Тверь не входит в «Золотое кольцо», но я расскажу о городе, так как он того заслуживает.

Маршрут прогулки:

Набережная Аф.Никитина (Городской парк) – Староволжский мост - набережная Михаила Ярославича (памятник Пушкину и памятник Рыбаку) – Соборная площадь - Спасо-Преображенский собор - Тверской императорский дворец – Советская улица – Театральный проезд – Тверская площадь – бульвар А.Радищева – Трехсвятская улица – музей Козла – ул. А.Дементьева (музей Поэзии) – Волжская набережная – Новый мост – памятник Аф.Никитину

Выезд из СПб в 6.00. По новой трассе СПБ – Москва М11 (средняя скорость 120 км\ч) ехать до Твери 4 часа. В 10.00 были на месте. Стартовая точка прогулки по центру находится на набережной Аф.Никитина около парка (56.867755, 35.890414). Маршрут прогулки составила, пользуясь путеводителем Тверь «Пешком», на его основе сделала и гид. Тут нет аудиофайлов, но удобно ориентироваться среди многочисленных объектов: они видны на карте и текст про них можно прочитать тут же.

Пустынными дорожками парка идем вдоль левого берега Волги.

На противоположной стороне реки привлекает к себе внимание квадрига лошадей. Оказывается, это колесница богини Ники с двуглавым орлом украшает… новый жилой комплекс «Суворов» на Краснофлотской набережной. Традиционно подобные скульптурные композиции устанавливались на общественно-значимых местах, типа Арки Главного Штаба в СПб, и т.п. Ну, надо же!

Но силуэт правого берега Волги определяют все же два храма. Оба появились недавно. Белый компактный – это церковь Михаила Тверского, сооруженная во владимиро-суздальском стиле на частные пожертвования в 2002 г. по проекту тверских архитекторов В.Курочкина и А.Барковского. Находится на острове Памяти (при впадении в Волгу реки Тьмаки). Правее виднеются синие со звездами купола отстроенного недавно заново Спасо-Преображенского собора. О нем чуть позже.

Староволжский мост

Переходим на правый берег Волги в «историческое ядро» Твери по Старому цепному мосту.

История моста занимательна: считается, что сооружен мост был по приказу Пера Великого. Якобы царь спросил у местных торговок, почем пучок зелени. Те ответили, дескать, «товар-то денюжка, да перевоз — полушка». Тогда самодержец распорядился навести наплавной мост. Такой мост назвался плашкоутным и напоминал первый Исаакиевский мост в СПб. Находился наплавной мост между Главной аллеей Городского сада и памятником Афанасию Никитину.

В конце XIX в. назрела необходимость строительства постоянного моста через Волгу. Проект стал поистине международным. К выделенной казной сумме существенную добавку сделала бельгийско-французская компания, которая строила вагонный завод в Заволжье и была заинтересована в бесперебойном сообщении через Волгу. Подготовил проект русский инженер В. Ф. Точиский, руководил строительством чешский инженер Л.И.Машеком, ну а в результате получился очень европейский по своему облику мост, который весьма похож на мост Свободы в Будапеште, построенный чуть раньше в 1894—1896 гг.

Новый мост (а ныне Староволжский) был открыт в 1900 г. Подробнее об истории моста можно прочитать здесь. Наиболее выигрышные ракурсы - от памятника Пушкина. Около него, кстати, стоят фонари, ранее находившиеся на вышеупомянутом мосту. Один из таких фонарей хорошо виден на фотографии.

Памятник А.С.Пушкину

Староволжский мост – узнаваемый символ Твери наряду с памятником Пушкину, который имеет официальное название «Белые ночи». Известно, что А.С.Пушкин 28 раз проезжал через Тверь и 4 раза останавливался в городе. Впервые Пушкин увидел Тверь в 1811 году, когда 12-летним мальчиком ехал в Царскосельский Лицей. А в 1826, 1830 и 1836 гг. поэт останавливался в Твери в гостинице Гальяни (к ней мы подойдем чуть позже), где встречался с тверскими знакомыми и друзьями (поэтами И.Д.Козловским, Ф.Н.Глинкой и др.).

На набережной Михаила Ярославича памятник А.С.Пушкину был установлен к 175-летию со дня его рождения, т.е. в 1974 г. Пушкин представлен в образе прогуливающегося по набережной путешественника. В одной руке он держит плащ-альмавива, а другой опирается на решетку ограды, как будто остановился оглядеться на минуту и полюбоваться белой ночью (отсюда и название памятника). Считается, что памятник хорошо передает атмосферу первой половины XIX века. Работая над композицией памятника, скульптор Олег Комов использовал набросок Пушкина к рукописи «Евгений Онегинa»

Хотя, кажется, памятник очень отдаленно напоминает набросок Пушкина, скорее, иллюстрацию к роману «Евгений Онегин» художника Н.В.Кузьмина.

В Твери установлено три памятника А.С.Пушкину: кроме этого, что на набережной, есть еще на Театральной площади и на улице Володарского.

Если пройти по набережной Михаила Ярославича (об этом тверском князе чуть позже поговорим) и миновать парк отдыха с Колесом Обозрения, то вскоре внимание неизбежно привлечет столпотворение уток у берега.

Памятник Рыбаку

Утки устремлены к человеку с протянутой над водой рукой. Он словно бы упорно кормит птиц. По крайней мере, они в это свято верят. На поверку оказывается, что это бронзовый памятник рыбаку. О том, что это рыбак, а не покровитель уток, можно догадаться по бронзовому ведру с рыбой (из этого же материала), у которого примостился не менее бронзовый кот-ворюга. Впрочем, кто тут еще ворюга: дело в том, что удочку у рыбака исправно воруют и это делает явно не кот. А вот городские рыбаки отмечают, что место для установки композиции выбрали не очень рыбное. Чуть левее, там, где горожане кормят уток, клев лучше. Как у всех подобных памятников городской среды, у этого памятника должно быть «чудодейственное» место для натирания. Похоже, что этим местом является все-таки кот.

Неподалеку от памятника рыбаку-без-удочки возвышается приметное здание «Ротонда». Тут кинотеатр, а на первом этаже можно бесплатно посетить туалет.

Набережная Волги имеет два променада – нижний (где памятник рыбаку) и верхний. Поднявшись к «Ротонде», мы оказываемся у входа в парк, находящийся на месте бывших городских укреплений Твери, о которых напоминают только информативные стенды. Бульвар, на котором уживаются рядом статуи «а ля-китч» и памятный знак в честь Тверского князя, это и есть Вал Тверского кремля.

Пройдя по Советской улице несколько минут, приближаемся к Соборной площади - древнему сердцу города.

В скверике у еще строящегося собора недавно установлена гранитная скульптура Святителя Симеона c раскрытой Библией на коленях. Это первый епископ Твери.

Спасо-Преображенский собор

Рядом возвышаются недавно возведенные стены Спасо-Преображенского собора. Храм начали восстанавливать в 2014 году и за пять лет успели многое: храм отстроен вчерне (из кирпича и железобетона), установлены купола и кресты, завершены предварительные штукатурные работы на фасаде.

Предыстория храма долгая. Еще до 1271 года на этом месте существовала деревянная соборная церковь во имя св.Козьмы и Дамиана. В 1286 году при великом князе Михаиле Ярославиче и при первом тверском епископе Симеоне здесь был заложен каменный соборный храм во имя Спаса Преображения, простоявший 350 лет. Он был первым городским белокаменным собором на Руси, построенным после монгольского нашествия.

В годы польско-литовского нашествия в начале XVII века древний собор был разобран. На месте старого был построен новый, второй Спасо-Преображенский собор, простоявший до 1935 г., когда был взорван. В 1937 году на его месте появился сквер и скульптуры Сталина и Ленина. В октябре 1941 года здесь было устроено немецкое кладбище. После войны кладбище уничтожили, сквер восстановили, а посреди него поставили памятник теперь уже Калинину. Сейчас история, сделав круг, вернулась на исходную точку: памятников нет, а храм вновь стоит.

Рядом с собором раскрывает свой широкий парадный двор Тверской императорский дворец. Подробнее здесь

По Советской (бывшей Миллионной) улице когда-то проходил Петербургский тракт, которым часто пользовались государственные люди и императрица Екатерина Великая. Поэтому тут и возник путевой дворец – для отдыха на пути. Императорский путевой дворец в Твери построен во второй половине XVIII века по проекту архитектора П. Р.Никитина. Со стороны улицы Советской - въездной двор и два выдвинутых флигеля. Главный корпус дворца выходит фасадом на берег Волги, тут красивый регулярный парк – на зиму скульптуры убраны в «домики».

Во дворце находился приемный зал, императорские покои, церковь и библиотека. Сейчас тут Картинная галерея. В музей не заходили. Подробнее о музее можно почитать на сайте галереи https://gallery.tver.ru/ Если ехать в Тверь с детьми, стоит, наверное, также посетить Детский музейный центр (в отзывах хвалят), а также находящийся по соседству Тверской государственный объединенный музей https://tvermuzeum.ru/.

Мне лично показалась интересна история пребывания в этом дворце Н.М.Карамзина.

Историк приезжал сюда с 1810 года по приглашению великой княгини Екатерины Павловны, любимой сестры императора Александра I. Она была женой принца Георга Ольденбургского, губернатора тверского, ярославского и новгородского. Эти встречи проходили в Тверском Императорском дворце. По воспоминаниям современников, «…живя постоянно в Твери, сестра государева, восприимчивая и любезная, старалась окружить себя людьми умными. Она поочередно вызывала к себе то одного, то другого из москвичей, выходящих из-под общего уровня по знаниям и дарованиям,…и старалась сделать их известными государю. Из всей плеяды тогдашних московских умников никто не пришелся так по сердцу великой княгине, как Карамзин»…» Вначале он занимался с великой княгиней Екатериной Павловной русским языком, проверял ее переводы иностранных авторов. Из письма Карамзина к князю Петру Андреевичу Вяземскому узнаем: «Тверь, 17 марта 1811 года. Здесь уже два дня государь, и мы два раза имели счастье с ним обедать. Милостивая великая княгиня представляла ему меня и Екатерину Андреевну в своем кабинете, и разговор наш впятером продолжался около часу. Ныне ввечеру приказано мне для чтения явиться в восемь часов, причем никого из посторонних не будет… Пробудет здесь государь… еще три дня». А 20 марта Карамзин пишет в письме к Дмитриеву: «Вчера в последний раз имел счастье с государем: он уехал ночью… Сверх четырех обедов был два раза у него во внутренних комнатах, а в третий – при великой княгине и принце читал ему свою «Историю…» долее двух часов, … никак не хотел прекратить нашего чтения». Источник.

Говорят, что на здании есть мемориальная доска в память чтения Карамзиным «Истории государства Российского» императору Александру I. Но мы ее не нашли. Кроме того, знакомясь с Путевым дворцом, уместно будет вспомнить о Карле России, карьера которого начиналась именно в Твери. Император Александр не смог сразу оценить талант молодого архитектора и отправил его с глаз долой в провинцию. Это ничего хорошего не сулило. «Но у Росси выбора не было, он развил бурную деятельность и так энергично и своевольно перестроил дворец, что сегодня считается чуть ли не его создателем. Возраст, образование и талант сблизили его с молодыми хозяевами дворца – сестрой императора Еленой Павловной и ее мужем принцем Ольденбургским. Возникла идея учредить Комитет по благоустройству, Карл Иванович стал губернским архитектором и получил карт-бланш на возведение новых сооружений не только в Твери, но и во всех городах огромной губернии. Здесь он и сформировался как выдающийся мастер и выдвинулся в ряды первых зодчих страны. «Он и два помощника его могут быть Вам очень полезны, – писала Екатерина Павловна брату, – ручаюсь за их трудолюбие и могу сказать даже за их честность!» Источник.


Дома и люди

Тверь вообще интересна тем, что хранит множество историй людей, живших тут в разные времена. Это М.Е.Салтыков-Щедрин, И.А.Крылов, И.И.Лажечников, Ф.Н.Глинка, Ф.М.Достоевский, Л.В.Собинов, О.Э.Мандельштам, Н.С.Гумилев и многие другие. Но обо всем по порядку.

Возвращаемся на Советскую улицу. По четной стороне ее дом № 8, т.н.«дом Вульфа». Фамилия Вульф ассоциируется с А.С.Пушкиным и его пребыванием в михайловской ссылке, когда он подружился с Алексеем Вульфом, сыном хозяйки соседнего Тригорского Осиповой–Вульф. А известная в широких кругах читателей Пушкина Анна Керн была кузиной Алексея Вульфа. Дом на Миллионной улице в Твери когда-то принадлежал ее деду "гвардии поручику и кавалеру" И.П.Вульфу, но вскоре дом стал казенным. После перестройки здание было передано притчу Спасо-Преображенского собора. Но все время существования этот дом называли " вульфовский". Так и до сих пор пишут о нем в путеводителях. Вот удивительное дело! И в чем причина такой долгой топонимической памяти?

Тверь – город многочисленных памятников, про которые рассказывают различные байки. Так, на Советской улице находится памятник К.Марксу. «Тверские школьники, рассматривающие скульптуру с противоположной стороны улицы, говорят, что это памятник Л.Толстому или Д.Менделееву. Тверичи помладше считают, что это тот самый Ветер из сказки А.С. Пушкина, к которому обращался царевич Елисей: "Ветер, ветер! Ты могуч..." Ну а старшее поколение безошибочно определяет в скульптуре автора "Капитала" Карла Маркса. Таким образом, памятник - своеобразный возрастной тест. Памятник тоже «в возрасте» - в октябре 2019 г. Ему исполнилось 100 лет! Это одно из старейших скульптурных изображений немецкого философа в мире. Бюст создавался в художественной мастерской литовского скульптора Аполлинария Шимкунаса, который в тот период проживал в Твери. …Об этом бюсте как о детском кошмаре вспоминал уроженец Твери, мэтр мультипликационного кино, режиссер Федор Хитрук, называя его памятником "страшному бородатому человеку". В 1991 году монумент пострадал от рук вандалов, на его тщательное восстановление ушло около шести лет. Сегодня оригинал памятника находится в запасниках картинной галереи, а у ограды Городского сада - его точная копия. Источник.

Напротив Маркса помпезное здание театра сталинской эпохи, которое стоит на месте старинного Гостиного двора, подаренного Екатериной II купечеству. Первый театр в Твери возник в 1745 г., кочевал из помещения в помещение, одно время находился и в Гостином дворе.

Театральный проезд проложен на месте восточной стены Тверского кремля. По обе стороны проезда находятся Театр академической драмы, Тверская академическая филармония и Дом офицеров. Дом офицеров – здание позднего классицизма, внешне совсем не привлекательное. Внутри зато – ничего себе (фото из интернета). В 1920 гг. тут выступал С. Есенин и Вл. Маяковский. Об этом сообщает информационный стенд на площади.

На Театральной площади находится еще один памятник Пушкину, поставленный 6 июня 1972 г. Автор его - скульптор Е. Белашова. Памятник предназначался для установки на месте дуэли у Черной речки в Петербурге. Отсюда драматическая трактовка образа: рука, вскинутая к виску, встрепанные волосы, взгляд в бесконечность - при создании была использована посмертная маска поэта. Памятник также вошел в городской фольклор, т.к. оказался не на том месте, для которого предназначался, и не всеми был понят правильно. Говорят, что туристы принимают этот памятник за Медузу Горгону, или музу трагедии Мельпомену, или за некоего «Демона» (возможно, даже врубелевского). Но я полагаю, что это все штучки экскурсоводов, т.к. человек, знающий о Медузе Горгоне или уже тем более о Мельпомене, не может не знать Пушкина в лицо. (Е. Белашова, кстати, автор еще одного знакомого пушкинского памятника - того самого, мимо которого столько раз проходили мы в юности, работая в Пушкинских горах).

В пасмурный зимний день неожиданно приятно было увидеть декорацию лета в одном из дворов Театральной площади.

От Театральной площади рукой подать до реки Тьмака. Нужно обойти здание цирка. На противоположном берегу речки поблизости от Покровской церкви стоит небольшая Головинская колонна. Поставлена в память о градоначальнике Головине А.Ф., по инициативе которого в 1865-66 гг. была построена дамба, защищающая город от наводнений. Оказывается, не только новый город Петербург был им подвержен, но и старинные русские города. Дамбу называли "Головинский вал". Фото из интернета.

Памятник И.А.Крылову

Очутившись на противоположном берегу Тьмаки на бывшей дамбе, можно добрести и до памятника баснописцу Крылову, который был уроженцем Твери. Начинаешь понимать, в чем смысл этих самых памятников великим людям, помимо того, что они обозначают любовь и гордость соотечественников. Обращая взор на памятник, невольно вспоминаешь биографию человека. Я сразу начинаю подробно «копать» на тему, которая раньше как-то не была актуальна, а именно: «Крылов и Тверь». И что мы узнаем? Оказывается, отец Крылова чуть ли не прототип пушкинского капитана Миронова из «Капитанской дочки»! Подробнее «А.С.Пушкин и И.А.Крылов».

А.П.Крылов, капитан русской армии, проявил незаурядное мужество при защите Яицкой крепости. Сам Ваня Крылов с матерью в это время находился в Оренбурге, осажденном войсками мятежника, и даже был приговорен Пугачевым к смертной казни. В списке приговоренных к повешению после взятия города значилась «жена капитана Крылова с четырехлетним сыном». Будущий баснописец хорошо запомнил дни пугачевской осады, много рассказывал об этом Александру Пушкину, когда тот работал над «Капитанской дочкой». И в капитане Миронове, несомненно, присутствуют некоторые черты скромного офицера Андрея Прохоровича Крылова. После подавления пугачевского бунта капитан Крылов ушел в отставку и приехал с семьей в Тверь, где жила его мать. Крылов-старший вышел в отставку и поселился в Твери. Вскоре он стал председателем губернского магистрата, где и прослужил до самой смерти в 1778 г. Источник.

Крылов-сын не получил систематического образования, тем не менее, в Твери он научился читать и писать. Множество раз перечитывал мальчик книги, оставленные в наследство отцом, в том числе сборник басен Эзопа, произведший на него огромное впечатление. Знакомство с семьей богатых помещиков Львовых, покровительствовавших ему, позволило Крылову заниматься арифметикой и французским языком, а благодаря встрече с уличным музыкантом – итальянцем синьором Луиджи, он стал понимать итальянский язык и научился играть на скрипке. Источник

От памятника баснописцу вернемся в сквер у Театральной площади. Хороший ориентир – здание цирка. Считается одним из лучших в стране. В советское время здесь проходили просмотры цирковых программ перед зарубежными гастролями. Примечательно, что тут начинал и заканчивал свой творческий путь Юрий Никулин (стоит памятный знак).

Между цирком и Театральной площадью находится обширный сквер, именуемый Тверской площадью. Тут две точки интереса: арт-объект «Семья» и памятник М.Е.Салтыкову-Щедрину. Первый я даже не знаю, как адекватно оценить… Как-то банально это выглядит. Даже не сфотографировала – фото из интернета.

Памятник М.Е.Салтыкову-Щедрину

Щедрин также был родом их Тверской губернии. Он родился 27 (15) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии (ныне Талдомский район Московской области). Мать Ольга Михайловна Забелина была из семьи богатого московского купца, женщина властная, недюжинного ума, «министр в юбке», держала в повиновении мужа, детей и даже весь уезд». Домашнее образование оказалось настолько основательным, что при поступлении в Московский дворянский институт, привилегированное учебное заведение для дворянских детей, Салтыков был зачислен сразу в третий класс, затем переведен в Царскосельский лицей в Петербург. Его увлечение поэзией и стремление к профессиональному писательству мать не одобряла, а после ссылки на 7 лет в Вятку за публикацию повестей «Противоречие» и «Запутанное дело» и женитьбе на бесприданнице Елизавете Апполоновне Болдиной, не простила прежде любимого сына и лишила наследства. В июне 1860 года вместе с женой 34-летний М.Е. Салтыков заступает на должность вице-губернатора Твери и поселяется во втором этаже дома на углу улицы Рыбацкой и Пивоварского переулка, где теперь располагается музей Салтыкова-Щедрина. Салтыков был не просто добросовестным чиновником, это был образец администратора: бескомпромиссен, деятелен, предприимчив, не считался с затратами времени и сил, по его собственным словам работал, «…как каторжник, не исключая и праздничных дней, не менее 12 часов». Через его руки проходили бесчисленные «дела о злоупотреблениях помещичьей властью», и он внимательно вникал в подробности и добивался наказания виновных. В своей деятельности тверской вице-губернатор неуклонно следовал принципу – не давать в обиду мужика.

Его очерки («Клевета», «К читателю», «Наш губернский день», «Наши глуповские дела») были написаны в этот период. Ну, и знаменитый город Глупов («История оного города») – уж не Тверь ли? На этой трудной должности в Твери Салтыков пробыл всего два года. Потом оставил службу, уехал в Петербург для работы вместе с Некрасовым в журнале «Современник». Через два года он снова возвращается на службу, ибо одной журналистикой не проживешь. Окончательно выйдя в отставку в 1868 году, 42-летний писатель все упорнее повторяет: «С каким бы удовольствием приехал в Тверь, где есть все, что нужно для воспитания детей и для личного спокойствия, где и жизнь дешевле, и суматохи меньше, и воздух чище…». Но этому не суждено было сбыться.

Как мы видим, подобно многим великим писателям, Салтыков-Щедрин не занимался исключительно творчеством, скорее, наоборот, основная деятельность была с ним совершенно не связана и поглощала все его время, но при этом давала огромный материал для осмысления, питала. Мне пришла мысль о том, что сейчас многие из нас хотят заниматься исключительно тем, что греет душу, но, оказывается, великие наши люди умудрялись совмещать то, что нужно делать, с тем, что делать необходимо. И тому много примеров. Салтыков-Щедрин – один из них.


Бульвар Радищева

За памятником Салтыкову-Щедрину чуть правее начинается бульвар А.Радищева (прежде – Жен Мироносиц), он когда-то отделял центральную часть города от Мещанской слободы. Теперь в Твери преобладают литературные топонимы - не город, прям, а литературный квест! Бульвар - популярное место прогулок горожан.

Бульвар примечателен несколькими объектами. Это арт-объекты «Дети пленэра», памятник певцу Михаилу Кругу, "Часы свиданий" на пересечении с улицей Трёхсвятской (в просторечии Трехой).

"Дети пленэра" - так горожане называют причудливые гранитные скульптуры. Неофициальное название появилось в 1989 году, когда в городе проходил Международный пленэр скульпторов и резчиков по камню. Мастера в течение нескольких месяцев создавали свои произведения, полет фантазии авторов никак не ограничивался, а после завершения работы городу были оставлены разнообразные изваяния, многие из которых до сих пор вызывают недоумение, улыбки и даже возмущение жителей. Особенно много (а именно семь) "детей пленэра" находится на участке бульвара Радищева между домами №7 и №13. Работы имеют название, которые помогают уловить авторскую идею, а со временем они получили и народную трактовку. Рельеф "Тверь" Владимира Тараканова – называют "Сообразили на троих", "Ожидание" Вячеслава Потапина - "На диете", "Возвращение блудного сына" Владимира Винниченко - "Объятия, "Квакушка" Надежды Белышевой превратилась в «Жабу», и т.д. Источник

Памятник М.Кругу

Михаил Владимирович Воробьев (Михаил Круг) родился в 1962 году. Детские годы прошли в старом тверском районе, ныне носящем название «Двор Пролетарки» (другое название – «Морозовский городок»). Уже в отрочестве он начал писать стихи и песни, подражая Владимиру Высоцкому. Но в отличие от поэта-барда, Круг стал работать в жанре шансона (мне категорически не близком). Певец трагически погиб - был убит в своем доме в ночь на 1 июля 2002 года. Откуда псевдоним «Круг»? По воспоминаниям матери, ему нравилась эта фигура, он говорил: «Если какие-то неприятности, очерти вокруг себя круг - и ты в безопасности».

На пересечении бульвара и улицы Трехсвятской (названа так по существовавшей ранее церкви, к которой она вела), находятся всем известные в Твери часы.

"Часы свиданий"

Создавались часы на минском «Заводе промышленных механизмов» специально для Твери. На всех циферблатах обозначен год, с которого Тверь ведет отсчет своей истории. Первое упоминание встречается в уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславича, относящейся к 1135 году. Почти каждый житель города знает, что "Тверь на 12 лет старше Москвы". Механизм часов самонастраивается благодаря встроенной СИМ-карте, ночью включается приятная подсветка всех полутораметровых циферблатов. А зимой именно здесь ставят особый большой почтовый ящик для отправки писем Деду Морозу. Источник.

Треха (Трехсвятская улица)

Пройдемся по Трехе, удаляясь от Волги. Трехсвятская пешеходная улица (Треха) – этакий местный Арбат. Зимой тут устроен Новогодний базар. На стене одной подворотни граффити - О.Мандельштам: не город, а учебник по литературе! И Мандельштам тут изображен неслучайно. Кроме этого неформального напоминания о поэте, в Твери есть с недавнего времени и официальная мемориальная доска, она установлена на фасаде здания средней общеобразовательной школы №29 Твери. Неподалеку стоял ныне несуществующий дом, в котором жил Мандельштам недолгое время (улица 3-я Никитина, д. 43.- в 129 метрах от школы 29). Осип Мандельштам жил в Твери с ноября 1937 года по март 1938 года, оказавшись здесь не по своей воле. За стихотворную эпиграмму на Сталина "Мы живем, под собою не чуя страны..." в мае 1934 года он был арестован и выслан в город Чердынь на Северном Урале, где сразу заболел и был отправлен на новое место ссылки в Воронеж. По завершении ссылки власти запретили ему жить в Москве (как тогда говорили, "не ближе 101-ого километра"). Осип и его жена Надежда приехали в Тверь (в советское время город Калинин). В 1938 году Мандельштам был вновь арестован и этапом отправлен на Дальний Восток, где и умер. Его жена Надежда Яковлевна Мандельштам после смерти мужа вернулась в Калинин, где до самой войны 1941 - 1945 годов работала на фабрике игрушек и преподавала иностранные языки в школах 1, 13 и 26. Мемориальная доска появилась усилиями Мандельштамовского общества.

У дома № 29 по Техсвятской ул. (бар «Калинин») стоит бюст С.Я.Лемешеву - великому русскому тенору. Лемешев родился в селе Старое Князево Тверской губернии в 1902 году. Между прочим, пению он учился по граммофонным записям, а основы нотной грамоты освоил в художественно-ремесленной школе, где участвовал в самодеятельных спектаклях и концертах. Во время учёбы на Тверских образцовых курсах комсостава РККА (1920) получил направление на учёбу в консерваторию. О биографии Лемешева.

Привлек внимание дом по адресу Трехсвятская, дом 17 (сейчас магазин одежды TWIN-SET). Мемориальная доска сообщает, что в этом доме на протяжении многих лет находилось «Тверское бюро путешествий», в котором работал Лев Николаевич Тимофеев, основатель экскурсионного дела в Тверском крае. Уникальное явление - мемориальная доска в честь экскурсовода.

Необычные музеи

В Твери много любопытненьких музейчиков. В «Музей Плюшкина» не пошли, т.к. у нас такой музей, считай, на даче свой собственный. А вот в «Музей Козла» решили заглянуть. Это частное собрание козлов и козликов со всего мира и со всех времен. Хранитель музея обязательно что-то интересно-неожиданное расскажет, покажет, спросит, чем-нибудь да удивит. Пересказывать не имеет смысла, лучше самим посетить.

Легенды связывают город Тверь с козлом. Почему? Версия первая: В XVII в. в Твери была сафьяновая слобода, где занимались выделкой кож из шкур молодых козлов для пошива сафьяновых сапог по заказу царского двора. Сафьяновое производство имелось и в Торжке. Отсюда народная трактовка выражения «тверские козлы» (т.е. оно восходит к обувному ремеслу).

Версия вторая: Давным-давно козел спас Тверь от монголо-татар. Запутавшийся в веревках козел, начал непроизвольно звонить в колокола, предупредив город об опасности (непонятно только одно: как козел на звонницу попал?).

Версия третья: В один из приездов Екатерины II тверичи оплошали и не организовали достойную встречу. Екатерина, однако, услыхала, что кто-то звони в колокол, приветствуя ее. Мы уже догадываемся, что этим звонарем был… все тот же козел.

Отогревшись в музее, возвращаемся на улицы Твери – у нас еще часа полтора светлого времени. По пути дом Ф.Глинки (ул.Желябова, 30). Еще одна интересная судьба, о которой напоминает сохранившийся дом (сейчас просто жилой дом) с мемориальной доской.

Федор Глинка - боевой офицер, участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов от Аустерлица до Парижа, военный писатель-мемуарист, публицист, помощник генерал-губернатора Петербурга, член декабристских обществ, политический ссыльный, чиновник, историк, краевед, географ, археолог, путешественник, стихотворец, проживший на земле почти целый век (1786-1880гг.).

На протяжении всей жизни Ф.Н. Глинка писал стихи. В 1815-1816 годах издал «Записки русского офицера», отражающие реалии войны 1812 года, ставшие популярнейшей книгой тех лет. За участие в декабристских организациях «Союз спасения» и «Союз благоденствия» после разгрома восстания 1825 был арестован, заключен в Петропавловскую крепость, а позднее выслан из столицы в Петрозаводск. В марте 1830 стараниями и ходатайствами друзей переведен в Тверь и определен советником в Тверское губернское правление. В Твери Глинка познакомился с Авдотьей Павловной Голенищевой-Кутузовой, с которой в том же 1830 обвенчался.

После двух лет службы в Твери (в начале декабря 1832) отправлен на ту же должность в Орловское губернское правление. Через 30 лет в 1862 году Ф.Н. Глинка вернулся в Тверь окончательно и поселился на Козьмодемьяновской улице (ныне ул. Желябова, 30). Дом Глинок - один из немногих, сохранившихся в Твери до настоящего времени дворянских усадеб, построенных в стиле позднего классицизма. В этот дом наведывались многие друзья Глинки – в том числе Пушкин и Вяземский. Глинка тоже был наделен поэтическим даром. Мы знаем много романсов на его стихи: «Тройка» («Вот мчится тройка удалая…»), «Узник» («Не слышно шуму городского…»), «Москва» («Город чудный, город древний…») Источник


Дом поэзии

Двигаясь по улице Желябова, выходим на ул.Андрея Дементьева (бывшая Скорбященская – названа по находящейся на ней церкви иконы «Всех скорбящих Радость»). Переименована после смерти Андрея Дементьева, советского поэта, дом которого стоит на этой улице. Сейчас в нем Дом поэзии (единственный в России). Идея такого Дома принадлежала самому Дементьеву, он был родом из Твери, считал себя тверским.

Дементьев, как поэт, вошел в историю, скорее, массовой культуры, чем литературы. Стихи Дементьева принадлежат к своему времени. 100 из них стали песнями.На стихи поэта писали музыку известные композиторы Раймонд Паулс, Владимир Мигуля, Оскар Фельцман, Арно Бабаджанян, Евгений Дога и другие. Особенно плодотворным было творческое содружество Андрея Дементьева с композитором и исполнителем Евгением Мартыновым, совместно с которым были написаны такие популярные советские песни: “Баллада о матери”, “Жду весну”, “Если сердцем молод”, “Лебединая верность”, “Чайки над водой”. С Тверью связаны такие стихи-песни: «Отчий дом», «А я без Волги просто не могу», «Алёнушка». Дементьев сделал много как журналист и главный редактор журнала «Юность», который он возглавлял в непростые годы с 1981 по 1992 гг. Журнал печатал произведения современных мастеров литературы – Василия Аксенова, Аркадия Арканова, Виктора Астафьева, Беллы Ахмадулиной, Бориса Васильева, Юлии Друниной, Андрея Вознесенского.

В музее Поэзии с помощью мультимедиа воссоздана атмосфера, в которой складывалось творчество поэтов второй половины ХХ века: Ахмадулиной, Евтушенко, Окуджавы, Высоцкого, с которыми Дементьев был знаком. Убедиться лично, что там и как устроено, не удалось – было уже поздновато. Перед домом сооружен памятник поэтам-шестидесятникам в виде собрания поэтических сборников (автор Зураб Церетели).

Старинная улица Твери с деревянными домами.

Дом, построенный К.Росси

Слева из центра на улицу А.Дементьева приходит бульвар Радищева, на котором мы уже были. С этой его стороны стоит обратить внимание на угловой дом (бульвар Радищева и Студенческого переулка, 41/30). Его автор – Карл Росси. «Да, этой усадьбой …Росси, кажется, отдавал дань своей юности. Этот домик-игрушечка с кудрявыми завитками-волютами на капителях, глубоким полуподвалом, миниатюрным флигелем и тесными воротцами сегодня напоминает тщательно отреставрированный двигатель ретро-автомобиля. Впрочем, это уж слишком смелая ассоциация. Поэтому скажем иначе: он словно бы возвращает в XVIII век, в эпоху Павла I. В голове крутится история о поручике Киже, и откуда-то с продуваемого ветрами плаца доносятся нудное пиликанье полкового оркестрика и глухой топот бесконечного марша. Дом построен по образцовому проекту 1816 года, предназначавшемуся для Павловска. Иная среда и иные задачи определили его, не возьмусь сказать, насколько совпадающее с Тверью, звучание» Источник

Построенный по проекту архитектора Карла Росси в 1815-1820 г., этот дом все без исключения называют лучшим из сохранившихся доселе в Твери памятников жилой архитектуры. Кстати, это единственный дом из многих тверских построек выдающегося архитектора, на котором указано имя автора, желавшего изо всех сил превратить Тверь в «уголок Петербурга». К.Росси в Твери – отдельная большая тема, к которой мы еще вернемся. Фото из интернета.

На бывшей Скорбященской (ныне А.Дементьева) улице есть еще несколько объектов, о которых стоит рассказать.

Гостиница Гальяни

Это Гостиница Гальяни. Знаменита благодаря Пушкину и Достоевскому. Гостиница всегда считалась лучшей в городе. Построил здание гостиницы в 1805 году и владел ею до 1831 года обрусевший итальянец Павел Дементьевич Гальяни. Гостиница тогда считалась лучшей в Твери, в ней имелись разные приятные вещи: ломберные столы, биллиард, мягкая мебель, так что гостиница Гальяни заменяла клуб. Изобретательный кулинар и весельчак Гальяни, очевидно, показался Пушкину плутоватым малым, недаром в стихотворении появилось приложение к фамилии — «иль Кальони», что означает плут, пройдоха». Пушкин пишет в послании к Соболевскому:

У Гальяни иль Кольони

Закажи себе в Твери

С пармазаном макарони,

Да яичницу свари.

Пушкин, путешествуя между двумя столицами, останавливался всегда именно здесь. Но то самое здание не сохранилось. Оно сгорело во время пожара. На этом месте было построено другое здание. Оно и стоит на углу улицы Пушкина и улицы Радищева. На нём висит мемориальная доска: «На этом месте была гостиница Гальяни, где проездом останавливался в 1826 - 36 гг. А.С.Пушкин».

В 1959 году в гостинице несколько месяцев жил Достоевский, которому после возвращения с каторги было запрещено появляться в столице. Любимым занятием писателя в Твери была вечерняя пешая прогулка на железнодорожный вокзал только для того, чтобы взглянуть на курсирующие между столицами пассажирские поезда. Единственным утешением для Достоевского, возможно, был лишь выбор места жительства - гостиница Гальяни, где когда-то останавливался кумир писателя – Пушкин. Здесь Достоевские сняли трехкомнатный номер за 11 рублей серебром в месяц. В этом номере писатель работал над повестями “Дядюшкин сон”, “Записки из мертвого дома”, “Село Степанчиково и его обитатели” и ждал возможности “удрать” из опостылевшего места последней ссылки. Но Тверь навсегда останется в творчестве писателя – сначала как эпизодическое упоминание (город Т. в повести “Вечный муж”), как место службы генералов Епанчина и Иволгина в романе “Идиот”, а потом и как основное место действия романа “Бесы” (вполне на равных с Петербургом или Старой Руссой в других великих романах). Источник

Дом А.М.Унковского

Об этом человеке я узнала, готовясь к поездке, из путеводителя. Либерал А.М.Унковский занимал весьма важный пост – был предводителем дворянства. Это был человек редких качеств. Он не боялся защищать крестьян от притеснений помещиков, выдвинул проект о запрещении помещикам ссылать крестьян в Сибирь, отдавать их в рекруты. Понятное дело, что императору не нравилась такая прыть, и Унковский получил взыскание, а потом был отстранен от должности. Удивительно то, что многие дворяне в губернии придерживались таких же взглядов (хотели полного освобождения крестьян с наделением их приусадебными участками). В Твери любили Унковского, и выразить ему свое участие и уважение после отставки приехал весь город. Унковский был дружен с Салтыковым-Щедриным.

Поворачиваем на улицу ул. Крылова. Райончик тут совсем не живописный. Окраина центра, скучноватые улицы. Но вот впереди видна затейливая башенка, это т.н. «Ласточкино гнездо». На пересечении улиц Салтыкова-Щедрина и Крылова. Особнячок с претензией на замок построен в нач.1870 х гг.(на 40 лет раньше «Ласточкиного гнезда» в Крыму, сходство с которым случайно). Позже здание куплено купцом Аваевым для богадельни (Аваевская богадельня). Выглядит нынче весьма заброшенно.

А вот первое здание в Твери, построенное после революции. До строительства домов руки у Советской власти дошли аж через 10 лет после переворота. На фасаде обозначено историческое десятилетие. Соседний с этим зданием дом выглядит так, словно бы Гражданская война закончилась на днях.

По ул. Крылова выходим на самую окраину Тверского центра – на пятачок «веротерпимости». Тут мечеть (1910 г.), костел (современный 2002 г.)и где-то неподалеку синагога есть (на пересечении улиц Салтыкова-Щедрина и Пушкинской здание постройки 1912 года.).

За мечетью находится заброшенный парк «Вокзал», к реконструкции здания и парка которого в свое время приложил руку К.Росси.

Это один из старейших парков Твери. Создан в 1776 году, когда новгородский и тверской наместник Я.Сиверс издал распоряжение об устройстве на месте рощи у бывшего Михайловского увеселительного парка, получившего модное тогда французское название "воксал" (музыкальный павильон). Не знаю, насколько безопасно тут гулять – царит запустение. Мы и не пробовали, ибо на Тверь начали спускаться сумерки. Выходим к Волге. На берегу небольшой сквер с камнем и табличкой: «Сквер Н.Гумилева». Оказывается, и Н.Гумилев имеет отношение к Тверскому краю. С именем Гумилева связана деревня Слепнево, Бежецкого уезда Тверской губернии. Совладелицей Слепнева была Анна Ивановна Гумилева, мать поэта. Попав однажды в Слепнево проездом, Гумилев полюбил это уютное небольшое имение и потом часто здесь бывал. В стихотворении «Старина» (1908) он дал внешне не совсем привлекательное описание старинного парка и деревянного дома:

Вот парк с пустынными опушками. Где сонных трав печальна зыбь, Где поздно вечером с лягушками Перекликаться любит выпь. Вот дом, старинный и некрашеный, В нем словно плавает туман. В нем залы гулкие украшены Изображением пейзан.

С этого времени и до 1917 г. приезды Гумилева в Слепнево были достаточно регулярны. Известно, что в начале января 1909 г. он приехал поработать в старинной фамильной библиотеке Львовых, разбирал книги. По воспоминаниям А.А. Гумилевой, Николай Степанович «умышленно дольше, чем надо, рылся в библиотеке и в назначенный день отъезда говорил, что библиотечная “пыль пьянее, чем наркотик”». После женитьбы на Ахматовой в 1911 и 1912 гг. Гумилев приезжал сюда вместе с женой на лето. По соседству от Слепнева находилось имение Кузьминых-Караваевых , с которыми Гумилев был дружен. Источник

Выходим на набережную Степана Разина, которая примечательна своим удивительным сходством с Петербургом. Дома тут построены ровнехонько - «единой фасадой».

До 1763 года планировка Твери складывалась случайным образом — это были кривые улочки средневекового города. Но после большого пожара, в котором сгорела практически вся «городская часть», императрица Екатерина II повелела выдать погорельцам хлеба на год и выделить из казны большую сумму денег на восстановление города по принципу регулярности. Появилась Волжская набережная (ныне – Степана Разина), была осуществлена застройка Вознесенской (Миллионной, ныне Советской) и других центральных улиц. И тут архитектор Никитин, чтобы польстить императрице, возвел на набережной Волги здания, располагавшиеся «единой фасадой», состоявшей из нескольких однотипных двухэтажных домов с одинаковым числом окон – девять, по числу букв в имени государыни. Источник.

На набережной Степана Разина сиротливо желтеет еще один дом, построенный по проекту К.Росси. «Средняя часть северного фасада выделена ризалитом. На цоколь опирается слегка суховатый и вместе изысканно стройный портик. Его завершает треугольный фронтон. Стены обработаны рустом. Окна первого этажа украшены клинчатыми замковыми камнями. Согласно «Своду памятников», использован проект Карла Росси 1811 года, выполненный для купца Е. Хозинского. Разглядывая здание с остатков насыпи вдоль берега Волги или из переулка, мы, пожалуй, не найдем ни одного элемента, свидетельствовавшего бы, что когда-то здесь уютно и счастливо устроились местные обыватели. Например, в тимпане, конечно, должно быть слуховое окно – своеобразный знак открытости и любопытства к окружающему миру. Нет балкона, восседая на коем, маменька и дочки, в отсутствие телевидения, могли в режиме онлайн узнавать окрестные новости». «К.Росси и Тверь».

Неподалеку дом-музей М.Е.Салтыкова-Щедрина. А мы покидаем набережную Волги, чтобы посмотреть на «Тверской трезубец». Полуциркульная площадь (Почтовая площадь, затем Советская, ныне площадь Михаила Тверского) была спланирована также после пожара, стала первой и главной при въезде площадью города. Ее трёхлучевая композиция центральных улиц (нынешние Новоторжская, Советская и Вольного Новгорода) сделана по образцу Петербурга, Парижа и Рима. Тверь вписалась в хорошую компанию.

Памятник Михаилу Тверскому

На площади возвышается памятник Святому благоверному князю Михаилу Тверскому. Это небесный покровитель Тверской земли. Памятник был установлен в 2008 году. Именно великий князь Михаил Ярославич Тверской первым начал борьбу за объединение разрозненных и разорённых Ордой древнерусских княжеств в единое государство, а при его жизни Тверь стала столицей самого могущественного княжества в Северо-Восточной Руси. В Бортеневской битве в 1317 году Михаил разгромил московско-ордынское войско. После этого князя вызвали в Орду к хану на суд, где Михаил Ярославич и принял мученическую смерть. Гибель Михаила Тверского – князь великой Руси в орде во многом стало причиной победы Москвы. А то, глядишь, Тверь бы была столицей Руси… Ох, московиты, наверное, не любили тверского князя.

Церковь Рождества Христова в Рыбаках.

На улице Вольного Новгорода во дворе дома №13 есть церковь. Восьмерик на четверике. Построена в 1743 г. Нарышкинское барокко. Много раз горела, при этом уцелела икона "Всех Скорбящих Радость"(чудотворная). В храме проводят службы по жертвам пожаров. Фото из интернета.

Площадь Ленина и памятник Ленину

«Площадь сменила множество названий: была Фонтанной, Монументной, Восьмиугольной, Присутственных мест, Судебной, Правды. У каждого из четырех образующих площадь строений своя увлекательная история. Первым появилось голубое здание слева (Губернский магистрат), где сегодня располагается Театр юного зрителя. В губернском магистрате некоторое время служил Иван Андреевич Крылов, которому в этот период было всего 9 лет! Считается, что должность подканцеляриста числилась за ребёнком номинально, и он находился отпуске до окончания учения. Впрочем, кое-где попадается информация, что мальчик действительно переписывал бумаги в канцелярии, зарабатывая на пропитание семье.

В Тверском ТЮЗе начинал карьеру знаменитый театральный режиссер Роман Виктюк, инновации которого не пришлись по вкусу местной публике той поры. В здание справа располагалось Губернское правление и казенная палата (так называемые "присутственные места"), где губернаторствовал в том числе и Салтыков-Щедрин. Сейчас тут Городская Дума. На доме установлена мемориальная доска.

"Пессимистичный Ленин"- так многие местные жители именуют памятник в центре площади. Действительно, рука Вождя указывает не в светлое будущее, а куда-то под ноги. Возможно, это связано с тем, что постаментом памятнику служит трибуна, с которой раньше регулярно выступали ораторы. Таким жестом Владимир Ильич словно акцентирует внимание на говорящем. К слову, это уже третий памятник Ленину на этом месте. Первая бронзовая фигура Владимира Ильича появилась в 1926 г. Автором скульптуры стал Сергей Дмитриевич Меркуров. Во время оккупации города немцы расстреляли памятник из противотанковой пушки, а на освободившийся постамент водрузили свастику. Известно, что местные жители сохранили куски памятника и после освобождения города 16 декабря 1941 г. передали их автору. Меркуров пообещал восстановить скульптуру, подарив городу временную гипсовую копию. К сожалению, его обещанию не суждено было сбыться - он умер раньше, чем завершил работу. Уже его ученики П. В. Барков и В. П. Кениг восстановили бронзовый памятник и установили его в 1959 г. в центре этой площади. Источник

Наша прогулка по Твери завершалась вместе с окончанием светового дня. На левый берег Волги вернулись по Новому мосту. Он породнился с мостом моего детства – мостом Лейтенанта Шмидта (ныне Благовещенским). Тверскому Новому мосту в наследство от питерского собрата достались промежуточные чугунные арки. Перейдя вновь на левый берег Волги, полюбовались разноцветными домишкам противоположной набережной.

Памятник Афанасию Никитину

Прогулку закончили около памятника Афанасию Никитину. На борту судна — молодой, бесшабашный, удалой купец — то ли Садко, то ли Васька Буслаев — таким изобразил Афанасия скульптор. Афанасий Никитин – великий мореплаватель, автор «Хождения за три моря», текст которого был случайно обнаружен Н. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевском монастыря. А всего в мире три памятника Афанасию Никитину: один – в Твери, второй – в Индии и третий – в Феодосии. Они образуют некое кольцо, отображающее путь тверского купца.

Афанасий Никитин - первый русский человек, достигший берегов Индии задолго до открытия этого морского пути купцом из Португалии Васко да Гама. Официальная версия, что Никитин был купцом и искал новый рынок для сбыта товаров. Но исследователи давно заметили массу нестыковок и загадок в его путешествии. Купец, а тащит с собой множество книг, делает не столько деловые пометки, сколько внимательно фиксирует увиденное. Записи после таинственной смерти Никитина доставляются в Москву, и т.д. Короче говоря, есть версия, что был он посланником Тверского князя. Подробно вся эта «детектива» изложена здесь

Резюме

В Тверь нужно ехать с позитивным настроем, и тогда город откроет вам свое сердце. Провинциальный городок обладает самобытным характером, своей атмосферой. Тут легко ориентироваться - планировка регулярная, похоже на родной Питер, только вместо Невы течет Волга и берега высокие. Исторический центр благоустроен: в нужных местах есть стенды с информацией для тех, кто не прихватил с собой путеводитель.

В Твери очень социализированные утки – они выбегают из воды и толпой быстро носятся по берегу за всяким перемещающимся человеком, подозревая в нем кормильца. Это очень смешно. Не так смешно то, что перекусить в центре как-то негде. Пришлось ехать в ТЦ «Рио», чтобы поесть. Парковаться в центре не стоит – там платно, лучше на левом берегу на набережной Аф.Никитина.

Далее путь к городам "Золотого кольца". Ночевка в городе Клин. В дешевенькой гостинице. Бронировали традиционно через Booking. Адрес: г.Клин, ул Мира, д 3. Удобно, что находится недалеко от трассы. В целом впечатление неважнецкое. Остановиться тут можно, но не нужно.

Гостиница находится в здании бывшей поликлиники? или школы? или больницы? Сейчас торговый центр, а на 4-м этаже гостиница. Пахнет хлоркой, как в больнице. Начнем с того, что зачем-то персоналу гостиницы нас понадобилось «развести». Нам позвонили, когда мы были уже на подъезде, и сказали, что наше бронирование было потеряно(?) и нас заселят не в два номера с удобствами, а в один без них и с предоставлением раскладушки. Пришлось позвонить как бы со стороны и спросить про наличие номеров - тут же был дан ответ, что номера есть… Короче, бред какой-то. Добились заселения в один нормальный номер, а второй тот самый похуже. Стены грязные, в туалете, что на этаже, накурено жутко и очень холодно. Ни чайника, ни микроволновки (на сайте гостиницы было заявлено их наличие в номерах) нет, на кухне чайник и сковородка – не разбежишься. При заселении 20 минут переписывали данные паспортов, хотя рядом стоял ксерокс. Скажу только, что это был первый, но и единственный казус с проживанием за все время поездки.

Информация о Твери

Видеоэкскурсия Павла Любимцева «Тверь» (очень рекомендую посмотреть перед поездкой)

Гид (мой) «Тверь» (без аудио – текстовый) https://izi.travel/ru/browse/25f785d2-00fc-4a0d-84d9-6a7145d42deb?passcode=byameg

Путеводитель «Пешком по Твери» «Большая маленькая Тверь»

Пушкин в Тверском крае

Тверские мотивы в творчестве А.С.Пушкина

А также довеском про Клин: Видеоэкскурсия Павла Любимцева «Клин»