Театр Диониса

Если верхняя часть Акрополя всегда считалась духовным центром, то южный склон холма - центром интеллектуальным. Именно здесь был построен самый старый из всех крупных амфитеатров мира – театр Диониса (возведен при тиране Писистрате).

«Еще одно место в Афинах, где трогаешь древность, — театр Диониса. Там топчешь те самые камни, которые попирали Софокл и Аристофан: буквальность смущает и тревожит. Пытаешься вообразить праздник. Театральные представления устраивались два раза в год — на Больших Дионисиях в конце марта и на Ленеях в январе. Всего в Афинах было около сотни праздничных дней (немного, у нас только по уик–эндам — сто четыре). Когда персонажи Аристофана борются за мир, то они ратуют за веселую жизнь, потому что многие праздники в военное время отменялись. Мир — это веселье. Правильно, а что же еще?

Стараешься проникнуться буйными стадионными страстями. В первом ряду — шестьдесят семь каменных кресел: для начальства, иностранных дипломатов, ветеранов войны. Остальные семнадцать тысяч сидели на ступенях высотой в треть метра, с собой принося подушки, как на футбол. Азарт был спортивный: драматурги соревновались, получая приз за первое место. Идея состязания — агона — делала спектакль неповторимым, как коррида или матч. Отсюда — поиски новизны, оригинальных сценических ходов, широкое использование театральной машинерии. Надо удивить! Аристофан при всей нравственно–политической сверхзадаче и установке на назидательность помнил о том, что непосредственная цель — победить соперников». (П. Вайль «Гений места.Квартира на площади») http://magazines.russ.ru/inostran/1998/12/pvail.html

Именно в этом театре Софокл, Еврипид, Эсхил увидели впервые свои пьесы на сцене(правда, называлась она тогда «скена»). Здесь, на этом самом месте, в V в до н.э. появился жанр трагедии. Напротив театра находилось святилище Диониса, тут проводились Динисии.

Кресла первого ряда занимали жрецы Диониса, правители, архонты. Их имена и должности высечены на этих каменных креслах.

При римлянах театр перестраивали – Нерон и Федр. Именно тогда сцена приняла круглый вид. Появились заграждения, т.к. в римскую эпоху тут проводились бои гладиаторов, а также водные сражения (оркестру заполняли водой). В началеV в н.э. в орхестре было сделано возвышение для выступавших – трибуна Федра, которую украсили барельефами с более древних памятников.

Руины Асклепиона. В честь бога врачевания Асклепия. Символы его - палка странника и змея.Храм и крытые колоннады (больницы) построены после эпидемии чумы.

Колоннада Эвмена ( построена при этом правителе Пергама). Каменные элементы изготавливались в Пергаме. Эта длинная (162 метра) крытая аллея соединяла театр Диониса и Одеон Герода Аттика.

Одеон Герода Аттика

Построить что-либо на священной горе могли себе позволить немногие. Среди избранных оказался греческий оратор и филантроп Герод Аттик (или Ирод Аттический). Представитель очень древнего и богатого греческого рода. В римскую эпоху он также не потерял свое влияние. Герод Аттик обучал римских императоров Марка Аврелия и Луция Вера.

Герод Аттик финансировал строительство стадиона в Афинах, театра в Коринфе, стадиона в Дельфах, водопровода в Александрии и Одеона у Акрополя в Афинах. Одеон построен в память о жене Герода - Ригиле во IIв.н.э. Театр имел крышу из кедра (которую возводили бес специальных лесов), был украшен статуями. Здание совмещает в себе греческую и римскую традиции.

Функционировал театр 100 лет, был разрушен пожаром и нашествием варваров. В Средние века Одеон служил частью крепостной стены и только в XIX в. был раскопан. Сейчас это знаменитая европейская сцена.

Пропилеи. Предвратие .

Греки говорили «Пропилей» ( в ед.числе), когда речь шла о простых воротах перед входом в храм или дворец. Более значительный вход, как на акрополе, именовался во мн. числе – Пропилеи.

Построены на наклонной плоскости, в их композиции мастерски использован рельеф склона. Левое крыло Пропилей – Пинакотека (картинная галерея) – возможно, оно было украшено картинами. Название зданию дал Павсаний. Справа – храм Афины Ники (Vв до н.э.). Внутри находилась статуя Афины с гранатом в руке. Символизировала удачу в войнах. На фризе храма было множество изображений Ники.

Павсаний решил, что храм был посвящен Нике. А то, что внутри находилась статуя Афины (конечно же, без крыльев), Павсания не навело на мысль, кому на самом деле был посвящен храм. Павсаний решил, что Афина – это Ника…бескрылая. Он объяснил это так: греки боялись, что Ника (Победа) покинет их, и лишили ее крыльев. Эта легенда стала устойчивой, храм называют храмом Ники Бескрылой.

Центральная часть Пропилей – пять входов между колонн. Центральный - самый широкий - предназначен был для всадников и большого количества людей. Изнутри потолок пропилей был окрашен синим, а на фоне него красовались золотые звезды. Лестница шла прямо, а не зигзагами… Т.н. «лестница в небо» - по ней человек поднимался в обитель к богу.

Парфенон

Парфенон – самый большой храм античности. Восьмое чудо света. Построен в правление Перикла. Парфенос – т.е. Дева. Храм Девы (Афины). Для греков Афина – это прежде всего Разум. Парфенон – это дом Разума. Понять Парфенон – это значит понять древних греков. Этот храм – мировоззрение греков в камне.

Храм построен из пенделийского мрамора, который добывают неподалеку от Афин. Сейчас добыча камня разрешена только для восстановления храмов Акрополя. Фрагменты новых элементов храма – белые. Таким когда-то был весь храм.

Западный фасад Парфенона . Фронтон имел скульптурную композицию с историей о выборе покровителя городу. Спор Афины и Посейдона за Афины. Кекроп - мифический царь, наполовину змей, наполовину человек - судил спор богов. Покровителем города должен был стать тот из богов, кто дарует наиболее ценное подношение. Посейдон ударил трезубцем и открыл источник соленой воды. Афина подарила оливковое дерево. Она выиграла спор, именем Афины и нарекли новый город. Слово Афины употребляется во множественном числе, т.к. Афина олицетворяла собой очень многое, разные сферы деятельности людей. Город был наречен в честь всех Афин, чтобы ни одну не обидеть. Недавно греки изменили название города – теперь это Афина. Но в других языках сохраняется название древнегреческое - Афины.

Что символизирует миф победа Афины над Посейдоном? Понятно, что оливковое дерево гораздо более практически полезный дар, чем источник с соленой водой. Но дело не только в этом. Прежде всего, это символическая победа Разума над Стихией. Впервые человек ставит свой разум выше сил природы. Т.о, символически победа Афины означает осознание человеком себя.

Триглифы и метопы. Миф о битве с амазонками - Амазономахия. Подоплека мифа, возможно, это окончательная смена матриархата патриархатом.

Восточный фасад Парфенона. Скульптурный ряд фронтона изображал миф о рождении Афины.

Храм Ромы и Августа. Построен в римские времена. Посвящен Роме – богине Рима. Напоминал беседку – 9 мраморных колонн по кругу с купольной крышей.

Северная сторона Парфенона. Геометрика храма.

Парфенон стоит ровно под углом 30 градусов от торжественного входа Пропилей. Рассчитано, что именно под этим углом он выглядит выгоднее всего для входящего в храмовый комплекс. Все постройки на вершине горы Акрополя расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. Если провести круги, то храмы Акрополя повиснут как планеты, каждый на своем радиусе. Кстати, Парфенон и храм Зевса в Олимпии находятся на одинаковом расстоянии от Дельфийского оракула, а линии, их соединяющие, образуют равносторонний треугольник.

Говорят, что в Парфеноне нет ни одной прямой линии. Это почти правда. Создатели храма хорошо знали, что человеческий глаз не воспринимает здание таким, каким оно является на самом деле. Они учитывали оптические искажения зрительного восприятия человека. Это знание дало архитекторам ключ к управлению восприятием. Их волновало то, каким храм отразится на сетчатке глаза смотрящего. Если прямая линия кажется человеку изогнутой, то правильно изогнутая будет казаться прямой. Все линии храма создают оптическую иллюзию ровных и геометрически правильных линий. Но они не таковы. Поправку на оптическую иллюзию греки называли энтазис.

Например, каменное перекрытие в центре на 6 см. уже, чем по краям, поэтому издали они кажутся ровными. Колонны не совсем вертикальны. Отклонение от вертикальной оси – 6 см. Если через каждую колонну провести воображаемую ось и соединить эти линии вверху, то линии сойдутся в точке выше на 1.5. км.в небе, образовав как бы пирамиду.Все колонны храма немного выпуклы в середине. Если бы они были прямыми, то создавали бы оптическое впечатление вогнутых. Угловые колонны толще других. Храм стоит на основании, имеющего форму изогнутого подиума. Ступени его также изогнуты. Если бы все эти хитрости с колоннами не были учтены, то Парфенон казался бы тяжеловесным скопищем колонн, еле удерживающими тяжесть крыши.

Символизм Парфенона

17 колонн в длину и 8 в ширину. Если посмотреть на храм с угла – максимум 24 колонны в поле зрения одновременно (= 24 часа в сутках). Каждая колонна состоит из 12 барабанов (= число месяцев в году). Триглифы – расположены под фронтоном. Греки делили месяц на три декады. Т.е. триглиф – календарный месяц. Всего триглифов в Парфеноне 96, что соответствует 8-ми летнему календарному циклу, принятому тогда в Греции. Триглифы символизируют собой реальное время, состоящее из декад, собранных в месяцы. Метопы (что между триглифами) символизируют время мифологическое или сакральное. Метопы северной стороны раскрывают миф о Троянской войне.

Мифологическое и реальное время для греков шло параллельно. Оказываясь на Акрополе, человек находился не только в сакральном пространстве, но и в сакральном времени. Т.о., Парфенон объединяет в себе пространство и время.

Флаг. Самая восточная часть священной скалы. Символика флага. Крест –т.е. греческая православная церковь. 95 % населения Греции – православные. Очень редкий случай в современном мире религиозного единодушия населения одной страны.

9 полос соответствуют 9 слогам во фразе «Свобода или смерть» - главный лозунг греков в борьбе за независимость от турок. Два цвета – белый и голубой – символизируют море и пену от волн, небо и облака.

Эрехтейон

По имени мифического царя Афин Эрехтея. На этом месте происходил спор Афины и Посейдона, соленый источник находился в портике, колодец (т.н. «Эрехтеево море») в полу есть до сих пор.

Олива й была посажена Афиной тоже здесь.

Персидский царь сжег оливу, и это было ужасное преступление. Нынешнее дерево посажено великой княжной Ольгой Константиновной в канун открытия первых современных Олимпийских игр в 1896 г. Ольгу Константиновну называли «королевой всех греков», она – внучка императора Николая I и прабабушка нынешней королевы Испании. Пьер де Кубертен в свое время получил большую поддержку от дома Романовых и смог начать новую традицию Олимпийских игр.

Эрехтейон - наиболее сложная постройка Акрополя. Храм расположен на склоне, занимает 4 уровня, имел когда-то 4 разные кровли.

Восточная часть храма – для Афины, западная – для Посейдона. Портик кариатид – 5 оригиналов кариатид можно увидеть в музее Акрополя, 6-я – в Британском музее.

Согласно мифу, под портиком кариатид захоронен мифический царь Кекроп (который судил состязание богов за покровительство над Аттикой). Эрехтейон хранил в себе самый почитаемый идол Афины – деревянный ксоан, которые считался нерукотворным и прибывшим с неба. Именно его оборачивали в пеплос, который ткали 4 года и несли процессией в праздник великихПанофиней.

Ордерная система в действии. «Диалог» мужским и женским: дорическая и ионическая колонны в ансамбле Пропилей.

Также причудливо взаимодействую между собой дорический Парфенон и ионический Эрехтейон. Закон сохранения гармонии и равновесия. Диалектика - это главный греческий канон бытия.

Ворота Бюле (по имени нашедшего их археолога).