Город имеет двойное название (итал.Bressanone, нем. Brixen), т.к. за свою долгую жизнь не однажды переходил из рук в руки. (Местность изначально называлась Prichsna, затем – Prixina, наконец, в 1297 году – Brixen. Вероятно, происходит от кельтского «brik» - «возвышенность»). До Наполеоновского нашествия это был исконно итальянский город, с 1814 года вошел в состав Австрийской империи, через 100 лет снова был возвращен Италии, в то время как весь Тироль оставался австрийским. Брессаноне так и не стал итальянским городом, австрийский привкус устойчиво сохраняется до сих пор.

Компактный исторический центр можно изучить часа за три (не учитываем посещения Епархиального музея – это удлинит визит). Брессаноне достаточно популярен у самостоятельных пытливых русских путешественников, которые не ленятся делиться своими впечатлениями со всеми заинтересованными (см. «Форум Винского» по запросу Брессанне).

Вот некоторые из наиболее понравившихся мне рассказов:

Подробно с фото и короткими репликами: http://fototerra.ru/Italija/Bressanone/Ole-Lukoye-13636.html Исчерпывающе: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=560&t=319318&start=40&attempt=1 Брессаноне в целом: https://www.tourister.ru/responses/id_22517 Хороший, живой рассказ о городе с точными именами и датами:http://italia-ru.com/page/bressanone#Dvorets_episkopa_Palazzo_Vescovile А также: http://italia-ru.com/page/bressanone#Dvorets_episkopa_Palazzo_Vescovile https://www.brixen.org/it/info/come-arrivare-e-mobilita-in-loco.html

Не хочу повторяться и переписывать те же комментарии. Поэтому отмечу то, что показалось любопытным и привлекло внимание. Как бы заметки на память.

Прежде всего, сама атмосфера города. Уютный, маленький городишко еще не наполнившийся туристами-отпускниками и живущий в эти июньские дни своей обычной жизнью. Колоритные средневековые домишки, многие со сграффито на стенах. Очень просится в кадр вид с моста Ponte Aquilla. Если идти со стороны горы Plose, как раз через него в город и попадаешь.

Хороши улицы Больших и Малых портиков (Portici Maggiore и Portici Minore) – есть в них что-то характерно итальянское, кстати.

На пересечении этих улиц есть скульптура мужчины с тремя головами. Вроде бы, эти головы выплевывают монеты. Какая-то поучительная история, к сожалению, дословно не известная.

Примечательно то, что наиболее интересные здания снабжены табличками с информацией на немецком и итальянском языках.

Например, вот этот дом – «Резиденция Найдхайм», с 1320 года был домом придворного арбалетчика, а потом и других дворянских семей. Об этом сообщает и дворянский герб на здании.

А вот это «Дом мастера Леонардо». Мастер Леонардо из Брессаноне известен своими работами в южном Тироле, но прежде всего он автор уникальных фресок во дворике Кафедрального собора и росписями по дереву, которые можно увидеть в Епархиальном музее.

Ну, а это «Lasserhaus» - аристократическая резиденция XV века с богатой фасадной росписью.

Немного в стороне от протоптанных туристических дорожек стоит «Дом со слоном» (46.719148, 11.653697). Сейчас это весьма респектабельная гостиница Hotel Elephant

Отель существовал тут уже с XVI, и стал называться Элефанте в 1552 году. Фреска со слоном появилась тоже в XVI веке. Слон фигурирует тут неслучайно. Оказывается,

Прибытие слона в Брессаноне исторически засвидетельствовано. Животное было подарком португальского короля Иоанна III. своему племяннику эрцгерцогу Максимилиану Австрийскому. Подарочный слон должен был преодолеть путь из Лиссабона в Геную, в том числе и по трудным горным тропам Альп. Появление экзотического животного в деревнях и городах Трентино вызывало сенсацию, в Больцано и Бриксене его приняли с триумфом. Это случилось под Рождество 1551 года. Хозяин небольшой гостиницы (которая и получила потом имя «Elefant») содержал животное (ну и наверное, тех, кто его сопровождал заодно) две недели, после чего слон продолжил свой путь в Вену, куда он прибыл только в мае 1552 года. Но долго не прожил и через год умер от неправильного ухода и от тоски по родине. Из костей слона сделали богато украшенный стул, который до сих пор сохранился в аббатстве Кремсмюнстер. Чучело слона 400 лет хранилось в Баварском национальном музее Мюнхена. См.: https://www.hotelelephant.com/geschichte/der-elephant-soliman

Особого внимания заслуживает, конечно, ансамбль Соборной площади. Собор, посвященный Богоматери Успения, был построен в середине десятого века, позже перестроен в романском стиле - тогда появились две колокольни. Именно они и являются сейчас символами города.

Монастырский дворик сохранил готический стиль, а сам собор в XVIII в. перестроен в стиле барокко. Важно не пропустить вход в монастырский дворик справа от собора. Тут находится уникальная галерея, своды которой покрыты сплошь отлично сохранившимися фресками тирольской готики XIV- XV вв.

Сначала вы попадаете в длинный церковный коридор, по обеим сторонами которого выставлены древние надгробия епископов.

Справа – небольшая дверь в часовню Богоматери (открыта не всегда). Из дворика также можно попасть и в собор.

В конце коридора открывается настоящий монастырский дворик с фресками, которые естественно, посвящены наиболее важным библейским сюжетам, их интересно разглядывать и распознавать (фрески 13 века сохранились и в Баптистерии, но в него попасть не удалось).

Общий вид.

Детально:

Перед собором на площади огромная клумба с изображением ягненка - символа епископского города. Брессаноне, действительно, долго был центром епископата. В 901 году епископ Сабионы Захария получил землю в дар от короля Людвига IV, последнего из Каролингов. Именно усилиями эпископов в 1017-39 годах были построены городские стены с башнями, вырыты рвы. Постепенно религиозная власть сменилась светской, и с XV века Габсбурги окончательно взяли власть над всем регионом. Остатки крепостных сооружений до сих пор читаются в облике четырех воротных башен, которые охраняли входы в город. Главным въездом были Восточные ворота св. Михаила, Западные ворота, или ворота Солнца смотрят в сторону Больцано, самый старые ворота – Монастырские (XIII век). Ворота Сабьона можно узнать по женской деревянной фигуре, которая укреплена горизонтально над проходом. Не иначе, легенда есть какая-то.

Тем не менее, о существенном религиозном значении города до сих пор сообщает Епископский дворец (и в нем музей), а также Тысячелетняя колонна, установленная в 1909 году в честь юбилея города. На колонне - ягненок (герб Брессаноне), на пьедестале - епископ Захария, благословляющий свой город.

Снова ягненок:

Перед собором очень интересный современный фонтан "Lebensbrunnen", что переводится как "Фонтан Жизни" (скульптор Мартин Райнер). Что символизируют эти плывущие в воде фигурки людей? В виде спирали показаны различные этапы жизни человека, которая исходит от руки Божией и затем снова возвращается к руке Божией.