Владимир
Рождественский монастырь – прогулка вдоль стен со стороны Клязьмы – Никольская церковь – памятник Ал.Невскому - Дмитриевский собор - Успенский собор – Стрелка – Соборная площадь – Георгиевская улица – Золотые ворота – Б.Московская ул.
Рассказывать о Владимире подробно не вижу никакого смысла, ибо до меня это сделано профессионально и много раз. Обозначу только удобный, как мне кажется, маршрут прогулки по городу, сошлюсь на хорошие ресурсы, чтобы, если вновь захочется сюда приехать, не искать всю информацию с нуля. Итак.
Поскольку жили не в самом центре, чтобы не терять время на лишние километр-другой пути пешком, подъехали в центр, припарковали авто на парковке около магазина «Эльдорадо» (на ул. Коммунальный спуск, идущей к вокзалу). Про бесплатные парковки в историческом центре, считаю писать нужно, это бывает актуально.
Далее на маршруте пользовались неплохим аудиогидом - от станции к собору.
Богородице-Рождественский монастырь
Это самый старый монастырь города и один из древнейших в стране, долгое время почитался первым на Руси. Основан в 1191 году на высоком берегу Клязьмы Всеволодом Большое Гнездо. Выполнял важную религиозную роль до появления Троице-Сергиевой Лавры. Тут был первоначально захоронен Ал.Невский до перенесения его мощей в Санкт-Петербург. Славился как центр летописания, в нем имелось Древнехранилище, на основе которого позже был создан Владимирский исторический музей.
Храмы были разрушены в 30-е гг., заново построены в 2004 г. В предыдущие мои приезды монастырь был всегда наглухо закрыт. Теперь – ворота настежь, заходите. Как принято во всех монастырях – кафе, выпечка (об этом висит сообщение, мы не искали).
Далее лучше двигаться не по Б.Московской улице, а вдоль стены монастыря в сторону Клязьмы. По тропе, что идет по высокому (кремлевскому) валу. Отсюда хороший неожиданный вид на Успенский собор. Местные тропу называют «Аллея за стеной».
Когда стена монастыря заканчивается, взору предстает Никольская церковь (немного правее, ближе к Б.Московской улице) с до сих пор находящемся там планетарием. Около храма-планетария памятник Александру Невскому.
Далее дорожка ведет к Дмитриевскому собору, а снизу с ул. Урицкого приходит лестница.
Дмитриевский собор – каменная «поэма»
Дмитриевский собор удивителен в любое время и при любой погоде. Разглядывать его рельефы можно бесконечно. Особенно если про них есть интересный рассказ.
Димитриевский собор узнаваемый характерный для XII века тип храма. Он относительно небольшой, одноглавый, такие строились на феодальных дворах. Это и есть дворцовый храм сильнейшего феодального владыки XII века — «великого Всеволода». Храм был возведен изначально именно таким, каким мы его видим. Потом к нему были пристроены переходы, галереи, которые теперь утрачены. Но интересно, что собор декорирован со всех сторон. Это некая загадка для исследователей, впрочем, считается, что существовало какое-то правило меж строителями – заканчивать каждую часть ансамбля «начисто», независимо от того, будут дальнейшие пристройки или нет.
Рельефы на стенах расположены ровными горизонтальными «строками». На первый взгляд все порталы кажутся схожими, но это не так. Рельефы выполнены мастерами в соответствии со значением фасада и его расположением относительно условий освещения. Так, главный западный портал украшен богаче. Всегда хорошо освещенный, южный портал украшен главным образом плоской «плетенкой»; а профиль портала северной, теневой стороны имеет сильный и контрастный рельеф, и его архивольт покрыт глубокой резьбой, рассчитанной на скользящие слабые лучи заходящего солнца.
Удалось купить книжку (издано 400 экз. всего!!) про все рельефы собора. Уникальное издание и удивительное везение! «Символика рельефов Дмитриевского собора» Будет время, изложу прочитанное.
Читать описание Дмитриевского собора в **Н.Н.Воронин. Владимир. Боголюбово. Суздаль, Юрьев-Полской.(книга-спутник по древним городам Владимирской земли) http://rusarch.ru/voronin1.htm
Интерьер Дмитриевского собора
Внутрь собора можно попасть за 150 руб. взрослый дети до 16 бесплатно. Внутри можно увидеть фрагменты фресок (в том числе «Страшный суд») – очень похожий по композиции «Страшного суда» А.Рублева в Успенском соборе. В центральном своде сохранились 12 фигур апостолов-судей и ангелы позади них. В зените свода находилось, вероятно, изображение Христа Судии. Сидящие апостолы группами размещаются на склонах свода: на южном – Петр, Иоанн Богослов, Лука, Андрей, Варфоломей, Филипп; на северном - Павел, Матфей, Марк, Симон, Иаков, Фома. В малом своде под хорами – сцены Рая. Трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник с крестом в руках, «Лоно Авраамово» с праотцом Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле.
Фрески Дмитриевского собора – оригинальный памятник класссического византийского стиля XII века. Но необычно для византийской традиции развернутое изображение райского сада на южном склоне свода: высокие деревья с цветущими пальмовидными ветвями, решетка, поддерживающая виноградные лозы, птицы, клюющие виноград.
Между Дмитриевский собором и Успенским длинное желтое здание бывших Присутственных мест. Будучи во Владимире раньше, я с удовольствием посещала музеи , там находящиеся, и детей туда водила. Им тоже нравилось. Тут неплохая художественная галерея и интересный музей «Палаты» (экспозиции: «Русский дом», «Рождение книги», « Старорусская школа»). В Детском музейном центре проводят отличные интерактивные экскурсии по этим экспозициям.Сайт музеев Владимир.
Музеев в городе много, есть необычные: «Музей Хрусталя», «Музей Владимирской вишни», «Музей ложки», «Музей пряника», «Музей Бабуся-Ягуся», oчень классный музей «Старый Владимир» в бывшей водонапорной башне. Рядом с ней, кстати, неактуальный зимой, но очень симпатичный летом «Патриарший сад», о котором мало кто из туристов знает (56.125119, 40.399996). Летом сюда – обязательно!
Успенский собор.
Успенский собор построен внуком великого киевского князя Владимира Мономаха князем Андреем Боголюбским в XII веке. Всеволод «Большое гнездо» (который возвел Дмитриевский собор) приходился Боголюбскому сводным младшим братом. Для строительства Успенского собор, как сообщает летопись, во Владимир «бог привел мастеров из всех земель». Мастера из Западной Европы были присланы князю Андрею Боголюбскому якобы императором Фридрихом Барбароссой. Привлечение западных мастеров было в известной мере демонстрацией отказа от киевской помощи и киевских художественных традиций.
С аудиогидом по книжке гораздо лучше рассматривать сам собор и его интерьер. Нашла много подробностей, о которых раньше не знала.
Слушать описание Успенского собора на основе http://rusarch.ru/voronin1.htm. Аудиофайл [[[Владимир Успенский собор]]]
Особенно интересно разглядывать элементы древнего храма внутри и, конечно, фрески. Когда экскурсоводы включают свет (одним им известным способом) фрески сразу оживают. Фотографировать, оказывается нельзя, но я долгое время это делала, пока какая-то гидша не сообщила о запрете. Я его не увидела, если честно.
Слушать описание интерьера Успенского собора:
Про Успенский собор читать также здесь
Существующее здание представляет сложный комплекс, созданный в итоге двух строительных периодов. Собор князя Андрея сильно пострадал от городского пожара в 1185 году: выгорели его деревянные связи, обгорел белый известняк стен, так что восстановить собор в прежнем виде было трудно. Поэтому зодчие Всеволода III в 1185-1189 годах окружили его новыми стенами («галереями»), укрепили пилонами и связали арками с новыми стенами стены старого собора, который оказался, таким образом, заключенным, как в футляре, внутри нового здания (илл. 6) Для связи галерей с помещением старого собора стены последнего прорезали большими и малыми арочными проемами, превратив их в своеобразные «столбы» нового, более обширного храма, который получил и новую алтарную часть.
Во время захвата Владимира в 1238 году татары завалили собор изнутри и снаружи деревом и подожгли его; на хорах собора погибла княжеская семья, епископ и часть горожан. Однако здание устояло. После реставрации собора в XX в. обнаружена была такая же техника постройки, как и в Золотых воротах, а именно: точность тески камня и его кладки, возведение сводов храма и куполов глав из более легкого материала - пористого туфа и др.
Собор 1185-1189 годов коренным образом отличался от первоначального. Как его интерьер, так и его внешний облик приобрел новый характер и идейное содержание. Композиция храма приобрела ступенчатую ярусность, характерную для храмов XI-XII веков,в частности для крупнейших из них - Десятинной церкви и Софийского собора в Киеве. В этом вновь звучала мысль о подражании прославленным зданиям днепровской столицы и стремление превзойти их. Интересно, что зодчие и теперь задумывались над тем, как будет выглядеть новый собор при взгляде на него с реки и заречных путей. С этим связана примечательная особенность пояса его южного фасада. Он опущен несколько ниже, чтобы увеличить верхнюю часть фасада, видную из-за стен крепости: благодаря этому смягчался ракурс, неизбежный при взгляде снизу, и собор казался выше. Иная конструкция пояса, углубленного в плоскость фасада, создавала более контрастную игру света и тени, повышала пластичность стены, этот пояс был лучше виден издали.
На фасадах собора, расчлененных пилястрами на неравные доли, размещены отдельные резные камни. В центральном членении северной стены над сводами новой пристройки вставлена единственная крупная композиция на нескольких камнях - «Три отрока в пещи огненной», был помещен на стене, обращенной к городу, возможно в память о городском пожаре 1185 года.
По углам оконных проемов очень случайно помещены отдельные женские и львиные маски.
Если внимательно присмотреться к кладке западной части южного фасада (ниже пояса), то мы увидим здесь камни с явными следами сбитых рельефов: здесь два камня с фигурками человечков, погруженных в изображенную условными завитками воду, - это «Сорок мучеников Севастийских».
Cправа от пилястра - три камня с контурами рельефа, изображавшего излюбленную легенду средневековья - вознесение Александра Македонского двумя крылатыми зверями-грифонами на небо (эту композицию в целом виде мы встретим в рельефах Димитриевского собора. Случайность размещения сохраненных рельефов и описанные сбитые рельефы показывают, что собор епископа не предполагали украшать резьбой (церковь не одобряла скульптуры, живо напоминавшей о недавнем языческом искусстве), что эти целые и сбитые резные камни происходят со стен старого Андреевского собора. То же можно сказать и о консолях колончатого пояса, например на западном фасаде, - они то клинчатые, то фигурные: видимо, и здесь использовались детали пояса старого собора. Уже в этих ранних рельефах можно различить две манеры: одну - более сочную, выпуклую и выразительную, и другую - более плоскостную и наивную, видимо обнаруживающую руку мастеров, привычных к резьбе по дереву.
Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, приглашенный в конце XV века в Москву для строительства зданий Московского Кремля, был послан осмотреть владимирский Успенский собор, указанный в качестве «образца» для сооружения Успенского кремлевского собора. И любопытно, что Фиораванти, изумленный техническим мастерством и художественным качеством владимирского храма, счел его построенным итальянцем, «некиих наших мастеров делом». Чужеземец не мог допустить мысли, что в «дикой» Московии в далеком прошлом процветала архитектура и были свои замечательные зодчие.
Соборная гора
После насыщенного смыслами посещения Успенского собора ноги сами собой несут на смотровую площадку на оконечности высокого вала - то есть в Парк Пушкина. Отсюда хорошо видна впадина на склоне городских высот, ограниченная с запада гребнем Козлова вала, за ним — церкви Николы и Вознесения, а справа — места древних княжеских дворов, отмеченные белой церковью Спаса и розовой — Георгия. В нижней части склонов, ближе к Муромскому спуску и Волжским воротам, в XII—XIII веках селились городские ремесленники. С этой точки Соборной горы, где мы стоим, начинался древний Владимир.
Памятные знаки в честь основания города предлагают нам небольшой ребус (кому интересно). На площадке высится конный памятник князю Владимиру Красное Солнышко. Традиционно считается, что князь Владимир основал город в 990 году. Впрочем, летописи утверждают, что это сделал Владимир Мономах , но немного позже - в 1108 году. Памятник отражает какие-то общесимволические смыслы. Будучи поставлен в 2007 году, он отсылает вообще в 1157, когда Андрей Боголюбский перенес столицу из Киева во Владимир, и Русь стала называться Владимиро-Суздальской. А к 1108 году восходит монумент на Соборной площади - сугубо советской эпохи. Памятник поставлен в 2007 также в честь 850-летия основания Владимира. (По трём сторонам монумента находятся три фигуры: древний воин, обращенный в сторону Золотых ворот; зодчий в сторону Успенского собора; и современный рабочий, который так и тянется к промышленной части города. У этого памятника много разных фольклорных названий: «три дурака», «три лодыря», «три лентяя» – ну потому что все время сидят, ничего не делают). А теперь вопрос: сколько раз владимирцы отмечали 850-летие основания города и когда оно на самом деле произошло?
На Соборной же площади очень убедительный памятник иконописцу Андрею Рублеву. Ведь считается, что в Успенском соборе сохранилось самое большое количество его фресок.
Рядом краснокирпичное в неорусском стиле (с использованием находок ярославских мастеров – узорного кирпича) здание бывшей Гордумы. Напротив классицистическое здание бывшей гимназии (про него чудесный и очень занимательный рассказ в передаче Жебрака «Пешком».
Рядом по адресу ул. Большая Московская, 33/35 находится инфоцентр для туристов. Далее, двигаясь по ул.Большой Московской, весьма оживленной в любое время дня и года, мимо разных хитрых музейчиков и магазинчиков, добираемся до поворота на улицу Георгиевскую. Поворот на нее сразу после музейчика «Бабуся-Ягуся».
Георгиевская улица
Это не просто улица – а целое арт-пространство со смотровыми площадками, необычными памятниками, действующей кузницей, сувенирными магазинам, антикварным рынком (барахолкой?) «Шалопаевка» и открытой летом для всех желающих уличной библиотекой (дом 3-г).
Улица названа, конечно, по храму. Белокаменную Георгиевскую церковь заложил в 1129 году Юрий Долгорукий в честь своего ангела. На этом месте в XII веке находился двор князя Юрия Долгорукого. Завершение же строительства храма пришлось уже на годы княжения сына Долгорукого – Андрея Боголюбского. Но то, что мы видим сейчас, – это уже постройка конца XVIII века. От прежнего храма остался лишь фундамент, несколько рядов кладки (на углу виден камень древней кладки) и чудом уцелевшая икона святого Александра Невского (кстати, с надписью о чуде!), которую датируют XIV веком. В советское время тут находился склад зерна и мясокомбинат. Позже (до 2006 года) - театр хоровой музыки. Были планы сделать тут музей православной музыки, но не сложилось. Сейчас храм действующий – на столбах сохранились кое-какие росписи.
Когда я последний раз была во Владимире, лет 8 или 9 назад, Георгиевская была тихая провинциальная улочка. По ней было приятно прогуляться вечером. Со смотровой площадки открывался вид на Успенский собор, из здания напротив Георгиевской церкви доносилось ангельское пение (тут и тогда уже была певческая капелла мальчиков). Сейчас все несколько не так.
На улице сохранилось здание старинной аптеки. Около нее теперь Аптекарь. У него много всяких баночек, которые детям нравится исследовать и ощупывать.
Тут же рядом в землю воткнут словно кем-то позабытый черный зонтик.
Слева от старинной аптеки – смотровая площадка и Художник на пленэре.
Далее по ходу старинная кузница. Ее помню. Темным осенним вечером на пустынной полутемной улице причудливо смотрелись кованные предметы на воротах и шесте. Таинственное было место. Сейчас тут совсем иначе. «Кузница Бородиных» - мастер-классы, экскурсии, ну и куют, наверное, по-прежнему красивые изделия. Кузница работает, наковальня стоит прямо на улице и горн тоже. Каждый желающий может выковать свой гвоздь.
Арт-пространство появилось совсем недавно - т.н. владимирский «Новый Арбат». Это и хорошо - дети радуются, гости города фотографируются – не только же храмы показывать туристам… Но в этом и минусы – толпа.
И дух старинного провинциального русского города уже почти не уловим. Кстати, от кузницы можно спуститься вниз на еще одну смотровую площадку. Впрочем, на ней тоже какие-то мультяшные герои. Без них было симпатичнее.
А чуть дальше уходит вниз самая крутая улица города – Владимирский спуск. По ней стоит прогуляться в сухую погоду, но не в гололед, конечно, как мы однажды, лет восемь назад, сделали. Улица заканчивается «черным мостом». Тут же когда-то был наплавной мост, через который гоняли скот на другой берег Клязьмы.
Далее на улице Георгиевской нас поджидают Шалопай и Филёр (сыщик), театральная тумба с объявлениями, Пожарный (у старинной пожарной части) с водокачкой (вода настоящая, можно покачать).
Есть еще объект «Дуб черещчатый» и «Владимирская вишня». Улица упирается в сквер около Спасской и Спасо-Преображенской церквей. За ними также смотровые площадки. Храмы нестарые, перестроены после пожара XVIII века, но стоят на месте древнейших предшественников. Еще в начале XII века Андрей Боголюбский основал здесь княжеский двор и построил белокаменную церковь Спаса.
Далее по курсу Старая водонапорная башня с музеем «Старый Владимир». Была в нем трижды – во все приезды в город. Музей хороший, много занимательных фактов, предметов, которые можно рассматривать, читая их любопытные истории. И, оказывается, рекламные объявления 150-летней давности очень похожи на наши, как и стремление людей устроить свой быт. На верхнем этаже музея прекрасная смотровая площадка. Водонапорная башня была построена в 1866 году в модном тогда стиле «неоготика». Городской водопровод снабжал жителей Владимира водой из расчета 5 ведер воды на человека в сутки.
Если пройти за Водонапорную башню дальше по улице, окажемся у входа в Патриарший сад, про который уже упоминалось. Когда-то принадлежал монастырю, позже стал местом отдыха губернских архиереев (отсюда и название), после революции тут была станция юных натуралистов (юннатов), сейчас шикарный сад с искусственным прудом, скамейками и смотровой площадкой.
Старый город был ограничен высокой стеной, о которой сейчас напоминает высокий вал, идущий от Золотых ворот. Это искусственное сооружение из деревянных срубов, засыпанных сверху глиной, песком и землей. На валу стояли высокие крепостные стены, которые несколько раз отражали нападения врагов. Последний штурм случился в 1609-1610 гг (Смутное время). В XVIII веке укрепления убрали и посадили вишневые сады. Позже организовали бульвар. Сейчас тут просто обзорная дорожка.
Дошли до валов, пересекли Театральную площадь, рядом ней ТЦ, где отличная, дешевая и тихая столовая – т.н. фабрика-кухня - (3 этаж). Все вежливо, вкусно. Приятно.
По пути – бывшая старообрядческая церковь (сейчас Музей хрусталя), ей словно вторит краснокирпичное здание костела – за театральной площадью. В «Золотых воротах» музей-диарама «Взятие Владимира Батыем».
Решили протестировать еще не освоенный музей – Исторический. Не очень информативный.Есть бумажный путеводитель. Вероятно, экскурсовод хороший мог бы наполнить большим смыслом экспозицию. Но в целом - не стоит тратить на него время. Есть макет «Древний Владимир».
Информация по активным видам деятельности во Владимире
Музеи и храмы нужно чередовать с коньками, лыжами, велосипедами и прочее. Сведения взяла из «Путеводителя по Владимиру ООО «Городской треугольник», (неформальный»).
Зимой во Владимире (если зима настоящая) есть несколько катков и возможность покататься на лыжах.
Коньки: Большой каток в лесопарке «Дружба» (платный, есть кафе, прокат, до 23.00. адрес: В.Дубровка, 22б). Коробка у кинотеатра «Руськино» (платный, есть кафе, уроки фигурного катания, хороший лед, адрес: Суздальский пр.). «Ералаш» в Центральном парке (платный), «Лыбедь» (платный, прокат и музыка – адрес: Спортивный пер, 4а), «Каток в Липках» (на Соборной площади, катание по аллеям и дорожкам, бесплатный, есть прокат есть и чай., кабинка для переодевания и хранения (бесплатно).) «Полярис» (платный, крытый, круглогодичный, адрес:ул. Мира, 36).
Лыжи: «Загородный парк» - ровная прогулочная лыжня в лесу, есть прокат и освещение, горка и прокат ватрушек. А в парке «Дружба» круг 7 км, есть прокат. Много горок и трассы в гуще леса. Конек, классика. Трасса освещается. Лыжи «За «Пекинкой» (проката нет, освещения тоже, но есть горки и ровная лыжня в поле (вход за остановкой «Ул.Куйбышева» и далее за посадку).
Летом: Парки, пляжи. Есть "Загородный парк" и парк "Дружба", которые плавно переходят в лес. Детский парк в центре города изобилует каким-то ягодами, а также имеет родник с вкусной водой. Есть также городские пляжи на Клязьме (оборудованный – умывальник, туалет, душ, кабинки, волейбольная площадка, еда) находится по направлению к Загородному парку (Мурманская трасса).
Что еще?
Если задержаться во Владимире подольше, можно посетить букинистический магазин «Эйдос» (Московская, 20), или магазин-музей «Советские сладости» (Девическая, 3), или антикафе «На чердаке» 9 2-я Никольская, 20).
Еда и жилье Перекусить можно в блинной «Печки-лавочки» (Вокзальная, 3) и в ТЦ на Театральной площади.
Где переночевать? Советы местных из путеводителя «Городской треугольник»: 1) Samovar Hostel (Козлов тупик, 3) - чай из настоящего самовара, большой двор с креслами, есть общая кухня, компьютер для всех, отличное месторасположение в центре). 2) Хостел «Вишня» (Железнодорожная, 19)- около вокзала, дешево, чисто.
Боголюбово и Храм на Нерли.
К храму на Нерли лучше ехать пораньше, т.к. после 10.00 толпы экскурсантов (делаем поправку на школьные каникулы и выходные, в будни, наверное, проще). Бесплатная парковка около пешеходного моста через ЖД (близ жд станции "Боголюбово"). Мест не очень много. В сезон можно парковаться около Боголюбовского (монастырского) сквера – это чуть в стороне. От парковки до храма пешком минут 20 через Боголюбовский луг по вымощенной дорожке. Во время гололеда (как у нас) – сложнее и дольше.
Храм красив в любое время года. Всегда ставлю тут свечу. О храме здесь. Храм - устойчиво считается символом Руси. Возведен Андреем Боголюбским недалеко от его резиденции, в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Архитектурные детали храма на Нерли
Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Скульптурная фигура библейского певца венчает средние закомары фасадов храма по излюбленному в средневековье принципу троичности. Своим появлением на стенах нерльской церкви фигурка обязана, видимо, литературному источнику темы Покрова — житию Андрея Юродивого. В одном из «видений» Андрея говорится о Давиде, который во главе сонма праведников пением славил Богородицу в храме Софии. Давид считался одним из пророков, предвозвестивших божественную миссию Марии. Богоматерь называли «Давидовым проречением». В пророческом ряду позднейших высоких иконостасов Давид занял место рядом с Богородицей. Средневековый человек помнил и о генеалогической связи этих персонажей. Мария была «пречистой девицей от племени Давидова».
Царя окружают фигуры птиц, львов и трёх женских масок с волосами, заплетёнными в косы. Тема прославления Марии звучит в девичьих масках, вытянувшихся в ряд над верхними окнами фасадов. Эти девичьи лики с косами есть и на фасадах других владимирских богородичных храмов, и только богородичных.
Труднее поддаются расшифровке зооморфные образы (птицы, львы, «когтящие» грифоны), окружающие Давида, а также помещенные в тимпанах боковых закомар, ибо символика их, вследствие сложности путей развития средневекового искусства, многозначна. По мнению Н. Н. Воронина, эти образы восходят к тем текстам псалтири, «где душа псалмопевца уподобляется голубю, а враги — льву». Зооморфные образы придают нерльской пластике более широкий смысл, нежели первоначальная тема славословия Богородицы. Здесь прославляется Творец и все его творения. Источник: https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=147.
За вторым храмом (действует) есть туалет (бесплатный). Переезд назад к шоссе и парковка у Монастырского сквера. Очень далеко разнесены переходы через трассу. Но припарковаться непосредственно у ворот монастыря сложно – мест мало.
В Боголюбовском монастыре можно заказать по телефону экскурсию (в нее входит история А. Боголюбского, история обители и посещение учебной звонницы). О монастыре и резиденции князя Андрея Боголюбского см. https://maximus101.livejournal.com/70865.html.
Неподалеку от Боголюбово есть археологический объект – «Стоянка Сунгирь» (56.1751, 40.5044). Одна из самых древних стоянок человека в Европе – охотничий лагерь краманьонцев. Было обнаружено огромное количество находок, на основе которых была реконструирована одежда людей верхнего палеолита. Подробности в «Историческом музее» на ул.Б.Московская, 64
В 12.00 прощаемся с Владимиром и едем в Юрьев-Польский.
О Владимире:
Сайт информационный туристический:http://invladimir.ru/info/.
Н.Н.Воронин. Владимир. Боголюбово. Суздаль, Юрьев-Полской.(книга-спутник по древним городам Владимирской земли) [http://rusarch.ru/voronin1.htm**](http://rusarch.ru/voronin1.htm)
Хороший небольшой и интересный путеводитель издательства «Городской треугольник» https://vk.com/treugolnik33.
Аудиогиды: