшой капелле слева установлен проектор и демонстрируется видеоролик о фресках, которые имитируются на стене.
Тропа вокруг Палатина и лестница Кака
Подсказка: нигде почему-то не встречается рекомендация прогуляться по нижней дороге вдоль Палатина. А очень стоит! Начало дорожки у San Teodoro al Palatino (41.890816, 12.484954). Вот у этой церкви:
А конец – около дворца Септимия Севера (41.886286, 12.488587). Можно гулять с любой стороны. Только с этой дорожки видна лестница Кака , связанная по легенде с Гераклом.
Из книги В.Сонькина:«С юга, со стороны Большого цирка, на Палатин поднималась «лестница Кака», названная так в честь известной истории с похищением крупного рогатого скота. Геракл, которого под именем Геркулеса римляне очень чтили, прилег вздремнуть на берегах Тибра, и в это время местный пастух-великан по имени Как украл несколько волшебных быков Гериона, незадолго до того добытых Гераклом в ходе своего десятого подвига. (В том, что эту историю поместили на берега Тибра, есть некоторая логика: Герион, по легенде, обитал на крайнем Западе, в испанском Гадесе — ныне Кадис, — и, возвращаясь к своему хозяину Эврисфею в пелопоннесский Тиринф, Геракл вполне мог проходить через Италию.) Чтобы герой не отыскал своих быков, хитрый Как затащил их в пещеру хвостами вперед, так, чтобы казалось, что следы ведут не внутрь, а наружу. Проснувшись от богатырского сна, Геракл обнаружил, что счет неполон, и отправился на поиски; увидев следы перед пещерой Кака, он остановился в замешательстве, но спрятанные там животные мычанием выдали себя, и Как поплатился за свое преступление. Лестница, вероятно, отмечала то самое место, где произошли описанные события — хотя римляне в этом путались и называли местом гибели Кака еще и Бычий форум, старейший рынок на берегу Тибра»* cм.https://info.wikireading.ru/40223
Выйдя из Базилики, нужно пройти вдоль массивных арок дворца Тиберия (наверху над ними как раз смотровая площадка).
«Самый первый из императорских дворцов на Палатинском холме, возведенный Тиберием, перестроенный Калигулой и окончательно заброшенный Нероном, был центром императорской власти династии Юлиев-Клавдиев в бурном I веке нашей эры. Этот дворец пережил несколько пожаров и дворцовых переворотов, пока не был заменён сначала Золотым домом Нерона, а затем комплексом дворцов династии Флавиев на противоположной стороне холма. В настоящее время дворец практически не раскопан и используется исключительно как смотровая площадка садов Фарнезе с великолепным видом на форум и Колизей».
По торжественной лестнице можно подняться на Палатин.
После подъема – туалет, кран с водой. Направо большая смотровая площадка. Тут есть укромный уголок в тени деревьев с несколькими скамейками, где можно сделать небольшую паузу и передохнуть (кстати, нужно быть внимательными: по некоторым данным, что-либо кушать на территории музейной зоны нельзя вне специальных мест (а тут их нет), а то могут взять немалый штраф. Т.е. перекусывать надо так, чтобы никто не видел).
Отличный вид на Римский Форум и Коллизей со смотровой площадки Палатина. Тень ее в кадре.
Палатин
Аудиогид «Палатин» 20 пунктов ( 1.5.-2 часа).
После каменного нагромождения форумов, на Палатине можно вздохнуть легче – здесь вас встречают сады Фарнезе.
100 лет назад Б.А. Грифцов писал: «Палатинский холм запоминается больше своей живописностью, чем развалинами… Он не принял архитектурного вида, как Форум, и в его дикости есть что-то первоначальное. Природы в нем больше, чем истории… *
… Оставшиеся в нем анфилады кирпичных арок, лишенные облицовки, обветрившиеся от времени, производят впечатление чего-то необузданного, дикого и независимого. Это ощущение дикости свойственно запущенному стадию (стадиону)Домициана, и значительнейшей части всех палатинских развалин, кирпичных, несоединимых, какой-то вулканической силой выброшенных из-под земли…»
Интересные ракурсы на Колизей открываются с другой смотровой площадки Sostruzioni della Terrazza (41.889485, 12.489243). «Обводя взглядом, проходишь линии Колизея, холмов Целия и Авентина… Весь уходишь в простор пейзажа, равного которому не найдешь нигде. Буря страстей, самолюбий, попыток дерзких или чудаческих кажется только эпизодом в открывающемся взгляду человеческом космосе» (Б.А.Грифцов, цитата по А.Кара-Мурза «Знамениты русские о Риме»).
По билету «Супер» можно посмотреть Криптопортик (Cryptoportico) – «это тайный ход, который построил Калигула (здесь же, кстати, и убитый), а использовал другой прославленный злодей — Нерон, перемещавшийся по этому прохладному и полутемному коридору от Палатина к собственному дворцу на Оппии. Теперь туда можно попасть, если двинуться вниз от садов Фарнезе». Это темный длинный коридор, разглядеть фрагменты «лепного потолка и напольных мозаик» не представляется возможным, но на стене демонстрируется видеоролик, воспроизводящие эти самые мозаики и росписи стен. Короче, включаем воображение.
О дворце Флавиев, который занимал огромную территорию на холме Читать тут. Интересно, что «дворцовый комплекс, основанный Августом и расширявшийся с каждой новой династией, занимал уже практически всю территорию холма — так что само слово «Палатин» стало синонимом дворца и вошло во многие европейские языки в виде палаццо и палат».
Длинное прямоугольное углубление с руинами в юго-восточной части холма Палатинa – это развалины стадиона Домициана.
Палатинский музей
(Antiquarium Palatino)
Вход возможен только по билету «Супер». Музей небольшой, есть интересные экспонаты.
Например, макет Палатинского холма с хижинами первых его обитателей (люди жили там с очень давних времен — по крайней мере, за несколько веков до официальной даты основания Рима), в том числе хижиной крестьянина, который нашел Ромула и Рема (т.н.«хижина Ромула» — простой дом из плетня с тростниковой крышей).
«Считается, что на Палатине находилась хижина Ромула. Миф это или факт, доподлинно неизвестно. Но археологи уверены, что найденные на холме следы жилища относятся к VIII веку до н.э. А это означает, что в нем или в подобном строении вполне мог обитать основатель Рима или пастух, приютивший легендарных близнецов, которых спасла от смерти волчица. Кстати, «lupa» в переводе с итальянского толкуется не только как «волчица». Так в Древнем Риме называли публичных женщин легкого поведения. Возможно, что одна из них и вскормила мальчиков? Источник: [39rim.ru © Анна Капитолина 39RIM.RU](39rim.ru © Анна Капитолина 39RIM.RU)
Фрагмент фигуры люстрального бассейна (480-470 до н.э.) Святилище на северо-восточных склонах Палатинского холма.
Статуя Афродиты (белый мрамор, Антонинский период (138-161 гг. н.э.) с оригинала V в. до н.э.) С Палатинского стадиона.
Голова умирающего перса (белый мрамор, начало II-го века нашей эры c оригинала второй половины третьего века до нашей эры). Палатин. Северный фасад дворца Тиберия.
Женские гермы (черный мрамор, августовский возраст (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.). Палатин. Храм Аполлона.
Рельеф с девушками (глина, августовский период (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.). Палатин. Храм Аполлона и плита с Минервой, Персеем и Медузой-Горгоной (глина, августовский период (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) Палатин. Храма Аполлона.
Фреска «Аполлон, играющий на кифаре» (августовский период (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) Палатин.
Живописное оформление Domus Transitoria (Палатин. 54-64 н.э) и настенные панели (набор разных пород) из Дворца Тиберия (54-64 н.э).
Двойная герма Дионис и Аполлон (белый мрамор, первая половина I в. н.э.). Палатин. Лестница Кака.
Не удалось попасть во дворец Августа и Ливии, но на самом деле главные чудесные фрески, которыми знаменит дворец Ливии, оказывается, находятся в музее Palazzo Massimo alle Terme, что около вокзала Термини. Фрески вот, а рассказ о музее в последнем дне отчета.
Прогулку по Палатину закончили под мощными арками Domus Severiana.
Огромные кирпичные арки с массивными перекрытиями в юго-восточном углу Палатина – это руины дворца Септимия Севера.
К сожалению, эти руины не дают полного представления о масштабах постройки. Основная часть здания располагалась на искусственной террасе за пределами холма – к тому моменту на Палатине уже не хватало места для строительства. Величественный фасад с фонтанами и трёхуровневой колоннадой выходил на Аппиеву дорогу. Поговаривали, что таким образом император Север, который сам был родом из Африки, стремился произвести впечатление на земляков, прибывавших в Рим как раз по этой дороге. Зато сейчас, в отсутствие грандиозного сооружения, можно полюбоваться роскошной панорамой.
Луций Септимий Север родился в 146-м году недалеко от Карфагена. Через полвека он становится консулом, а затем командует легионами в Паннонии. Эта римская провинция находилась между современными Венгрией, Австрией и Словенией. В то самое время солдаты, недовольные реформами, убили в Риме императора Пертинакса, и тогда верные Септимию войска провозгласили его новым правителем. Правда, у императорских гвардейцев – преторианцев – было на этот счёт своё мнение. Они обещали трон Дидию Юлиану, однако тому не хватило средств, чтобы заплатить за власть. Север распустил преторианскую гвардию и заменил её лучшими солдатами из разных легионов.
Став императором, Септимий Север сумел расположить к себе армию привилегиями, а народ — дарами и развлечениями. «Чтобы быть императором, всегда платите своим солдатам, а об остальном не беспокойтесь», – завещал он своим сыновьям. Читать и слушать здесь
Миновав Aqua Claudia (акведук Клавдия) подходим к еще одному входу-выходу (билетная касса) на форумы: (41.887841, 12.489680) на Via di San Gregorio,30
На этом античный сюжет первого дня заканчивается. По пути к площади Венеции заходим в ряд храмов, которые уже открыты после сиесты.
См. Аудиогид"Рим. Площадь Венеции и площадь Арджентина"
Базилика Санта-Франческа-Романа (Санта - Мария – Нова)
(Basilica di Santa Francesca Romana)
10:30–12:30\ 15:30–18:00
Церковь Санта-Франческа-Романа (Santa Francesca Romana) основана в IX веке. Правда, до XV в. церковь была посвящена Богоматери, древнейшая, V века, икона которой хранится в здешней сакристии. Что касается святой Франчески, то она была женой трастеверинского (Трастевере – район Рима) бандита и прославилась тем, что, пока муж разбойничал, ухаживала за бедными и больными и в конце концов даже основала для этого первую в истории женскую конгрегацию облатов, имевшую перед прочими религиозными образованиями то преимущество, что оттуда в любой момент можно было вернуться в свет. Кроме того, святая Франческа отличалась ценным свойством:… она умела находиться одновременно в нескольких местах. Именно за это ее взяли к себе в патроны мотоциклисты и водители: до сих пор в день святой Франчески, 9 марта, к церкви съезжаются за благословением целые стада колесных средств всех видов и мастей (преобладают, правда, такси). https://info.wikireading.ru/295654
Церковь Косьмы и Домиана
(Basilica dei Santi Cosma e Damiano)
10.00 -13.00\15.00 – 18.00
О Храме Ромула уже шла речь на Римском Форуме (но попасть в нее можно только с улицы). Церковь построена в VI в. на месте языческого святилища Ромула в честь замученных братьев-врачей Космы и Домиана.. Нынешний вид храма – XVII век, но сохранилась древние чудесные мозаики апсиды (приблизительно 530 год), и чуть более поздние, VII века, мозаики Триумфальной арки. Стоит обратить внимание на различие этих разделенных во времени мозаик.
"Главный фон мозаик апсиды выполнен в глубоком тёмно-синем цвете. Наверху, в облаках, парит огромная фигура Христа. Ниже апостолы Павел и Петр и титульные святые базилики Домиан и Косма. Ниже символическое изображение апостолов в виде овец. Здесь уже появляется некая статика поз, монументальность, присущая византийским мозаикам. Но в изображении лиц, в чёткой прорисовке складок одежды, в цветовом решении пока ещё велико влияние мозаик римских. Именно это произведение искусствоведы называют последним шедевром римской раннехристианской мозаичной живописи" Читать подробнее
Мозаики Триумфальной арки с их золотыми тонами - это уже новое время - византийское искусство.
Palazzo Venezia
Площадь Венеции и Палаццо Венеция.
До появления т.н. "Пишущей машинки" (белое здание на площади Венеции) смысловым центром площади (не без основания претендующей на звание главной транспортной развязки в центре города) был древний папский дворец – палаццо Венеция (Palazzo Venezia). Строительство первого в Риме светского ренессансного сооружения (1455-1467) начал Павел II, венецианец из семейства Барбо, прославившийся изобретением красных кардинальских шапок" Читать подробнее
В Палаццо Венеции есть музей, который мы не планировали посещать в эту поездку. Очень красивый и тихий атриум (двор) дворца (вход свободный), где в тени, у фонтана можно передохнуть от шума города. (Музей делится на 2 части - постоянная экспозиция, бесплатна в первое воскресенье каждого месяца и народа мало, и временная экспозиция - всегда платная, тут бывают интересные выставки).
Базилика Сан-Марко
Пн-вс 9.00-13.00, 16.30-18.45
"Венеция тут неспроста: дворец построили вокруг древней базилики Сан-Марко. По легенде, в доме, стоявшем на этом месте, останавливался на ночлег святой Марк, апостол и автор одного из Евангелий. Это старейшая титулярная церковь Рима. Титулярными, или титульными, называются церкви, возникшие на месте частных домов, в которых собирались первые христиане Рима для молитвы, в те времена, когда из-за гонений они не могли иметь церковных зданий. В 336 году Папа Марк основал церковь в честь своего небесного патрона, который является и покровителем Венеции. Отсюда венецианские львы у входа." https://info.wikireading.ru/295654
За долгие века своего существования церковь неоднократно перестраивалась (для перестройки камень брали, разрушая строения античного Рима, что было обычной для того времени практикой), остатки первоначального храма можно видеть в крипте. Рeнeccансный фacaд XV вeка сооружен по поручению кардинала Пьетро Барбо , который решил присоединить церковь к стоящему рядом своему дворцу (Палаццо Венеция).
Над крышей возвышается небольшая колоколенка с тремя узкими арочными проёмами. Вход в церковь через галерею с колоннами, в ней собраны фрагменты древних надгробий и монументов. Над галереей – лоджия с аркадами. Она называется Ложей Благословения – отсюда Папы благословляли собравшийся перед церковью народ.
Из-за выросшего за века культурного слоя, входя в храм, нужно спуститься по нескольким ступеням. Обратите внимание на мраморную колонну напротив входа – в которой выдолблена крестильная чаша, присмотревшись, на ней можно увидеть древние письмена. Интерьер церкви барочный (XVIII), тем не менее, тут сохранилось много древних произведений.
Главное, что нужно увидеть, это мозаика в полукруглой абсиде, выполненная в византийской манере. На золотом фоне представлены изображения Христа и окружающих его святых – евангелиста Марка, Папы Марка – основателя церкви и Папы Григория IV – перестроившего церковь в первой половине IX века. Папа Григорий держит в руках макет церкви, над головой его – квадратный нимб, это означает, что на момент создания мозаики он был жив.https://info.wikireading.ru/295654
На полу видны фрагменты мозаики в стиле «косматеско». Капелла справа от абсиды с мозаикой выполнена знаменитым архитектором XVII века Пьетро да Кортона.
Кессонированный потолок, покрытый глазурью и золотом, украшен изображением стоящего на задних лапах льва – это родовой герб рода Барбо, к которому принадлежал Павел II, венецианец по рождению. Этот потолок появился, когда Павел II сделал Сан-Марко церковью венецианской общины в Риме.
Колонны выполнены из сицилийской яшмы в 1740-е годы Филиппо Бариджони. В боковых нефах находятся надгробия знатных венецианцев. Справа от лестницы, ведущей к алтарю – надгробие венецианского патриция Пезаро, его автор - великий Антонио Канова: его первая мастерская в Риме находилась во дворе палаццо Венеция. См.: https://izi.travel/de/37fc-cerkov-san-marko/ru
Мадам Лукрeция
"Выйдя из церкви, обратите внимание на внушительную статую – поясное изображение женщины, черты лица которой уже почти невозможно различить. Есть версия, что это фрагмент статуи из языческого храма Изиды Кампенской, богини египетского культа. Позднее статую стали считать богиней любви Венерой, а еще позже увидели сходство с возлюбленной короля Альфонса Арагонского Лукрецией – дамой красивой, благородной и просвещённой, оказывавшей покровительство художникам и музыкантам. Статую прозвали «Мадам Лукреция», и она стала одной из так называемых «говорящих» статуй Рима - пасквино (все остальные пасквино – мужчины). На этих статуях недовольные размещали тексты, критикующие власть. С родоначальником этой традиции – статуей Пасквино мы еще познакомимся. «Мадам Лукреция» помещена сюда на рубеже 15-16 в." Про пасквино в Риме см. https://info.wikireading.ru/40284
На этом активная часть первого дня завершена. Возвращаемся домой (купить проездной билет на автобус удалось не ближе как на площади Арждентино в «Тавассо» - 24 евро, все виды транспорта на 7 дней, отсчет от первой поездки, компостировать в автобусе).
Кстати, о площади см. Арждентино
Встречаемся с Машей, которая догнала нас на день позже (приехала из аэропорта на том же автобусе, что и мы, остановка почти около дома – удобно встречаться). Вечер посвящаем прогулке по вечернему Риму – по знаменитой via Coronari - ул. Каронари (41.900541, 12.467710) до площади Навона и назад.
Откуда такое название улицы? Старинные здания улицы Коронари помнят паломников, которые в Средние века шли по этой улице к собору Св. Петра. Для паломников продавали короны из роз (corone di rose) и отсюда и происходит название улицы - Coronari.