Церковь Воскресения в Ростовском кремле
Интерьер
Текст статьи создан на основе книги Никитина Т.Л. Церковь Воскресения в Ростове Великом, М., Северный паломник, 2002
Поднявшись по узкой каменной лестнице, оказываемся в западной галерее и сразу – ах! – все стены сплошь в росписях. Краски немного поблекшие от времени, зато не поновленные. Колорит тонкий, нежный. В галереях много света, поэтому хорошо можно все рассмотреть и сфотографировать. Рассматривать сюжеты интересно, а если удается еще и уловить логику росписей – совсем хорошо. Ведь загадочный текст - всегда хочется прочитать-расшифровать.
В западной галерее тема росписей самая впечатляющая – Апокалипсис. В северной галерее (куда было не пройти, узкий проход закрыт веревочкой) циклы «Дни творения», истории Адама, Авраама и Ноя; в южной - Исход евреев из Египта. В откосах стен и простенках между ними - обширный цикл изображений ангелов и святых.
Северная гелерея
На одной части свода северной галереи находится цикл «Дни творения» (семь композиций). На другой части свода - цикл история Адама, например, «Изгнание из Рая», а также четыре сцены: «Труды Авраама», «Жертва Каина и Авеля». «Убийство Авеля Каином», «Оплакивание и погребение Авеля».
На стенах - рассказ о Ное и Аврааме. На торцевой стене северной галереи изображен Ноев ковчег (Ной собирает животных в ковчег).
Эта композиция рифмуется с той, что расположена в торце противоположной (южной ) галереи - это «Лествица Иоанна Лествичника». Над обеими композициями в торцевых люнетах дан Деисус (моление), что подчеркивает значимость композиций.
Преподобный Иоанна Лествичник описал путь и образ спасения христианина через духовное совершенствование (отречение т мира и монашество). Если Ной (ветхозаветный праведник) в ковчеге спасается от гибели в бурных волнах в своем, то новозаветному праведнику нужно спасаться от «бури напастей» «житейского моря». Плавание по бурным волнам уподобляется человеческой жизни, корабль – душа, а пристанище –Христос. Получается, что в изображениях «Ноева ковчега» и «Лествицы» символически сопоставляется ветхозаветный и новозаветный образ спасения.
На той стене северной галереи, что является стеной церкви, - цикл истории Авраама. Проход в северную галерею наполовину закрыт закругленным выступом стены башни (и музейной веревочкой). На выступе стены в верхней части опять Деисус, а в нижней снова изображение на сюжет книги «Лествицы» «Труды святых подвижников». Вероятно, для создателей росписи эта тема была очень важна.
Южная галерея
В южной галерее даны сюжеты из Книги Исхода: «Явление Бога в купине Моисею, пасущему стада», «Первый приход Моисея к фараону», «Чудо с превращением жезла в змею», «Казни египетские», «Исход евреев», «Потопление фараона».
Следующие сцены – чудеса, явленные Богом своему народу во время странствия по пустыне: «Манна небесная», «Явление перепелов», «Источение воды из камня», «Медный змей», «Победа израильтян над амалкитянами».
Уникально изображение сцены борьбы архангела Михаила с сатаной за тело умершего Моисея.
Западная галерея
В западная галерее представлены иллюстрации "Откровения Иоанна Богослова" ("Апокалипсиса"). Открывает цикл фигура Иоанна Богослова. Как раз тут находился первоначально вход в галерею, и Иоанн встречал входящих.
Далее цикл «прочитывается» с севера на юг. На своде помещены сцены явления зверя-Антихриста и поклонения ему.
На своде также находится сюжет «Точило гнева Божия», и «Излияние чаш гнева на Вавилон», «Видение всадников Апокалипсиса», «Явление Антихриста», «Снятие пятой печати», «Ангел сковывает сатану», Великая блудница» «Видение Жены, облаченной в солнце», а на стене «Видение Подобного Сыну Человеческому посреди семи светильников».
Порталы охраняют ангелы, один их которых держит свиток, а другой-меч. Текст свитка обращен к каждому, входящему в храм: «Человече, вниди в церковь Божию со тщанием и страхом».
Росписи храма
Здание бесстолпное – пространство перекрыто одним сводом, возносится ввысь четырьмя ярусами росписей. Они сделаны в 1675 года ярославскими и костром¬скими мастерами. Кто именно из известных на то время живописцев работал в храме, точно не установлено. Искусствоведы высказывают самые разнообразные предположения. Ясно, что непосредственным заказчиком и идеологом был митрополит Иона. По традиции XVII века росписи цветистым ковром покрывают всю поверхность стен. Таковы интерьеры всех ярославских, суздальских и храмов. Своеобразие ростовских росписей прежде всего в их богословской программе. Вот в этой логике и хочется разобраться. Помочь в этом может книга Т.Л. Никитиной «Церковь Воскресения в Ростове Великом» (М., 2022 г.).
Стенописный ансамбль храма - это три живописных цикла, которые соответствуют трем основным частям храма: алтарь, церковь и галерея. Галерею мы уже посмотрели: она традиционно посвящена Ветхому Завету (это преддверие Нового Завета).
В храме мы увидим росписи на тему Нового Завета. Восточная (алтарная) часть храма устроена необычно: это приподнятая на четыре ступени предалтарная площадка (солея) и клиросы. Их каменные стенки образуют парапет, отделяющий алтарную часть от молящихся. Подобное архитектурное решение очень необычно и является характерной чертой Ионовских храмов.
Также необычно то, что иконостасом служит каменная стена, что восходит к византийской традиции, которую митрополит, возможно, хотел актуализировать. Такое решение может быть связно с тем, что храмовые пространства небольшие, но высокие, и деревянный иконостас мог бы диссонировать с узорочьем полностью расписанных стен. Восточная стена храма также расписана фресками по подобию иконостаса, который эта стена заменяет. Мы видим ряды рядя икон-фресок – местный ряд, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий.
Необычно оформлены царские врата – над ними выдвинутая вперед сень на колонках. В своде сени - Христос Великий Архиерей.
Святой дух над ним на фасаде - Господь Саваоф. Все эти изображения вместе составляют Троицу, необычно то, что эти образы расположены на разных архитектурных поверхностях (так будет и в церкви Спаса на Сенях). По сторонам от Саваофа – сцены «Причащения апостолов» из рук Христа (Он держит Хлеб и Чашу).
На поверхности парапета в круглых клеймах изображены святые архиереи, в молитве обращенные к царским вратам. Клеймы плавно повышаются к центру, эту линию движения подхватывают апостолы из «Евхаристии». Единый орнаментальный цветистый фон объединяет все изображения восточной стены в единое целое.
В алтарную часть с росписями для посетителей прохода нет (возможно, пускают с экскурсией?). Поэтому про алтарь рассказать не удастся.
Роспись центральной части храма
Расположение сюжетов на стенах храма вполне уникально. Такого распределения сюжетов на неалтарных стенах, как в церкви Воскресения, нет в других стенописях XVII века.
В куполе мы видим погрудное изображение «Отечества» с надписью «Господь Саваоф». Ниже на барабане - ярус херувимов, в простенках окон барабана фигуры праотцов. В основании барабана в парусах евангелисты (без символических фигур-подсказок).
Между ними на «щеках» подкупольных арок с восточной стороны – «Троица», с западной «Богоматерь Знамение» в окружении херувимов и апокалиптических существ, с южной и северной - архангелы.
Роспись свода – это праздники «Пасхального круга», которые связаны по времени и по смыслу с событием Воскресения Христова. В восточной части храма изображены события, которые предшествовали Воскресению – «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Снятие с Креста», а в западной части свода – события, которые совершились после Воскресения: «Уверение Фомы», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа». В центре свода - «Положение во гроб» и «Соществие во Ад»**.
Роспись сводов можно «читать» различно: либо последовательно в соответствии с историей событий – три сюжета: «Распятие», «Воскресение» и «Сошествие Святого Дух»а; либо концептуально - сопоставляя композиции, расположенные друг против друга. Рифмуются сюжеты «Положение во гроб» и «Соществие во ад» (тема Воскресения), «Распятие» и «Сошествие Святого Духа» (тема основания и утверждения Церкви Христовой). Фото отсюда.
Особо стоит сказать о фреске «Распятие». Она находится высоко, так что разглядывать подробности лучше через оптику или бинокль. Как пишет Т.Л.Никитина, «сюжет «Распятия» представлен в развернутом виде. Показаны и распятые рядом с Христом разбойники, и воины, предводитель которых гарцует на белом коне. На заднем плане – панорама Иерусалима.
Наиболее интересно то, как изображены руки Христа. Правая рука повернута кистью вниз, этот жест обращен к верным – Богоматери, Иоанну Богослову, женам –мироносицам, к благоразумному распятому разбойнику (он изображен с нимбом), который устремил свой взор на Христа. Жест левой руки, развернутой кверху, выражает отвращение благословления от тех, кто изображен в левой части композиции (лево и право традиционно в иконографии относительно Христа, а не зрителя), это гонители Христа – фарисеи и злой разбойник, воин. Любопытно, что аналоги такому изображению рук распятого Христа имеются в нидерландской и поствизантийской живописи».
Евангельский цикл размещен на южной, северной и западной стенах. «Читать» изображения нужно по рядам, как текст - слева направо. Единый сюжет движется, невизрая на колонны и оконные проемы.
Верхние два яруса представляют чудеса, проповеди, исцеления, совершенные Христом до его последнего прихода в Иерусалим. Первая сцена верхнего цикла – «Призвание апостолов». Далее сюжет фресок строго по Евангелию от Матфея. Такое последовательное следование хронологии – редко встречается с монументальной живописи XVII века. Большая часть сюжетов верхних ярусов – это исцеления.
Второй ярус открывается и завершается сценами поучений Христа при избрании 12 учеников и отправке их на служение. Тут же чудеса: «Укрощение бури», « Хождение по водам», «Умножение хлебов». Заканчивается повествование о деяниях Христа изображением беседы с учениками, где он говорит о скором Распятии, и сценой «Тайной Вечери в доме Симеона–прокаженного», когда Мария льет на голову Христа миро. Эти два эпизода отсылают к началу следующего ряда – Страстного цикла. Принцип симметрии сюжетов применим и к верхним ярусам. Сцены могут быть соотнесены по смыслу или по форме. Уровень сопоставления различный - чисто внешний - или глубокий, одноплановый – или многоплановый. К примеру, пару образуют "Проповедь с лодки" и "Укрощение бури", где перекликаются изображения моря и лодки; "Притча о милосердном самарянине" и "Беседа с самарянкой"; "Умножение хлебов" и "Притча о богатом и Лазаре", где противопоставлены два образа пира. https://www.isidor.pro/stenopis.html.
Два нижних яруса (третий и четвертый) – это Страсти Христовы – события последних двух суток страданий Христа. В третьем ярусе изображены события, происходившие в Иерусалиме в первые дни Страстной Седьмицы – прения с фарисеями, последние проповеди в важнейшие притчи. Это 24 сюжета. Начинается с «Тайной вечери» и заканчивается «Воскресением Христовым». Если верхние ярусы выглядят как единая цепь изображений, то в нижних ярусам композиции обособленны друг от друга и умещаются между архитектурными членениями. Эпизоды являются главными переломными моментами повествования.
Верхний Страстной цикл состоит из пяти частей: «Тайная вечеря», «Гефсиманский сад», «Целование Иуды» и «Бичевание Христа», «Терновый венец» и «Христос перед народом», «Голгофа». Перед нами история со вступлением, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой.
В нижнем яруса Страстного цикла шесть сюжетов: от «Несения креста» до «Вознесения». Каждая композиция самодостаточна и требует сосредоточения на ней как таковой. Внутри сюжета движение остановлено. Двигаться приходится только зрителю, чтобы переходить от сюжета к сюжету. Направление задано композицией «Несение креста». Эти сюжеты тоже можно «читать» последовательно, как повествование, а можно через парное соотношение: такие пары образуют находящиеся симметрично относительно друг друга сюжеты: «Несение креста» - «Воскресение», «Распятие» - «Наложение печати на гроб», «Снятие с креста» - «Положение во гроб».
Стоит обратить внимание и на роспись сдвоенных колонок и подпружных арок. Их поверхности заполнены фигурами небесных сил – херувимами и ангелами. На щеках подпружных арок шестикрылые серафимы изображены в профиль, как бы подпирая свод и осеняя пространство храма.
Схема расположения композиций евангельского цикла на стенах церкви Вознесения в Ростове.
1 - Проповедь Иоанна Предтечи о Христе, 2 - Призвание апостолов, 3 - Брак в Кане, 4 - Беседа с самарянкой, 5 - Исцеление слепорожденного, 6 - Исцеление слуги сотника, 7 - Исцеление Петровой тещи, 8 - Исцеление многих больных, 9 - Притча о милосердном самарянине, 10 - Исцеление слепого, 11 - Исцеление кровоточивой, 12 - Вечеря в доме Симона фарисея, 13 - Укрощение бури, 14 - Исцеление сухорукого, 15 - Умножение хлебов, 16 - Притча о потерянной драхме, 17 - Притча о десяти девах, 18 - Притча о богатом и Лазаре, 19 - Проповедь с лодки, 20 - Прощение грешницы, 21 - Лепта вдовицы, 22 - Исцеление расслабленного, спускаемого через разобранную крышу, 23 - Обращение Закхея, 24 - Воскрешение дочери Иаира, 25 - Хождение по водам, 26 - Исцеление скорченной, 27 - Благословение детей, 28 - Притча о неимущем одеяния брачного, 29 - Притча о блудном сыне, 30 - Притча о сучке в глазу брата, 31 - Изгнание торгующих из храма.
Источники:
Устройство православного храма
Интерьер Вознесенской церкви. Росписи
https://vita-colorata.livejournal.com/556480.html