4 день (вторник, 26 марта)

Рим раннехристианский

Объекты третьего римского дня: Базилика Санта-Пуденциана - Базилика Святой Пракседы (Прасседе) - Базилика Санта-Мария-Маджоре – Латеранский Баптистерий и Латеранская базилика - Парк римских акведуков – (метро до станции Flaminio//Giulio Agricola) - Национальный музей вилла Джулия (музей этрусков) – Пьяцца-дель-Пополо и Базилика Санта-Мария-Дель – Пополо (Караваджо) - Смотровая площадка Terrazza del Pincio - Церковь Тринита-деи-Монти – Испанская лестница – Фонтан Треви.

От Борго в сторону района Квиринал (вокзал Термини) идет 40 автобус. Именно в этом районе находятся интересующие нас сегодня римские раннехристианские храмы.

Аудиогид (мой) "Римские Базилики"

Составлен на основе: О.Гринкруг "Вокруг Санта-Мария-Маджоре"

Тысячелетие между двумя эпохами. Мозаики римских базилик

Базилики Рима

Живой журнал https://sibeaster.livejournal.com/

Базилика Санта-Пуденциана

(Basilica di Santa Pudenziana)

Открыта: 8.00 (7.30?) – 12.30)

«Базилика святой Пуденцианы (Basilica di Santa Pudenziana) считается самой старой христианской церковью в Риме. Предполагается, что первая базилика была возведена здесь в IV веке на руинах дома, принадлежавшего римскому сенатору Пуду. Сам Пуд, двое его сыновей Новат и Тимофей и две его дочери Пракседа и Пуденциана приняли крещение от руки апостола Петра, проживавшего в их доме 7 лет. В этом же доме бывал апостол Павел, собирались другие верующие, которых здесь же и крестили. По повелению Нерона Пуд был обезглавлен одновременно с апостолом Павлом и позднее причислен к лику 70 апостолов.

Церковь была освящена в честь Святой Пуденцианы, одной из дочерей Пуда. Базилика не раз перестраивалась, нынешний внутренний облик получила в XVI веке. На фасаде, восстановленном в 1870 году, над главным порталом сохранился мраморный фриз XI века: лики Пастора, Пуденцианы, Пракседы и Пуда.

Среди ценных художественных произведений - фрески Никколо Серкигнани (Помаранчо) в куполе.

Главная достопримечательность - мозаичная картина в апсиде церкви, одна из старейших сохранившихся христианских мозаик (390 год). Заметьте, не в Риме, а вообще (!) Старше только мозаики Мавзолея Санта-Констанца (Mausoleo di Santa Costanza) на виа Номентана, рядом с базиликой Св. Агнессы за городскими стенами. Мозаика Санта-Прасседе создавалась в традициях позднеантичной римской мозаики. Здесь присутствует и сложность композиции, и дробление цвета, и стремление к "картинности".

"На мозаике изображён восседающий на престоле юный, бородатый Спаситель среди расположенных полукругом апостолов. Позади них стоят две женские фигуры с венцами в руках - это сёстры Пракседа и Пуденциана (встречается и другая трактовка женских образов - Церковь и Синагога, то есть храмы христиан и евреев). Позади - здания Иерусалима, и над ними Голгофский крест. С этой мозаикой дошло до нас и одно из самых ранних в истории изображений символов четырёх евангелистов: ангела, быка, льва и орла».https://www.otzyv.ru/read.php?id=200930

Еще материалы по теме: https://izi.travel/ru/8d26-bazilika-santa-pudenciana/ru http://www.ciao-bellaitalia.com/2014/04/blog-post_12.html http://romainteractive.com/ita/take_a_bit/santa-pudenziana.html

Церковь Санта-Пуденциана

Базилика Святой Пракседы

(Basilica di Santa Prassede)

«Основанная в V веке базилика Санта-Прасседе внешне не столь уж примечательна – тем более что главный, романский, вход со стороны улицы Сан-Мартино-аи-Монти обычно бывает закрыт. Но идти туда нужно не ради фасада, а ради волшебной капеллы Сан-Дзеноне (Cappella di San Zenone, вторая справа от входа). Капеллу эту (известную среди современников как "Райский сад", а среди историков искусства – как главный византийский памятник города Рима) Пасхалий I построил в честь своей матери и сплошь выложил крупнозернистой, пышущей красками мозаикой, где среди прочих персонажей фигурируют в синих квадратных нимбах и он сам, и его мать Теодора, ничуть не уступающая по величию своей тезке с мозаик в Равенне». https://info.wikireading.ru/295680

Аудиогид по церкви составлен на основе этих материалов. Слушай и смотри.

https://sibeaster.livejournal.com/28723.html https://sibeaster.livejournal.com/29164.html https://sibeaster.livejournal.com/29408.html https://sibeaster.livejournal.com/29539.html и тут

Базилика св. Пракседы.Начало
Базилика св. Пракседы. Главный неф
Базилика св. Пракседы. Мозаики пресбитерия
Базилика св. Пракседы . Мозаики арки
Капелла святого Зенона Мозаики
Колонна бичевания

Санта - Мария – Маджоре

(Basilica Papale di Santa Maria Maggiore)

Открыта: 7.00 - 18.45, ризница 7.00 - 12.30 и 15.00 - 18.30.

«Колокольня базилики Санта-Мария-Маджоре (Santa Maria Maggiore) – едва ли не первое, на что падает взгляд въезжающего в Рим железнодорожного пассажира. 75-метровая (самая высокая в городе) кампанила поставлена в XIV веке, но сама базилика гораздо старше: если верить легенде, первую церковь заложили тут еще в IV веке. Известна даже точная дата – 5 августа 352 года, когда на Эсквилине выпал снег…» https://info.wikireading.ru/295680

Мозаики алтарной стены очень плохо освещены, изображения довольно мелкие, их трудно разглядывать. Приходится изучать их по картинкам и фотографиям. Вероятно, мозаичисты имели под рукой ранневизантийскую иллюстрированную рукопись, миниатюры которой были положены в основание монументальных композиций. Об этом свидетельствует то, что изображения часто распадаются на два регистра, а также мелкий масштаб фигур, который плохо согласуется с местоположением мозаичных панно, находящихся от зрителя на значительной высоте.

Подробный рассказа о мозаиках храма см. Лазарев В. Н. «История византийской живописи».

Основные положения таковы: «Мозаики триумфальной арки и главного нефа Санта Мария Маджоре принадлежат к одной эпохе правления папы Сикста III. Ощущается античная традиция….На стенах центрального корабля представлены ветхозаветные сцены (деяния Авраама, Иакова, Моисея и Иисуса Навина), а на триумфальной арке сцены из детства Христа, города Иерусалим и Вифлеем и Этимасия с четырьмя символами евангелистов наверху и фигурами апостолов Петра и Павла по сторонам…Цикл сцен из детства Христа дан нарочито торжественно, в традиции императорских триумфов. Сам выбор сцен продиктован не столько исторической последовательностью событий, сколько их символическим значением. В первом ряду сцен главный акцент поставлен на признании Христа его родителями, Симеоном, Анной и первосвященниками , во втором ряду — на признании Христа царями и в третьем ряду — на показе бессилия Ирода перед мистической силой божественного Младенца67. Весь цикл задуман как наглядное опровержение учения константинопольского патриарха Нестория./…/ Мозаики Санта Мария Маджоре ...\непосредственно перекликаются с мозаическим полом Большого дворца в Константинополе…»

Аудиогид по церкви составлен на основе этих материалов.

https://info.wikireading.ru/295680 https://sibeaster.livejournal.com/275426.html

Аудиофайлы. Слушай и смотри.

Санта-Мария-Маджоре. Начало
Санта-Мария-Маджоре. Интерьер
Санта-Мария-Маджоре. Мозаики

Латеранский Баптистерий

(San Giovanni in Fonte)

Открыт: 7.00 - 12.30 и 16.00 - 19.00

«По легенде, первый баптистерий на этом месте был построен Константином Великим в 315 году. До сих пор внешний кирпич баптистерия является полностью оригинальным, то есть относится ко времени Константина. Это одна из древнейших христианских построек в Риме и старейший баптистерий во всем христианском мире, ставший образцом для всех прочих построек данного назначения. Внутреннее оформление баптистерия было частично изменено в XVII веке, в работах принимал участие Франческо Борромини. Порфировые и мраморные колонны сохранились со времён Сикста III. Восьмиугольная купель из зеленого базальта, украшенная барельефами со сценами крещения Христа и Константина, не оригинал. Фрески на барабане - современные копии более ранних произведений». https://www.otzyv.ru/read.php?id=200930

Самое интересное в Баптистерии - его раннехристианские мозаики. В первую очередь, это мозаика V века в апсиде Часовни Св. Руфины и Секунды в притворе, пристроенном к баптистерию папой Сикстом III. И византийские мозаики в Часовне Святого Венантия (VII в.). «Отличительной чертой этих мозаик является преобладание золотых оттенков, схематизм и формальность в изображении фигур. Исчезает присущая ранним христианским мозаикам трёхмерность и реалистичность. Все изображённые объекты приобретают чёткие контуры. А эти традиционные для византийских мозаик огромные, в пол-лица, глаза - они словно насквозь видят, что у тебя в душе. В верхней части мозаики - изображение окружённого ангелами Христа с рукой, поднятой в благословляющем жесте. Ниже Дева Мария, справа и слева от неё Иоанн Богослов и Иоанн Креститель, святые и папа Фёдор I, заказавший мозаику. На триумфальной арке изображены мученики, чьи мощи были привезены в Рим из Далмации». См.:https://www.otzyv.ru/read.php?id=200930

О сюжетах росписей Баптистерия подробно в фильме «Паломничество в Вечный город: Константин и Елена»

Латеранский баптистерий.Начало
Латеранскй Баптистерий.Интерьер

Латеранская базилика

(Basilica di San Giovanni in Laterano )

Базилика открыта: 07:00–18:30

Далее цитата по https://info.wikireading.ru/295688 "Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (San Giovanni in Laterano) - кафедральный собор Рима с кафедрой римского епископа (а также папского трона). В католической иерархии эта церковь носит титул «Basilica maior» и стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая римских собора св. Петра (!). С тех пор как Константин занимался тут ритуально-строительными работами, здание переделывалось несколько раз – не менее упорно, чем Сан-Пьетро. Северный портал, откуда папа благословляет паству в четверг на Страстной неделе, – работа Доменико Фонтаны (1586). Главный, восточный, фасад с гигантским портиком и статуями, видными со всех возвышенностей Рима, построен в середине XVIII века...

...А интерьер относится к правлению Иннокентия X – это, пожалуй, единственная архитектурная неудача Борромини. Архитектор явно чувствовал себя неуютно в огромном пустом объеме, с которым ничего не дозволялось делать. В результате посетителю в Сан-Джованни тоже становится не по себе: здесь – в отличие от Сан-Пьетро – пространство не потрясает, а давит...

...Впрочем, долго гулять по боковым нефам необязательно: ничего особенного там нет, за исключением бледных остатков росписи Джотто за первой колонной справа (там, если постараться, можно разглядеть Бонифация VIII, провозглашающего Юбилейный год)...

Все самое интересное находится в апсиде (мозаика XIII века за алтарем)

и в трансепте резной готический балдахин.

...А лучше всего в Сан-Джованни дворик (посещение 5 евро) – его со всех сторон окаймляют витые узорчатые колонны, какие стало модно делать после Крестовых походов, в центре сохранился колодец IX века, а по стенам, как куски несложившегося пазла, развешены мраморные фрагменты прежней базилики".

Подробнейший рассказ о базилике в этих материалах, на их основе составлен и Аудиогид.

https://sibeaster.livejournal.com/271803.html https://sibeaster.livejournal.com/272116.html и тут

Мозаики Лотеранского собора

Аудиофайлы:

Латеранская Базилика. Начало
Латеранская базилика. Интерьер
Латеранская базилика. Клуатр
Обелиск на Лотеране

Santa Scala - Святая лестница

Напротив Лотеранской базилики здание, в котором хранится одна из самых ценных христианских святынь – Santa Scala (Святая лестница). По преданию, мать Константина Великого императрица Елена, разыскивавшая в Иерусалиме реликвии, связанные с земной жизнью Спасителя, привезла в Рим лестницу из дома римского наместника. Считается, что по этой лестнице восходил на суд к Пилату и спускался на казнь Христос. https://sibeaster.livejournal.com/17668.html

Здание очень простое, внутрь мы идти не планировали, все же это особая религиозная история. Предлагаю ссылку на рассказ очевидца.

https://sibeaster.livejournal.com/17668.html https://sibeaster.livejournal.com/271483.html

Более всего меня поразило, конечно, оформление здания – огромный рекламный плакат… Ну как бы… что других мест нет? Мне кажется, чувства верующих могут быть несколько задеты таким откровенным противопоставлением земного и небесного. Впрочем, не знаю.

Триклиний Leoninum

"Вплотную примыкает в Святилищу Святой Лестницы (Santuario della Scala Sancta ) приметное здание, одиноко торчащее среди огромного пустого пространства Piazza di San Giovanni in Laterano – Триклиний Leoninum. Остаток от того, что было большим пиршественным залом в старом Латеранском дворце. Зал построен был папой Львом III по образцу комнаты императорского дворца в Константинополе. Строительство и украшение зала приурочили к визиту в Рим короля Карла Великого в 800 году. Именно тогда, без предупреждения со стороны папы, в Соборе Святого Петра Лев III короновал Карла императором Запада. От триклиния сохранилась лишь одна центральная ниша с красивой мозаикой. О времени создания мозаики свидетельствует правая (от наблюдателя) часть, где изображены опустившиеся на колени перед апостолом Петром папа Лев III и Карл Великий, оба с квадратными нимбами. Квадратный нимб - свидетельство того, что на момент создания произведения изображаемые персонажи были живы.

Мозаика достаточно серьёзно была отреставрирована и обновлена в середине 18 века, но в точном соответствии с оригиналом. https://www.otzyv.ru/read.php?id=200930

Парк акведуков

Римские акведуки

Погода не очень-то располагала к посещению парка (лил холодный дождик), но перед следующей частью программы нужно было непременно подышать воздухом, лучшее для этого место парк акведуков (41.850255, 12.557681) Доехали на метро (прямая ветка от Лотерана до станции Giulio Agricola, потом пешком).

Парк акведуков. Схема и рекомендации Фотографии весенние (дождливые) и летние (зелено-голубые):

Возвращаемся на метро до станции Flaminio и далее пешком (или на трамвае), едем в

Национальный музей вилла Джулия

(Museo Nazionale Etrusco di Villa Giulia)

Сайт музея: https://www.museoetru.it/ Вт-вс 8.30-19.30; закрыто 25 декабря, 1 января, 1 мая Стоимость посещения полный 8 евро, студенческий 2 евро, дети до 16 бесплатно

Подробно о нем:

https://sibeaster.livejournal.com/342326.html https://sibeaster.livejournal.com/272116.html https://sibeaster.livejournal.com/272234.html https://sibeaster.livejournal.com/342823.html

«Вилла Джулия – построена по инициативе Папы Римского Юлия III в 1551-1553 годах на тогдашней окраине города. Папа Юлий III, высокообразованный ценитель искусства, поручил строительство виллы Джакомо Бароцци да Виньола. До наших дней лишь часть Виллы Джулия сохранила свой первоначальный облик, в том числе – три виноградника, протянувшиеся к Тибру (Юлий III часто посещал их на лодке). Вилла по традиции имела парадный вход (со стороны улицы Виа Фламиниа) и второстепенный, со стороны сада. Обращенный в сторону города двухэтажный фасад довольно уныл: в центре расположена богато украшенная деталями триумфальная арка, а по сторонам от нее – дорические колонны....

...На заднем фасаде виллы полукруглая лоджия возвышается над тремя внутренними двориками. Там же расположена «казина» - небольшая пристройка, через которую посетители попадают на виллу...

Особое внимание обращает на себя нимфеум (небольшое святилище, посвященное водным нимфам), предназначенный для обедов на свежем воздухе во время летней жары. Это трехуровневое строение с мраморными статуями, изображающими речных богов, возведено вокруг фонтана Аква Верджине. Фонтан (источник воды для него, акведук Аква Верджине, также снабжает фонтан Треви) и ряд других садовых строений были выполнены Бартоломео Амманнати под руководством самого Джорджо Вазари. Помимо этого на вилле одно время работал и великий Микеланджело". https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=18056

Во дворике представлена реконструкция храма этрусков из Алатри.

Сейчас тут размещается Музей этрусков - неплохое собрание, но не может, конечно, конкурировать с музеем в Перудже. Соглашусь с sibeaster, что «этрусский музей рассчитан не на профанов, а на специалистов. Экспонатов очень много, они очень разумно сблокированы по местам происхождения и по времени создания....\"

О музее подробно см. здесь

Далее цитирую sibeaster:«Жемчужина собрания - перенесенная сюда из Тарквинии - гробница Погребального пира (470-460 гг до н.э). …По традиционной версии нам здесь показывают погребение, а также сопутствующие ему банкет и атлетические игры. Есть и более новая версия: игры устроены в честь праздника Диоскуров».

Саркофаг супругов из Черветери (530-520 гг. до н.э).

Терракотовая иллюстрация мифа "Семеро против Фив"

Из путеводителя О.Гринкруг:"Вилла Джулия (1551-1555) и сама по себе весьма достойна внимания. Ее построил для летних праздников папа Юлий III, гурман, эстет и большой любитель всяческих развлечений. Проект был заказан лучшим из доступных в то время архитекторов: вездесущему Вазари, плодовитому флорентийцу Амманати и изобретательному Виньоле. Они придумали залы, где было прохладно даже в самые душные дни, и многоярусные дворы, разбили апельсиновые и лимонные сады, которые папа повелел украсить великолепными античными статуями, мраморными урнами и порфирными колоннами. Предполагалось, что здесь будут устраиваться летние праздники, но в год завершения работ папа Юлий умер, а его преемник Павел IV быстренько вывез все сокровища в Ватикан. Дальше вилле не везло: она была госпиталем, больницей, пороховым складом – только что конюшни не устроили. Тем не менее сохранилось все: и дворы, и залы, и сады. Но они так и пропадали бы в полной безвестности, затерянные в глухом углу виллы Боргезе, если бы в 1889 году тут не устроили этрусский музей. Коллекция его – лучшая в Италии, а значит, скорее всего, и в мире. В саду соорудили реконструкцию храма из Алатри, а в прохладных залах расставили гравированные вазы, мраморные барельефы, драгоценные украшения, металлические фигурки в стиле Джакометти, глиняных колоссов из храма Минервы и трогательные скульптуры из саркофагов. Так что теперь для визита на виллу есть более чем достойный предлог. Кроме того, летом в Амманатиевых дворах периодически устраиваются концерты".

После осмотра виллы возвращаемся на Пьяцца-дель-Пополо(Piazza del Popolo) с египетским обелиском и тремя лучами улиц, исходящих от нее (в СПб «Невский трезубец» улиц, а тут можно сказать оригинал - «Римский трезубец»). Оказывается, в Риме есть еще одна такая композиция, но в уменьшенном виде - это три луча улиц, расходящихся от Piazza Gentile da Fabriano.

Две церкви-близняшки - не совсем идентичны (об этом в аудиогиде). Обелиск – египетский самый что ни на есть. Про него там же.

Из книги Р.Хьюз «Рим»: «Пьяцца дель Попполо - первое, что видели в Риме иностранцы, въезжавшие в город, и потому она заслуживала особого отношения. Дж.Бернини спроектировал ворота, увенчанные фамильной звездой Киджи (заказчик Папа Александр VII Киджи ), а на противоположном краю площади выросли церкви-близнецы (архитектор К.Райнальди, завершены бернини и Фонтана). Эти церкви на самом деле не симметричны, поскольку построены на участках разной формы. Санта-Мария-ин-Монтесанто (слева) имеет овальный купол, а Санта-Мария-деи-Мираколи - круглый".

Санта - Мария - Дель – Пополо

(Basilica Parrocchiale Santa Maria del Popolo)

Подробнее тут

В этой церкви много интересного (нужно успеть до начала мессы в 18.00 посмотреть): Capella Chigi (Рафаэль и Бернини), Cappella della Rovere с живописью Пентурикьо и два шедевра Караваджо.

Базилика Санта-Мария-дель-Пополо пoстpoeна, пo прeданию, нa тoм caмoм мecтe, гдe был похоронен император Нерон. В 1099 гoду папа Пасxалий II вeлeл снести гробницу, a нa ee мecтe поставить церковь, пocвящeнную Богоматeри. Нaд yкpашeниeм храма paботали извecтныe мacтepа эпoxи Возрождeния и барокко: xyдoжники Пинтуриккьо, Караччи и Рафаэль, apxитeкторы Бернини, Браманте и Сансовино.

Capella Chigi

Капелла Киджи (пepвая слeвa oт вxoда) cдeлaна пo пpoeкту Рафаэля. Пo eгo жe эскизам учeник вeликого xyдoжника Лорeнцeтти выполнил фигypы пророков Ионы и Илии. Статуи Аввакума и Даниила — paбота Бeрнини. В алтape капeллы нaxoдится картина «Рождeство Дeвы Марии» (Сeбастьяно дeль Пьомбо, 1532). Мозаичный пол, нa кoтopом изoбpaжeн колeнопрeклонeнный скeлeт c гeрбом Киджи, дaтиpyeтся XVII вeком.

Семья Чиги прибыла в Рим из Сиены в начале XVI века. Банкир Агостино Киджи был, вероятно, самым богатым человеком в Италии. Он мог одолжить деньги даже понтификам. Во многом постройка многочисленных храмов Рима была возможна благодаря Агостино Киджи. Понятно, что он купил себе часовню в одной из самых важных базилик в Риме, попросив Рафаэля спроектировать ее. А потом, спустя несколько лет, еще один гений работает над оформлением часовни – это скульптор Бернини. Перед этой пирамидальной гробницей с позолоченными надписями стоит вспомнить, как много сделал этот человек для украшения Рима.

Cappella Della Rovere

"Расположенная вдоль правого прохода базилики Санта-Мария-дель-Пополо, Cappella del Presepio или Della Rovere имеет шестиугольный план и посвящена Пресвятой Деве Марии и Святому Иерониму, как сообщается в нижней части мраморной рамы в центральном алтаре: «DOMINICVS RVVERE CARDINALIS SANCTI CLEMENTIS CAPELLAM MARIAE GENETRIC VIRGINES AC DIVO HIERONYMO DICAVIT»

Часовня Рождества с ее звездным голубым сводом содержит серию произведений искусства, в частности фрески с изображением «Истории святого Иеронима», помещенные в люнеты и сделанные Пинтуриккьо при вероятном вмешательстве умбрийского художника Тиберио Раньери Диоталлеви, известном как Тиберий Ассизский; Мадонна в люнете приписывается тосканскому скульптору Мино да Фьезоле. Внутри мраморной арки, украшенной позолоченными изображениями, фреска «Рождество со святым Иеронимом» Пинтуриккьо.

Надгробный памятник Джованни де Кастро приписывается флорентийскому скульптору Франческо да Сангалло (сын более известный Джулиано да Сангалло).Подробнее тут

Помимо часовни Рождества, Пинтуриккьо также расписал фресками часовню Бассо делла Ровере, построенную епископом Джироламо Бассо делла Ровере между 1484 и 1482 годами. Цикл фресок Пентурикьо в капелле, посвященной св.Августину...

Особенно красив монохромный декор в нижней части стен, который также является работой мастерской Пинтуриккьо, восстановленной в девятнадцатом веке Винченцо Камучини (1771 - 1844)". Подробнее тут

Слeвa oт главного алтapя, в капелле Черази, xранятся двa полотнa Караваджо: «Обращeниe Савла» и «Распятиe апостола Пeтра», a тaкжe «Вознeсeниe Богоматeри» Аннибалe Караччи.

Это открытие сегодняшнего дня. Получили истинное наслаждение от проникновения в смысл картин, которые находятся в том месте, для которого и были созданы. Как важно проникнуть в замысел художника именно там, где он рождался, увидеть его путь там, где этот путь проходил… Поразительное по силе впечатление получилось во многом благодаря удивительной книге А.Махова «Караваджо»

Лучше всего слушать рассказ и внимательно смотреть на шедевры Караваджо. У капеллы, где находятся произведения, всегда многолюдно, но всем находится место для спокойного лицезрения. Нужно кинуть монетку, чтобы картины подсветились. Постоянно находится тот, кто кидает 1 евро.

Микеланджело Меризи да Караваджо. «Распятие святого Петра». 1601.Церковь Санта-Мария дель Пополо, Рим

Из книги Махова «Караваджо» глава 8 «…Невольно вспоминается эрмитажная копия «Распятия апостола Петра», бесспорная ценность которой в том, что она позволяет убедиться, как далеко ушёл автор в работе над вторым окончательным вариантом, сократив количество изображённых на холсте шести персонажей до четырёх и придав картине подлинно драматическое звучание. Лица трёх подручных палача скрыты, что делает их грубые фигуры ещё более устрашающими на нейтральном тёмном фоне. Падающий справа пучок света раскрывает необычную композицию картины, которая имеет крестообразную форму, образованную диагональю креста с пригвождённым к нему апостолом и расположенными на полотне фигурами его истязателей, чьи головы, руки и ноги почти выпирают из плоскости полотна, а контрастная светотень рельефно лепит объёмы. Картина (239x175) выполнена с предельной реалистичностью и жизненной достоверностью. Вспомним, как у Микеланджело в «Страшном суде» один из ангелов вытаскивает из преисподней как на канате двух раскаявшихся грешников, уцепившихся за спасительные чётки. А у Караваджо один из палачей сноровисто и деловито тянет канат, чтобы поднять крест с пригвождённым святым Петром, который был распят в нашем земном аду. В мученичестве апостола побеждает грубая сила, brutalita, которая поначалу вызвала оторопь у настоятеля церкви, и он даже засомневался: а стоит ли устанавливать в капелле Черази столь пугающее своей жестокостью полотно? С поразительным реализмом написана фигура апостола, для которого был выбран тот же натурщик, который позировал для Иосифа в «Отдыхе на пути в Египет» и для отвергнутого варианта «Апостола Матфея и ангела». Мышцы ног, удерживающие тяжесть подвешенного вниз головой тела, предельно напряжены, а смотрящее на зрителя страдальческое лицо Петра, покрытое морщинами и налитое кровью, выражает мучительную боль и взывает к состраданию, хотя в глазах апостола читается понимание, что никто не придёт ему на помощь. Кое-кому из авторов, пишущих о Караваджо, хотелось бы прочесть на лице первого апостола выражение несгибаемой воли и мужества, но художник был противником всякой риторики и превыше всего ценил правду жизни».

Слушать фрагмент книги:

Караваджо Распятие св.Петра Санта-Мария-дель-Пополо

Микеланджело Меризи да Караваджо. Обращение Савла. 1601.Церковь Санта-Мария дель Пополо, Рим

Из книги А.Махов «Караваджо»,глава 8: «Напротив помещено ещё более лаконичное и скупое по колориту полотно, не лишённое той же монументальности, — «Обращение Савла» (230x175). Этот распространённый в живописи сюжет повествует о том, как по пути в Дамаск гонитель христиан иудей Савл, чьё имя означает «призванный», был внезапно ослеплён небесным лучом и, упав с лошади, услышал голос Христа: «Савл, Савл, почто ты гонишь меня?» Караваджо решительно отказывается от традиционной иконографии, создав самую революционную картину в истории мирового религиозного искусства. Он первым изобразил реальный, ничем не приукрашенный мир, освободившись от веками освящённой условности.

В отличие от фрески Микеланджело в ватиканской капелле Паолина Караваджо приземляет евангельский сюжет и переносит действие в обычную тесную конюшню, где напоминанием о дороге в Дамаск служит лишь пара лежащих символических булыжников. Падающий из левого верхнего угла луч света выхватывает из мрака пегого коня и держащего его под уздцы пожилого босого конюха. Конь осторожно поднял переднюю ногу, чтобы не ушибить распростёртого под его копытами ослеплённого Савла с руками, воздетыми к небу, откуда в виде луча исходит божественное откровение.

Вариант картины «Обращение Савла», которое сейчас находится в церкви – это второй из созданных Караваджо на заданную тему. Первый был отвергнут заказчиком, о куплен папой. Церковники дважды отклоняли картину. В архиве церкви Санта-Мария дель Пополо хранится запись любопытного диалога между настоятелем церкви и художником: — Почему у вас лошадь посредине, а Савл, будущий апостол Павел, лежит на земле? — Так надо. — Значит ли это, что лошадь должна заменить у вас Бога? — Нет, она лишь освещена божественным светом. Получается, что героем картины являтся не одержимый поиском истины заблудший человек, а великолепно написанная огромная лошадь, занимающая почти всю поверхность полотна. Картина лишена всякого намёка на благоговение перед свершившимся чудом — в ней всё предельно жизненно и достоверно. Даже лошадь — это отнюдь не породистый арабский ахалтекинец, а обычный тяжеловоз-трудяга, взятый художником для позирования напрокат у римского ломового извозчика. Просторная мастерская во дворце Навичелла позволяла разместить и лошадь, и двух натурщиков. В отличие от других собратьев по искусству Караваджо никогда не пользовался муляжами и манекенами. Всё писалось им с натуры, сколько бы людей с улицы ни понадобилось для позирования и сколь бы сложна ни оказалась групповая композиция. Как отметил биограф Беллори, в картине «нет движения». Но он глубоко ошибся, так и не поняв, что работы Караваджо, а особенно «Обращение Савла», способны вызвать вовне истинное движение в душе зрителя. Так было при жизни художника и точно так же происходит сегодня после почти трёхвекового забвения Караваджо».

Слушать фрагмент книги:

Караваджо Обращение Савла

Третья картина в капелле (центральная) принадлежит кисти Каррачи - сопернику Караваджо. Творческое соревнование было устроено сознательно. Об этом Караваджо и Каррачи (Из книги Махова): "Кардинал Черази задумал устроить соревнование между художниками, которые участвовали в оформлении капеллы – Караваджо и Каррачи Следует признать, состязания так и не получилось. Любой человек, войдя в церковь, ещё издали будет привлечён богатством мраморного обрамления капеллы и ярким пятном алтарной картины. Но, оказавшись в самой капелле, он лишь на миг остановит взгляд на работе Карраччи, перегруженной персонажами и деталями, которых он уже вволю насмотрелся, и всё его внимание окажется прикованным к двум боковым полотнам, каких ему ещё нигде не приходилось видеть.

Невзирая на лица римские острословы отвели душу, потешаясь вволю над пышущей здоровьем розовощёкой Девой Марией на доске Карраччи, которая то ли плывёт в небесах по-лягушачьи, то ли планирует вниз, будучи не в силах одолеть земное притяжение и запутавшись в своих развевающихся ярких одеяниях. Вот отчего двое из апостолов терпеливо смотрят вниз в ожидании её приземления, а остальные девять тем временем устремили взоры вверх к парящей или плывущей средь облаков Деве. Весьма любопытна фигура одного из них справа. Апостол смотрит куда-то в сторону и делает руками знаки типа «майна-вира» кому-то — видимо, стоящему у лебёдки за пределами картины ангелу, которому надлежит поднимать и опускать летящую Деву Марию в окружении пухлых крылатых ангелочков. Их забавные мордочки выглядывают у неё из правой подмышки и из-под ног. Но особое удивление вызывает погрудное изображение обнажённого андрогинного существа, приросшего слева к фигуре Девы и напоминающего её сиамского близнеца.

От остряков досталось и Караваджо — было отпущено немало солёных шуток по поводу дважды переписанного им лошадиного зада и незаконченной правой ноги распростёртого на земле Савла. Последнее можно объяснить только тем, что, увлёкшись при написании фигуры упавшего с лошади гонителя христиан и придав первостепенное значение его воздетым к небу рукам, художник не заметил упущения, находясь во власти творческого вдохновения. Освящение и открытие для обозрения капеллы Черази стали подлинной сенсацией в Риме. На торжественной церемонии в церкви присутствовали знать и высшее духовенство. Ни о каком состязании не могло быть даже речи. Несмотря на яркий колоризм в духе утверждавшегося в Риме нового стиля барокко, алтарная доска Карраччи с её нарочитой красивостью не выдерживала никакого сравнения с полными драматизма и жизненной правды двумя боковыми полотнами Караваджо, которые несли в себе то новое, чего ещё не знала мировая живопись. Оба мастера присутствовали на церемонии, но так и не подошли друг к другу. Караваджо в отличие от академиста Карраччи шёл не эволюционным, а революционным путём, перевернув все устоявшиеся понятия о живописи, отказавшись от навязываемой условности и отбросив привычные штампы и стереотипы. Главными героями его искусства становятся окружающий мир и живущий в нём человек с его радостями и печалями".

Слушать фрагмент книги:

Караваджо и Каррачи

Видео рассказ о картине

О Караваджо – удобный ресурс http://www.romainteractive.com/ita/caravaggio.html

Длинный и насыщенный день закончился вечерней прогулкой мимо Terrazza del Pincio.

Дошли до Тринита-деи-Монти (Trinità dei Monti) . Шла служба на французском языке. Далее Испанская лестница – хороша и днем, и ночью.

На площади у подножия Испанской лестницы есть чудесный фонтан «Лодка» или «Баркачча» на Пьяцца Испанья, ну и неподалеку Фонтан Треви. Хотя лучше всего приходить к нему рано утром, часов в 5-6.

Р.Хьюз "Фонтан Лодочка":Самым ранним из римских фонтанов Бернини был «корабль», или «Баркачча». Считается, что его проектировал Пьетро Бернини (отец), который был официальным архитектором Аква Вирго - акведука, снабжавшего фонтан водой. Но авторство сына кажется более вероятным. Фонта Баркачча ( 1627-29 гг.) сделан с учетом слабого напора воды в этом районе и превращает этот недостаток в достоинство. Он представляет собой полузатопленный мраморный корабль, из орудийных отверстий которого скорее струится, чем бьет вода. Возможно, этот образ имеет политическую подоплеку: заказчиком был Урбан VIII, который в то время плел заговор вместе с Испанией и Францией, планируя вторгнуться морем в протестантскую Британию. С непревзойденным лицемерием Урбан велел выгравировать на фонтане двустишие его сочинения: « Корабль Церкви извергает не огонь, а воду милосердия, которая гасит пламя войны (стр 330)".